Ужас у холодильника

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fridge Horror. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
« Жуя Колобка, лиса вдруг осознала, что отобрала у стариков последний кусок хлеба. »
— Внутримировой пример сабжа
« «А слониха, вся дрожа, так и села на ежа.»

Вам слониху жалко? Мне вот было жалко. Ей же больно на ежа было садиться… И только теперь я понимаю, что жалеть надо нифига не слониху… ЁЖИКУ-ТО ПИПЕЦ НАСТАЛ!!! Его расплющило нахрен!!! 6 тонн костей и мяса на животное размером с кошку… Там хоронить нечего было… Жене и детям цветы возложить некуда… Всё, что осталось от бедного ёжика пристало к слоновьей заднице и обтрусилось через десять шагов. А вы говорите… И какая дурацкая надпись будет на могильном камне — «Раздавлен дрожащей слоновьей жопой»...

»
— взято отсюда]

Итак, откровение у холодильника состоялось, и вы обнаружили, что ситуация, которая показалась вам обыденной и/или не заслуживающей особого внимания при знакомстве с произведением, по размышлении предстает поистине ужасной.

Обычно ужас у холодильника настигает по одной из пяти причин:

  1. Во время первого знакомства с произведением вам не хватало жизненного опыта, чтобы оценить весь масштаб происходящего с персонажами. Вы были слишком юны, не нюхали пороху, не могли восстановить литературный и исторический контекст. Потом вы подросли, рассмотрели ситуацию под новым углом, и… о, Боже!
  2. При первом знакомстве вы слишком быстро проскочили ситуацию, увлеченные сюжетными перипетиями. Потом вы вернулись к ней мысленно, обдумали тщательней — и… о, Боже!
  3. Автор сознательно подавал события в порядке инверсии. Только у холодильника вы собрали все куски паззла вместе, восстановили порядок действий, и… о, Боже!
  4. Автор затронул тему, но не рискнул додумывать её до конца. А сопоставили обстоятельства — и… о, Боже!
  5. Автор попросту не додумал определённые аспекты сюжета — либо поленился проработать, либо писал в лёгком или детском жанре, где это не обязательно, либо этот момент в сюжете ему просто не интересен, потому что он хотел сказать про другое. А зрители/читатели, неравнодушные именно к этой теме, логически заполнили пробелы, и… о, Боже!

Может сочетаться с тропом Что стало с мышонком?. Субверсия тропа для настоящих Мастеров — автор довёл вас до этого состояния, полюбовался ужасом в фэндоме, а в сиквеле ррраз — и саечка за испуг, всё объясняется намного менее страшными закадровыми событиями. Но это надо делать умело, чтобы не вышел рояль в кустах, перевёрнутый финал или ещё какое-нибудь натягивание слона на вантуз.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Поджанр игры в данетки — страшные истории, весь на этом основан. История выглядит совсем не страшной, пока ее внимательно не рассмотришь. Например, человек остановился в гостинице. Всю ночь кто-то ломился к нему в дверь, и напуганный постоялец лежал притаившись на кровати. Утром ему рассказали, что много лет назад в номере был пожар и один постоялец заживо сгорел. Вот призрак и колобродит с тех пор. До вдумчивого слушателя или читателя быстро доходит, что призрак пытался не вломиться, а выйти и все это время находился в номере. Пример без мистики — герой, будучи один в доме, пошел в душ, а чтобы не бояться, включил свет во всех комнатах. Пока он мылся, услышал жуткий грохот. Выскочил, включил свет, смотрит — сумка со стола упала. Ничего страшного. (Ага, как же, свет-то он везде включил, значит, его выключил кто-то посторонний.)

Сказки[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Сказки.

Театр[править]

  • Трилогия А. В. Сухово-Кобылина. Расплюев похваляется своим обжорством ещё в первой пьесе. А в третьей пьесе (где он опять не закадровый персонаж, как во второй, а полноправно действует прямо на сцене) Иван Антоныч опять повествует о своём неуёмном аппетите и хвастается, что у него в брюхе «огнь неугасимый и червь неутолимый». Может, у Расплюева диабет и оттого полифагия?..
  • Пьеса В. В. Маяковского «Баня». Итак, из светлого будущего прибыла делегатка, чтобы отправить в коммунизм талантливых изобретателей, ученых, энтузиастов и т. д. Несмотря на все козни бюрократов, достойных «перебрасывают в коммунистический век». И тут накрывает ужас: если их всех перевезли, а в настоящем остались только бюрократы и интриганы, то кто же будет строить коммунизм? Появится ли это светлое будушее? В какую антиутопию его превратит начпупс Победоносиков?
    • Есть обоснуй: те, кого перебросили в коммунистический век, уже сделали свое дело, внесли весь возможный вклад в строительство коммунизма, их изъятие не грозит временным парадоксом. Но теперь маячит уже другой ужас: почему они больше ничего не смогут сделать? Пьеса написана в 1930 году. Неужели положительных героев, если бы они остались в настоящем, репрессировали?
      • А если даже и не так… наверное, изобретателю Чудакову было бы грустно почивать на лаврах, сознавая, что больше он ничего не изобретет.
        • Здесь-то всё проще: сюжет пьесы — одна сплошная аллегория на тему, кому в светлом будущем найдется место, а кому туда путь заказан. Басня.
  • «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (полная версия, где сохранилась — или восстановлена — сцена с визитом «посла людоедского племени» и последующей ссорой царя и царевны). Почему царь так уверенно говорит, что Федот «таперь на дне, в окиянской глубине»?! Он просто выдаёт желаемое за действительное — или… бурю, потопившую корабль Федота, как раз Баба-Яга и наслала, о чём царю «за кадром» по секрету доложил генерал?..
    • В некоторых постановках именно так и обыгрывают. Прямо показывают и Ягу, наколдовывающую бурю в стиле Гингемы («корабль — хрясь! — и распался на части»), и генерала, нашёптывающего об этом царю (к восторгу монарха). Опционально — царь после этого вешает на генерала ЕЩЁ ОДИН орден.
  • «Легенда о принце» (именно мюзикл, в отрыве от книжного цикла) — А не безумен ли в том отражении сам Эзар? Кругом у него враги, знать не верна, армия ждет только сигнал к кровавой смуте, сын унаследовал родовое безумие и взойдя на трон непременно погубит страну… а сам 30 лет общается с мертвецом.
    • Если на то пошло, а не была ли Карин сознательной участницей интриги против Зерга? Сравним чисто по содержанию (в отрыве от мелодии) «Клевету» (Гришнов рассказывает Зергу о романе Карин с Форталлой, но в последний момент как бы спохватывается и начинает его отговаривать от решительных действий, чем еще сильнее укрепляет его решимость) и «Любовь и меч» (Карин рассказывает Форталле, как плохо ей с Зергом, но в последний момент спохватывается и начинает его отговаривать от решительных действий, чем еще сильнее укрепляет его решимость). Да и формулировки про цену покоя в «Колыбельной»…
    • И к слову, а Зерг-то здесь вообще злодей или виноват только во внешнем сходстве с Юрием? Помимо любви к выпивке и вполне честной дуэли с Форталой (причем вызов исходит не от него!) он себя на сцене ничем плохим не проявляет. А обвинения в жестокости и извращениях, которыми сыплет Карин как-то не очень сочетаются с брюзжанием на тему «Зерг опоздал уже минут на двадцать. Уж лучше б он совсем не приезжал… Какой позор…» и «Зерг, не позорь меня. Ты обещал мне сегодня не пить. Мы ведь поссоримся, точно поссоримся, если об этом посмеешь забыть!»
      • Злодеем Зерга пьеса и не представляет. Просто импульсивная личность, неподходящая для трона страны, раздираемой противоречиями элит («Он до сих пор не может обуздать // Себя, не говоря уж о державе.» по словам Эзара). И слова Карин это подтверждают - «Снова и снова все та же история: // Пьяные драки - тебе ли к лицу? // Зерг, успокой меня, Зерг, не позорь меня, // Ты ведь поклялся! И мне, и отцу!». Регулярные («снова и снова»), пьяные драки, имевшие достаточно серьезные последствия (иначе Эзар не потребовал бы клятвы не повторять подобного позора) не подобают даже обычному аристократу, а уж для наследника трона - явный признак неполного профессионального соответствия...
    • И, если продолжать тему неочевидных прочтений пьесы... Призрак Юрия Безумного на сцене является и прадеду, и правнуку. Но, как говорил папа Дяди Федора, "С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют". Так что же - в мире космических путешествий реально существует агрессивная нежить? Причем нежить, способная изобретательно манипулировать людьми (сравните насколько по-разному Юрий общается с принцем и с Эзаром, давя на больные точки того и другого). Вам не страшно при мысли о том, сколько всего может натворить подобная тварь в мире, где нет профессиональных экзорцистов?
  • Постановка пьесы Альберта Гёрни «Сильвия»: в конце представления актёры рассказывают о дальнейшей судьбе своих персонажей, в том числе заглавной героини (пуделихи) — она умирает, смотря в глаза своего хозяина. В заключительной сцене живая и здоровая Сильвия бросается к нему на шею. Похоже, герой в этот момент тоже умер, и в загробном мире встретился со своей любимицей.

Литература[править]

Поэзия[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Поэзия.

Проза[править]

Отечественная проза[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Отечественная проза.

Зарубежная проза[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Зарубежная проза.

Фанфики[править]

  • Борис Карлов, «Снова на Луне»
    • После того как планы Ханаконды по захвату власти на Луне провалились, он задумал рвануть на Землю и навести там свои порядки. И ведь у него вполне могло получиться задуманное — большинство земных коротышек по натуре пацифисты. Даже если бы у него закончились патроны в автомате, одного мутанта Росомахи было бы достаточно, чтобы вселять ужас в окружающих.
    • Из-за того, что в бортовом компьютере ракеты не было диска с программой курса на Землю, банда Ханаконды улетела в неизвестном направлении. Рано или поздно в ракете закончится провиант, и они помрут с голоду. Или же вовсе попытаются сожрать друг друга.
    • Или ракета попадёт на другую планету… Бедные марсиане!

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Отечественные фильмы.

Зарубежные фильмы[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Зарубежные фильмы.

Телесериалы[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Телесериалы.

Мультфильмы[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Мультфильмы.

Мультсериалы[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Мультсериалы.

Комиксы[править]

  • Возвращение Темного Рыцаря Фрэнка Миллера — во-первых, родители Керри Келли относятся к своей дочери с небывалым пофигизмом, например: в городе бушует банда головорезов? — «Да ладно, ничего с ней не случится», в городе хаос? — «Плевать», дочь черт знает где с мутным дядькой в костюме летучей мыши? — «Подумаешь».
    • Во-вторых, почему Керри решилась на супергеройство? Не только появление Бэтмена на нее повлияло, видимо это решение — следствие поведения «любящих родителей», да объятия с Бэтменом намекает на недостаток родительского внимания;
    • В-третьих, почему генерал армии США продавал оружие бандам? Его ответ про семью мягко говоря не убедителен, видимо правительство специально проспонсировало Банду Мутантов, дабы выманить Бэтмена, ведь он единственный, не считая Оливера Куинна не пошел на поводу у правительства, значит он опасен для режима а давняя истина «Нет человека — нет проблемы» работает на любой, даже самый «демократический» режим;
    • В-четвертых, почему Супермен «продал» Лигу Справедливости? Ведь он весьма силен духом, видимо имеет место шантаж или промывка мозгов;
    • В-пятых, почему Гордона выслали на пенсию в 70 лет, когда пенсионный возраст — 60? И именно тогда, когда появился Бэтмен? Видимо правительство решило убрать «неудобного» человека цивилизованно и поставить на место своего человека;
    • В-шестых, с чего бы это Чудо-Женщине, Зеленому Фонарю и прочим так легко соглашаться на условия? Имеет место шантаж, и не исключено, что Бэтмен работал с правительством в добровольно-принудительном характере, предоставляя компромат на товарищей, и это объясняет желание правительства избавиться от Бэтмена, как от свидетеля;
      • Возможный ответ — Супермен их переубедил. Он — величайший супергерой Земли, ему верят. А тех кто не верит, зачищает правительство другими методами.
    • В ту степь и параноидальное желание полиции убить Бэтмена, ведь при появлении Темного Рыцаря они открывали огонь на поражение;
    • История Оливера весьма мутная, его «прикрыли», да и сам Супермен сожалел о содеянном, может он и лишил руки Куинна или посодействовал этому?
    • Не стоит забывать про психическое состояние Бэтмена, он переживает ПТСР от потери Робина (Джейсона Тодда), и его фраза обращенная к Робину а именно «Хороший солдат» намекает нам на некое расстройство психики, если не хуже. Да и его методы стали жестче, плюс пофигизм по отношению к Альфреду и Робину он даже не заметил, что она (Робин) девочка.
  • Superman Red Son Марка Миллара — Думсдэй был побежден Суперменом, но Думсдэй вернется, ведь его убить невозможно (подробности в Википедии), да еще и с иммунитетом от того, чем его убили в прошлый раз (канон). А теперь посмотрите на «хэппи-энд», где Лютор правит миром, а Супермен обессилен…
    • Брэйниак как-то слишком легко был побежден Лексом Лютором, видимо у Брэйниака есть более ужасный план…

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: Жизнь их глазами» — Пан и Яла. Судя по тому, как они сработались, они явно не первый день работают в команде, Пан не первый день слеп, Яла не первый день немая… и только аккуратные бинты на культях Ялы не вписываются в картину. Безногой она, судя по всему, стала именно в камере пыток Деллина Гоблодава. И ещё удар в спину: Гоблодав пытал Ялу или это был способ истязать Пана, увеча её у него на глазах в том или ином его присутствии? Или два в одном? И контрольный в голову — Деллин так-то игровой персонаж, причём в сессии уже давно, судя по опыту. Герберт Великий, кого ты вообще привёл в свой подвал? Среди твоих друзей латентный Роберт Берделла! Ну или просто хорошо отыгрывающий полное чудовище человек. Впрочем в днд наличие игрового класса не означает, что за персонажа кто-то играет. Так что еще отдельный вопрос играет ли кто-то за гоблинов или мир живет сам по себе, но по законам днд?
    • Людоящер Кселисс считал процессы сражения, питания и размножения схожими, и поэтому отказывался драться с несъедобными противниками так как видел в этом сексуальное извращение. А знаете почему он так возмутился, когда монстр Мистер Пальцы пожирал его руки? Да потому что с точки зрения Кселисса, монстр насиловал его!
    • Мистер Пальцы вообще на «ты» с этим тропом. В местном бестиарии это смертоносное страхоугробище значится как «Малый пальцевый кошмар». Малый. В этом адовом комиксе это самое страшное слово.
    • В реальности 201, Меднолунье отличалось тем, что там время от времени приносили жертву богу-обезьяне Ленни. А кого они приносили в жертву, ведь Меднолунье достаточно небольшой город? Получается, что они ловили людей или представителей других разумных рас! И да, вряд ли они приносили в жертву «монстров» — в биографии Кин этой реальности, говорится что Деллин захотел пожертвовать ею, потому что решил внести свою лепту, т.е до этого он никого не предоставлял.
    • Большеухий описывает навык определения зла так: «Вспомни самое ужасное, что с тобой было. Потом представь, что оно случилось не только с тобой, но и со всеми, кого ты любишь.» А теперь вспоминаем, что Кор воевал с демонами в Аду, где погибли все его сопартийцы и с тех пор не пользуется Определением Зла.

Аниме и манга[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Аниме и манга.

Видеоигры[править]

Примеры вынесены в подстатью Ужас у холодильника/Видеоигры.

Визуальные романы[править]

  • Kanon — поздравляем, вы выбрали девушку и спасли её от ужасной судьбы (или нет — в игре Макото в любом случае умирает). Но подождите… а что случилось с остальными девушками? Ведь их от ужасной судьбы никто не спасал. А происходит вероятно следующее. Аю всю жизнь будет находиться в коме или пролежит в ней весьма долгое время. Макото, ненамеренно отвергнутая Юйти, немного побродив по окрестностям, замерзает насмерть на холме. Сиори умрёт, отвергнутая сестрой. О судьбе Май сложно судить, но не исключено, что она погибнет от рук демонов. Пожалуй, только Наюки не угрожает печальная участь, если не считать боль от неразделённой любви.
  • Morenatsu — те же яйца, только дым пожиже. Хироюки сходится с одним из зверолюдов, помогает ему… а остальные восемь так и остаются страдать от своих внутренних бурь. А если учесть, что разработка игры заброшена, трое их них так никогда и не дождутся своего счастья.
  • Clannad — есть теория, что Томоя не вернулся назад во времени, чтобы спасти Нагису и Усио от смерти, а просто попал в другую альтернативную вселенную или создал новую. Всё это прекрасно… пока не понимаешь, что Томоя, Нагиса и Усио всё ещё мертвы в первичной вселенной.
  • Saya no Uta — вопреки некоторым фанфикам, при внимательном прочтении оригинала концовку «цветения» нельзя считать приемлемой даже с натяжкой. Сайя перерабатывает человечество по своему образу и подобию. Это и так-то порядочное топливо ночного кошмара, а вспомните-ка еще описание окрестностей дома Фуминори. Оюми и Йо отмечают, что район выглядит так, как будто произошел конец света: ни кошек, ни собак, ни птиц… Если Сайя обладала достаточным аппетитом, чтобы извести все живое в округе, то что же будет с биосферой Земли, если таких монстров будет семь миллиардов? «Приобщение людей к добру и свету», говорите? Им тут не пахнет даже близко, скорее уж лавинообразным размножением вируса.
    • Биологическая цивилизация, способная создать такое существо как Сая, приспосабливающееся к любым условиям и приспосабливающая любую биосферу под себя, при этом не сможет предусмотреть элементарные проблемы экономии и экологии? Что касается эстетики, то вроде бы вся игра посвящена её субъективности и для изменённого человеческого восприятия новый мир будет выглядеть не хуже старого. Зато есть возможность получения баффов в виде здоровья и продолжительности жизни — раз уж родная цивилизация Саи обладает необходимыми знаниями и раз уж мы теперь считаемся частью этой цивилизации.
  • «7 дней лета» — ужас пополам с восторгом настигает игроков у холодильника после прохождения рута Слави, когда становится понятно, что подавляющая часть концовок, плохих, нейтральных или хороших, в которых герои якобы возвращаются в родную реальность Российской Федерации — это на самом деле фантазмы, миры-подделки, созданные «порриджем» — газообразным нечто, находящимся в подземельях под «Совёнком», которое способно генерировать новые альтернативные реальности. Ужас в том, что порридж использует в качестве сырья для создания новой реальности душу и сознание человека, оставляя затем пустую оболочку. В фантазме же (который представляет собой воплощение самых заветных мечтаний жертв порриджа) воплощается его копия различной степени достоверности — что и объясняет часть нестыковок и странное поведение главного героя во многих концовках.

Музыка[править]

  • Little Big — Dead Unicorn. Кому же принадлежат останки и кровь в логове Клоуна, если он хотел лишь отомстить насильникам, надругавшимся над его дочерью? Кроме того, подобное ощущение оставляет и финал клипа — вернувшаяся в сознание девочка, оставшаяся наедине с вроде как живым изуродованным маньяком, который когда-то её изнасиловал.
  • Манго-манго — «Пули». Сапёры роются в грунте, зарывают стотонную мину… Гипербола? Вовсе нет, если вспомнить про такую вещь, как тротиловый эквивалент. Похоже, война в мире песни идет уже ядерная.
    • Да бросьте вы, они просто прикалываются. Вся песня такая. Тем более что мина всё равно не взорвётся — шпиён отвинтил контрагайку!
    • Мина — это еще и обозначение подкопа под позиции противника, куда закладывают заряд взрывчатки (затем понятие перешло на сам заложенный заряд). Собственно, в английском языке mine - это и «мина» и «шахта». Англичане, например, в 1917 году заложили под немецкими позициями 450 тонн аммонала и отравили шесть тысяч немцев полетать (Мессинская битва). И война в песне не ядерная, а совсем наоборот — что-то типа Первой мировой.
  • Queen — Fat bottomed girl: няня-то, как минимум, пренебрегала своими обязанностями и водила ухажеров «к себе» прямо на работе. А как максимум — совратила протагониста.
    • Судя по юмористическому настрою песни, буквально понимать не стоит. Но звучит текст по меньшей мере неоднозначно.
  • Группа «Ex-Сектор Газа», песня «Марфа-царевна». План царёвой невесты был прост: сначала убедить государя в своей непорочности, подкупив исповедника обещанием, а потом нашептать уже законному мужу на самого попа, чтобы он обещанным не мог воспользоваться. Только вот девица явно не учла, что её саму царь знает без году неделю, а попа, который, когда прижмёт, явно молчать не станет, — не один год. В результате: Василия может и оскопят, только вот и Марфе после этого голову на плечах не удержать.
  • Iron Maiden — Empire of the Clouds. Вроде бы «империей облаков» называют дирижабль R101, о гибели которого идёт речь. Однако, эта метафора явно отсылает к книге 2011 года «Empire of the Clouds: When Britain’s Aircraft Ruled the World», рассказывающей о послевоенном триумфе и трагедии британской авиации. Автор песни, вокалист Брюс Дикинсон — профессиональный пилот и знаток авиации (на канале Discovery он даже вёл цикл передач «Полёты в стиле хэви-метал») и наверняка читал эту книгу. Получается, что песня не только о погибшем дирижабле, но и канувшем в Лету британском авиационном величии. И тогда заявленный хороший плохой конец («мечтатели могут умереть, но их мечты будут жить») становится откровенной издёвкой, ибо действительно британская «империя облаков» стала «лишь пеплом из прошлого».
  • Король и Шут — «Мария». А почему, собственно, Мария ни звуком, ни жестом не разделяет радостного возбуждения своего возлюбленного? «И навеки обрела ты покой…» Да полноте, жива ли она вообще?!
    • «Знай, что смерть твоя — это жизнь моя…» Очевидно, не жива. Ужас в том, что герой наверняка сам её и убил. «Ты теперь молчишь, ты мне нравишься такой…»
  • Алёна Швец, "Твоя школьница" - "Я плакала в школьном туалете, (...) ты всхлипы услышал, ты сделал мне легче". Неужели учитель (мужчина) запёрся в женский туалет, и с этого начались его нездоровые отношения с ГГ-ученицей?
  • Гр.Полухутенко, "Вещь" - так какого пола возлюбленный/ая лирического героя? С одной стороны, "ты моя", а с другой, "ты сам растёшь из себя". Можно подумать, что герой обращается к нескольким лицам, но есть и другое мнение. Ещё одна цитата: "с них удобнее пить, с них удобнее нюхать", напрашивается версия, что герой уже настолько невменяем от алкоголя и наркотиков, что не разграничивает реальность и фантазию, но размышляет о жестокости мира по-прежнему.

Примечания[править]