Убийства не было

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Иногда расследование загадочного убийства приводит к парадоксальному выводу: его не было (в первую очередь в юридическом плане, например орк на чоппу натянул). Например, жертва в определенном смысле и не существовала, это вымышленное лицо. Либо по-прежнему жива. Либо смерть наступила не от целенаправленных действий другого человека, а по иной причине. Иногда встречается в виде зигзага: расследуемого убийства не было, зато было другое.

В фантастических сеттингах также возможна ситуация, когда жертва лишь казалась человеком и само понятие убийства к ней неприменимо.

Примеры[править]

Мнимая личность[править]

  • Фольклорный сюжет, где мужик решил испытать собственную жену, по большому секрету признавшись ей в мнимом убийстве. Жена разболтала «тайну» соседям, в конце концов дошло до властей. Мужика спасло только предложение раскопать «могилу».
  • Артур Конан Дойл, рассказ «Установление личности» — под маской жениха мисс Сазерленд, взявшего с неё клятву верности, а затем пропавшего, скрывался отчим, которому её замужество было бы весьма невыгодно.
  • Г. К. Честертон, «Проклятая книга» — все жертвы книги либо выдуманы одним шутником, либо одна из личин шутника.
  • Айзек Азимов, «Основание» — торговца судят за выдачу вражеским властям чудом сбежавшего от них миссионера. Торговец в ответ показывает кадр, где у «священника» чётко видна татуировка вражеской госбезопасности.
  • Umineko no Naku Koro ni — расшифровка задачи с лишним человеком на острове заключается в том, что Канон и Шаннон один и тот же человек, просто мастерски переодевающийся.
  • Дарья Донцова, «Пальцы китайским веером» — мальчик Ваня узнал, что у его родителей когда-то была дочка Аня, заподозрил, что она была убита, и попросил сыщицу-любительницу Дашу Васильеву выяснить судьбу сестры. Оказалось, что Аня — он сам. Малыш родился гермафродитом, первое время его пытались растить как девочку, но потом решили, что лучше быть ему парнем. На момент «смены пола» Ваня был очень маленьким и ничего не запомнил.

Жертва жива[править]

Часто пересекается с инсценировал смерть.

  • Легендарная история о древнеримском судье: он приговорил подозреваемого к смертной казни. Но палач, узрев, что «жертва убийства» жива, не стал совершать казнь. За что судья казнил палача за отказ приводить приговор к исполнению, подозреваемого в соответствии с приговором, и казнил «жертву убийства» как виновного в смерти подозреваемого и его палача.
  • Р. Тома, пьеса «Восемь любящих женщин» — убийство главы семьи было инсценировано его младшей дочерью, чтобы он наконец-то услышал, что о нём действительно думают домочадцы. Субверсия: не вынеся боли от навалившейся на него правды, тот в конце концов застрелился по-настоящему.
  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — сбегая от адского папаши, Гек имитировал нападение на хижину и собственное убийство. Все поверили в это, в результате и негр Джим, и впоследствии Том при встрече с Геком решили, что он призрак.
  • А. П. Чехов, рассказ «Шведская спичка» — якобы убитый корнет Кляузов всего лишь проводил время у любовницы.
  • И снова сэр Артур Конан Дойл:
    • «Человек с рассеченной губой» — нищий Хью Бун, задержанный по подозрению в убийстве Невилла Сент-Клера, и есть загримированный Сент-Клер.
    • «Подрядчик из Норвуда» — жертва имитировала собственное убийство, чтобы в нём обвинили сына его давнего врага.
    • «Последнее дело Холмса» — изначально это было взаимное убийство без игры со штампом, но впоследствии автор воскресил одну из жертв. Получился зигзаг.
  • Майкл Крайтон, «Государство страха» — ДТП, похожее на самоубийство, а в процессе расследования всё более напоминающее убийство миллиардера… Не в меру циничный читатель примерно с момента ДТП ожидает, что миллиардер окажется жив. Конец немного предсказуем.
  • Книга и телесериал «Видоизмененный углерод» — у жертвы был бэкап памяти, которую загрузили клону. Так что застреленный миллиардер жив, просто не помнит последние двадцать четыре часа[1].
  • Советский фильм «Мой нежно любимый детектив» — мисс Холмс и мисс Ватсон пытаются выставить на посмешище, подсунув им такое дело.
  • «Коломбо» — напрямую троп не отыгрывается ни разу за сериал, однако он отыгран зигзагом в сериях «Коломбо сеет панику» и «Умереть некогда»:
    • На протяжении почти всего эпизода «Коломбо сеет панику» лейтенант пытался доказать вину одного из сотрудников в убийстве владелицы модного журнала. Но на самом деле её исчезновение было инсценировкой для создания шумихи и поднятия продаж. Правда, потом головокружение от успехов снесло крышу хозяйке журнала, она захотела его продать, а сотрудников уволить, и была убита этим сотрудником уже взаправду, не без расчёта, что второй раз не поверят. Впрочем, Коломбо быстро нашёл тело по сигналам браслета-бипера на её руке.
    • В эпизоде «Умереть некогда» похищенную женщину удалось спасти прежде, чем маньяк зарезал её, но убийство всё же произошло: Маньяк при задержании был застрелен полицейским.
  • Джон Кольер, рассказ «О мёртвых хорошо или ничего» — пока жена в отъезде, муж решил забетонировать в подвале пол. Соседи, заглянув к нему, в отъезд жены (и совпавший с ним ремонт) не поверили. Посчитав, что муж убил жену, они выразили полное понимание, попутно рассказав о всех грешках «покойной» и пообещав молчать о трупе под полом. Муж крепко задумывается, а после возвращения жены приглашает ту осмотреть ремонт в подвале…
  • Том Шарп, «Уилт». Версию о сбежавшей жене и утопленной в бетоне резиновой кукле следователь отметает сразу. А зря.
  • L. A. Noire — Эдриан Блэк, уставший от жены и быта, решил инсценировать свою гибель от рук неизвестных злоумышленников, заляпав свою брошенную машину свиной кровью.
  • Питер Коррис, «The Empty Beach» («Как в воду канул») — бизнесвумен нанимает частного детектива для расследования пропажи (и, судя по уликам, убийства) её мужа, тоже бизнесмена, занимавшегося сомнительными с точки зрения закона делами. Однако не для результата, а для процесса: в процессе расследования на поверхность всплыли некоторые факты о конкурентах этой семейной пары, таких же полукриминальных дельцах, их устранение из бизнеса и было основной целью. А сам бизнесмен просто инсценировал смертьИли нет?
  • Umineko no Naku Koro ni — в расследовании убийств часто одной из сложнейших задач было выяснить действительно ли был убит человек и не имитировал ли он смерть. В шестом эпизоде Эрика решила эту проблему радикально, убив первых «жертв».
  • Апокрифическая история (учитывая почти гротескную гипертрофированность и тот факт, что рассказана история была в навозной прессе, скорее всего, как минимум, в действительности все было не совсем так, а как максимум — это от начала и до конца городская легенда) о парне, из которого выбили признание в убийстве пропавшей без вести сестры — а сестра возьми и окажись живой (сбежала с нежелательным для семьи женихом, через несколько месяцев вышла на связь). При этом, поскольку парня признали невменяемым (перестарался с подробностями версии) и отправили на принудительное лечение, его так и не освободили, несмотря на установленное отсутствие факта преступления.
  • Песня Ивана Кучина «Хрустальная ваза» с похожим сюжетом: жена сбежала с любовником, а мужа обвинили в убийстве. Выйдя из тюрьмы, муж через какое-то время столкнулся с женой на улице и убил уже по-настоящему. Как он потом ни доказывал, что уже отсидел за это преступление, его снова осудили и приговорили к расстрелу.
  • «Однажды в сказке» — 1 сезон. Реджина Миллс инсценировала убийство Кэтрин Нолан, похитив её и подбросив Мэри Маргарет Бланшар шкатулку, с якобы сердцем Кэтрин (на самом деле сердце было вынуто из трупа в анатомическом театре). Однако мистер Голд сорвал план Реджины, предоставив живую Кэтрин.
  • «Закон и порядок» — в одной из серий Бриско и Логан расследуют запечатлённое на видео убийство и изнасилование школьницы. Они отправляются к родителям предполагаемой жертвы, а дверь открывает она сама. «Убийство» было удачной инсценировкой без согласия девушки, поэтому выглядело очень правдоподобно.
  • Grim Fandango — Мэнни опаивает матроса снотворным и подбрасывает его личный жетон трупу в морге, чтобы патологоанатом известил капитана о смерти матроса, и Мэнни смог занять освободившееся на корабле место.
  • Павел Шестаков, «Через лабиринт» — зигзаг: выясняется, что «убитый» Укладников не только жив, но и сам убил одного из подозреваемых — Стояновского, инсценировав свою смерть.
  • Sweet F. Cake — дело об исчезновении Шурика, в котором Матильда обвиняет Екатерину на основе найденной ею трубы со следами его крови и его халата в выброшенном той мусорном пакете. Екатерина, насладившись судилищем, эффектно приглашает в актовый зал...Шурика - никто его не убивал и не похищал, он тупо проспал все выходные в лаборантской и отлеживался дома.

Жертва — не человек (и вообще не живое существо)[править]

  • Братья Стругацкие, «Отель „У погибшего альпиниста“» — Олаф оказывается роботом пришельцев, а его мнимая смерть — всего лишь разрядкой батарей.
  • Владимир и Татьяна Сотниковы, «У сыщиков каникул не бывает» — жуткий труп, который главные герои увидели за окном чужой квартиры, оказался… восковой фигурой Сальвадора Дали, изготовленной для музея.

Убийца — не разумное существо[править]

  • Эдгар По, «Убийство на улице Морг» — орангутан. Хотя частично виноват и владелец — не уследил за питомцем.
  • Редьярд Киплинг, «Бими» — и здесь (хотя не детектив) убил орангутан. Зверски в обоих смыслах.
  • Тот же Артур Конан Дойл:
    • «Серебряный» — конь. Тут жертва виновата сама — попыталась сделать крошечный надрез на ноге, чтобы животное не победило на соревнованиях.
    • «Львиная грива» — медуза. Безмозглая ядовитая тварь, что с неё возьмёшь?
    • Рассказ «Полосатый сундук» (на этот раз не про Холмса). Моряки натыкаются на корабль и находят на нём труп человека, которому размозжили голову топором. Потом так же погибает один из членов экипажа. Разгадка: на дне сундука лежит золотой подсвечник. Если попытаться его поднять, из кромки крышки выскочат стальные клыки. Это удалось выяснить, подцепив драгоценность тростью
  • «Зена — королева воинов» — эпизод «Чисто греческое убийство». Наёмную убийцу Равеннику случайно убила Арго, лошадь Зены (Точнее, стечение обстоятельств, которое она запустила: лягнула убийцу при попытке ранить ей ногу, в результате та упала и ей в грудь немного воткнулся ее же выбитый кинжал, после чего она была только ранена и поднялась, но ее ударило задетой люстрой и от этого лезвие вошло глубже).

Это самоубийство[править]

Может частично пересекаться с тропом Обвинить в самоубийстве.

  • Артур Конан Дойл, «Загадка Торского моста» — жертва обставляет свое самоубийство как убийство, чтобы подставить своего врага.
    • Тот же самый сюжет — Г. К. Честертон, «Странное преступление Джона Боулнойза».
      • И в совместном рассказе Эдгара Джепсона и Роберта Эсташа «Чайный лист».
  • Мультфильм А. Бубнова «Убийство лорда Уотербрука» (пародия на Конан Дойла, но пуще того — на цикл телефильмов И. Масленникова с В. Ливановым) — «Да, это было самоубийство! И именно из-за отвратительного жаркого!». Причем заявляет это Шерлоку Холмсу сам лорд Уотербрук, не выдержавший безумия версий его убийства, выдвигаемых Холмсом.
  • Агата Кристи — этот же сюжет в рассказе «Осиное гнездо» (из сборника «Двойной грех и другие рассказы»). А в еще нескольких рассказах друг самоубийцы, обнаружив тело, обставляет всё как убийство. Делает он/она это с целью обвинить в убийстве виновника самоубийства.
  • Её же «Десять негритят» — так умер судья Уоргрейв.
  • Г. К. Честертон, «Три орудия смерти». Убитый сам выскочил в окно. А подозреваемые на самом деле пытались его спасти. Да, со стрельбой, верёвкой и кинжалом.
  • Александра Маринина, «Всё не так» — персонаж покончил с собой из-за смертельного диагноза, но обставил это как убийство, чтобы отомстить родственникам за унижения детства.
  • Виктория Платова, «Такси для ангела» — аналогично: автор детективов Аглая Канунникова ушла из жизни, не сумев пережить потерю любимого, но замаскировала свою смерть под убийство.
  • «Достать ножи» — Харлан Тромби сам перерезал себе горло.
  • «Чисто английские убийства» — в одном эпизоде инспектор Барнаби расследовал дело о смерти молодой женщины, которую, как оказалось, никто не убивал: она была больна раком лёгких в последней стадии и покончила с собой, чтобы не мучиться.
  • «Инспектор Кестер», серия «Ледяной план» — узнав об измене мужа, женщина, которой было нечего терять, заказала на кухню партию льда в брикетах, велела курьеру сложить их на кухне аккурат под крюком люстры, приняла яд и села на лед, просунув шею в петлю. Лед растаял, вода стекла в слив в полу, мертвое тело повисло в петле, но судебно-медицинская экспертиза нашла яд в крови, а так как сама женщина, вроде как, в петлю залезть не могла физически (на полу ни намека на стул или что-либо, на что можно встать), главным подозреваемым стал неверный супруг.
  • «Аббатство Даунтон». Вера Бейтс. Ну насколько мерзкой (а также несчастной и несамостоятельной) надо быть, чтобы, осознав, что муж всё-таки ушёл и не вернётся, покончить с собой, всё подстроив так, чтобы его судили и (желательно) повесили за твоё убийство?!
  • «Смерть в раю» — несколько явных убийств на самом деле оказывались самоубийствами.
  • Детективно-фантастический сериал «Вечность»:
    • «Искусство убийства» — самоубийство и без того умирающей от смертельного заболевания. Все подозреваемые оказались не в том месте не в то время.
    • «Ночь преступлений» — несчастный случай пополам с попыткой самоубийства. Впрочем, настоящее убийство тут тоже есть.
  • «Видоизмененный углерод» — вдобавок к написанному ранее, миллиардер застрелился сам именно для того, чтобы избавиться от нежелательных воспоминаний до того, как они уйдут в бэкап.
  • «Beholder 2» — Калеб Редгрейв выпрыгнул из окна сам. Впрочем, спасаясь от участи хуже смерти.
  • Ace Attorney: Последнее дело Феникса до его возвращения в Dual Destinies оказалось самоубийством. Также 3 дело в Spirit of Justice — Тау’руст совершил самоубийство чтобы защитить свою жену.
  • «Пропавший чиновник» — «жертва» жива, а за свой труп выдаёт труп настоящего самоубийцы. А поскольку этот любитель взрывчатки покончил с собой при помощи какого-то несуразного количества динамита (даже в зубы шашку взял!), с идентификацией возникли проблемы. В конце концов, устав от жизни, повторяет троп ещё раз, выдавая себя за убийцу бедолаги — мол, подсунул ему сигару с динамитом и одолжил пальтишко с подозрительно тяжёлыми карманами. В этот раз следствие так и остаётся в неведении — но это его способ удалиться от мира в своего рода эрзац монастыря.
  • Джоанна Хэ, «Наследница журавля» — король Ли Вэнь сам принял яд, так как разочаровался в своих идеях и своём правлении, а также видел, что созданное им государство насквозь прогнило.
  • «Дела Лорда Эль-Меллоя» из Насуверса — лорд Анимусфер принёс сам себя в жертву в ходе ритуала, а потом пытался сделать то же с родственниками, чтобы достичь бессмертия. Вейвер прямо говорит, что когда в дело вступает магия, о виновнике и способе убийства при расследовании рассуждать бессмысленно, поскольку ей логика не писана.

Это несчастный случай или естественная смерть[править]

  • Ежи Едигей, «Внезапная смерть игрока» — злодей перепутал бокалы и сам выпил подсыпанный другому яд.
    • Тот же сюжет у Г. К. Честертона, рассказ «Бездонный колодец».
  • Опять Честертон, «Неразрешимая загадка» — старик умер естественной смертью. Его родственники в сговоре и валяют дурака, разыгрывая убийство и подкидывая улики друг против друга только с одной целью — задержать детектива и не дать ему приехать вовремя на место настоящего преступления.
  • Владимир Савченко, «Открытие себя» — клонирующая машина таки угробила изобретателя. Но остались три клона разной степени сходства с оригиналом, из которых один более-менее представляет, что произошло. Он-то и является основным подозреваемым.
  • Агата Кристи, «Трагедия в трёх актах» — первая смерть частично подпадает под троп: убийца добавил яд в случайный бокал, «репетируя» запланированное убийство. Когда смерть признали инфарктом — повторил уже с намеченной жертвой.
  • «Летучая мышь», советская экранизация — рябчик умер от нервного шока, а не от выстрела охотника.
  • Мини-сериал «Элли и Джулс» — девочку Элли не убивали, а её смерть вызвана неудачным падением с качелей.
  • «Инспектор Морс», серия «Последний автобус на Вудсток» — Сильвия Кей погибла в результате несчастного случая, попав в дождливый вечер под колёса, а не была забита до смерти и изуродована, как думали сыщики поначалу.
  • «Детектив Раш» — в четвёртой серии шестого сезона в ходе расследования обстоятельств смерти молодой девушки, тело которой было найдено в заброшенном колодце, Лили Раш пришла к выводу, что та не была убита, а просто упала в этот колодец, катаясь вечером на роликах по парку.
  • «C.S.I. Место преступления: Майами», эпизод ​​​​«Теория хаоса» — в конце расследования Гилберт Гриссом вынужден признать, что исчезновение и смерть студентки Пейдж Райкофф, чей труп был обнаружен в мусорном баке, были результатом серии неудачного совпадения случайных событий, которые в итоге привели к гибели девушки в результате трагического несчастного случая, на первый взгляд показавшегося убийством. А родители Пейдж так и не поверили доказательствам детективов, оставшись в убеждении, что их дочь стала жертвой преступления.
  • Серия визуальных романов Ace Attorney — DLC-дело «Turnabout Reclaimed» из Dual Destinies. Джек Шипли поскользнулся и упал в пустой бассейн для косаток. Марлон попытался его спасти, но не получилось. Интересно, что смерть попытались выдать за этот же троп в другой его разновидности: якобы в смерти Шиппи виновата косатка.
  • Городская легенда о самоубийстве Рональда Опуса. Данная история легла в основу фильма «Магнолия» Пола Андерсона, а также была использована в сюжетах ряда детективных сериалов, включая американские «Закон и порядок», «C.S.I.: Место преступления Майами», «Убойный отдел» и австралийский «Зов убийцы».
  • Плоский мир — в одном из рассказов Моркоу, в ходе опроса свидетеля, который просто не мог отсутствовать во время гибели одного гада узнаёт, что покойный действительно упал и подавился свистком (или дудкой).
  • Павел Шестаков, «Страх высоты» — в конце концов выясняется, что Антон Тихомиров просто не удержался, пытаясь перелезть с балкона в окно комнаты, его никто не убивал и не доводил до самоубийства.
  • Андрей Ломачинский, «Цветы для патологоанатома» — описание нескольких случаев прекращения дела об убийстве после того, как на вскрытии выяснялось, что смерть естественная.
  • Гастон Леру, «Тайна желтой комнаты» — субверсия. Покушение в закрытой комнате действительно было. Куда ж делся убийца? А оно было гораздо раньше. А падение жертвы, рана и выстрел револьвера произошли уже потом, случайно.
    • Продолжение, «Духи дамы в черном» — средь бела дня почти на глазах толпы убили человека, разбив ему голову! Эм… Ну… На самом деле жертва просто неудачно оступилась…

Жертва уже была мертва[править]

  • Фольклорный сюжет о дураке (опционально Иване), который случайно или по дурости зашиб насмерть старуху, нарядил по-праздничному и поехал в город, ведя себя по дороге как классический водятел. Рано или поздно его телегу/сани кто-нибудь толкал, труп вылетал в кювет, а дурак, не будь таков, начинал в голос причитать, что злодеи убили его мать (педаль в пол, если покойница ей и была). «Виновники ДТП» предпочитали не дожидаться правоохранительных органов, а договаривались на месте.
  • У того же Конан Дойля описано два случая («Знак четырёх» и «Горбун»), где человек получает удар по голове… упав мертвым от апоплектического удара. В первом случае труп прячут, чтобы не приняли за убийство, во втором всё разъясняет вскрытие.
  • «Разрушитель» — героя замораживают за то, что он при задержании преступника допустил гибель заложников. Позже преступник проговаривается, что они к тому времени уже были давно мертвы.
  • Аркадий Стругацкий, «Подробности жизни Никиты Воронцова» — ГГ умер от внутренних причин до того, как упал от удара и получил несовместимую с жизнью травму черепа.
    • Причем там всё хитрее: зная с точностью до секунды время своей естественной смерти, ГГ специально подгадал так, чтобы именно в этот момент его толкнул молодой гопник. С юридической точки зрения он толкал уже труп, что уголовно ненаказуемо — но сама картина «человека толкают, он падает замертво» не могла не привлечь внимания следственных органов к жертве, что ГГ и было нужно. Заодно и гопнику оздоровительная порка будет.
  • «Убийства в Оксфорде» — ну, одно убийство всё-таки было (дочь убила престарелую мать, не желая больше выполнять роль сиделки). Но потом оксфордский профессор, друживший с убийцей, решил помочь ей избежать тюрьмы и обставил это как нападение маньяка — а затем замаскировал под убийства ещё две случайных смерти, чтобы убедить всех, что маньяк действительно существует.
  • Оверкилл Григория Распутина — утопление в полынье было уже излишним: воды в лёгких не обнаружено, трёх смертельных пулевых Распутину таки хватило. Есть версия, что топить покойника распорядился Пуришкевич, чтобы сыграть на народном суеверном предубеждении против утопления как нечистой смерти и предотвратить канонизацию поциента, которая, с его-то репутацией, уже тогда была вполне возможной.
  • «Иллюзия обмана» — во время погони на мосту иллюзионисты-«робингуды» под псевдонимом «Четыре всадника» подменили автомобиль своего коллеги, удиравшего от ФБР, такой же машиной, но с трупом за рулём и подложными документами о следующей цели ограбления. Агенты повелись, автомобиль взорвался, а якобы погибший фокусник объявляется ближе к финалу.

Инверсии[править]

На первый взгляд кажется, что убийства не было (и имеет место один из вышеперечисленных случаев), но потом обнаруживается, что она таки было.

  • Чарльз Перси Сноу, «Смерть под парусом» — двойная аверсия, сначала случившееся выглядит убийством, потом официальное следствие приходит к выводу о самоубийстве и останавливается на нем. Но детектив-любитель, приглашенный ГГ, копает дальше, и обнаруживает, что перед нами всё же очень хитро замаскированное убийство.
  • Агата Кристи, «Убийство на поле для гольфа» (цикл про Эркюля Пуаро). Попытка супругов инсценировать похищение и убийство мужа (жена опознала бы потом труп бомжа) не удалась — третье лицо воплотило инсценировку в жизнь.
  • Её же «Смерть приходит в конце» — смерть Изы, матери Имхотепа, все считают естественной, ибо она уже была дряхлой старухой. Но на самом деле она умерла от яда, который ей подсунул убийца, небезосновательно опасавшийся, что она его разоблачит.
  • Айзек Азимов, «Стальные пещеры» — зигзаг. Сначала детектив Бейли выдвигает гипотезу, что робот Р. Дэниел, внешность которого скопирована с убитого доктора Сартона, и есть доктор Сартон, но Дэниел опровергает её, показав металл под своей кожей. Затем выясняется, что убийца из-за того же внешнего сходства сделал противоположную ошибку: убил учёного, думая, будто уничтожает робота.
  • Буало-Нарсежак, «Та, которой не стало» — муж думает, что убил жену, однако в действительности это часть плана жены по убийству мужа: инсценировать смерть, а потом явиться к нему как призрак и довести до самоубийства.
  • Карел Чапек, «Гордубал» — по заключению судмедэксперта, потерпевший был серьезно болен и мог вот-вот умереть от естественных причин. Но умер все же от ранения острым предметом, так что юридически это убийство со всеми вытекающими.
  • Умберто Эко, «Баудолино» — зигзаг с инверсией. Фридрих Барбаросса умер от угара, охранявшие его герои, опасаясь обвинений, сбросили тело в горную реку, обставив все так, будто тот утонул. Уже в самом конце выясняется, что Фридрих, вероятно, угорел не насмерть, а умер уже в реке, то есть герои оказались его убийцами.

Реальная жизнь[править]

Прекращение уголовного дела по статьям 105—109 УК РФ (убийство и сходные с ним преступления) за отсутствием состава преступления — вещь, конечно, нечастая, но вполне возможная.

  1. Спорное отношение к тропу. Во-первых, что миллиардер «жив», все знали заранее, в этом не было никакой тайны. Во-вторых, для того, кто был убит, смерть была настоящей смертью навсегда — в мире, где всё стоит на тезисе «личность есть память» (а сеттинг «Видоизменённого углерода» целиком построен на этом), перспектива потерять последние двадцать четыре часа памяти тоже введёт тебя в очень мрачное философское настроение.