Умереть самим собой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dying as Yourself. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Мне бы только дать им понять, что они мне не хозяева. Даже если умру, хочу остаться самим собой. »
— Пит Мелларк, «Голодные игры».
« Фокус не в том, чтобы жить вечно, Джеки. А в том, как остаться собой — навечно. »
— Капитан Тиг, «Пираты Карибского моря: На краю света»

Наш персонаж попал под одержимость тёмными силами. Скорее всего, он превратится в ужасного монстра. Разум нашего героя сдает позиции тёмной пелене ненависти и абсолютной злобы. Контроль над телом, скорее всего, уже взят, и персонажу не представляется возможным убить себя. Поэтому он хочет умереть самим собой. Он хочет умереть до того, как тёмные силы полностью возьмут верх и превратят его в чудовище, так что из последних сил выжимает из себя остатки героической силы воли и на краткий миг заглушает то, что пытается им овладеть. Если наш персонаж не один, он может попросить товарищей прервать его муки. Если он всё-таки был полностью подчинен тёмными силами, то есть вероятность, что одержимость пропадёт после победы над ним, а разум несчастного очистится.

В конце наш персонаж может поведать своим товарищам, что жалеет о содеянном, передать последнее желание и/или умереть с улыбкой.

Контртроп — Среди великолепия и чудес.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Эжен Ионеско, «Носорог» — благодаря этому финал выглядит как натуральная эвкатастрофа. «Один против всех — буду защищаться. Где мое ружьё? Я последний человек и останусь человеком до конца! Я не сдамся!» — восклицает в финале Беранже, все близкие которого превратились в носорогов. И чем чёрт не шутит — может, он действительно где-нибудь за кадром, в постканоне, победит?

Литература[править]

  • «13-й Легион» Г.Торпа (сеттинг Warhammer 40000) — именно поэтому техноадепт-«расстрига» Гудманз записался на самоубийственную миссию со штрафниками Шеффера. Да, после «отлучения» от Адептус Механикус незадачливому барыге (продавал оружие пиратам) в любом случае осталась протянуть пару-тройку месяцев (без «техобслуживания» его аугментированное 286-летнее тело обязательно откажет), но это видится куда более приятной альтернативой существованию в виде безмозглого сервитора. И да, миссия была действительно самоубийственной, до конца Гудманз не дожил.
  • А. К. Толстой, «Семья вурдалака». Уходящий охотиться на вурдалаков отец семейства строго-настрого велел сыновьям вогнать кол ему в спину, если он вернётся позднее, чем через 10 дней. К самому концу десятого дня отец возвращается, но ведет себя очень странно
  • Сага о Конане — правитель Вендии, чью душу колдуны собираются переместить в тело адского чудовища, просит свою сестру убить его. Тогда его душа отправится к богам.
  • Джордж Оруэлл, «1984» — аверсия: как бы Уинстон ни мечтал умереть свободным, в последнюю секунду перед пулей в затылок выкрикнув словопреступление, но на конечный момент он искренне любит Старшего Брата.
  • «Властелин Колец» — Фродо полностью избавился от влияния Кольца после его уничтожения и готовился встретить погибель вместе с Сэмом и со всем разрушающимся Мордором. Но тут подоспел Гэндальф на орлах.
    • Смертельно раненный Торин избавился от одержимости золотом и, прощаясь с Бильбо, просит прощения и жалеет, что не ценил простые радости в жизни.
    • В продолжении Ника Перумова «Кольцо Тьмы» именно об этом Олмер просит Фолко в развязке.
  • «Белая трость калибра 7.62» Онджея Неффа, в русскоязычной среде тянет на кодификатор. В финале главный герой, истребивший вторженцев, сам начинает превращаться в одно из Существ и кончает с собой.
  • Стивен Кинг:
    • «Рожать придётся дома» — Фрэнк Даггетт, чувствуя подступающую смерть, просит друзей застрелить его, чтобы не подняться в виде зомби.
    • «Тёмная Башня» — когда Роланд впервые пользуется дверью между мирами и заглядывает в сознание Эдди Дина, голос Человека в чёрном подталкивает его забрать тело Эдди себе, взамен собственного (искалеченного и на тот момент погибающего от заражения крови). Стрелок решительно отметает эту возможность: если ему суждено умереть, он умрёт Роландом.
  • Гиперион Д. Симмонса. Крестоформ, который на самом деле — искусственно созданный мех/организм-паразит, наделяет человека бессмертием, восстанавливая даже из состояния «кровавые брызги на стенах». Смертельно раненый Федерико Де Сойя, осознавший, чем является его церковь и крестоформ, просит Энею удалить его, чтобы — см. название тропа. С фитильком, ибо выжил и избавился от крестоформа.
  • ПЛиО, «Танец с драконами» — Теон Грейджой мечтает только об одном: умереть с мечом в руках, но умереть Теоном, а не Вонючкой. Внезапное милосердие Мартина: он снова стал Теоном и даже остался жив (по крайней мере, пока; правда, Станнис намерен его казнить).
  • Перемены — Гарри принял предложение Меб, но вот становиться Зимним рыцарем не желал. Пришлось просить Кинкейда об услуге.
  • Экзорцист — по-настоящему избавить девочку от вселившегося в нее демона удалось только путем его переселения в нового носителя, которым стал священник Каррас. А чтобы это была не смена злого шила на едкое мыло, а явная победа бобра, ему пришлось немного полетать с окна, оставив демонюку без тушки.
  • В. Точинов, «Пасть» — бизнесмен Колыванов, отравленный вызывающим ликантропию вирусом, ненадолго приходит в себя, понимает, что с ним творится что-то не то и пытается застрелиться и совсем чуть-чуть не успевает
  • «Тёмный ученик» Энтони Рейнольдса — один из космодесантников хаоса получает поцелуй генокрада и отыгрывает троп, попросив товарища о смерти.
  • Иван Багряный, «Тигроловы»: «Ліпше вмирати біжучи, ніж жити гниючи»
  • Леди Мейгри Морианна из цикла «Звёздные стражи» Маргарет Уэйс. Попросила своего возлюбленного-врага Дерека Сагана убить её, чтобы не стать безумной убийцей.
  • Внезапно Дом скитальцев. Инженер Вячеслав Портнов стреляет в себя чтобы не дать захватить свое тело и личность инопланетянину. Пополам с тропом героическое самопожертвование, только так он может сохранить в тайне задуманную им и подростком диверсию. Иначе — «они лишь добавляют свою память. И волю, не забудь».
  • «Мрачность» Элиана Тарса — Археус, в минуту прояснения попросивший протагониста о смерти.
  • «Огненная невеста» Ивана Русских — Тарас, обращающийся в упыря, пытается утопиться. Не выходит: восставший труп просто выходит из реки по дну.
  • «Обратный Отсчёт» Ивана Русских — обращаемый инопланетной заразой в монстра протагонист подрывает себя на гранате. Собственно, именно обратных отсчёт до взрыва и дал название рассказу.
  • «Пирожки со сладким мясом» Дмитрия Лопухова — Как выясняется в конце, друг героя не просто покончил с собой, а не сдался проклятой книге. Да ещё и сжёг её, насколько мог.

Кино[править]

  • Звёздные войны. Энакин Скайуокер и Бен Соло.
  • «Блэйд»:
    • Первый фильм — искусанный вампирами Уистлер просит Блейда дать ему пистолет, чтобы он мог уйти как человек. Не помогло, хотя во втором фильме он всё же вернул свою человеческую природу.
    • «Блэйд 2» — укушенная оборотнем Номаком Нисса, желая умереть обычным вампиром, попросила Блэйда вынести её на солнце.
      • Субверсия со Жрецом: заражённый в агонии умоляет Чупу убить его до превращения, и тот высаживает Жрецу в грудь обойму серебра. Помогло, но ненадолго: спустя несколько секунд Жрец восстал уже в качестве оборотня, поэтому Блэйду пришлось прострелить окно и впустить солнечный свет.
  • «Муха» (1986) — Брандл, то есть Брандлмуха, то есть Брандлмухателепод из последних сил помогает навести себе ружьё на голову.
  • «Человек-паук» Сэма Рэйми — в первой части Норман Осборн всё же взял верх над Зелёным Гоблином, когда уже умирал, чтобы попросить: «Питер… не говори Гарри».
    • Во второй части доктор Октавиус жертвует собой со словами «Я не умру монстром!».
  • «От заката до рассвета» — субверсия: Джейкоб просит своих детей убить его, как только он превратится в вампира, намереваясь сражаться до самого конца. Из-за этого в нужный момент у Скотта не хватает решимости убить того, кто ещё минуту назад был его отцом. А вот сам Скотт после этого отыгрывает троп напрямую, когда молит Кейт сжечь его вместе с отцом и другими схватившими его вампирами.
  • «30 дней ночи». Ставший вампиром главный герой в конце остается встречать рассвет.
  • «Особь 2» — заразившийся инопланетной мерзостью Патрик Росс, осознав, что стал причиной смерти нескольких женщин, стреляет себе в голову из дробовика, чтобы умереть как человек. Не получилось.
  • «Безумцы» (2010) — Рассел, чувствуя что превращается в кровожадного безумца, идёт на героическое самопожертвование, чтобы выиграть время для своих товарищей.
  • «Doom» (2005) — Грешник, чувствуя что превращается в зомби, вначале перекрестился, а затем буквально расколотил свою голову о стену.
  • «Взвод монстров» — оборотень на пороге смерти превращается в человека, который шепчет «спасибо» убившим его людям, прежде чем умереть
  • «Возвращение живых мертвецов» — Фрэнк, укушенный зомби, сжигает себя в печи крематория, чтобы уйти как человек. Перед этим он снимает и целует своё обручальное кольцо и читает последнюю молитву.
  • «Конец света» — Джерихо, чувствуя, как Сатана завладевает его телом, в последний момент бросается на меч статуи.
  • «Псы-воины» — командир Уэллс за мгновение до превращение в оборотня жертвует собой, чтобы взорвать дом с клыкастыми чудовищами.
  • «Остров проклятых» — «Я вот здесь оказался и задумался… что по твоему лучше — жить монстром или умереть человеком?», спрашивает Тедди перед тем, как его уводят на лоботомию.
  • «Капитан Кронос: Охотник на вампиров» — друг главного героя, обращенный в вампира, после того как Кронос с грехом пополам (и вообще случайно) нанес ему удар милосердия, с облегчением успевает сказать что стал прежним.
  • «Сестра оборотня» — Бриджит отчаянно пытается оттянуть окончательное превращение в оборотня, прокалывая себе лекарство, но в конце, когда оно кончается, просит вытащенную ею из сумасшедшего дома девочку убить ее, когда она покончит с преследующим их оборотнем. Вот только девочка и в самом деле сумасшедшая и очень, очень жестокая. А ручная оборотниха ей нужна для новой игры в реальном мире.
  • «Дагон» — главный герой, поняв, что на самом деле является таким же рыбочеловеком, как его настоящий отец и сестра, просто у него еще не проявились характерные признаки, решает сжечь себя, лишь бы не быть чудовищем. Щупальценогая сестрица не дает ему это сделать, сбрасывая в море, где они вместе играют контртроп.
  • «Мировая война Z» — капитан укушен зомби: «Вы у меня на прицеле, Капитан. Ваши указания? — Не надо, Рядовой… Я сам.» — за кадром раздаётся звук выстрела из пистолета.

Телесериалы[править]

  • «Рим» — Марк Антоний, несмотря на все восточные татуировки и лихо подведённые глаза, внутри остался римлянином и хотел умереть таковым, бросившись на единственный доступный при дворе Клеопатры истинный римский меч — меч своего телохранителя Луция Ворена — со следующими словами: «Скажи, что я умер достойно. Скажи, что я умер римлянином». Ворен, до конца исполняя его желание, переодел тело Антония в римскую одежду и смыл с его лица краску. А каким взглядом он встретил Клеопатру, из-за которой Антоний и погряз в египетском разврате и в итоге лишился жизни…

Мультфильмы[править]

  • «Храбрая сердцем» — принц Морду, превращенный в медведя. Когда он погибает от упавшего камня, из его тела вылетает человеческий призрак. Морду кивает Мериде и исчезает.

Комиксы[править]

  • «Меметик» — возлюбленный главного героя, посмотревший зомбирующий мем, предпочитает прыгнуть с крыши и разбиться насмерть.
  • «Crossed» — деконструкция: большинство людей, подхватив вирус «крестоносца», с большим трудом могут решиться на самоубийство, до последнего надеясь, что уж они-то точно особенНЫЕ… МУА-ХА-ХА… ВЕ-СЕ-ЛУ-ХА!
    • Тем не менее, в конце первого тома один из группы выживших незаражённых, облитый кровью «крестоносца», жертвует собой, прыгая в пропасть и уводя от остальных армию «маньякозомби».
    • Инверсия в случае с учёным-квислингом из арки «Бесплодные земли». Он заражается вирусом, чтобы перестать помогать разумному «крестоносцу» Пожарнику, так как в этом состоянии он для него бесполезен.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Claymore — охотницы на демонов-Йома Клейморы сами наполовину демоны, а потому в случае особо сложного боя они могут немного перебрать демонической силы и начать превращаться в Пробуждённых, которые еще опаснее простых Йома. Если процесс не удалось остановить, но получилось замедлить, Клеймор может послать свой личный знак одной из подруг, как просьбу убить её, пока она остаётся в здравом уме и относительно трезвом рассудке.
  • Kara no Kyoukai — Томоэ Эндзё давит педаль в пол: он умирает как человек, будучи на самом деле механической куклой. «Может, я и подделка, но моё сердце живое!».
  • Puella Magi Madoka Magica — во втором таймлайне Мадока попросила Хомуру пристрелить её, пока она не превратилась в ведьму. После этого Хомура, отмотав время назад, укрепилась в своей решимости вообще не дать Мадоке стать волшебницей.
  • Bleach — Канамэ Тосэн, мутировавший в жуткую сверчкомуху, перед смертью снова обретает облик человека (то есть, синигами) и успевает проститься с друзьями.
  • Hellsing — расстрелянный солдатами Красной Армии штурмбаннфюрер Максимиллиан Монтана на пороге смерти получил выбор: умереть, как человек — или же получить бессмертие взамен своей человеческой сущности. Штурмбаннфюрер без раздумий выбирает первое. Субверсия, так как он всё же выжил и прожил потом очень много лет.
    • Субверсия ещё и потому, что взамен становления вампиром он превратил себя в киборга. Собственно, Монтана считал, что сможет уничтожить Алукарда, так как остался человеком («только человек может убить чудовище»), а Интегра возразила, что он давно утратил человеческие черты. Возвращение Алукарда показывает, что права Интегра (хотя есть вариант, что дело тут в нечеловеческой сущности Шрёдингера, который и убил Алукарда).
    • Макс Монтана 45-го смог бы убить Алукарда. А Штурмбаннфюрер уже не имеет шансов. И дело не в протезах, а в том, что он 60 лет как безумный лелеял свой суицидально-геноцидный план, прекрасно зная, что никакого другого исхода, кроме взаимного истребления, и быть не может. Куда заводит месть, педаль в асфальт — у героя даже /не получилось/ отомстить именно из-за его одержимости идеей мести.
  • Saint Seiya — ненадолго избавившись от одержимости Аресом во время бою с Афиной, Близнецы Сага предпочел покончить с собой, пока он в своем уме, а не ждать, когда Арес опять перехватит контроль.

Видеоигры[править]

  • Warcraft III — Гром Адский Крик после убийства Маннорота.
    • Артес в WoW: Wrath of the Lich King.
  • Mass Effect 3 — Рила. «Мы не ваши рабы!»
    • Бенезия из первой части в свои последние секунды избавляется от влияния Властелина.
    • Сарен может на миг преодолеть одурманивание, и покончить с собой.
    • Точно так же может поступить Призрак в конце третьей части.
  • Dragon Age — услышав Зов, Серые Стражи уходят на Глубинные Тропы, чтобы погибнуть в бою, прежде чем станут монстрами.
    • Усмиренный друг Андерса, ненадолго пробудившись, умоляет убить его, чтобы не жить лишенным эмоций механизмом.
    • Мать Хоук(а), ставшая частью кошмарного создания безумного мага, в последние секунды приходит в себя и говорит, как она гордится своим ребенком.
  • Final Fantasy IX — Королева Брана, получившая смертельные ранения от своего же монстра, на руках у простившей её дочери, наконец приходит в себя от погубившей её жадности и говорит, что любит Гарнет и благословляет на правление.
  • Spider-Man: Web of Shadows — так поступает Веном, если в конце выбрать «красный» вариант действия. Спасает Спайди, скинув его с борта вертоносца Щ.И.Т, а сам выбрасывается в один из винтов, чем обрекает себя самого и финального босса на смерть.
  • Splatterhouse: после того как Рик побеждает Дженнифер, ставшую монстром, к ней возвращается человеческий облик, и она поблагодарив героя тает у него в руках.
  • MOTHER 3 — Клаус/Замаскированный. Осознав, какой ужас он натворил, будучи под гипнозом Порки, убивает себя своей же молнией.
  • The Dark Pictures Anthology: Little Hope — такая судьба постигнет главного героя, Энтони, если погибли все члены группы, а у него был с собой пистолет. Он выстрелит себе в висок, освободив себя от образа Эндрю и болезненных воспоминаний, преследовавших его всю жизнь.

Визуальные романы[править]

  • Crimson Gray — Лиззи в одной из концовок получает инъекцию вещества, которое окончательно сведёт её с ума. Девушка спрашивает у Джона, любит ли он её. Получив утвердительный ответ, она со счастливой улыбкой на лице перерезает себе горло… чтобы защитить своего возлюбленного от самой себя.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — легенды гласят, что на пороге смерти разум Хоруса на время очистился от влияния Тёмных Богов, и он со слезами на глазах сам просил Императора добить его.
    • Боже мой, что же я наделал! — тут Хоруса постигло скорее это, нежели предмет статьи, потому как Большая Четвёрка всего лишь показала ему один из возможных вариантов будущего, где Хорус и половина его братьев будут забыты, а другую половину будут почитать, как святых — а всё остальное он по большому счёту наворотил сам без лишних подсказок чисто из страха лишиться славы героя. Всякие небольшие благословения и удобные коридоры через Имматериум для некоторых отдельных кораблей — в сущности мелочь на фоне того, что Хорус вытворял сознательно. А Магнус его предупреждал, что Большая Четвёрка намеренно не показывает, как галактика докатится до представленного ему состояния.

Музыка[править]

Реальная жизнь[править]

  • Многие психические заболевания, разрушающие личность человека и превращающие его в опасного безумца (такие как клиническая паранойя, ряд форм шизофрении, многие психозы), перед самой смертью отступают, словно давая человеку попрощаться с родными и близкими. Такая предсмертная ремиссия. Но бывает и так, что именно такое просветление толкает человека на самоубийство — от осознания пропасти между настоящей личностью и тем, что с ней сделала болезнь.
    • А антипсихотик клозапин единственный полностью это глушит, но имеет убойные побочные эффекты, и выходит, что принимающие его могут пройти по этому тропу.
  • Основной лейтмотив восставших в Варшавском гетто. Уж лучше погибнуть в битве, чем быть убитым, как жертвенная свинья.
  • восстание 16 мая 1944 года цыган в Освенциме.