Фашизм — это смешно

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Великая Отечественная война… Леса Белоруссии… Два партизана в окружении фашистов… Один партизан говорит: — Ты как хочешь, но немцев задержи, а я пока схожу за подкреплением, вот тебе последняя граната и каска. Прошло два часа, первый партизан возвращается с подкреплением и смотрит в бинокль: толпа немцев окружила его товарища, а тот им: — Последний раз показываю, тупой фашист! Вот две каски, вот граната: крути-верти, в какой каске граната?

»
— Анекдот
«

Я, наверное, самый безумный ветеран Второй мировой. Воевал в Северной Африке в чине капрала, а потом снял комедию «Весна для Гитлера». До сих пор получаю негодующие письма от еврейских бабушек: «Вы думаете, поющий Гитлер — это смешно?» Моя мама была еврейкой, и её такие шуточки нисколько не смущали. Эта комедия — проверка мира на вшивость.

»
— Мел Брукс

Кто сказал, что фашизм — самая страшная в мире идеология? Нет, она, жуткая, кто спорит, но в лучшем случае это троп «Смешной злой». Фашизм — это смешно, очень смешно! Вы посмотрите на их лидера и только послушайте, ЧТО он несёт! А Геринг-то, помощничек евонный — экий кабаняра! И какое смешное словечко — «гестапо»! И «хенде хох»! И «хайль», так похожее на «хайло»! И «капут» (kaputt)! Гитлер ваш — капут! А какой акцент, вкупе со «странный грамматик»! И посмотрите на эти тупые рожи! Как угарно они кидают зиги! И свастончики, свастончики! Куда они, доннерветтер, вообще полезли, такие олухи!

А союзники-то у них каковы! Итальянцы во главе с дуче, который вообразил себя новым Цезарем, а сам не справился с Грецией и второстепенными силами Франции! Королевство без короля во главе с адмиралом без флота! Румыны — и те возомнили себя великой державой! И этих горе-вояк Гитлер потащил под Сталинград?!

По всему миру образ комичного фашиста-полудурка первоначально создавался в пропагандистских целях. Враг был силён, безжалостен и целеустремлён — необходимо было как-то принизить его, подогревая мужество солдат, дабы фронт совсем не посыпался… Опять же, смех — лучший способ не сойти с ума в поистине кошмарных ситуациях — а уж такими-то ситуациями добряк-фюрер обеспечил человечество на сотню лет вперёд.

Кроме того, над фашизмом и его жертвами могут смеяться и не принижая фашистов. Только юморок будет своеобразный. Либо — изображать не юмористически, а сатирически.

Наконец, таки да, фашизм с его расовыми теориями, измерениями «правильных-неправильных» черепов и дичайшим культом личности — это, в сущности, очень смешно. Как и всякий дурной бред. Другое дело, что всякий дурной бред смешон ровно до тех пор, пока его не начинают воплощать в жизнь. Совсем уж страшно становится при мысли о том, что если не сам Гитлер, то уж наверняка многие нацистские функционеры, будучи людьми неглупыми и образованными, прекрасно понимали, какую дичь вдалбливают в головы масс — и продолжали вдалбливать ради своих корыстных целей. И тем не менее, напоминать о фарсовой природе этого чудовищного явления куда резоннее, чем создавать образ могучей империи Зла, который для иных «умов» может иметь мрачную притягательность. Надо сказать, что как раз нацики обычно относятся к объекту своего подражания с благоговейным трепетом, не подразумевающим никакого юмора.

См. также Война — это смешно, Ги-ги-гитлер!. Подтроп — Эти тупые нацисты.

Где встречается[править]

Просьба писать сюда только общие примеры смешных фашистов. Для их главного «клоуна» есть отдельная статья.

Фольклор[править]

  • Анекдот из эпиграфа.
  • Бесчисленное множество анекдотов про доблестное гестапо, тщетно пытающееся отловить Штирлица. Нацисты наглухо перекрывают все выходы из Рейхстага — коварный шпион уходит через вход![2]
  • Чёрный юморок про концлагерные порядки.
    • «Ф честь светлий прязник Пасха каштый сакльучоный полутшит по яйку… фот йетой шелесной палкой!»
    • Сегодня в лагере будет дискотека — пулеметчик Ганс прокрутит парочку новых дисков.
    • «Кто будет арбайтен плёхо, получит сено. А кто будет работайт карашо — тот получит сал… сал… как это ин русише шпрахе?» — «Сало, сало!» — «Найн, нихт сало… О! Салома! Унд скажи „данке“, что не салюпа!»
    • Анекдот о соревнованиях по плаванью в концлагере: «…тяжело плавать в серной кислоте».
    • Серия анекдотов об охранниках концлагеря: «Это табор уходит в небо», «Старик Абрам до конца не снял свои старые галоши», «Ладно, иди, живодёрка».
  • Пьяный офицер идет по оккупированной деревне и орёт: «Дойче зольдатен хотеть руски женски пиписька!». Тут из хаты выходит здоровенный партизан: «П##ды, что ли?»
  • Анекдот про германского еврея Адольфа Когана, который захотел сменить имя. Нет, он не хочет избавиться от еврейской фамилии. Она-то его вполне устраивает, а вот само имя…
  • Политические анекдоты времен Третьего рейха, особенно последних месяцев его существования. Да, рядовые немцы тоже высмеивали свой режим на кухнях, как позднее — советские граждане, только юмор был намного чернее.
    •  — Ганс, что ты будешь делать, когда закончится война? — Отправлюсь в путешествие по Великой Германии! — Утром понятно, а после обеда что делать будешь?
    •  — Ты слышал, говорят, что евреи убили национал-социалиста и съели его мозг! — Это невозможно: во-первых, у национал-социалистов нет мозгов, во-вторых, даже если бы он был — евреи не едят свинину.
    • Гитлер посещает психиатрическую лечебницу. Пациентов выстроили в шеренгу, чтобы его встретить. Гитлер выходит из автомобиля — шеренга дружно зигует. Гитлер идёт вдоль шеренги, и видит одного, который не поднял руки. «А вы чего стоите?!» — «Мой фюрер, я санитар, а не сумасшедший».
  • Анекдот о фашистских генерале и рядовом, которые пытались спрятаться в подвале. «Выходите, мой генерал, нас предали».
  • Байка или анекдот о циркаче с тремя свиньями, одну из которых, самую жирную, звали Геринг: «Я не хочу оказаться в концлагере из-за какой-то свиньи».

Театр[править]

  • Бертольд Брехт, «Швейк во Второй мировой войне» (1943).
  • Пьесы Евгения Шварца «Каин XVIII» («Два друга») и «Дракон» обстёбывают тоталитаризм вообще и фашизм в частности.

Литература[править]

  • Достаточно иронически показаны фашисты в поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин».
  • С. Маршак, «Юный Фриц, или Экзамен на аттестат „зверости“». «Задают ему вопрос: / — Для чего фашисту нос?». Самуил Яковлевич вообще прошелся по фашизму паровым катком в своем цикле сатирических антивоенных эпиграмм.
  • Трилогия «Дракон Третьего Рейха». Экипаж нацистского экспериментального танка — почти что герои «Железного Капута», только в во Второй мировой войне.
  • «Похождения Штирлица, или Как размножаются ёжики» — во все поля. Один только мелкий пакостник Борман, подложивший фельдмаршалу фон Клюге на сиденье ежа и этим сорвавший наступление на Курской дуге, чего стоит.
    • А также многочисленные продолжения этой книги.
  • Андрей Лазарчук и Михаил Успенский, «Посмотри в глаза чудовищ» — книга в общем и целом не об этом, но когда нацисты появляются в кадре, они довольно смешны. Чего стоит одна экскурсия по Анненэрбе.
  • «Жопогоблины из Освенцима». Просто «Жопогоблины из Освенцима».
  • Александр Рудазов, дилогия Мудрецов — нет, заглавные персонажи-то хотели как лучше, и спасать героев от каннибалов надо было срочно, но, как и всегда, вмешался застарелый Маразм Склерозыч Альцгеймер. «Мы вселим в тебя дух самого героического из твоих предков, — пообещали они вызвавшемуся на спасательную миссию Гюнтеру Грюнлау, — и дадим его чудесные доспехи и оружие»… и стало так. Добрейший бюргер-то ожидал какого-нибудь античного гота или тевтонского рыцаря — но никак не оберфельдфебеля вермахта. Который не знает ни русского, ни местного языка и постоянно намеревается перехватить контроль над телом внука, несмотря на то, что последнее в гораздо худшем состоянии, чем привык предок. С другой стороны, личностью Вернер Грюнлау был и впрямь достойной (явная пародия на троп «кино и немцы»), погиб, спасая своё отделение из окружения (к счастью, до начала Великой Отечественной — в апреле 41-го, в Югославии, так что русских как врагов не воспринимает). И насчёт чудесных доспехов и оружия Волхвы не обманули: верный шмайссер с двумястами патронами и штык-ножом тоже материализовался. Так что спасательная миссия увенчалась блестящим успехом… а спасённый Колобков долго ржал над товарищем.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Юный Фриц», экранизация вышеупомянутой пьесы Маршака (см. видео).
  • Фарсовые «Новые похождения Швейка» с Борисом Тениным.
  • Документальная картина Михаила Ильича Ромма «Обыкновенный фашизм» в остро-ироническом ключе раскрывает это явление как торжество кровавого фарса. Не всем такой подход по душе, но, как уже было сказано выше, смысл в нём определённо есть.
  • «Крепкий орешек» 1967 г. (без Брюса Уиллиса, зато с Надеждой Румянцевой).
  • «Дачная поездка сержанта Цыбули».
  • Российский трэш «Гитлер капут!» — получилось не смешно, а тупо и пошло. Юмор там, мягко говоря, на любителя, однако рефлексирующим Гитлером, геем-Борманом, клоуном Мюллером и крутящимися свастиками пытались добиться именно этого эффекта. Хотя карикатура на гитлеровскую истерию и придирчивость недурна.
  • По прошествии времени в эту категорию могут попасть и изначально вроде бы не смешные фильмы типа «Подвига разведчика».
    • А что в нём, собственно, смешного?

Зарубежные фильмы[править]

  • «Великий диктатор» Чаплина же!
  • «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» с великолепным Челентано (который, впрочем, там на втором плане). По сути набор скетчей, в котором стебут каждый элемент гитлеризма — детство Адольфа, приход к власти, нацистское приветствие, конкордат с Ватиканом, ночь длинных ножей, антисемитизм, СС, вермахт, успехи и поражения Германии, бомбардировки Германии, концлагеря, собаку Блонди и Еву Браун, самоубийства офицеров Вермахта и дефицит боеприпасов, ПТСР германских солдат, армейские пайки, покушения на Гитлера, евгеническую программу Германии, конформизм немецких обывателей, …сложно вспомнить, что они НЕ высмеяли (кроме Муссолини, его нет).
    • Своего Муссолини итальянцы всё-таки тоже высмеяли, да ещё как — в гротескной комедии с Паоло Вилладжо «Когда ОН был дорог нам». ОН — то есть, сам Муссолини, главным предметом шуток фильма стал культ ЕГО личности (чуть ли не до обожествления), а Вилладжо выступает в роли мелкого фашиста Беретты, который получает постоянные фирменные пинки и унижения от своих же. Собственно, а-ля Фантоцци, только в контексте эпохи итальянского фашизма. Что интересно, сам Муссолини во всех сценах показан исключительно со спины.
      • Небольшая юмореска (и опять без визуализации!) была в «Жизнь Фантоцци»: совершенно офонаревший от предвыборных обещаний кандидатов Фантоцци ожесточенно крутит рукоятки у кучи радиоприемников, пока в накаленную атмосферу не вторгается гневный голос дуче… Запуганный обыватель Фантоцци в шоке и видно, что он едва не падает на колени… Ах да, один кандидат до этого по радио пообещал свести лично Фантоцци с дюжими молодцами и бесплатно выдать касторку.
    • Проехался по Муссолини и фашизму и маэстро Феллини в легендарном «Амаркорде»: чего стоит одна только сцена пытки отца главного героя фашистами с помощью излюбленной касторки с закономерными последствиями (при этом доставляет и один из фашистских вожаков — инвалид-колясочник и одновременно лицемерный резонёр, по-птичьи крутящий головой), а также забавный общегородской забег в честь Муссолини.
      • Вот только насильственное кормление своих противников касторкой с целью пытки и компрометации и впрямь широко практиковались фашистами в начале 1920-х, что в Италии все отлично знают. Попасть под такое не так смешно, как смотреть на это со стороны…
  • «Черчилль идёт на войну» — меткая пародия на американские боевики вообще и фильмы о Второй мировой (с главенствующей ролью Америки в победе над Третьим рейхом) в частности.
  • Комедия «Мистер Питкин в тылу врага».
  • В трагикомедии «Жизнь прекрасна» герой Роберто Бениньи, желая уберечь маленького сына от кошмаров концлагеря, умудряется успешно представлять надзирателей именно в таком свете. Красномордый немецкий солдафон орёт узникам что-то явно угрожающее, герой «переводит» его речь примерно как «Извините, конфет вам не достанется, я слопал их сам, и теперь у меня ужасно болит живот, поэтому я такой злой!» (у фрица действительно выражение лица в этот момент такое, будто его пучит). В принципе, тема «страшного фарса» также раскрыта.
  • Комичный ветеринар-нацист в фильме Питера Джексона «Живая мертвечина». Почти даже не конспирируется.
  • «Продюсеры» — внутримировой пример: пьеса «Весна для Гитлера». Просто «Весна для Гитлера». Да и как может выглядеть Третий рейх в постановке пары хитроумных евреев, рассчитывающих отмыть деньги на грандиозном кассовом провале? А уж товарищ, который сценарий к этой «весне» написал… Правда в итоге такой лютый трэш ждёт нежданный успех.
  • Фильм Оливера Хиршбигеля «Бункер» о последних днях фюрера вполне себе серьёзный, но несколько сцен (особенно сцена после новости о том, что у обергруппенфюрера СС Штайнера не хватает сил сопротивляться русским) вышли настолько выразительными, что превратились в интернет-мемы, и некоторые из них действительно смешные.
  • «Железное небо»!
  • «Кунг Фьюри»!
  • «Большая прогулка» — единственный не смешной нацист ехал с Питером и Джульеттой в поезде. Остальные те ещё клоуны… Некоторые из них — в варианте «Такой серьёзный, что уже смешно».
  • «Ресторан господина Септима» — знаменитая сцена, где герой Луи де Фюнеса говорит с немцем Мюллером — посетителем ресторана — на его родном языке и внезапно становится похожим на Гитлера благодаря характерной мимике и падающим теням (от них у мсье Септима появляются знаменитые чёлка и усики фюрера). Создаётся впечатление, что герр Мюллер едва удержался от того, чтобы вскочить и отсалютовать…
  • «Ас из асов» с Бельмондо — бывший французский лётчик, а ныне спортсмен, прибывший на Берлинскую олимпиаду, спасает еврейскую семью в буквальном смысле из-под носа у фюрера.
  • Немецкая комедия «Ночь живых придурков»: дед одного из главных героев остался верен фюреру, и в подвале оборудовал чуть ли не святилище. Также тренер по кличке Сталин: «Если бы наши ребята так ныли под Сталинградом, мы бы проиграли войну!» «Учитель, так мы её и проиграли…»
  • «Сало, или 120 дней Содома» — на протяжении всего фильма итальянские фашисты выставляются настолько жестокими извращенцами, что становится смешно. Современных режиссёру фашистов фильм, естественно, задел за живое, и существует мнение, что именно они оборвали жизнь гения независимого кино.
  • «Кролик Джоджо» — игра с тропом. Фашизм в фильме — это ну совсем не смешно, но у мальчика из гитлерюгенда, которому заморочили голову пропагандой, в воображении обитает совсем не похожий на реального, смешной и прикольный Гитлер. С этим внутреним Гитлером ему и предстоит бороться, а равно и со смехотворными предубеждениями, внушёнными взрослыми.
    • Ну, капитан Кленцендорф явно считает, что фашизм — это смешно, и стебется на всю железку. Даже для последнего боя придумывает себе идиотский костюм, украшенный мишурой.
  • Комедия «Быть или не быть» 1942 года.
  • «Доспехи бога 2» — нацистские недобитки, желающие завладеть золотом с заброшенной базы. Какова там была фрау в фуражке и с плёткой! Чистый кристаллизованный БДСМ!
  • «Индиана Джонс: Искатели Затерянного Ковчега» — нет, сами по себе нацисты, конечно, совершенно не смешные (хоть и туповатые), но когда они облачились в одежды иудейских священников и пытались провести обряд… И вы видели их рожи при этом?.. Однако, Бог — не фраер, Он всё видит, так что поделом им.
  • «Приключения канонира Доласа, или Как я развязал Вторую мировую войну». Тот самый, где «Grzegorz Brzęczyszczykiewicz».

Телесериалы[править]

  • Британский сериал «Алло, алло!» про оккупацию Франции.
  • Российский сериал «Нереальная история», сюжетная линия слесаря Клубникина в немецком тылу.
  • Маски-Шоу — во всех эпизодах по ВОВ.
  • «Дживс и Вустер» — фашисты Родерика Спода. Носят название «Чёрные шорты», так как к тому времени, когда Спод их собрал, «рубашек не осталось». Представляют собой сброд из десятка умственно отсталых, половина из которых — школьники. Спод выдвигает лозунги «каждому британцу при рождении — британский велосипед и британский зонтик». В свободное от политики время Спод занимается дизайном женского белья (которое сам же и продаёт), чего очень стесняется. Вся организация — очевидная пародия на реальных британских фашистов Освальда Мосли.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • Umanetto — в одной из серий Катя, ударившись об дерево, видит в виде фашистов играющих в пейнтбол «дорогих» коллег во главе с Андреем Падлычем («Русский Катюшка, сдавайся!»). В другом эпизоде Падлыч, притащив в офис злого робота, командует ему: «Адольфушка, фас!»
    • Кстати, возможно, что злой робот Адольф — намёк на Адольфа из «Академии пана Кляксы».

Аниме и манга[править]

  • Black Lagoon — неонацисты показаны ну уж слишком комично, а в боевом плане проигрывают экипажу «Лагуны» вчистую. Нацист обычный (сбежавший от правосудия командир СС) недостойным поведением своих «последователей» крайне недоволен.
  • Kill la Kill — порядки, установленные Сацуки в Хоннодзи — это, номинально, кошмар с казнями подростков, штурмовиками-погромщиками и тоталитарной иерархией, на вершине которой сплошь подонки и мерзавцы. Но до чего же комично и карикатурно показаны местные «фошысты» и их методы, до чего же абсурдна местная фашистская атрибутика (достаточно сказать, что ношение пафосной военной формы тут реально увеличивает их силу)!
  • Furi Kuri: двинутый на аниме отец главгероя устраивает страйкбол-побоище с 12-летним родным сынком из ревности к Харуке, будучи наряженным в нацистскую униформу. Сцена до того отбитая и абсурдная, что не рассмеяться на выходе достаточно сложно.
  • Kekkou Kamen — в 1 серии героиню распинают и приковывают к огромной свастике. Не нацисты, а завуч родной японской школы за плохую успеваемость.

Комиксы[править]

  • Онлайн-комиксы, тысячи их!
  • Да и полноценных бумажных комиксов едва ли не каждого из известных и не очень издательств достанет примеров.

Видеоигры[править]

  • «Штырлиц: Любимый бюст Гитлера» (он же «Операция „Бюст“») — кроме означенного тропа ещё и пародия на анекдоты о Штирлице.
  • Оттенки тропа проглядывают в образе Фанатичных Очистителей из Stellaris: в основном это самоуверенные мерзавчики галактического масштаба, чьи вопли о расовом превосходстве и планах на уничтожение по отношению к явно более сильному противнику вызывают скорее улыбку, чем страх. А вот империя таких — это реально страшно.
  • «Глюк’Оза: Action!» — свинонаци (Шике Швайне) и их фюрер Свин Свиноза. Гаркают по-немецки (в том числе чего-то про Ordnung), носят форму и стеки, планируют захват всего, до чего могут дотянуться, и при этом регулярно огребают от Глюкозы… обхохочешься.
  • S.W.I.N.E — даже в катсценах Свинской кампании ряженные под Рейх бравые вояки Национальной Свинской Армии регулярно тупят: то их танк в бочки с топливом врежется, то гранату вместо дров в костёр положат. А уж про Кроличью кампанию и говорить не приходится. Не иначе сказывается венгерское происхождение разработчиков, которые не больно-то рады активной прогитлеровской позиции страны во Вторую Мировую.
  • «Ил-2 Штурмовик» — с фитильком, но заметно: немецкие пилоты паникуют экспрессивнее и забавнее остальных, едва только запахнет жареным. Характер нордический, выдержанный, ага.
  • Epic Battle Fantasy — Ланс, просто Ланс. И его приспешники.
  • Another War 1 и 2 - Юмористическая ролевая игра про Вторую мировую. Пародия на многие игры а фильмы от польских авторов.

Музыка[править]

(link)

Глюкоза раскрывает тему
  • Альбом Сержа Генсбура «Rock around the bunker» («Рок вокруг бункера»), 1975 год. Досталось всем явлениям и персонам сверху донизу, даже тем, кто успел удрать в Уругвай. Включая песенку про желтую звезду, которую самому автору в детстве поносить довелось.
  • Альбом Глеба Самойлова «Маленький Фриц» весь обыгрывает тему фашизма в ироническом ключе. И вообще «Агата» частенько в таком духе поминала фашистов. А уж сравнение в песне «Садо-Мазо» — «Ты выглядишь как труп твоей собачки, которую насиловал фашист» — врезается в память надолго, если не навсегда.
  • Михаил Елизаров, «Эсесовская лирическая» (филк на «Я не могу иначе» Валентины Толкуновой) и «Моя мать Ева Браун».
  • Клип на песню Глюкозы «Швайне» — педаль в пол: свиньи-нацисты с символическим изображением пятачка на флагах вместо свастики. Это персонажи из «вселенной Глюкозы» (появлялись также в видеоиграх «Глюк’Оза: Action!» и «Глюк’Оза: Весёлая ферма»), а их фюрер Свин Свиноза — карикатура на Гитлера. И кстати, среди визуально цитируемых клипом фильмов — тот самый «Бункер» (и, менее явно, Hellsing)!
  • Мел Брукс постебался над явлением «Гламурный нацизм». Гитлер читает рэп, а ему подпевают девушки с подчёркнуто еврейской и афроамериканской внешностью.
  • «Майне кляйне» от группы Хенде Хох (которая на самом деле команда КВН ХАИ); как легко догадаться, пародия на песню группы Руки Вверх «Крошка моя». Парни в нацистской форме поют её сначал на мотив «Милого Августина», а потом на оригинальный — с немецкой озвучкой.
    • Была аналогичная пародия у команды КВН из Армении, только на песню Киркорова «Зайка моя».
  • Провокационный клип группы 2rbina 2rista «Стальные яйца».
  • Популярная в Британии песенка на мотив «Colonel Bogey March» (только не говорите, что ни разу не слыхали эту мелодию):
«

Hitler has only got one ball, Göring has two but very small, Himmler is rather sim’lar, But poor old Goebbels has no balls at all!

»
  • Клип от лица Франко «No estaba muerto» от каталонской сатирической передачи «Polònia».
  • «Вороны клюют твои посевы, Джузеппе» — «Гуп, або Справжній марш УНА-УНСО». Очень злая насмешка над украинскими националистами, поётся от лица украинских националистов.
  • Группа Адольф Гитлер — всё творчество целиком состояло в доведении нацистских лозунгов до абсурда. Хотя в нынешние в-этом-вашем-интернете-фиг-поймёшь-кто-прикалывается-а-кто-в-самом-деле-дурак-времена вполне себе потянула бы на экстремизм.
  • НОМ — «Мушища». Собственно нахальная Мушища — карикатурный Ганс в штальхельме, с MP-40 и с мушиными крыльями.
  • Многие песни группы «Красная плесень»: «Смерть фашизму», «Утро в Гестапо» и т. д. Часть песен связано с анекдотами про Штирлица. Также карикатурными фашистами часто пестрят их клипы на песни, в текстах которых нет ничего про фашизм — например «Гимн панков».

Карикатуры[править]

  • Советские Кукрыниксы же!
  • Бидструп не отставал.
  • Карлос Латуфф — о современных бразильских (и других латиноамериканских) ультраправых.

Реальная жизнь[править]

  • Во время войны был издан «Немецко-русский словарик жаргонных слов, кличек и крепких словечек». Практическая применимость брошюры околонулевая: её истинное предназначение — через высмеивание противника укрепить боевой дух красноармейцев.
  • Поколения, которые смеялись над нацизмом, чтобы не сойти с ума от ужаса, неумолимо уходят в прошлое. Уходят в небытие, к счастью, и последние участники этого движения. Их последователи способны вызывать если и не смех, то презрительное отвращение. И смеяться над нацизмом будут всё больше и больше. Хорошо ли это? С одной стороны, смех — лучшее оружие против пафосных людоедских движений. С другой стороны, осмеянию подвергается по большому счёту сугубо внешняя сторона явления — всевозможная нацистская атрибутика и связанные с нею штампы. А идеологии, зиждущиеся на идеях превосходства одних категорий людей над другими и реванша за действительные и мнимые обиды прошлого, никуда не делись и по-прежнему пускают корни во многих головах…
  • Существует следующая байка: В 1942 году немецкий военный комендант Вены к визиту Гитлера провел расово-идеологическую чистку вверенного ему города: Венскую оперу украшали бюсты великих композиторов, и, по сведениям коменданта, в их число беззаконно проник бюст еврея — композитора Мендельсона. В сопровождении нескольких солдат комендант самолично влез на крышу оперы. Они обошли все скульптуры, ища Мендельсона. Сделать это было непросто, так как больших культурных познаний у коменданта не было. Однако он был физиономист и знал арийскую теорию. Отличить еврея от нееврея было для него раз плюнуть. Комендант нашел композитора с самым крючковатым носом и самым неарийским выражением лица, и по его приказу солдаты обрушили бронзовый бюст этого жидяры на тротуар у театра. Но вскоре, к ужасу коменданта, выяснилось, что он разгрохал не еврея Мендельсона, а немца Вагнера — любимого композитора Гитлера… За эту провинность коменданта отправили на русский фронт. Не того сбросили!
  • Профессор США Хесси Тафт, детская фотография которой использовалась нацистами как образ идеального арийского ребенка, в реальности оказалась еврейкой. Эта поразительная история появилась на страницах немецкой газеты Bild. Признанным нацистами «идеальным арийским ребенком» оказалась еврейская девочка.
    • У ребят Геббельса вообще с поисками идеальных арийцев всё время какая-то ерунда получалась. Так, «идеальный арийский солдат» Вернер Гольдберг, раскрученный нацистской пропагандой, был наполовину евреем (а по законам наци и одной четвёртой еврейской крови уже было достаточно, чтобы объявить человека как минимум мишлингом второй степени и поразить в правах).
    • А неонацисты ни на шаг не отстают от своих кумиров. Например, троп так же случайно отыграл проникшийся Славяно-Арийскими Ведами Тармашев, на обложке двух книг которого изображена фотомодель Альбина Коган.
  • В период до Второй мировой в Южной Америке был найден зуб неизвестного животного, похожий на обезьяний. Нацистские пропагандисты тут же объявили этот зуб «зубом предков арийцев» (то есть зубом обезьяны). Вот только этот зуб оказался… зубом пекари — дальнего родственника свиньи!
  • Некоторые утверждения и их аргументация в «Моей борьбе» действительно могут показаться скорее смешными. Например, объяснение чистоты расы на зверятах и птичках.
  • Публикация в научном журнале Affilia отрывков из Майн Кампф с заменой евреев на белых мужчин под видом исследования по гендер стадиз. Целевая аудитория, однако, восприняла всё всерьёз, что как бы намекает.
  • Фанатичный нацист Юлиус Штрайхер даже в Третьем Рейхе считался слишком оголтелым, злобным, вульгарным и корыстолюбивым ублюдком, что в итоге привело к выдавливанию его из политики. Ко всему прочему он был еще и клинический дурак. Тем не менее, судя по дневнику американского психолога Густава Гилберта, не раз смешил своих товарищей по Нюрнбергскому трибуналу своим идиотским поведением. Особенно Йодль и Розенберг хохотали, когда этот образцовый антисемит, закатывавший целые юдофобские речи на заседаниях, внезапно заявил, что зауважал евреев за борьбу в Палестине и готов перейти к ним на службу.
    • Над самим Розенбергом в партии тоже изрядно потешались: уроженец Российской империи, даже став рейхсминистром, говорил по-немецки с чудовищными ошибками.
  • Пресс-секретарь НСДАП, выпускник Гарварда Эрнст Ганфштенгль так достал всех в Рейхе болтовней, пустозвонством и буржуазными замашками, что в конце концов над ним хитро подшутили. В 1937 г. нацисты с очень веселыми лицами отправили его без предупреждения на борту самолета якобы для десантирования в Испанию с секретной миссией. На самом деле самолет кружил над Германией, пока у Ганфштенгля быстро менялся цвет лица. Сам Гитлер, говорят, ржал над этой шуткой с камрадами партайгеноссе. Впрочем, в конце им всем было уже не до смеха: Ганфштенгль при приземлении с быстротой пули ухитрился сбежать в Швейцарию, выступил там с разоблачениями и до конца жизни уверял, что его тогда хотели убить.
  • Вообще, вся эпопея Рудольфа Гесса, чуть ли не второго человека в Рейхе, вздумавшего угнать самолет и полететь в Великобританию для переговоров, где его пленил первый же фермер — очень напоминает сюжет эксцентричного ситкома. Бонус: узнавший об этом Черчилль как раз смотрел комедию братьев Маркс и принял сообщение об аресте Гесса посреди Британии за шутку.
    • С другой стороны, есть вполне обоснованные предположения, что Гесс летел не просто так, а на заранее оговоренную встречу с рядом высокопоставленных английских политиков, желавших сепаратного мира. Вот только уходя от преследования Королевских ВВС, он приземлился в неправильном месте и, соответственно, на встречу не попал.
    • Во-первых, никаких данных о такой встрече просто нет. Во-вторых, ни один вменяемый человек на полетит на такую встречу лично на самолете. А вот Гесс, судя по описаниям, реально поехал головой и мог учудить и не такое безо всяких гарантий.
  • Немецкие бойцы писали с фронта домой возмущённые письма: эти бессовестные русские не хотят даже воевать честно! То белый флаг выкинут, а когда немцы вылезут из укрытий и пойдут арестовывать их — снова откроют огонь, то прикинутся мёртвыми, а потом как кинутся… Ну кто так воюет, а, НУ КТО ТАК ВОЮЕТ?! Ну ничего ж святого, Donnerwetter, ну какие-то же принципы должны быть?!

Примечания[править]

  1. В вариациях старого времени — ещё «целомудрен как Рём» (гомосексуал и педофил), во Франции — «молод, как маршал Петен» (родился в 1856 г.). В некоторых версиях «и носить фамилию Розенберг». А вот тут уже фактическая ошибка: Альфред Розенберг, идеолог нацизма, был ни в каком месте не евреем (иначе чёрта с два Гитлер потерпел бы его на посту идеолога!), а латышским немцем. В руководстве Третьего Рейха евреи были ТОЛЬКО в штабе Люфтваффе (где Геринг «сам решал, кто еврей, кто не еврей»(с)), из всех прочих структур их «вычистили». Ну и в самом Гитлере, говорят, было чуть-чуть еврейской крови, и он это всю жизнь скрывал (по-видимому, Роулинг, живописуя биографию полукровки Волдеморта, ненавистника полукровок, стебётся именно над этим; Беллатриса, драконша Волдеморта, убить готова за одно упоминание о полукровности своего повелителя).
  2. Впрочем, может восприниматься и как юмор про немецкую точность и приверженность к порядку: мол, немец может выйти только через выход, а через вход только войти.