Хейтдом

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Более благоразумные возложат ответственность на тех, кто вынудил Инквизицию. И, если повезёт, эта ненависть у таких людей разовьётся в цель, а они станут хозяевами своей судьбы и поступят на службу Императору. »
— Warhammer 40000
« Против кого дружим? »
— Народное
« Хейтеры — ваши самые преданные фанаты: обычные поклонники могут в вас разочароваться, устать от вас и т. д. Но хейтеры — никогда. »
— Брайанна Рид

Хейтдом (англ. hatedom) — антипод фэндома, сообщество людей, объединённых отрицательным отношением[1] к определённому автору, произведению, явлению и т. п.

Поскольку нелюбовь — чувство, порой более сильное, но почти всегда менее долговечное, чем любовь, хейтдомы, в отличие от фэндомов, редко существуют долго и, как правило, отличаются большей рыхлостью и неорганизованностью.

Бывает так, что творец прославлен хейтдомом. Светлая вариация — антифэндом.

Типология хейтдомов[править]

Хейтдомы с некоторой долей условности могут быть разделены на три основных группы:

  • «Хейтдом-вспышка», порождённый конкретным инцидентом или ситуацией. Популярный певец нахамил журналистке — и несколько недель все перемывают ему косточки. Писатель подписался под требованием закрыть сетевую библиотеку — и какое-то время даже те, кто не знал о существовании писателя, обсуждают его бездарность и графоманию. Проходит несколько недель — и волна сходит, а хейтдом прекращает своё существование.
    • «Хейтдом-ответка», частный случай предыдущего варианта. Его отличительная особенность — в том, что нелюбовь к произведению или автору порождена не случайным эпизодом, а осознанным на тебе! автора. Порой это «На тебе!» вводится в произведение именно для генерации хейтдома и рекламы автора.
  • «Хейтдом символа». Возникает по отношению к произведению или автору, ставшему символом некоего явления. Член хейтдома может быть и не знаком с соответствующим творчеством, достаточно знать, что именно это творчество выражает неприятное явление. Зачастую название предмета такого хейтдома превращается в имя нарицательное («петросянство» — плоский примитивный юмор, «Донцова» — шаблонный, некачественный детектив, «попаданцы» — посредственная фантастика и т. д.). Наиболее пассивная, но довольно устойчивая форма хейтдома.
  • «Вассальный хейтдом фэндома». Хейтдом возникает не сам по себе, а как производная от некоего фэндома, находящегося в конфликте с предметом хейтдома. К примеру, в российском Толкин-движении существует хейтдом «Чёрной книги Арды» (а внутри фэндома «Чёрной книги Арды» — хейтдом «По ту сторону рассвета»), в российском коммунистическом движении — хейтдом Солженицына и т. д. Не все представители базового фэндома входят в вассальный хейтдом, но подавляющее большинство членов хейтдома входят в базовый фэндом. Благодаря фундаменту в виде базового фэндома такой хейтдом может существовать довольно долго, генерируя поток пародий и антифанфиков на объект нелюбви.
    • «Хейтдом старообрядцев», частный случай предыдущего варианта. Реакция на перезагрузку канона со стороны фанатов, считающих, что изменения радикально ухудшают канон. Яркий представитель — хейтдом диснеевского канона «Звёздных войн» (а до того был уже существенно подзабытый ныне хейтдом фанатов классической трилогии в адрес «падаванов» трилогии приквелов и «ортодоксы против котористов» в джедаизме).

Функционирование хейтдомов[править]

У представителей хейтдомов возможностей для интересного проведения времени куда как меньше, чем у представителей фэндомов. Можно обсуждать, сколь мерзок и нехорош объект нелюбви. Можно писать пародии и антифанфики. И, собственно говоря, всё. Однообразие действий является одной из причин недолговечности хейтдомов.

Некоторые видные хейтдомы[править]

  • Ряд деятелей, пытавшихся с достойным лучшего применения упорством доказать, что «Тихий Дон» написал не Шолохов.
    • Существует версия, что Шолохов просто дописал (примерно наполовину) незаконченную книгу своего знакомого «беляка», а затем издал исключительно под своим именем. Если так, то (безотносительно к вопросу о том, насколько этичен такой поступок) Михаил Александрович сделал это умело и талантливо — сварочных швов не видно. Но в глазах хейтеров это, разумеется, не довод.
    • Это — скорее хейтдом Шолохова, чем хейтдом «Тихого Дона», к книге у сторонников данной гипотезы особых претензий нет.
    • Скорее даже хейтдом тех идей, которые проповедовал Шолохов. Радикальные антисоветчики (в основном молодые — старые, как правило, более эрудированные) с тем же успехом хейтят и Носова («украл Незнайку у Хвольсон!», которую, скорей всего, они даже не читали), и А. Н. Толстого («Буратино — плагиат Пиноккио!»), и Чуковского («Айболит — это на 100 % Дулитл!»), и Волкова («пошто Баума обокрал?!»). По принципу «лояльный к Советам автор не может написать ничего хорошего сам».
  • Немалый хейтдом Айн Рэнд. Докапываются и до духа, и до буквы, даже не читавшие. А самые продвинутые создают полемизирующие произведения, вот так, например, и появилась игровая франшиза BioShock — одна большая натебейка Айн Рэнд.
  • Хейтдом Латыниной. как и в предыдущем случае, в основном состоит из представителей политических фэндомов (патриотического, «новых левых», частично — «зеленых»), несогласных с классическими правыми убеждениями автора.
    • Впрочем, не меньше представителей хейтдома не любят Латынину за сочетание мнимого всезнания и вопиющего незнания матчасти во множестве областей одновременно.
    • Да ладно. Кому было бы интересно, в чём она компетентна, а в чём нет, если бы не разница в политических взглядах?
  • Те люди, что устроили срач вокруг книги и фильма «Зулейха открывает глаза». Примечательны тем, что раздувают из мухи слона, везде, особенно там, где их нет, видят оскорбления татарского народа, отбеливание КГБшников и даже тонну эротики. А еще они вокруг личности Гузель Яхиной строят мозговыносящие теории, например, о том, что Яхина — не женщина, а четыре разных мужчины.
  • «Дети против волшебников» прославились прежде всего именно деятельностью антифанатов, изучивших сие творение до дыр.
  • «Сумерки» — розовые сопли с вампирами. То, какие[2] здесь вампиры — предмет отдельных насмешек.
  • Телеканал ТНТ заслуженно имел и имеет репутацию самого худшего из всех российских каналов (последнее время его репутацию поправили сериалы для онлайн-сервиса «Premier», но не так уж значительно). Помимо самого канала, заметные хейтдомы есть и у отдельных его программ:
    • «Дом-2» — тут без комментариев.
    • «Comedy Club» (и его производные) и «Наша Russia» — как эталонный пример низкокачественного сортирного юмора.
  • «Беременна в 16» и в украинской, и в русской версиях. Да, у этой хрени есть и крохотное количество фанатов (точнее фанаток), но хейтеров в разы больше. Плюсом является лишь стёб выпусков со стороны известных блогеров.
  • Если в Интернете есть арт с кроссовером Гриффинов и другого произведения (персонажи Гриффинов в костюмах персонажей этого произведения), то у этого произведения сразу же появится небольшой хейтдом. А всё потому, что Мэг на этих артах изображают в роли мерзкого монстра, даже если в произведении достаточное количество женских персонажей, чтобы дать одну из ролей ей.
  • Naruto — «всё самое плохое, что есть в сёнэнах».
  • Свои хейтдомы есть у многих видеоблогеров.
  • Джастин Бибер.
  • Tokio Hotel, который имел целый зоопарк анти-фанатских сообществ.
  • Состав группы Serebro 2019, созданный после распада последнего настоящего состава (Ольга Серябкина-Екатерина Кищук-Татьяна Моргунова) — тут тоже комментарии не нужны.
  • Аналогично предыдущему примеру составы ВИА Гры с 2013 года (т. е. после ухода Альбины Джанабаевой и Евы Бушминой), именуемые как КОСТЮ Гра и МЕЛА Гра. Хотя, поклонники у них есть, но хейтеров всё-таки куда больше. А после того, как обе группы почти полностью поменяли составы, ненависть к ним ещё сильнее усилилась.
  • Хейтдом группы Otto Dix. Некоторые даже считают, что именно из-за деятельности «фанатов со знаком минус» группа до сих пор не покидает информационное поле и продолжает существовать. Примечательны долгим сроком своей деятельности, пылкой и неугасающей любовью к фронтмену и на удивление неплохим знанием сабжа.
  • В конце нулевых и начале десятых видный хейтдом был и у группы Amatory.
  • Очень сильный хейтдом существует у рэпа (особенно сильно ненавидят русский рэп). В ненависти к рэпу объединились фанаты рока/металла, менестрели, любители классики и многие другие.
  • Пони же! Да, сейчас МЛП в принципе постепенно уходит в историю, а вместе с фэндомом угасает и хейтдом. А ведь когда-то хейтеры даже в реале доставали брони.
  • «Genshin Impact» — имеет достаточно организованный хейтдом, занимающийся рациональной критикой почти каждого аспекта игры. Достается и отсутствию идеи, и ее франкенштейновости, сломанной механике, и бесконечно-бесцельному гринду плавно переходящему в дань КПК, и слитому сюжету третьей главы, и самим разработчикам, открыто игнорирующим проблемы своего детища.
  • У Five Nights at Freddy's, как и у других заметных инди-ужастиков, тоже был видный хейтдом. Хейтеры ругали FNAF за конвеерность, которые ничего нового не приносят в игровой процесс. В частности, ругают Скотта Коутона за то, что вместо внятного сюжета он оставляет на радость малолетним фанатам пасхальные яйца, которые якобы объясняют сюжет игры. И таким образом, благодаря неадекватным теоретикам Скот Коутон зарабатывает миллионы баксов. Про фанатов, которые дрочат на аниматроников и шипперят их, мы промолчим.
    • Вообще, это можно сказать про любую популярную инди-игру, которая попадает в тренды. Из-за доступности они как правило обрастают фэндомами разной степени неадекватности, преимущественно школьниками и подростками. Что Undertale, что Friday Night Funkin. Правда, Undertale и FNAF смогли пройти проверку временем и хейтдомы поутихли. А остальные инди-ужастики вроде Bendy and the Ink Machine и Tattletail канули в небытие.
  • Fortnite, по крайней мере, на Западе. Считается ужасной игрой для дошколят, которые тратят мамины кредитные карточки на покупку клоунских скинов. И упасите боги, если персонаж какой-нибудь известной франшизы доберётся до этой игры и начнёт исполнять эти ужасные танцы. Серьёзно, немалая доля фанатов God of War была возмущена тем, что их любимого Кратоса добавили в Fortnite. И поэтому любое упоминание в целом неплохой Королевской Битвы становится поводом для гнева. Помимо всего прочего эту игру хейтят за разработчиков в лице Epic Games, которая успела прославиться сырым магазином Epic Games Store.
    • Что забавно, аналогичный огромный хейтдом приобрела в своё время Minecraft, ролики по которой заполонили весь ютуб. Ирония в том, что некогда одна из самых ненавистных игр стала в итоге самой любимой игрой для многих людей.
  • Dungeons and Dragons — долгое время имела настолько сильный хейтдом, что над её фанатами насмехались вдоволь в западном медиа. Ведь это игра для задротов! Неудачников, которые настолько не смогли продвинуться дальше по жизни, что застряли в своём фэнтезийном маня-мирке. Так что если в каком нибудь американском сериальчике покажут игроков в DnD, то в достаточной мере негативном ключе. К счастью, в последние годы хейтдом поутих.
  • Warhammer 40000 также имеет довольно крупный хейтдом. Причём хейт обоснован не только тем, что это весьма дорогое развлечение для задротов. Фанаты настольной игры успели прославиться своей неадекватной любовью к ПАФОСНЫМ ГИПЕРМАСКУЛИННЫМ МУЖИКАМ В СИЛОВОЙ БРОНЕ и набегами на остальные фэндомы. Ещё хуже когда фанаты сорокатысячника связывают своё хобби с предпочитаемыми ими же экстремистким идеологиям. Ну а чего ожидать, если главными действующими лицами настольной игры выступают пусть привлекательные, но всё же злодейские фракции? Вот и подражают свои кумирам, хоть представители Game Workshop просят их же не делать этого. Поэтому далёкие от данной франшизы люди будут открещиваться от «вахоёбов».
  • Аниме… да просто аниме! Немало людей открещиваются от японской анимации кроме мультиков Миядзаки. Ведь аниме — это гуро-хентай с тентаклями, и её фанаты просто напросто отбитые на голову извращенцы, фашисты и педофилы. Особенно яростно не любят аниме люди, как правило, лет за 40 или больше. Особенно достаётся от Роскомнадзора. К счастью, когда годное аниме пробивается в массы, хейтдом начинает постепенно угасать.
  • Winx Club успела подзаработать обширный хейтдом, особенно в России и странах СНГ. Ведь всё началось с того, как этот мультсериал начали показывать в СТС и он так приглянулся маленьким девочкам, что стали крутить его чаще. Простые зрители, которые хотели посмотреть другие мультсериалы были недовольны и начали критиковать Winx Club за её пригламуренную эстетику и что это мультик для тупых девочек. Борцы за нравственность же углядели в мультсериале пропаганду развратного образа жизни и проституции (что учитывая легкомысленное поведение героинь и их наряды их можно понять). После новости о том, как маленькая девочка следуя инструкциям интернет-тролля сожгла свой дом чтобы стать феей огня, мультсериал ещё больше возненавидели. Люто возненавидели Winx Club фанаты аниме в жанре махо-сёдзё, в частности, фанаты Sailor Moon и также фанаты мультсериала Чародейки. Итог мультсериала печальный: он мало того что с самого начала был средненьким и узко рассчитан на девочек, так ещё скатился от опухания сезонов.[3] А когда появились более качественные представители жанра в лице мультсериалов и аниме, о Винксах все забыли. Зато про Сейлор Мун и Чародеек вспоминают с любовью.
  • Sonic the Hedgehog — на Западе устоялся стереотип, что все игры про Соника кроме тех что вышли на Sega Mega Drive — плохие. Все 3D Соники плохие! Даже Unleashed! Нету никаких портативок вроде Sonic Rush и Sonic Advance! Зачем вообще нужен Соник, если есть Марио? Тем не менее, основной хейт к данной франшизе появился на свет из-за её фанатов, которые якобы все из них являются малолетними фурри. Арты с перерисовками Соников уже всех достали.
  • Мобайл Ревью, Эльдар муртазин — Бешено ненавидим и презираем в среде «знающих». Основной контингент составляют обиженные яблочники, ибо Эльдар смеет жестоко критиковать Apple и в особенности новый айфон (пользуясь при этом макбуком) и ненавистники фирмы Samsung, за «проплаченные» хвалебные обзоры «нагроможденмя технологий без души». Род деятельности варьируется от грубых стишков и набегов на ресурс до скурпулёзного выискивания опечаток в статьях.
  • Если на Западе и в Японии компанию Nintendo принято уважать, то в России и странах СНГ она имеет крупный хейтдом из-за особенностей местного менталитета и маркетинговой политики компании. Во-первых, это дороговизна игр, особенно а eShop где цены соответствуют европейским. Ну а во-вторых, стереотип, что Nintendo делает только детские игры на немощной консоли с урезанной графикой. Поэтому нечему тут удивляться, почему у нас больше пользуются спросом игры от Sony и Microsoft. А еще Nintendo славилась своей неадекватной политикой по ааторским правам.
  • С хейтдомом PlayStation получился интересный случай. С одной стороны, Sony делает огромную ставку на эксклюзивность своих игр на консолях PlayStation, и так как немногие люди могут вообще позволить себе консоль лишь для пары-тройки игр, они ищут повод для хейта игр компании. Эдакая психологическая защита от осознания того, что они не смогут поиграть в эксклюзивы Sony пока не купят приставку. Самым популярным поводом для хейта послужило выражение Мыльное кинцо, когда обладатели остальных платформ пытаются найти хоть какой-то недостаток в новом эксклюзиве Sony и его же утрировать. Одной из таких игр оказалась Uncharted, вполне сносный шутер от третьего лица, который получил столь обидное прозвище. С другой стороны, тут в образовании хейтдома виноваты сами фанаты PlayStation, которые играют на чувствах игроков, которые не купили их любимую консоль. Фанаты PlayStation любят хвастаться, что у них игры в плане культурной значимости лучше, чем эти ваши глупые стрелялочки на ПК, что лишь немногие избранные могут позволить такую роскошь. Да чёрт возьми, даже любят говорить что PlayStation лучше ПК! Поэтому когда Sony начала наконец продавать игры в Steam... о-о-о, знали бы вы как их пердаки подгорели! Ещё одним поводом для хейта в сторону, так сказать, сонибойства в рунете оказался популярный в ютубе техноблогер Алексей «itpedia» Шевцов, который прославился роликами-мнениями, которые далеки от реальности.
  • Хейтдом Dota 2. Ну тут вообще всё понятно, ведь это игра с самым токсичным комьюнити во всём рунете! Там одни тупые задроты и школьники с подпивасниками играют, матерятся и отправляют всех на три буквы. Любой, кто играет в Dota 2, уже человеком даже не считается. Любой адекватный человек просто не выдержит матча в этой тупой сессионке! Ну да, тупой сессионке, по которой проводят престижные чемпионаты и где важную роль играет тактика, а не тупое закликивание. Хотя ради справедливости отметим, что хейтдом вполне обоснован, хотя... что вообще помешало отправить игроков в мут и просто наслаждаться игрой?
    • На удивление, мало кто на Западе играет в Dota 2 как раз из-за... токсичных русских игроков, отдавая предпочтение League of Legends. И так как на Западе и в Азии «Лига» пользуется большим спросом, она приобрела такую же репутацию за рубежом. Хотя в рунете тоже принято её хейтить.
    • Аналогично CS:GO.
    • Проще сказать, что любая сессионка имеет крупный хейтдом по похожим причинам.

Примечания[править]

  1. Только отношением, не идущим далее жёсткой словесной критики. В тот момент, когда отрицательное отношение начинает выражаться в активных действиях, хейтдом превращается в общественное движение. В особо запущенных случаях — в террористическую организацию.
  2. Не боящиеся солнечного света упыри-терминаторы с кровью Чужого, блестящие на солнце. Я уже не любовный роман, блин, я уже трэш-фантастика нафиг!
  3. Или возможно фанатки просто повзрослели.