Убийца любимых

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Прощай, Евгений! Я умираю, но невинна… ты злодей… »
— М. Ю. Лермонтов, «Маскарад»
Дорогая! Свет очей моих! Я не собираюсь причинять тебе боль! Я только хочу вышибить нахрен тебе мозги!

Убить того, кого любишь можно по множеству причин, и почти все они — более-менее уважительные. Или ошибочка вышла, или любимый человек перешел на сторону Зла (стал зомби/вампиром/оборотнем — соответственно, это может быть самооборона), или он страдает от непоправимых увечий/неизлечимой болезни, или герою предоставили садистский выбор. В общем, человек, совершивший это, скорее жертва, нежели убийца. Потому что его заставили.

Убийцу любимых отличает то, что убийство он совершает намеренно, по собственному желанию. Каковы бы ни были причины, в данный момент он ХОТЕЛ это сделать.

Например, библейский Авраам, собиравшийся заколоть Исаака, или Стенька Разин, утопивший княжну, как и большевичка Марютка из рассказа «Сорок первый», застрелившая своего возлюбленного, белого офицера, чтобы он не смог вернуться к товарищам, под этот троп не попадают, так как сделали это против своего желания, «под давлением» — веры, товарищей или приказа командира. А вот мать Мелеагра или ревнивый мавр Отелло сами захотели совершить убийство, и посему это наш троп.

Причины могут быть разные: ревность, алкоголизм, безумие, корысть, минутная вспышка ярости — все они либо неуважительные, либо перестали таковыми быть. Убить того, кого любит, может герой — и это не помешает ему остаться героем; убийца любимых в подавляющем большинстве случаев переходит моральный горизонт событий и априори считается злодеем.

Тот, кто убивает своих близких, но любви к ним не испытывает, под троп не попадает. Равно как и тот, кто на данный момент полностью потерял свою личность — зомби, оборотни и прочие монстры.

Разумеется, популярнее всего этот троп в хорроре: что может быть страшнее любимого человека, твердо вбившего себе в голову, что вас необходимо убить?

Где встречается[править]

Мифология[править]

  • Греческий миф о Каледонской охоте. Герой Мелеагр в драке порешил обоих своих дядюшек. А его матушка, рассудив, что другого сына она себе родить может, а вот других братьев ей никто не даст, отправила на тот свет уже его самого. Неизвестно, любил ли Мелеагр братьев матери, но сама она, осознав, что натворила, бросилась на меч.
  • Геракл в приступе безумия, насланного богиней Герой, жестоко убил жену и детей (по некоторым версиям — только детей). В некоторых версиях — с фитильком, мол, в тот момент он принял их за детей ненавистного царя Эврисфея. Этих можно.
    • Справедливости ради, насколько человек ответственен за действия, совершенные в состоянии аффекта (самое очевидное реалистичное объяснение «безумия, насланного божеством»[1]) — вопрос, не имеющий однозначного ответа. С точки зрения законодательства многих стран, такие действия не считаются умышленными (если речь не о разного рода берсеркерах, аффект обычно приходит независимо от желания человека), хотя не так мало людей убеждены, что человек в такой ситуации все равно виновен.
      • Вообще, возможно, что он траванулся чем-то галлюциногенным, типа спорыньи (или был этим подпоен нарочно). Тоже логичный вариант временного безумия. Тогда вины на нем точно нет, если только вещество, вызвавшее помутнение рассудка, не было принято целенаправленно.

Литература[править]

  • «Алеко» Александра Пушкина — Алеко убивает неверную жену и ее любовника. На любовника он, конечно, плевать хотел, а вот из-за жены страдает.
  • Проспер Мериме:
    • «Кармен» — Хозе по той же причине закалывает героиню. С прикрученным фитильком — молодой офицер стал преступником, контрабандистом и убийцей благодаря этой гнусной цыганке-сволочи, а в конце она еще и посмеялась над ним, на пикадора как такового ей тоже было плевать. Так что скорее противотроп. Просто оригинал Мериме мало кто читал, а оперу, где Кармен — милая стервочка, да еще поет такие песни — знают многие. Так что Хосе очень даже можно понять.
    • «Маттео Фальконе»: Маттео застрелил сына согласно своим принципам — тот за красивые часы сдал доверившегося ему человека солдатам. Учитывая, что сыну не было и десяти, так что он мог не вполне понимать суть содеянного, для современного читателя Маттео перевалил за моральный горизонт.
  • Так же поступил и Тарас Бульба у Гоголя. С той разницей, что сын был взрослым парнем и всё осознавал.
  • Оскар Уайльд, «Баллада Редингской тюрьмы».
  • Валерий Брюсов, «Теперь, когда я проснулся» — протагонист-садист проводил время во снах о пытках и убийствах. Женившись, он на время избавился от этих тараканов, но вскоре навязчивые идеи вернулись. В итоге он жестоко забил ножом свою жену.
  • Энтони Рад, рассказ «Кусок холста» — нечто похожее совершает безумный художник, получающий вдохновение исключительно от страданий живых существ, кровью которых он рисует картины. Желание сотворить подлинный шедевр застило ему разум, и он выпускает кровь из своей горячо любимой жены.
  • Герберт Уэллс, «В дни кометы»  — молодой анархист, узнав, что любимая девушка предпочла ему его друга, решает застрелить обоих. К счастью, в тот момент земля проходит через хвост кометы, и человечество напрочь лишается тяги к насилию.
  • Роберт Джордан, «Колесо Времени» — Льюс Тэрин Теламон, Убийца родичей.
  • Стивен Кинг, «Сияние» — Джек Торренс в пьяном буйстве рвётся забить жену и сына молотком.
  • Ричард Лаймон, «Подвал». Вдова Лили Торн и домохозяйка Мэгги Катч любили своих детей. Но сношаться с чудовищами, обитавшими под домом, они полюбили еще больше, поэтому обе отдали детей им на растерзание.
  • Скотт Бэккер, «Князь Пустоты» — все нелюди после обретённого дефективного бессмертия. А все от того, что в их памяти плохие и трагические события постепенно вытесняют хорошие. Из-за этого они вынуждены убивать тех, кого любят для того, чтобы запомнить. Дружить с ними не рекомендуется.
  • М. С. Парфёнов, «Благословенная тишина» — одержимый навязчивой идеей отец решает замучить в гараже своих жену и сына, несмотря на то, что любит их. И даже именно потому.
  • «Хроники странного королевства» — именно таким себя ощущает полудемон Харган, которому разгневанная богиня влепила по башке любовью. До этого он пачками убивал и потреблял женщин, и некроманту-наставнику их поставлял тоже спокойно, а вот доставить ему, уже заказанную и обещанную, но любимую…
  • «Окраина» Бентли Литтла — обезумевший отец решает, что жена ему неверна, а дочь — шлюха, и потому их нужно убить. Ну и остальную семью, уже до кучи.
  • Поппи Брайт, «Рисунки на крови» — потерявший вдохновение художник в приступе пьяного отчаяния забивает молотком жену и младшего сына.

Театр[править]

  • «Отелло» Вильяма нашего Шекспира. Да, в измене жены Отелло убедил завистник Яго, но задушить ее мавр решился сам.
  • «Маскарад» Лермонтова — аналогично: Арбенина убедили в измене жены, и он отравил ее.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Адам Таурус попытался убить Блейк, свою бывшую любовницу и пособницу. Причем обвинял её в том, что это она заставляет его убивать себя.
    • Салем и Озма жили вполне счастливо, растили четырёх дочерей. Но потом у них разошлись мнения по способу объединения человечества, Озма проболтался про свою миссию от Бога Света, а у Салем с Богами были очень трепетные отношения. Когда муж, вместе с детьми, попытался ночью свалить от жены, она его и убила. А в процессе их сражения погибли и дети. Иронии в это добавляет тот факт, что вся эта история, по сути, и началась с того, что Салем попросила тех самых Богов воскресить Озму.

Кино[править]

  • «Сияние» — экранизация от Стэнли Кубрика.
  • «Безумцы» Джорджа Ромеро — подхватившие вирус люди испытывают желание убивать своих близких. Под троп попадает, так как они не зомби, а именно сумасшедшие.
    • Есть одноименный ремейк, но тамошние безумцы уже гораздо ближе к зомби.
  • Готический хоррор «Ангел для Сатаны» — крестьянин, очарованный роковой красавицей, решает избавиться от жены и детей, для чего поджигает дом. Осознав, что натворил, сам бросается в пламя и погибает.
  • Тетралогия «Психо»: Норман Бейтс любил Маму. И не смирился с ее смертью даже несмотря на то, что сам же ее и отравил.
  • «Ужас Амитивилля» — под влиянием злых сил герой пытается убить жену и приемных детей.
    • То же самое делает молодой человек в «Ужасе Амитивилля-2», но так как в его теле на тот момент сидел демон, этот случай может и не попадать под троп: его руками мог действовать именно бес.

Телесериалы[править]

  • «Сияние» — четырехсерийная экранизация от Мика Гэрриса.
  • «Нулевой канал» — учительница приносит своего ребёнка в жертву силам зла, избавившим её от эпилепсии.
  • лакорн «Скованные любовью» — антагонист Кум Трайтот убил своего любовника и потом самоубился

Визуальные романы[править]

Реальная жизнь[править]

  • Серийный убийца Генри Ли Лукас совершил, по разным подсчетам, от одиннадцати до трехсот убийств (!) и поймать его не могли, так как он не имел единого почерка и постоянно переезжал с одно места на другое. Поэтому его преступления приписывались разным людям, но чаще оставались нераскрытыми и сдавались в архив. Однако его малолетняя любовница и подельница Бекки Пауэлл (кстати, инициатором интимных отношений была именно она; до того Люкас сожительствовал с её дядей — тоже маньяком-подельником — Отисом Тулом) внезапно решила совершить поворот на шпильках и потребовала сдать её в колонию для малолетних, где она сможет отмотать свой срок и зажить честной жизнью. В запале Генри ударил девочку ножом и по своему обыкновению расчленил тело, но после этого преисполнился такого раскаяния, что перестал заметать следы и вскоре попался.
  • Пожалуйста, без конкретных имён! Многие, очень многие алкоголики и наркоманы убивают родных и близких. Статистика МВД в РФ подтверждает, что 75 % — 80 % бытовых убийств родственников (родителей, детей, супругов) были совершены в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Опьянение при убийстве в РФ является отягчающим фактором, само преступление считается умышленным.

Примечания[править]

  1. Хотя, возможно, историки трактуют этот момент иначе, утверждать не берусь.