Умышленно слабый

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Willfully Weak. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Тот случай, когда имеется невероятно крутой персонаж, но по какой-то причине он, так сказать, запечатывает бОльшую часть своей силы. Спросите, зачем ему это делать?

  • Персонаж плохо контролирует свои силы, поэтому предпочитает их не использовать.
    • Его силы — это какой-нибудь режим демона, в котором он пустит всё живое на фарш и не факт, что станет прежним.
  • Персонаж отказывается использовать всю силу по моральным принципам.
    • Он по какой-либо причине считает, что его сила приносит окружающим горе и страдания, поэтому «спасает» мир от себя.
    • Силы персонажа считаются чем то тёмным и/или не простительным.
  • Используя силу, он может умереть, или она просто его сильно выматывает.
  • Он банально не хочет убивать врага или устраивать избиение младенцев.
  • Ему не нравится цвет волос в его истинной форме.
  • И, конечно, возможен микс из всего вышеперечисленного.

Разумеется, этот троп просто обожают раздатчики 220. Чаще всего он является причиной Осторожно, 220!

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — Иисус Христос, Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. Мог бы воспользоваться Божественной силой для Себя, но ради искупления людей предпочел испытывать голод, жажду, усталость и физическую боль.
  • В былинах о том, как Илья Муромец обрёл силушку богатырскую, подчёркивается, что он обрёл не всю силу, какую мог бы, а иначе его земля носить перестала бы. Например, два раза Святогор на него дыхнул, а третий раз не дыхнул.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — Саваоф Баалович Один. «Он казался всемогущим. И вот где-то в середине шестнадцатого века он воистину стал всемогущим. Проведя численное решение интегро-дифференциального уравнения Высшего Совершенства, выведенного каким-то титаном ещё до ледникового периода, он обрёл возможность творить любое чудо. Он мог всё. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. Никакому разумному существу. Ни на Земле, ни в иной части Вселенной. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог. И С. Б. Один навсегда оставил магию».
  • Цикл «Наёмники Судьбы», Ю. Федотова — Хельги, в общем-то, сын бога и высший демон ужасающей мощи, но сам от этого не в восторге и предпочитает использовать лишь малую толику своей силы, с которой смог разобраться и научиться пользоваться, не рискуя разнести всё вокруг в щепки.
  • «Хроники странного королевства» — Орландо кажется, что что-то подобное представляет собой Жак, блокирующий техномагические свойства своего мозгового имплантата. На самом деле, он боится не собственной силы, а боли, сопровождающей её использование.
    • Тут не только боль — просто в Дельте магия почти на каждом шагу и как-то неудобно постоянно проваливаться в субреальность.
  • «Чёрные клинки» — паладинами становятся те ученики магов, которые показали недостаточный контроль своих сил, потому им в руки вживляют специальные браслеты, подавляющие большую часть их магии.
  • «Пепел Марнейи» Антона Орлова — как пусть сильному, но простому магу наложить проклятье на Стража Мира, сущность, равную богам? Унбарх нашёл способ: он внедрил Стражу ложные воспоминания, чтобы тот считал себя виновником гибели тысяч людей, и Страж проклял себя сам, самоустранившись от защиты мира Сонхи. Хуже, правда, стало всем, включая Унбарха.
    • Поль Лагайм из цикла «Тина Хэдис», тот самый Страж в новом воплощении, имел неплохой потенциал, но отказывался развивать свои сверхъестественные способности, опасаясь кому-то навредить. К концу событий цикла прокачал самоконтроль, разобрался с ложными воспоминаниями и начал обучение у Стива.
  • Цикл Перумова об Упорядоченном. Если боги Хедин и Ракот влезут в разборки смертных всей своей божественной мощью, то словят ответку от законов мирового Равновесия. Поэтому они воплощаются в смертные аватары и в таких обликах геройствуют, разворачивая события к себе на пользу. Особенно это любит Ракот, чей традиционный смертный облик — брутальный черноволосый воин-варвар.
  • Генри Лайон Олди, «Одиссей, сын Лаэрта» — в финале Одиссей всеми силами пытается не получить повышение до бога, так как лишь человеком он любит свою семью и может к ней вернуться.
  • «Сын архидемона» — первый тип. Олег до усрачки боится своего архидемонского наследства и, как может, избегает ситуаций, где оно бы могло пробудиться. С прикрученным фитильком, ибо он и без демоничности — тот ещё полярный лис.

На других языках[править]

  • «Властелин Колец» — Гэндальф и остальные истари, посланные в Средиземье, весьма ограничены в силах. А что поделать — они всё-таки малые божества.
    • Галадриэль отказывается от Кольца, понимая, что с ним она стала бы такой жуткой Светлой Владычицей, что никому мало бы не показалось.
    • Гэндальф отказывается по той же причине (а он, как и Галадриэль, носит одно из Трех). А на Тома Бомбадила Кольцо вообще не оказывает совершенно никакого влияния. Но и неспособно «прокачать».
  • «Гарри Поттер» — Дамблдор влёгкую мог бы стать главой магической Британии как минимум, но он отлично знает, что может не выдержать испытание властью, и поэтому не соглашается на пост выше директора. Да и там есть Попечительский совет с Люциусом во главе и правом смещать директора.
    • При этом быть главой местного аналога Парламента и Верховного суда в одном флаконе, а также аналога ООН ему религия позволяет.
      • Видимо пост главы не даёт никакой особой силы и власти: когда Фаджу понадобилось надавить на Дамблдора, он легко лишил дедулю всех постов кроме должности директора Хогвартса.
  • «Досье Дрездена» — пожалуй, любое сверхъестественное существо с силой выше определённого предела. Потому что все они в той или иной степени связаны древними обязательствами не вмешиваться в жизнь смертных и реагируют только в тех случаях, когда подобное вмешательство осуществляет другой сверхъестественный агент. Королевы Летнего и Зимнего Двора, Донар Ваддерунг… Но педаль в пол выжимает Архангел Уриэль, способный создавать и разрушать галактики, но вынужденный в финале последней книги цикла защищать дом Карпентеров с кухонным ножом в руках. Соответственно, наиболее опасными оппонентами героев оказываются не самые сильные, а самые «бестормозные», не имеющие подобных ограничений — Красная Коллегия, фоморы и динарианцы.

Кино[править]

  • «Хищник» — имея большой набор разнообразного оружия, Хищник в финальном бою с Датчем отбрасывает наплечную пушку и дерётся врукопашную. А всё потому, что его принципы не позволяют ему стрелять в безоружного. К тому же это проявление уважения по отношению к достойному противнику.
  • «Коммандо» — в финале главный герой ловит злодея, наставившего на него пистолет, на «слабо». Тот бросает пистолет и лезет в ближний бой. И закономерно огребает.
  • «Волшебник Лала» — в волшебной стране скромный аптекарь Чил еще в школе обнаружил в себе способности к магии, но карьера мага его не прельщала: у магов ведь не бывает свободного времени. И тогда он передал свою силу амбициозному однокласснику.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата: SG-1» — Анубис хитростью заполучил силу Древних, но если он будет её использовать, то огребёт от них. Хотя убить его простым смертным всё равно нереально.

Мультсериалы[править]

  • «Avatar: The Last Airbender»: Зуко — огненный маг, но когда работает под прикрытием (в виде Синей Маски или работая в чайной) пользуется исключительно парными палашами.
  • «Леди Баг и Супер Кот» механика работы суперспособностей иерархично:
    • Юные владельцы талисманов могут использовать ключевую способность только раз за трансформацию и после использования детрансформируются в течение пяти минут. Это ограничение снимается при достижении ментальной зрелости.
    • Даже зрелые владельцы талисманов ограничены по сравнению со своими квами - Плагг истребил динозавров, а Засс может отматывать время на произвольную величину. Но поскольку такое применение силы приводит к масштабным и непредсказуемым побочкам, напрямую квами свои способности в сериале применяют в исключительных случаях и только так, чтобы чудесная Ледибаг могла отменить побочки.
    • Тикки и Плагг - составные части Гимми, божественной сущности, которая может произвольно менять реальность, но похоже предпочла разделить себя на ограниченные компоненты, ответственные за созидание и разрушение.

Комиксы[править]

  • DC Comics.
    • Супермен по понятной причине редко бьёт в полную силу.
    • Вообще издательство DC в своё время сильно перегнуло палку с имбовыми персонажами, и теперь им приходится придумывать обоснуи, почему Супермен или Флэш не могут повернут время вспять, когда очередной план суперзлодея внезапно исполняется и приводит к многочисленным жертвам.
  • Marvel
    • Человек-паук, как выяснил Отто Октавиус тоже редко бьёт в полную силу, ибо одного удара в челюсть хватит, что бы от этой челюсти остался кровавый фарш.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Bleach — все синигами рангом лейтенанта и выше в реальном мире обязаны ограничивать около 80 % своей силы, иначе они будут плохо влиять на простые души.
    • Кэнпачи Дзараки выдавливает педаль в пол — он настолько любит сражения, что сдерживает свою силу как сознательно, так и подсознательно, и это на пользу ему не идёт. К примеру, в детстве он, умея только махать мечом, был сильнее лучшего на тот момент фехтовальщика сообщества душ, а примерно через тысячу лет научился только меч двумя руками держать, и то делает это редко и без энтузиазма, и в бою с только недавно прокачавшимся до уровня капитана без банкая Ичиго смог вытянуть только ничью, а тот лучший фехтовальщик им спокойно полы протирает. В последней арке исправился.
    • А вот Ичиго использовать всю силу не даёт его меч (на самом деле — сила квинси).
    • Капитан Хицугая, как выяснилось, в финальной форме своего банкая становится взрослым, но ему не нравится так выглядеть.
    • Мадарамэ Иккаку и Юмичика Аясегава. Первый скрывает свой банкай, чтобы его, не дай бог, капитаном не назначили, хотя на фоне других персонажей, достигших банкая, он откровенно слаб, второй — способность своего шикая, так как он — кидо (из-за чего в его отряде, где занпакто используют как орудие ближнего боя, а не «магический инструмент», его якобы засмеют).
  • «Наруто» — главный герой, как и все джинчурики, вынужден запечатывать силу хвостатого, пока не подружится с ним или хотя бы не договорится, иначе хвостатый получит полный контроль над телом, и тогда никому не поздоровится.
    • Року Ли учитель запретил использовать его лучшие техники, кроме особых случаев, так как они оказывают колоссальную нагрузку на тело.
    • Джирая не любит использовать режим отшельника, так как это сложно, и из-за того, что во время него плохо выглядит.
    • Все владельцы Мангекё шарингана вынуждены его использовать только по особым случаям, иначе можно ослепнуть.
  • Onepunch-Man — Сайтама выдавливает педаль в пол, которая аннигилирует асфальт и пещеру: за всё произведение ещё ни разу не дрался хотя бы в полном всерьёз.
    • Борос — пародия на подобных персонажей в аниме: носит броню, сдерживающую его силу, и может использовать специальное состояние, которое перегружает его тело, но многократно увеличивает его силы. Смог драться с Сайтамой почти на равных, пока лысый не стал немного серьёзней.
  • Code Geass — как оказывается в последних сериях, командой «Be my slaves» Лелуш может внушить человеку непоколебимую верность, не зависящую от его поступков. Начни он использовать её с первых серий, завоевал бы Британию за пару месяцев… Но вплоть до предательства ОЧР ему это претило, так как хуже Империуса. Лицемерие как есть — отдавать разовые приказы, в том числе на самоубийство, ему принципы не мешали.
    • Заодно парень был, как это ни прискорбно, излишне самоуверен и слишком сильно полагался на собственный интеллект и опыт. Поэтому и продолжал отдавать приказы одноразового/многоразового действия, считая, что сам всё разрулит. Плюс, сильная привязанность к эмоциям. Ну, и откровенно тупил он тоже не так уж и редко.
    • С другой стороны, чем больше его били противники, тем больше он думал над длительностью действия приказа и его многоразовости. Например, нечто похожим на приказ о вечной верности является внушённое генералу Гилфорду видение — когда Лелуш вытягивал свой воротник, Гилфорд воспринимал его как Корнелию, поэтому, связанный со своей командиршей клятвой верности, исполнял все его приказы. Предательство ОЧР лишь только подтвердило правильность такого подхода.
  • Trinity Blood — Авель Найтроуд очень не любит принимать форму Крусник-02, считая себя в ней полным чудовищем. И даже когда обстоятельства вынуждают, он старается не активировать её более, чем на 40 %.
  • Hellsing — Печати Кромвеля ограничивают силы Алукарда. Ограничение на высший, нулевой уровень снимает своим приказом Интегра, но до первого уровня включительно Алукард снимает ограничения самостоятельно, в зависимости от силы противника. Потому что в полную силу сражаться со всякой швалью для высшего вампира было бы неспортивно.
    • Используя свою истинную мощь, Алукард может призвать целую армию мертвецов, но вот не задача, в этот момент его достаточно убить всего лишь один раз. Но он может поглотить эту армию обратно вместе с душами тех, кого они убили, тем самым многократно увеличив количество запасных жизней. Но против достойных противников, он этот чит не использует, а вот против недостойных…..
  • Yu Yu Hakusho — Карасу носит специальную маску, сдерживающую его истинную силу, а Буи из той же команды носит тяжелые доспехи все ради того же.
  • Kara no Kyoukai — по словам истинного-божественного «Я» Шики, она могла бы сделать с миром и человечеством всё, что угодно, но воздерживается от этого потому что считает, что это скучно, по этой же причине она очень редко показывается, оставляя право на повседневное функционирование за обычным-человеческим «Я» Шики, которая наследует от истинного «Я» ни много ни мало всего лишь возможность убить всё, что угодно.
  • Neon Genesis Evangelion — броня евангелионов им нужна не только и не столько для защиты, сколько для сдерживания их подлинной силы, которая достигается при высоком уровне синхронизации. В ребилдах у Евы-02 и последующих эти ограничения могут сниматься по команде пилота, после чего они оба переходят в режим демона (точнее, «зверя»).
    • На мета-уровне такими оказываются Евангелионы в целом. В стандартную супермеху встроен гигантский арсенал оружия и всевозможных суперабилок, у Ев этого нет: только мобильность да руки, которыми можно держать собранные отдельно пушки (в основном, как выяснилось, бесполезные). Плюс неудобный кабель питания из спины и быстросадящаяся батарейка на случай, если кабель оторвут. Если бы не тот самый режим берсерка у Евы-01, можно было бы сказать, что Ангелы намного сильнее. Внутрисюжетно это объясняется тем, что люди не настолько преуспели в создании супероружия, с художественной точки зрения — чтобы противостояние было более напряжённым.

Видеоигры[править]

  • Gothic — крестьянин Горацио, бывший до попадания на зону кузнецом, поклялся никогда не драться. Он слишком силён и плохо свою силу контролирует. Именно из-за этого он угодил на кичу: в пьяной драке не рассчитал силы и убил противника.
  • Pokémon — про покемона с красивым именем Type: Null сказано, что его маска нужна для стабилизации поведения и блокировки системы RKS, дающей ему основную часть силы. А при эволюции в Silvally (aka Type: Full) он эту маску разбивает по собственной воле и с полным пониманием ситуации, ибо по условиям теперь может себе это позволить, не боясь последствий.
  • Touhou Project — педаль в асфальт: на этом тропе построен весь сеттинг. Все персонажи здесь сражаются друг с другом на так называемых «данмаку-дуэлях» (да, все эти красивые пулевые узоры из игр не являются просто жанровой условностью), где нельзя драться в полную силу или использовать способности, позволяющие мгновенно убить оппонента. Введено данное правило затем, чтобы слабые жители Генсокё (основного места действия) имели возможность победить в бою сильных, а также по причине опасности уничтожения самого Генсокё во время битв особенно могущественных ёкаев.
    • Волшебница Алиса Маргатройд в бою всегда старается быть лишь совсем чуть-чуть сильнее противника, так как не любит легко побеждать своих врагов.
  • Gwent: The Witcher Card Game — на умышленное ослабление собственных карт завязана львиная доля тактик у фракции Скеллиге. Правильно ослабленные карты можно впоследствии настолько усилить, что прописать 220 противнику не составит труда.
  • Metroid: Other M — в отличие от предыдущих игр, где апгрейды брони приходилось искать по карте, здесь Самус сама их отключила и включает только с разрешения Малковича. Что за фигня, Самус? Корабль кишит пиратами!
  • Undertale — Ториэль. Жарить огнём и убивать любимое дитя далеко не в её стиле. Максимум, на что она готова — пустить пару огоньков, чтобы немного припугнуть.
  • Yakuza — Мадзима периодически. В KIwami он сдерживается, чтобы сразу не убить Кирю, которому ещё надо прокачаться и вернуть былую силу. В Like a Dragon он тоже сдерживался, но даже был тем ещё боссюком.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — в третьем сценарии таким становится Сиро. Каждое использование Искусственного Фантазма — это риск утратить собственную личность. Но и крут он при этом становится настолько, что побеждает Геракла и Артурию. NB: хорошая концовка этого сценария возможна только в том случае, если он уложится в четыре применения Искусственного Фантазма.
    • Гильгамеш. Просто Гильгамеш. У него есть сильнейшее оружие во всём сеттинге, но он не желает использовать его против недостойных.
  • Tsukihime — Арквейд Брюнстад является одним из сильнейших персонажей в сеттинге, но из за вампирского импульса вынуждена тратить около 70 % своей силы на его сдерживание.
    • Шики вынужден всё время носить очки, сдерживающие его глаза восприятия смерти, по двум причинам: слишком частое их использование может убить владельца, и осознание факта того, насколько хрупко мироздание, может свести с ума.
  • Rewrite — главный герой может перезаписывать себя, становясь сильнее, но он очень редко пользуется своей способностью, потому что боится потерять человечность.
  • Umineko no naku koro ni — Фезарин Августус Аврора отказалась полностью переходить на уровень Творца, чтобы сохранить личность. Впрочем, слабой её назвать нельзя, даже со сдерживанием она превосходит вояджеров настолько же, насколько они превосходят людей, причём даже те силы которые взяла, ни разу не использовала по полной.