Фальсификация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Фальсификация — это подделка. Возникает, когда нужно создать видимость наличия чего-то материального, чего на самом деле не имеется: денег, драгоценностей, артефактов, документов, доказательств вины или невиновности. Или нематериального — талантов, репутации, заслуг, новостей. Можно, например, выдавать себя за великого мага при помощи ловких фокусов или за врача — с помощью склянок с подкрашенной водой из лужи. Выдать небольшой отряд за целую армию или банду проходимцев — за облеченных полномочиями приближённых правящей особы. Хотя чаще всего для этого всё равно нужны некие материальные предметы, создающие видимость того, чего нет, но при некоторой ловкости языка и рук можно обойтись и так.

Является овеществлённой формой наглой лжи и блефом. Если некое произведение создается под чужим именем и в чужой стилистике не в корыстных целях, то это уже мистификация. Также мистификацией обычно называют целенаправленные, но тоже не имеющие существенного корыстного мотива, розыгрыши[1]

Примеры[править]

Литература[править]

  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — граф подкупил телеграфиста и отправил фальшивую телеграмму, чем довёл одного из своих врагов до разорения. Пример нематериальной, но не менее действенной, фальсификации.
  • Л.Ф. Баум, «Удивительный Волшебник из Страны Оз» (и его русская локализация от А. М. Волкова) — «великий волшебник Оз/Гудвин» на самом деле не великий, не волшебник, и вообще он родом из Омахи/Канзаса и попал в страну Оз/Волшебную страну на воздушном шаре. Но настоящий фокусник нигде не пропадёт!
  • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер и Тайная комната» — Златопуст Локонс! Полностью фальсифицировал всю свою карьеру борца со всякой нечистью. Все его достижения и якобы придуманные им заклинания принадлежат другим. Локонс просто их присвоил, а настоящим создателям и героям стёр память при помощи единственного заклинания, которым владел мастерски.
  • Т. Уильям, «Орден манускрипта» — случай, когда историю пишут победители. Всем велено знать, что король Престер Джон победил великого дракона, а потому он герой. На самом деле Джон нашёл дракона уже дохлым, на трупе убившего его предыдущего короля, и присвоил себе победу.
  • Дэн Браун, «Точка обмана» — сюжет крутится вокруг фальсификации доказательств существования внеземной жизни. Это нужно, чтобы возродить интерес с космическим исследованиям.
  • А. Громов, «Мир матриархата»: то, что к телепортации способны только женщины — ложь. На это способен каждый, независимо от пола — достаточно после рождения пройти инициализацию. Просто первой способность к телепортации открыла оголтелая феминистка, которая использовала это для воплощения в жизнь своей заветной мечты.
  • Т. Зан, цикл «Завоеватели» — люди держат множество миров в страхе при помощи супероружия «Цирцея». В конце концов оказывается, что оружия не существует, а единственный случай применения — смесь случайности и природного явления, вовремя приписанный себе космофлотом.
  • Н. Поллот, Ф. Фоглио, «Внезапное вторжение» — вся Галактика верит (и совершенно напрасно) в существование жуткой планеты-каторги Галоптикон-7. Все убеждены, что это такое жуткое место, что даже смерть в атомной топке считается среди преступников смягчением приговора.
  • П. Энтони, «Возлюбивший зло» — все демоны неуязвимы и бессмертны и подчиняются дьяволу потому, что он единственный, кто знает заклинание, уничтожающее демонов. На самом деле заклинания нет: демоны умирают, потому что уверены что должны умереть.
  • Г. Каттнер, «Робот-зазнайка» — изобретатель, имеющий репутацию сумасшедшего гения, которого похитившие бандиты заперли на каком-то чердаке, собирает из хлама имитацию жуткого вида оружия. С его помощью запугивает охранника и сбегает. Хотя единственный способ, которым собранным агрегатом можно было нанести человеку урон — применить его в качестве метательного или ударно-дробящего орудия. И то вряд ли, в силу хрупкости конструкции.
  • Р. Сильверберг, «Двойной вызов» — земляне на государственном уровне устроили соревнование с жителями другой планеты в целях выяснить превосходство инженерной и научной школ, которыми обе цивилизации гордятся. Соревнование заключается в обмене парами учёных-инженеров, которые должны в сжатые сроки воспроизвести предоставленные им изобретения. Кончается тем, что земным инженерам подсовывают «простенькое устройство для получения энергии», на поверку оказывающееся вечным двигателем. Учёные в шоке, но им удаётся, пусть с крайним трудом, разработать аналог. Разумеется, подсунутое устройство было фальшивкой. Земляне, впрочем. в долгу не остались, подсунув инопланетным учёным липовый «антигравитатор», с тем же результатом.
  • Д. Брин, «Почтальон» — заглавный герой при помощи найденной форменной куртки и сумки выдаёт себя за почтальона почтовой службы возрождённых США, хотя не является им и никаких «возрождённых США» не существует. Также в своих странствиях по разорённой Третьем Мировой стране он попадает в поселение при бывшем университете, чье благополучие зиждется на советах и аналитических способностях гениального искусственного интеллекта. На поверку, интеллекта не существует, был уничтожен во время войны, а все советы давал коллектив бывших учёных, который его создал.

Кино[править]

  • «После дождичка, в четверг…» — Кощей водит за нос пришедших по его душу воителей при помощи поддельного яйца со смертью кощеевой.
  • «Ва-банк 2» — команда Квинто имитирует в предместьях Варшавы швейцарское шале, а затем устраивает Крамеру фальшивую поездку «за границу», не менее фальшивый «полёт в Швейцарию» (лётчик просто нарезал круги над Польшей) и, наконец, ночёвку в шале и тёплую встречу с полицией.
  • «Как украсть миллион» — весь сюжет крутится вокруг необходимости срочно похитить с выставки поддельную статуэтку Венеры якобы работы Бенвенуто Челлини, в противном случае подделку разоблачат и рухнет репутация целой династии коллекционеров искусства и меценатов, к которой принадлежит главная героиня. Да и её отец, талантливый художник, подделывает и продаёт «неизвестные работы» импрессионистов. Даже не столько ради денег, сколько из азарта и удовольствия обвести вокруг пальца «экспертов» и «знатоков искусства».
  • «Секс-миссия, или Новые амазонки» — весь «постядерный апокалипсис» на поверхности, как и «счётчик излучения» — бутафория, призванная убедить обитательниц бункера, что поверхность планеты мертва и единственным безопасным местом является сам бункер.

Аниме манга ранобэ[править]

  • «Мой очаровательный лакей» — главный герой решил сфальсифицировать происхождение своей возлюбленной-лакея (девушка выдавала себя за парня), купив ей документы на имя умершей тёзки-дворянки из обедневшего рода.

Видеоигры[править]

  • «S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля» — на самом деле Исполнитель Желаний представляет собой пси-приманку, призванную отвлекать и уничтожать сталкеров, слишком близко подобравшихся к разгадке тайны Зоны.
    • «Зов Припяти» — свободовец Флинт, он же сталкер Сорока. Нагло приписывает себе достижения Дегтярева и другие истории. В итоге за наглость свою и предательство поплатился.
  • BioShock Infinite — Комсток никакой не пророк. Он лишь мастерски использует машину вероятностей Лютесов, чтобы просчитывать возможные варианты грядущего и красть из параллельных миров технологии, которые он преподносит своей пастве как «дары Божьи».
  • We Happy Few — танки, которые держали в страхе население бывшей Великобритании, на проверку оказались сделаны из папье-маше.

Реальная жизнь[править]

Обычное дело, когда пытаются обосновать величие или приоритет одной религии или страны над прочими.

  • Знаменитые «Приколы Проколы Протоколы сионских мудрецов». За основу взят французский памфлет «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескьё» за авторством М. Жоли, многие части текста совпадают практически дословно. Памфлет же, собственно, высмеивает Наполеона III и с тем же успехом может быть применён к любой агрессивной политике.
  • Менее знаменитое, но не менее забавное «Завещание Петра Великого», опубликованное на французском в 1812 г. Приписывает России и русским примерно те же цели и средства, что и текст из предыдущего пункта.
    • И дальше понеслось: «Коммунистические правила революции», «План Даллеса», «Доктрина Герасимова», всё — тексты про то, как злобный враг нашу молодёжь разлагает через СМИ и развлечения, чтобы внезапно напасть, когда достаточно разложимся. Меняются только «мы» и «враг» местами, да мелкие подробности. Подробнее в статье кровавый навет.
  • Завещание Константина Великого, по которому он якобы передавал всю власть папе римскому. Использовалось католиками в борьбе против православных. Заметим, что православные этот документ любили не меньше, просто толковали его так, что власть была передана не Папе Римскому, а патриархам церквей, включая и православную. Доказана фальсификация была только в XV веке великим знатоком латыни и вообще эрудитом Лоренцо Валлой, показавшим, что текст писал человек, имевший лишь смутные представления об исторических и юридических реалиях периода, когда он якобы был написан, и слабо знавший латынь того времени.
  • Подавляющее большинство филологов[2] считают таковой «Велесову книгу», ссылаясь на лингвистический анализ текста. Правда анализировать приходится перерисовки и перевод Миролюбова. Сохранившаяся фотография «дощечки № 16»[3], по результат экспертизы 1959 года, сделана не с дощечки, а с прориси на бумаге. Если бы анализ текста выявлял бы что-то интересное с научной точки зрения… Но, увы, выявляет он лишь, что автор текста не имел представления об истории и законах развития славянских языков, и придуманный им конланг носит весьма наивный характер. Так что, пока нет оригиналов, «Велесова книга» проходит по разряду «некий текст из эмигрантского журнала, не выдерживающий никакой критики». Почему филологи, вроде академика А. Зализняка, и высказываются в духе «с научной точки зрения такого текста не существует».
  • Книга Мормона. Похожая история с дощечками, на этот раз золотыми, сумевшая собрать куда более значительную и организованную группу поддержки.
  • Вообще история знает достаточно примеров фальсификаций, выдаваемых за древние летописи или исторические документы более позднего времени, в частности:
    • Краледворская и Зеленогорская рукописи, выдаваемые за древнечешские летописи. Примером послужило недавно найденное и изученное «Слово о Полку Игореве».
    • Ура-Линда — якобы древнефризская рукопись на искусственно состаренной бумаге.
    • Джагфар Тарихы — подделка, выдаваемая за древнебулгарские хроники. Популярна у приверженцев пантюркизма и булгаризма, в частности, в Татарстане.
    • Из более современных примеров можно сюда отнести фальшивые «дневники» Гитлера.
    • Подойдёт и так называемый «список Юровского», якобы составленный перед расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме. Сообщалось, что документ предоставил бывший австрийский военнопленный, и впоследствии он был опубликован в книге некоей Элизабет Хереш. В списке фигурировали имена венгерских военнопленных, которым якобы поручалось осуществить расстрел, что сделало данное «свидетельство» крайне популярным в монархических кругах, поскольку русские солдаты своего царя, мол, не расстреляли бы. На деле оказалось фэйком, а реальная расстрельная команда, не считая латыша Цельмса и еврея — самого Юровского (Янкеля Хаимовича) — состояла полностью из русских.[4]
      • Белобородов тоже еврей.
    • ...вообще тысячи их!
  • Эоантроп или «Пилтдаунский человек». Известнейший случай фальсификации в истории антропологии. Находка, якобы сделанная археологом-любителем Чарльзом Доусоном в 1912 году состояла из черепа и части нижней челюсти. Поначалу она была благосклонна воспринята научным сообществом Великобритании: уж очень британским антропологам хотелось доказать, что и родные острова сыграли немалую роль в формировании человека. Также, вероятно, оказали влияние шовинистические мотивы, характерные для того времени: ведь очевидно, что наиболее древние останки людей современного типа должны обнаружиться в Западной Европе, как населённой «наиболее продвинутой» расой! Однако, вопреки распространённому заблуждению, за пределами Великобритании находка такого бурного восторга не вызвала и многие антропологи высказывались по её поводу скептически, отмечая, что одни части находки полностью идентичны современному человеку, а другие скорее принадлежат обезьяне и едва ли в сумме составляют останки одного существа. Даже в СССР, где, по понятным причинам к эволюции человека относились с повышенным пиитетом, в учебниках антропологии эоантроп был охарактеризован как сомнительная находка. Последующие исследования находки, а также обнаружение останков других ископаемых предков человека (ничуть не похожие на эоантропа) еще более усилили сомнения. Точку в истории подделки поставили проведённые в 1953 году исследования, показавшие, что находка является черепом человека современного типа и челюстью обезьяны, намеренно обработанными и искусственно состаренными. Заметим, что подделку разоблачили сами же учёные-антропологи.
  • Крякутной, якобы первый русский воздухоплаватель, сочинённый господином Сулакадзевым. Рукопись «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.» целиком состоит из подобных вымышленных свидетельств, составленных с непонятной целью, и там летал по воздуху немец крещёный Фурцель (буквально «Пердунов»). Исправил «немец крещёный Фурцель» на загадочный «нерехтец Крякутной фурвин» кто-то из владельцев рукописи, предположительно её первый издатель А. А. Родных.
    • Совсем смешно вышло с другим «летуном космическим», холопом/смердом Никиткой, которого якобы Иван Грозный казнил за колдовство. Он вообще был персонажем художественного произведения писателя Опочинина, но цитаты из этого самого рассказа (довольно неграмотного с точки зрения историка) начали вставлять в «исследования русского воздухоплавания» как «текст царского указа».
    • Самое обидное в этих фальсификациях — то, что русских в них выставляют не первопроходцами, а тёмным суеверным быдлом, сжигающим изобретателей. А в реальности царь Алексей Михайлович, например, выделял деньги на постройку «крыльев для летания», только не полетели они — техника ещё не дошла.
    • А самое смешное — то, что упомянутых вымышленных личностей на голубом глазу вписывают в первопроходцы авторы столь откровенной пропаганды, как книга «Творцы отечественного оружия», например.
  • Красная симфония — фальшивый «протокол» допроса троцкиста Христиана Раковского якобы французом-коминтерновцем, записанный доктором из НКВД, где допрашиваемый будто бы сообщает властям планы мировой жидомасонской закулисы.

Примечания[править]

  1. Например, в девяностые один известный борец с выбегаллами фальсифицировал «место посадки НЛО» и с большим удовольствием наблюдал, как «учёные-уфологи» с умным видом ходят меж накопанных им ям и выжженных паяльной лампой проплешин. О чём потом издевательски написал в газетной статье.
  2. «Подлинность ВК защищают (часто с фанатичностью и агрессивностью) почти исключительно энтузиасты-любители и журналисты. Правда, сейчас они любят зачислять в категорию своих сторонников также и двух-трёх лингвистов из Сербии и Украины, но речь идёт фактически о людях, которые всего лишь допускают некоторое сомнение в поддельности ВК, а не отстаивают прямо и аргументированно версию её подлинности» © А.А. Зализняк «О Велесовой Книге».
  3. Начинающейся со слов «Влес книгу сию», по которым ей и было дано название при первой публикации в эмигрантской «Жар-птице» то ли самим Миролюбовым, то ли редактором.
  4. Интересно, что в списке фигурирует некий Имре Над (sic!), что породило дополнительные спекуляции о возможном участии будущего лидера венгерской революции в данном непотребстве.