Умею есть омары и садиться в Бентли

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.

Этот персонаж вкусил красивой жизни. Возможно только мельком, возможно чисто случайно, возможно относительно ощутимо, но не это важно — важно то, что он понял, что жить иначе он уже не сможет. Эстетика гедонизма становится для него идеей-фикс — он больше не мыслит себе другого места в этом мире. Но вот есть только маленький нюанс. А почему же он/она относит себя к «элите»? Владеет заводами, газетами, пароходами, снимается в блокбастерах, пишет бестселлеры или хотя бы в опере поёт? Ан нет — в лучшем случае на уровне среднего класса, а то и совсем голь перекатная. Ну и какого, спрашивается, рожна этот персонаж выставляет напоказ свои ярко выраженные богемные запросы, а на «простолюдинов» смотрит свысока, когда он сам, считай, никто?

На первый взгляд может показаться, что такой персонаж обязательно будет снобом. На деле же такой персонаж являет из себя своеобразный сплав сноба со жлобом, наследуя от первого наносную чопорность, а от второго фактическую линию поведения. Данный типаж может сложиться следующими путями.

  • Наследник промотавшихся аристократов, которому его родня, несмотря на свою непутёвость, всё же сумела обеспечить более-менее достойное настоящего аристократа детство, так и не дошедший до мысли, что в этой жизни неплохо бы найти себе призвание, а лучше пару-тройку, чтобы про запас в случае чего было. Иногда таким путём получаются поэты и философы, но не в этот раз.
  • Выходец из среднего класса, предки которого уверенно держали курс на то, чтобы с какого-то поколения «их род» смог встать наравне с «благородными» — и вот наконец свершилось: наследник растёт почти как настоящий аристократ — угу, настоящий, из пункта выше… В результате, несмотря на отличия во входных данных, имеем тот же результат — человеку с детства вбито в голову, что он достоин только самого лучшего, а чего для того делать надо, не вбито.
  • Парвеню, чисто случайно связавшийся с нужными людьми и ставший «пешкой» в их играх: надо, чтобы какое-то место занимал «свой» человек — не важно, какими качествами он обладает, а важно, что он «свой». Это похоже на игру в го: есть структура в которой есть посты — если на всех ключевых постах окажутся «свои» люди, вся структура станет «своей». Такой привык протирать пятой точкой кресло на синекуре и наслаждаться плодами успехов «команды», в которой играет роль дорожного конуса или таблички «занято». Такого всегда легко разменять. Такому всегда легко найти замену. И именно этим он и ценен — он сам не является игроком и даже не задумывается о разворачивающихся играх.
  • Также подобный персонаж может получиться из человека, проведшего всю молодость в роли содержанки или альфонса, а после из-под крылышка заботливого богача резко выпавшего, — иногда с небольшим подарком на прощание, которого на привычную роскошь не хватает, а чаще вовсе без оного, особенно если расставание произошло со скандалом.

Во всех вариантах на выходе наш несуразный герой умеет разве что потреблять что-то «элитарное» — но разве есть что-то сложное в том, чтобы потреблять?

Если этот персонаж дорвался до действительно крупных денег, то у него будет ещё и жильё в стиле «Дорого-богато». Тут и выясняется, что эстетически сложные вещи он и потреблять-то не умеет.

Примеры[править]

Литература[править]

  • О. Генри:
    • «Пока ждёт автомобиль» — как всегда у О. Генри, зигзаг: а ведь не начни героиня отыгрывать этот троп, не зная, что перед ней настоящий представитель высшего общества, у неё появился бы реальный шанс на омаров и Бентли…
    • «Мишурный блеск» — противоположная ситуация. Парень копит деньги, чтобы раз в месяц шикарно сводить в ресторан случайную бедную девушку. И вот он показывает «светский блеск» очередной бедняжке… А это оказывается наследница миллионного состояния, которая одолжила одежду у служанки.
    • «Горящий светильник»: подруги Лу и Нэнси начинали одинаково с этого тропа. А потом Нэнси извлекла из него правильные уроки, а Лу — увы…
  • Тэффи, «Даровый конь» — выигравший в лотерею породистого жеребца мелкий чиновник сначала вынужден был расширять жилплощадь, потом нанимать конюха… И ведь не то чтобы не понимал, чем всё кончится, но хорохорился до последнего: «Не понимаю, как может человек, при известном достатке, конечно, обходиться без собственных лошадей. Конечно, дорого. Но зато удобство!»
  • Лидия Чарская, «Волшебная сказка» — не пошло Наде Таировой, девочке из небогатой семьи, на пользу обучение в институте благородных девиц, где среди соответствующего круга одноклассниц у неё появилась идея фикс выглядеть и жить не хуже их. Впрочем, такой шанс у неё появился, но из-за собственных понтов она всё потеряла.
  • Александра Бруштейн, «В рассветный час» и «Весна» — Тамара Хованская. Пытается убедить одноклассниц, что она настоящая княжна, и замашки имеет соответствующие.
  • Сергей Лукьяненко, «Линия грёз» — Томми Арано умеет и ксеноомары, и космобентли… Вот только не помнит, откуда у него такие рефлексы.
  • Борис Акунин, «Любовник Смерти» — Сенька Скорик приобрёл учебник по этикету и принялся усердно ему следовать… А ещё нанял учителя хороших манер. Не похождения поручика Ржевского, но похоже, господа, похоже!
  • Виктор Пелевин, «Empire V» — дорогая одежда, машина и прочее демонстративное потребление навязаны обычным людям вампирами как способ увеличить страдания[1] , являющиеся источником необходимого вампирам «баблоса». А вот самим вампирам и их наиболее богатым слугам золотые цепи ни к чему, они своё безразличие к условностям скорее рваной майкой демонстрировать будут и никто пикнуть не посмеет.
  • Элеонора Раткевич, «Парадоксы Младшего Патриарха» — аверсия: таким должен был бы стать Сахаи Нену (второй тип), чей отец имел вполне определенные воззрения на жизнь: «дед мой пастухом был, отец — скотоводом, сам я — владелец скота… а сын будет из „бла-а-родных“», но не стал. Папаша нанимал сыну учителей из обедневших дворян, чтобы они учили Нену этикету. В итоге Нену сбежал из дома и стал учеником Королевской школы. А последней каплей стала такая же нищая девушка-аристократка в его постели (мол, надо же сына обучить, как с дворянками положено в постели обращаться!), причем сын о намерениях отца был не в курсе — узнал от проговорившейся девушки. Позже Нену взял её в жёны.
  • Кришан Чандар, «Перевёрнутое дерево» — главный герой, мальчик Юсуф из очень бедной семьи, практически в этой формулировке и упрекает встреченную в путешествии принцессу, не обладающую никакими практическими навыками: «Ты умеешь только есть халву!». Впрочем, по ходу сюжета принцессе волей-неволей пришлось поднимать уровень крутизны, спасая того же самого Юсуфа.

Кино[править]

  • «За двумя зайцами»: Свирид Петрович Голохвостый (пардон, Голохвастов) и Проня Прокоповна — король и королева этого тропа.
  • «Москва слезам не верит» — Людмила живёт по принципу «полюбить — так королеву, проиграть — так миллион!». Брак с восходящей звездой хоккея в конечном итоге пошёл по пути «проиграть миллион».
  • «Пыль» — артхаусная трагикомедия. «А я тоже был красивым… Один раз…» Главгерой отчаянно пытается обрести красоту техномагическими средствами, но у разработчика чудо-машины на этот счёт иное мнение.
  • «Мальчикам это нравится» — забавная субверсия в случае с ГГ. Шелли не приспособлена к жизни в мире за пределами особняка, где обитают модели «Плейбоя», и понятия не имеет, как жить после того, как ее увольняют из-за того, что ей уже 27. Однако именно её специфические навыки внезапно оказываются востребованы в женском общежитии, куда она попадает по чистой случайности.
  • «Кодер» (англ. Cypher) Винченцо Натали с Люси Лью. Хронический неудачник, живущий с нелюбимой женой, получает «работу мечты»: его нанимают для корпоративного шпионажа, что позволяет ему наслаждаться «красивой жизнью», летать на роскошные конференции, флиртовать с роковыми красавицами и вообще всячески косплеить Джеймса Бонда. Вот только бесплатный сыр бывает понятно где: вскоре выясняется, что конференции подставные, все остальные их участники — такие же шпионы, и всё это организуется с целью их зомбировать, использовать в качестве маньчжурских агентов и затем ликвидировать. Внезапно зигзаг: как выясняется, главный герой на самом деле и есть авантюрист и шпион, живущий роскошной жизнью, который использовал сам себя в качестве маньчжурского агента и придумал себе личину обывателя-неудачника, чтобы реализовать свой план.
  • «Везучий случай» — компания провинциальных работяг выиграла огромную сумму в лотерею. Мужики приехали в Москву получать деньги, и тут одному из них от счастья сорвало крышу…

Телесериалы[править]

  • «Парки и зоны отдыха»: Том — пример из палаты мер и весов, хранить вечно. Также его дружок бизнес-партнёр Жан-Ральфио.
  • «Кремниевая долина» — Динешу очень хочется быть богатым и знаменитый… И какое-то время он даже побыл директором «Пегого дудочника» и выступил на телевидении. Очень остро реагирует на пофигистов-по-жизни, которым почему-то и омаров, и бентли достаётся чуть больше.
  • Лакорн «Скованные судьбой» — главная антагонистка. Впрочем, она показана как человек, который своего богатства добился сам, и всё потеряла она только из-за своей иррациональной ненависти к героям.
  • «Счастливы вместе», серия «Богатые тоже платят» — Букины внезапно завладели кредитной карточкой на 3000 долларов. Как подобает идейным нищебродам, они тут же набрали дорогих вещей и прокутили деньги в дорогом ресторане, пыжась перед прислугой. Вещи пришлось возвращать, а долг перед рестораном отрабатывать.

Аниме и манга[править]

  • No Guns Life — с прикрученным фитильком Хью Канингем: он, конечно, директор отдела безопасности корпорации «Берюрен», вот только на своём посту он оказался, по всей видимости, по наинелепейшей случайности, ибо навыков у него нет вообще никаких, но зато гонору побольше, чем у вышестоящих будет. Итог закономерен — сместили с поста и выкинули на мороз — даже ликвидировать не потрудились, настолько он «никакой» в видении руководящей верхушки. После потери места, не умея делать ровным счётом ничего, вынужден побираться, однако, на своё везение, оказывается подобран Эдмундом, который о ценности имеющейся у Хью информации иного мнения, нежели руководство корпорации. При этом своих замашек Хью всё равно не бросает — отдельно подсвечивает это Тецуро на моменте сцены с кофе, который, на вкус самого Тецуро, вполне ничего.
  • «Жена по контракту» — Цзе Ган, бывший жених главной героини Сиси, стал богачом потому, что фактически продал свою невесту главному герою, мультимиллиардеру Инь Сичэню. Но после того, как он прилюдно поиздевался над Сиси, мстительный Сичэнь не только разбил его «Бентли», но и обанкротил его фирму, вдобавок дополнительно распорядившись, чтобы Цзе Гана больше нигде не брали на работу.
    • На такую жизнь рассчитывал младший сводный брат Сичэня Сыяо, планируя сместить брата с поста исполнительного директора конгломерата, считая конгломерат просто мегакорпорацией. Но копнув на пол-лопаты и осознав, что такое конгломерат Инь на самом деле, кинулся в ноги к брату и невестке, поняв, что для управления этим монстром, раскинувшимся на полпланеты, он попросту непригоден.
  • «Не смею потерять тебя» — такой жизнью соблазнила главную героиню Юи Кан богачка (и, как выяснилось, её старшая сестра-близнец) Лида Ю, чтобы та её на время заменила, да только оказалось, что Лиду нещадно муштруют и на неё охотятся киллеры.

Видеоигры[править]

  • Pillars of Eternity — необычный вариант. Фрейол жила почти на самом дне общества, зарабатывая себе на корку хлеба починкой одежды и попрошайничеством. Но в один момент в ней пробудилась память о прошлой жизни её души (в этом сеттинге такое бывает) — очень богатой и знатной благородной леди. И с тех пор всё — чёрствая еда в глотку не лезет, душа просит изысканных блюд, а работать не выходит — ведь не благородное это дело. Бедная женщина отправилась за помощью к местным специалистам по душам, анимансерам, чтобы те избавили её от памяти прошлой жизни.

Музыка[править]

  • Банд’Эрос, «Она хотела бы жить на Манхэттене… А он „просто“ ди-джей на радио» — кодификатор с горькой иронией.
  • «Зимовье Зверей», музыкальная сказка «Свинопас»: «Но я умею струны ворошить, мотив плести и звуки извлекать — а ты умеешь только сладко жить, интриги шить и грязью попрекать…» Принцесса-то настоящая, да ещё, поди, с многовековой родословной — да вот только королевство обеднело настолько, что приходится искать в браке спасение от голодной смерти.

Прочее[править]

« Решил почитать книжек, как быть менее тревожным и начать жить. В первой мне сразу порекомендовали «вспомнить самые приятные моменты своей жизни — семейный отпуск на Карибах или покупку первого дома». Это диверсия какая-то! »
— Бездна Баша
  • В советской периодике встречались карикатуры, где такими изображали битников, совершенно забывая о том, что наряжаться в яркие тряпки и скакать под непривычную музыку могла и простая заводская молодёжь, по жизни умеющая ещё очень много чего (в том числе зачастую шить то, во что наряжались), да и метящие в партию комсомольцы могли среди таких затесаться (а у этих претензии на статус «элиты» уже не такие безосновательные).
  • Классическое фольклорное: «Пацан к успеху шёл — не получилось, не фартануло», — Когда человек пытается «идти к красивой жизни некрасивым путём» без малейшего понимания смысла собственных действий — зачастую такие истории ещё и с печальной моралью. При этом «не очень красивая жизнь» и «почти красивая жизнь» в качестве вариантов не рассматриваются — или всё, или ничего. И разумеется обязательная полнейшая уверенность в том, что тяжкий труд не помогает.
  • В весёлые девяностые расплодились всевозможные пособия по всему, в том числе по этикету, цельнотянутые с Америки, причем этак середины XX в. Там регулярно учили именно что сабжу, сообщая ценные знания, как правильно садиться в машину, рассылать приглашения на званый ужин и публиковать в местной газете объявления о свадьбе.
    • До этого во вполне себе советских пособиях по этикету тоже было немало анахронизмов и элементов high life, с которым читатель в лице автора правки тогда имел возможность столкнуться разве что на экране кинотеатра. Как правильно вскрывать краба? И вообще, в какой руке джентльмен держит вилку, если в правой он держит котлету? ©

Примечания[править]

  1. Вдвойне, если траты на понты ещё и в нищету загоняют