Тупая раса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
« Мы — орки, мы зделаны для драки и пабеды! »
— Орки миров Вархаммера о себе

Тупая раса — раса, представители которой, мягко говоря, умом не блещут. То есть они там все просто идиоты и поэтому часто застревают на уровне дикарей или даже ниже, или всецело зависят от кого-то другого. А вот причин и следствий у такой особенности может быть много, отсюда — пересечения с другими типами.

В первую очередь это раса слуг, за которую думает раса господ, в самых тяжёлых случаях даже применяя контроль над разумом. Хотя надо сказать, что делать слуг идиотами не всегда хорошо: сами потом жаловаться будете. Во-вторых, если следовать принципам сила есть — ума не надо и тупой — это зло, то получится гордая и воинственная раса хулиганского типа или отдельные монстры, живущие сами по себе и не способные даже сколько-нибудь организоваться. Наконец, возможна беззаботная жизнелюбивая раса милых дурачков и вечных детей, ни к чему не стремящихся и живущих одним днём.

Общим признаком расовой тупости может быть массовое использование языка Халка или странный грамматика как признак примитивности своего языка и неспособности освоить чужие, и несовместимая с суровой действительностью безумная тролльская логика. С точки зрения гордых и мудрых рас тупыми часто оказываются все негордые и немудрые.

Смежный троп — Люди-минус.

Примеры[править]

Общее[править]

Существует некий традиционный набор тупых рас, применяемый прежде всего к фэнтези, но может из неё переехать и в космооперу:

  • Орк — наиболее известные образцы, кроме близзардовского, в той или иной степени сабж. Близзардовские же — благородные дикари.
  • Гоблин — примерно в половине случаев. Если гоблин не фэнтезийный ЕРЖ (то есть, жадный торгаш или неэтичный изобретатель) — значит, он орк на минималках.
  • Тролль тупой бревно война. Как правило, в фэнтези-сеттингах тролли умом не блещут. Опять же, тролли Варкрафта более-менее сообразительны, а шаманы так вообще башковиты.
  • Огр. Аналогично троллям.

Также, хотя реальной жизни здесь и не надо, имеются кандидаты на это звание для звериного сеттинга. Причём есть точка зрения, что титула сабжа чаще всего удостаиваются именно интеллектуалы от мира животных: их поведение достаточно похоже на человеческое, чтобы ассоциировать их с глупым человеком (менее интеллектуальные животные на людей вообще не похожи и такому эффекту не подвержены), и вообще зловещая долина. Штука в том, что эти интеллектуалы чаще всего — животные стайные/стадные, а большая шумная стая/стадо ассоциируется у человека (особенно когда прёт прямо на него) с толпой, суммарный интеллект которой, как известно, равен интеллекту тупейшего индивида в её составе (при том, что реальная стая/стадо — очень структурированное и иерархичное образование). В случае с опасными хищниками, вроде волков и медведей, налицо ещё и попытка побороть страх перед ними через высмеивание.

  • Куры.
  • Овцы.
    • «Один козёл поведёт за собой стадо баранов» — это уже иносказательное, но справедливо и в прямом смысле.
      • В реальной жизни домашние овцы вполне смышлёные и очень социальные животные, но у них плохое зрение (отсюда «смотрит, как баран на новые ворота»), из-за чего они с трудом находят дорогу от пастбища до овчарни, поэтому к овцам приставляют вожака-козла, у которого зрение нормальное. Бараны же в защите стада и территории и вовсе склонны к берсеркерству.
  • Коровы — аналогично. У домашних коров слишком хорошая жизнь, чтобы требовался ещё и высокий интеллект, а у диких другие механизмы выживания. А ещё свирепый бычара так и норовит броситься на всё красное.
  • Олени, известные, в частности, своей привычкой попадать под колёса.
    • И лоси туда же. Пожалуй, единственный серьёзный враг лося в дикой природе — медведь, который если и нападёт, то из засады (кому оно нужно — копытом в лоб?). А значит, если смотреть на что-то потенциально опасное — нападать оно не станет. Попытки аналогично поступить с приближающимися машинами нередко кончаются фатально как для самих лосей, так и для автомобилей.
  • Голуби, обладающие аналогичной славой. Обыграно в одном из примеров ниже.
  • Ворона. Считается глупой птицей, синонимом глупого рассеянного человека. В реальности врановые — одни из умнейших птиц, наравне с попугаями.
  • Волки. Злые, жадные и тупые.
    • Что характерно, что в реальной жизни волки как раз входят в топ самых умных животных.
  • Медведь. Глупый и неуклюжий. Опять-таки в реале смышлён, хитёр и стремителен (хотя и неповоротлив, да).

В городском, низком и темном фэнтези тупой расой могут быть выведены оборотни. Чаще всего троп играется с прикрученным фитильком: оборотень тупеет до животного уровня только при превращении, в человеческом сохраняя нормальный интеллект, но может играться и прямо, если в сеттинге озверение оборотня проявляется во всей красе независимо от принятой им в данный момент формы.

Литература[править]

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — субверсия в отношении гунганов. Поначалу кажется, что это пример тропа, но потом выясняется, что они очень даже умненькие, просто из-за особенностей гунганского синтаксиса забавно разговаривают, когда переходят на общегалактический или набуанский. Откровенно дураковатый Джа-Джа Бинкс среди них — вроде паршивой овцы(но и он гораздо умнее, чем кажется!).
    • Гаморреанцы считаются одной из самых глупых рас ДДГ. В одной книге подсвечено: "Гаморреанцы явно не на первом месте в Галактике по сообразительности. И даже не на сотом".
  • «Идиократия» — человечество будущего. Генетическое вырождение виновато.
  • «Мама и папа, спасите мир!» (Mom and Dad Save the World, 1992) — все люди с планеты, на которой правит Тодд Разрушитель. О расе слуг ничего не говорится, а вот о том, что тамошние люди не самые умные, заявляет даже сам рассказчик.

Телесериалы[править]

  • «Настоящая кровь» — веры (вервольфы и верпантеры). Из-за сильного влияния животного начала отличаются импульсивностью и агрессивностью, а не умом и сообразительностью. Вервольфов едва ли не все, кто в курсе об их существовании, прямым текстом называют тупыми зверюгами. А у верпантер все еще хуже, потому что в их популяции сильное влияние оказали частые инцесты.

Мультфильмы[править]

  • Серия мультфильмов о Шреке — на самом деле огры очень даже цивилизованы, но вовсе не против, что все остальные считают их тупыми и злобными монстрами, и даже нарочно поддерживают этот стереотип.
    • Учитывая, что одним из признаков цивилизованности является высокий уровень бытовой санитарии и личной гигиены, можно предположить, что огры просто не болеют инфекционными болезнями[1]. А раз так — можно жить в болоте, валяться в грязи, жрать всякую немытую дрянь и украшать дом слизью (которая, может, как плесень, имеет свойства антисептика). Почему нет?
  • Король-Лев — гиены. Причём здесь самки гиен явно умнее.
  • «Гадкий я» — раса «профессиональных» тупых приспешников под названием миньоны. Обожают всё крушить и страдать фигнёй, но к конструктивной деятельности приспособлены мало.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony: Friendship is Magic — весьма вероятно, что коровы и прочие не сильно волшебные копытные, не построившие своей цивилизации и живущие при понях.
    • Впрочем, родственники коров — яки и бизоны — живут если и не в цивилизации (яки), то как минимум в развитом родоплеменном строе (бизоны).
    • Зигзаг у козлов. Среди них есть как обыкновенные неразумные животные, так и вполне дееспособные и умные (хотя и не говорящие), как в команде Айрон Вилла.
    • Внезапно, чейнджлинги. И это при том, что им нужно быть считай шпионами и умело копировать поведение конкретного существа. Тупили что в битве за Кантерлот и самом её хитром плане, что в новом виде, никак не понимая понячьего образа жизни.
  • «Звёздная принцесса и силы зла» — субверсия в отношении мьюнских голубей. Они всем народом старательно прикидываются шлангами.
  • Wakfu — иопы. Они и сами это признают.

Комиксы[править]

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Убийца гоблинов — гоблины. Их умственные способности соотвествует уровню ребёнка, но способность быстро учиться компенсирует их тупость. А еще чем старше гоблины, тем они сильнее и умнее: шаманы даже могут применять магию.
    • Так что, тут не совсем правильно говорить о тупости. Гоблины, по сути, просто дикие и необразованные, ибо ведут пещерный образ жизни. Не более того. Держите гоблина с детства в человеческих условиях и этот хитрец всех за пояс заткнёт.

Видеоигры[править]

  • Dwarf Fortress — основные расы имеют одинаковый интеллект (скорость обучения), хотя и отличающиеся области, в которых они лучше или хуже (у гоблинов, например, плохо с эмпатией), однако кобольды не имеют лингвистических и музыкальных способностей, а их уровень развития напоминает племенной. Более глубокий пример - тролли, огры, троглодиты, оборотни, великаны, манеры и blizzard man имеют особенность SLOW_LEARNER, которая делает их скорость обучения навыкам в два раза меньше остальных разумных рас, убирает лидерские качества (эти существа не могут становиться знатью) и моногамию (размножаются беспорядочно вместо заключения браков), а также позволяет некоторым расам (гоблинам) приручать оных для использования в роли боевых зверей. Впрочем, тролль живт раз в десять дольше человека, так что в плане навыков, теоретически, может быть более умел, чем человеческий мастер.
  • DotA 2 — здесь огры давят педаль в асфальт, пытаясь подкатывать к пням и камням. Что сказывается на их численности.
  • Warcraft — огры, когда-то часть огров решило привязать камень к палке, после чего их общество разделилось на реформаторов, выступающих за новую технологию (Каменный Молот), и традиционалистов, считающих, что камень хорош и без палки(Каменный Кулак). При всём при этом воспользовавшись забытыми технологиями арракоа верхушка огров сделала себя умной. Поэтому долгое время тупыми ограми правили умные и жестокие короли-маги. И вообще огрский рай — это место, в котором они становится умными.
    • Вообще в длинной цепочки эволюции огров и орков каждый следующий вид был меньше и умнее. Так что предки огров ещё более тупы, но при их размере это не их проблема.
  • Mass Effect — ворка. В целом они не то что совсем тупые — сказывается взросление в трущобах вне благ цивилизованной галактики, а на их родине настолько заняты выживанием, что до образования ни у кого дела нет, да и малый срок жизни не позволяет им что-нибудь стоящее создать. В конце-концов, некоторые бандиты с Омеги вполне осознанно заключили союз с Коллекционерами, чтобы улучшить условия жизни, а те ворка, которых с детства воспитывала одна благотворительная организация асари, оказались настолько цивилизованными, что вызвали разрыв шаблона у галактического сообщества.
    • С прикрученным фитильком: батариане. Сценаристами во многом выставлены космическими тупыми нацистами, как они есть, но особо выделяются два события. Во-первых, недальновидная попытка втихую прибрать к рукам Скиллианский Предел, которая обернулась тем, что батариане только перехитрили сами себя. Во-вторых — притащенный ими в родную звездную систему дезактивированный, но не утративший способности индоктринировать Жнец, более известный как «Левиафан Диса». Конечно, тогда про индоктринацию никто не имел ни малейшего понятия, но можно же было подумать, что чужеродный космический объект стоит изучать не в политическом центре своей Гегемонии, а в какой-нибудь секретной лаборатории где-нибудь на окраинах именно на случай, если находка окажется с подвохом. Да и демонстративный разрыв дипломатических связей с Советом Цитадели сложно назвать умным поступком.
  • Warframe — с Гринир всё сложно. Выступая на момент игры расой головорезов, они подвергаются фанатским нападкам на тему, однако созданы были как строители, что подразумевает некие инженерные навыки тоже. С другой стороны, Гринир без хозяев деградируют, а все выдающиеся личности, скорее всего, являются девиантами, из которых ещё многих сажают в тюрьмы или казнят как шибко умных и непослушных.
  • «Космические рейнджеры» — такова репутация малоков. Не то чтобы совсем незаслуженная.
  • Pillars of Eternity — аверсия с ограми: образованием не блещут, но головы у них работают на уровне основных рас.
  • Touhou Project — феи. С прикрученным фитильком: их интеллект находится на уровне семилетних детей, и они точно так же могут быть и находчивыми, и изобретательными. Впрочем, большая часть остальных персонажей считает их сабжем в чистом виде: «Только смерть сможет вылечить такой уровень тупости. А так как феи не могут умереть, они останутся тупыми навечно.»
  • Star Control 2: Траддаш. Регулярно вбивают свою цивилизацию в каменный век ядерными войнами. На момент игры у них идет девятнадцатая попытка.
  • MMORPG Runescape — гоблины. Они такие из-за поклонения «большому, высокому богу войны». Литература? Искусство? Архитектура? А это чё такое? Воевать — вот истинное предназначение гоблинов! А вот пещерные гоблины-пацифисты — вполне культурный и цивилизованный народ, разве что малость необщительный.
  • Ori and the Will of the Wisps — моки. Целая раса собак для глажкиточнее, котиков. Или лемуров. Если присмотреться, то они со всех сторон опекаемы другими обитателями Нивена, а пару раз выдают что вместо того, чтобы разбираться с проблемами, они лучше поиграют.
  • Hollow Knight — абстрактные жуки, составляющие основное население Халлоунеста. Чтобы осилить цивилизацию, им понадобился целый бог-император. Благодаря ему королевство каким-то образом смогло само по себе делать жуков умными, а долгое нахождение в пустошах снаружи возвращает их к инстинктам. Грибы, мотыльки и пчёлы при этом раньше жили коллективным разумом, а вот богомолы и пауки каким-то образом справлялись сами, являясь организованными гордыми воинственными расами.

Настольные игры[править]

  • D&D — раса гномов-механиков, которую собственный бог проклял тупостью и непоколебимым апломбом. Всю свою жизнь посвящают постройке громоздких и малофункциональных «машин Голдберга», которые либо просто не работают, либо работают не так как надо, либо работают настолько так, что лучше бы не надо. Планировались для разрядки смехом, но у игроков и DMов по большей части вызывали одно только раздражение и в поздние редакции не перекочевали.
    • В версии Dragonlance существовала некоторое время раса овражных гномов, нечистоплотных, болезненных и не умеющих считать. Среди игроков даже Джа-Джами не стали: никто просто не понимал, зачем они были созданы и для чего нужны в сеттинге. В итоге их тоже не пустили в новые редакции, поскольку ни играть ими, ни вводить их в истории никто не хотел.
  • Warhammer 40,000 — ну конечно же, орки! Вааагх!, их коллективное психополе, позволяет им компенсировать отсутствие субординации авторитетом сильных вожаков, так что они способны (временами) действовать более-менее осмысленно даже на стратегическом уровне, хотя рядовые умеют только тупо махать топорами и даже стреляют не всегда в сторону противника. Централизованного снабжения у них нет, вместо него — умение собирать оружие и технику из мусора, но и оно самими орками считается не столь уж эффективным (многие варбоссы стараются при возможности пополнять арсенал трофейными машинами), централизованной подготовки — тоже (если не считать за таковую карго-культ в духе клана Кровотопоров, мол, Астра Милитарум — крутые, они ходят строем и носят форму, вот и мы будем ходить строем и носить форму, и тоже будем крутыми!), вместо неё — генетическая память и умение быстро учиться на ходу (а то, что в процессе обучения опасным специальностям вроде пилота или подрывника большая часть «курсантов» сдохнет, так орки всё равно быстро вылупляются по новой).
    • С другой стороны, орки не то чтобы тупые, просто отмороженные до предела и одновременно наивные. И со временем у них это проходит, но только особо крутые при такой «тактике» способны прожить достаточно долго.
      • А ещё у орков есть рабочая экономика и приятное+полезное (правда только для орков) искусство (которое не стоит на месте. Среди последних модных новинок есть «тяжолый метал»), социальная структура.
      • «Вааагх» Зверя в 32 тысячетелетии едва не погубило Империум (дело дошло до того, что отдельные Космодесантники Хаоса (!) сражались за Империум, а на стороне человечества выступала часть Аэльдари с Эльдрадом Ультраном. Орки прокачались настолько, что допёрли до дипломатии (правда с прямыми предложениями (Сдавайтесь или умрите)) и откровенно ржали с поведения правителей Империума.
      • Известен как минимум один пример зачатков социальной философии у орков: «Вы, людишки, все одного размера, поэтому не понятно кто главный. Оттого у вас всегда беспорядок.» (неизвестный варбосс).
        • Это всё же следствие особенностей физиологии самих орков. Чем больше и активнее орк занимается своей профильной деятельностью: простой орк дерётся, меканьяк строит машины, док оперирует — тем крупнее он вырастает, потому у орков каждый «большой специалист» буквально большой — строящие гаргантов меканьяки даже несмотря на сутулость бывают повыше астартес, а некоторые варбоссы даже без брони могут быть размером с целый дредноут.
      • Среди самих зеленокожих ближе всего к тропу снотлинги — довольно иронично, что по множеству намёков это прямые потомки деградировавших крорков, которые изначально среди зеленокожих были наоборот самыми умными.
    • Люди относительно эльдар. По сравнению с ними, по идее, кто угодно тупой, но людям перепадает чаще всего (всё же, люди как-никак заняли их место правителей Галактики, так что эльдар так компенсируют свои комплексы). Эльдар, в свою очередь, выглядят так с позиции рептилоидов сланнов, которые умны настолько, что никуда не лезут, и о них никто толком не знает. К слову, они эльдар предупреждали о последствиях чрезмерного гедонизма, но кто их послушал?
    • Огрины, ветвь человечества, деградировавшая в подобие огров и существующая по принципу «Сила есть — ума не надо». На их автоматы ставят специальные ограничители потому что огрины могут не догадаться отжать спуск.
  • Warhammer Fantasy Battles — помимо вполне классических орков и троллей отличились работяги людоящеров кроксигоры, которым надо отдельно объяснять, что дашь рычаг, но не дашь камень. Завры же скорее жертвы сверхспециализации, обладающие силой тех же орков и при этом уммением в тактику… которого, впрочем, не заметно.
    • Любопытно, что в отличие от огринов из 40К, огры в FB - умные, хитрые и весьма способные к обучению и даже создали высокоэффективное, хоть и немногочисленное, общество.
  • Magic: The Gathering — гоблины, хотя на самом деле они не тупые, а именно что «альтернативно одарённые». И куча других, менее распространённых существ, например мирродинские огры.

Реальная жизнь[править]

  • Нет, конечно, поголовно тупые народы вряд ли встретишь, если они вообще есть. Причиной отсталости скорее будут условия. Одно из исключений — австралийские аборигены. Эти непонятно почему, но за всю свою историю развивались еле-еле, они даже бумеранг изобрели случайно. Когда европейцы пришли туда, то они удивились тому, как аборигены бегали голопопыми, имели слабо организованные племена. Даже сейчас они интегрируются в общество с трудом. Средний уровень интеллекта - 68-72, то есть медицинская дебильность.
    • Причём на фоне тасманийских аборигенов с континентом все было ещё не так плохо. Те в условиях изоляции разучились даже добывать огонь и ловить рыбу.
    • Это вообще характерно для изолированных популяций — они же не с неба упали на свои острова, а приплыли туда (хотя конкретно тасманийцы как раз пришли пешком, в те времена Тасмания была полуостровом) на лодках, которые позднее делать разучились, а следом растеряли и другие умения за отсутствием конкуренции, естественных врагов и сезонности климата. Поэтому неверно воспринимать изолированные племена каменного века как наших предков, это скорее опустившиеся троюродные дядюшки.
    • Также массово низким интеллектом (на границе дебильности) могут «похвастать» и некоторые другие народы, проживающие в специфических условиях. Например, гаитяне — в местных условиях высокий (или хотя бы нормальный) интеллект применять особенно некуда, вот он и не закрепляется в популяции.
  • Именно такую расу специально выводили спартанцы из покорённых жителей Мессении. Самый умных и свободолюбивых выпиливали прямыми методами отрицательной селекции; остальных поколениями старательно держали в положении полуживотных. В итоге даже на фоне спартанцев, не особо славящихся умом (по крайней мере, за пределами поля боя) илоты отличались просто-таки выдающейся глупостью и отсталостью. После битвы под Платеями им было приказано собрать ценности из разгромленного персидского лагеря; часть золотых украшений те, естественно, утаили и попытались продать. Ушлые скупщики легко убедили их, что это не золото и драгоценности, а малоценные бронзовые побрякушки.

Примечания[править]

  1. Не обязательно даже совсем не болеют — вероятно, просто не приматы и не являются потомками древесных животных (и, таким образом, не отучились есть с земли всякую дрянь немытыми руками). К тому-же, «земля — это не грязь», а болото — тем более: насколько даже человеку стоит избегать именно природной, а не антропогенной грязи — очень спорный вопрос, есть мнение, что современная цивилизация с этим перебарщивает.