Убить того, кого любишь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Kill the Ones You Love. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Любимых убивают все, Но не кричат о том, — Издевкой, лестью, злом, добром, Бесстыдством и стыдом, Трус — поцелуем похитрей, Смельчак — простым ножом.

»
— Оскар Уайльд

В распоряжении автора много способов поддать драмы и осложнить жизнь своему герою. Можно наградить его тяжёлым детством и вывести из этого кучу психологических комплексов. Можно убить его семью и сжечь родную хату. Можно поставить его перед садистским выбором.

Но нет ничего более жестокого и мучительного, чем заставить героя своими руками убить того, кого он любит. Ментора, ученика, супруга, возлюбленную(ного), ребёнка, лучшего друга — словом, того, за кого герой охотно отдал бы жизнь сам. Ан нет, не получится.

Описанная ситуация может произойти по разным причинам. Это может быть удар милосердия, избавляющий от страданий — и это, как правило, самый лайт-вариант применения тропа. Это может быть единственный способ остановить любимого, окончательно свернувшего на Тёмную Сторону. Это может быть смертельное противостояние двух идейно разошедшихся друзей. Это может быть случайное убийство по незнанию, когда личность убитого выясняется позже. Наконец, жертва сама может жаждать смерти и предпочитает умереть от руки любимого человека, чем убивать себя самостоятельно (мнение любимого человека в таких случаях, как правило, не учитывается). А хуже всего — когда жертва и убийца на одной стороне, никто из них не желает себе смерти, оба они ещё бы жили и жили вместе, не зная горя, но при этом убийца оказывается вынужден пожертвовать любимым человеком ради высокой цели. Ну, или своей предательской шкуры, или мнимой высокой цели (См. Пожертвовать любимыми). Наконец, причиной трагедии может стать просто фатальная неловкость или трагическая случайность.

Один из наиболее эффектных способов нагнетания трагедии и слезогонки. Может вызвать Голубой экран смерти и привести героя на Горизонт отчаяния. Дополнительные очки считаются, когда во время или после сцены звучит скорбная музыка, убийца держит жертву на руках, собственноручно хоронит жертву, роняет скупую мужскую слезу или начинает носить с собой печальный символ. В особо тяжёлых случаях убивший любимого человека может, не вынеся вины и чувства утраты, отправиться вслед за любимым.

Подтроп — Я тебя породил, я тебя и убью. См. также — убийца любимых.

Может стать моральным горизонтом событий.

Внимание! Это троп о смерти, так что берегитесь спойлеров!

Где встречается[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Геракл во время выполнения одного из подвигов повздорил с кентаврами, во время сражения загнал их в пещеру своего друга Хирона и выстрелил своей отравленной стрелой наугад. Понятное дело, попал в самого Хирона, который в конце концов предпочёл уйти добровольно, чтобы не мучиться.
  • Кефал и Прокрида. Убийство по неосторожности: охотник попросту принял за лань продирающуюся сквозь кусты ревнивую, но любимую жёнушку. Самонаводящееся копьё не стало разбираться, в кого именно его метнули.
  • Английская сказка «Чайлд Роланд» (одна из версий, не путать с поэмой Роберта Браунинга): три брата один за другим отправляются в путешествие, чтобы вызволить похищенную чародеем сестру. Младший брат чётко следует данному наказу: убивать каждого встречного в пути. Когда он, наконец, прорывается в темницу сестры, то убивает и её. И этим разрушает чары. Поразил-то он почти наверняка призрак, но неотличимый от сестры. Так что по ощущениям Роланда это, вероятно, был сабж.

Театр[править]

  • «Валькирия», вторая опера цикла «Кольцо Нибелунга»: отчаявшийся Зигмунд хотел было убить свою сестру и жену Зиглинду, чтобы избавить её от ещё худшей участи, но его, к счастью, остановила Брунгильда. А вот Вотан вынужден был позволить убить Зигмунда, и ему Брунгильда помешать не смогла. То же самое случается и с самой Брунгильдой в четвёртой опере, «Гибель богов», когда она намеренно позволяет убить своего мужа Зигфрида.
  • «Последнее испытание» — в некоторых версиях Рейстлин ведёт себя по отношению к Крисании именно так. ИЧСХ, в книжном первоисточнике эти акценты куда как глуше.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Муму» Тургенева же!
  • Н. С. Лесков, «Очарованный странник» — главному герою приходится убить свою возлюбленную, чтобы принять на себя грех убийства и дать ей шанс попасть в рай.
  • Э. Л. Войнич, «Овод» — с прикрученным фитильком. Больше всех на свете Овод любит своего отца, это даже отмечает один из персонажей, заметив его восхищённый взгляд в сторону кардинала; но все его нападки против церкви направлены, в первую очередь, против padre.
    • В какой-то степени отца он действительно убивает своей смертью.
  • М. Горький, «Сказки об Италии» — мать убивает сына, ведущего войска на родной город, и затем кончает с собой.
  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» — убийство Андрия.
    • С фитильком: вряд ли Тарас именно любил младшего сына. Для него скорее семья — имущество и функции продолжения дела, первенец повод для гордости, а младший так, фигура, к тому же дело продолжать не хочет.
  • Б. Лавренёв, «Сорок первый» — Марютка убила поручика Говоруху-Отрока. Долг победил любовь…
  • В. Пикуль, «Баязет» (и сериал по книге) — бывший командир гарнизона крепости, полковник Хвощинский незадолго до смерти (которую он, вероятно, предчувствовал) заставляет военврача Сивицкого пообещать, что застрелит его молодую жену в случае захвата крепости турками. «Я ведь врач. И знаю, куда надо выстрелить. Хватит и одной. Наповал… Вы думаете, мне легко было дать ему слово?» В конечном итоге Сивицкий, понимая, что у него попросту рука не подымется, отдаёт револьвер барону фон Клюгенау — тот, конечно, обладает не менее добрым сердцем, но при том ещё и тайно влюблён в госпожу Хвощинскую (о чём врач в курсе), и, как бы ни было ему тяжело, но «отдать женщину на поругание, это… хуже убийства». Пример с прикрученным фитильком, поскольку крепость выстояла.
  • А. Бушков, «Волчье солнышко» — попаданец Данил Батурин безответственно участвует в игре престолов альтернативной реальности, ведь в родном мире он за это ответственности не несёт. В результате гибнет его возлюбленная, древлянская царевна Ирина, и многие другие. Но лишь по возвращению в родной мир, когда в сознании незадачливого попаданца всплывают образы погибших при его (без)участии, он осознаёт, что его лучший выбор — убиться о встречный «Камаз»:
«

— Ирина, — сказал он, — ведь я любил тебя. — И убил, — сказала Ирина. — А я так просила тебя хоть что-то сделать. Ведь можно было что-то сделать… — Ирина, — сказал он, — а какое право я имел что-то у вас менять? Каждому свое… — Но разве подлость изменяется в зависимости от порядкового номера пространства? — спросила Ирина. — Мерзавец — везде мерзавец…

»
  • С. Лукьяненко, «Новый дозор» — китаец Фан Веньян убил своего лучшего друга-пророка, думая, что умрёт сам. А подстроил это сам пророк. В память об этом он никому не раскрыл содержание пророчества, произнесённого другом, а Тигр отказался от их преследования.
  • Хроники странного королевства — пара примеров с прикрученным фитильком:
    • Кантор убивает Патрицию, которую когда-то любил — до того, как она предала его лет пять назад.
    • Харган отправляет Азиль в жертву Повелителю, в полной уверенности, что этим убивает ее. В действительности он этим убил как раз Повелителя.
    • Шеллар отправил на смерть прекрасную Мальвину, мистралийскую шпионку, которая использовала его для доступа к секретной информации. Именно за своё разбитое сердце.
    • Вельмир был вынужден нанести удар милосердия своему другу Феандиллю, страдающему от мучительного и неизлечимого проклятия.
  • В. Камша, «Отблески Этерны»:
    • Капитан Луиджи Джильди, влюбленный в Поликсену, девушку-адъютанта с вражеского корабля, был вынужден проявить к ней милосердие — девушка упала за борт во время абордажа, и, попав в вёсла, получила травмы, несовместимые с жизнью.
    • Ричард Окделл был влюблен в Катарину, но это не помешало ему заколоть королеву кинжалом. Впрочем, это было не из желания достичь какой-то светлой цели — а от того, что он Катарину любил-любил, да и разочаровался.
  • «Конгрегация» — инверсия: главный герой без лишних эмоций отправляет свою возлюбленную и по совместительству ведьму на костёр. А почему? Любовь была наколдованой, а ведьма той ещё злодейкой.
  • В. Панов, «Тайный город» — жрица Всеведа рвётся к власти в Зеленом Доме. Серьезной помехой в карьере является её роман с человеком, Юрием Федрой. Всеведа организовывает его убийство, а когда ей докладывают о смерти Федры, буквально воет от горя.
    • Зигзаг: королева Всеслава и барон Мечеслав немало поспособствовали поражению и гибели Любомира-Вестника. Горькая ирония судьбы в том, что несколько лет спустя оба они пожертвуют жизнью ради того, чтобы он родился и выжил: Любомир — их сын-первенец, но о том ни барон, ни королева так никогда и не узнают
  • Ю. Никитин, «Мрак»: за десять лет до событий романа мать Горного Волка узнала от бога Маржеля, что ее сынё, окруженному врагами, жить осталось не долго. Столько же, сколько головне в её очаге. Женщина в отчаянии вытащила головню из углей голыми руками, не дав ей догореть, и тем самым обеспечила сыну бессмертие. Ради сына она позднее бежала из дома и стала отшельницей, чтобы никто из врагов не смог найти источник его жизненной силы. А врагов Горный Волк завел немало, поскольку стал такой сволочью, что пробы ставить негде. Он пытался захватить трон Куявии и силой, и коварством, и с помощью соседей-артанцев. Но последней каплей стала смерть мальчика, который вмешался в бой Мрака и Волка и был убит последним в порыве гнева. Мать Горного Волка, которая все это видела, сама бросила головню в костёр… и в тот же миг утомлённый Мрак ухитрился одним ударом сломать меч врага, разрубить ему доспех и нанести смертельную рану.
    • Нагло слямзено из греческой мифологии. Впрочем, автор в этом цикле лямзит отовсюду понемножку…
  • Метавселенная Рудазова — осатаневший Креол при виде жены доподлинно повторяет действия Энакина в аналогичной ситуации. Правда, потом Носящий Жёлтую Маску и засевший внутри Йог-Сотхотх не могут удержаться от провокации… и реакция Креола немного предсказуема.
  • Ольга Громыко, «Верные враги» — трогательная аверсия. Шелена и Верес, в ходе повествования неоднократно планировавшие друг дружку порешить, а вёдшие себя так, будто это строго наоборот, в эпилоге отправляются на уединённую полянку выяснять отношения, обнажают клинки… а парой троек абзацев спустя вылезают из кустов с донельзя удовлетворёнными мордами.
  • Генри Лайон Олди, «Чёрный Баламут» — по приказу отца, отшельника Пламенного Джамада, Парашурама убил… собственную мать. Правда, авторы момент смягчают: будучи частичной аватарой Вишну, Парашурама в момент убийства, очевидно, не в своей воле, и его руку направляет сам Опекун мира. В индийской мифологии, откуда позаимствован этот сюжет, никаких смягчений, естественно, и в помине нет: почтительный сын просто выполняет волю справедливо разгневанного нечестивым поведением супруги отца, только и всего. Аверсия: старшие братья Парашурамы отказались поднять руку на собственную мать. За что, проклятые отцом, и лишились рассудка.
  • Сергей Садов, «Ледяная Принцесса» — Ленайра прямо говорит парню, которого любит и который готов уйти к ней в мир, что если придёется выбирать между долгом перед Империей и его жизнью — она выберет Империю, и что член Древнего Рода иначе даже думать не может. Обходится без этого. Долг перед Империей, НЕ конкретными императором или чиновниками. Решать - ей.
  • М. и С. Дяченко, «Медный король» — Медный король требует приносить в жертву самое дорогое. Для Развияра в какой-то момент этим дорогим становится Дар, сын его названного брата. Развияр останавливается в последний момент, уже почти сказав словесную формулу. А вот собственного умирающего сына он таки отправил к Медному королю.
  • Борис Громов, «Коп из захолустья» — Эштон убил свою девушку по приказу своего командира после того, как она услышала то, что ей не положено. Себя он оправдывал тем, что у него не было выбора: если бы он отказался, был бы убит вместе с ней. Протагониста, впрочем, такие рассуждения ни капли не тронули: «У него был выбор. Да, возможно, мы нашли бы потом два трупа, а не один. Но при даже самом плохом раскладе был шанс победить или хотя бы умереть как мужчина. Он выбрал свой путь, и теперь сдохнет на тюремных нарах».
  • Юрий Нестеренко
    • «Время одуванчиков» — в преддверии неизбежной гибели всей Земли герой лжет своей дочери, что он и она спасутся, и стреляет ей в затылок, пока она пребывает в этой иллюзии.
    • Стихотворение «Вирус» описывает вывих мозга, приводящий к такому результату.
    • «Лекарство от любви» — субверсия. В Изольду влюбляются все, кто оказывается в радиусе действия ее магии (кроме тех, кто не способен любить в принципе), в том числе все, кого Светлый Совет посылает ее убить, и сами члены Совета. После этого они уже не способны ее убить, как бы сильно они ни хотели этого прежде. Но глава Совета Игнус, сильнейший маг в мире, оказался единственным, чьей воли хватило, чтобы превозмочь любовь и поступить согласно долгу. У него не получилось.
    • «Тилли» (да, в данном контексте само название является спойлером!) Хотя трудно сказать, насколько чувства, коими герой успел проникнуться к героине, которую пытался спасти, можно назвать любовью (дружески-родственной), но события явно развивались в эту сторону. Если бы не оказалось, что чудовища, от которых он должен был ее спасти - это люди, а сама она, с человеческой точки зрения - чудовище. Что он понял уже после того, как нанес роковой удар.
  • Дина Рубина, «Вот идёт Мессия» — сын главной героини невольно застрелил ее, пытаясь спасти ее от террористки.
  • Юрий Поляков, «Небо падших».
  • Государство в государстве Сергея Тармашева — Рас регулярно попадает на этот троп. Он, в отличие от прочих, местный — и многих зомби, если не мертвяков, знал при жизни.
  • В. Рыбаков, "Зима" - чтобы избавить младенца от голода и мучений, герой подмешивает ему в последнюю оставшуюся порцию питательной смеси снотворное и дожидается, пока малыш не уснет вечным сном.

Зарубежная[править]

  • Китайская пьеса XIII века «Сирота из рода Чжао», основанная на событиях VI века до н. э., включённых Сыма Цянем в его «Исторические записки» (граница II—I вв до н. э.); первая китайская драма, переведённая на европейские языки и неоднократно адаптированная для французского театра, в т. ч. Вольтером. Имея влияние на гуна (правителя удельного царства Цзинь), коварный генерал Ту Аньгу подставляет род Чжао, с которым у него давняя вражда и провоцирует поголовное истребление всех его представителей (более 300 человек), вплоть до младенца Чжао У, сына принцессы Чжуан Цзи (дочери гуна). Преданный Чжао врач Чэн Ин выкрадывает малыша, но так как Ту Аньгу объявляет истребление младенцев того же возраста — жертвует своим собственным новорожденным сыном и побратимом Гунсунем (предложивший себя в качестве «реального похитителя»).
« Поскольку страстные любовники рассматриваются как люди, которые восстали против социальных оков, ими восхищаются. Но в реальной жизни отношения любви сами быстро становятся социальными оковами и партнёра по любви начинают ненавидеть, и всё более неистово, если любовь достаточно сильна, чтобы сделать узы такими, что их трудно разорвать. Следовательно, любовь начинают представлять как борьбу, в которой каждый стремится уничтожить другого, проникая сквозь защитительные барьеры его или её Я. Эта точка зрения становится обычной в произведениях Стриндберга и ещё больше Д. Г. Лоуренса. »
— Бертран Рассел, «История западной философии»
  • А. де Мюссе, «Лоренцаччо». Лоренцо, несомненно, любил герцога Алессандро. Можно сказать, что Лоренцо убил его как раз потому, что никак не мог примирить в своей душе любовь и ненависть к нему.
  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо». «Кукуметто обесчестил твою дочь, — сказал Карлини, — я любил ее [Риту] и потому убил; после него она стала бы игрушкой для всей шайки».
  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — после того, как Эсмеральда была повешена, Квазимодо в ярости сталкивает с башни собора Клода Фролло, своего приёмного отца.
  • Его же «Девяносто третий год» — Симурдэн в составе суда-тройки проголосовал за смертный приговор Говэну, которого любил как сына, и в момент его казни застрелился сам.
  • «Дети капитана Гранта» Ж. Верна: здесь, к счастью, обошлось без трагедии. И все же, когда герои находились в плену у маори, лорд Гленарван и Джон Манглс были готовы убить любимых женщин, чтобы избавить их от страшной участи.
  • «Баллада Редингской тюрьмы» — гвардейца вешают за то, что он убил свою девушку (см. эпиграф).
  • Дж. Р. Р. Толкин «Дети Хурина» (и глава об этом в «Сильмариллионе») — печально известный смертный герой Турин убивает своего лучшего друга Белега, в темноте приняв его за орка. Ирония в том, что именно Белег несколькими минутами ранее спас его из плена.
    • В «Шибболете Феанора» (лингвистическом эссе, посвященном фонетическим изменениям в нолдорине) приводится версия событий Исхода нолдор, не вошедшая в опубликованный «Сильмариллион»: после прибытия в Средиземье Амрод, один из сыновей Феанора, прячется на корабле в надежде вернуться в Валинор, когда отец отошлет флот своему брату. Но Феанор отсылать флот не желает и, будучи не в курсе самодеятельности сына, сжигает корабли вместе с ним.
  • В какой-то мере 25-е путешествие И.Тихого из рассказов С. Лема. Мемноги (т. е. инопланетяне) наслушались проповедей отца Орибазия и решили помочь ему попасть в рай, а также стать святым. Инопланетяне замучили и убили своего пастора, руководствуясь исключительно высокими побуждениями.
  • A Song of Ice and Fire: Дейнерис Таргариен задушила кхала Дрого подушкой, когда стало ясно, что ничего, кроме жизни растения, ему не светит.
    • С прикрученным фитильком: Джон Сноу не убивал Игритт лично, она погибла от стрелы другого дозорного. Но Джон считает, что всё равно виноват: ведь именно он предупредил братьев Дозора о нападении одичалых.
    • Нед Старк убивает Леди, лютоволчицу своей дочери Сансы. В сериале смотреть на это практически невозможно. Драмы добавляет тот факт, что ни Леди, ни Санса этого не заслужили.
    • Тирион убивает Шаю за то, что она предала и оклеветала его. Ведь специально пытался выстроить отношения так, чтобы не влюбиться в шлюху — и всё равно…
    • Дела давно минувших дней: Азор Ахай смог закалить свой клинок, только пронзив им сердце своей возлюбленной жены Ниссы-Ниссы. Многочисленные теории гласят, что второй Азор Ахай проявится в этом мире аналогичным способом, и гадают, кто же кого того.
  • «Звезда Стражей»: Саган вынужден был убить Мэйгри, дабы избавить её от участи хуже смерти. От горя ушёл в монастырь замаливать грехи.
  • «Меч Истины» (aka «Правила волшебника»): в обучение убийц магов Морд-сит входит то, что они сначала должны наблюдать то как пытают до смерти мать, а затем должны запытать до смерти своего отца.
  • Элрик из Мелнибоне Майкла Муркока убил двух свои возлюбленных своим одушевленным артефактным мечом Буреносец. Первую возлюбленную — Киморил, тоже аристократку и родственницу — в ярости и случайно, сражаясь за неё же со своим двоюродным братом Йиркуном в самом начале цикла. А еще стал императором без империи, уничтожив последний оплот своего народа пиратами. В общем, полный облом - свое государство погибло, любимая умерла, друзей нет. После чего Элрик впал в глубочайшую депрессию, которая не прекращалась до конца его жизни. Вторую возлюбленную, Заринию, убил гораздо позже, когда она под влиянием Хаоса превратилась в НЁХ — то ли мутанта, то ли чужеродное нечто; убил по её же просьбе, так что это еще и удар милосердия. Хотя формально убедил восстать против своего бога Элрика Сеприц, именно убийство Заринии стало последней каплей для и без того уже повидавшего виды бывшего императора, он окончательно перестал сомневаться.
    • Там же. Эпизодический злодей Саксиф Дан до смерти замучил свою возлюбленную, заподозрив в предательстве.
  • Досье ДрезденаГарри Дрезден перерезал горло своей возлюбленной Сьюзен, во время операции по спасению их дочери Мегги в Мексике. На тот момент это был единственный способ не дать любимой окончательно стать кровососущим вампиром и одним ударом уничтожить всю Красную Коллегию вампиров вообще.
    • Никодимус убил свою дочь и любовницу Дейрдре, что бы открыть последние врата в хранилище сокровищ Аида.
  • «Украденный трон» Дэвида Гейдера — Мэрик убивает свою любовницу Катриэль, когда узнает, что она вражеская шпионка. Трагичности прибавляют три факта: он на самом деле любил её, а убийство совершил в приступе гнева, когда девушка пыталась оправдаться; Катриэль тоже всем сердцем любила Мэрика и ради этого повернулась направо; Логэйн (да, тот самый, который в игре бросил сына Мэрика на корм порождениям тьмы), известивший Мэрика об этом, сознательно утаил от него, что Катриэль порвала все связи с начальством. Не стоит считать Логэйна бессердечной сволочью — он горе-патриот с изрядной долей козлизма.
  • Князь Пустотыдефективное бессмертие кунуроев позволяет им запоминать только те события, которые причиняют душевную боль. Поэтому единственный способ для кунуроя запомнить понравившегося человека — убить его.
    • Собственно, именно это и попытался проделать Инкариол с Ахкеймионом и Мимарой. Акка оказался сильнее.
  • Altered Carbon — муж и жена зарабатывают боями до смерти. После смерти их воскрешают и дают новые тела (как часть оплаты за бой).
  • Мыкола Хвылевой, «Я (Романтика)» — главный герой по долгу службы должен казнить свою мать и в итоге делает это (хотя и мог рискнуть попытаться освободить ее), вследствие чего переходит горизонт отчаяния и, по видимому, моральный горизонт событий. С прикрученным фитильком: судя по всему, все это просто аллегория, и все персонажи (включая мать) — один и тот-же человек, так что это — про убийство в себе человеческого, а не именно про убийство близкого человека.
  • Поэма «Вересковый мёд» Стивенсона — с прикрученным фитильком, поскольку не совсем собственноручно, но старик-пикт фактически убивает сына своей мольбой к шотландскому королю: дескать избавься от него и тогда я смогу без стыда раскрыть тебе тайну. Причём отец идёт на такой шаг не только из страха, что под пытками мальчик таки сознается, но и надо полагать потому, что в принципе не хочет, чтобы его пытали: живыми шотландцы их всё равно не отпустят, а так сын хотя бы умрёт быстро и без мучений.
    • Ну как сказать. Король прямым текстом обещал их пощадить: «I will give you life, ye vermin, ⁠For the secret of the drink».
      • Другой вопрос — достоин ли он доверия? И так ли уж нужна им — последним из своего народа — эта жизнь?
  • «Скелетжер Ловкач: Игра с огнём» — маг Паук-Палач — один из немногих, кто знает местонахождение Гротеска (жуткой твари, созданной, чтобы впустить тёмных богов в этот мир). И он даже согласится поделиться информацией, но с одним условием: Скелетжер должен убить Валькирию у него на глазах. Что и происходит. Неа, Скелетжер пристрелил отражение Валькирии, а сама девочка пряталась в багажнике. Зато, когда Валькирия возвращает отражение обратно в зеркало, она признаётся, что ощутила, каково это быть убитой.
  • А. Маклин «Чёрный сорокопут». Главный злодей принимает меры, чтобы герой не мог помешать ему вывезти с захваченной военной базы экспериментальную баллистическую ракету. Для гарантии от возможных дополнительных сюрпризов он прихватывает с собой возлюбленную героя. Расчёт подвел: порассуждав про то, что ужасная Империя Зла (роман писался в самом начале 60-х), наложив лапу на передовое оружие наверняка устроит мировую бойню просто из любви к процессу, поубивав в том числе множество девушек ничуть не хуже его возлюбленной, дистанционно приводит в действие систему самоуничтожения ракеты, которую он сумел привести в боевую готовность втайне от злодея.
  • Нил Шустерман, «Серп» («Жнец») — финальный тест для тех, кто претендует на звание серпа, состоит в том, чтобы «выполоть» близкого человека. С сильно прикрученным фитильком: убитых доставляют в центр оживления, откуда они возвращаются через несколько дней целыми и невредимыми. Но ученикам всё равно тяжело, и многие не могут справиться с заданием.
  • Анн Софи Брасм, «Я дышу!» — Шарлей одержима своей подругой, с которой ее связывают странные манипулятивные отношения. Избавиться от этих отношений сама она не может и находит единственный выход освободиться от своей нездоровой любви — убить подругу.
  • Stormlight Archive — Брендон Сандерсон этот троп любит, умеет и практикует. Автор правки может навскидку вспомнить сразу три примера.
    • Далинар Холин убивает свою жену (правда, нечаянно), когда под влиянием Азарта сжигает вражеский город, куда Эви отправилась, чтобы просить его правителя сдаться. Далинара это потом доооолго мучило, ох долго…
    • Шаллан — аж дважды. В первый раз в одиннадцать лет убивает свою мать, которая из-за разговоров дочери с несуществующими собеседниками посчитала её одержимой и сама попыталась убить дочь. Во второй раз Шаллан убивает уже своего отца, чтобы спасти одного из своих многочисленных братьев от его гнева.
    • Ясна Холин почти отыгрывает этот троп, когда во время битвы при Тайлене собирается убить своего младшего брата Ренарина из-за его способностей, дарованных ему Враждой (предсказание будущего в целом и Великих Бурь в частности, а также неправильного спрена). Хвала Вестникам, что Ясна всё-таки поддалась чувствам и пощадила Ренарина...
  • Проспер Мериме:
    • «Кармен».
    • «Маттео Фальконе» — протагонист убил своего десятилетнего сына за то что тот по детскому недомыслию выдал властям родственника-уголовника.

Сетевая[править]

  • Евгений Лотош, подцикл «Корректор» — значительная часть девиантов первой и второй категории, пока не научились прогнозировать активацию эффектора и как то его блокировать. Не намеренно, просто активация эффектора под воздействием эмоций, без предупреждения, в условиях когда вокруг (включая самого ребенка) вообще никто не знает что это вообще такое ….вообщем акт о принудительной спецопеке в Катонии не зря придумали.

Кино[править]

  • «Kingsman: секретная служба» — финальное испытание: застрелить собаку, которую сам растил и к которой привязался. Патроны холостые.
  • Рассказ Бориса Лавренёва «Сорок первый» (и фильм по нему). Понятно, что роман между фанатичной коммунисткой и пленным белогвардейцем ничем хорошим кончиться не мог.
  • «Малышка на миллион» — по просьбе парализованной Мэгги её ментор отключает её аппарат жизнеобеспечения и вводит ей летальную дозу адреналина.
  • Энакин Скайуокер окончательно стал гадом после того, как психанул и убил Падме. Ирония: ради того, чтобы спасти её от предсказанной смерти, он и начал делать из себя гада.
  • Готичная киноверсия «Красная Шапочка» (2011 г.): охотник за оборотнями рассказал, что убил жену за то, что она оказалась оборотнем, а главгад-оборотень — что убил свою дочь, когда узнал, что она рождена не от него. А ведь дочерью явно дорожил: вырастил, да и оборотнем сделать хотел, чтобы вместе жить и охотиться.
  • «Красавица и Чудовище» — главный герой подстрелил на охоте золотую лань, за которой так долго гонялся. Только вот лань оказалась оборотнем, и когда она перекинулась в человека, то он увидел, что убил свою же невесту, оказавшуюся нимфой…
  • Люди-Икс 3 — всё, что может прошептать освобожденная от влияния Сущности Феникса Джинн Грей, стоящая перед Росомахой — «Убей меня…»
  • Dracula Untoldэвтаназия, проведённая Владом Дракулой умирающей любимой после того, как она, упав с башни расшиблась насмерть.
  • «Блокпост». Юрист отдает Скелету личный трофей — лисий хвост. Замечающий их чеченский снайпер прослеживает взглядом солдата с лисьим хвостом на каске и стреляет во второго. А ирония в том, что снайпером оказалась местная девушка Манима, влюбившаяся в Юриста.
  • Звёзды Судьбы — когда главарь бандитов сбросил полицейского вниз с небоскрёба, то он упал на машину в которой сидела жена главаря бандитов с его же ребёнком.
  • «Ван Хельсинг» — субверсия: убийство Анны было ненамеренным. Впрочем, протагонист мог и сообразить, на какой риск идёт.
  • «Капитан Кронос, охотник на вампиров» — заглавный герой вспоминает, как был вынужден убить своих мать и сестру, ставших вампирами.
  • Шведский фильм «Агент Хамилтон: в интересах нации» — ГГ спросонья перерезал горло своей любовнице, которая хотела его разбудить, потому что ему снился кошмар. А ведь у него были серьёзные намерения.
  • «Муха» (1958) — чтобы не допустить превращения мужа в мухоподобного монстра, жена убивает его по его же просьбе при помощи гидравлического пресса.
  • «Из Парижа с любовью» — протагонист убивает выстрелом в голову свою любимую, когда уже становится ясно, что она на религиозной почве окончательно повернулась и сейчас по её вине погибнут десятки людей.
  • «Стражи Галактики» — во второй части Эго «подсадил» Мередит Квилл раковую опухоль, когда понял, что влюбляется в неё не на шутку и что может из-за неё запороть свои планы по захвату Вселенной.
  • «Чужой: Завет» — выясняется, что между событиями «Прометея» и «Завета» Дэвид убил Элизабет Шоу, которую, согласно Слову Божьему и Слову святого Павла (Майклу Фассбендеру), он искренне любил и которую потом оплакивает. А зачем убил? Чтобы она не оставила его и всегда была с ним.
  • Бункер — Геббельс сначала убивает своих детей, чтобы они не попали в плен, затем кончает собой вместе с женой.
  • «Мстители: Война Бесконечности» — именно это делает Танос, чтобы заполучить камень души.
    • Ванде приходится убить Вижна путём уничтожения камня Разума.
  • «Охота на Пиранью» — Зима сворачивает шею переломанной Вике. Ради избавления от боли или от «слабого звена» — ещё вопрос.
  • «Милосердие» — фильм раскрывает тему эвтаназии, и нет ничего удивительного в том, что и главный герой помог плачущей от боли дочери быстрее умереть.
  • «Блэйд 2» — Блэйд вынес под лучи солнца вампирессу Ниссу, которая была покусана вампиром-мутантом и не хотела тоже мутировать. Как и полагается вампиру, девушка обратилась в пепел.
  • Rise of the Legend (фильм 2016) — протагонист внедрившийся в Триаду (нет, не полицейский, а вигилант), когда его брат попал в плен к бандитам, не только не стал его спасать, но и … убил его (чтобы бандиты не устроили ему мучительную казнь, например «тысячу порезов» с многочасовым отрезанием по кусочку тела с останавливанием крови, чтобы казнимый не умер преждевременно), а бандитам сказал, что нечаянно забил его насмерть при допросе
  • «Меч короля Артура» — Вортигерн принёс в жертву жену и дочь, да и брат Утер ему был дорог.
  • «Теория убийств» — когда персонажи понимают, что перехитрить маньяка, требующего от них поубивать друг друга, чтобы остаться в живых, не удастся, одна из героинь, со слезами на глазах, пристреливает парня, который был ей симпатичен и предлагал объединиться против остальных. К несчастью для неё, этот же парень был симпатичен и другой девушке, которая, впав в бешенство, задушила бывшую подругу, тем самым сделав последней выжившей себя. Маньяк отпустил её.
  • «Терминатор. Тёмные судьбы» — Дани добивает раненую Грейс, чтобы забрать источник питания и использовать как оружие. Поскольку они успели очень привязаться друг к другу, это наш случай.
  • «Мгла» по Стивену Кингу.
  • Многократно премированные экранизации старинной китайской драмы «Сирота из рода Чжао» (подробнее раскрыто в литературном разделе выше) режиссёров Янь Цзюня (1965; с ним же в главной роли врача) и Чэнь Кайгэ (2010; в главной роли Гэ Ю).
  • «Убийца внутри меня» — главный герой сделал это два с половиной раза: сперва забивает, как он считает, насмерть свою любовницу, которую искренне любит, потом — девушку, на которой собирался жениться (её тоже любил, но поменьше), в конце фильма пыряет чудом выжившую любовницу ножом. От ножа она, может быть, и оклемалась бы, но после этой провокации последовали выстрелы в героя со стороны копов (часть пуль и в девушку попало), которые вызвали взрыв всего дома и гибель всех находящихся внутри.
  • «Ведьма войны» — в конце фильма выясняется, что люди, которых Комону заставили расстрелять в начале, — это ее родители. Если бы она отказалась стрелять, командир отряда убил бы их сам, но куда более мучительно.

Телесериалы[править]

  • Battlestar Galactica — полковник Тай вынужден отравить свою жену за то, что та сотрудничала с врагом. Она, правда, умирает не окончательно, но тогда он этого не знал.
  • Agents of S.H.I.E.L.D. — в противостоянии Скай и её матери точку поставил любящий отец, со слезами на глазах сломав супруге позвоночник («Ты не должна жить с этой болью. С ней буду жить я.»)
  • «Убить того, кого любишь» — примерно так рассуждал преступник из серии «Королева красоты» из 2-го сезона «Улиц разбитых фонарей». После его ареста возник вопрос о его вменяемости.
  • «Каприка» — Джозеф Адама в детстве был вынужден добить собственного отца, которого замучили солдаты правительственных войск Таурона, по его же просьбе.
  • Южноафриканский мини-смериал «Смерть в семье». Герой потерял работу — и убил жену и детей, а потом застрелился сам. Нет, он не дошёл до нищеты, как в примере ниже, но не смог вынести позора, что перестал быть кормильцем семьи.
  • Десятое королевство: Охотник, прежде чем присягнуть на верность Злой Королеве, получил от неё арбалет, магическим образом самонаводящийся на сердце ближайшей цели. По иронии судьбы первой жертвой зачарованного оружия стал сын Охотника.
  • «Викинги» — Лагерта вынуждена убить свою бывшую возлюбленную Астрид.
  • «Ангел или демон» (как оригинал, так и российская адаптация) — в самом начале главгероиня, находясь под воздействием демоницы и из-за этого не отдавая себе отчёт, убила своих родителей и была в ужасе, когда пришла в себя.
  • «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований» — в одной из серий женщина убила грудную дочь, поскольку девочка страдала редким генетическим заболеванием и не дожила бы даже до пяти лет, а короткая жизнь её была бы адом из-за диких болей. Бедую мамочку поняли все, кроме наезжавшей на неё прокурора Светланы Щукиной (да и та не была рада обвинительному приговору).
  • «Метод» — майор Меглин прямо так и говорит «Врага убить легко, любимого трудно. Это и есть настоящая любовь». Да, это он убил мать протагонистки Есени, страдающую от маниакально-депрессивного психоза, по её же просьбе. В развязке фильма уже Есеня убивает его, превратившегося в овощ, со словами «я тебя люблю».
    • Самая страшная травма детства, едва не превратившая Меглина самого в чудовище (и превратившая бы, если бы добрые люди не помогли). Выродок ворвавшийся в его дом, сначала убил его отца, а затем заставил маленького Родиона, зарезать собственную мать, и та сама просила его это сделать, лишь бы та мразь оставила её сына в живых. Это его в последствии и сделало его тем, кем он стал.
  • «Игра престолов» — В финале Джон Сноу убивает Дейнерис Таргариен, вонзив кинжал ей в сердце прямо во время поцелуя.
    • Педаль в пол: обе женщины, которых он любил, умерли непосредственно по его вине и при его участии...
  • «Рассказ служанки» — несостоявшаяся казнь Джанин для тётки Лидии (которая подавала сигнал) явно была этим тропом.
  • Terminator: The Sarah Connor Chronicles — Дерек убивает Джесси.
  • «Робин Гуд» (BBC) — в конце второго сезона Гай Гисборн пронзает мечом Мариан, которую искренне любил. Тот случай, когда барышня объективно сама спровоцировала.
  • «Великолепный век» и сиквел — троп отыгрывается не единожды. Султан Сулейман казнит лучшего друга, а затем сына, Ахмед дважды решается на казнь младшего брата (правда, дважды передумывает), Осман тоже отдаёт приказ о казни брата и не передумывает.
    • Кёсем помогает сыну Мураду побыстрее склеить ласты.
    • Зюльфикар-паша подкладывает Искендеру взрывчатку. Приказ есть приказ.

Мультсериалы[править]

  • Gravity Falls — ну, почти: чтобы остановить апокалипсис, Форду приходится стереть личность своего брата, причем визуально сцена обставлена как казнь. Впрочем, стирание оказалось обратимым, так что эпизод послужил скорее как оздоровительная порка для самого Форда.
  • RWBY — финал 8 сезона:
    • Окончательно свихнувшийся генерал Айронвуд пытался убить предавшую его Винтер. Впрочем, из-за событий, которые описаны ниже, ему это не удалось.
    • Жан добивает раненую Пенни, чтобы её сила Девы Зимы досталась Винтер, а не Синдер.
    • А до этого, в 3 сезоне Эмеральд путем с помощью иллюзий заставила Пирру убить Пенни.
    • Так же намекается, что для Рейвен убийство прошлой Девы Весны было не таким простым, как она пытается приподнести. Иначе не начала бы оправдывать этот поступок милосердием, а потом и вовсе начать выгораживать свое бегство от Салем — очевидно, Янг ее задела.
  • Вселенная Стивена — Жемчуг и Висмут (последняя — аж дважды). Жемчуг фактически уничтожила свою госпожу — Розовый Алмаз, которой была бесконечно предана, правда, чтобы Розовая смогла стать Розой Кварц по-настоящему.
    • Висмут в первый раз отыгрывает троп, когда пытается убить Розу Кварц из-за её отказа использовать оружие, призванное разбивать сам камень, а не уничтожать физическую форму — то есть убивать оппонента, что привело к тому, что Роза лишила Висмут формы и запузырила её на шесть с половиной тысячелетий (что косвенно спасло Висмут, так как пузырь защитил её от Гнева Алмазов). Во второй раз Висмут пытается убить уже Стивена, которого считает перерождением Розы Кварц, с аналогичным исходом.

Комиксы[править]

  • Captain America — Иоганн Шмидт, будущий Красный Череп, в подростковые годы, сбежав из сиротского приюта, стал батраком в доме зажиточного еврея и влюбился в его дочь. Когда начались погромы, юный Иоганн защитил любимую от вломившихся в дом ровесников, попытавшихся ее изнасиловать, но вместо благодарности девушка отвергла его, придя в ужас от того, что он убил нападавших. Всё ещё находившийся на взводе Шмидт заколол её в приступе ярости. Именно после этого случая он стал считать любовь слабостью. В более ранней версии его биографии будущий Красный Череп убивает девушку лопатой за отказ в интимной близости.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Naruto — Учиха Итачи, воистину, король этого тропа. Этот кадр вырезал ВСЮ свою семью от мамы с папой и возлюбленной до родичей седьмой воды на киселе. А что, сами виноваты, нефиг было госпереворот планировать, типа свою родную деревню он любил больше. Единственный, на кого у него не поднялась рука — это его младший брат.
    • Правда, резал не в одиночку, а со своим родичем Учихой Обито, а с тем ещё сложнее — сложно сказать любил ли он хоть кого-то из убиенных родичей.
    • Ещё можно вспомнить Первого Хокагэ, Хашираму Сэнджу, который убил своего лучшего друга, Учиху Мадару, защищая от него деревню.
    • Хотя и не совсем сам хотел, но Какаши Хатаке и Рин.
    • Выпускной экзамен в Корне (Сай и его брат).
  • Берсерк — редкий злодейский вариант. Именно это должен сделать человек, чтобы стать Апостолом — добровольно принести в жертву тех, кого он больше всего любит. В отличие от большинства примеров, это является пересечением Морального горизонта событий и превращает виновного в Полное чудовище. Или, как доказали антизлодеи Зодд, Грюнбельд, Локус и Ирвин, иногда не превращает.
    • Гаттс убил Гамбино, своего приемного отца, когда тот в очередной раз нажрался и попытался убить Гаттса. Он, в общем, не хотел, так случайно вышло. Гамбино был невероятно отстойным отцом, но да, маленький Гаттс его любил.
    • Серпико по приказу Фарнезе убил свою мать. Сжёг на костре. И да, он один из положительных героев этой манги.
  • X — Сэйсиро и Субару оба в глубине души стремились умереть от руки другого, но получилось только у Сэйсиро. Субару после этого впал в кататоническое состояние.
  • Chrono Crusade — заключив с человеком договор, демон начинает питаться его духовной энергией, соответственно сокращая срок жизни прямо пропорционально затраченным демоническим усилиям (будь то битва или исцеление собственных ран). Именно договор с Кроно убивает обеих его любимых — сначала Марию, потом Розетту.
    • В манге ближе к концу Хроно таки возвращает себе рога, а потому в медальоне и контракте более не нуждается. Розетте даже удаётся прожить ещё несколько лет за счёт оставшихся сил, но здоровой её жизнь после всех приключений определённо не назовёшь — фактически она к тому моменту уже дряхлая старуха, хотя и выглядит молодо внешне.
    • Что примечательно, Айон тоже пользуется медальоном и договором, но особо нежных чувств к тем, чью жизненную силу использует, не питает, а вот они преданы ему практически фанатично.
  • Fate/Zero — Кирицугу совершает это дважды. Сперва он убивает своего отца, затем — свою ментора. Оба раза для того, чтобы не допустить зомби-эпидемии. Впрочем, и участие в войне за Грааль при полном осознании того, чем это кончится для его жены, — из той же серии.
  • Rurouni Kenshin — ещё будучи хитокири, в особенно тяжёлой схватке Кэнсин случайно убивает свою первую жену. Но та, к слову, сама подставилась под меч, пытаясь стеснить движения его противника. К-к-к-комбо!
  • Valkyrie Profile — Арнгрим убивает принцессу Джеланду, когда та превращается в демона.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — сразу насколько примеров:
    • Сначала Мадока, желая не допустить сражения Саяки и Кёко, выбрасывает Самоцвет Души первой. Кто ж знал, что в нём была заключена душа волшебницы и если бы не вмешательство Хомуры и удачно подвернувшийся грузовик — конец Саяке.
      • Эту идею ей невольно подкинула мама. Хотя она просто знала о магии не больше, чем тётушка Мардж.
    • Так же в одной из временных петель Хомура вынуждена убить Мадоку. Однако она сама просит это сделать, ведь лучше всё-таки умереть, чем вечно страдать в образе ведьмы.
    • В этой же временной петле уже сама Мадока убивает спятившую от отчаяния Мами, чтобы спасти Хомуру.
    • Сюда же с натяжкой можно добавить убийство Саяки, превратившейся в ведьму.
    • Наконец, аверсия: попавшая в такую же ситуацию Хомура просит убить её, чтобы Мадока не пришла за ней и не стала орудием Инкубаторов. Но, к счастью (или нет, это как посмотреть), другие волшебницы всё же уничтожают барьер и собравшихся вокруг Инкубаторов, позволяя бого-Мадоке все же спасти Хомуру… а дальше Хомура оборачивается дьяволом, перестраивает вселенную и меняет память волшебницам, в том числе и Мадоке — чтобы быть вместе с любимой (да-да).
      • И ещё спасти её от Кьюбеев. А если бы они победили? Итогом стала бы Хомура в раю и разрушенная очередной суперведьмой Земля?
  • Sonic X — Тейлз, вынужденный ради спасения Вселенной развоплотить физическую форму Космо выстрелом из пушки, дабы её семена разлетелись и проросли на планетах, покорёженных Метарексами. От любимой у него осталось лишь семечко, которое он посадил у себя в горшке. Впрочем, это трагедия в большей степени для Тейлза, чем для Космо — она исполнила своё предназначение и, по сути, стала новой матерью-жизнью для множества миров.
  • Space Pirate Captain Harlock (2013) — главный антизлодей в порыве гнева отключает систему жизнеобеспечения, благодаря которой жила любимая (девушка, по всей видимости, спровоцировала его на это специально).
    • В классическом сериале про Харлока 1978 года шпионка мазон, Сидзука Намино, совершает покушение на Харлока, в которого влюблена, провоцируя его на своё убийство. Желание девушки было удовлетворено (при том, не во время собственно покушения — во время которого ее подстрелил Тадаси — а уже потом, в ответ на прямую просьбу). Правда, она не хотела убить его, а он ее не любил (максимум уважал), так что принадлежность конкретно этого эпизода к тропу спорна.
    • В том же сериале генеральша мазон Клео по приказу королевы Раффлезии вынуждена принести своей лучшей подруге Тешюссе и другим дезертирам бомбу, с помощью которой тем предписано самоубиться в знак покаяния.
    • Там же инженер Мадзи, чья якобы-дочь оказалась на деле мазоном, из-за чего тот чуть не предал команду, в итоге расстрелял корабль дочурки из главного калибра «Аркадии», очевидно убив её.
    • Кей, убившая своего парня — между этим тропом и соседним, но ближе к этому: не то, чтобы у нее совсем не было выбора или ей этого на тот момент не хотелось, но учитывая, что парень работал на мазон, втерся к ней в доверие враньем и психологическими манипуляциями, а потом почти пытал ее, чтобы узнать секреты пиратов, сочувствовать ему как-то не хочется.
    • В предполагаемом сиквеле, сериале «Captain Harlock’s Endless Odyssey», всё тот же Мадзи вынужден убить своего друга, превращённого злодеями в мутанта…
    • …А Харлок — папу Дайбы
    • …А Дайбе предлагается убить Харлока в отместку за папу; к счастью последнее не срослось, судя по финальной заставке.
  • Galaxy Express 999 того же автора длинен и всевозможных смертей промежуточных персонажей там навалом. Любит этот сериал и этот троп:
    • «Красные ветры Марса» — невеста гангстера Джеронимо совершает поступок вроде вышеупомянутой Сидзуки — имитирует покушение на своего жениха, чтобы тот её убил и закономерно получает выстрел из бластера. Джеронимо спас свою жизнь, но остался несчастным и вскоре добровольно подставился под выстрел Тэцуро.
    • «Воспоминания о Фимэль» — Проводник должен атаковать свою бывшую девушку, которую всё ещё любит. Фитилёк прикручен дважды: во-первых он её не убил, а только поколотил, хотя за совершённое преступление ей всё равно светит эшафот. Во-вторых в итоге он всё-таки не дал её делу законный ход.
    • Взаимоотношения королевы Прометии с её дочками ох как не просты. То и дело друг друга выпилить пытаются. В итоге Мэйтель в манге с помощью Тэцуро похоронила-таки маму в сверхмассивной чёрной дыре. В аниме же прикрутили фитилёк - она попыталась это сделать, но не смогла и дело довёл до конца Тэцуро.
  • Devilman — Сатана и Девилмен на пляже, финальная сцена. Nuff said. Девилмен воскрес в сиквеле, Violence Jack
  • Shounen Onmyouji — Гурэн под действием подавляющего волю заклинания чуть не убил Сэймэя, а потом Масахиро. После чего уже Масахиро пришлось одолжить у богини Такаока силу, чтобы убить обезумевшего Гурэна. С прикрученным фитильком, потому что в итоге все остались живы.
  • Legend of Galactic Heroes: ближе к концу сериала происходит столкновение «двойной звезды Рейха» — против мятежного генерал-губернатора Оскара фон Ройенталя выступает его лучший друг, адмирал флота Вольфганг Миттермайер. Драмы добавляет то, что подавлением мятежа Райнхард фон Лоэнграмм собирался заняться лично, но Миттермайер добровольно вызвался заменить его, чтобы император не запачкал руки в разборке с собственным подданным.
    • А так же из-за того, что Миттермайер не хотел винить и ненавидеть кого бы то ни было другого.
  • Shiki — доктор Одзаки подвергает жестоким экспериментам, а затем убивает свою жену, которая после смерти переродилась в качестве сики.
  • Steins;Gate — Ринтаро проделывает это с Курису дважды, причём по-разному: сначала он выбирает линию времени, в котором та мертва, а затем, пытаясь всё-таки выправить положение, случайно бьёт её ножом.
  • Evillious Chronicles — Немезида Судо же!
  • «Shoukoku no Altair» — во время Гражданской войны в Великой Турции шехзаде Баязид и шехзаде Орхан убивают султанов своих стран (своего брата и отца соответственно). Особенно трагично получилось в случае с Баязидом.
  • Akame ga Kill! — ближе к финалу (аниме-адаптации) Акаме приходится убить свою горячо любимую младшую сестру Куроме. Куроме кстати тоже любит свою старшую сестру и потому хотела её убить.
    • Собственно, «козырная карта» Мурасамэ становится доступной только для того, кто сумел убить дорогого сердцу человека.
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — Юлиус и Феликс вынуждены убить Субару после того как в него вселился Петельгейзе. Они не хотели этого делать, но поняв, что другого выхода нет со слезами на глазах всё таки убили Субару.
  • Рубаки — чародей Хальсиформ долгие годы пробовал всевозможные магические способы, что вернуть к жизни свою жену Рубию, которая в результате несчастного случая во время одного из экспериментов Хальсиформа впала в кому. В конце эпизода Рубия поднимается из своего саркофага — но не как человек, а скорее как зомби, накачанный оживляющей магией. И просит мужа убить её. Несчастный Хальсиформ взрывает себя вместе с ней, а заодно их домом.
  • 7 Seeds — Генгоро во время финального теста летней команды А. Был вынужден собственноручно убить животных, которых так же собственноручно выращивал много лет и к которым сильно привязался (педаль в пол, в случае с тигром Танго), поскольку организаторы теста заразили их бешенством.
    • С прикрученным фитильком Рё, в финале этого же теста. Когда, вместе с Анго и Сигэру (во время обучения эти трое долгое время были лучшими и самыми близкими друзьями), выбирался из пещеры сорвалась страховка и чтобы не допустить падения всех, Рё обрезал верёвку вместе с висящим на ней раненым Сигэру. А фитилёк состоит в том, что Рё (в отличие от Анго) видел, что Сигэру сам начал перерезать верёвку и испугавшись за моральное состояние Анго сделал вид, что их друг погиб из-за него. И да — он искренне любил обоих своих друзей.
  • «Shingeki no Bahamut» — Фаваро был вынужден убить Амиру, чтобы остановить Бахамута.
    • Жанна Д’Арк, превратившись в демона, убивает архангела Михаила. Причём, он жертвует собой, передав ей противоядие через поцелуй.
  • Основатель Тёмного пути — Цзинь Гуанъяо довёл до самоубийства свою жену Цинь Су, чтобы не дать всплыть своим преступлениям. Ещё раньше он сгубил названного брата Не Минцзюэ, которым, как минимум поначалу, дорожил.
    • Сюэ Ян убил А-Цин и довёл до самоубийства Сяо Синчэня. Судя по некоторым его действиям после их смерти, этот псих действительно имел некоторые светлые чувства к ним.
    • На секундочку Сяо Синчэнь, который убил Сун Ланя, приняв того за ходячего мертвеца. То что тот ему дорог неопровержимо т. к. они долгое время шли по пути самосовершенствования вместе, он отдал ему свои глаза и впал в окончательный ГЭС с последующим самоубийством, когда узнал кого собственно убил. (Даже имя в быту Сун Ланя — Сун Цзычэнь «宋子琛» имеет буквальный перевод «дорогой человек»)
    • Субверсия: Вэй Усянь не убивал Цзян Яньли. Но из-за его оплошности она сначала была ранена, а после пожертвовала своей жизнью, чтобы спасти его от вражеского меча. Смерть её мужа тоже была не специальной. По большому счёту он попал под «горячую руку» Вэнь Нина. Сам он, впрочем, всё же считает себя виноватым в обеих смертях (поскольку обе стали прямым следствием потери им контроля над своими способностями) и не возражает, когда ему об этом говорят.
    • Ещё одна субверсия. Цзян Чэн возглавил Первую Осаду Луаньцзан, в результате которой погиб Вэй Усянь, который был ему как брат (что Цзян Чэн долго не мог осознать, а впоследствии не смог принять).
  • Majo no Tabitabi — Девятая серия «Ретроактивное горе». Вперемешку с Разбитый идол, Неожиданно жестокая смерть, Бешеный гнев. Главная героиня Элейна, оказавшись без денег, берётся за работу предложенную другой ведьмой. Ведьма рассказывает, что за 10 лет до событий серии у её подруги детства грабитель в маске убил обоих родителей. Девочку взял к себе дядя, который издевался над ней, в результате чего малышка поехала кукушкой, зарезала дядюшку и пустилась в разгул, убивая всех подряд, чем заработала себе прозвище «Убийца из 2-го Района». Её подруга, ставшая к тому времени полноценной ведьмой, была вынуждена выследить и обезглавить единственного любимого человека, в результате чего тоже немного повредилась умом и решила изобрести магию путешествия во времени, чтобы помешать грабителю. Ну и изобрела. На свою голову. С помощью Элейны вернулась на 10 лет назад и выяснила, что грабителя не было. Была подруга детства, которая своими руками зарезала родителей за то, что отец её насиловал, а мать её за это избивала. При этом они всё равно изображали счастливую семью. В результате ведьме пришлось второй раз оторвать голову подруге, пожертвовав ради этого своими воспоминаниями. В итоге у Элейны ПТСР, а ведьма ничего не помнит. Может, оно и к лучшему.

Видеоигры[править]

  • Metal Gear Solid 3: Snake Eater — один из наиболее масштабных по последствиям случаев. Главный герой, Нейкед Снейк, безумно любил свою наставницу Босс, любил так, как никого ни до, ни после, но вынужден был убить её по приказу государства, обвинившего её в измене. (Садистский геймплей даже принуждает игрока собственноручно нажать на спусковой крючок.) Когда же Снейк узнал, что Босс была невиновна, а он своими руками её убил, связанный с этим комплекс эмоций оставил такой колоссальный отпечаток на его личности и всей дальнейшей жизни, что из молодого идеалистичного солдата он в конце концов сделался Биг Боссом, главным гадом ранних игр серии.
    • Сама Босс тоже этого не избежала: когда-то ей пришлось убить отца своего ребёнка, чтобы спасти жизнь самому ребёнку.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — при игре за мужчину можно убить передшедшую на Темную сторону Бастилу, с которой был роман. А при игре за женщину — Карта Онаси (причем грязную работу за ГГ может сделать Бастила).
    • Можно также убить Миссию, а потом Заалбара. Или Силой заставить Заалбара убить Миссию, после чего тот самоубьется, когда его отпустит.
  • Dragon Age 2 — игра просто обожает этот троп. Сначала в прологе Авелин вынуждена избавить своего раненого мужа от страданий. Потом Андерсу придется по той же причине хлопнуть своего друга Карла. Потом Хоук может быть вынужден(а) совершить это для своих брата или сестры, потом матери, а Варрик — для своего брата. Мерриль придется убить свою наставницу, Хранительницу Маретари, а то и весь свой родной клан. А в конце игры можно убить Андерса, даже если у Хоук(а) была с ним любовь. В общем, оторвались по полной.
  • Серия Mass Effect позволяет это сделать с особым цинизмом в зависимости от любовных интересов:
    • Джек. Если вовремя не провести эвакуацию Гриссомской Академии, её захватит «Цербер». В таком случае Джек превращают в фантома и убить её — единственный выход.
    • Кайден/Эшли — если его/её не удастся убедить в предательстве Удины.
    • Тали — особо циничный случай. Формально, она сама прыгает с обрыва, но происходит это в случае гибели кварианского флота, участь которого решает Шепард.
    • Мордин и Рекс, если Шепард решает саботировать лечение генофага по заданию саларианской далатрассы. Если Рекс или Ева живы, то Мордина невозможно переубедить, и Шепарду приходится его смертельно ранить (Мордин умирает наверху башни с бессмысленным самопожертвованием). А через некоторое время к Шепарду явится и разоблачивший обман Рекс (его поведение при этом очень похоже на самоубийственное нападение), и его тоже приходится убить (или это делает офицер СБЦ).
  • Saints Row 2 — Боссу Святых приходится добить своего помощника Карлоса, что помог в побеге из тюрьмы… Нет, между Карлосом и Боссом (если Босс — мужчина) ничего такого не было. Просто дружба.
    • Месть Босса группировке под названием «Братство» — оказывается соответствующей — главарь банды Маеро невольно убивает свою девушку, переехав её машину на своём монструозном биг-футе (разумеется, Джессику подложили туда нарочно, по приказу Босса).
  • Life is StrangeПо любому делается в пятом эпизоде, вместе с Садистским выбором. Либо умирает Хлоя, либо весь город.
  • Prey (2005) — главному герою приходится убить свою девушку, потому что её инопланетяне намертво срастили с каким-то монстром.
    • Prey (2017) — опционально, но всё-таки: Разрушить "Талос I" Морган Ю сможет только вместе с родным братом Алексом. Зигзагом: Алекс, может, и приходится братом Моргану... но точно не протагонисту.
  • Breath of Fire 4 — принцесса Элина в результате опытов одного из злодеев превратилась в неспособное к передвижению и постоянно страдающее чудо-юдо. Её жених Крей выполняет её последнюю просьбу, убивая её мечом «Убийца драконов».
  • Left 4 Dead — в комиксе-приквеле к событиям игры Зоуи убивает своего отца, укушенного зомби: он, как любитель ужастиков, сам попросил. Казалось бы, стандартная ситуация для жанра, где имеет место Вирусное превращение? А жуть в том, что иммунитет к зомби-вирусу, как выяснилось задним числом, был и у него.
  • Splatterhouse — когда Рик добирается до похищенной девушки, радоваться ему приходится недолго: обитатели дома превратили её в огромного монстра, и герою остается либо убить ее, либо погибнуть самому. Во времена восьмибитных сайд-скроллеров такой сюжетный поворот был для игроков знатной неожиданностью.
    • С прикрученным фитильком: в сиквеле он её возвращает к жизни. В 3-ей же части, где они поженились и вырастили сына, она (как и их с Риком ребёнок) может снова умереть, но там сюжет нелинейный и её и сына можно спасти.
  • Shannara — ближе к концу игры подруга главного героя оказывается тяжело, возможно, смертельно ранена. Проблема в том, что раньше она занималась чёрной магией, и если умрёт без специального ритуала, то её душа попадёт в подчинение к главгаду; а ритуал включает в себя её убийство. Таким образом, главному герою приходится выбирать: провести ритуал и убить возлюбленную, или подождать в надежде, что придёт помощь. Если не проводить ритуал, то героиня умрёт, и перед финалом протагонисту придётся сражаться с её духом.
  • «Ведьмак 3: Кровь и вино» — Регис убивает своего спасителя Детлаффа после того, как тот устроил нападение на Боклер. Оба являюся высшими вампирами и только они могут убить друг друга.
  • Fallout: New Vegas — Бун был вынужден застрелить свою жену, попавшую в плен к работорговцам. Вместе с их нерожденным ребенком.
  • Dragon's Dogma — троп присутствует в двух вариантах. В оригинальной игре герой в финале встаёт перед выбором: сражаться с Драконом, либо избежать битвы пожертвовав любимым человеком, при этом стать новым правителем и избавить королевство от потрясений на сотню лет, однако это ложный финал. В дополнении Dark Arisen история главного антагониста ещё печальнее: он любил Дракона (точнее женщину, ставшую им) так же сильно, как и потенциальную жертву. Последствия возникшей из-за этого системной ошибки мироздания предстоит расхлёбывать протагонисту.
    • Бафос-нежданчик — любимым человеком протагониста считается NPC, с которым он больше всего общался в ходе игры, причём независимо от пола. В итоге «возлюбленными» чаще всего оказываются жирный торговец расходуемыми амулетами, либо карлик-трактирщик. В дополнении немного поправили, но все равно можно нарваться на нежданчик.
  • Castlevania: Lament of Innocence — Леон убивает свою невесту Сару, по ее же просьбе, чтобы она не стала вампиром и чтобы его кнут превратился Убийцу Вампиров.
  • Darkest Dungeon — вот ты, игрок, привязался к своим персонажам? Come Unto Your Maker! Выбирай, кого из них ты любишь меньше остальных.
  • Deadly Premonition — фактическим эпиграфом игры является фраза «Порой мы должны избавлять мир от вещей, которых вообще не должно существовать — даже если ради этого придется потерять любимого человека» с намёком на троп. Что характерно, в самой игре этого так и не случается — главный герой так и не решается выстрелить в свою возлюбленную в решающий момент. И она все делает за него сама.
  • Call of Duty: Black Ops 2 — Вудс убивает своего друга Алекса Мейсона. Сам Вудс догадывается кого он убил только, когда подходит ближе к телу. А может и не убить, а серьёзно ранить, если игрок будет стрелять Мейсону в ноги.
  • Undertale — Ториэль, которую при соответствующем выборе может убить главный герой. Справедливости ради, в данном случае возможен и обратный результат: Ториэль тоже может убить любимого ею протагониста, но только лишь по чистой случайности.
  • Crisis Core Final Fantasy VII — Зак был вынужден убить своего учителя Анджила, после того как тот превратился в монстра.
  • League of Legends — Ясуо. Спасаясь от погони, убил своего старшего брата, который был уверен, что Ясуо — беглый убийца и должен быть казнён на месте.
  • Terminator: Resistance — Дженнифер случайно застрелила из дробовика своего отца во время ссоры. Девушка окончательно не сломалась и не покончила с жизнью только потому, что на её попечении был ребёнок.
  • NieR: Automata — для 2B, сильно привязавшейся к 9S, необходимость убить последнего, заражённого вирусом Евы, была весьма тяжёлым испытанием. Однако же пришлось.
    • Причём в данном случае с одной стороны фитилёк, а с другой особый цинизм тропа в том, что как таковой 9S всё равно бы не умер — после смерти нынешнего тела его личность просто-напросто была бы перезаписана в бункере на новое. Но без всех тех данных, которые были получены после последней перезаписи (после гибели на фабрике), поскольку их нельзя было скопировать из-за этого самого вируса. В итоге 2B убивает именно текущую личность 9S, зная что позже вновь увидит его физически — но он не будет помнить ни её, ни их приключения.
      • Этого, кстати, не получилось, так как 9S скопировал свои данные в близлежащие машины.
  • ObsCure 2 — зигзагом: Шэннон убивает Кенни, так как понимает, что её брат уже давно мёртв, а его телом завладела ошибка природы. При всей своей сестринской любви к нему, напоследок умирающему Кенни она говорит, что убъёт его ребёнка-мутанта от Эми и всех мутантов, что тот наплодит.

Визуальные романы[править]

  • Crimson Gray — Лиззи вполне способна и на такое, если главный герой, в которого она влюблена до безумия (буквально), разочарует её.
  • Kara no Shoujo — маньяк «Черная Мадонна» непреднамеренно убил свою потерянную и вновь найденную через много лет сестру, и он до безумия жаждет оживить её.
    • Именно это может сделать в одной из плохих концовок со своим лучшим другом главный герой.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — Богу-Императору пришлось убить своего любимого сына примарха Хоруса, когда тот перешёл на сторону Хаоса. Однако во время поединка он до последнего надеялся на то, что Хорус всё-таки поймёт, что творит, из-за чего получил несколько серьёзных ранений, добил своего оппонента буквально из последних сил и едва не погиб сам.
    • Жертвы богам Хаоса. В книгах по вселенной не раз подчеркивалось, что чем больше культист привязан к тому, кого он приносит в жертву Великой Четверке, тем сильнее будет отдача. Соответственно, ситуации, когда хаоситы приносили в жертву своих детей, любовников или супругов вовсе не редки, а постоянны и закономерны. Ибо конечная цель (превращение в Демон-принца) для них все оправдывает (учитывая то, что альтернатива — это после смерти попасть в виде бестелесной душонки на пир к демонам в качестве главного блюда…).

Музыка[править]

  • Король и шут — «Невеста палача».
  • David Vendetta feat Rachael Starr — клип «Bleeding heart». Героиня убивает волка, который оказался оборотнем, а превращался в него её возлюбленный.
  • Vocaloid — Karakuri Burst. Близнецов разлучили в детстве и превратили в идеальных убийц. А после послали убить друг друга. И после того, как эти двое смертельно ранили друг друга, они друг друга и узнали.
    • Пример с сильно прикрученным фитильком, ибо в одноименной новелле и Лен и Рин (В новелле их зовут Рен и Цубаки) в итоге выжили. А ещё они не близнецы, а просто друзья детства.
    • Kagamine Len — Yandelenka. Лен, не нашедший в себе смелости признаться любимой девушке, решает убить её. А потом и себя.

Реальная жизнь[править]

  • Римлянин Виргиний убил собственную дочь, чтоб она не досталась похотливому сенатору.
  • Один из вдохновителей «великой охоты на ведьм» в Юго-Западной Германии в 1622-35 годах, князь-епископ вюрцбургский Филипп Адольф фон Эренберг, по доносу обвинил в колдовстве и отправил на костёр своего племянника и наследника Эрнеста (правда, тот не был сожжён, а уже перед самым костром напал на охранников и был убит ударом топора).
    • Однако этот поступок не прошёл бесследно для князя-епископа — вскоре после смерти Эрнеста он заказал по племяннику поминальную службу, а охоту на ведьм велел прекратить.
  • Джек Лондон, «Люди бездны». «Фрэнк Кавилла служил маляром-обойщиком. Он был старателен, трудолюбив, никогда в рот не брал спиртного, был нежный отец и любящий муж. И вдруг Фрэнк очутился перед необходимостью искать другую работу. Постоянную работу найти было невозможно и, наконец, болезнь свалила его. И тогда в доме совершенно нечего стало есть. Кавилла взял карманный нож и перерезал горло жене Ганне, тридцати лет, сыну Фрэнку, двенадцати лет, сыну Уолтеру, восьми лет, дочери Нелли, четырех лет, и самому маленькому — Эрнсту, которому был год и четыре месяца».
  • Американский массовый убийца Ричард Спек, сидя в тюрьме, нашёл и выходил изувеченную ласточку, которая залетела в разбитое окно. Когда птица обрела способность стоять на лапках, Спек перевязал ей ножки и посадил себе на плечо. Заметивший это охранник напомнил ему, что в камере птиц и животных держать запрещается. Услышав это, Спек бросил птицу в работающий вентилятор. На вопрос шокированного охранника «Но вы же её любили!», Спек ответил «Любил. Но раз ею не могу владеть я, ею не будет владеть никто».
  • Шарль Анри Сансон, тот самый палач казнивший Людовика XVI. Вопреки стереотипам, в молодости и в зрелом возрасте он был франтом и известным кавалером, имевшим связи даже со знатными дамами. Очень многих из них ему после Революции пришлось самолично казнить.

Примеры с прикрученным фитильком[править]

Персонаж не убил родного человека, но отрёкся от него.

  • А. С. Пушкин, «Тазит». «Ты не чеченец — ты старуха, / Ты трус, ты раб, ты армянин!» — заявил отец сыну, не склонному к насилию.
    • По мнению чеченцев, дело совсем в другом: Тазит (абадзех, отданный на воспитание чеченцу), более щепетилен в вопросах чести, чем его отец (выслеживая кровника, он не отвлекается на разбой и поимку беглого раба — но затем упускает случай убить кровника, потому что встретил его раненым и безоружным — это «не по понятиям»).
  • М. Ю. Лермонтов, «Беглец» (Гарун бежал быстрее лани…) — «Бежал он в страхе с поля брани» к матери, которая заявила: «Ты раб и трус — и мне не сын!..» «И наконец удар кинжала / Пресек несчастного позор…». Отсылка к Пушкину?
  • Борис Васильев, «Завтра была война» — аверсия. Вика Люберецкая покончила с собой, чтобы ей не пришлось отрекаться от отца, арестованного по обвинению в шпионаже. Самый ужас в том, что его оправдали.
    • А в реальности многие в таких случаях отрекались.
  • Варвара Булгакова порвала отношения с братом после того, как в повести «Белая гвардия» он вывел в негативном свете её мужа Леонида Карума (послужившего прототипом капитана Тальберга).

См. также[править]