Убили в виртуале — умер в реале

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Most Dangerous Video Game. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Не буду я тебя утомлять непонятками, закончу короче. Я сел на колючку. От этого умирают. »
— Рассказ Жака о попадании в Странное королевство
Ремейк System Shock как бы намекает

Именно то, что написано на упаковке — смерть персонажа в виртуальной реальности приводит к смерти физической.

В классическом киберпанке (не баг, а фича!)[править]

В классическом киберпанке, идущем ещё от «Нейроманта» Гибсона — это не баг, а фича! «Чёрный лёд» при срабатывании убивает хакера. Причём там не умирают просто от того, что убили — для этого нужно выжечь мозг дистанционно, и в зависимости от сеттинга человек в результате либо умирает, либо становится овощем.

  • Если убили дистанционно, «взорвав мозги», иногда в буквальном смысле взорвав — это субверсия взрывающиеся мониторы для wetware.
  • Если стал «овощем», то обоснуй — взлом wetware с "format c: " для мозга
  • Могут, взломав wetware, дать сердцу команду остановиться (и если рядом кто-то есть, он может успеть реанимировать).
  • Если у хакера кибернетизированное сердце, то его можно остановить, взломав hardware или software.

В пост-киберпанке (смерть, которой не должно быть)[править]

Перед вами виртуальная реальность, которая либо полностью имитирует нашу, либо создаёт модели совершенно других миров. В ней ты можешь быть кем хочешь, куда сильнее и здоровее, чем в реале, можешь быть человеком другого возраста, расы, а то и пола. А то и не человеком, а эльфом, сектоидом или киборгом. Ты можешь попробовать всё, что не мог или боялся в реале: участвовать в любых соревнованиях, заняться сексом в качестве представителя противоположного или иного пола и любой сексуальной ориентации, пробовать любые наркотики, зная, что всё это — имитация, а с твоим реальным телом ничего не случится. Можно участвовать в войнах или бандитских разборках, зная, что погибнуть в них невозможно: если тебя и убьют, в реале с тобой ничего не случится, и загрузишься в виртуал в иной или такой же оболочке. Как вдруг происходит нечто: некий злоумышленник, человек или программа, научился убивать людей в виртуальной реальности так, чтобы в реале они тоже погибали. В этом случае, главный герой обычно берётся расследовать это непонятное явление.

Где встречается как то, чего быть не должно[править]

Литература[править]

  • Нил Стивенсон, «Лавина» — заглавный вирус.
  • Сергей Лукьяненко, «Фальшивые зеркала» — нулевое поколение вирусного оружия в Глубине всего лишь «вешает» компьютер цели; первый (как и современные вирусы) портит софт, второе — уже физически повреждает hardware. Нашлись умные люди, создавшие третье поколение, которое выжигает уже wetware, то есть мозг цели. При этом поколения — это черта боеприпасов. Патроны разных поколений вполне можно загнать в одну обойму.
    • Не выжигает, но может остановить сердце, дыхание или, например, заставить захлебнуться собственной рвотой. Есть еще лайт-версия — парализует на некоторое время, не затрагивая сердце и легкие.
  • Степан Вартанов, «Кристалл» — игроки оказались заперты в ВР и при смерти в игре — умирали по настоящему. Одно из первых произведений жанра в этой теме (во всяком случае автор правки не смог найти ничего раньше 1998 года на тему именно игр и ВР).
    • Наверное не совсем корректный пример, там скорее виртуальность усложнилась до реальности (тела стали состоять из клеток, хотя это не программировалось и не планировалось разработчиками, нпс обрели полноценный разум и припомнили игрокам, лишившимся бессмертия, все-все хорошее).
      • Автор прямо не пишет, но намекает, что люди в больницах умирали тогда же, когда они умирали в игре. Так что под троп подходит.
  • Игорь Вереснев, «Лунный зверь» — целиком об этом.
  • Джон Варли, «Press Enter» — с фитильком и без виртуальности: до крайности перепуганный главный герой подозревает, что хакера убил какой-нибудь «чёрный лёд», но поскольку он не видел, что на самом деле произошло, то это мог быть и банальный киллер сымитировавший самоубийство хакера.
  • Александр Розов, «Процесс Лунного Зайца» — дело дошло до суда, и здесь возникли проблемы юридического характера. В реальном мире действия убийцы расценивались бы как необходимая самооборона, ну а жертвы получили вполне по заслугам… Инверсия от того же автора — «Тень мечты»: иногда сознание слишком опасно держать в живом теле.
  • Андрей Трушкин, «Дуэль с невидимкой» — с фитильком: играя в сетевой шутер, главные герои наталкиваются на настоящего преступника, использующего против других игроков так называемый колор-вирус, который вызывает проблемы со здоровьем не у компьютера, а у игрока.
    • С небольшим (ибо хз чем приступ может закончиться) фитильком: богатая не лишенная оснований идея, вспомните историю с эпилептиками и покемонами. Чисто теоретически вероятно оно может гулять по сети примо сейчас. По крайней мере я не вижу никаких (помимо этических) помех для реализации. С другой стороны слухи еще с прошлого века ходят, но не об одном задокументированном случае я не слышал.
  • «Бета-тестеры» — Ксенобайт как то намешал в игре «Эпоха химер» очень убойную штуку, которая не просто стёрла его персонажа из базы игры, но подкинула ему амнезию и нервное расстройство. А еще при некоторых обстоятельствах можно получить при вылете из игры хаотический набор сенсорных ощущений, и вещь эта не из приятных!
    • Ну и не забываем, что даже при нормальной смерти будет коктейль неприятных ощущений
    • Возможно, что Ксенобайта просто дико напугал эффект бага, а амнезия и нервный срыв связаны уже с этим, а не с прямым воздействием игры. Тем более, что у Внучки тоже был нервный срыв из-за игровых эффектов, когда ее около тридцати раз подряд расстреляли. С другой стороны, тогда не очень понятно, почему администрация «Эпохи химер» так упорно хочет скрыть существование этого бага; да и манипулировать эмоциями напрямую игра, судя по персонажу того-же Ксенобайта, может (хотя это как-раз не факт: возможно, Ксенобайт просто отыгрывает своими силами).
    • С фитильком, но если очень пьяного игрока выбросит из игры, к тому может пожаловать фигуральная белочка. Так что игравшего под действием якутского бальзама и перегрузившего комп «деда мороза» пришлось вытаскивать внутриигровыми средствами: Alt+Ctrl+Del или вилку из розетки — не вариант. Впрочем, возможно, там роль алкоголя больше, чем роль самой технологии вирт-пространства.
      • Выключение компьютера выкинет игрока из вирта без последствий для организма. Проблемы будут другие: Мы сгоряча машину из розетки-то и выдернули... — Он что... умер?! — Хуже. Сначала как завопит и — брык со стула. Потом поднимается, кряхтит, шлем с башки стянул, на нас глянул и радостно так орет: «Клево! Секретный уровень!» Часа четыре он нас по лесу гонял, пока Махмуд его лопатой не треснул.

Кино[править]

для тормозов: в «Матрице» — это не баг, а фича! (см. ниже)
  • «Суррогаты» — действие не совсем в виртуале, тут скорее нестандартная дополненная реальность — дополненная искусственным телом, дающим возможность быть другого возраста, расы или пола (обычно предпочитают молодую версию себя же, но есть и множество других вариантов), но в троп укладывается: террористы научились, уничтожая суррогата, убивать и контролирующего его человека.
  • «Крепкий орешек 4» — в начале фильма известным в интернете хакерам к компьютеру подключали взрывчатку и дистанционно убивали.
  • «13 этаж» — сюжет развивается за человека, который расследует убийство своего знакомого — разработчика виртуальной реальности. Его знакомый оставил в ВР какие-то заметки, позволяющие узнать кто убийца, но за героем начинает погоню НПС, который осознал, что живет в ВР.
    • Человек при входе в виртуальною реальность, копирующую какую-то часть прошлого, получает полный контроль над телом своего кванка. А если вдруг погибает, то разум его кванка, наоборот, занимает в реальности тело погибшего.
  • «Остаться в живых» — в компьютерную игру вселился дух Елизаветы Батори и убивал людей примерно так же, как они погибли в игре.
  • «Inception», более известное у нас как «Начало» — при определённом стечении обстоятельств можно зависнуть в лимбе и даже умереть при очень глубоком погружении, но смерть в этой виртуальной реальности является основным методом выхода на более медленные плоскости погружения.
  • «Помутнение разума» — зигзаг. Главная героиня, подключенная к личной машине виртуальной реальности, умудряется проникнуть в фантазию матери и убивает ее там, а проснувшись, с ужасом узнает, что та умерла и в реальности. Зигзаг заключается в том, что мать не умерла, ибо главная героиня все еще находится в виртуальной реальности, просто не знает об этом.
  • «Город потерянных детей» — машина для похищения снов Кранка. Мьет (главная героиня) сумела перенастроить её так, что главный злодей попал в зацикленный сон и в итоге погиб.
  • «З/Л/О 85» (2023) — новелла «TKNOGD». Обитающий в виртуальной реальности Бог Технологий способен воздействовать не то на подключённых к ней людей, не то на девайсы, при помощи которых осуществляется это подключение. Как бы то ни было, это вполне достаточно для того, чтобы учинить жестокое убийство с элементами боди-хоррора.

Аниме и манга[править]

  • Sword Art Online, третья арка «Призрачная пуля» — игрок под псевдонимом «Death Gun», и под ником «Sterben», заявляет, что владеет уникальным оружием, выстрелы из которого убивают в реальности. После обнаружения нескольких трупов, МВД подключает к расследованию Кирито, ветерана SAO. Инверсия. В конце арки выясняется, что убийства совершались в реале с помощью редкого лекарства/яда; исполнители вне игры методично синхронизировали время с действиями соучастника в игре.

Видеоигры[править]

  • Death end Re;quest — сами разрабы Enigma Games пилили вполне нормальную (как они думали) игру World's Odyssey на основе технологий, полученных от мегакорпорации Aggle, Inc., но из-за загадочной пропажи одной из разработчиц свернули проект. Спустя год сервера по непонятной причине заработали, а она оказалась в этой игре, в которую были внесены изменения неизвестными, и вообще игра забагована. Тем временем всякие анонимусы взломали сервера и слили гайды по подключению к игре. Тут-то и выяснилось, что из игры нельзя выйти, а при смерти персонажа умирает и игрок. Но сами разработчики этого не планировали, они вообще понятия не имеют, почему сервера снова заработали, а вот компания Aggle, похоже, имеет к этому самое прямое отношение...

Инверсия[править]

Изредка встречается обратный вариант: когда убить в виртуале очень хочется, но не получается, вместо аватара устраняют непосредственно игрока.

  • «Первому игроку приготовиться» — в ходе гонки за наследством основателя «Оазиса» корпорация IOI в конце концов переходит к физическому преследованию и уничтожению игроков.
  • Дем Михайлов, «Господство клана Неспящих» (и цикл «Вальдира») — когда бог-дракон обещает особо мешающим ему игрокам группы Росгарда «сжечь бессмертные души», он это имеет в виду дословно — нанять сугубо реальных киллеров (с небольшим дополнительным требованием, чтобы исполнение заказа было с поджогом). В параллельных циклах Кроу и Люцериуса постепенно выясняется, что именно так была уничтожена их группа; выжившие поклялись отомстить.
  • И. Павлов, «Великолепная игра» — как отмечено в одной из интерлюдий, в Африке переход межплеменных разборок в Игру и обратно становится нормой. Причём это не баг, а фича: реально соседствующие игроки и в Игре появятся на соседних территориях, что приводит и к продолжению конфликтов, и к наличию возможности реальных разборок.
  • О, такое, пусть и с адски прикрученным фитильком случается и в реальности (не смог завалить в игре — завалил в жизни, а вот был ли игровой момент спусковым крючком к конфликту или несдержанный язык на пустом месте — бабка на двое сказала, но как минимум один случай знаю, когда таки был).

Где встречается как не баг, а фича![править]

Литература[править]

  • Уильям Гибсон, «Нейромант» — кодификатор киберпанка[1].
  • Оксана Панкеева, «Хроники странного королевства» — нейроимпульсная защита, называемая «колючкой», используется спецслужбами и мегакорпорациями. Если попасться, она посылает в мозг смертельный импульс. Именно так хакер Жак оказался в мире Дельта — получил от бандитов «предложение, от которого нельзя было отказаться» и «сел на колючку».
    • Сколько всего смертельный импульс проходит в мозг через сокет (нейроразъём в голове), и без прямого подключения не подействует. Другое дело, что на одном только шлёме и перчатке, серьёзную защиту не взломать.
    • Чтобы достать универсальное противоядие для короля Шеллара из сейфа тайного агента-наблюдателя Жаку нужно взломать управляющий компьютер. Шо, опять колючка?!
    • Ещё позже операция героев по спасению разоблачённого короля Шеллара из застенков Скаррона сорвалась от того, что он сделал выводы из предыдущих успехов героев и добавил ловушки на взломщика в охранные заклинания. Жак выжил, но ему пришлось оставаться в магическом трансе до полного уничтожения вируса, а его друзьям — поддерживать жизнь его тела.
  • Чет Уильямсон, «Преисподняя» — вечные пытки грешников и смерть в самой Преисподней.
  • Макс Фрай, «Лабиринты Ехо» — фэнтези-вариант: Книга Огненных Страниц создаёт для начавшего её читать иллюзию своего личного представления о наихудшей из возможных ситуаций, дочитав до свой смерти (которая часто бывает самоубийством) он умирает.
  • Дэн Симмонс, «Песни Гипериона» — в первой книге одному хакеру так взорвало голову. Когда во второй накрыло весь межзвездный Интернет, большинство отделалось кататонией и впаданием в детство.
  • Тамара Крюкова, «Ловушка для героя» — протагонист играет в компьютерную игру с невероятным уровнем погружения и вскоре обнаруживает, что раны, которые он прямо или косвенно наносит виртуальным двойникам неприятных ему людей, проявляют себя у их реальных прототипов. А для завершения игры необходимо победить Большое Зло, скопированное с его сводной сестры. И игра будет пытаться убить ее, даже если он откажется от прохождения. А спасти положение можно лишь убив собственного виртуального двойника, тем самым убив и самого себя.
  • Джиллиан Рубинстайн, «Небесный лабиринт» — субверсия: после того, как у попавшего в материализовавшуюся в реальности игру заканчиваются все жизни, его выбрасывает в реальный мир в глубокой коме, из которой он выйдет только если кто-нибудь из игроков сумеет пройти Небесный лабиринт до самого конца.
  • «История Галактики» роман «Грань реальности» — Кристофер Раули килер по кличке Скарм при помощи особой программы убил в виртуальной реальности адмирала ВКС Конфедерации Митчелла
  • Генри Лайон Олди, «Пасынки восьмой заповеди» — при попытке украсть чужие способности через аналог виртуала, особенно природный талант, человек рискует быть убитым особыми стражами. В этом случае в реальной жизни он бы стал «овощем».

Кино[править]

  • «Нирвана» — могут и убить, а можно вовремя свалить. Процесс убивания настолько медленный и неспешный, длится минуты (!), по причине того что связан с некими логическими ловушками, попадание в которых требует изрядного времени, что если, не проявлять несовместимую с жизнью самоуверенность, то можно, почуяв к чему идёт, успеть вовремя отключиться. И при всём этом из головы убитого после спекания мозгов валит дым.
    • Скорее с оборудования. Из головы (из ушей) только спермие тячет.
  • «Матрица» же! Тут субверсия: ранее убийство в матрице всегда убивало человека и в реале, но протагонист своим примером доказал обратное.
  • Франшиза «Кошмар на улице Вязов» — вся об этом. Сон — тот же виртуал, хоть и аналоговый!

Телесериалы[править]

  • «Флэш», кроссоверный эпизод «Дуэт» — Музыкальный Мастер предупреждает: если Барри и Кара погибнут в вымышленном мире мюзикла, куда они попали, то умрут и в реальности.

Веб-комиксы[править]

  • xkcd — пародируется: персонаж планирует переехать из США в Канаду, его не пугает холодный климат и перспектива замёрзнуть на улице. «Ты не понимаешь, — говорит ему собеседник. — Если ты умрёшь в Канаде, ты умрёшь в реальной жизни!»

Аниме и манга[править]

  • Sword Art Online — не совсем вменяемый разработчик и гейм-мастер SAO для полного погружения в процесс игры, добавил в шлем виртуальной реальности генератор микроволн, неаппетитно запекающий мозги игрока по достижении 0 НР, при попытке отключения от сервера или снятия шлема. После освобождения игроков нейрошлемы были заменены на более производительные амусферы, которые технически не могут причинить ущерб игрокам и, более того, автоматически отключаются при снижении их мозговой активности.
    • Что интересно, сознание (душа) может существовать не более 150 лет, так что если вы решили ускорять себе разум с помощью STL то не перегните палку, а то умрёте от разрушения души.
  • Hack//Sign — смерть в виртуальности от рук другого игрока ничем в реальности не грозит, но вот если тебя убьёт AIDA и её создания — это уже равносильно коме в реальности.
  • Detective Conan: The Phantom of Baker Street — Ноев ковчег, захвативший игровую систему Cocoon, ставит достаточно жёсткое условие: если все пятьдесят детей, запертые в коконах виртуальной реальности, потерпят неудачу в игре, то будут убиты электромагнитным взрывом уже в реальности.
  • OVA-сериал «Виртуальный спецназ» («Baldr Force Exe Resolution») — у человека, который погиб в Сети или у которого просто слишком перенапрягся мозг, взрывается голова. Те же, кто были поглощены т. н. «Риваей», в реале просто впадали в коматозное состояние.
  • Kyuukyoku Shinka shita Full Dive RPG ga Genjitsu yori mo Kusoge Dattara (Что, если чрезвычайно развитая ролевая игра с полным погружением вызывает большее привыкание, чем реальность) — субверсия, поскольку UltraQuest при смерти персонажа зажаривает не игрока, а его жесткий диск, но приятного все равно мало.

Видеоигры[править]

  • Command & Conquer — в концовке за Nod двое из трёх хакеров Кейна погибают при попытке взлома системы управления ионным орудием.
  • Cyberia 1 и 2 — чёрный лёд (смертельная для взломщика система защиты, название — оммаж к Гибсону) присутствует в нескольких экземплярах.
  • Cyberpunk 2077 — во время неудачного похищения биочипа погибает командная хакерша Ти-Баг, замеченная в сети отеля СБ «Арасаки». Ви, исследующий Найт-сити, также может не раз наткнуться на логова хакеров, попытавшихся взломать слишком опасную цель и поплатившихся за это жизнью.
  • Saints Row: The Third — перед миссией с креслом виртуальной реальности Кинзи сообщает — смерть в погружении равносильна смерти в реальности.
  • Persona 4 — убитые тенями в телевизионном мире, умирают и в реальном мире.
  • The World Ends with You — субверсия: игроки после смерти попадают в так называемый второй слой, невидимый обычными людьми и населённый монстрами-шумами. В этом втором слое им надо продержаться неделю, и тогда они смогут вернуться к жизни. Если же они будут убиты шумами или не успеют выполнить задание за отведённое время, тогда смерть уже навсегда.
  • Fallout 3 — создатель виртуальной реальности Станислас Брон, он же Бетти в Трэнквилити-лейн, учёл и возможность убийства с помощью электрошока. Чем непременно воспользуется, если игроку вздумается напасть на его аватару.
    • Аддон Operation: Anchorage к нему же — чтобы вскрыть склад нужно пройти довоенную учебную симуляцию, но на старом оборудовании не работает защитный модуль и смерть в симуляции вызовет остановку сердца у человека в капсуле.
  • Космические рейнджеры 2 — один из квестов посвящён тестированию бета-версии игры в виртуальной реальности. Рейнджер должен пройти её заданный промежуток, чтобы разработчики смогли провести финальную калибровку. Проблема в том, что цель данной калибровки — создание безопасной версии игры, а неоткалиброванная бета-версия может погубить мозг игрока в случае гибели его протеже. Поэтому рейнджер не просто пытается пройти игру: он пытается ещё и выжить.
  • Shadowrun: Dragonfall - устроить летальный инсульт через датаджек могут по настоящему мощные защитные системы. Например искусственный интеллект, которому надоело сидеть на серверах и быть ограниченным протоколами. Так погибают наш друг Моника и декер который всего лишь искал брата.
    • Защитные системы попроще тоже могут отправить на тот свет, но в таком случае достаточно любого автоматического травматологического набора, чтобы оклематься. Но вот если его нет...
  • «Hi-Fi RUSH» (2023) — именно по такому принципу устроена разработанная Дзандзо «Виртуальная симуляция реальности, альтернативной текущей» (сокращённо «ВСРАТ»).

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa V3 — именно так была убита Миу Ирума в Программе Нового Мира в 4-ой главе.

Настольные игры[править]

  • Shadowrun — Чёрный лёд (ICE = Intrusion counter-effect), разумеется, оммаж к тому же Гибсону.
  • Warhammer 40,000 — нейросвязь принцепсов с титанами настолько плотная, что повреждения, нанесённые машине, приводят к появлению симпатических ран у пилота. Ситуации, когда принцепсы умирали от таких ран, отнюдь не редкость.

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. Прародителем киберпанка являются «Истинные имена» Винджа, не «Нейромант»