Хрясь, и пополам!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Half the Man He Used to Be, Who Needs Their Whole Body?. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Может, войну мы и проиграли, но видит Бог, не потеряли чувства юмора. Хотя и лишились лёгкого, селезёнки, мочевого пузыря, двух ног, 35 футов тонкой кишки и способности к репродукции — и всё это во имя нашего Юга! »
— Доктор Арлисс Лавлесc, «Дикий, дикий Вест»
«Это я, друзья мои. Живой и здоровый… ладно, просто живой».

Ох — этому типу не повезло! В бою или после несчастного случая его поделило на две (не)равные части. Это, конечно, не отрубленная голова, но после такого не выживают. Пора заказывать венок и гроб уменьшенного размера… Или ещё рано?

Итак, перед нами уже не полный человек, а покоцанная тушка, которая едва шевелится (скорее всего, это продлится недолго). Если его поделило не в районе живота (со всеми сопутствующими «радостями», вроде раздавленных в кашу и вываливающихся органов), а пониже, ещё есть крошечный шанс, что жертва оправится и станет Мересьевым крутым инвалидом. С бедолагами, которых разрубило вдоль или наискосок — от плеча до бока, чудес обычно не случается — они умирают на месте.

Как жертва докатилась до разделения пополам? Способов хватает:

  • В фэнтези — сокрушительный удар топором или мечом. Если оружие было в руках великана или ещё какого-то монстра с нечеловеческой силой и габаритами — вопросов нет. Но некоторым авторам так хочется показать богатыря, что они заставляют обычного варвара-качка разрубать всадника с головы до пят вместе с доспехами и несчастным конем.
  • В фантастике популярны суперлазеры, которые режут быстро, чисто и заодно прижигают страшные раны. Вариация на тему — сгусток плазмы, который полностью испепеляет часть тела, оставляя либо верх, либо дымящиеся «тапки».
  • Разнообразные громадные лезвия, маятники, пилы и прочие запчасти адских кухонных комбайнов. Обязательный элемент всяких монументальных заводов, на которых не соблюдается техника безопасности. Аналогичные механизмы ставят в древних гробницах, по которым любят шарить бесцеремонные археологи и мародеры, и, разумеется, в зловещем логове маньяка.
  • Жертву переехал автомобиль или что-то побольше и помассивнее. На самых невезучих тяжесть падает откуда-то сверху (самолёт, вертолёт, шаттл и т. д.)
  • Жертву хочет слопать акула-людоед, тираннозавр или другой большой хищный зверь. Эти твари любят проглотить добычу по пояс, а потом долго мотать башкой, чтобы «обед» мог вырваться и сохранить хотя бы часть себя.
  • Жертва подвернулась силачу (обычно — не человеку), который порвал ее надвое голыми руками. Дёшево, сердито и ужасно брутально.
  • Мины и прочие взрывные устройства тоже хорошо делят тела, но под троп попадают редко. Не получаются у них ровные, аккуратные половинки. В зависимости от мощности, могут и оторвать кусок ноги, и разорвать в клочья.
  • Жертву просто казнили с особой жестокостью.
  • Кошмарные медицинские состояния. Когда, например, метастазами поражена вся брюшная полость, и её отрезают целиком со всем, что ниже.

Повторимся: в большинстве случаев располовинивание — надежный и жёсткий способ показать, что жертве каюк. Но у тропа есть и другое предназначение: демонстрировать, насколько пострадавшему плевать на тяжелые увечья. У кого же есть шанс пережить разделение на половинки?

  • Мультяшки. Насилие безобидно — даже такое. Мультяшный персонаж может развалиться и собраться заново за считанные секунды или даже не сообразить, что нарвался на что-то острое, пока ноги не побегут отдельно от туловища. Также популярна пародийная деконструкция фокуса с распиливанием ассистентки фокусника. Вольно или невольно персонаж пробует фокус на себе, распадается надвое, но быстро приходит в норму.
  • Киборги и роботы. У них, как правило, источник питания и другие важные части спрятаны в грудной клетке или в черепе. Ноги терять не страшно — потом новые прикрутят! А до этого можно запросто передвигаться на руках (хорошо, когда не чувствуешь боль и усталость).
  • Нежить. Аналогичная история: хочешь упокоить — проломи голову или преврати в пыль. А с половиной тела мертвякам даже удобнее. Можно подкрасться и подло вонзить зубы во вражескую щиколотку.
  • Пришельцы. На то они и чуждая раса, чтобы обладать причудливым строением тела. На странную биологию и не такое можно списать.
  • Мутанты. В частности, те, у которых регенерация выше среднего и не ограничена созданием нового пальчика.
  • Монстр-жижица. Этим, как правило, все нипочём — особенно разрубания. Крови нет, жизненно важных органов тоже — одно желе. Если противнику не повезёт, жижица не просто уцелеет, а распадётся на несколько независимых копий.

Родственный троп — конечность или жизнь. Применяется в тех случаях, когда пострадавшего чем-то придавило. Тут встает садистский выбор: либо валяться и агонизировать, уповая на появление кавалерии, либо отсечь зажатую часть тела и пытаться доползти до своих. Если жертва не надеется спастись, она зачастую просит удар милосердия. Другой близкий троп — голову с плеч; естественно, в этом случае выжить можно только чудом. И, кстати, очень-очень часто тело пострадавшего настолько легко половинится, что кажется, будто оно из пластилина.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Ненецкая сказка «Как Вылка на море ездил». По пути домой герой остановился в стойбище, где жили создания, напоминающие человека, разрубленного вдоль. Половинчики захотели разрубить Вылку пополам, чтобы из того «получилось два хороших человека», но герою удалось удрать.
  • Алтайская народная сказка «Дочь старика Олекшина» — заглавная героиня по ходу сказки отправляется в подземное царство. Проезжая через него она увидела двух богатырей, привязанных к деревьям (видимо, чтобы не сбежали сами), которые должны были ловить арканом и укрюком всех, кто попытается покинуть подземное царство без разрешения правителя. Подземный царь отпускает девушку с дарами, но взамен забирает её чудесного коня. Девушка отправляется домой, а конь сбегает и мчится за ней…
«

Разгневался царь Яма, сел на страшного чёрного волка, взял в руки секиру и пустился в погоню. Гонится следом, сам кричит: — Ловите! Ловите! Кинул арканщик свой аркан — попала петля на конскую шею. Но не остановился конь: пробежал мимо, а богатырь-арканщик надвое разорвался. Половина арканщика у дерева осталась, половина потащилась за арканом. Хотел укрючник задержать коня — не смог, запутался укрюком в гриве коня. Укрючник надвое разорвался.

»
— Не знал царь, насколько крут конь девушки
  • Фоморы из ирландских преданий такие от природы — они наполовину принадлежат нашему миру, наполовину потустороннему.
  • Фирменная абилка сказочных богатырей и легендарных рыцарей — развалить супостата пополам, иногда и вместе с конём.
    • В былинном сюжете о том, как перевелись богатыри, этот прием их подвел: супостаты не разваливались, а превращались в двух новых. Одолеть их богатыри не смогли.
  • Разумеется, героев страшилок постигает и такая участь — то «слева пол-Пети и справа пол-Пети», то «сиська налево и сиська направо — с ними погибла вожатая Клава»…
  • Тэк-тэк, персонаж японских городских легенд, призрак девушки, погибшей под колёсами поезда. Выглядит, как девушка, лишённая нижней половины тела и передвигающаяся на локтях (которые, собственно и издают характерный стук «тэк-тэк», из-за чего призрак и получил своё имя). Вооружена косой, которой разрубает людей надвое, превращая в подобия себя.
    • А как же она ей размахивает, если держать косу одной рукой несколько проблематично? — троп из серии «Это же скелет! Ему нечем тебя съесть и переварить!». Может, на момент нанесения удара она обретает недолгую левитацию?.. В нескольких японских видеоиграх есть похожие монстры, именно с такой абилкой. (А заколдованным скелетам ничто не мешает расточать живых на энергию, а засим впитывать оную.)
  • Синид из древнегреческой мифологии. Привязывал случайных прохожих к согнутым соснам, а потом их распрямлял. В конце концов попытался привязать молодого парня по имени Тезей, и сам испытал все прелести своих «качелей».
  • Шутка про стражника, который предупреждает достающего его индивида, что тот может сильно удариться — каждой половинкой о свою сторону алебарды.

Литература[править]

  • «Песнь о Роланде» — Роланд разрубает пополам нескольких сарацинских воинов. Ещё одного точно так же разрубает Оливье.
  • «Повесть временных лет» — таков был печальный конец князя Игоря.
  • Братья Гримм, «Румпельштильцхен» — именно так погиб заглавный персонаж. Сначала со злости так топнул правой ногой о землю, что ушел в землю по пояс, а за левую ногу в ярости ухватился обеими руками и сам себя разорвал пополам.
  • «Тарас Бульба» — польский шляхтич в битве под Дубном разрубил пополам двух запорожцев (не считая тех, кого убил другими способами). Однако вскоре и его убивает атаман Кукубенко.
  • «Витязь Янош» (1844), иронически-сказочная поэма венгерского классика Шандора Петёфи — герой таким образом разрубает в бою турецкого пашу. Ещё и комментирует, что паша так толст, что из него свободно выйдут двое.
  • А. И. Куприн, «Поединок» — как рассказывал офицер-черкес Бек-Агамалов, на Кавказе все с детства учатся рубить шашкой. «На прутьях, на бараньих тушах, на воде… И на людях. Одним ударом рассекают человека от плеча к бедру, наискось». Правда, сам он человека не сможет, а вот молодого барашка — разрубит.
  • Михаил Шолохов, «Тихий Дон» — разрубание шашкой пополам присутствует.
  • А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города». В первой книге Дровосек делится с Элли недетскими подробностями своего превращения в железяку. Злая ведьма Гингема несколько раз заколдовала его топор, заставляя рубить хозяину части тела. Но рядом постоянно оказывался чудо-кузнец, заменявший части тела протезами. Под конец злополучный топор разрубил туловище Дровосека, однако бедолага всё равно не умер. Зато заработал комплексы из-за потери сердца.
  • «Властелин колец» — король Теоден в битве на Пеленнорских полях разрубил до седла знаменосца харадрим.
  • Иоанна Хмелевская, «Свистопляска» — мелкого уголовника Генриха Шмагера (непосредственного исполнителя убийства, с которого начался весь сыр-бор) разрезает пополам натянувшийся и лопнувший трос. Организаторы преступления обставляют всё как несчастный случай.
  • Юрий Никитин, цикл «Трое из леса»: автор грешит теми самыми ударами, рубящими от макушки до промежности — особенно в первых томах. И ладно, если это делает меч бога войны, зачарованный по самое не могу, но простые тесаки и секиры…
  • «Волкодав» — Винитар располовинил Жадобу ударом с двух рук, обе половины всё ещё цеплялись за стремена, и их утащил конь.
    • Одному из рабов в Самоцветных горах отрубило ноги выше колен и пальцы на руке Глубинным Мечом (скорее всего, это вода под давлением).
  • Один из героев Ломачинского, практикант-метростроевец, пытался помыть товарища из гидропушки — и в итоге располовинил.
    • Точнее, сперва убил по неосторожности, а потом той же струёй воды расчленил на куски, которые спрятал в обломках породы.
  • Отблески Этерны — самоуверенный мерзавчик Симон Люра в качестве награды за помощь восстанию Эпинэ просил высокий титул и маршальскую перевязь. В итоге был располовинен от плеча до бедра морисской саблей — чем не перевязь?
  • Лукьяненко, «Геном» — незадолго до начала сюжета главный герой Алекс Романов лишается половины тела в результате несчастного случая. Благодаря продвинутой медицине этого мира (и оперативности товарища по экипажу, который вовремя дотащил его в больницу) полностью восстановлен; собственно, сюжет начинается с его выхода из больницы. По некоторым намёкам, «несчастный случай» был намеренно подстроен.
  • Уильям Гибсон, «Граф Ноль» («Трилогия Муравейника», часть вторая) — Голландцу и его бригаде потребовалось три месяца, чтобы собрать Тернера заново. Они клонировали для него квадратный метр кожи, вырастив её на пластинах коллагена и полисахаридов из акульих хрящей. Глаза и гениталии купили на свободном рынке. Глаза оказались зелёные.
  • Борис Акунин, «Пиковый валет» — Самсон Еропкин сначала приказывает подвесить пойманного Момуса вниз головой, а затем велит своему подручному Кузьме не спеша рассечь Момуса надвое ударами кнута. Увы, экзекуции состояться было не суждено — появился Фандорин.
  • Л. Гераскина, «В стране невыученных уроков». С прикрученным фитильком, хотя способ располовинивания оригинальный — при помощи математики: из-за неправильно решённой задачи герой встречается по ходу действия с землекопами, у одного из которых нет верхней части тела. «Уж не трамвай ли его переехал?» — «Его „переехал“ двоечник Перестукин. Решил задачу так, что у него получилось полтора землекопа».
  • Алексей Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина» — этот самый инженер именно таким способом расправился с бандитами в отеле «Чёрный дрозд». Покромсав их лучом гиперболоида.
  • Брэндон Сандерсон, «Источник Вознесения» — именно так погибли лорд Страфф Венчер и его конь. Главгероиня Вин, при помощи магии, спрыгнула на них и в один удар развалила надвое мечом колосса (причём меч этот был больше, чем сама Вин).
  • Кир Булычёв, «Миллион приключений» (часть «Каникулы на Пенелопе») — не совсем оно, но если случаи «ему нормально, он всегда такой» тоже добавлять сюда: рогатые собаки с Пенелопы. «Пополам» всегда. Передняя и задняя половина ещё и по-разному перемещаются во времени. Но если задняя половина получит травму, умрёт вся собака (если передняя, наверное, тоже, но передняя может защищаться и/или зализать рану). В мире, где существуют экологические цепи, такой вид бы, конечно, не выжил; но на Пенелопе их нет, вся жизнь на ней порождена осознанным решением самой Пенелопы, которая может вытворять всё, что возможно в рамках местной физики и что кажется ей прикольным.
  • Пелевин, «Принц Госплана» — на эскалаторе метро герой попадает в «обыкновенную советскую разрезалку пополам». Хорошо, что у него ещё много жизней.

Кино[править]

  • «Руслан и Людмила» — патриотичный шут разрубил перебежчика на две части (тот развалился пополам от одного прикосновения к голове), и прокомментировал, что из одного вышло двое.
    • Куда более реалистично разрубание пополам (точнее, от плеча до пояса, но всё-таки) показано в одной из сцен фильма Ironclade (в нашем прокате «Железный рыцарь»). В умелых руках и удачной позиции двуручный меч — страшная штука.
  • «Дом под звёздным небом» — демонический персонаж Валентин Кампостеров фокуса ради распиливает дочь главного героя академика Башкирцева Лизу пополам, после чего та остаётся жива, но обе её половины начинают существовать по отдельности: верхняя стоит на полке трельяжа, а нижняя меланхолично разгуливает по парку. Проспавшийся после пьянки Кампостеров заявляет, что срастить уже невозможно: «Там же всё зарубцевалось!»
  • «Звёздные войны»: Дарт Мол недооценил Кеноби и улетел в шахту, разрубленный пополам (но он поправился). А уж дроидов, которых такими ударами накосили джедаи, не пересчитать.
  • «Чужие»: Бишоп продолжает функционировать после того, как его порвали на две части. Андроид же.
  • «Обитель зла»: известная сцена с лазерным коридором. Один из спецназовцев пробует перепрыгнуть роковой луч, но ему тут же показывают, что на каждый хитрый зад есть болт с винтом. Лазер резко поднимается и режет цель на лету.
  • Как можно забыть Терминатора? Классический Арни из первой части преследует цель и после потери ног. T-X в третьей части берёт с него пример, оторвав застрявшие ноги.
  • Blade — Фрост, который получил повышение до бога, может больше не бояться меча Блэйда. После разрубания его торс повисел чуть-чуть на «позвоночнике» из крови и вернулся на место. Блэйд неприятно удивился.
    • А в сиквеле Блэйд, отобрав свой меч у Райнхарта, сделал лёгкое движение снизу вверх, и злыдень, сделав удивлённое лицо, через пару секунд развалился на две идеально симметричные половинки.
  • «Дикий, дикий Вест» — доктор Лавлесс (см. на картинке в начале статьи) умудряется вести полноценную жизнь (в том числе и в сексуальном плане), даже несмотря на то, что у него нет нижней части тела.
  • «Корабль-призрак», 2002 — начальная сцена триллера. На роскошном лайнере пассажиры в вечерних нарядах танцуют медленный танец. Неожиданно сквозь толпу проносится стальной трос, после чего музыка моментально замирает, а танцующие начинают разваливаться пополам. Среди них убереглась лишь маленькая девочка, благодаря своему детскому росту — но везучей её вряд ли можно назвать…
  • Франшиза «Пятница 13-е» — неоднократно.
  • Серия «Очень страшное кино» — обстебывается:
« Офицер полиции (Тому): Ваша жена... её сбила машина.
Том: Энни?
Офицер: Её сбил джип и придавил бампером к дереву.
Том: Я не понимаю.
Офицер: Ну, пока джип не оттащат, она будет жить.
Том (упорно тупит): Я не могу понять.
Офицер (берёт и демонстративно разламывает сосиску): Это — ваша жена.
Том: Сломала сосиску?
»
— «Очень страшное кино 3»
  • Deadpool 2 — Джагернаут, как и обещал, порвал заглавного антигероя пополам.
  • «Тринадцатое привидение» (ремейк) — адвокат располовинен вдоль.
  • «Возвращение живых мертвецов» — в первом фильме на складе медицинских изделий имеются и распиленные вдоль собачки. Триоксин их успешно оживляет.
  • «Пункт назначения» — во втором фильме парню не повезло быть разрубленным летящей проволокой на четыре куска (с учётом отрубленной руки). А в пятом — подругу главного героя (которая вообще не должна была погибнуть в начальной катастрофе) разрубило пополам о крыло самолёта.
    • Гимнастка в пятой части, сорвавшись с турника, тоже с хрустом складывается пополам.
  • «Пила» же. В пятой части жертву разрубили «маятником» в стиле Эдгара По, в седьмой — распилили циркулярной пилой.
  • «Куб» — немного раньше «Пилы».
  • «Слепая ярость» — Главгада слепой протагонист рубанул и столкнул в пропасть. В полёте злодей размножился делением примерено по уровню пояса.
  • «Спасти рядового Райана» — в начале фильма Миллер тащит раненого солдата под миномётным обстрелом. Добравшись до укромного места, капитан оборачивается и понимает, что можно было и не тащить — после очередного взрыва от раненого осталась только половина тела.
  • «Ночь в музее». Тедди Рузвельта перерезало надвое колёсами кареты — он же восковой. Впрочем, именно потому что он восковой, его и починили без проблем.
  • «Омен 2: Дэмиен» — одного из персонажей, ухитрившегося выжить в упавшем лифте, тёмные силы стильно добили, располовинив тросом.
  • В фильме «Глубокое синее море» две акулы поделили жертву между собой, разорвав надвое. Вообще в историях про больших зубастых монстров не редкость, когда кого-то перекусывают или перегрызают.
  • Динозавры тоже могут такое сделать. В «Легенде о динозавре» девушка, втаскивая на лодку едва живую подругу, с ужасом обнаружила, что от бедняжки осталась только верхняя половина.
  • «Страшилы» Питера Джексона — Жнец располовинил Судью с одного взмаха косой.
  • «Космические дальнобойщики» — Маканудо лишается нижней части тела по вине созданного им же когда-то боевого робота. Но, тем не менее, выживает и даже находит в себе силы перед смерть пошутить по поводу отсутствия у себя ануса.
  • Бегающая на руках верхняя половина туловища также встречается в фильмах «Ожившая мертвечина», «Реаниматор-3» и «Рикер». Чёрный юмор как он есть.
  • «Kingsman: Секретная служба» — суровая вражеская тётя по имени Газель носит вместо ног протезы-лезвия, настолько острые, что могут разрубить человека вдоль.
  • «Doom» — Пинки располовинило при неудачной телепортации: сам он перенёсся в одну галактику, а его задница в другую.
  • «Крепкий орешек 3. Возмездие» — одного из бандитов разрубает стальным тросом.
  • «Kung Fury» — так заглавный герой потерял напарника (а ведь тот как раз собирался выйти на пенсию) и с тех пор работает один.
  • «Попутчик» с Рутгером Хауэром. Подругу ГГ была разорвана грузовиком.
  • «Няньки» глумливая аверсия. Пытаясь вытрясти из дворецкого-предателя место куда увезли детей, громилы-няньки приязали его к автомобилю и пригрозили разорвать. Тот не стал запираться. Откуда же ему было знать, что второй конец веревок привязан не к автомобилю, а ко второй паре колышков.
  • «Дядя Адольф по прозвищу „Фюрер“» — иллюзионист Герман, искренний сторонник Адольфа Гитлера, распиливает своих ассистенток пополам по-настоящему. Что характерно, не перестал даже после свержения нацистского режима.
  • «Волынь» 2016 года — вариант казни с особой жестокостью: сцена расправы ОУНовцев над польским офицером-парламентёром (беднягу привязывают к двум лошадям за руки и ноги и пускают лошадей вскачь; в реальности так легко, как это показано в фильме, разорвать человеческое тело невозможно, — но когда смотришь эту сцену, о правдоподобии задумываешься в последнюю очередь).

Телесериалы[править]

  • The Walking Dead — эпичная попытка вытянуть бегемота из болота ходячего из колодца во втором сезоне. Грохнуть прямо там нельзя — необратимо загадит источник питьевой воды (а так он, типа, незагаженный, если в нём гнилой зомби много часов купается?) Мертвяка долго вытягивают буквально за уши… пока он не рвётся в поясе. Естественно, его нижняя часть капитально уделала колодец.
  • «Расследования Мердока» — в одной из серий с жертвой произошло то, что написано в эпиграфе (только машина прижала его к другой машине). И пока одну из машин не оттащили, он был жив, в сознании и даже помогал в расследовании собственного убийства (ДТП не было случайностью).
  • «Приключения Синдбада» — Брин, защищая Синдбада, усилилась магией и отрубила верхнюю половину ожившему мертвецу (тот и при жизни был козлом), пошутив при этом, что он все равно был мужиком только наполовину.
  • «Тодд и книга чистого зла» — в серии, где кинокружковцы пожелали «кинопульт управления реальностью». Применяемые на реальность спецэффекты приводят к смерти подопытных; в частности, разделение кадра на две сцены может и разрезать пополам человека, чем нердический лидер кружка и пользуется невозбранно.
  • «Лексс» — Кая подвергли такой операции в Палатах Памяти, распилили вдоль. Впрочем, ему-то что, сросся обратно.
  • Американская история ужасов: Цирк Уродов — классический фокус с распиливанием женщины пополам прошёл не совсем удачно. Ящик затем ещё и раскрывают, а результат в виде литров крови и вываливающихся с мерзким чавканьем внутренностей показывают зрителю крупным планом.
  • «Касл» — одна из серий начинается с располовинивания костюмированным супергероем преступника катаной по вертикали.

Мультфильмы[править]

  • «Труп невесты». Один из мертвецов, видимо, как-то так погиб. Зато теперь умеет раздваиваться по вертикали и соединяться обратно.
  • «Остров сокровищ» от «Киевнаучфильм» — ближе к концу мультика один пират во время драки разделил так другого пирата с помощью двустворчатой двери. Разделённый, правда, потом собрался воедино.
  • «Dead Space: Downfall» — так погибла Шен (героиня Келли Ху с разноцветными волосами), разрубленная по вертикали. Впрочем, как и многие противники. В отличие от игры, местный резак для пород больше похож на бензопилу.

Мультсериалы[править]

  • «Happy Tree Friends». Среди множества ужасных смертей, подкарауливающих персонажей за каждым углом, переполовинивание находится не на последнем месте. Но в серии «And the Kitchen Sink» педаль уходит в пол — из-за криворукости Папаши, бедный Малыш остался без нижней половины тела. И после этого, он был ещё жив… почти до самого конца.
  • Советский мини-сериал «Доктор Айболит»: один из подручных Бармалея — турок без нижней половины тела. Катается на доске с шарикоподшипниками и, судя по всему, весьма доволен жизнью.
  • «Бесконечный поезд» — агента Мейса (одного из агентов Зеркальной Полиции) сначала переехало вагоном, когда он пытался арестовать Отражение Тюльпаны. ОТ, прикованная наручниками к Мейсу пыталась пересечь Пустыню, в надежде попасть во внешний мир, но оказалось, что далеко уйти от железной дороги здесь невозможно — и в это время Мейс, истекая зеркальной жижей насмехался над ОТ и её идеей. В конце концов, спасаясь от пустынных псов они вернулись на поезд, где между Мейсом и ОТ завязалась борьба, в результате которой ОТ окончательно убила Мейса.

Комиксы[править]

  • Marvel — Халк однажды разорвал Логана напополам и зашвырнул его нижнюю часть за несколько миль. Росомахе пришлось долго ползти на руках до своих ног, чему он был совсем не рад.
    • Количество раз, когда это проделывали с Дэдпулом просто не поддаётся счёту. И это ещё далеко не самое лютое, что с ним проделывали.
  • В одном из комиксов про Черепашек-Нинздя заглавная команда, Эйприл и Мен-Рей, попав на проклятый пиратский корабль, случайно оживили моряков-скелетов. В схватке с ними одному из героев удалось разрубить мертвого противника пополам, но пиратские ноги это не остановило.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — тут такое не редкость. Гатс разрубил головореза пополам в первой же главе. Да и как не разрубить, если его фирменный дрын чуть ли не шире жертвы!
  • JoJo's Bizarre Adventure: когда Цеппели бросился выручать Джонатана, его порвало надвое цепью. Печально, но он вспоминал предсказание и понимал, что живым из этого зала всё равно не выйдет.
    • Чуть позже Джонатан пытается рубить Дио пополам. Не сработало: меч заледенел и застрял, а потом гад спокойно восстановил разрубленные тело и голову.
    • Во второй части в одном и том же бою разорвало сначала Сантану, а затем Штрохайма. Оба выжили.
    • После удара Джотаро The World, а вместе с ним и Дио, взорвался вдоль своего тела.
    • Иронично, но в седьмой части Валентайну удалось располовинить «альтернативного» Дио. А не надо играть драться в метре от грохочущих колёс поезда!
  • Dragon Ball — у Фризы с этим тропом связаны болезненные воспоминания. Сперва он порвал себя своей же атакой, потом стал киборгом и сдуру отправился на Землю. Хотел отомстить, а вместо этого его нарезали ещё раз — с особым цинизмом.
  • Bleach — часто встречается и не всегда влечёт за собой смерть:
    • Гриммджоу, побывав в опале и снова став шестым Эспадой, мстительно прикончил своего «преемника» Луппи, спалив ему верхнюю часть тела ударом серо. Располовинивание не спасло Луппи от дальнейшего унижения — Маюри всё равно забрал его и сделал своим слугой.
    • Гин ваншотнул Хиёри во время сражения в фальшивой Каракуре.
    • Яхве безжалостно разрубает Ямамото, заполучив его банкай. Затем, помня о том, что у синигами есть целый отряд опытных медиков и — на крайняк — грудастое чудо из мира людей, «отрицающее» любые раны, разносит труп, чтобы от старика точно ничего не осталось.
    • Бамбиетта режет простых солдат просто забавы ради.
    • Роуз разрезает Джеймса надвое, чтобы тот не лечил своей поддержкой Маскулина. Не на того напал: пусть Джеймс сам не дерётся, но пока жив Маскулин — неубиваем в принципе.
    • Жерар отведал только что обретённый банкай Зараки и развалился на две громадные половинки. Тут же соединился обратно: его унылая непобедимость круче каких-то там банкаев.
  • One Piece:
    • Багги и фруктовиков-логий режут почём зря на протяжении всей серии. Первому в принципе не страшны мечники — он сам может делиться на части в любой момент, вторые неуязвимы, пока их не бьют с Волей.
    • С логиями связан интересный эпизод — после таймскипа, когда вовсю начали появляться «волевики». Зоро разрубил Моне… простым ударом. Но та знала, что зеленоволосый умеет заряжать катаны Волей и запросто мог убить её этой атакой. Перетрусив, Моне стала лёгкой добычей.
    • Ло внутри своего купола-«рума» режет что угодно — хоть живое, хоть неживое. Из разрезанных жертв не льётся кровь, и части тела могут дальше двигаться сами по себе, пока их не соберут обратно!
    • Зоро, если его хорошенько пнуть кинуть, способен рассечь в районе талии гигантского голема, а потом разрубать его дальше во время падения (!), пока из камня не высунется хитрозадый фруктовик.
    • В той же арке была странная сцена с Усоппом, который набрался храбрости и выстрелом разрезал Тревора. Заметьте — по горизонтали, не по вертикали. В конце арки узнаём, что этот человек-сопля — парамеция, а не логия, и выглядит, как долговязый уродец, создающий себе объём с помощью фрукта. И как же Тревор тогда порезался без вреда для здоровья? «Ноги к подбородку подтянул», — стебутся читатели.
  • Легенда о героях Галактики — краткая, но от того не менее жуткая сцена с безымянным солдатом, лишившимся всей нижней половины тела, но ещё пытающимся куда-то ползти и звать маму. Если учесть, что значительная часть боёв выглядит как «вспышка, и корабля нет», эффект ещё сильнее. Ибо война — это кошмар.
  • Ди: Жажда крови — Майерлинга разрубило алебардой от макушки и вниз. Полежал, отошел.
  • Hellsing — Штурмбаннфюрера разорвало пополам выстрелом из противотанковой пушки. Вполне сохранил боеспособность — киборг же, хоть и называет себя настоящим человеком.
  • Elfen Lied. Диклониусы усилием мысли рвут людей (и друг друга) на клочья всеми возможными способами. Самый яркий пример конкретно нашего тропа — гибель Канаэ, младшей сестрёнки Коты.
  • Senjou no Valkyria — когда начинается война, Алиссия пытается поднять с земли старого фермера, с которым говорила утром. Поднимает — верхнюю половину.
  • «Одинокий волк и волчонок» — Огами Итто одного из убитых разрубает пополам по вертикали. Тот сначала хвалит хороший удар, и только потом разваливается.
    • «Самурай-палач» тех же авторов — Ямада Азаэмон таким же способом убивает своего отца.
  • «Рубаки» — когда на команду нападает рыбочеловек Раханиму, Лина никак не может по нему попасть, так как он летает слишком быстро. На помощь Лине приходит Зелгадис, и, когда Раханиму в очередной раз бросается на них, просто выставляет перед ним свой меч вертикально. Раханиму, не успевает остановиться и врезается в клинок, который рассекает его на две половины.
  • Атака Титанов — Марко. Запоминающийся персонаж. Ну так, 50 на 50.

Видеоигры[править]

Game over.
  • Prince of Persia, 1989: периодически смыкающиеся лезвия, разрезающие пополам неосторожного посетителя — одна из основных опасностей, подстерегающих протагониста.
    • Во второй части горизонтальные лезвия есть в затерянных храмах. Режут быстро и надежно, заманивать на них противников не получится, но можно вытеснить в бою натиском.
  • Dangerous Dave III (парой лет раньше — и был бы первопример). Доспехи рыцарей с топорами. Не успеешь проскочить — не просто располовинят, а нашинкуют слоями.
  • Resident Evil: ещё в первых частях ружьё позволяло иногда рвать зомби пополам. Главное, не упустить из виду верхнюю половину, которая может потихоньку подкрасться и сделать кусь.
    • Во второй части если шефа Айронса не убьёт вылупившийся паразит, то располовинит Биркин. Заслужил.
    • В четвёртой части у регенераторов забавная анимация смерти: верх взрывается, а низ делает несколько шагов и только потом падает. Там же староста Мендез рвётся пополам после первой фазы боя, и дальше сражается только верхняя его половина.
    • В пятой части паразит Дувалия не просто вылезает из головы, а замещает собой целый торс. И может отплатить герою той же монетой, откусив ему туловище.
    • В шестой части босса Хаоса перерубает гермодверью, но верхняя половина окукливается и через несколько секунд превращается в уменьшенную копию целого босса. Дальше по ходу боя с гадом он ещё несколько раз разделяется пополам, верх снова окукливается, а сброшенная задница, мерзко визжа, пытается подползти поближе к игрокам и взорваться.
  • Mortal Kombat — много фаталити на этом построено. Режут/рубят/разрывают/перекусывают преимущественно горизонтально, но, скажем, Кун Лао может располовинить вертикально (шляпой). А у Нуб с Сэйботом вообще оригинальничают и режут врага при помощи телепорта.
  • Crash Bandicoot — мультяшное расчленение в третьей части. С Крашем такое происходит, если он неудачно пробежит мимо рыцаря с застревающим мечом.
  • Mega Man (классическая серия) — на этапе Ice Man’а есть гадкие роботы, которые начинают летать, если им отстрелить ноги. Лучше сразу бить в верхнюю часть.
  • Mega Man X — серия не балует анимациями смертей, но есть один секрет во второй части. Если порезать босса Wire Sponge Sonic Slicer’ом, он развалится на половинки перед традиционным взрывом. Упс… Даже неудобно как-то.
    • Зеро в конце пятой части. Очень сильное колдунство позволило ему восстановиться уже в шестой.
  • Fallout — в 1 и 2 частях так выглядит смерть от лазерного оружия — разрезает человека по поясу. А Фрэнки Хорригана (главгада второй части), когда закончатся его многочисленные хитпойнты, порвёт надвое вне зависимости от того, каким оружием его убивали.
  • Prototype — в обеих играх удар когтями, хлыстом или клинком по прохожему или рядовому зомби закончится для последних именно этим, причём мечом можно раскроить жертву вдоль строго по позвоночнику. Помимо этого, в первой части одним из фаталити-поглощений при активированной «мышечной массе» оказывается зверское разрывание, опять-таки вдоль, а в сиквеле эту способность заменили щупальца, которые дерут людей под какими Хеллеру вздумается углами. Особенно не повезло суперсолдатам — тентакли залезают им в очень стратегически важные места и разрывают изнутри.
  • Worms — оружие «боевой топор» (рогатый шлем викинга входит в комплект) разрубает червячка ровно пополам (как широко известно, червяки могут выжить, если их разрезать пополам). Правда, визуально это выглядит просто как ополовинивание текущего количества хитов.
  • The Darkness II — некоторые из казней позволяют разрубать врагов как вдоль, так и поперёк.
  • Dragon Age — одного из поумневших порождений тьмы в Кэл Хироле порвал надвое голем из преисподней.
  • «Ведьмак 3» — так выглядит один из критических ударов Геральта.
  • Серия Dead Rising — тут зомби можно чуть ли не фигурно нарезать.
    • Один из психопатов во второй части упал на циркулярную пилу, герой шутит именно про сабж.
  • Borderlands: The Pre-Sequel! — сообщается что Афина, «уходя в отставку», разрубила одного из тех, кто пытался ее остановить, ровно пополам. Вдоль. Одна половина как-то выжила и теперь передвигается прыжками.
  • Command&Conquer: Tiberian Sun — киборги Братства Нод при получении сильных повреждений лишаются ног и начинают ползать. Причём регенерация на полях тибериума восстановить конечности им не помогает!
  • Bloodrayne — Рейн во второй части овладевает имбовым приемом разрубающим противников-людей на две части по позвоночнику.
  • Earthworm Jim — на последнем уровне есть противник, который может ваншотнуть Джима, перекусив на уровне пояса.
  • Return to Castle Wolfenstein. Лоперы — продукты сумрачного нацистского гения, состоящие из верхней половины человеческого тела и кибернетических прибамбасов.
  • Dark Souls — в Нарисованном мире Ариамиса попадается дракон-нежить, который при виде вам буквально рвётся в атаку пополам. После победы над передней частью задняя так и остаётся лежать на выступе, но если ей как следует врезать — вскочит и даст пройти. Позже у разработчиков, видимо, случился кризис вдохновения, ибо весь Изалит прямо усеян этими самыми оторванными задницами зомби-драконов, которые, едва обнаружив игрока с приличного расстояния неким загадочным образом (лично автор правки уверен, что они его, хм, жопой чуют), бегут к нему и пытаются затоптать.
    • Точно такой же драколич (в неподвижной версии) имеется и в Долине Драконов. Охраняет козырный меч и не менее полезный щит. Легко убивается выстрелами из лука.
  • Quake 2 — финальному боссу в конце боя отрывает верхнюю половину, ноги некоторое время топчутся на месте, а потом падают.
  • Transformers: War for Cybertron: Оптимус Прайм во вступительной заставке топором разрубает пополам неназванного солдата-десептикона.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. Есть и такая анимация смерти всяких там нападающих неписей, от волков до членов «Руки Молоха». Выглядит очень эффектно: с одного удара/выстрела да на две половинки!
  • Agatha Christie: And Then There Were None — здесь Роджерсу не просто проломили голову топором, а разрубили где-то на уровне пояса (когда его находят, голова торчит из-за одного конца поленницы (длинной), а ноги — из-за другого). Как его тащили в дом лучше даже не думать…
  • Harvester — Полковник Бастер Монро. Военный социопат и горе-патриот, ветеран второй мировой войны. Во время боевых действий стал инвалидом, потеряв нижнюю часть своего тела.

Интернет-проекты[править]

  • В SCP Foundation, конечно, полно чу-чу, которые умеют перекусить человека пополам, но остановимся на наиболее вычурном случае. SCP-1319 представляет собой лаборанта Фонда, у которого верхняя половина поссорилась с нижней. В итоге они совсем разругались, лаборант порвался, и половины продолжают «жить» по-отдельности.
  • «Любовь и мировосприятие» — судьба протагонистки первой серии.

Реальная жизнь[править]

  • Иные полулегендарные воители в бою ухитрялись разваливать противника, порой даже одоспешенного «до седла» — от макушки/плеча до паха! Не то чтобы нереально — хороший меч/секира/сабля в умелых руках могут и такое, но в бою провернуть это весьма затруднительно.
    • Однако уже для шашки в руках обученного ее использованию кавалериста троп - если и не самый штатный результат удара, то вполне вероятный. Зато шашка и предполагалось "оружием одного удара", фехтовать ей было практически невозможно.
  • Самый простой способ размножения одноклеточных организмов, в том числе простейших животных — делением пополам. Что амёбе хорошо, то человеку смерть.
    • Нет, вопреки популярной байке, кольчатые черви всё же недостаточно примитивны, чтобы размножаться делением при помощи лопаты (и состоят в родстве с круглыми червями, которые устроены проще, но вот именно регенерируют плохо, им проще быстро плодиться), хотя утраченный зад отрастить всё же имеют шанс. Другая половина гибнет от голода из-за того, что вместо отрубленной головы вырастает всё тот же зад.
    • А вот планарии (отряд плоских червей) невероятно способны к регенерации. Если вы отрежете планарии голову, то у ней отрастёт тело, а если разрежете тело вдоль, то через некоторое время у вас будет две планарии. Особо пронырливые экспериментаторы разрезают тело не до конца, получая многоглавую планарию.
    • Почкование у кишечнополостных тоже напоминает «хрясь, и пополам». Что естественно — то не безобразно.
  • А вот казнить человека путём распиливания — очень даже неестественно и безобразно. Есть утверждения, зачастую полулегендарные, что люди друг друга пилили — поперёк ли, вдоль ли (вдоль можно начинать с головы или, что хуже, с противоположного конца). Надо заметить, что некоторые учёные уверены, что такой способ казни если и применялся, то крайне редко. Да оно и слишком трудоёмко… и надо быть маньяком, чтобы это довести до конца, бррр.
    • Поэтому чаще применялось разрубание мечом. Так был казнён Ли Сы, сподвижник императора Цинь Шихуана и один из главных организаторов императорских репрессий.
    • Нередко демонстрируемая в искусстве казнь лошадями, похоже, в реальности заканчивалась не разрыванием надвое, а отрыванием рук и ног (это и называлось «пятерением»), да и то коням приходилось помогать, подрезая жертве сухожилия. Описаны и такие способы, как разрывание кораблями, деревьями (как тот самый князь Игорь) или просто тяжёлыми камнями. В каком месте рвалась при этом жертва, не очень понятно.
    • Есть свидетельства, что в период «сучьей войны» начала 1950-х и в других лагерных разборках представители враждующих группировок распиливали противников и вдоль, и поперек на пилораме, привязав к бревну.
  • Эстрадные и цирковые иллюзионисты уже давно понарошку распиливают своих ассистенток, самих себя, известных личностей (по особым случаям) и т. д. Много и со вкусом. Могут действовать не пилой, а ножом, мечом и проч. И разделять «жертву» не только на 2 части. Поэтому, если больше двух частей, или их две, но одна существенно больше другой, то не сюда. Вообще первые упоминания о фокусе относятся к началу XIX века, но вполне может быть, что он очень и очень древний. Хотя секрет фокуса вроде бы очевиден. По крайней мере «классический» вариант.
    • Иногда представления бывают весьма своеобразными, с искусственной кровищей и кишками. Как тут https://www.youtube.com/watch?v=sj6DlVqerhE или тут https://www.youtube.com/watch?v=_fisK6scpns. Или с двумя карликами в специальных костюмах, один из которых изображает верхнюю половину, а второй — нижнюю (пытающуюся убежать). https://www.youtube.com/watch?v=ChwuRY1b6IM
    • В шоу Руди Коби рука лаборанта Атома случайно распилила бензопилой роботессу Ники. Вариант для сольного телешоу 1990-х https://www.youtube.com/watch?v=tFdUbkCyklg . Или сокращенный «повседневно»-эстрадный вариант 2019 г. https://www.youtube.com/watch?v=jKWSSOeB5KE
    • Или две половинки едут на велосипеде от Д.Лари https://www.youtube.com/watch?v=0AoMz0XJJsg (в начале)
    • Петер Марвей тоже «распиливался» https://www.youtube.com/watch?v=wK86kO8lRf4
    • Д.Копперфилд «резал» себя лазером https://www.youtube.com/watch?v=eEIohvuBSK8. В принципе, две половинки, гуляющие так — не такая уж и редкость среди фокусников.
    • В телешоу «Fort Boyard» одно из заданий по добыче ключа подразумевало распиливание ящика, в котором лежала женщина. Женщина с хорошими актёрскими способностями и громким голосом. Казалось бы, все понимали, что всё понарошку, что кровь не настоящая, но не всем удавалось справиться с подобным.
    • В принципе, вариации на тему «классического» «зигзага», где разрезание идет не на 3 части, а на две. См. шутливую обыгровку «почти классики» https://www.youtube.com/watch?v=2ThYwqv6rRk
    • А еще пополам разрезать можно не поперек, а вдоль. См. опять Д.Копперфилда номер «Нож» https://www.youtube.com/watch?v=nS9axuonNqs. Свой вариант «продольного» «распиливания» хотел поставить Э. Э. Кио. Причем с упором на слово «свой». И вроде как пока нет.
    • Некоторые трюки эскапистов. Сводится к формулировке перед исполнением трюка :"освободится за предоставленное время, будет жив, не освободится — будет разрезан/разрублен на поперек/вдоль/по диагонали на две половинки". Если не успел, «мага» разрубило, но половинки живут своей жизнью, можно считать нашим случаем. По сути можно рассматривать как «нечаянное распиливание». Один из наиболее известных «Пила смерти» Д.Копперфилда (с музыкой из «Чужого»).
    • Клоун Бобылев, номер, где он разваливается на 2 половинки https://www.youtube.com/watch?v=Z-hfE16AYgU
    • Еще существует вариант «распиливания» с игрой на ожиданиях и на штампах жанра, когда пилят человека (в том числе можно взять любого из зала), но пила проходит насквозь. Уже не эффект «восстановление» (по Цмеку-Карташкину), а «проникновение». См. версию от В. Евсеева с элементами КВН https://www.youtube.com/watch?v=hV_YJp3dp-Q. Или от театра А. Одинцова https://www.youtube.com/watch?v=L_RP568f6Xk
  • Нередкий исход железнодорожной травмы при переезде туловища колесами, иногда может наблюдаться и при автомобильной травме, при наезде на пешехода/мотоциклиста на большой скорости, при судовой травме (попадание под гребной винт или выступающие части судна), авиационной травме (крушение воздушного судна или попадание под воздушный винт), как казус — при падении с высоты (удар о выступающее препятствие) и при производственной травме (пилорама, дисковая пила и т. п.)
    • Автору правки попадалось утверждение, что падающий вертикально лист стекла вполне способен разрубить человеческое тело не хуже ножа гильотины.
  • Если верить СМИ, акулы всё-таки действительно могут перекусить человека пополам — например, описан случай, имевший место в 2013 году у берегов острова Реюньон, когда после встречи с акулой от юной ныряльщицы осталась только половина тела, а вторую так и не нашли.
    • Описаны случаи (у Кусто, например), когда гиппопотам запросто перекусил пополам крокодила — не потому, что хотел его съесть, а потому что нефиг лезть.
  • Один из методов проверки самурайского меча — положив друг на друга несколько трупов, попытаться их перерубить пополам. Могли так перерубить и преступника.
    • Один из ударов катаной позволял рассечь человека по пояс — от плеча до печени.
    • Не очередной ли это миф? Всё же у японцев не было качественного металла (да и неоткуда было взяться, разве что импорт), да и суть меча не в том, что бы быть бритвенно-острым, а быть пригодным для борьбы с различным врагом. Да и в конце концов для подобного удара потребовалось бы приложить слишком большую силу, есть ли такая возможность у человека?
    • Во-первых, железо у них было достаточно качественное. Конечно, его добыча из железосодержащего песка более трудоёмка, но качество железа лучше, чем, например, у древних славян, которые железо добывали из болот. К тому же технология изготовления дорогих мечей была гораздо сложнее европейских. Во-вторых, удар наносился с двух рук с использованием импульса тела. Итоговая энергия получается реально страшная — удар, пришедшийся на щит, мог легко сломать державший этот щит руку. В-третьих, этот удар был известен и европейцам — гуглим «удар гнева». И да, итог описывается таким же. В-четвёртых, техника владения нихонто вся и «удара гнева» в частности подразумевала не рубящий, а рубяще-режущий удар с потягом на себя — гораздо более эффективный.
    • Железо у них было дрянное и хуже болотного, потому и «технология изготовления» сложнее — вынужденные извраты для устранения недостатков материала (прекратившиеся тотчас как Япония получила доступ к нормальной материковой руде), как и изогнутая форма мечей, предназначенная строго для реза — и да, они были именно что бритвенно острые. Дело не в волшебных тысячеслойных мечах — у японцев были хронические нелады с кальцием в диете, и как следствие непрочные кости.
    • Хотелось бы как «поправить» предыдущих авторов правок, так и внести свою лепту. Железо в Японии, конечно, плохое, но песок, который кузнецы использовали в качестве флюса, богат молибденом, а это уже хорошо для стали. Далее, изогнутая форма клинков обусловлена технологией производства, когда при зонной закалке клинок буквально выгибали возникающие в нём напряжения материала. Кроме того, мне попадалась статья, в которой истории про разрубание японцев катаной обосновывали диетой самих японцев, из-за которой возникал дефицит кальция в костях.
  • Гемикорпорэктомия — ампутация таза вместе с нижними конечностями. В основном применяется при злокачественных опухолях тазовой области, когда все остальные методы лечения не помогли. Применяется крайне редко, на весь мир существует всего несколько сотен пациентов после подобной операции. И дело тут даже не в сложности, а в экзотичности ситуации, требующей таких мер. Если сравнивать с обычным переломом позвоночника, закончившимся полным параличом нижней части тела, то где-то баш на баш. В плюсах — не нужно таскать с собой ноги в призрачной надежде на возможное исцеление, иннервация и контроль над выделительными органами сохраняется, короче, можно бегать на лапах аки Кенни Истердей, лишь бы метастазы не упустили нигде. В минусах — прощайте, гениталии (у паралитиков они обычно работают в «автономном режиме», вбрасывая положенные эндорфины — удивительно крепкий механизм), да и надежды на «новые методики» нет (обратная сторона той же медали). Просто паралитиков прорва, а лишиться всей жопы — это особо редкостный сорт невезения (это ведь должно ещё и иметь смысл больший, чем просто продление агонии, а с чего бы метастазам так локально распределиться?)
    • Почему это нет надежды на «новые методики»? И там и там возможность восстановления активности требует возможности воссоздания (восстановление стволовыми клетками или проводами) позвоночного столба. По сравнению с этой задачей регенерировать ноги или приделать две железки — проблема уровня ПТУ.