Убить некроманта

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Моя страна мечтала от меня избавиться, а я мечтал сделать из неё великую империю. »
— Протагонист

«Убить некроманта» — роман Макса Далина, тёмное фэнтези, в котором повествование ведётся от лица некроманта, которого периодически пытаются убить, и который каждый раз оказывается вынужден для своего спасения совершать различные неблаговидные (часто — только с точки зрения окружающих) поступки, вызывающие к нему ненависть всего королевства.

Сюжет[править]

Всё начинается с того, что в юности младший принц — Дольф, которого семья ненавидит за врождённый дар некромантии, уродство и слабое здоровье, заключает с демонами сделку (при этом оставив душу себе). Его целью является превращение родного Междугорья в великую империю, а платой — всеобщая ненависть и разнообразные несчастья, которые падут на его голову в будущем. Добрая половина книги посвящена борьбе монарха против двора, феодалов и народа в попытках навести порядок в стране. Это у него, в конце концов, получается, но со скрипом, даже несмотря на обильно и творчески используемую магию. Другая половина проходит в попытках героя всё-таки урвать себе хоть немного счастья, несмотря на сделку. Тут ему удаётся только ненадолго обмануть судьбу, что создаёт трагическую линию в книге.

Спустя пару столетий порядок в стране снова и точно так же придёт в упадок, а про протагониста напишут кучу дешёвой литературы, где он — прекрасный принц и отличный фехтовальщик. Торговцы будут продавать мерч и веселить публику, а настоящий дневник короля объявят подделкой.

Тропы и штампы[править]

  • Тьма не есть зло — всё произведение об этом.
  • Некромантия — ещё прямо с названия, врожденный дар. Ну, или, как считает сам герой — проклятие.
  • Демонология — идёт в паре с некромантией. Тут демоны выступают не столько какой-то радикально непостижимой силой, сколько аборигенами одного из регионов загробного мира. А так как некромантия через связь с загробным миром как раз и работает, владеющий одним автоматически владеет и другим.
  • Магом можно только родиться — здесь это на самом деле так. Причём некромантов так мало, что во всей стране нашлось всего двое (ну, трое…), а в будущем о них вовсе забыли.
    • Отметина мага — выглядит, как чёрная родинка, однако содрать её невозможно, да и кровь из неё никогда не идёт, как ни старайся, как будто в ней там скрыта дыра в другое измерение. Плюс какое-то физическое уродство, но это по всей видимости так Дар влияет на тело — например Дольф родился горбатым, но позже с некоторой поддержкой от Оскара спина у юного некроманта немного выпрямилась. Новому некроманту из эпилога повезло немного больше — он всего лишь альбинос с дефектами кожи.
      • Порочная бисексуальность или Светлая бисексуальность в зависимости от точки зрения — будучи приблизительно одинаково близки как к миру живых, так и к миру мёртвых, обладающие Даром подсознательно не очень хорошо различают, где свой пол, а где противоположный — но эмоций они не лишены, потому при случае могут попытаться закрутить роман с кем угодно.
        • Некроромантика — с прикрученным фитильком: Дольф выкупает у демонов душу Питера за всего лишь небольшую лужицу своей крови, чтобы тот не попал в Ад — по демону, правда, заметно, что он этому не слишком рад, но тем не менее условия он принимает, ибо кровь обладателей Дара весьма ценна.
  • Магию может победить только магия — инверсия. Герой пару раз прошёл по краю, и всякий раз его доставали самыми обычными средствами. Засада по дороге, стрелы, яд — всё это прекрасно действует на некроманта. И даже единственный колдун-противник был в конце концов убит… ножом.
  • Вампиры — в наличии. Как и использование термина «Сумерки» до того, как это стало мейнстримом.
  • Мне на самом деле семьсот лет — вампиры, сэр. На самом деле всего четыреста.
  • Киборг — магические киборги в виде скелетов в латах, огромных коней и волков сделаны чучельником, внутри кости настоящих животных, и подняты ГГ при помощи Дара.
  • Призраки — они же души неупокоенных, в количествах.
  • Религия — это магия: Светлый орден имеет определённую силу, но от магии она принципиально не отличается. Единственный монах-чудотворец — вообще некромант.
  • Артефакт — диск, отражающий силу проклятой крови. Он же Вундервафля, так как в теории должен был позволить легко одолеть любого некроманта, а на практике толком так и не был использован.
  • Чёрно-серая мораль — некромант поднимает зомби и скелетов для своей армии, чтобы не гибли живые солдаты. А ещё насилует свою жену в первую брачную ночь.
    • По меркам средневековой церковной морали — вовсе не насилует, а исполняет свои законные супружеские обязанности. Это как раз жене, поборнице тех самых моральных принципов, грешно противиться мужу.
  • Навозные века — сеттинг таков. Постоянные войны, сожжение целителей (включая создателя лекарства от чахотки), засилие мракобесия. У дворян — интриги, междоусобица, жестокие забавы. У крестьян — постоянный голод, грязь, страх. Спустя более двадцати лет правления заглавного героя удалось только кое-как навести порядок. Как выяснилось — ненадолго.
  • Обыденность зла — заглавный некромант отправляется объехать страну… и приходит в ужас от условий жизни простых людей. И это он после своего «счастливого» детства, казни возлюбленного, заключения, нескольких покушений. А вампиры, демоны и возня с трупами — вообще наиболее светлые и радостные моменты в произведении.
  • Плохие люди — главная проблема книги. В некотором смысле — настоящий антагонист.
  • Чёрный юмор — есть в наличии. Без него ну просто никак… в таких-то условиях.
  • Козёл — много их. Особо можно отметить плохой характер протагониста, а также Питера — козла, закозлившего весь королевский двор.
  • Ужасные родители — в наличии.
  • Глупый король — отец главного героя. В сочетании с сыном, мечтающим о сильном и преуспевающем государстве, получилась Несовместимая с жизнью тупость.
    • Ну ладно не интересоваться делами. Ум не каждому дан. Но не знать, что в одном из помещений прекрасно слышно всё, что говорится на совете (притом, что такой эффект, скорее всего, создавался искусственно)?
    • Соседний король тоже умом не блещет, да и многие аристократы тоже.
  • Ай, молодца! — что бы такого богоугодного придумать в честь чуда исцеления? А давайте всех преступников выпустим — у нас же как раз стража коррумпирована, и на границах чёрт-те что творится…
    • Протагонист тоже иногда ошибается. А Те Самые Силы используют эти ошибки. Выехать на встречу с врагом с армией нежити, которая развалится при смерти некроманта, и без щитов? Раскинуть шпионские сети везде, кроме замка королевы, которая тебя ненавидит и просто притягивает любых заговорщиков? Не дать вампирам полного списка персон, которых нельзя убивать, ограничившись теми, о которых вспомнилось в первую очередь?
  • Исландская правдивость — придворные не лгут глупому королю. Они просто немного смещают акценты, чтобы он сам всё неправильно понял.
  • Герой-прагматик — всё об этом. Призраки — отличные шпионы, зомби — солдаты, хорошая экономика лучше магии и т. п.
  • Крутой ботан — ГГ, хилый мальчик, болел, много читал, но со временем прокачал свой талант некроманта до небес.
  • Очень приятно, царь — «Дайте мне кресло, я устал, а то велю мертвецам освободить ваше.» — Дольф явился ко двору соседнего королевства. Немытый, небритый, нечёсанный, невыспавшийся в нестиранной заношенной походной одежде, которую не снимал уже не первую неделю, даже спал в ней же — и во главе армии нежити.
  • Без души — аверсия. ГГ заключил контракт со злыми силами, но душу оставил себе. Он расплатился доброй славой — люди его будут ненавидеть и считать злом.
    • А вот зомби и скелеты бездушны вполне буквально — движутся только за счёт подпитки Даром некроманта.
  • Порочная бисексуальность — одна из причин, из-за которых ГГ считают этим самым злом.
  • Вырастут — поумнеют: ГГ сам себе отдаёт отчёт, что был плохим ребёнком. Это не считая убийства камергера по неосторожности. Даже став постарше, отличался излишней самоуверенностью. Вырос — поумнел, а расти пришлось быстро.
  • Остерегайтесь тихих — после казни возлюбленного и заключения протагонист притворился тихим и смирившимся. Ему поверили и перестали замечать. А зря.
  • Всё пошло слишком так — жители королевств долго и успешно истребляли некромантов. И истребили (почти). И когда царский сын-некромант убил своего брата магией, не нашлось никого, кто бы это заметил. И в будущем политические убийства силой сходили герою с рук, так как почти всегда были недоказуемы. Вообще, из-за запрета на оккультные науки ни у кого из противников не нашлось ни своих магов, ни магической защиты. Единственного вражеского волшебника мятежникам пришлось выписывать из дальнего монастыря… и в итоге он не доехал.
  • Пощадить ребёнка — герой не стал убивать своего сына от первой жены, хотя убил всех остальных в замке, и имел все основания считать, что десятилетний ребёнок, выросший среди его врагов, его любить не будет. В качестве инверсии, милосердие оказалось на пользу: маленький Людвиг внешностью, манерами, замашками и привычками до мелочей повторял мать, но умом и характером пошёл в отца — к тому же к Розамунде и Роджеру он относился лишь немногим лучше, чем Дольф к своим родителям, причём небезосновательно, так что общий язык они нашли легко.
    • Ребёнок — лучшая жертва — зигзагом: в критической ситуации Дольф снова обращается за помощью к демонам и обещает в качестве платы кровь невинного младенца, но заостряет внимание на том, что только кровь — прав на его душу он им не даёт.
  • Оздоровительная порка — был такой случай.
  • Инженю — редкий случай, когда под описание подходит мужской персонаж, но таки Нарцисс. Наивен и неприспособлен к жизни на грани с умственной отсталостью, абсолютно верен, неспособен на обман.
  • Ментор — Оскар, князь вампиров. По сути, заменил протагонисту отца, всегда помогал советом, а иногда и не только им. Он же проводил героя в последний путь.
  • Одной смерти мало — убить, а затем поднять в виде зомби.
  • Кому няшка, кому кондрашка — виверна главного героя… и нежить, если рассматривать их как питомцев.
  • Вам террористы, нам партизаны: для протагониста демоны — прекрасная необузданная сила, вампиры — проводники душ, приносящие лёгкую смерть тем, кто уже обречён. Обычные люди считают и тех, и других порождениями зла.
  • Обнять и плакать — именно это чувство вызывает первая симпатия ГГ. И вторая… И вообще, из тех, кто был герою хоть сколько-то дорог, не кончили плохо только Оскар, Марианна и его дети.
  • Наглая ложь — что только не приписывали протагонисту! Соитие с мертвецами, демонами, вампирами, своим собственным сыном. Продажа души с целью избавления от подростковых прыщей. Что интересно, реальные преступления и сделки с демонами выплывали наружу далеко не сразу, и не были так популярны. Или даже вовсе не обсуждались, хотя, казалось бы, всё лежало на поверхности.
  • Благородный разбойник — Добрый Робин, копиркин Робин Гуда. Бунтовал против короля-некроманта, хотел посадить на трон его дядю, грабил богатых, одаривал бедных.
  • Достойный противник — инверсия. Протагонист надеется увидеть хоть кого-то достойного раз за разом, но нет.
  • Самоуверенный мерзавчик — много таких среди местных дворян. Впрочем, попадаются и (почти) успешные мерзавцы.
  • Злой рок — герой обменял возможность стать великим королём на тяжёлую долю и людскую ненависть. Таким образом, счастья ему не положено, равно как и дружеского участия, и даже поддержки. Львиная доля книги посвящена попыткам урвать чуть-чуть всего этого в редкие доступные моменты… и тому, как Те Самые Силы снова берут своё.
  • Несовместимая с жизнью тупость — отец протагониста в первую очередь. Марианна несколько раз прошла по краю: чуть не отравила ГГ «приворотным» зельем, и, скорее всего, выехала бы с ребёнком прямо в засаду по подложному письму. Для Нарцисса всё закончилось куда хуже: выйдя за охраняемый нежитью периметр, был взят в плен и казнён бунтовщиками.
  • Злодей, молящий о пощаде — королева Розамунда. В середине мольбы без сожаления убила человека заточенной стальной шпилькой, что прятала в волосах и сама собой восхитилась, как это оказывается просто. Впрочем Дольф не повёлся — он ещё по пути заранее решил, ЧТО он сделает с Розамундой — вернее не совсем «сделает»: не своими руками. Розамунда в это время была беременна — кровью именно её нерождённого ребёнка Дольф решил оплатить услуги демонов, причём не дожидась родов, чтобы время не тянуть: вызванный демон «вручную» извлёк причитающуюся по условиям договора кровь младенца прямо из живота Розамунды — Розамунда процедуру не пережила. Дольф не стал выяснять, страх её убил или боль — она сама в договоре с демоном не упоминалась, потому вряд ли её телу были нанесены существенные увечия: местные демоны отличаются дотошностью и пунктуальностью.
  • ГЭС — у героя под конец книги. Впрочем, ненадолго. Надолго просто времени нет.
  • Похорошеть в адаптации — внутримировой пример. Герой уродлив, имеет плохой характер, не умеет фехтовать. На прижизненных портретах и в слухах он такой и даже хуже. А спустя пару поколений пришли дельцы от литературы и кино и создали «по мотивам» кучу произведений про прекрасного, отлично фехтующего короля с готичным имиджем.
  • Из двух зол ни одно выбирать не стоит — бунтовщик вызвал монаха-чудотворца, и нельзя дать им встретиться. А ещё тот же враг написал подложное письмо фаворитке короля, получив которое, та выедет из дворца с королевским бастардом прямо в руки врага, став отличным заложником. Выход? Послать знакомого вампира выкрасть своего же ребёнка. Без него фаворитка никуда не выедет, а следовательно, можно будет спокойно сосредоточиться на монахе.
  • Сексот — призраки. Идеальные доносчики под начальством сексота идейного. Он даже не упокоился нормально из-за того, что на своих же убийц донести не смог.
    • Нечисть на госслужбе — зомби и скелетов сложно считать «на службе», так как они не слишком разумны, вампиры — скорее союзники, хотя в случае Дольфа и весьма преданные, а вот призраки вполне разумны и именно что состоят на службе, причём весьма охотно состоят: Дольф предпочитал для этого использовать особо сильно нагрешившие неупокоенные души, совсем не горевшие желанием упокаиваться — на том свете их ждал Ад в самой полной комплектации «all inclusive», а Дольф предлагал им вполне законную отсрочку в обмен на не такую уж и сложную работу. Отдельные редкие уникумы, правда, всё же трудились за идею — за идею помочь сделать страну, где они прожили свои жизни, немного лучше.