Фальшивый пейзаж

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Ненавижу эту голливудскую фальшь! »
— «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар»

Вы сидите на карантине уже второй месяц. По телевизору постоянно передают одно и то же, за окном вовсю цветёт весна, птички поют, ну хоть форточку можно приоткрыть… Занимаетесь повседневными делами, смотрите ролики в Интернете, иногда устраиваете совещания по видеосвязи, потому что работу надо работать. Словом, скучно, но жить можно. И вот в один не очень прекрасный момент случайно замечаете на небе за окном какую-то штучку. Приглядываетесь к ней… Опаньки, это что же, краска отвалилась, а за ней виднеется знакомый рисунок древесины? А если просунуть в окно ручку от швабры, удастся ли дотуда дотянуться? Да, вполне — рукой не достать, фотообои были в метре от стекла, и оказались достаточно широкими, чтобы с доступного вам ракурса не было видно подвоха. Похоже, всё это обман, и на самом деле вы в особой лечебнице, плену или чёрт знает где ещё. Самое время отправиться на прогулку!

И результаты такого открытия могут варьироваться от экзистенциального ужаса до желания крепко навалять тем, кто за всем этим стоит. Впрочем, не бывает заведомо плохих или хороших технологий — тот же самый принцип можно использовать, чтобы, например, получить более приятный вид из собственного окна.

Педаль в пол, если таким образом оформлено не только жилое помещение, но и приличный кусок местности вокруг. Педаль в асфальт, если так была смоделирована вообще вся реальность — но это уже отдельный случай.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Лев Кассиль:
    • «Кондуит и Швамбрания» — инверсия: висящий на стене прекрасный зимний пейзаж оказывается обычным окном с золотой рамкой.
    • «Трансбалт» — отец, капитан в отставке, создает для больной дочери иллюзию пребывания на борту океанского лайнера. В действительности она лежит в обычной московской комнате, а тропические виды за иллюминатором — декорации.
  • Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.» — на Биг Бизе именно такие пейзажи украшают вид из окон.
  • Дмитрий Шатилов, «Мы» — это всё декорации, созданные самим миром.
  • Юрий Самусь, «Последнее желание»: наученный первой ошибкой, Уоркер требует у своего зеркального двойника открыть занавеску — и видит яркий солнечный свет, красивые белые облака. Только переместившись в эту реальность, он понимает, что «окно» на самом деле было экраном, а в действительности мир снаружи — жуткий постапокалипсис.
  • Сергей Лукьяненко, «Рыцари сорока островов» — архипелаг, на котором происходит действие, на самом деле находится под куполом, построенным инопланетянами для изучения землян.
  • Вячеслав Шалыгин, «Dr.Сокол» — дважды. Сперва в Горной Крепости, где окно в кабинете начальника базы показывает пейзаж в 10 километрах за скальной толщей, потом — когда двух персонажей сажают в камеру с голограммой берега реки.
  • Евгений Лукин, «Катали мы ваше солнце» — земная природа вполне себе натуральная, а вот солнца, как выясняется, — железные шары, набитые горючим. И да, у каждой державы в сеттинге светило своё собственное.

Зарубежная[править]

  • Гарри Гаррисон, «Пленённая Вселенная» — полудикие племена индейцев даже не догадывались, что небо над ними — такая же точно поверхность в полости гигантского астероида, из которого сделали корабль поколений, и что Солнце — фонарь, ездящий по рельсам.
  • «Гарри Поттер» — добрый вариант. Министерство магии располагается под землёй, так что в окнах у сотрудников именно сабж, чтобы не страдали клаустрофобией. Когда тем, кто за него ответственен, задерживают зарплату, окна показывают стихийные бедствия.
  • «Делай деньги» — Космо Лавиш одержим патрицием Витинари и стремится во всем походить на него. Он даже встроил в окно диораму, чтобы вид из окна был такой же, как у Витинари.
  • Фредерик Пол, «Туннель под миром» — каждый раз главный герой просыпается от грохота взрыва, разрушившего городок, и обнаруживает, что ему снился ночной кошмар, и… начинается новый день, почти такой же, как и вчера. Но только вот никто, кроме него, в городе не помнит это вчера… На самом деле нет никакой временной петли, а правда ужаснее: весь городок погиб в то роковое утро от взрыва, а воспоминания его жителей пересажены в тела роботов, которым каждую ночь стирают воспоминания о вчерашнем дне…
  • О. Генри, «Последний лист» — с прикрученным фитильком. Чтобы вернуть умирающей героине волю к жизни, нарисован неопадающий лист дерева.
  • Боб Шоу, «Свет былого» — ГГ изобретает материал, через который световые лучи проходят крайне медленно, и одним из его коммерческих применений становятся «стекландшафты», оконные стекла, способные несколько лет отображать нечто гораздо более красивое, чем реальная улица.
  • Лю Цысинь «Память о прошлом Земли» — искусственное небо над подземными городами.
  • Филип Фармер «Многоярусный мир» — Вселенная, в которой живут люди, существует до границ Солнечной системы (то есть до орбиты Плутона). Всё, что вовне — просто изображение на небесной тверди. Фишка в том, что Солнечная система — первый опыт расы Властителей в создании искусственных вселенных, и она полностью копирует всю их Вселенную.

Кино[править]

  • «Шоу Трумена». Практически кодификатор.
  • «Первый Мститель» — в финале размороженного Стива держали в палате с имитацией привычной ему обстановки и даже передавали по радиоприёмнику результаты тогдашнего матча, дабы не шокировать тем, как долго он спал и как сильно изменился мир с той поры.
    • На чем и прокололись — как раз тот матч Стив смотрел вместе с Баки, так что вмиг заподозрил неладное.
  • Какая-то короткометражка по мотивам «Portal» — сбежавшая из плена Челл мчится через весь город только для того, чтобы наткнуться на исполинский экран с изображениями неба и дальнейших домов.
  • «Тёмный город» — странности происходят с самого начала, и в дальнейшем их причиной оказывается именно сабж. Город является всего лишь инопланетным звездолётом или его подобием.
  • «Секс-миссия, или Новые амазонки» — постапокалиптический пейзаж, видимый в перископ бункера — всего лишь мистификация, чтобы не пускать обитательниц наружу.
  • The Signal (2014) — весь огромный кусок американской прерии с дорогой и несколькими домикам вместе с бензоколонкой оказался частью космической станции.
  • The Island (2005) — пейзаж за окнами трёх соединённых небоскрёбов.
  • «Гремлины 2» — инверсия. Чтобы заставить заполонивших здание гремлинов выйти наружу, под смертельный для них солнечный свет, предприимчивые люди решают дистанционно перевести все часы на вечернее время и занавесить окна плакатами с изображениями ночного города. Почти получилось — в самый ответственный момент всё небо стремительно заполонили облака…
  • Москва — Кассиопея — имитация пейзажа, служит для психологического отдыха космонавтов
  • Обитель Зла — в подземном бункере специально для сотрудников делают фальшивые окна с модельками зданий, чтобы атмосфера не так давила.
  • Обитель Зла 5 — а тут уже целая система с городами и имитацией облаков.
  • «Живёшь только дважды» — база СПЕКТРа, с которой стартует их космический аппарат, расположилась в кратере потухшего вулкана. С высоты птичьего полёта — ничего криминального. Озеро как озеро (в действительности — покрашенная железная плита). Ещё бы вокруг «ни разу не подозрительной горы» не крутились вертолёты и не пропадали люди…
  • «Артур и минипуты» — в первом фильме осаждающее столицу войско сейдов, чтобы замаскировать один из своих отрядов, натянуло поперёк подземного туннеля холст, изображающий этот самый туннель, но пустой. Ловушка почти сработала — только главный герой заметил неладное и поджёг полотно. позже выясняется, что сейды узнали этот трюк у взятого в плен деда главного героя, который во время путешествий по Африке схожим образом маскировал лагерь.

Телесериалы[править]

  • «Человек-невидимка» — секретный посёлок Сообщество, где Агентство прячет своих сотрудников, которые были раскрыты. На самом деле посёлок расположен в большом помещении, а небо и деревья за периметром — имитация (педаль в асфальт: это просто бумажные обои).
  • Хэппи — дети замыслили побег, думая, что выход на улицу находится буквально в двух шагах от их «классной комнаты». При ближайшем рассмотрении это оказалась ширма.
  • «Чёрное зеркало» — эпизод «15 миллионов заслуг». В результате конца-переворота Бинг получает своё шоу, может себе позволить апельсиновый сок, и живёт теперь не в тесной каморке, а в неплохой квартире с видом на лес. Ракурс меняется, и становится понятно, что лес — это просто проекция.
  • «Стрела» — в конце четвёртого сезона Тея попадает в подземное убежище, созданное четой Дарков для своих последователей. Сперва пейзаж кажется ей обычным, но потом Тея обращает внимание на то, что птичье пение повторяется с определенной периодичностью. В итоге она исследует местность и обнаруживает, что окружающая дома природа попросту смоделирована.
  • Приключения Бриско Каунти-младшего — пейзаж очень локальный, но сработал хорошо. В начале сериала бандиты останавливают поезд, установив на рельсы большой камень. На плоской стороне камня, обращённой в сторону паровоза, нарисованы уходящие вдаль рельсы-шпалы, небо, горизонт, — и до того недурственно нарисованы, что машинист заметил неладное слишком поздно.

Мультфильмы[править]

  • «Остров сокровищ» Черкасского — шутки ради: Трелони невесть сколько времени выбивал прикладом окно, не понимая, что это не окно, а картина с пейзажем. В итоге выломал стену, и та целиком, как есть, вместе с капитаном Смоллетом в окне рухнула во двор, потом её пришлось ставить обратно.
  • «Будет ласковый дождь» — пастораль, конечно, выведена на экран. Реальный пейзаж… как бы помягче сказать
  • «Ветер» Саакянца — просто экзистенциальный ужас, словами описывать бесполезно.
  • «Крот в городе» — квартиру, куда селят Крота, Ежа и Кролика, оформлена под лес, с надувными ёлками и лужайками. Ох, не стоило друзьям прыгать на них, как на батуте…
    • Хотя, конечно, тут лоханулись организаторы всего этого — кто же делает надувные декорации, если один из пользхователей — Еж? Да и у Крота с Кроликом неслабые когти…

Мультсериалы[править]

  • «Еноты» — одна из серий второго сезона начинается с того, что беспринципный делец-аллигатор, мистер Нокс, занавешивает болото огромным полотном с качественно нарисованным на нем лесом и организует аукцион по продаже этого зеленого массива.

Аниме и манга[править]

  • Yuuki Yuuna wa Yuusja de Aru — за барьером, отгораживающим населенную территорию от остального мира, опустошенного «смертельным вирусом», вроде бы обычный безлюдный пейзаж. Пройдя через барьер, героини увидели, что на самом деле разрушения были куда серьезнее.

Комиксы[править]

  • Supergod — Джерри Крэйвена держали в бункере с домиком, заделанным под стереотипную «американскую мечту», при этом внушая ему, что это рай. То есть буквально рай — он-де умер, но американская наука уже придумала, как летать в загробный мир. И когда правительству требовались услуги уберменша, его с добровольно-принудительного согласия Господа ненадолго отправляли «назад на землю» послужить родине ещё.

Настольные игры[править]

  • «Равенлофт» — Лемот Седиам Жюсте, Тёмный Владыка блуждающего домена Сцена, закрывает границы своего домена, превращая окружающий пейзаж в театральные декорации.

Видеоигры[править]

  • Submachine — все пейзажи с небом и прочим, которые видит игрок, на самом деле нарисованы на щитах позади основной сцены, загораживая вид на сплошную чёрную пустоту пространства Субмашины.
  • Inversion — город, где жили протагонисты, родной мир лютадоров и остальные земные пейзажи оказались всего лишь боковыми отсеками неимоверно грандиозного космического корабля, который уже вот-вот долетит до цели.
  • Prey (2017) — аналогично: полёт на вертолёте из самого начала игры был срежиссирован. На самом деле всё происходит в недрах огромной космической станции, а главгерой повредился памятью, (причём намеренно). Никакой станции нет, это всё компьютерная симуляция.
  • F.E.A.R. 2 — госпиталь, в котором оказывается главный герой, на самом деле расположен в подземном бункере, а вид на город за окнами фальшивый.
  • Dreamfall — девочку Веру держали в лабораторной камере с фальшивым зимним пейзажем за окном.
  • Afterfall: Insanity — над подземным убежищем возведён целый фальшивый город, в котором даже имитируется смена суток. В нём проживают деградировавшие до средневекового уровня каннибалы.
  • Spore — в некоторых приключениях таким образом имитируют вид из окна на, например, мегаполис с высоты птичьего полёта, поскольку воплотить его иначе, мягко говоря, непросто.
  • Петька VIII — именно он убеждает Чапаева, что они с Петькой в санатории, а не на инопланетном корабле.
  • Uru: Ages Beyond Myst — в одной из Эпох предстоит доплыть до виднеющихся вдалеке зданий и обнаружить, что они плоские декорации. Педаль в пол: вся эта Эпоха суть четыре фальшивых пейзажа, вращаемых (книжная телепортация привязана к координатам относительно планеты, а не поверхности) огромным механизмом.
  • Строго говоря, во многих играх с возможностью смотреть «вдаль» технически сделано именно это: самые удалённые объекты — горы, крупные здания, облака — не моделируются честно, а нарисованы с одного ракурса на бесконечно большой внутренней поверхности куба — «скайбоксе». До неба добраться принципиально невозможно (так как оно привязано к расположению камеры), а вот возможность добраться до декораций зависит от игры, вернее, от того, нарисованы они на текстуре неба или являются «честными» низкополигональными моделями. В Team Fortress 2 они расположены в маленькой комнатушке за пределами уровня, и с ноклипом туда вполне можно попасть и радовать остальных игроков огромным персонажем в небе.

Реальная жизнь[править]

  • Известная история про князя Потёмкина с его деревнями очень многими ставится под сомнение как исторический факт. А вот то, как современные продолжатели дела потёмкинских деревень перед визитом высокого руководства лихорадочно красят траву, закатывают снег в асфальт и завешивают полуразрушенные дома баннерами с изображением новых, многие имели возможность видеть лично.
  • И сильно смягчённый вариант: во время реставрации экстерьера исторического здания, леса занавешивают плёнкой изображающий экстерьер этого здания.