Уходи с баркаса!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Джоб! Джоб! Порох! Фитиль! Джоб, бросай мальчишку, бросай его! Джоб! »
— Джордж Мерри (воробьёвский «Остров сокровищ»[1])
«

Героиня фильма: О, Хон Генри, возьми меня… Толик: Нет, Хон Генри, не бери её! Она — твоя сестра!!!

»
— Диалог из «Счастливы вместе».

Персонаж (чаще всего положительный, но не обязательно; главное что мы ему сочувствуем) почти достиг своей цели. Ему осталось сущая ерунда, последний метр до финишной прямой.

Это он так думает. Аудитория же знает, что на этом метре персонажа ждет неминуемая гибель, если он сейчас же не отвернет в сторону. А он не знает и прет вперед. А из-за кустов уже целятся в спину или мост уже подпилили, или что-то в этом духе… словом, все как в фильме «Белое солнце пустыни», где Верещагин побросал с баркаса в море всех злыдней и ведет посудину на помощь Сухову, не зная, что она заминирована.

Если автор реализовал троп правильно, то аудитория в этот момент места себе не находит и вместе с Суховым кричит: «Уходи с баркаса!»

Педаль в пол: героя убивают сразу после того, как он достиг своей цели. Дав ощутить победу, но не дав ей как следует насладиться.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Нед Старк и его «дворцовый контрпереворот» в A Song of Ice and Fire. Автор не говорит напрямую, что план обречён, но очень жирно намекает на это — сначала тем, что Нед из принципов отвергает помощь Ренли — более или менее надёжного союзника, и обращается за ней к Мизинцу, у которого, как известно читателю, есть причины желать Неду зла, а затем Мизинец ещё и заговаривает о меркантильной натуре городской стражи — а по части «всех купить» у нас именно Ланнистеры, враги Неда. Конечно, переворот заканчивается пшиком, Нед арестован и вскоре казнён.
  • «Сага о ведьмаке и ведьмачке»: судьба Кагыра Маур Дыффин аэп Кеаллаха. Понятно же, что в поединке с Бонартом у нильфгаардца не было ни малейших шансов. Надо было ему послушать Цири!
    • Тут, если мне не изменяет память честь прежде разума скорее…
      • Как понял автор, Кагыр прикрывал отход Цири, спасая её. Кагыр сразу понял, каков его противник, и что не устоит перед ним.
  • «Гарри Поттер и принц-полукровка»: клятва Северуса в начале книги и последующее его появление в тот самый момент.
    • Строго говоря — субверсия, в силу последующего в седьмой книге раскрытия подоплёки событий.
  • «Хроники странного королевства» — накануне битвы за Храм Белого Паука Кира недоумевает, на что рассчитывает Скаррон: ведь вампиры, составляющие основу его армии, хоть и гораздо сильнее простых людей, не могут ничего противопоставить опытным магам. Двумя томами раньше раскрывалось, что Скаррон получил уникальную разработку, отрубающую магию на огромной площади. А это значит, что объединенная армия Ортана и Эгины обречена. Фитилек прикручен: Шеллар сразу предупреждает, что не стоит считать врага идиотом, и у того наверняка припасен какой-то козырь в рукаве.
  • Метавселенная Рудазова — последняя битва лода Гвэйдеона.
  • Dragonlance — внутримировой пример: Рейстлин, прогоняющий Карамона из Бездны ввиду наступающей на пятки Такхизис.
  • «Пиранья. Бродячее сокровище» А. Бушкова — пожилой подводник-нацист Хольц (а по сути отставной злодей по должности) 40 лет ждал момента и уже достал алмазы со своей затонувшей субмарины. Но когда незадачливых кладоискателей атакуют внезапные конкуренты, именно у него не выдерживают нервы — что заканчивается фатально.
  • «Мутант-59» — дважды. Сначала, когда Креймер достает в самолете зараженную пожирающей пластмассу бактерией ручку и переносит споры с нее на пластиковый откидной столик, авторы даже не скрывают, что для всех на борту самолета все уже кончено. Потом при побеге группы гангстеров из Англии с украденными бриллиантами, когда один из них решает проверить, вся ли добыча на месте, авторы сразу раскрывают читателям, что мутант-59 освободился и попал на топливопровод яхты, но беглецы это обнаруживают, только когда яхта взрывается и идет ко дну.

Театр[править]

  • «Ромео и Джульетта» — не езжай в Верону, уходи с баркаса!
  • «Гамлет» — не пей вина, Гертруда!
    • Там же — дуэль с Лаэртом. С точки зрения Гамлета — просто условно-дружеский поединок. На самом деле — составленный Лаэртом и Клавдием хитрый план убить Гамлета.

Кино[править]

  • «Белое солнце пустыни» — кодификатор и первоисточник. Впрочем, считается, что Верещагин выжил бы при взрыве баркаса… если бы не умер актёр Павел Луспекаев.
    • Зря считается. Съёмки закончились в сентябре 1969 года, премьера состоялась в марте 1970, а Луспекаев умер только в апреле, уже начав сниматься в другом фильме — «Вся королевская рать» (но и там не стали менять сюжет, а пересняли нужные кадры с другим актёром). Да, смерть Луспекаева повлияла на потенциальный сиквел — о нем подумывали, но решили все-таки не снимать. Но до премьеры и бурного успеха и разговоров о сиквеле не было — фильм вообще чуть не похоронили.
  • «Хоббит: битва пяти армий»: спустив Азога под лед, Торин задерживается на замерзшем озере, чтобы в последний раз полюбоваться на плывущий по течению труп врага. Зря это он: враг был скорее жив, чем мертв.
  • Сцены исполнения «Приказа 66» в третьем эпизоде Звёздные войны. Палпатин уже отдал приказ, но джедаи, командующие армиями клонов, ещё не знают, что армии уже не их и сейчас нападут на своих командиров. Они как ни в чём не бывало поднимают клонов в атаку на дроидов, ведут эскадрильи истребителей… Сцены краткие, но их хватает. Оби-Ван и Йода таки уходят с баркаса, остальным не удаётся.
    • Йода обладал сверхчеловеческим чутьём (а также заранее перестраховался, взяв телохранителей-вуки) и попросту убил тех, кто пытался убить его. Это больше похоже на «Выжил при взрыве баркаса».
      • Это не телохранители были, а просто друзья, которые, к слову, даже на предателей-клонов вовремя среагировать бы не успели.
    • А Оби-Ван Кеноби был на самой передовой, и выполнить приказ «квалифицированно» у клонов не было физической возможности. Это больше похоже на «Плыл вплавь рядом с баркасом».
      • Оби-Ван выжил ещё и потому, что клоны решили не искать тело — мол, «невозможно выжить после такого падения». Как будто не джедай ими командовал всё это время, чесслово.
    • Правда потом каждому из них всё-таки пришлось бежать — «уходить с баркаса».
    • За кадром вовремя ушло с баркаса (как и выжило при взрыве) под сотню джедаев. Часть потом дозачистил Вейдер и его присные разной степени каноничности, но именно что часть.
  • Фильм «Подземелья и драконы» (сделанный в виде игровой сессии с не очень хорошими игроками) — когда Снэйлс собирается напасть с кинжальчиком на высокоуровневого Дракона, предполагаемый Dungeon Master даже пытается его предупредить устами самого Дракона. Снэйлс не слушает и гибнет, правда, потом его воскресят.
  • Большинство фильмов-катастроф, особенно тех где катастрофа локальная. Зритель уже знает что вулкан начнёт извергаться/надвигается цунами/произойдёт землетрясение (нужное подчеркнуть). В отличие от персонажей фильма.

Телесериалы[править]

  • «Учитель в законе», третий сезон («Возвращение»), вторая арка («Бенефис Циркача»). Эх, Богомол… Ошалел ты от нежданно-негаданно свалившегося на тебя семейного счастья (см. первую арку). И ведь почуяла что-то Маша, опасалась заходить в «воровской» ресторан, адресовала сама себе «уходи с баркаса». «Боря, — сказала она Богомолу, — а может, я тебя в машине подожду?». Баба — она сердцем чует! (с) Так и надлежало сделать! Но наивный Богомол ей в ответ: «Пойдём со мной. Мне так будет спокойнее — если ты будешь рядом… Ты замечательно выглядишь. Пойдём». И зашла Маша с Богомолом в ресторан «Князя». И был как раз в этот момент вызван на ковёр к Князю некий «Циркач». И положил он глаз на Машу… Не зашла бы она в этот миг в ресторан — была бы жива… А ведь Богомол только и хотел, что наивно похвастаться перед братвой да перед посторонними людьми — вон, мол, какая у меня супруга красавица… Глупый хвалится молодой женой (с)…
  • «Семнадцать мгновений весны» — глупый, глупый профессор Плейшнер! И сам погиб, и Штирлица чуть не погубил.

Мультфильмы[править]

  • When the Wind Blows — пожилые Джим и Хильда думают, что радиация — это «такая штука, по которой военные разговаривают», а дождевую воду, собранную после ядерного взрыва, можно пить, если сперва прокипятить. Казалось бы, троп Что за идиот!, да только к старичкам чувствуешь щемящую жалость.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Code Geass — всегда, когда Сузаку пытался на своем убер-мега-крутом мехе убить Зеро или взять его в плен (тем более, что соотношение сил было явно не в пользу последнего), попадался в ловушку из электромагнитных установок, глушащих двигатель машины. Каждый раз чудом оставался жив.
  • Fate/Zero, если смотреть/читать после основного FSN. Зрителям уже известно, что Грааль не поможет Кирицугу с его целью, — а Кирицугу узнает это лишь после того, как его жена погибает, чтобы он мог обрести Грааль.
    • Если смотреть/читать в порядке внутренней хронологии, такого эффекта не будет, потому что Широ Грааль, по большому счету, не нужен, — и знай он, чего от него ждать, стремился бы одержать верх не менее активно. С этой точки зрения Широ можно сравнить с сапером, полезшим разминировать баркас.
  • One Piece — флешбэк про детство Трафальгара Ло. Когда юный Ло, которому вручили секретное донесение о планах Семьи Донкихот, с огромным трудом преодолевает свою антипатию к дозорным и решается подойти к одному из них, читатель/зритель прекрасно знает, что это — тот самый единственный человек во всём флоте, которому донесение отдавать нельзя от слова «ни в коем случае». А рассказывать о лежащем неподалёку раненом Коразоне — и подавно. Но Ло об этом знать ещё абсолютно неоткуда, так что он доверяется надёжно выглядящему (это Верго умеет) взрослому человеку. С плачевным результатом, о котором читателю/зрителю, разумеется, тоже известно заранее (флешбэк же!)… но менее грустно от этого не становится.
  • JoJo's Bizarre Adventure — в пятой части банда Бучеллати идёт в Колизей на встречу с загадочным союзником. И всё бы ничего, но туда же направляется босс собственной персоной. А читатель уже видел гада в деле и понимает: если он подойдёт на расстояние удара, Польнареффу хана. Сыграно замысловатым зигзагом: по факту Польнареффа убили, но к концу истории он вполне здравствует... правда, в другом теле.
    • С прикрученным фитильком — разборка в поезде из седьмой части. Диего угробился в бою с президентом, а Джонни и Джайро пока ещё далеко от основного места действия, так что перед Хот Панц отчётливо маячит перспектива стать очередным жертвенным львом. Потом начинаются пространственные аномалии с проникающими друг в друга предметами. Задержавшись в вагоне дольше необходимого, Хот Панц нахваталась «инородных тел» и закономерно отправилась в мир иной.
    • Йошикаге Кира и Джозефуми Куджо в восьмой части отлично сработались, воруя ветку и стремясь вырастить рокакака. Казалось бы, всё идёт по плану… но это флэшбек, а в настоящем их судьба откровенно незавидна. «Уходи с баркаса» играется почти буквально: они ещё ничего не понимают, а стенд антагониста уже «облапал» им половину катера, наглядно показывая, что «поздняк метаться».
  • Hunter x Hunter: Скувалла узнаёт, что к отелю на хорошей скорости направляются Пауки, и ему надо сваливать. С инстинктом самосохранения у этого типа всё нормально: тут же сваливает, побросав все вещи… кроме алых глаз, которые дочка босса получила на вчерашнем аукционе. Мало того, что эти глаза поддельные, так они ещё и служат маячком, по которому идут Пауки! Конец немного предсказуем…
  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku — когда Повелитель после ограбления Белоснежки распекала своих подчинённых из-за предложения о равном разделе добычи, оказалось, что у неё вообще ни одной конфеты на счету. Итог — СМЭРТЬ. Хладнокровная СвимСвим подстроила всё и заняла её место.
    • Фав в конце: когда он плохим словом помянул ТопСпид, убитую в положении, сработала кроличья лапка. Риппл воскресла и разломала катаной терминал Фава.
  • «Босоногий Гэн». Первый раз, в который хочется закричать «Уходи с баркаса!» — это когда отец семейства отмечает, что Хиросиму как-то странно мало бомбят…
  • City Hunter — злодейская инверсия: лидер картеля Теон и отчим Ре перед смертью говорит Ре, чтобы он убирался с тонущей яхты.
  • Akame ga Kill! — ставший победителем турнира Тацуми счастливо во весь рот улыбается, ожидая от подходящей к нему Эсдес (которая влюбилась в него по уши с первого взгляда, а от ее любви не стоит ждать ничего хорошего, судя по зажатой в руке цепи) награды в виде золота. Получает ошейник на шею и уволакивается в личные покои Эсдес.
  • Jitsu wa Watashi wa... — 80 глава описывала крайне неудачное признание Нагисы в любви к Асахи. В итоге следующая же 81 глава про встречу брата Нагисы и Симады Юты строится по тем же ключевым сценам с теми же позами и лицами, что заставляет аудиторию заранее с ужасом и смехом предрекать исход — bad end в виде поцелуя брата и Юты, что повергает брата в дикий ангст.
  • «Grimm Fairy Tales Classic», серия «Волк и Лис» — троп получился в нескольких дубляжах, в которых добавили закадровый голос. Когда Волк забрался в крестьянский дом, чтобы украсть еще порцию яичницы, рассказчик иронично замечает, что Волку до Лиса в плане грации и ума очень далеко, как раз в тот момент, когда серый тупица почти добрался до лакомства. Мгновение спустя он роняет миску на пол, на шум прибегают крестьяне, и из Волка делают отбивную. В кульминации троп играется прямо: как и в оригинальной сказке, Лис делает все возможное, чтобы крестьянин догадался, что в его подвал забрались воры, и даже советует Волку «уйти с баркаса» — призывает не обжираться и сбежать из подвала, пока их не заметили. Разумеется, Волк отказывается, не желая бросать столько мяса, и оказывается забит дубиной, застряв в подкопе, пытаясь сбежать из-под носа у застукавшего его крестьянина.

Видеоигры[править]

  • Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords — Изгнанник перед беседой с Гото становится в центр зала. Те, кто не прокрутил ролик накануне, знают, что в центре зала — электрическая ловушка.
    • Ближе к концу Визас, Микал (или Брианна) и Аттон нападают на главную злодейку, не дожидаясь Изгнанницы(ка). Они явно не в курсе, кого она ждала.
  • World of Warcraft — внутримировая народная песня «Дочь морей» о событиях «The Frozen Throne» (на русском языке известна в исполнении Хелависы) заканчивается совершенно внезапным этим самым:
« Несёт слова безжалостный борей

И жжёт больней огня: «Беги, беги от дочери морей!» Бегите… от меня.

»

Визуальные романы[править]

  • «Клуб романтики. Секрет Небес» — по пути высокой связи с главгадом попытка ангелов направить героиню в его лагерь и устроить диверсию превращается в гибрид нашего тропа и попытки бросить в терновый куст.

Примечания[править]

  1. Где сам же Воробьёв и сыграл этого Джорджа Мерри.