Тульпа

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Tulpa, Imaginary Friend. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Я гулял не один, как Все врут про меня. Мой друг — Девочка-невидимка, Что значит «Не видно рук, Не видно ушей и носа, веснушек, гольфиков, кос». Мы ели с ней абрикосы, Невидимый абрикос Слегка пресноват, что значит «Не кислый, не сладкий, не солёный». Катали мячик и строили из камней…

»
— Дана Сидерос, «О невидимых друзьях».

Тульпа[1] — не существующий в реальности персонаж (человек или фантастическое существо), который видится конкретному герою, и который его воспринимает как настоящего; часто играет роль друга и компаньона или, наоборот, антагониста (если символизирует внутренние психологические проблемы героя). От обычной галлюцинации тульпа отличается тем, что, во-первых, обладает ярко выраженной личностью и характером, а во-вторых, галлюцинации глобально искажают восприятие действительности; владелец тульпы же может в остальном воспринимать окружающую реальность абсолютно адекватно.

С тульпой тесно сближается такое понятие, как воображаемый друг: отличие только в том, что владелец воображаемого друга не буквально видит его перед собой. Но всё же уместно рассматривать оба явления вместе, потому что они передаются одними и теми же художественными средствами, и граница между ними очень размыта.

Субверсия — Не такой уж воображаемый друг, когда тот, кого считали сабжем, оказывается абсолютно реальным. Родственный троп — Куб-компаньон. Если автор забывает о воображаемости тульпы и начинает описывать его/её мысли, переживания и действия отдельно от героя, может получиться сон с катсценами.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про то, как алкаш всюду водит за собой по городу огромного крокодила на поводке. Причём крокодил разумен и говорящ. Он всё время ноет (и в автобусе и во время пешей прогулки), что люди отдавливают ему хвост. Выведенный из себя алкаш взрывается (к изумлению ближайших прохожих): «А ну заткнись, чмо зелёное! А то я сейчас хлопну ещё стаканчик — и ты не то что замолкнешь, а и вовсе исчезнешь! Понял?!».

Литература[править]

  • «Братья Карамазовы»: Чёрт, являвшийся Ивану Карамазову.
  • «Бойцовский клуб»: Та́йлер Дёрден, пополам с раздвоением личности
    • Есть версия, что и с Марлой не всё просто. В книге даже есть намёки, но теорию ютуберы развили по фильму.
  • Популярная версия истолкования событий «Малыша и Карлсона». Конфликтует с каноном (в первых двух книгах Карлсона воочию видели по меньшей мере несколько человек, а в третьей книге Карлсон превращает себя в публичного деятеля всешведского масштаба, привлёкши для этого стокгольмские СМИ). Однако именно на этой версии построены советские адаптации — театральный и аудиоспектакль (но не дилогия мультфильмов Бориса Степанцева).
  • «Санаторий безумия» — слоник, зайчик и лошадка, друзья главного героя.
  • Фредерик Браун, «Немного зелени» — главный герой, у которого на плече сидит прирученная инопланетная зверушка. Жаль, что она не разговаривает. Потом выясняется, что разговаривает и всегда ему отвечала. Впрочем, что еще ожидать от человека, который во время крушения угодил на чужую планету и не имеет надежды вернуться на Землю.
  • Патрик Несс «Голос монстра»: собственно монстр.
  • Виктор Близнец, «Звук паутинки» — одно из возможных объяснений, кем или чем является Нина. С одной стороны, неоднозначно даже, является она галлюцинацией (истинной или ложной) главного героя или просто игрой его воображения; с другой, ее упоминает и Адам, независимо от главного героя. В меньшей мере некоторые другие «персонажи».
  • Леонид Юзефович «Князь ветра». Упоминается исходная буддийская концепция «тулбо», при этом подчеркивается, что искусный создатель может заставить других видеть свою галлюцинацию.

Сетевая[править]

  • «Нет прощения!» — Добрый Герой был персонажем любимых комиксов Ричи Токады и его воображаемым другом. А потом он явился уже повзрослевшему Ричи в наркотическом бреду, приобретя гораздо более инфернально-маньячные черты и надолго поселился в его кошмарах.
  • «Тени города» Николая Слимпера. Один из главных героев, Джон Сэндмен, периодически видит и/или слышит «галлюцинацию» в виде человека, которая постоянно преследует Джона, появляясь в любое время и в любом месте. Мефисто видит и слышит все то же, что и Джон, однако способен иначе оценивать обстановку и давать подсказки. Точно неизвестно, является ли Мефистофель одной из способностей Джона как Охотника или он всего лишь плод его воображения, появившийся в связи с невозможностью спать.
  • «Тульпомансер» Дмитрий Нелин: инструкция как создать себе тульпу в осознанных сновидениях.

Фанфики[править]

  • По ту сторону рассвета — Берен от одиночества начал разговаривать с собственным мечом. За четыре года так привык, что не может выйти из сложной психологической ситуации без такого диалога ещё некоторое время после завершения своей партизанской войны.

Кино[править]

  • «Вредный Фред» — тульповодство как оно есть, в чистом, незамутнённом виде. У главгероини в детстве был воображаемый друг, Вредный Фред, характером напоминающий Карлсона, только более пакостный. Мать главгероини узнала, что он прячется в коробке, замотала эту коробку скотчем, и спрятала, тем самым заглушив зловредную фантазию (фантазию ли ?). Уже в зрелом возрасте главгероиня, разбирая вещи, нашла коробочку, открыла, и… Фред вернулся. Такой же как был, готовый развлекаться и измываться надо всеми. Впрочем, вопрос реальности Фреда остаётся открытым, ибо хоть его никто кроме главгероини и таких же воображаемых друзей и не видит, но он видит и слышыт всё — в т. ч. и то, что происходит вне поля зрения «носительницы».
  • «Игры разума»: главный герой-шизофреник завёл себе аж трёх тульп: это воображаемый сосед по комнате Чарльз Герман, его племянница Марсия и мрачный агент спецслужб Уильям Парчер, который выглядит в духе Людей в чёрном.
  • «Король-рыбак»: после смерти жены бродяга Пэрри живёт в воображаемом мире, где он ищет Грааль, и его преследует воображаемый Красный Рыцарь.
  • «Бойцовский клуб» — см. «Литература»
  • «Я никогда не буду твоей»: У Роузи нет настоящих подруг, поэтому она придумала себе воображаемую — Мать-Природу.
  • «Тупофорсинг» (реж. Наталья Николаева): Тим хочет себе единорога и он точно знает, как его заполучить. Для него создать тульпу — не проблема. Проблема в другом: где все эти тульпы будут жить?
  • «Девушка из Дании». Поначалу Эйнар воспринимает созданный его женой образ Лили Эльбе именно как отдельную личность, но потом тульпа полностью берёт над тульповодом контроль.
  • «Богус» — весь фильм про это.
  • Экранизации «Голоса монстра» и «Я убиваю великанов».
  • «Лабиринт Фавна» — субверсия. Поначалу может показаться, что всё волшебство — плод нездорового воображения Офелии, но по ходу фильма оно всё чаще начинает влиять и на реальный мир. Слово божие гласит, что так и задумано: поиграть со зрителем, не давая прямого ответа, но оставив толстые намёки, что Фавн и компания всё-таки реальны.
  • «Кролик Джоджо» — про мальчика из гитлер-югенда, у которого воображаемый друг -… сам Гитлер!
  • «Майор Гром: Чумной Доктор» — Олег Волков (и, как следствие - Чумной Доктор, которого тот изображал) оказывается тульпой Сергея Разумовского.
  • «Вышка» (2022) — две подружки-экстремалки, Бекки и Хантер, застряли не вершине заброшенной 600-метровой телевышки без малейших шансов спуститься вниз самостоятельно. После нескольких неудачных попыток вызвать помощь, Хантер попробовала добраться на верёвке до рюкзака, лежащего на параболической антенне парой десятков метров ниже. И у неё всё получилось, однако, на обратном пути она сорвалась, но чудом успела ухватиться за верёвку и удержаться на ней. Правда в процессе она ободрала ладони в кровь, поэтому дальше все действия выполняла Бекки, а Хантер лишь подбадривала её вдохновляющими речами. Как нетрудно догадаться из самого факта, что этот пример находится в данной статье, на самом деле никакого чуда не случилось и после падения подруги Бекки кукует на вышке уже не с ней, а с тульпой, которую сама же и создала.

Телесериалы[править]

  • «Воздушные замки» (Бразилия): Тиабалду — воображаемый друг дурачка Жувенала.
  • «Красное и черное» («Scarlet and Black»), 1993 — Жюльен Сорель регулярно общается с виртуальным Наполеоном, зрители его тоже видят. Эта тульпа умудряется даже умереть, причем раньше тульповода.
  • «Хэппи» — летающий голубой единорог. В криминальной истории. Субверсия: Хэппи хоть и порождён разумом девочки, но с этого момента вполне реален и самостоятелен — летает, где ему нужно, натыкается на «воображаемых друзей» других людей, даже умудряется заставить другого человека себя видеть.
  • «Несчастливы вместе» — мистер Флоппи, плюшевый кролик, живущий в подвале у Мэллоев. Судя по всему — галлюцинация Джека, любит выпить и покурить. Злобен и саркастичен.
  • «Доктор Хаус» — умершая, но затем «воскресшая» в мозгах поехавшего от веществ Хауса Эмбер Волакис довела его до наркологической клиники.
  • Perception. Натали, «подруга» главного героя.
  • «Мистер Робот».
  • «Шерлок» — Мэри для Ватсона и отчасти Мориарти для самого Шерлока.
  • «Сверхъестественное» — именно что тульпа, вот только это не глюки персонажей, а сверхъестественная сущность, которая формируется из коллективной веры людей (есть подозрение, что такими являются ещё и языческие боги)
    • В оккультизме подобные сущности называются эгрегорами и существуют, пока в них верят. Известным примером в массовой культуре являются вархаммеровские боги Хаоса.
  • «Великолепный век. Кёсем»: Пинхан-ага — воображаемый друг-галлюцинация сходящего с ума шехзаде Мустафы. Всячески подогревал параною Мустафы, но иногда говорил вполне разумные вещи.
  • Второй сезон сериала «Странный ангел» — главный герой, американский химик-ракетостроитель и по совместительству адепт учения Алистера Кроули, в годы войны несколько раз встречается с ним и получает от него секретные задания (намекается, что Кроули работает на британскую разведку, а возможно, и ещё на каких-то «сильных мира сего»). В конце концов военные через Джека выходят на Кроули… и выясняется, что настоящий Кроули — тяжелобольной наркоман с сифилисом, который уже давно не выходит из дома, а тот загадочный джентльмен, с которым встречался Джек, существует только у него в голове и порождён наркотическим психозом. Возможная субверсия: в самом конце намекается, что Кроули всё же общался с Джеком посредством астральной проекции.
  • X-Files — в серии «Аркадия» Малдер обозвал тульпой материализовавшегося из одержимости правилами председателя общины «Аркадия Фоллс» монстра, убивавшего по ночам всех нарушителей. В финале ее жертвой стал сам председатель, нарушивший собственные правила по вине Малдера, и она развоплотилась.

Веб-сериалы[править]

  • «Внутри Лапенко» — в финале 3 сезона выясняется, что Особа существует только в воображении Инженера.

Мультфильмы[править]

  • «Головоломка» — Бинго-Бонго.
  • Не засчитать ли советский мультфильм «Варежка», о девочке, которая настолько сильно хотела иметь собаку, что варежка в её воображении превратилась в живого щенка? Поначалу выглядит как просто сказка о буквальном превращении, но финал расставляет всё по местам.

Мультсериалы[править]

  • «Фостер: Дом для друзей из мира фантазий» — про дом, куда уходят жить такие воображаемые друзья после того, как становятся не нужны детям.
  • «Губка Боб Квадратные штаны» — Пуши Г. Обнимаш, гигантский хомяк, явившийся Губке после поедания несвежего крабсбургера.
  • «Антимульт» — в одной из серий таковой образовался у Фины.

Комиксы[править]

  • «Кельвин и Хобс»: собственно Хобс, плюшевый тигр, который в отсутствие взрослых ведёт себя как живой и разговаривает с Кельвином. Является ли он сабжем, или всё же тут есть мистика — автор намеренно оставляет под вопросом.
  • Майор Гром — Илья Косыгин. Безжалостный полицейский-вигилант, вырезавший почти всю семью наркобарона Тени, оказался второй личностью самого Игоря, тщетно пытавшегося его остановить.
    • В следующих сюжетах оказалось что это ложь, в которой Грома убедили чтобы упрятать в психушку, а Косыгин очень даже реален...
  • В одном из номеров журнала «Микки-Маус» был сюжет под названием «Хэмфри» про то, как Дональд ударился головой и стал видеть гигантского белого мыша по имени Хэмфри. В конце концов он ударился ещё раз, и это прошло, но стоило его племянникам и дяде Скруджу вздохнуть с облегчением, он ударился в третий раз и обзавёлся огромной воображаемой лягушкой Горацио.
  • «Я убиваю великанов» — у Барбары много таких. А может и нет.

Аниме и манга[править]

  • Она приходит к тебе в 3 часа ночи вместо белочки
    Тульпой принято называть определённый тип фан-арта, на котором на фоновую фотографию накладывают анимешного персонажа, чаще всего вырезанного из самого тайтла, но встречаются и полностью авторские. В обоих случаях требуется довольно точно подобрать соответствие фона и персонажа а также наличие большого опыта в монтаже.
  • Afro Samurai: таковым оказывается Ниндзя Ниндзя, говорливый спутник Афро. Озвучивал его тоже Сэм Л. Джексон, что как бы намекает.
  • Tokyo Magnitude 8.0: Юки, брат Мирай, сопровождавший ее после землетрясения, с определённого момента оказывается то ли призраком, то ли тульпой.
  • Fairy Tail: Зера для Мавис. С фитильком, так как впоследствии является и другим людям
  • Seishun Buta Yarou wa Bunny Girl Senpai no Yume wo Minai («Этот глупый свин не понимает мечту девочки-зайки») — вполне вероятно, что ею является первая любовь героя Сёко Макинахара. В обоих случаях, когда мы ее видим, с Сакутой она общается исключительно один на один. Уходя, она оставляет записку, но когда на нее взглянула Май, то без слов отбросила ее и ушла.
    • Пример скорее внутримировой: такое предположение существует у самих героев (конкретно — у Футабы). Полностью Макинахара раскрывается в полнометражном фильме.
    • А Май ушла в том числе именно потому, что впала в шок, что Сакуту успел поддержать кто-то другой, а не она сама, хотя летела со всех ног. Что поясняет позднее.
  • Ore wo Suki nano wa Omae dake ka yo (Ты единственная, кто любит Великого Меня?!) — субверсия. Поначалу Ясуо Хазуки зрителям и впрямь кажется тульпой главного героя — выглядит ровно так же, но душой светел и чист, всегда появляется будто из ниоткуда, беседует с ним исключительно один на один и дает советы, как вести себя в той или иной ситуации. В итоге оказывается реальным человеком.
  • Kono Kanojo wa Fiction desu — главный герой с 5 лет (!) сознательно выстраивал свою тульпу Мичиру, нарисовал тысячи ее портретов, исписал сотни тетрадей. Но внезапно полюбил реальную девушку и решил избавиться от компромата — тут в дело вмешиваются высшие силы и обращают десятки килограммов материалов в воплотившуюся в реальность Мичиру. Она действительно оказывается именно такой, какой ее задумал герой — искренне и горячо любящей девой со множеством сверхспособностей, превращающих повседневную жизнь в веселый кавардак.
  • Kai Byoui Ramune — в 5 серии ею оказывается старший сын пациентки. Недавно он пропал без вести, а его матери прислали лишь отрубленную руку, но она не пожелала принять реальность и видит его рядом с собой. Хуже того, из-за проклятия она не может слышать речь своего младшего реального сына.
  • «Killing Bites» — Инуи Пьюр видит своего давно погибшего щенка Нунупи (гены которого ей пересадили, превратив в гибрида, так что она считает, что Нунупи живет внутри нее), который разговаривает с ней и дает ценные жизненные советы.
  • Gakkougurashi! — сестрёнка Мэгу, что выясняется отнюдь не сразу.

Видеоигры[править]

  • «Ядерный Титбит»: зелёный Чеширский Кот, сопровождающий главного героя после того, как тот принял некий галлюциноген — см. видео в начале статьи.
  • «Эдна и Харви: Взрыв Мозга»: игрушечный кролик Харви, который разговаривает с главной героиней (что, впрочем, неудивительно, учитывая, что она пациентка психбольницы).
    • Вообще-то, чем ближе к финалу, тем больше сомнений. Очень даже может быть, что и Ключник — лишь плод воображения Эдны.
  • Finding Paradise: Фэй, девушка-тульпа. Что интересно, поскольку она «жила» в сознании пациента, герои смогли увидеть её воочию и даже пообщаться с ней.
  • Dead Space — протагонист регулярно видит свою девушку Николь, которая дает ему советы. Даже после того, как четко осознает, что она покончила с собой еще до его прибытия на злополучную «Ишимуру».
  • Batman: Arkham Knight: Джокер, воскресший в одурманенном токсином Пугала Бэтменском разуме. Обычно издевается и треплется о старых добрых временах, но иногда может и указать на верный выход из сложной ситуации.
  • Manhunt 2 — Лео Каспер - вторая личность, искусственно имплантированная в разум Дэниела Лэмба в рамках эксперимента. Дэниелу же он кажется реальным человеком.
  • Mark of the Ninja — если в конце приключения главный герой выбирает самоубийство, то становится очевидно, что помогавшая ему по ходу сюжета подруга из клана являлась лишь плодом его воображения. По ходу игры на этом давались намёки: мол, краска для татуировок вызывает безумие, да и появляется соратница в основном лишь в качестве внутреннего голоса-советчика, никогда не вступая в бой и добираясь до главного героя каким-то невообразимым способом.
  • The Suffering: Ties That Bind — Блэкмор.
  • Draugen — напарница Алиса. Протагонист знает, что она воображаемая, но его это устраивает.
  • Hello Charlotte — Скарлет, нерожденная сестра Чарльза.
  • Call of Duty Black Ops. Резнов. Причём авторы оставили намёки на то, что он не настоящий: например, сквозь него можно стрелять, а еще автор этой правки, перепроходивший эту часть раз пять, ни разу не видел, как Резнов после Воркуты кого-то пристрелил.
  • Cyberpunk 2077 — субверсия. Джонни Сильверхенд попал в голову протагониста посредством "волшебной флешки", но ведет себя именно как воображаемый друг-трикстер (особенно хороша "детективная" побочная миссия про подозреваемую в неверности жену). А еще, похоже, его видела кошка на стройке — если только она сама не такая же тульпа (в игре упоминается, что вообще-то в Найт-Сити не осталось бродячих кошек).
  • American McGee's Alice — Да и всё, что связано с Алисой, в общем. Но в особенности Кролик и Чешир.

Визуальные романы[править]

  • Tulpa: Imagination Games.
  • Little Busters! — вполне вероятно, что такой в реальном мире для Мио являлась Мидори. В ненастоящем мире, в котором происходят практически все события, Мидори материализуется за счёт отобранной тени Мио.
  • Chaos;Head — Орджел Сэйра, главная героиня аниме «Blood Tunes the Animation». Регулярно является главному герою Такуми Нисидзё в его контейнере, преимущественно утешает в сложных ситуациях и уводит от решения проблем в сторону отстранения и продолжения существования хикикомори. По мере преодоления героем своего затворничества и становления героем посещает его все реже, на финальном отрезке пути множество копий Сэйры нападают на Такуми в метро.
    • Ближе к финалу выясняется, что сам Такуми ожившая тульпа Сёгуна
  • ChäoS;ChildОноэ Сэрика
  • Danganronpa V3 — Корекиё страдает раздвоением личности, но при этом как-то умудряется ещё и разговаривать со своим вторым «я» (а вот та же Токо Фукава из первой части не то что не могла этого делать, но ещё и не разделяла воспоминаний со своей второй личностью), из-за чего у многих появилась теория, что это у него по совместительству и тульпа. Распространено это мнение в основном у западных фанатов этого персонажа, русскоговорящие же склоняются к более приземленному ПТСР.
  • 7 дней лета — одна из концовок Алисы так и называется.
  • One Thousand Lies — Клэр Аргирис.
  • «Ласточки: Весна в Бишкеке» — главная героиня Бегайым разговаривает со своей любимой игрушкой (в зависимости от выбора игрока, это может быть плюшевый барс Томпошка, вязаный крокодил Баха или меховой волк Учар). Но что гораздо важнее, игрушка ей отвечает — она вообще весьма общительна и остра на язык, может и подколоть, и дать совет, и поддержать в трудную минуту. Субверсия: игрушка всё же не вымышлена, а вполне материальна, а вот её способность говорить — уже выдумка Бегайым.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий — чёрт, с которым общается герой песни «У меня запой от одиночества».
  • «Ночные снайперы» — «Юго 2»
  • «Тараканы» — «Между первым вдохом и последним выдохом». Главный герой клипа сходит с ума от одиночества в покинутом мире — и "одушевляет" женский манекен.
  • «Наутилус Помпилиус» — «Во время дождя». Тема тульпы раскрыта в романтическом ключе.

Прочее[править]

  • SCP Foundation — одноименный объект SCP-1447, буддистский монах без лица. Первоначально был именно предметом статьи — напарником по проказам, затем стал проказничать сам, причем с каждым разом «шуточки» становились всё опаснее для здоровья и жизни, ну а затем перешел на уровень не такого уж воображаемого врага и активно пытается убить своего создателя.
  • Тина Ленерт номер с условным названием «Уборщица» См. https://www.youtube.com/watch?v=7tJxWh58uwg. В номере «друг» самоорганизуется из различных предметов.
  • Board James — Зигзаг — Хотя по-началу Майк с Бутси считались настояшими, в конце видео про «Шумный дом» они показали, что Джеймс их выдумал из-за одиночества. А вот потом…
  • Способ «воскрешения» умерших, который практикуют в секте Григория Грабового, фактически является именно созданием тульп, которые этих умерших копируют. Адепты даже подчёркивают, что воскресить легче, чем увидеть воскресших — для первого нужны всего лишь ритуалы по лекциям Грабового, а для второго требуются «особые способности».

Примечания[править]

  1. Тульпа — термин в тибетском и индийском буддизме, в религии бон и в оккультизме. Индивидуальная или коллективная галлюцинация, затрагивающая разные органы чувств и внутреннее ощущение. В сознании тульпа может казаться самостоятельным существом и являться собеседником.