Хрустальный дракон Иисус

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Crystal Dragon Jesus. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Фэнтезийная религия, похожая на христианство — главным образом на католицизм.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Posmotreli не считает одну религию хуже другой. Она не стремится ни с кем конфликтовать и не разжигает никакой сторонний конфликт. Она всего лишь составляет список очевидных и более-менее широкоизвестных примеров фэнтезийных религий, напоминающих христианство (в особенности — католицизм) в тех или иных его аспектах, как их видят авторы. Ответственность за каждый из примеров несёт его автор, а не Posmotreli. Если эта статья задевает ваши чувства — предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить)
« Церковь поёт: Пришелъ еси от Дѣвы ни ходатай, ни ангелъ, но Самъ, Господи, воплощься. Стало быть, возможно было и ходатаю, и ангелу быть спасителем. У нас угодно было Самому Господу прийти воплотиться; а там, может быть, совершил дело спасения ходатай, или ангел, или ещё кто. »
— Святитель Феофан Затворник
Этот капуцин с крестом — отец-экзекутор Этлау, из Святой Матери нашей Эвиальской Церкви Спасителя
Нет, это не католический собор. Серьёзно. Это андрастианский храм из Dragon Age: Inquisition.

Христианство — огромный пласт культуры Земли. Одна из трёх величайших религий мира,[1] а уж по достижениям науки, техники и литературы христианские страны с эпохи Возрождения впереди планеты всей. Поэтому, сознательно или несознательно, авторы его вставляют в фэнтези. Какую именно ветвь? Православие — ветвь в западном мире малоизвестная, да и не очень хорошо вписывается в сеттинг «под средневековую Западную Европу». У протестантизма предельно упрощённый обряд, и копировать нечего. Что остаётся? Католицизм.

Хрустальный дракон Иисус — собирательное название для стереотипного божества стереотипной фэнтезийной религии, подозрительно похожей на христианство.

Обычно фэнтезийные религии бывают стилизованы под христианство внешне (архитектурой церквей, формой одежды священников, монахов и монашек, богослужебной музыкой, и т. д.), причем чаще всего под католическую религию. Прямые заимствования в вероучении встречаются реже; как правило, это либо собственно Иисус без Бога-Отца, либо наоборот. Иногда божество предстаёт как некий достаточно абстрактный Свет.

В западных произведениях встречается не так часто, из соображений политкорректности; только если целью автора является неполиткорректно проехаться по христианству (ср. Ник Перумов), будут встречаться прямые отсылки. Либо если имеется желание воссоздать атмосферу Средневековья, непредставимую без католической церкви. А вот в аниме сей троп встречается с завидной регулярностью, потому что для японца и собственно христианство — привлекательная экзотика.

Возможная аверсия: показана традиционная атрибутика христианства, церкви, священники, монахи, но при этом не углубляются в детали и не рассматривают историю религии, и крест с прочими однозначными символами скорее всего не попадает в кадр (хотя бывает и наоборот — лишь ненавязчивое наложение крестного знамения выдаёт христианство). Делается для сохранения привычных бытовых деталей, при этом политкорректного.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»: здешняя религия заключается в поклонении безымянному единому Богу и куче святых у него на подхвате; церковь обладает большим влиянием, вполне достаточным, чтобы агрессивно поглощать целые королевства. Служат ей монахи и епископы, в ходу обращения «брат» и «отец»[2]. Изображена религия довольно неприглядно, наиболее запоминающаяся цитата из их писания звучит так: «И сказал Бог — прокляну. И проклял». Все державы мира делятся на светские, где религиозные ценности мало уважаются («Эй, поп, хошь в лоб?»), и теократическую Область святого ордена, где все, включая дворян, бегают перед церковью на задних лапках, как собачки («Никто не имеет привилегий перед Орденом!»). В последней сам институт монархии упразднён за ненадобностью (церковь берёт на себя всю администрацию), культура сведена к минимуму, а вся духовная жизнь находится «под колпаком».
    • Известная цитата «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге» похожа на прямой стеб над культом многочисленных мощей святых в христианстве…
      • Или на попытку изобразить неземную культуру[3]. Ну и кроме того — не лично же святой Эльм зажигает соответствующие огни, так что не исключено, что на планете Цуринаку «могилой святого Мики» называется какая-нибудь особенность рельефа. Скажем, варвары, которым продали святого Мику ируканцы, утопили его в болоте и с тех пор всякое болото завется «могилой святого Мики»…
  • М. Семёнова, «Волкодав» — Культ Близнецов многое заимствовал от христианства, как хорошее, так и плохое. В отличие от оригинала, их Мать, смертная женщина, не почитается. Впрочем, это только в официальном культе. В народной религии — ещё как, что, кстати, вызывает постоянное раздражение клира, считающего культ Матери полу-языческим. С другой стороны, после многочисленных чудес в «Знамении пути», вроде обретения и погребения мощей Младшего или обвала Харан-Киира, церковь Близнецов явно ждёт своя Реформация.
  • Сергей Лукьяненко, «Искатели неба»: вместо Сына Божьего — Пасынок Божий, вместо Богоматери — Сестра Его, вместо креста — столб, из 12 апостолов 11 отреклись и Иуда остался верен, вместо казни на кресте — приход к власти в Риме… А вся история, собственно, и построена на том, что наш юный падаван есть Второе Пришествие Мессии. Или нет.
  • Ник Перумов,Упорядоченное : Спаситель — бог, созданный страхом людским перед несправедливостью мира, и он ничего не любит более, чем устраивать парочку библейских апокалипсисов в день. Спаситель принадлежит к числу злодеев Упорядоченного и разрушителей миров. Инквизитор на картинке поклоняется именно ему. При этом автор достаточно толсто и неоднократно намекает на то, что Спаситель и, собственно, авраамический Бог — это одно и то же лицо.
  • Ярослава Кузнецова, Анастасия Воскресенская, Дарский цикл — вполне официальное христианство, несмотря на фэнтезийный мир. Согласно местной истории, его туда принёс святой Иаков во время странствия лодки с его телом по Средиземному морю. Его ненадолго занесло в иной мир, где он воскрес и обратил в христианство одного из местных жителей, который и понёс учение дальше. Со временем учение накопило довольно много отличий от земного, но всё ещё вполне узнаваемо.
  • «Хроники странного королевства» — то же самое. Христианство в мире Дельта проповедовал некий проповедник-«переселенец» (с жирными намеками на то, что это был тот самый Иисус).
    • Но именно, что с намеками. В мире Дельта действуют переселенцы с Земли Жак, Ольга и Тереза, а не Благословенный, Святая и Охотница, ergo имена собственные у переселенцев не переводятся. При этом религия, исповедуемая в мире Дельта, — христианство (религия Христа), а не религия Помазанника или религия Мессии. Таким образом, проповедник местной версии христианства, уже считал слово «Христос» именем собственным (а не именем нарицательным, которое при переселении заменяется на аналог из местного языка). Причем говорил этот проповедник на греческом («Христос»), а не арамейском («Машиах»). На исторического Иисуса не похоже, для христианина самопровозгласиться Христом — полноценное богохульство. Так что скорее всего, этот проповедник — мистик-синкретист III—IV века из ареала эллинистической культуры. Христианство уже достаточно хорошо известно, но отношение к нему еще достаточно легкомысленно, чтобы идея скосплеить основателя этой религии могла прийти в голову попаданцу-переселенцу.
  • В. Камша, «Отблески Этерны». Эсператизм очень напоминает католичество, есть даже свой аналог Папы — Эсперадор, заседающий в священном городе Агарисе. А вот олларианство — протестантизм, конкретно англиканство: формально глава церкви — король, религиозными делами ведает кардинал. Даже своя Варфоломеевская… пардон, Октавианская ночь имеется.
  • Юрий Нестеренко:
    • «Ответный удар»: Светлые, поклоняющиеся Единому богу (существование которого не доказано, в отличие от Темных богов, существующих реально), весьма напоминают христиан, выигравших Армагеддон и установивших теократическую диктатуру с инквизицией и всеми прелестями (но одновременно с благотворительностью и всяким прочим причинением добра). При этом и Светлые, и Темные обладают магической силой, но у Темных магическое знание доступно всем членам Ордена, а у Светлых — только высшим иерархам.
    • Рассказ «Дар» — фактически показан фэнтезийный аналог Византии, но с инквизицией западноевропейского типа.
    • «Крылья»: сами земляне говорят, что религия Святого Троекнижия весьма напоминает христианство, включая триединого бога (Вершитель, Обличитель и Заступник, или, в более приземленной версии — бог-судья, бог-прокурор и бог-адвокат), проповедь смирения, рай и ад и т. п. Дьявол, впрочем, считается не творением, а младшим братом бога и сотворцом мира (чем и объясняется наличие в мире зла). Однако эта религия куда менее агрессивна, чем христианство (как, впрочем, и вся культура аньйо) — никаких преследований еретиков и религиозных войн: «Аще кто святой веры не имеет, Господь тому судья. Аще кто верует праведно, Господь тому защитник. Мирскому же суду по мирскому закону мирские дела судить надлежит, Господа подменить отнюдь не умышляя». Исключение — только отношение к крылатым, которых считали порождением дьявола, пока Путнуройский Собор не признал крылатость обычным уродством.
  • О.Громыко, цикл «Белория» — символом церкви служит крест, но основан он не на распятии, а на неких древних летописях. По мнению магов, летописи те были магическими, а крест символизирует четыре стихии. По мнению некоторых фанатов, весь мир — постапокалиптическая Земля, оттого все сходства. Кроме креста, есть также и рыцари, служащие церкви, и монахи, и просто святые.

На других языках[править]

  • «Хроники Нарнии»: вероятно, каноничнейший образец, только Иисус не дракон, а лев. Слово Божие гласит, что он и есть буквально Бог Сын, который умеет перемещаться между мирами и принимает в Нарнии облик льва (только лишь к нему он не привязан — свободно превращается в кота, а на краю света как-то превратился в ягнёнка).
  • Орден Манускрипта — вместо Христа, распятого на кресте — Узирис Эйдон, распятый на дереве.
  • «Плоский Мир»: Омнианство во многом напоминает пародийное христианство.
    • Христианство? По-моему, там куда больше аллюзий на ислам.
      • Ислам? С бегающими по домам с брошюрами проповедниками и кризисе веры, теряющейся в многочисленных изводах, у священников? Просто омнианство — это пародия на не очень привычный нам протестантизм. И вот протестанты, навроде пуритан, в фанатизме не уступали нынешним мусульманским фанатикам.
  • «Ночь шрамов»: Церковь и обилие изображений ангелов с раскинутыми крыльями в позе, похожей на крест.
  • «Песнь Льда и Пламени» — почти все монотеистические культы основаны на христианстве:
    • Культ Семерых богов эстетически напоминает христианство. Так же, по аналогии с христианской Троицей Семеро представляют собой Единого Бога, однако многие в этом мире не знают об этом и поклоняются Семерым как отдельным богам. В отличие от реального Средневековья и Католической церкви в нём, септоны в мире Мартина не обладают значительной властью, а Верховному Септону далеко до влияния Папы Римского. Хотя, недавно избранный Верховный по прозвищу «Его Воробейшество»[4] стремительно пытается сию недоработку исправить. Под его руководством церковникам удалось опустить влиятельнейшую Серсею, что уже говорит о многом!
    • Принятие веры в Утонувшего Бога похоже на крещение, проводимое в морской воде, про самого этого бога говорится, что «он утонул за нас», гроб с телом умершего надо предать воде (чтобы покойник попал в подводный рай), подобно тому, как в христианстве гроб с телом надо предать земле. Правда, наличие бога-антагониста — злого Небесного Бога, насылающего на моряков шторма и грозы, делает эту религию больше похожей на манихейство. А уж все остальное — настолько изуверское, что подходит больше северному язычеству.
    • Культ Р’Глора пересекается с христианством образом Огня-Света. И, конечно же, живительными аутодафе для язычников! Да еще и два пришествия Мессии, с первого из которых религия началась, а второе окончится победой над силами тьмы и установлением рая на Земле тоже прозрачно намекает. Параллели с зороастризмом — известный миф, бродящий по сети, во многом благодаря словам автора. Сходства у Мазда-Ясны и Р’Глора такие же, как у последнего с зажигалкой или спичкой — наличие огня. Однако огонь почитается и в христианстве (церемония Благодатного Огня), и в индуизме (яджна), его не избегали даже коммунистические правительства как способ почитание павших (Вечный Огонь). При этом зороастризму не свойственна ненависть к «неверным», да и пресловутый дуализм выражен иначе. А вот манихейство… но про это отдельно.
    • Ночной Дозор ходит в чёрном, даёт обет безбрачия, борется против демонов, не лезет в игры престолов. Часто туда уходят, чтобы избежать незавидной политической судьбы. Довольно-таки похоже на монашество, только оружие носить не возбраняется, а с точностью до наоборот (впрочем, можно вспомнить монахов-витязей в Древней Руси и военные ордена католической Церкви). Ну, а что касается послаблений в аскезе — и в Дозоре есть свои сержанты Звери, и в монастырях — разгильдяйские настоятели… Кстати, Дозор — не религиозная организация, и даже присягу там можно по выбору принести как перед Семерыми, так и перед богорощей.
    • Овечьи люди, напоминающие заметно сдавших в крутизне древних евреев, сравнивают своего Бога с пастухом, людей — с отарой овец, что напоминает библейские притчи с аналогичными сравнениями.
  • Романы Дэвида Геммелла — культ Истока.
  • Романы Бернхарда Хеннена — культ Тьюреда.
  • Романы Гая Кея о мире Джада — религия Джада.
  • Видесский цикл Гарри Тёртлдава — культ Фоса.
  • К. Куртц, цикл о Дерини. Христианская церковь, культ святых, но действие происходит в альтернативной Европе.
  • «Тёмная Башня»: зигзаг. Роль сабжа исполняет Белизна и её персонификация Ган. Но, т. к. вселенная включает и наш мир, Иисус Христос в нём существует, как один из проповедников добра.
  • «Князь Пустоты» Скотта Бэккера — культ Бивня. Похожие заповеди, например о том, что инакомыслящих нужно уничтожать, колдунов и ведьм сжигать, блудниц забивать камнями и тому подобное. На деле же, Бивень был подброшен людям инопланетной расой чудовищ, а поклоняются они самым настоящим демонам, так как Бог творец в этой вселенной давно распался на миллиарды частиц, многие из которых превратились в демонов.
  • «Воители безмолвия» Пьера Бордажа — крейцианство. Пополам с Католики плохие, т. к. представляют собой явную СФК римской церкви времён инквизиции и аутодафе.
  • Dragonlance — может, культ Паладайна визуально и не очень похож на христианский, но есть несколько нюансов. Во-первых, сам Паладайн — в буквальном смысле дракон, только не хрустальный, а платиновый (в других мирах D&Dшного кластера его ещё называют Бахамут). Во-вторых, его место в миропорядке явно сравнимо с таковым у архангела Михаила или толкинистского Манвэ: не Единый Бог, но Его архистратиг и предводитель всех земных сил добра, к которому взывают, зачастую забывая и Самого Единого (как к Николе Угоднику в народном православии). В-третьих, его антагонистка Такхизис одно время как раз Единого Бога и пыталась косплеить (вспоминаем христианский афоризм «сотона — обезьяна Бога»). В-четвёртых, город-храм Истар (местный аналог Ватикана) на канонических иллюстрациях Ларри Нивена подозрительно смахивает по стилистике на московский Кремль с белокаменными соборами и колокольней Ивана Великого.
  • Д.Эддингс, «Вор и Книга Демона». Бог создал мир и людей, другой Бог (с намекающим именем Дэва) то ли из зависти, что сам так не может, то ли из злости, решил всех уничтожить, для чего некоторых людей развратил. Их «сестра» считает, что мир создан для того, чтоб ей не скучно было. Есть даже две Книги — где рассказывается две версии сотворения мира (Дейвоса и Дэвы соответственно). Сестру древние народы почитают, как богиню плодородия, но после условных Тёмных веков Церковь крайне против самой идеи женщины-богини. Церковь также разделена на три ордена — чёрные, коричневые и белые жрецы (а называют их «братьями»), и разница между ними в трактовке неких символов. Один из орденов даже устроил чуть ли не культ овец — по аналогии с невинными ангцами (оправдывается тем, что их паства — преимущественно пастухи). Церковь очень активно поощряет крестьян к бедности и лишениям — мол, только так истинная благодать будет заслужена. Богачей и аристократов это все почему-то не касается. Ничего не напоминает? И да, один из жрецов пытается казнить красивую женщину, обвиняя в колдовстве (а на самом деле, потому что сильно её хочет).

Кино[править]

  • «Сердце дракона» — внезапно, не альтернативный фэнтезийный мир и не другая планета, а как бы обычная Британия в историческом фэнтези. По словам дракона, был в древности некий дракон-мудрец, который велел оберегать людей, а затем стал Созвездием Дракона, и так появился драконий рай, куда попадают хорошие драконы (а у плохих душа просто исчезает).

Телесериалы[править]

  • «Карнивал Роу» — религия похожа на христианство, только вместо распятого Христа повешенный Мученик, а вместо креста виселица.

Веб-комиксы[править]

  • Самый тупой в мире маг — оппосум Вёдр и круцианство. Его почитатели круциане — калька с католических священников.

Манга и аниме[править]

  • Slayers: здесь Бог-Дракон Цефеид — действительно дракон. Однако при нём (и при четырёх «святых» — Раградии, Врабазарде, Валвине и Рангорте, соответсвующих четырём стихиям) существует культ, в то время как всем остальным (обыкновенным) драконам никто и не думает молиться. И люди, поклоняющиеся Цефеиду, очень напоминают христиан.
  • Берсерк: Церковь Святого Провидения. Готические соборы, военно-монашеские ордена, почитание Единого Бога, пророчество о Мессии, Инквизиция, Понтифик и даже Ватикан наличествуют. На деле — зачетные Мистерии зла, служащие Идее Зла и Руке Бога.
  • Сказание об Арслане — лузитане с их богом Яльдабордом напоминают одновременно византийцев и европейских католиков. В наличии храмовники, фанатизм, крест в качестве символа (правда, с дополнительной перекладиной) и сжигание еретиков. Ну и священная война с Парсой.
    • В наличии имеется и Маруям — страна с верой всё в того же Ялдабаофом, но по своим канонам.
  • «Волчица и пряности»: вероучение местной церкви не описывается, но внешне она во многом похожа на стереотипное плохое католичество, вплоть до того, что главу церкви называют Папой. Особенно ярко это видно в романах-первоисточниках.
  • «Maoyuu»: Церковь Духа Света являет духовным организатором борьбы против Мира Демонов. По крайней мере, так заявляет.

Видеоигры[править]

  • В серии игр Heroes of Might and Magic на стороне людей часто присутствуют священники и ангелы, взятые прямо сами понимаете откуда. И даже есть юнит, прямо называющийся крестоносец. Сам крест тоже присутствует. Однако начиная с пятой части все они официально служат Дракону Света — Эльрату, символом которого и объявляется крест. При этом другие расы тоже получили по своему дракону-покровителю. Справедливости ради стоит отметить, что пятая и шестая часть «Героев» — однозначный спин-офф по отношению ко первым четырём — другой мир, другие правила.
  • Diablo — Закарум. Даже в качестве символа используется старый добрый крест.
  • Аналогично в King's Bounty присутствуют различные священники, паладины и кресты. Сама религия, однако, не описывается.
    • В Royal Quest от тех же разработчиков крестоносцы служат богине Ауре, а крест символизирует скрещенные мечи. Однако церкви и священники в игре не замечены.
  • WarCraft I и WarCraft II. Священники. Паладины. Экзорцизм. Церкви с крестами и витражами, где поют на латыни: «Deo gratia-as»!
    • В WarCraft III этого нет в помине. Ватсонианский обоснуй — в Азерот христианство принесли миссионеры через порталы, но под влиянием эльфов и гномов Альянса оно сильно изменилось… все сошлись на «Святом Свете». Который тоже под троп подходит. Дойлистский обоснуй — продумали наконец мир. В WoW Культ Света имеет монастыри, соборы, должности крестоносцев, паладинов, инквизиторов.
  • Disciples: практически вся фракция Империи именно об этом. В наличии поклонение Всевышнему Отцу[5], церковная иерархия, инквизиция и прочие плюшки. Любой опытный воин рано или поздно оказывается под крылышком у местной церкви в том или ином звании (может даже дослужиться до превращения в ангела). Присутствие во фракции магов воздуха и верных сугубо Императору войск (наподобие ассасинов) терпят со скрежетом зубовным и исключительно от великой надобности в их талантах, что в дополнительной кампании второй части вылилось в гражданскую войну между светской властью и инквизицией.
    • Следует также заметить, что Всевышний Отец не является создателем ни мира, ни людей. Эта честь принадлежит падшему ангелу Бетрезену, однако Отец принял роль опекуна людей, после низвержения (причём незаслуженного) Бетрезена в ядро мира. В сеттинге, Бетрезен играет роль дьявола.
  • Spore — религия фанатиков с их Единым Спорием и золотой четырёхконечной звездой в качестве символа.
  • В The Elder Scrolls IV: Oblivion присутствуют готические церкви с витражами, монахи и аббаты с выбритыми тонзурами, священники в черных ризах — и это в политеистической религии Девяти Богов. Что характерно, в Skyrim та же религия уже куда больше похожа на язычество — но там она без Талоса, что довольно ясно указывает, кто конкретно здесь Иисус.
    • В дополнении Knights of the Nine появляется орден Рыцарей Девяти, косплеящий крестоносцев как во внешнем виде, так и в идеологии и целях.
  • Unreal: в поселениях Нали часто встречается изображение шестиконечного креста, а порой и сами Нали, которых на них распяли Скаарджи.
  • Создатель из Dragon Age, типичный Единый Бог в представлении своих последователей. Кроме того, история его пророчицы, Андрасте, уж очень сильно напоминает историю Иисуса пополам с Жанной Д’Арк (её сожгли, а не распяли (поэтому верующие носят не крестики, а символы неугасимого пламени), и она была возлюбленной Создателя, а не его дочерью или воплощением; немало желающих ищут урну с ее чудодейственным прахом). Как следствие, гендерная инверсия в церкви, в целом построенной по образцу католической — священницами могут быть только женщины (исключая церковь Тевинтера — которая из них еретичная, вопрос сугубо точки зрения), а вот в монахи пускают и мужчин.
    • Следует заметить, что в оригинале слово «church» не используется совсем. Вместо него используется вымышленное слово «chantry», как для религии в целом, так и для отдельного храма. Слово происходит от «chant» — «песнопение».
  • Санитары Подземелий: на планете-тюрьме Матросская Тишина действуют две изуверские секты, основанные на весьма вольной трактовке христианства: Церковь Святого Кондрата и Свидетели Тайной Вечери. Первые превращают своих последователей в безумных юродивых при помощи специального яда. Вторые практикуют ритуальный каннибализм в отношении «неверных». Обе секты ненавидят и стремятся уничтожить друг друга.
  • Культ Богини в серии Dragon Quest. Похожий символ, молитвы, епископы, монашки. В девятой части есть ангелы и Создатель.
  • Ravenmark: в мире игры царит политеизм, основанный на небесных телах. Есть верховный бог солнца Кайес, его любимый ворон Корвий (пятно на солнце), три сестры Призма, Серция и Терса (три луны), блудный сын Менассе (комета) и другие. Главными злодеями являются кайсанцы, поклоняющиеся Кайесу. Их рвение живо напоминает испанскую Инквизицию (кстати, одна из фракций так и называется). Очищающий огонь — основной метод общения с иноверцами. Все имперцы считаются еретиками, так как поклоняются ворону Корвию. Даже имена немного испанские — верховные жрецы/командиры: альтус-приоры Алехо де Поррес и Гелиодоре де Морено.
  • Mogeko Castle: культ милостивого и всепрощающего Бога Прошутто. Обитатели Замка каждый день едят эту пищу богов (как бы причастие), молятся перед крестами (а Моге-ко их на этих крестах распинает) и даже имеют что-то вроде инквизиции, преследующей не таких, как все (например, за нелюбовь к той еде, которая нравится всем). Кроме того, короля Замка с натяжкой можно считать злым Яхве, а ещё одного персонажа — падшим ангелом, чуть позже он ещё и косплеит Иисуса. И вообще, автор любит христианскую тематику.
  • Аллоды Онлайн — с фитильком: культ Тенсеса визуально и идеологически сильно напоминает христианство. При этом сам Тенсес — никоим образом не бог, а «всего лишь» великий святой. Реальный же бог-создатель в этом сеттинге — главный злодей.
  • Bayonetta — Иерархия Лагуны, с вполне библейскими ангелами и католической эстетикой. Причем место действия игры — наша Земля (или альтернативная история), и не совсем ясно, распространена ли Лагуна за пределами Вигрида и является ли она местным аналогом христианства, или всего лишь одной из авраамических религий.
  • Demon's Souls — церковь местного единого Бога достаточно последовательно косплеит католическую с той разницей, что есть боевые священники и рыцари-храмовники и что Богом на самом деле является древний демон, а у магии и чудес единая природа. Вместо «аминь» используется меметичная присказка «умбаса».

Визуальные романы[править]

Настольные игры[править]

  • Церковь Бога-Императора в WarHammer 40,000 внешне очень похожа на католицизм. От него — любовь к латыни, хоть и перековерканной за века, и готическому стилю в архитектуре, а также общий иерархический строй. Тем не менее, есть кое-что и от православия — правовой статус (после того, как Гог Вандир узурпировал престол Экклезиарха и несколько лет правил Империумом почти единолично и очень кроваво, какую-либо светскую власть у святош отобрали) и византийский двуглавый орёл-аквила на знамёнах.
  • Аналогично — Церковь Святого Сигмара из Warhammer Fantasy Battles.
  • Шабаш в Vampire: the Masquerade. Церковные чины вместо феодальных титулов Камарильи, строгая субординация, идея боевого братства, даже ритуалы напоминают извращенные версии христианских. Кто-то очень метко охарактеризовал идеи Шабаша как «Средневековый католицизм под PCP».
  • «Берсерк — вселенная магических битв»: Церковь Сеггера. Возглавляет ее патриарх (как в православии). Почитают не только Единого Бога, но и его Единственного Истинного Пророка — Пресветлого Сеггера (как Мухаммеда в исламе). Но эстетически (облачения, обряды, устав, традиции, архитектура храмов) данная церковь напоминает католицизм и ничто кроме него.
  • Церкви Авацины (с ангелами-девушками) и Святого Трафта (с призраками и ангелами) в мире Иннистрад в игре Magic: the Gathering. Причем Авацинианство очень смахивает на католицизм: у них есть и инквизиция Лунархов, и паладины-Катары (иронично, но Kathairos с Греческого переводится как «Чистый», так что мы не виноваты).
  • «Седьмое море» — Церковь Теуса. Очень сильно похожа на католическую за одним важным исключением: их учение гласит, что Бог-Теус создал весь окружающий мир как загадку-головоломку, изучая которую можно стать ближе к Всевышнему. Соответственно, церковь здесь — главный оплот научного прогресса!

См. также[править]

  • Незримый орёл Аллах — ему поклоняются на востоке. С последователями сабжа часто в состоянии войны.
  • Могучий лев Яхве — среди последователей этой религии и мог родиться сабж. Его последователей адепты сабжа часто угнетают.
  • Язычество против авраамизма — если автор решит взять за основу для своего сеттинга Раннее средневековье, то адепты сабжа так или иначе столкнутся с варварами, исповедующими язычество, тем самым отыгрывая крещение Руси, Скандинавии и Балтики. На чьей стороне будут симпатии — зависит от самого автора.
  • Религия зла — архетипичнейший враг людей, исповедующих сабж. Скорее всего, будет срисована именно с «дьяволопоклонничества», как его представляли в Средневековье, с кровавыми жертвами, шабашами, продажей души и вызовом демонов.

Примечания[править]

  1. Христианство, ислам, буддизм — три крупнейших межнациональных религии. Да простят нас иудеи и индуисты — это всё же национальные религии.
  2. Надобно, впрочем, заметить, что так в том мире величают не только духовных лиц, но и вообще всех не-дворян (но и не парий) мужского пола. Б Стругацкий пояснял, что «брат» говорят всякому не-дворянину (как светского, так и духовного звания), которому меньше 50. «Отец» говорят более зрелому мирянину-простолюдину или же церковнику. Дворянину говорят «дон». А вот смертнику, или каторжнику, или прокажённому, или открытому гомосексуалисту из простых, или — внимание! — церковнику, постриженному или рукоположённому не из простого звания, а из дворян, говорят «раб божий». Аналогично обращаются и к женщинам: сестра, мать, дона, раба божия (последнее — ещё и традиционное обращение к проститутке).
  3. «В том то все и дело, что психология этих монстров — совершенно темный лес. Святой Мика! Разобраться в ней гораздо сложнее, чем в психологии негуманоидных цивилизаций» — рассуждает Румата об арканарцах.
  4. «Воробьями» в мире Мартина называют многочисленных воинствующих монахов, ратующих за расширение роли церкви и давших обет бедности («воробей не имеет яркого оперения, довольствуется малыми крохами и летает повсюду»). Более чем прозрачный намек на средневековые движения францисканцев, дольчиниан и бегинов.
  5. Что интересно, при отсутствии концепции Сына Божьего распятие в качестве священного символа все равно используется, хоть и редко: чаще можно встретить два белых крыла.