Хороший царь, плохие бояре

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« В московском театре «Содружество актёров Таганки» идёт музыкальная сказка «Чиполлино» по произведению итальянского писателя-коммуниста Джанни Родари (1920—1980) «Приключения Чиполлино». Однако сюжет сказки изменён. Революции в конце не происходит, просто ходоки добираются до Его Высочества принца Лимона и подают ему всеподданнейшую челобитную. После чего принц отменяет собственные несправедливые указы и остаётся и дальше править своим волшебным королевством. Благородные фрукты остаются фруктами, а тупые овощи — овощами. Благодать! »
— http://maysuryan.livejournal.com/44615.html
« Какие ж у зверей пошли на это толки? —
Что Лев бы и хорош, да всё злодеи волки.

»
— Иван Крылов стебается над тропом
« На стеблях травы жил крошечные букашки. Старшие из них учили младших: «Посмотрите на этого тигра, который лежит неподалеку. Это добрейшее существо, он никогда не делал нам ничего плохого. А вот баран – опаснейший хищник: приди он сюда, сейчас бы сожрал бы нас всех вместе с травой, на которой мы живем. Но тигр справедлив – он отомстил бы за нас». »
— Притча

Имеется царь. Он искусный государь и выдающийся правитель, умный, отважный, прислушивающийся к своему народу и действительно знающий, что нужно его стране.

И у него имеются министры и советники, помогающие управлять страной — тупые, мерзкие, думающие только о себе коррупционеры. Они регулярно проваливают свои задачи, задерживают и перекраивают неудобные для них законы, а от слов «служить народу» у них кислая мина и хмыканье. В результате тень от их паршивости падает и на государя, ибо получается логично — раз он всех их терпит, не приструнивает и не выгоняет, значит, и сам немного того.

Почему же терпит и не приструнивает? Скорее всего, эти министры помогли ему взойти на престол, вообще всячески поддержали ну или просто остались в наследство от отца. У них неслабое влияние, деньги и сила, и ещё неизвестно, кто кого приструнит. Возьмут да отравят, а потом расплачутся, чай, нашего дорогого правителя кто-то отравил, наверняка злобные иноземцы, а на трон взойдёт удобная для всех марионетка. Нет уж, лучше не трогать, и так сдюжим. Другой вариант объяснения — государь считает, что вероятные преемники этих министров окажутся не лучше, но эти уже нахапали вволю и теперь воруют в меру, а новые начнут хапать «с нуля».

Однако значительно чаще мы имеем дело с «верой в доброго царя», идущей снизу. Мол, бояре просто не рассказывают царю о творящемся в государстве воровстве и произволе, а вот если добраться с челобитной, да открыть ему глаза… В истории несть числа людям, писавшим письма или прорывавшимся на приём на самый верх. И судьба их зачастую была печальной, и жизнь короткой (в виде особо тонкого издевательства жалоба сверху спускалась на рассмотрение по существу… как раз тому, на кого была подана). Либо, царь действительно добрый, просто глуп и безволен.

Близкие тропы: Хороший бог, плохие верующие для религии и Гадский подручный хуже хозяина, когда «царь» ни разу не хороший, вот только «бояре» ещё хуже.

Пятиминутка реальности[править]

Как всякий устойчивый миф, этот появляется не на пустом месте. Единоличный монарх действительно очень часто является естественным стратегическим союзником простонародья — по принципу «Враг моего врага». Потому что главными конкурентами и претендентами на его место являются именно непосредственные подчинённые — и соответственно, на головы этих подчинённых он в первую очередь обрушивает все репрессии, ну а те отвечают ему полной взаимностью. Тиранить народ напрямую у царя попросту нет возможности — ведь все его указы пойдут по цепочке вниз через тех же бояр. Если же бояре тиранят народ по собственному почину, не согласовав это с царём, то понятно, что первое лицо будет недовольно, и сердобольность его здесь совершенно ни при чём — просто кусок мимо рта уплывает.

Кроме того, монарх, как правило, действительно знает о положении дел в государстве исключительно по докладам министров/визирей/бояр. А те объективно заинтересованы представлять всё в максимально выгодном для себя свете. Так что представление о том, что бояре скрывают от царя правду, не так уж далеко от истины. Если какой-нибудь Гарун аль-Рашид бродит по городу переодетым, то в поисках не приключений, а хоть каких-то альтернативных источников информации. У монархов более современных для тех же целей имеется личная разведка и личная армия социологов. Но чтобы она работала хорошо, надо самому хоть немного понимать в искусстве управления.

А ещё можно вспомнить короля Богемии и Венгрии Владислава II Ягеллона по прозвишу «Добже» aka «Bene», что по-русски дословно «Добре». Заслужил своё прозвище тем, что на любые предложения аристократии он отвечал «Добже». А вот для народа он таким добрым по-факту не был. Но крупнейшее крестьянское восстание, вспыхнувшее в его правление, аристократы подавили самостоятельно без его участия — вот уж действительно выглядело «король — добрый, магнаты — злые».

Ну и не забываем про то, что если царь действительно ни на что не годится, ему проще всего обвинять во всех провалах своих подчиненных.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Пьесы, где правитель инкогнито странствует и смотрит, как живет его народ — «Мера за меру» у Шекспира, «Счастливые нищие» у Гоцци.
  • «Недоросль» Фонвизина — барыня Простакова и её брат с говорящей фамилией Скотинин — плохие, царский чиновник Правдин — хороший. Причём Правдин пресекает деятельность Простаковой и Скотинина не самоуправством, а с опорой на царский указ.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Иван Андреевич Крылов, «Пестрые овцы» (см. второй эпиграф) — желающий устроить геноцид против этих самых овец Лев, по совету Лисы, выдает им самые лучшие луга… и назначает начальниками волков. Все как по маслу: овцы ликвидированы, репутация Льва самая лучшая, басня сорок лет лежит среди неизданного.
    • А также «Мирон»:
«

Видать случалось часто мне, Как доступ не легок в высокие палаты; ‎Да только всё собаки виноваты — ‎Мироны ж сами в стороне.

»
  • Иван Лажечников, «Ледяной дом» — Анна Иоанновна выведена доброй, но слабохарактерной, а Бирон со товарищи — типичными плохими боярами, которые пользуются ее мягкотелостью.
  • Аркадий Аверченко, рассказ «Слепцы». Король на неделю уступает трон писателю AVE, который в разговоре с ним неосторожно заявил: «Я бы на вашем месте…». Пока отданный AVE приказ доходит до непосредственных исполнителей, он успевает претерпеть удивительные метаморфозы, меняя смысл на совершенно противоположный. «Одним моим критиком меньше», — кричит король вслед AVE.
  • Мария Семёнова, «Волкодав»:
    • Сонмор, «ночной правитель» (глава организованного преступного мира) Нарлака, солидный и всеми уважаемый человек, который извёл под ноль всю неорганизованную преступность в столице. Однако на окраинах страны некоторые его подчинённые творят его именем откровенный беспредел и дерут с народа за «крышу» по три шкуры, укрывая лишние денежки в своём кармане. Впрочем, вполне вероятно, что Сонмор временами вызывает таких молодцов для объяснения, после чего их находят завёрнутыми в собственные шкуры, вывернутые наизнанку.
    • Глузд, князь Галирада и отец кнесинки Елень. Сам пользуется в городе всеобщим уважением, однако его «левая рука» боярин Лучезар — полное чудовище, и в дружину свою людей набирал по образу и подобию своему. Фанатский обоснуй: скорее всего при князе он сдерживал себя и раскрылся, когда князь уехал по делам. А заодно и распробовал наркотического порошка. В общем, князь действительно ничего не знал, иначе бы не доверил ему отвезти свою единственную дочь к жениху через дикие земли.
  • Вейская Империя — государь Варназд поначалу был капризным самоуверенным засранцем, а потом ему помогла оздоровительная порка, он согласился со своей чисто декоративной ролью и стал посвящать время рисованию, в чем достиг немалых успехов. От управления государством он сознательно держится подальше, всем рулит негодяй Шаваш. Субверсия, потому что Шаваш при всем своем негодяйстве действительно искусный правитель.
  • Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — точно в описание. Царь Горох умён, проницателен да и человек неплохой, но откровенно побаивается бояр, с которых вполне станется сместить его с трона, и поэтому вынужден строить из себя самодура и стараться им угодить. Сами же бояре способны думать лишь о своей выгоде, причём сиюминутной, а живущий по закону лейтенант Никита им как кость поперёк горла. Боярин Кашкин — самый прогрессивный, и Никиту уважает, правда и не всегда доволен фамильярностью «сыскного воеводы» и царя-батюшки. Позже Митьке удаётся приструнить молодых бояр, которые всегда становятся перед ним навытяжку.
  • «Сварог» — Сварог неоднократно подсвечивает, что всевозможные министры не возвышенные бессребреники, думающие лишь о служении государству, а просто люди, способные и обмануть, и своровать, и действовать исключительно в своих интересах. Стоит отметить, что как раз у него в ближайших сподвижниках откровенных мерзавцев и уж тем более некомпетентных не наблюдается. Впрочем, ему хорошо — внутренний ларский детектор лжи позволяет отлично отсеивать неподходящих людей.
    • Внезапно, инверсия в Снольдере до прихода собственно Сварога: министры в большинстве своём действительно работают и пекутся о стране (как минимум статус самого прогрессивного государства обязывает), а вот король и принцы… эх.
  • Олег Дивов, «Сталин и дураки».
  • «Хроники странного королевства» — хоть этот цикл и часто обвиняют в воспевании аристократии, по факту все умные и полезные ставленники короля Шеллара — те, кто получил свою должность за заслуги (как, например, Флавиус, который ни разу не дворянин по рождению, но дослужился до главы госбезопасности). В то время как «цвет ортанского дворянства» — сборище бездельников, кичащихся заслугами предков и заинтересованных только в увеличении собственных привилегий.
  • Николай Блинов, «Третий класс купил колбас» — Сталин на самом деле очень скромный. Он очень разозлился бы, узнав о культе личности. Но ему не говорят.
    • То есть Сталина нечаянно, не подумав, описали… не знающим о том, что происходит в стране. То есть, по сути, неумелым, некомпетентным (а таким он не был — как бы к нему и его деятельности ни относиться). Миленько.
  • Валерий Поволяев, «Адмирал Колчак» — якобы все подчинённые Колчака злоупотребляли своей властью исключительно без его ведома, а сам он никогда ничего не приказывал. И людей-то казнили без его приказов, и золотой запас России чехи увезли также самовольно, и со своими соратниками Колчак ничего сделать якобы не мог…
  • Константин Костин, «Ксенотанское зерно» — с прикрученным фитильком. Король генерал Вальтер Нец совсем не такой уж поборник справедливости, но он железной рукой навёл порядок в стране, где налёты банд на городки стали обыденностью, и доходчиво объяснил дворянской вольнице, что в стране есть законы, которые нужно соблюдать. Дворянам же на страну плевать, их волнует исключительно «свобода» (а попросту — вседозволенность и безнаказанность), ради которой они готовы стакнуться с любой нечистью.

На других языках[править]

  • «Сага о Форкосиганах» — субверсия во времена Эзара. Сам правитель… да, он искусный государь. А также тот ещё макиавеллист, способный ради блага империи угробить тысячи людей, только чтобы устроить зачистку реакционной военщины и гэбни во главе с собственным сыном-психопатом (и ладно бы еще понимающим, что государством управлять — это не на троне в короне сидеть). Однако министерство политического воспитания — реакционеры, что для отсталого Барраяра подобно смерти и ведёт к судьбе полуколонии какой-нибудь развитой державы. А вот к правлению Грегора аристократия уже хорошая: после прошлого императора и регентства Эйрела Форкосигана, их усилиями плохие аристократы просто кончились.
  • «Плоский мир» — патриций Витинари необычайно умён, действует исключительно во благо Анк-Морпорка и Диска вообще, да и по меркам тирана и наёмного убийцы он очень даже хороший человек. А вот всевозможные главы Гильдий, на которых он опирается, подобным похвастать в большинстве своём не могут. Однако же в данном случае речь идёт скорее о взаимовыгодном сотрудничестве, ибо обе стороны в целом устраивают друг друга.
    • «Глиняные ноги» — вот здесь как раз часть аристократии и глав Гильдий пытается убрать Витинари и заменить его добрым и послушным королем… Шнобби Шноббсом. В итоге Шноббс сам сбегает от участи марионетки, а командор Ваймс обезвреживает главного вдохновителя заговора и сожжением архива лишает аристократию всякой опоры на биографии и генеалогию.
  • «Хонор Харрингтон» — протекторат Грейсон: мудрый, просвещенный и абсолютно положительный лорд-протектор Бенджамин Мэйхью и куча лордов поменьше, из которых половина реакционные узколобые фанатики, а вторую половину просто гнать в светлое будущее пинками под зад. Следует заметить, что до Бенджамина, почти вся власть была в руках лордов, так что им есть за что его ненавидеть.
    • В Королевстве Мантикоры, всё не настолько плохо. Да, Елизавета III обычно показана умной и рассудительной, однако она также известна своей вспыльчивостью и ненавистью к хэвенитам. Многие дворяне действительно нормальные люди, но хватает отморозков и реакционеров. Когда наёмники хэвенитов убили премьер-министра, и на смену ему пришёл член оппозиции, то вспыльчивость королевы привела к небывалому объединению против неё всех фракций оппозиции. Упс!
  • Эддингс, The Elenium and the Tamuli: император Тамули, с любопытным нюансом. Он действительно хороший и умный, только вот его роль при дворе — почти исключительно декоративная. Поэтому император старательно косплеит безмозглого вертопраха, а тем временем копит силы для переворота.
  • ПЛиО. Король Эйрис II Безумный, потомок множества инцестуальных поколений — маньяк-параноик (особенно последние годы), а в быту — бешеный зверь, насиловавший свою королеву и дравший её своими отрощенными ногтями (!), так что личная охрана едва сдерживалась, чтобы не кинуться на короля. А когда стало очевидно, что его вот-вот свергнут — король решил всю столицу пожечь напалмом (буквально), чтобы она никому не досталась, хорошо, что нашёлся добрый человек и предотвратил это. В общем, свой меч в почку этот псих бесспорно заслужил… Но всё ли так просто? Нет. Как обычно у Джорджа Мартина — не всё. В течение всего своего правления, но особенно в первой его половине, Эйрис, лютой ненавистью ненавидящий своё дворянство, как мог старался облегчить жизнь народа, а от дворян требовал единого порядка и беспрекословного повиновения самодержавной власти (что многим из них не особенно нравилось), и если вдруг чего не того — сразу карал благородных, в том числе казнил их весьма необыкновенными способами. Что характерно — именно дворянство потом и свергнет его режим и его династию… Поэтому простонародье ВНЕЗАПНО любило Эйриса, надеялось на него и относилось к нему в духе тропа. Показано, что через многие годы после его смерти, в ходе гражданской Войны Пяти Королей, когда лорды беспределили, представитель простонародья заявил: «А вот при короле Эйрисе так бы не было!». Автор книг, в меру своих знаний, сделал отсылку на Иоанна Грозного?..
  • Януш Корчак «Король Матиуш Первый» — заглавный герой честно пытается быть хорошим королём, но по малолетству, следуя чересчур высоким идеалам и доверившись не тем людям, наворотил таких дел…
  • Джек Лондон «Время-не-ждёт» — протагонист, перебравшись с Аляски в Сан-Франциско (?), встречается с одним из клана Гугенхаммеров, с чьей фирмой протагонист в Клондайке бился не на жизнь, а насмерть. Элам Харниш считает, что этот-то «король» — точно хороший, а «перегибы на местах» — инициатива «бояр». Впрочем, чуть позже Гугенхаммер сотоварищи чуть не обул протагониста на 11 миллионов.
  • «Двенадцатицарствие» Фуюми Оно — в одной из историй главная героиня почти отыграла этот троп: министры оклеветали одного из губернаторов, не сдавшегося прежней — фальшивой — королеве, подставили его товарищей и едва не вынудили Ёко (героиню и королеву) таки стать их марионеткой. Но. Девушка решила сама разобраться, что происходит в ее стране. И тайно ушла из дворца наблюдать за жизнью подданных, раскрыла заговор и все поняла.
  • Кэтрин Куртц, цикл о дерини — Синхил Халдейн через «не могу» был не самым плохим королём и пытался в меру силу подготовить своих сыновей к правлению. Однако его окружение за исключением семейки Макрори и их друзей представляло собой неиллюзорный серпентарий.
  • The Interdependency — Имперо Кардения действительно старается хоть как-то сохранить остатки человечества в эпоху предстоящего катаклизма. Да и до этого ничего плохого подданным не желала, хотя реформистского рвения у неё тоже не наблюдалось. Но при таких «благородных» домах легче удавиться, чем принести людям хоть какую-то пользу! Нохамапитаны там, конечно, самые заметные и отмороженные, но если бы они одни были такими…
  • Классика жанра — «Звездные короли» Э.Гамильтона. Царь хороший. Все бояре продались врагу за обещание собственных королевств.

Кино[править]

  • «Багдадский вор» (1940) — добрый багдадский султан Ахмад не имеет ни малейшего понятия, как живут его собственные подданные. Чтобы внести ясность в этот вопрос, переоделся нищим и «пошёл в народ», чем не замедлил воспользоваться визирь и колдун Джафар, приказавший схватить и казнить «самозванца».
  • «Зорро» (1975 г. с А. Делоном в гл. роли) — Диего де ла Вега в должности губернатора (под именем друга) отыгрывает роль доброго царя, а главный плохой боярин — полковник Уэрта. Только де ла Вега знает, что народ бедствует, посему сначала отправляется на разведку, а потом отыгрывает альтер-эго Зорро. А для маскировки Зорро еще и угрожает убить губернатора.
  • Румынский фильм 1979 года «Господарь Влад» про исторического Дракулу. Сам Влад в меру своих сил и разумения заботится о народе, а вот бояре — поголовно (с буквально одним исключением) мерзавцы, заботящиеся только о своих привилегиях и рассчитывающие управлять новым господарем, как управляли теми, кто был до него. Не останавливаются даже перед попыткой физического устранения Дракулы... Неудивительно, что в итоге дружно «поднялись поближе к небу».
  • «Робот-полицейский» (1987) — глава зловещей корпорации OCP — «добрый старичок», который ни сном ни духом о том, что творит его правая рука Дик Джонс, вовсю сотрудничающий с бандитским авторитетом Кларенсом Бодиккером. Впрочем, в сиквеле перестал быть добрым (а значит, и не был таким — просто культивировал такой свой имидж; да и то сказать, добряки во главе таких суперкорпораций не оказываются).
  • «Слуга народа» — такова ситуация у Голобородько: президентом он стал, а вот правительство тот еще подарок, не говоря уже о премьер-министре Юрии Ивановиче Чуйко. Правда, в итоге сумел переломить ситуацию, найти своих людей и привести их к власти.

Телесериалы[править]

  • «Нереальная история», сюжетная ветка «Артем Добрый». Педаль в пол — царь добр настолько, что и мухи не обидит, в то время как у бояр народ мрет, как те же мухи. При этом в этом боярском серпентарии уважение вызывает лишь вечно пытающийся свергнуть царя Борис Годунов своим масштабом личности и умом, в то время как остальные лишь и могут, что воровать да неловко оправдываться, нагло пользуясь царской добротой. Начинаешь подозревать, что Иван Грозный был добрейшей души и величайшего терпения царь, раз не перебил всю эту шоблу — так как даже агнеца Артема Доброго они так достали, что царь пару раз приказал казнить бояр (чему подивился даже соратник Грозного Феофан), а также покалечить а одного отпинал лично. Собственно, в основном на этом тропе юмор сюжетной ветки и основывается.

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Земля королей. 13 карт — Зонтик промахнулся два раза с чиновниками. Вначале он назначил 5 министров, которые распустились из-за его слабохарактерности. Второй раз он создал Алебарда, снова промах, вместо решения проблем тот построил культ личности и теократию.

Аниме и манга[править]

  • Overlord — в королевстве Ре-Эстиз идёт борьба между королевской фракцией во главе с добрым и старым королём Ланпосой III и дворянской фракцией основу которой составляют жадные и трусливые дворяне.
  • Akame ga Kill! — субверсия с аниме. Сначала кажется, что троп играется почти прямо, и юный император — марионетка в руках всемогущего премьер-министра. Кажется, что шанс исправиться у него всё же есть, но он слишком погряз в манипуляциях министра, фактически став в последних 2-х сериях его оружием и убивает немало народу. Именно он убивает Тацуми. Тем не менее, империя всё равно проигрывает. В конце гильотинирован революционерами, но свою вину вполне осознал и взошел на эшафот добровольно.
  • Двенадцатицарствие — когда Йоко только уселась на трон, то долго не могла разобраться, в чем ей врут, как ею вертят и т. д. Понимая, что что-то идет не так, инкогнито уезжает из дворца и наводит порядок, по пути примкнув к восстанию доведенных до ручки простых людей.
  • Versailles no Bara: Мария Антуанетта искренне старается быть хорошей королевой — доброй и справедливой. Вот только добра она прежде всего к тем, кого чаще всего видит — придворным дворянам, которые всё наглее используют королевскую власть в своих корыстных интересах, толкая Францию в пламя революции.

Реальная жизнь[править]

  • Когда в 1861 году объявили об освобождении крестьян от крепостной зависимости с выдачей земли в ипотеку на 50 лет под немаленькие проценты, в стране вспыхнуло почти полторы тысячи восстаний под одним и тем же лозунгом: помещики подделали манифест и скрыли настоящий, подписанный царём. Большинство этих восстаний пришлось подавлять силами казаков и регулярной армии, однако репутация государя императора оставалась среди крестьян незыблемой (что привело к закономерному провалу агитационной кампании народников), зато Николай II помог широким народным массам развеять этот миф… ненамеренно, конечно же.
  • По свидетельству Ольги Берггольц, буквально такой имидж сложился в советских тюрьмах у Сталина:
« О, каким сиянием было там окружено его имя! Он был такой надеждой там для людей, это даже тогда, когда я начала думать, что «он всё знает», что это «его вина», — я не позволяла себе отнимать у людей эту единственную надежду. Впрочем, как ни дико, я сама до сих пор не уверена, что «всё знает», а чаще думаю, что он «не всё знает». И вот начала письмо с тем, чтобы написать ему о М. Рымшан, Плотниковой, Ивановой, Абрамовой, Женьке Шабурашвили, — это честные, преданные люди, глубоко любящие его, а до сих пор — в тюрьме. И когда подошла к этому разделу — потухла, что ли. Додик писал Сталину о своём брате, о том, как его пытали, — ответа не получил. Рымшан писал тому же Сталину о своей жене — ответа не получил. Помощи не получил. Ну, для чего же писать мне? Утешить самоё себя сознанием своего благородства? »
— «Запретный дневник»