Убили друг друга

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mutual Kill. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Сэр Мордред, увидя бегущего на него короля, устремился ему навстречу с обнаженным мечом в руке. Король Артур достал сэра Мордреда из-под щита и пронзил его насквозь острием своего копья. Но, почуяв смертельную рану, из последних сил рванулся сэр Мордред вперед, так что по самое кольцо рукояти вошло в его тело копье короля Артура, и, держа меч обеими руками, ударил он отца своего короля Артура сбоку по голове, и разрубил меч шлем и черепную кость. И тогда рухнул сэр Мордред наземь мертвый, но и благородный король Артур повалился на землю. »
— Томас Мэлори «Смерть Артура»
« Волки от испуга скушали друг друга. »
— Корней Чуковский, «Тараканище»
Кэлвин и Хоббс иллюстрируют концепцию гарантированного взаимного уничтожения.

Обычно даже самый жестокий поединок заканчивается победой одного из участников. Даже если в бою сошлись не простые противники, а настоящие смертельные враги, всем сердцем желающие друг другу поскорее отправиться к праотцам, скорее всего, погибнет лишь один из них.

Но только не в этом случае! Эти двое бойцов настолько горят желанием покончить друг с другом, что их ничто не остановит в желании уничтожить соперника — ни боль, ни смертельные раны. Даже истекая кровью, они будут продолжать бой, пока в обоих остаётся хоть капля жизни, и погибнут вместе.

Как вариант — один из бойцов уже нанёс другому смертельную рану, и расслабился, считая, что противник уже не опасен. Ан нет — тот из последних сил ещё успевает ударить сам, и не наугад.

Чаще всего такое ожесточение бывает там, где сталкиваются не просто случайные противники, а давние враги, хорошо знающие и ненавидящие друг друга, пылающие жаждой мести. Герой может быть готов отдать свою жизнь взамен на жизнь врага, мстя ему за свою погибшую семью и разрушенную жизнь. Впрочем, чаще всего, такая роль достаётся антигерою, ибо для положительного героя такая запредельная ненависть смотрится чересчур (да и просто жалко его жизнь тратить на какого-то злодея). А могут, кстати, убить друг друга и два злодея, не поделив что-нибудь, а заодно сэкономив героям много времени и сил.

Так или иначе — но из этого поединка никто не выйдет живым, он может закончиться лишь смертью обоих участников.

Если враги убивают друг друга не в прямом поединке, а опосредованно — например, подложив друг другу яд, или какое-нибудь ядовитое существо, — это тоже может считаться, но только если убийство именно взаимно. В фэнтези, естественно, может осуществляться с помощью магии.

Родственный троп — Взять в ад компанию.

Если персонажи не сами по себе сошлись в смертельном бою, а были искусно стравлены кем-то, надеющимся именно на такой исход, то может быть составляющей другого тропа — Сожрите друг друга.

Если один из убитых заранее предусмотрел свою смерть и превратил её в приманку, обернувшуюся для врага такой же смертельной ловушкой — значит, был разыгран гамбит Танатоса.

Наконец, если жертва каким-либо образом задействовала смертоносное устройство, сработавшее после её смерти и погубившее убийцу — то это уже Мёртвая рука.

Примеры[править]

« Тахорг, конечно, любого ракопаука затопчет, но на самом деле связываться с ним не станет: ракопаук ядовит и перед смертью обязательно успеет тахорга смертельно покусать. »
— Борис Стругацкий, Оффлайн-интервью

Мифология и фольклор[править]

  • Скандинавская мифология вспоминается первым делом. Суровые викинги знали, на что толкает беспощадная ненависть.
    • Во время Рагнарёка Тор и Мировой Змей Йормунганд должны убить друга друга. По преданию, Тор своим молотом вобьёт Змея в землю, но и сам, израненный им, успеет отойти лишь на девять шагов, и упадёт мёртвым.
    • Тогда же и Локи с Хеймдаллем убьют друг друга.
  • В греческой мифологии не столь эпично, но тоже бывало. Например, сыновья Эдипа, Полиник и Этеокл, убили друг друга, оспаривая, кому из них быть царём в Фивах. Братья Диоскуры, погибшие в двойном поединке с другой парой братьев — Идасом и Линкеем, туда же.
  • Артуровский цикл — сам король Артур и его сын-племянник смертельно ранили друг друга. После чего Мордред умер, а Артура унесли Моргана и её подруги-волшебницы, исцелив его раны и оставив во сне ждать пробуждения.
  • Согласно легендам о Куликовом поле, русский витязь-монах Александр Пересвет и татарский богатырь Челубей (Темир-бек, Темир-мурза — есть разные версии имени) первыми начали поединок до начала битвы, и оба смертельно ранили друг друга. Да, это именно легенда — взаимоубийственный поединок появился уже в фольклоре по мотивам событий лет через сто после сражения, в летописных записях о побоище имя Пересвета упоминается в перечне погибших в конце, а не в начале, да и в ранних записях «Задонщины» он «поскакивает» на своем коне и «посвечивает» золоченым доспехом в разгар сражения — когда «многие уже лежат посечены у Дона Великого на берегу».
  • Давний штамп самурайской легенды — так называемое «ай-ути». Когда самурай видит, что они с противником равны, и никто не одержит верх (в реальности ситуация нечастая, а вот в легендах…), он намеренно раскрывается, — чтобы поразить противника в тот момент, когда тот поражает его. В результате погибают оба.

Театр[править]

  • У. Шекспир, «Гамлет» — Гамлет и Лаэрт же (хотя Гамлет — случайно).

Литература[править]

Так вот и получилось!

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке» — сыновья царя Дадона поразили друг друга в поединке из-за шамаханской царицы.
    • Его же малоизвестное стихотворение:
«

Перестрелка за холмами; Смотрит лагерь их и наш; На холме пред казаками Вьется красный делибаш.

Делибаш! не суйся к лаве [казачьему конному строю], Пожалей свое житье; Вмиг аминь лихой забаве: Попадешься на копье.

Эй, казак! не рвися к бою: Делибаш на всем скаку Срежет саблею кривою С плеч удалую башку.

Мчатся, сшиблись в общем крике… Посмотрите! каковы?.. Делибаш уже на пике, А казак без головы.

»
— «Делибаш»
  • Сивилла — волшебница Кумского грота — Юний Брут и Арунс Тарквиний (младший) убили друг друга в решающем бою между восставшими римлянами и этрусками — союзниками семьи Тарквиниев. «Два копья взвились с пронзительным свистом и разом вонзились в сердца этих яростно возненавидевших друг друга людей.»
  • Корней Чуковский, «Тараканище» — волки от испуга скушали друг друга. Шут его знает, как это у них получилось: в одной из экранизаций зрителям просто демонстрируются два хвоста, очевидно принадлежавших покойным, в другой показано искажённое ужасом лицо буйвола, который это наблюдал из кустов.
  • Все исторические романы, где описывается Куликовская битва, само собой, тоже отдавали должное поединку Пересвета с Челубеем. Единственное исключение — роман Владимира Возовикова, согласно которому Пересвет победил вполне определенно, и взаимного убийства не было, но татары тут же застрелили его из луков. Трудно сказать, зачем понадобилось дополнительно показывать их подлее, чем есть.

На других языках[править]

  • Э. Распе, «Барон Мюнхгаузен» — на Цейлоне герой проскользнул между львом и крокодилом, и голова кошки попала в пасть рептилии. С прикрученным фитильком, потому что барон помог совершиться взаимоубийству, отрубив голову льву и забил её поглубже. Да и врагами хищники не были.
    • В советско-российском цикле мультфильмов «Приключения Мюнхгаузена» в эпизоде «Между крокодилом и львом» (1972) то же самое произошло в Африке. Только в мультфильме, разумеется, барон никому ничего не отрубал.
  • Александр Дюма:
    • «Королева Марго» — де Муи смертельно ранил Морвеля, своего давнего врага, и подошел вынуть шпагу из его тела. На его несчастье, Морвель был ещё жив, и успел выстрелить в де Муи.
    • «Графиня де Монсоро» — в дуэли анжуйцев и миньонов, убивают друг друга Рибейрак и Шомберг, а также Ливаро и Можирон. Причём в последнем случае Можирон, казалось бы, уже победил, но смертельно раненый Ливаро успел отомстить ему.
    • «Граф Монте-Кристо» — Кадрусс и Карконта нанесли ювелиру тяжёлые раны, но из последних сил он прикончил её из пистолета.
  • Р. Киплинг, «Маугли» — сабж случился из-за драгоценного королевского анкаса: анкас попал в руки шайке разбойников, один из которых отравил других и попытался сбежать, но был забит бамбуковой палкой одним из подельников, на которого яд ещё не успел подействовать.
  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — Поль Поттер и Патрик Ленокс сперва выстрелили друг в друга, затем, уже смертельно раненые, сцепились в рукопашной схватке, стараясь друг друга убить. Оба мстили за своих отцов: отец Поля был расстрелян по приговору трибунала, председателем которого был Ленокс-старший, а Поль убил отца Патрика — после заявления того, что он не раскаивается в своём решении, — когда раненый и взятый в плен Ленокс спокойно спал.
  • Анн и Серж Голон, «Анжелика и демон» — французский иезуит отец де Вернон и протестантский проповедник Томас Пэтридж избили друг друга насмерть, искусно стравленные Амбруазиной де Бодрикур, сыгравшей на их религиозной розни.
  • Арда — Гэндальф, Глорфиндель и другие победители Балрогов во всех известных случаях погибали вместе со своими противниками. Как-никак, чудовищного огненного демона нельзя убить безнаказанно. Недаром во «Властелине Колец» Балрог, уже проваливаясь в пропасть, успевает утащить за собой и Гэндальфа. Возвращаться удавалось лишь тем из победителей Балрогов, кому сочтут нужным помочь Высшие Силы, и то в новом теле.
    • Когда Сэм крадется через крепость Кирит-Унгол, он видит, что некоторые тела передравшихся орков так и лежат вцепившись друг в друга.
  • В романах, написанных по мотивам легенд о короле Артуре, троп в наличии, понятное дело.
  • Астрид Линдгрен, «Братья Львиное Сердце» — драконша Катла и змей Карм загрызли друг друга в финальной битве.
    • Дополнительно, с прикрученным фитильком — Юнатан, свернувший на Катлу огромный валун и тем отправивший ее к Карму, и Катла, успевшая задеть его пламенем, приведшим к параличу, «излечимому» только смертью.
  • Ян Флеминг, «Из России с любовью» — друг Бонда Керим и один из русских агентов закололи друг друга. В экранизации обоих убил Красный Грант, инсценировавший тему статьи.
  • ПЛиО — Оберин Мартелл смертельно ранил Григора Клигана отравленным копьём, но не учёл его сверхъестественной живучести: Клиган его успел схватить и прикончить. Может, не стоило пытаться его, умирающего, допросить?..
  • Цикл «Пламя и кровь» того же Мартина (посвящённый событиям случившиеся примерно за полтора века до событий «Песни льда и огня»).
    • «Принцесса и королева» — братья-близнецы Эррик и Аррик Каргиллы во время «Танца драконов» (жесткого междоусобного конфликта из-за королевского престола) сражались по разные стороны баррикад. И погибли, сцепившись в поединке.
    • «Порочный принц» — принцы Эймонд и Деймон Таргариены, верхом на своих драконах, сошлись в жестокой схватке над озером Божье Око. Их драконы, сцепившись, фатально покалечили друг друга и рухнули в озеро, разбившись. Вместе с ними погибли и оба принца.
      • Впрочем, возможно всё не так однозначно. Останки Эймонда и обоих драконов были впоследствии обнаружены, а вот тела Деймона так и не нашли, отчего возникла версия (нашедшая отражение в балладах), согласно которой Деймон уцелел, но разочаровавшись во всём, решил больше не принимать участия в войне и политике и тихо дожил свои дни вместе со своей любовницей Крапивой. Тем не менее официальная версия гласит, что Деймон всё-таки погиб.
  • Рэдволл — в книге «Жемчуг Лутры», злодейский вариант. Лис Расконса обвиняет крысу Сагитар в предательстве, затем, делая вид, что собирается уйти, всадил в неё кинжал. Но, когда подошел его забрать, Сагитар пронзила Расконсу трезубцем.
  • «Дневники вампира» Лизы Джейн Смит — братья Стефан и Дамон Сальваторе закололи друг друга на поединке.
  • «Сага о ведьмаке» — Мильва и безымянный наёмник-лучник.
  • Дэн Абнетт, «Герой Ее Величества» — две дуэли между величайшими фехтовальщиками в истории: одна продлилась три дня, другая — три секунды, и обе закончились одновременным взаимным убийством. И в обоих случаях свидетели восклицали: «Случайность! Это же чистая случайность!»
  • Эдем (трилогия) — Вейнте и Надаске. Он, спасая Керрика и его сына, пронзил её ножом, а она, прежде чем упасть, успела ещё выстрелить из хесотсана.
  • «Чо́рна ра́да. Хроніка 1663 року» (Черный совет. Хроника 1663 года) Пантелеймона Кулеша, дуэль Кирила Тура и Петра Шраменко — субверсия: обоюдка, но без смертельного исхода (хотя оба были очень близки — и, главное, в равной степени). Причина не столько в непримиримой вражде (банальная пьяная ссора из-за девушки — точнее, пьяное похищение ее Кирилом и попытка Петра закосплеить принца на белом коне; даром, что девушка вообще была невестой Ивана Сомко), сколько в том, что выбранное оружие к такому исходу очень располагало (сабли переломали, перешли на кинжалы — которыми намного удобнее одновременно ударить друг-друга в грудь).
  • Цикл о Хонор Харрингтон, «Меж двух огней». Линейный крейсер Республики «Ахмед» и КЕВ вспомогательный крейсер «Пилигрим» выстрелили одновременно…
Переделанный транспорт нёс орудия от супердредноута. У линейного крейсера орудия были намного легче, но у транспорта не было ни щитов, ни брони, ни живучести военного корабля. Впрочем, на обоих кораблях остались выжившие.
  • Стивен Кинг, «Нужные вещи» — Вильма и Бетти устроили поножовщину, в которой не оказалось победителя.
    • Он же, «Керри». Мать заглавной героини нанесла дочери смертельный удар ножом, а та остановила ей сердце телекинезом.
  • Болеслав Прус, «Фараон» — Ликон, двойник фараона Рамзеса Тринадцатого, смертельно ранил его ножом, но Рамзес, сгоряча не почувствовав раны, ещё успел сломать шею врагу.
  • П. Бенчли, «Челюсти» — акула утопила Куинта, но и сама погибла от ран, которые ей нанёс охотник. А вот в фильме акулу эффектно прикончил шериф.
  • К. Коуэлл, «Как приручить дракона» — в первой книге два исполинских дракона вида Seadragonus Giganticus Maximus, Зелёная Смерть и Лиловая Смерть, собирались напасть на деревушку викингов и всех их съесть. Однако викинги ухитрились стравить драконов друг с другом. Зелёная Смерть убил Лиловую Смерть, но и сам был смертельно ранен. Правда, перед смертью он ещё мог сжечь деревушку, так что главным героям пришлось-таки с ним сразиться.

Кино[править]

  • Трудно сказать, можно ли это относить к кино, но… в жанре псевдо-снаффа, эксплуатирующем "эротику"смерти, в абсолютном большинстве случаев женской, чрезвычайно распространён сабж — гладиаторши, амазонки, бандитки и пр. смертельно ранят друг друга.
  • «Бесславные ублюдки» — Шошанна подошла к застреленному ею умирающему Фредрику, а у того в руке оказался «люгер»…
  • Варкрафт — Дрека, защищая сына, перегрызла горло одному из воинов, но он успел заколоть ее брошенным ею клинком.
  • «Древнее предание: Когда солнце было богом» — после гибели своего вождя, викинги, соблюдая слово оставить свои мечи селянам, сперва с криком «Один!» нанизывают друг друга на них.
  • «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — самый молодой член банды калифорнийцев и самый юный из соратников Хоакина убили друг друга. При этом обоим было очень муторно… но всё же пришлось.
  • Карты, деньги, два ствола — дважды.
    • Перестрелка банды Дога и банды Рори Ломщика заканчиваются смертью всех участников (сам Дог, услышав выстрелы, решил просто убежать с деньгами).
    • Попытка Гэри и Дина отобрать антикварные ружья у Гарри и Барри (по приказу самого Барри, причём) заканчивается смертью всех четырёх.
  • Королевская битва — судя по позе, двое убитых за кадром закололи друг друга в схватке.
  • «Король Артур» 2004 года — сын вождя саксов Кинрик стреляет в Ланселота из арбалета, Ланселот в ответ швырыяет в противника меч. Попадают оба
  • «Король Нью-Йорка» — гангстер-протагонист Френк Уайт в конце фильма убивает детектива Бишопа, но тот, уже падая, успевает выстрелить и смертельно ранит Френка.
  • «Мертвец» — когда в финале Блейк уплывает на лодке, на заднем плане видно, как Никто и Коул Уилсон убивают друг друга.
  • Нибелунги 1966-67 года — юный Гизельхер и его несостоявшийся тесть граф Рюдигер Бехларенский пронзили друг друга мечами, потому что слишком любили друг друга как отец и сын и желали избавить от лишних страданий. Одна из самых пронзительных и горьких сцен фильма.
  • «Ночной дозор» — два копейщика в прологе. Нанизали друг друга на копья в завязке битвы, стоят-умирают посреди боя лицом к лицу, и упасть не могут — копья мешают.
  • «Омерзительная восьмёрка» — все перебили друг друга.
  • «Семь самураев» — Кикутиё и главарь разбойников. Не спасло негодяя ружьё, смертельно раненый Кикутиё дошел до врага и зарезал.
  • «Сказка странствий» — Орландо сжёг заживо Чуму, прекратив эпидемию, но сама ведьма перед смертью всё-таки дотронулась до странствующего лекаря. Недолго музыка играла, недолго лекарь танцевал…
  • «Универсальный солдат» — в начале фильма главный герой и главный злодей грохнули друг друга, но их починили.* «Хищники» 2010 года — якудза и один из Хищников убивают друг друга в поединке на мечах.
  • «Хищники» 2010 года — якудза и один из Хищников убивают друг друга в поединке на мечах.
    • «Хищник» 2018 года — два члена банды психов добивают друг друга после неудачной атаки на хищника.
  • «Хоббит» Питера Джексона — в финальном поединке Торин и Азог убили друг друга.
  • «Холод в июле» — ветеран Корейской войны и уголовник Бен Рассел, убивает своего сына Фредди, любителя снимать снафф и давать показания против мафии «Дикси». Перед этим сам Фредди, ещё не зная кто перед ним, сам подстреливает папочку. Умирают Расселы практически одновременно.
  • «Оборотни внутри» — Паркер подстрелил Хоакима из арбалета, но тот на последнем дыхании подрывает декоративный газовый факел, его взрывом убивая Паркера.
  • «Чужая» — Рашпиль из последних сил успевает выстрелить в Шустрого. С прикрученным фитильком, так как Рашпиля добивает подоспевшая Чужая (которую, в свою очередь, убивает тупо из мести один из головорезов), а Шустрый погибает аж на зоне — которой, не будучи раненым, наверняка бы избежал; в каком-то смысле Рашпиль таки достал обоих.
  • «Экскалибур» — в соответствии с первоисточником, в финале Артур убивает Мордреда, но и сам получает смертельную рану.
  • Бегущий по лезвию 2049 — Кей убил Лав, но получил смертельную рану, хотя и довольно долго с ней продержался.
  • V значит Вендетта (фильм) — Криди и его расстрельная команда изрешетили Ви пулями, но он устоял на ногах и перерезал их всех, пока они перезаряжали оружие, а самому Криди свернул шею, после чего вернулся к Иви и умер.

Телесериалы[править]

  • «Вавилон-5» — посол Центавра Лондо Моллари неоднократно видел во снах, как его заклятый друг Г’Кар душит его в тронном зале Центавра Прайм. Так оно и случилось, вот только на деле оказалось, что Г’Кар таким образом попытался избавить Лондо от паразита дракхов, а сам Моллари, будучи этим паразитом управляемым, оказал сопротивление. Так они друг друга и задушили.
  • «След» — парочка желающих унаследовать квартиру одной хитрой бабульки дошли до того, что убили друг друга (мужик придушил конкурентку ремнем безопасности, а она перед этим подложила ему в гостинцы от старушки любимую им вяленую рыбку, с селитрой, для вкуса и аромата).
  • The Cape Rebel — Вилли Грэйнджер смертельно ранил Меэса Му́тона, и тот из последних сил дотянулся до ружья и прикончил своего убийцу. ИЧСХ, врагами они не были. Наоборот, Грэйнджер должен был бы благодарить Мутона — но предпочёл сделать его пешкой в своей провокации.
  • «Шпионка» — два археолога, которые нашли артефакт Рамбальди и которые работали (судя по утверждению матери главной героини) лично на Сталина, убили друг друга, чтобы не делиться наградой.
  • «Мерлин» BBC — Артур и Мордред, само собой. А еще Изольда и Гелиос в финале четвертого сезона.

Мультфильмы[править]

  • Короткометражка «Путь ненависти» 2010 года. И сделанный на ее основе клип на песню «Ангелы неба» (см. ниже)
  • «Бал цветов» — дуэлянты.

Мультсериалы[править]

  • Transformers: Headmasters — знаменитая сцена где Саундвейв и Бластер уничтожили друг друга в жестокой рукопашной схватке. Впрочем, обоих впоследствии починили.
  • «Вертепъ» 1991, серия «Николай Угодник и охотники» — чтоб завладеть кладом, один из нашедших его убил товарища, ходившего за провиантом, а тот успел насыпать в еду отравы…
    • Кажется, что авторы, видимо, читали «Хронику капитана Блада», где в главе «Цена предательства» герой стравил двух негодяев. «Сэм всадил в Каузака пулю, а затем выпил вино, в которое тот добавил яд». Но на самом деле это «бродячий сюжет», а мульт основан на русской легенде, зафиксированной ещё Афанасьевым.
      • Д. Чосер, например, в «Кентерберийских рассказах» описывает подобное.

Комиксы[править]

  • В сюжетной арке End Game Бэтмен и Джокер впервые в жизни сражаются друг с другом насмерть, силы оказываются равны и, в итоге, погибают оба. С прикрученным фитильком, потому как оба потом воскресли.
  • Тоже у DC — Супермен и Думсдей. Но опять же, оба потом вернулись.

Аниме и манга[править]

  • Gundam
    • Char’s Counterattack: считается, что и Чар Азнабль, и Амуро Рэй погибли в поединке.
      • На самом деле не в поединке: в поединке Амуро вполне уверенно победил Чара, но не убил и даже не ранил. Просто тот в самый последний момент передумал и рванулся в своей спасательной капсуле помогать Амуро отталкивать Ось от Земли, и вот тут уже оба благополучно и закончились. Причём не «считается» — в «Юникорне» призрак Амуро, явившийся Банаджеру, вполне конкретно подтверждает, что да, оба погибли, все появлявшиеся после этого «Чары» вроде Фулл Фронтала — либо клоны, либо кибер-ньютайпы-копии. Во «Вспышке Хатауэя» о том же самом говорится ещё раз.
    • Thunderbolt: с прикрученным фитильком. Ио Флеминг и Дэрил Лоренц угробили друг другу мобайл-сьюты, но при этом оба выжили.
  • Basilisk: The Koga Ninja Scrolls — счет между Кога и Ига открывает именно исполнение тропа главами кланов. Их внуки завершили дело чуть светлее.
  • Cowboy Bebop — Спайк и Вишез.
  • Akame ga Kill! — зигзагом: когда Ливер расценил, что своими силами Булата ему не победить, то травит его своей отравленной кровью.

Видеоигры[править]

  • Zero Escape: Virtue’s Last Reward — в концовке Луны Дио постепенно убивает всех участников игры, однако он недооценивает Кайла, и в итоге они оба умирают.
  • Mass Effect — по словам матриарха Аэтиты, её родители — кроган и асари — так закончили, узнав, что во времена кроганских восстаний сражались по разные стороны баррикад. Хорошо хоть, Аэтита к тому времени была уже взрослой.
    • Может получится у Миранды и ее отца.
  • В шутерах это встречается очень часто, особенно если используется взрывчатка.
  • Sonic Adventure — Е-101 Бета и E-102 Гамма. Впрочем, так и планировалось — птички-флики в итоге были освобождены из них и воссоединились.
  • Игры Wargaming.net
    • World of Tanks — во все поля! Просто взаимное уничтожение снарядами, таран, потопление, уничтожение оторванной башней, пожар и падение с большой высоты в любых вариациях! За это даже медальки выдают — «В расчёте!» для двух игроков, уничтоживших друг друга и «Бой до последнего» для всех игроков обеих команд, сыгравший бой, окончившийся ничьей по уничтожению всей техники.
    • World of Warships — корабль довольно часто может потопить своего противника даже после своего уничтожения — с помощью ответного залпа, сделанного за мгновение до гибели, торпед либо нанесенного затопления или пожара. В игре на такой случай даже существует специальное достижение «Просто царапина!».
  • Undertale — случай с бессмертной Андайн во время пути геноцида. Убитая ещё до начала боя с протагонистом, она, держась на одном лишь честном слове и остатках своей решимости, пытается остановить Фриск. И если у неё получится это сделать, будет именно этот троп, ибо в таком случае уже фактически мёртвая Андайн всё равно не проживёт дольше пяти минут.
  • Metro 2033: Fear the future. Под троп попадают Бурбон и пахан бандитов с Сухаревской, выстрелившие друг в друга.
    • С Бурбоном не всё так однозначно. В одном из DLC следующей игры, Metro: Last light, говорится о том, что Бурбон всё-таки выжил, однако в плохой концовке уже третьей игры, Метро: Исход, однозначно показано, что Бурбон погиб. Говоря короче, автор правки добавляет пример в статью, опираясь на то, что после выстрела в Бурбона, тот признаков жизни не подавал.
  • Overwatch — ну просто огромное количество вариантов. А у Крысавчика так и вообще специальная абилка на этот счёт имеется.
    • Отдельная тема чисто по лору: Жнец и Солдат76. То есть тогда их ещё звали Габриэль Рейес и Джек Моррисон. Во время разборки в штаб-квартире так оно и считалось. Однако нетушки, Рейеса починила Мёрси, но, не зная, что с ним уже хорошо поигралась Мойра, превратила его в дефективную нежить, а Моррисона так и не нашли.
  • Стратегии Paradox Interactive — во многих играх в затяжной войне можно друг друга так истощить что за внутренними проблемами внешняя война будет вестись по остаточному принципу и в конце полторы отвоеванные провинции не будут стоить распада обоих империй. Актуальнее всего для Europa и Crusader Kings где развалиться на осколки проще простого.
  • Detroit: Become Human — можно выйти на финал, в котором оставшийся на стороне людей Коннор и устроивший вооруженное восстание Маркус (или Норт) убьют друг друга.
  • Mortal Kombat (2011). Игра — прямой сиквел MK Armageddon. Она начинается с сюжетного видео, показывающего трупы некоторых погибших в Армагеддоне (обе стороны — светлая и тёмная — вообще поголовно переколбасили друг друга, в финал вышли только двое: Райден и Шао Кан). Из того, как лежат трупы, отчётливо видно: некоторые противники конкретно отыграли троп в поединках один на один.
  • Серия Soulborne — игрок и противник, особенно босс, могут прихлопнуть друг друга одновременной атакой. Игроку от этого понятное дело хуже.
  • Pacific Fleet и Atlantic Fleet — вполне возможно, так как игра нередко просчитывает повреждения и плавучесть несколько ходов. Корабль вполне может потопить врага, но на следующий ход сам потонуть из-за полученных повреждений. Или запущенная подлодкой торпеда доплывёт на следующий ход после гибели подлодки.
  • Heroes of Might and Magic IV — в этой части изменилась система атаки-ответки: если раньше свой удар сначала делало атакующее подразделение, а потом отвечали выжившие бойцы цели, то теперь и атакующие и атакуемые наносят свой удар одновременно (и в расчете урона берется численность обоих подразделений до атаки). И значит, погибшие с двух сторон как раз и представляют собой сабж статьи. Педаль в пол, если в результате столкновения полегли оба отряда в полном составе.
  • Hollow Knight — если в битве с Предавшим лордом главному герою помогает Тряпочка, то тогда Предавший лорд пронзает её своим когтем, а та в ответ бьёт его своей дубиной, и в итоге оба погибают.
    • Для игрока битвы с боссами тоже могут этим закончиться — в этом случае босс всё равно будет считаться пройденным (правда, если с него выпадут деньги, собрать их не получится).
  • Warpath — в кульминационном моменте рекламного трейлера (который не имеет с самой игрой практически ничего общего) русский и немецкий солдаты убивают друг друга и так и остаются сидеть на поле боя, привалившись друг к другу.
  • World of Warcraft — вентир Лахос попросил героя выявить предателей, стоящих за нападением на его экипаж с анимой, а затем передать приглашение подозреваемым на место встречи. Явившие на стрелку Лахос, Самю и Илка обменялись взаимными обвинениями и застрелили друг-друга из арбалетов. Заявившаяся на стрелку Рахель оказалась истинным воришкой и поблагодарила героя за невольную помощь.

Настольные игры[править]

  • «Мафия» — практически гарантированный исход игры в окончании «1 мирный — 1 маф — маньяк». Беззащитному мирному ничего не остаётся, кроме как, отправившись на ночь спать, проснуться единственным выжившим в городе и констатировать победу мирных жителей в результате того, что преступность искоренила сама себя. Подоплёка ситуации в том, что ни мафиози, ни маньяк в здравом уме не станут убивать мирного, сводя игру или, в лучшем случае, к ничьей (когда противоположная сторона также выбирает убить мирного), или отдавая победу противоборствующему криминальному элементу (соответственно, когда выбор противника падает не на мирного).
  • Warhammer 40000 (а вернее, тогда ещё 30000) — Император и его сын Хорус. Хорус мёртв окончательно и бесповоротно, Император скорее мёртв, чем жив[1]. Очевидная аллюзия на артуровский цикл.

Музыка[править]

  • «Ария», «Ангелы неба» — пилоты идут в лоб друг на друга и вместе погибают. Фанатский клип на эту песню утопил педаль в пол, но и полностью исказил смысл — песня была об уважении к достойному противнику, клип оказался о ненависти, которая продолжается даже после смерти.
    • «Ария» в принципе любит этот троп. Антихрист в одноименной песне заявляет Христу: «Знаю наверно, рухну я первым, только погибнешь и ты!». «Кровь королей» повествует о короле Артуре и, соответственно, рассказывает и о его поединке с Мордредом (см. эпиграф).
  • Ночные Снайперы — Рулетка: «Мы вместе спустили курки и одновременно упали». Наверное, к этой статье не подходит, так как в песне речь не о врагах. Автор правки не нашел статей про двойное самоубийство, хотя очень старался.
    • Судя по тексту одновременная русская рулетка была. В общем-то это форма дуэли которая для двойного самоубийства подходит плохо. Но что точно произошло в песне вообще непонятно.
  • Ноггано — С перекура повалили друг-друга. То, что написано на упаковке

Реальная жизнь[править]

  • До появления развитой медицины исход поединка «одного убили на месте, другой умер от внутреннего кровотечения или загноившихся ран» был более чем вероятен.
  • Копья самых разных народов, включая рогатину, протазан, яри, снабжались поперечиной (крестовиной, хадомэ) у острия именно во избежание такого исхода: чтоб тело противника или дикого зверя удерживалось на безопасном расстоянии, пока не помрёт окончательно. В частности, именно так до (а часто — и после) появления огнестрела охотились на крупнейших лесных животных, медведя и кабана.
    • Аналогично был устроен и кабаний меч, тоже имевший крестовину. При охоте эти мечом тыкали с бронированного коня в спину кабана.
  • Пример с прикрученным фитильком, так как бык и матадор — противники исключительно в рамках шоу, но на корриде случается и такое. Манолете и Ислеро не дадут соврать.
  • 27 мая 1571 года. В женский монастырь святого Бенедикта (Милан) прибыли две дамы и, уединившись под предлогом совместной молитвы, устроили дуэль на кинжалах, приведшую к смерти обеих.
    • Вообще любая попытка устроить поединок на ножах чревата этим. Вплоть до советов в подобной ситуации метнуть свой нож в противника (даже если не умеешь его метать или сам нож неподходящий) или просто выкинуть, а потом пытаться обезоружить врага голыми руками, потому что даже так будет больше шансов выжить, чем если ножи будут у обоих сражающихся.
      • Вот тут автор данной правки, ножовщик с более чем тридцатилетним стажем, категорически не согласен, это годится только в том случае, если ни тот, ни другой не умеет ножом пользоваться.
        • Зависит от того какому владению ножом их обучали: если обучали переть берсеркером и нанести смертельное ранение любой ценой, без обучения поединкам на ножах и защите, то может получиться взаимное убийство, при умении пользоваться ножом.
          • А так же от того, сколько пространства для манёвра у них есть. Впрочем, для 16 века, пожалуй, любой бой.
            • Почему «для 16 века любой бой»? В XVI уже повсеместно вошли в моду шпаги, а первый трактат о фехтовании w:Манускрипт I.33 и вовсе датируется 1300 годом, то есть за полтора века до шпаги, и посвящён фехтованию с мечом и кулачным щитом.
  • Попытки превратить Третью Мировую войну в троп при помощи системы, гарантированно отправляющей ядерные ракеты в ответ на ядерные удары от соперников до того, как ракеты соперников долетят, но после того, как они отправятся в путь.

Примечания[править]

  1. Хотя, судя по последним данным, Император всё ещё жив.