Тупой солдафон

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона! »
— Армейский фольклор
« Приказать — так будут спать! »
— Один из сабжей IRL

Ать-два! Ать-два! Левой! Левой! Шер-р-р-ренга, стой, ать-два! Напр-р-р-ря-яво! Слушай мой приказ через мою команду! Лопаты на-а-аизготовь! К перекапыванию плаца присту-у-упай! В асфальт! Пр-рёчь! В асфальт! Пр-рёчь! Копаем отсюда и до обеда! Кто копает не в ногу — тому четыре наряда вне очереди! Ать-два! Пер-р-рерыв! Лопаты атла-а-ажить! На месте сесть, ать-два! Конспекты на-а-аизготовь! К изучению матчасти присту-у-упай!..

Тупой солдафон — это не обязательно (хотя в первую очередь) военный или состоящий в иной подобной структуре человек. Солдафонство — это привычка бездумно командовать и тупо подчиняться, при этом ни в коем случае не выходя за узкие рамки привычного шаблона действий. Да, даже тогда, когда он очевидно неприменим и даже вреден вследствие кардинально изменившихся обстоятельств. Солдафон — великий мастер забивать гвозди микроскопами, палить из пушек по воробьям и промерять глубины секстантом. Причина проста: наш герой настолько долго прожил в атмосфере нефти и газа армейской дисциплины, где каждый элемент в лице солдата, сержанта, офицера и даже генерала работает в давным-давно заведённом порядке, что при малейших от него отклонениях испытывает жестокую дезориентацию. Действовать подобно заводному болванчику — это то, что его успокаивает своей привычностью и приводит в душевное равновесие. Если возможно применить аналогию и действовать по ней, солдафон непременно её применит и будет применять, пока не сломается либо он сам, либо объект. А на возмущение не нюхавших пороху салабонов и тем более гражданских ему наплевать.

Хуже всего бывает, когда именно следование распоряжениям солдафона оказывается спасительным (а это бывает, как правило, в привычной ему ситуации, то есть военной или просто экстремальной). Потому что, во-первых, своим солдафонством этот козёл со звёздочками на погонах включает у (нормальных) людей психологический механизм «назло мамке отморожу уши», и смерть начинает видеться им вполне приемлемой альтернативой подчинению такой скотине. А во-вторых, единожды осознав свою правоту, солдафон сразу надувается гордым дирижаблем, и когда он всё-таки ошибётся (а это наверняка произойдёт по окончании кризиса и наступлении мирного времени, если не раньше), объяснить ему это становится задачей совершенно непосильной. Спасением может стать только старший по званию, наделённый хоть малой толикой ума и рассудительности, который придавит солдафона авторитетом. Если же старше солдафона по званию в обозримых окрестностях нет, то увы.

Единственная ситуация, когда у тупого солдафона отключается квадратно-гнездовой способ мышления — это необходимость переложить с себя ответственность за очередное фиаско. Вот тут чудесам его изворотливости позавидует сам Гудини.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про парня, который во время медкомиссии в военкомате сказал, что не может служить — и имеет право не служить! — потому что он пацифист. Комиссия посовещалась, и её глава — пожилой, брутальный военврач — сказал призывнику: «Ничего. Хоть вы и педераст, а послужить всё-таки придётся». Пополам с Красавица Икуку, Не знает матчасти и Комическое непонимание сути, а может быть, еще и с тропом Глухой.

Театр[править]

  • Александр Грибоедов, «Горе от ума» — полковник Скалозуб. При этом всё равно умнее и приспособленнее к жизни, чем Фамусов и компания, да и чем Чацкий тоже.
    • Хотя есть мнение, что Скалозуб просто притворяется таковым, чем троллит московскую публику. В конце концов, он служил в егерских полках (егеря — это по сути спецназ тех времён, служили там самые смелые и инициативные офицеры, сабж статьи в их среде попросту бы не прижился) и воевал в самых горячих точках — Наполеоновских войнах и на Кавказе, при этом выжил и сделал быструю карьеру (и даже недоволен тем, что получил звание полковника на два года раньше должности командира полка).
  • Лифшиц и Кичанова, «Лес не без добрых зверей». Королевский телохранитель — эталонный (и карикатурный) сабж.

Литература[править]

« – «Есть», «так точно», «никак нет» и «ура!» – четыре слова, отпущенных военнослужащему. Как из них сделать кандидатскую диссертацию? Не понимаю… »
— Александр Покровский, «Расстрелять!»
  • Ефрейтор Йозеф Швейк очень талантливо таковым прикидывается. Служивые подтверждают: в краю непуганных идиотов лучший способ сохранить физическое и душевное здоровье — по-идиотьи выть.
    • А вот многие другие персонажи книги, такие, как поручик с говорящей фамилией Дуб, капитан Сагнер, полковники Клаус фон Циллергут и Шредер (список можно продолжить) — именно таковыми и являются.
  • Александр Волков, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — генерал Лан Пирот. В прямом смысле дерево! Причём если дуболомов ему пришлось учить строевой дисциплине (в том числе и колотушками), то сам он, похоже, с нею родился. Возможно, потому Элли и переквалифицировала его в финале в учителя танцев — тоже ведь шагистика.
    • И полковник Мон-Со у менвитов. Сослуживцы и подчинённые его ненавидят настолько, что он думает, что, застрянь он возле Черных Камней Гингемы — никто из лётчиков не придёт ему на помощь. А ведь он только что спас их всех, да и вообще, непосредственно в военных действиях проявляет себя как дельный и храбрый офицер. Зато, кроме службы и спорта, вообще, похоже, никаких увлечений не имеет, во время полёта на «Диавоне» семнадцать лет бил баклуши.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Рэндилл Тарли. Военачальник действительно хороший, но слишком проникся армейской жизнью и придерживается принципа «Не служил — не мужик лорд»: не смог смириться с тем, что его старший сын Сэм — робкий ботан, и сослал его в Ночной Дозор, чтобы хоть там из него сделали мужчину (или убили, это для Рэндилла всё равно лучше, чем откосить).
  • Встречается в каждом втором произвежении Гарри Гаррисона: этот автор являлся убеждённым пацифистом, так что армейскую муштру, а равно предмет данной статьи (с которыми был вполне знаком на личном опыте) откровенно ненавидел и высмеивал при каждом удобном случае. Поэтому, если в произведении Гаррисона появляется армия или военные, не сомневайтесь, будут и примеры тропа. Нередко сыгранного тем или иным образом: тупой солдафон на поверку может оказаться не столь уж туп и солдафонист, а лишь мимикрировать под такого из карьерных соображений или иной личной выгоды. Самоирония Гаррисону тоже не чужда: в одной из книг серии «Стальная крыса» главный герой вынужден набирать музыкальную группу из военнослужащих… и отвергает всех в силу их полнейшей бездарности, взамен собирая группу из кое-как подобранных личностей самого штатского вида, которые на поверку оказываются армейским психологом, инструктором по рукопашному бою и так далее. Впрочем, воплощениями данного тропа эти персонажи в любом случае не являются.
  • Курт Воннегут «Сирены Титана» — за пять лет до первого «Билла, героя Галлактики». Марсианская армия состоит целиком (за исключением 800 «настоящих командиров» в звании рядового) из парней с промытыми мозгами и антенной в затылке.

Кино[править]

  • Аватар Джеймса Кэмерона — главного героя после его зачисления в научный отдел не раз и не два начальница этого отдела называла тупым солдафоном и чучелом с автоматом. И, надо сказать, во время первой совместной экспедиции на Пандору Джейк Салли полностью оправдал все ожидания — разозлил сразу нескольких представителей местной фауны, забрёл в какую-то глушь и чуть не угробил своего аватара.

Телевидение[править]

  • Каламбур — экипаж «Железного капута»
  • Осторожно, модерн! 2 — вечно гыгыкающий над всем и вся прапорщик Пастушенко. Главный герой, прапорщик Задов, хоть и поумней, но тоже умом не шибко блещет.
  • «Уральские пельмени» — в номере, где бюджетники собрались обсудить, кому из них повышать зарплату, таким представлен военный: «Товарищи гражданские, вы можете хоть иногда выражаться матом, а то ведь непонятно ничего», «эээ, после армии пенсия… вы мне там не путайте (когда сотрудник полиции сказал, что пошёл работать в органы после армии)», «„Предлагаю все деньги отдать в Афганистан“ — „Почему?“ — „Потому что он первый по алфавиту“».

Мультфильмы[править]

  • «Остров сокровищ» Давида Черкасского — это пародийная версия, и капитан Александр Смоллетт тут именно такой. Но — с некоторыми нюансами, еле заметными и оттого особенно приятными.

Мультсериалы[править]

  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 1 сезон, 12 серия. Главный вожатый летнего лагеря «Каменистое ущелье» Билл МакГрид является карикатурно-эталонным воплощением тропа. Этот мускулистый здоровяк с короткой стрижкой искренне считает, что летний лагерь — это не курорт, а суровая школа жизни, и обещает превратить детишек в ответственных взрослых. Для этого он запрещает любое веселье и нещадно гоняет и муштрует своих подопечных с раннего утро до позднего вечера, выкрикивая приказы во всю мощь своей лужёной глотки. Лагерь, на минуточку, самый обычный, без какого-либо армейско-военного уклона. Правда, после близкого знакомства с тутошним монстром Билл перевоспитался, открыл в себе внутреннего ребёнка и начал вселиться вместе со всеми.

Комиксы[править]

  • «Астерикс» — римская армия здесь показана очень разнообразно, но, среди всего прочего, и сабжи попадаются.

Реальная жизнь[править]

« Баранье упорство в этом экипаже такое, что от него за десять метров бараниной пахнет! »
— контр-адмирал Юрий Кириллов
  • Глава Балтийского флота Игорь Мухаметшин, который во время голосования, чьё имя присвоить Калининградскому аэропорту (в голосовании лидировал Иммануил Кант) выдал следующую тираду: «Кант (…) писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и читать не будет». Справедливости ради, называть аэропорт в честь человека, который жил в XVIII веке и на самолётах не летал — идея сомнительная, но аргументацией товарищ вице-адмирал опозорил исключительно себя самого.
  • Депутат Госдумы Андрей Гурулёв, генерал-лейтенант запаса, печально известен публично озвученным на федеральном канале «Россия-1» предложением «если не изолировать, то хотя бы как-то уничтожить» тех россиян, что не поддерживают президента. Их количество товарищ г.-лейтенант запаса оценил в 20 % от общего числа народу, что в абсолютных цифрах будет от примерно 21 (если считать только избирателей) до 29 (если считать вообще всех) миллионов человек — сравнимо с потерями СССР в Великой Отечественной войне.
  • Один из аргументов против военной службы по призыву — эффективность, с которой она воспитывает сабжей. 17-18-летний остолоп, в мозгах у которого ещё не до конца сформировались нейронные связи добра со злом, и до призыва-то чаще всего не был гигантом мысли. А теперь он попадает в лапы сержантам Зверям, которые ему всю мораль, нравственность и технику безопасности заменяют на армейский устав и способы объехать оный на кривой козе — что то, что другое на гражданке бесполезно чуть менее, чем полностью. А учиться человеческим взаимоотношениям новоиспечённый солдафон боится, так как это значит проявлять инициативу, которую ему за минувший год (ранее — за два) успели накрепко отбить.
    • Впрочем, есть и те, кто ещё до призыва успел отрастить себе тот самый Внутренний Стержень и критическое мышление. Те демобилизуются с софт-скиллами брать на себя ответственность и выпутываться из сложных ситуаций, особенно тех, где от тебя требуют изображать идиота, с минимальным ущербом для себя, а ещё выносят чувство «как же я счастлив, что этого долбодебилизма больше не увижу!» Но это, разумеется, заслуга их самих, хороших родителей и/или знающих своё дело педагогов, а никак не армии.
      • Пути и последствия применения пресловутой армейской смекалки на гражданке весьма выпукло показаны в первых сезонах «Кухни». В поздних сезонах создатели сериала выполняют соцзаказ и почти незаметно убеждают, что армия из любого долбодятла воспитает достойного члена общества (хулиганистый сын Елены).
  • Известная беда, когда начальником над некой гражданской структурой назначают/избирают отставного военного по логике «полком командовал — и с филиалом управится». Чаще всего это означает типичное армейское преобладание формы над содержанием, показухи и угождения начальству над реальными действиями и традиции превыше разума.
  • Вне армии таких, с некоторыми оговорками и в отношении некоторых вопросов, успешно воспитывала позднесоветская система образования, особенно школьного, и в некоторой степени, увы, продолжает — система нынешняя. Есть два мнения — преподавателя и неправильное! Если кто-то не знает какого-нибудь факта или мыслит иначе — карать его черенком от лопаты! Если в методичке сказано, что синие занавески символизируют — значит символизируют! (Не зря, ох не зря одно из названий родственного явления — «синдром школьного учителя литературы».) Отступ должен быть ровно четыре клеточки! Если сказано, что такие задачи надо решать вот так — значит, решаем так. С ответом сходится? Ну и замечательно, и нечего тут умничать, тоже выдумал «не может канарейка весить десять тонн»! Написано в учебнике — значит может! Малейшая попытка отступления от зазубренных алгоритмов и формул вызывает у такого преподавателя панику, обычно выливающуюся в применение карательных мер к еретику. В результате на выходе получаются люди, прекрасно надрессированные подставлять числа в готовые формулы и сличать с ответом в конце учебника, зато намертво отученные задумываться, почему эти формулы таковы и будут ли они верны в немного иных условиях. Часть из них потом становится теми самыми преподавателями, которые преподают в таком ключе. Остальные просто проникаются отвращением к любым формулам и учёбе как таковой. Избежать форматирования мозгов удается или сугубым (и притом умным) упрямцам, или угодившим к талантливым педагогам, солдафонством не страдающим. Разумеется, чем выше класс учебного заведения — тем ниже шанс столкнуться с подобным, но он всегда остается ненулевым.
    • С другой стороны, причины этого тоже ясны: умение ученика действовать по алгоритму гораздо проще оценивать вышестоящим инстанциям. Потому что одарённого может квалифицированно оценить только реально сильный специалист в той же области — творческие конкурсы на соответствующие специальности сохраняются именно за этим — но это неизменно порождает протекционизм, ради борьбы с которым некогда ЕГЭ и вводилось. А другая причина: если от учителя требуют высоких результатов сложного экзамена при том, что большинство учеников неспособны полноценно овладеть теорией и/или учебный процесс поставлен из рук вон плохо, то учитель выбирает путь наименьшего сопротивления и натаскивает на типовые задания. Теоретически это лечится полным переформатированием учебного процесса (и, может быть, реинтеграцией школьного образования с профессиональным) — но такое возможно, увы, не с этим правительством.