Фриплей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фриплей (Freeplay) — режим в некоторых видеоиграх, доступный после завершения сюжетной линии. В большинстве одиночных игр прохождение главного квеста и финала ставит точку и в геймплее — концовка, титры, начинай сначала. Но если игра представляет собой набор открытых локаций или одну общую карту, где есть что исследовать и чем заниматься, игроку может быть позволено самому решать, в какой момент закончить играть. Обычно такая опция появляется после финала и титров, но иногда может быть и прямо перед ними — можно завершить все свои дела и только потом посмотреть концовку. Фриплей снимает все ограничения сюжетного режима — разрешается ходить куда угодно и заниматься своими делами до тех пор, пока игра окончательно не надоест. В некоторых случаях разработчики даже добавляют отдельный контент для разнообразия фриплея — появляются недоступные ранее локации, квесты и даже сюжетные линии.

Обычно фриплей разделяется примерно на 2 вида

  • Игра более чем наполовину состоит из фриплея, и после конца основной сюжетной линии почти всегда остаются сюжетные линии которые игрок еще не успел пройти.
  • Сюжетная линия и есть почти вся игра, и в фриплее игрок разве что наспех пробежаться напоследок по локациям, и может быть откроет пару пасхалок, после чего делать в игре уже нечего.

Если игра целиком состоит из фриплея — это песочница.

Где встречается[править]

  • Серия GTA и иже с ними (например пародийные подражатели из серии Saints Row) — окончание основного сюжета ничуть не мешает побродить по городу (или городам в San Andreas), выполняя побочные задания, собирая разные ништяки, да и просто по-всякому развлекаясь. Тем паче, что для 100 % прохождения (почти) всё это надо пройти.
  • Space Rangers: под финал игры остаются лишь небольшие группы недобитков противника, с которыми наши оперативно справяляются, если справляться вообще есть с кем. Игрок же к тому моменту сказочно богат и могуществен, что позволяет заниматься чем хочешь.
  • Arma 3, кампания: после завершения задания есть свободное время, от 10 мин до нескольких часов. Можно промотать, а можно заниматься своими делами на территории Стратиса/Алтиса. С учетом того, что времени воз, а перестрелки короткие, можно столько всего сделать, и все равно время не закончится.
  • Космосим Freelancer. Причём фриплей там не только по окончании игры, но и встречается по сюжету: Тренту периодически сообщают, что он может пойти погулять, а по достижении им определенного уровня зовут в то или иное место встречи.
  • Серия космосимов Х. Доступен с самого начала, сюжетную линию можно смело игнорировать и лететь куда захочешь. Впрочем, новичку всё же стоит уделить им немного внимания ради быстрого получения со старта корабля или денег. Также различные завершенные сюжетки могут дать солидные бонусы в виде доступа в некоторые закрытые сектора, личную штаб-квартиру и даже персональный сектор.
  • The Elder Scrolls — фриплей идёт с самого начала и от сюжета почти не зависит (разве что на уровне «не пройдёшь парочку сюжетных квестов — будешь играть без драконов»). Каждое задание можно в любой момент, хоть за пару шагов до финала, бросить, развернуться и пойти заниматься другими делами.
    • В Morrowind подсвечено — резидент Клинков Кай Косадес прямым текстом предлагает протагонисту пойти позаниматься чем-нибудь своим на стороне, набраться опыта и приодеться, а потом продолжать основную сюжетную линию. И вообще, гильдии поощряют фриплей почти в принудительном порядке — ибо повышения и новые задания даются сугубо при надлежащем уровне профессиональных навыков — стать высокопоставленным членом гильдии можно только будучи реально серьёзным спецом в какой-либо профильной дисциплине, вроде Алхимии у магов или Взлома у воров (не в пример последующим частям, где можно стать Архимагом, ни разу не использовав заклинания). Впрочем так извернуться можно и в Морровинде, если учиться не на практике, а только у учителей навыков.
  • Pokémon: финалом каждой игры серии является прохождение Лиги покемонов и битва с Чемпионом (за исключением Black & White и Sun & Moon). После этого протагонист оказывается у себя дома и может свободно исследовать весь регион, ему открываются новые локации и сотни ранее недоступных покемонов из других регионов (да-да, поймать их всех можно только после концовки). Также зачастую даётся возможность добить остатки вражеской команды. При этом концовку и титры можно смотреть сколько угодно раз, достаточно лишь снова победить Чемпиона.
    • Во втором поколении во фриплее становится доступным аж целый регион из предыдущей игры — Канто.
  • Fallout 2: после окончания оригинальной игры в Нью-Рино можно получить книгу с советам по прохождению (и с её помощью прокачаться до 300 % навыков!), а местный механик-умелец влепит на «Хайвеймен» антиграв, позволяющий Избранному рассекать по Пустоши почти без затрат топлива.
  • Fallout 3: оригинальная игра завершается полноценно, но аддон Broken Steel добавляет фриплей, постсюжетную линию и попутно исправляет слитую концовку.
  • Dying Light: фриплей доступен изначально, но аддон The Following давит педаль в пол — игру можно продолжить даже после того, как протагонист погибает в ядерном взрыве или превращается в мутанта. И нет, в этом случае с сюжетом фриплей никак не связан — он просто есть.
  • Mafia: целых два: доступный изначально обычный и Экстрим с безумными заданиями и крутыми тачками в награду, открываемый после прохождения.
  • Серия Civilization — даже после победы можно продолжать играть.
  • Prototype — после финальной миссии, да и между делом, можно заниматься чем угодно. Проблема лишь в том, что найти интересное занятие становится более чем сложно, вся игровая радость сосредоточена именно в сюжете.
  • Mass Effect 2 — если Шепард выживает, то после финала можно продолжить выполнять незавершённые квесты, чтобы затем перенести сохранение в третью часть. Кроме того, можно поближе пообщаться с Моринт. (с летальным исходом)
  • Starbound — После убийства Разрушения (как, впрочем, и до него) можно заниматься чем душеньке угодно, а Вселенная бесконечна. Да подождут, куда денутся!

Зигзаг[править]

После прохождения игра заканчивается, однако всегда можно загрузить сейв как раз перед точкой невозврата и довыполнять квесты. В некоторых случаях после прохождения совершенно необъяснимым образом появляются предметы - награды за это самое прохождение или иной постгейм контент. В принципе это типично для jRPG.

  • Kingdom Hearts — все части, кроме 358/2 Days. Игра заблаговременно предупредит о точке невозврата. Во фриплее можно пофармить мобов и уровни, скрафтить топовое оружие Ultima Weapon, сразиться с секретными боссами, заполнить журнал, ну и поиграть в мини-игры. Как только игрок пересекает точку невозврата, начинается битва с финальным боссом, после чего показывают концовку и игра заканчивается. На сюжет это не влияет — местные "секретные концовки" это всего-лишь эпичный трейлер следующей игры.
  • S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти: в самом конце эвакуации военных из Припяти можно улететь вместе с ними или остаться в Зоне. В самом фриплее остаётся довыполнять квесты для лучших вариантов концовки, но из-за того, что игра не очень большая, дотошному игроку, до этого завершившему все задания и осмотревшему все достопримечательности, заняться будет совершенно нечем. Но в любой момент можно обратиться к проводнику, покинуть Зону и увидеть концовку с титрами.
  • Kingdom Come: Deliverance — зигзаг: после титров можно продолжать играть, но если выполнить появившейся квест, то игра закончится когда герои убегут в закат.

Инверсия[править]

Сюжет заканчивается, герой выходит на вольные хлеба, вот тут уж и фриплей… Облом: на этом игра и заканчивается.

  • Portal: в обеих частях героиня выходит на свободу, и игра в обеих случаях на этом заканчивается. Причины две: 1) при выходе героиня теряет портальную пушку, и 2) порталы устанавливаемые лишь на лунной поверхности.
    • Ну, технически они устанавливаются и на других поверхностях, в тех же старых лабораториях это всего лишь дерево, намазанное белой краской, а в первой части - бетон, который в недоремастере RTX зачем-то заменили на лунную поверхность. Но лунные пластины самые стабильные и надёжные проводники порталов.