Флейта и барабан

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

В бою!

(link)

(парадное исполнение того же марша)
« The blood lust jerks our legs to march,

Fife and drum, fife and drum Our eyes are fixed and fearless Searching for the war

»
— Motorhead "March or Die"
« If I should fall to rise no more,

As many comrades did before, Ask the fifes and drums to play Over the hills and far away.

»
—  John Tams "Over the Hills and Far Away" из т/ф "Битва Шарпа"

Не столь пафосные, как Высокая чистая медь. Не столь выразительные, как Триумфальный хор. Пусть. Но старушка-Европа большинство великих битв и походов запомнила именно в этом сопровождении: флейта и барабан. Это не музыка триумфа. Это музыка тяжелой солдатской работы — воинская «Дубинушка», если угодно. Прошагать за день 30 миль под солнцем, и завтра еще столько же. В бою сохранять равнение, несмотря на потери. Навстречу выстрелам — 75 шагов в минуту, пока не будут видны белки глаз противника. А там — залп и в штыки. Под флейту и барабан.

Пятиминутка истории[править]

Этот вид военной музыки получил распространение в Европе начиная с XV века[1] — вместе с появлением «новой» пехоты. Ударная сила этой пехоты (швейцарцев, ландскнехтов и т. д.) состояла в построении плотной квадратной колонной. Но чтобы эта колонна могла передвигаться, солдаты должны были идти в ногу (искусство, забытое после падения Рима!). Чтобы облегчить процесс, темп стали задавать при помощи различных инструментов (барабаны, трубы, цимбалы). Постепенно в европейских армиях стандартом стали именно флейта и барабан. Дёшево. Сравнительно просто. Не громоздко (если говорить о флейте). Очень часто и на флейте, и на барабане играл один и тот же человек: в одной руке он держал простенькую флейту с тремя отверстиями, из которой выдувал незамысловатые мелодии, а другой рукой бил в барабан (т. н. «табор»), висевший у него на шее.

Вершиной развития стал, наверное, XVIII век с его линейной тактикой. Сразу вспоминаются гренадеры Фридриха Великого, с непоколебимостью автоматов шагающие навстречу смерти. Впрочем, не только немцы — но и А. В. Суворов уважал такую музыку. И в самом деле, флейта и барабан помогут отмахать «три суворовских перехода» на грани сил человеческих. А более изысканные инструменты в тяжёлый поход просто не возьмёшь — иначе музыканты на полпути свалятся. То же и в бою.

До поры до времени флейте и барабану вообще альтернативы не было. Но познакомившись (под стенами Вены) с турецкими духовыми оркестрами, и даже захватив часть инструментов в качестве трофеев, европейцы постепенно разнообразили и свою военную музыку. В XIX веке духовой оркестр стал стандартом. Но разделение труда осталось — на отдыхе и при торжественном марше работает медь, в более утилитарной обстановке — флейта.

Впрочем, изменение тактики отняло у флейты с барабаном их самую главную, сакральную нишу. В бой перестали ходить плотными колоннами, задавать шаг под огнём неприятеля стало ни к чему. Но из каждого правила есть исключения. Если в обычных атаках музыка и в самом деле не нужна, то в «психических» без неё никуда. А такие атаки, по-разному называемые, практиковались достаточно широко. Кто-то остался без патронов и надеется только на штыки. Кто-то попал в безнадёжное положение и решил устроить последний парад. А кто-то вполне здраво считает противника неустойчивым и рассчитывает, что тот разбежится при виде его стальных колонн. Когда-то ожидания оправдывались, чаще, наверное, нет. Но не было ничего лучше для подкрепления духа идущих в атаку, чем музыка — чаще всего флейта и барабан[2]. Впрочем, сейчас американцы для психических атак используют колонки с хеви-металом.

Родственные тропы[править]

Примеры[править]

(link)

Марш Преображенского Полка, являвшийся гимном России при Петре I
  • Многие исторические фильмы о XVIII веке (Петр I, Семилетняя война, Суворов).
    • Субверсия в фильме о Фридрихе II «Великий король» (1942) — у полка, бежавшего на поле боя, отняли всю полковую музыку (много барабанов), оставив флейту (одна штука) и барабан (одна штука), чтобы с ноги не сбивались. Флейтист к тому же отчаянно фальшивил, так что больше всех страдал сам король, ехавший рядом и честно терзавший свой музыкальный слух наравне со всеми[3]. А проштрафившийся полк научился петь хором (видимо, чтобы все это заглушать), здорово сплотился и больше нарушений дисциплины не допускал.
    • В фильмах про мирную жизнь той же эпохи появление солдат с этой музыкой тоже часто бывает очень выразительным (пример — «Черная курица, или Подземные жители» 1980 года).
  • Исторические фильмы о Гражданской войне в США.
  • Любят изображать фашистов под эту музыку — например, фильм 5-й сериала «Государственная граница».
  • «Тема нашествия» в Седьмой симфонии Шостаковича — в начале звучит именно в исполнении флейты и барабана.
  • IMPERAT — Verbvm Dei. Пример из палаты мер и весов.
  • Triarii — Victoria, Iron Fields.
  • Темнозорь «Аркона».
  • Упоминаются как символ войны у Motorhead в March or Die (но не звучат).
  • Собственно очень ярким примером, который наверняка видело большинство россиян, является парад Победы на Красной площади, который как раз открывается тропом в исполнении обучающихся Московского военно-музыкального училища.
    • Да и в принципе парады почти всегда начинаются с этого тропа, который позволяет задать колоннам ритм прохождения.
  • В мультфильме «Пес в сапогах» — между репликой Кота «Спешите, если не хотите окончить жизнь на помойке!» и песней котов кардинала звучит нечто подобное https://youtu.be/hutFTkRY3LM?t=526 .
  • А. и Г. Вайнеры, «Лекарство против страха» — именно под эти инструменты там проходило сожжение на костре в Женеве эпохи Кальвина («Дробный голос барабанов рокочет угрожающе и глухо, вот завизжала криком предстоящей муки флейта…») Очень выразительно воплотил это в музыке Эдуард Артемьев («Вход в лабиринт», начало 4-й серии).

(link)

В Ад и назад
  • Sabaton’овский «To Hell and Back» про Оди Мёрфи начинается и заканчивается именно флейтой. Да и дальше ритм металлическим гитарам и барабанам продолжает задавать флейта.
  • А вот в фантастике флейту и барабан не особо любят. Во-первых, эта музыка после Фридриха ассоциируется именно с немцами. Не с ряженными под кого-то обитателями неизвестной галактики, а с настоящими Гансами и Фрицами из Берлина и Кёнигсберга. Большинству авторов настолько прямые ассоциации все-таки претят. Во-вторых, флейта и барабан — музыка наемных и регулярных армий, а не рыцарских ополчений Средневековья. То бишь на фоне замков и рыцарей она хорошо смотрится, только если это эпоха Возрождения, когда рыцари соседствовали с бандами наёмников. Ну а к появлению регулярных армий рыцари окончательно перевелись, уступив место кирасирам.
  • Кроме того, именно такое сочетание особенно уважали Лавкрафт и многие его последователи.
« …тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности — безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник — ползучий хаос Ньярлатотеп. »
— «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»
  • В случае гибели именно флейты и барабан просит сыграть о себе лирический герой песни «Over the Hills and Far Away» из телесериала «Приключения королевского стрелка Ричарда Шарпа». Процитированный в начале статьи куплет исполняется в седьмой серии «Битва Шарпа» над смертельно раненным солдатом отряда Шарпа.
  • В произведениях Владислава Крапивина нередко встречается образ «маленьких барабанщиков». Не всегда военных, но в том числе и их, шагающих в атаку «чуть позади знаменосцев и впереди штыков».
  • «Банды Нью-Йорка» — самое начало, когда эмигрантский интернационал во главе с ирландцами, идёт на войну с бандой Мясника. Это надо слышать.
  • В Empire Total War исполнители предмета статьи вставлены непосредственно в юниты и слышны при приближении камеры.

Примечания[править]

  1. Даже еще раньше — уже древнегреческой фаланге гоплитов требовалось выдерживать строй, и в этом ей помогали флейтисты — соответствующие изображения можно увидеть на вазописи архаической эпохи. Схожие мотивы обусловили присутствие флейтистов и на триерах.
  2. Впрочем, в Гражданскую вполне обычным было и полноценный духовой оркестр на ближайший приготок выкатить, практически все стороны, следуя негласному договору, по музыкантам намеренно не стреляли.
  3. Педаль в пол утапливает то, что реальный Фридрих II не просто имел музыкальный слух, а был флейтистом-виртуозом и довольно известным композитором, писавшим именно для флейты. Его произведения и сейчас входят в стандартный флейтовый репертуар и исполняются на концертах.