Цвет добра, цвет зла

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Good Colors, Evil Colors. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Хорошие — синие, плохие — красные. Хорошие — белые, плохие — чёрные. Или что-то в этом роде.
« Кстати говоря, в этом городе два вида стражи. Те, у кого доспехи с белыми метками — элита. Они ненавидят нас и добровольно вызвались истреблять наш род. Они злые. Но те, у кого доспехи с синими метками — обычные стражники, пытающиеся защитить свой город. Они не такие, как элита. Не забывайте об этом, если придется драться. »
— Меткость, Goblins: Life through Their Eyes

Один из вариантов цветового дресс-кода.

Как известно, цвет имеет три координаты: оттенок (H), насыщенность (S) и светлоту (L). Соответственно, в западной традиции есть три традиционных схемы добра и зла:

  • С разделением по L. Белые > чёрные > грязно-серые. Стоит признать, что у народов Дальнего Востока всё наоборот: чёрный — хороший, белый — плохой.
    • Смотря у каких народов. Инь-ян, где белый цвет символизирует светлое и деятельное начало, так-то тоже азиаты придумали.
  • С разделением по S — чистые > блёклые.
  • С разделением по H — синие > красные. В социалистических странах (например, в СССР) часто наоборот.

Даже если сеттинг требует одеть героев в защитные цвета, хороших делают светлее, а плохих — темнее.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Жанр «готический роман» из XVIII в. целиком и полностью про этот троп. Собственно, он и стал кодификатором для западной литературы. В нем все злодеи неизменно в черном, а герои — в белом. Допускается некоторые отступления, но незначительные.
  • «Гарри Поттер»: цвет храброго факультета Гриффиндор красный, а коварного Слизерина — зелёный (змеиный), ибо воистину. Также это соответственно цвета обезоруживающего и убивающего заклинаний (в книгах это тоже упоминалось): обезоруживающий Экспеллиармус и обездвиживающий Ступефай — красные лучи пацифистов; убивающее заклятие Авада Кедавра — зелёная вспышка.
    • С другой стороны, зелёный цвет в палитрах Минервы Макгонагалл (любит изумрудные мантии и часто пишет изумрудными чернилами) и самого Гарри (ярко-изумрудные глаза, унаследованные от матери) ничего плохого не значит.

Кино[править]

  • «Гонщик» (2001). «Хороший» Блай на синей машине, «плохой» Бранденберг на красной. Впрочем, тут скорее дело в том, что изначально собирались снять фильм про «Формулу-1», и у героев были хотя бы примерные прототипы. Фанаты сразу увидели в «красном» Шумахера на «Феррари», а в «синем» — кого-то из «Вильямса», обычно Вильнёва.
  • «Звёздные войны». У светлых джедаев меч, как правило, синий или зелёный, у тёмных ситхов и многих подражающих ситхам тёмных джедаев — красный. В общем и целом джедаи предпочитают светлые пастельные тона, а ситхи — алый и тёмные цвета.
    • Корабельные лазеры у имперцев — зелёные, у повстанцев — красные.
    • Зигзаг во времена Новой Республики. С одной стороны — светлый магистр Скайуокер предпочитает в одежде черный цвет, а его ученики одеваются кто во что горазд (кто-то и в традиционные светлые тона). Клинки световых мечей также не имеют строгой зависимости цвета от стороны Силы — то возрождённый император с джедайским синим, то Лея Органа орудует искусственным красным. Зато новые ситхи верны старым традициям.
    • Подсвечено в «Братва и кольцо»: Фёдор Сумкин, получив мифрильный меч, получает также напутствие: «…помни, что у хороших джедаев меч по-прежнему светится синим, а у плохих — красным!»
  • А вот Повелители времени умеют носить алый так, что он смотрится не зловеще, а нарядно. Их враги далеки закованы в золотистую броню, а кибермены — в серебристую.
  • «Там, на неведомых дорожках…» — стрельцы Кощея одеты в синие кафтаны, гвардия царя носит красные.

Телесериалы[править]

  • «Махабхарата» (2013) — при Курукшетре шатры Пандавов синие, а шатры Кауравов — красные.
  • «Lucifer» — инверсия к традиционным западные представлениям о светлых ангелах и тёмном дьяволе: у ангелов крылья разных оттенков между средне-серым и чёрным, а у Люцифера белоснежные (возможно, обыгрывая его исходную функцию «светоносного»).

Мультсериалы[править]

  • ExoSquad — неосапиенсы следуют заветам ситхов — у них розово-красные разряды бластеров и того же оттенка обшивка кораблей. У Эхофлота желтые разряды и серая обшивка. У пиратов (враги в первом сезоне, союзники во втором) обшивка сочетает красный и синий, а разряды бластеров синие в первом сезоне и зеленые во втором. Что интересно, перекрашенная трофейная техника начинает и стрелять новым цветом.
  • «Стар против сил зла»: обычная магия Стар — всех возможных радужных оттенков. Тёмная магия — зеленая, такой стреляет Людо из Тёмной Палочки, а у самой Стар магия зеленеет, когда она пока еще неосознанно ревнует Марко к Джеки.
  • «Generator Rex» — при Белом Рыцаре основной цвет формы Провидения — белый, после побега Белого Рыцаря и его приближенных и прихода к управлению организацией «злого» Черного Рыцаря основой цвет формы черный (хоть и осталось некоторое число оперативников в белой форме).

Аниме и манга[править]

  • Afro Samurai герой носит белую рубашку; его роботизированный доппельгангер носит черное. Золотые украшения Афро сочетаются с серебром Афро-Дроидов.

Видеоигры[править]

  • В Unreal Tournament кампания идёт только за красных.
  • Вы читали «Дюну» Герберта? Кто скажет, какого цвета флаги домов Атрейдес и Харконнен? Так вот, герб Атрейдесов — красный орёл на чёрной форме, а флаг чёрно-зелёный. Флаг Харконненов синий. В игре Dune II, в которой от фильма и романа остались одни названия, «хорошим» Атрейдесам дали синий флаг, а «плохим» Харконненам — красный.
  • Серия «Command & Conquer». У «хороших» GDI цвет золотистый, у «плохого» братства NOD — красно-чёрный.
  • Command & Conquer: Red Alert — цвет СССР, что естественно, красный. У Альянса — синий. У редиски и всеобщего народного любимца Юрца… в смысле, Юрия — фиолетовый. У появившейся в третьей части Империи — жёлтый.
  • Warcraft II. В кампании людей их цвет — синий, цвет орков — красный. Также на несколько эпизодов стороны меняют цвета на белый и чёрный соответственно (когда вместо королевства Азерот на стороне людей выступает Лордаерон, а вместо клана Черной Скалы со стороны орков — клан Чернозубого Оскала). В кампании орков родные цвета — красный (Чёрная Скала) и чёрный (Чернозубый Оскал), враги же в основном синие (Азерот), белые (Лордерон) и… тоже красные (Стромгард). И иногда фиолетовые (Даларан) с бирюзовым (Кул-Тирас).
    • Строго говоря, во втором Warcraft у каждой стороны конфликта есть по фракции (иногда даже не по одной) каждого цвета. Так, синие — королевство Азерот и клан Бушующего Шторма (а что такое клан Собирателей Цветов?), красные — Стромгард и клан Черной Скалы с Песней Войны, фиолетовые — Даларан и клан Сумеречного Молота с Повелителями Грома, бирюзовые — Кул-Тирас и клан Кровавой Глазницы c Костеглодами, белые — Лордерон и клан Драконьей Пасти с Изувеченной Дланью, чёрные — Гилнеас и кланы Чернозубого Оскала и Призрачной Луны, оранжевые — Альтерак (люди-предатели) и клан Пылающего Клинка (почти предатели, но с ограми как заградотрядом) с внезапно тоже Кровавой Глазницей уже в Beyond the Dark Portal. А что с фракциями жёлтого цвета, то в Tides of Darkness, несмотря на отсутствие в кампаниях, в коде называются просто «предателями» — и для Орды, и для Альянса. Однако предатели Орды получили свое имя в Beyond the Dark Portal и даже смогли фигурировать в кампании за Альянс — клан Весёлого Черепа…
    • В третьем Warcraft Альянс остаётся синим, а Орда — красной, хотя орки уже не являются злодеями. Наглядным примером является внешний вид Артаса Менетила: встав на сторону Нер’Зула, бело-голубые одеяния с фамильными гербами он заменил на черные с черепами-наколенниками. Роль Мирового Зла переходит в руки Плети (тёмно-фиолетовые) и Пылающего Легиона (ядовито-зелёные).
    • WoW: сравнительно добрый сине-голубой Альянс, незлая красная Орда, темно-синяя Плеть, ядовито-зелёный Легион, очень-темно-фиолетовые Повелители Бездны и их слуги.
  • DotA и многие другие карты Warcraft III «пять на пять». Верхняя половина списка чистая, нижняя бледная.
  • Режим сражений Warcraft III. Хотя игрок может выбрать себе любой цвет из двенадцати перед игрой, в самой игре можно выставить такое отображение цветов игроков, при котором ваши войска будут синими, войска союзников — голубыми, врагов — красными.
  • Spider-man: Web of Shadows. Добрая ветка развития героя — красная, злая — чёрная.
  • Rings of Power — жрецы доброго бога Нексуса одеты в красные мантии, жрецы злого демона Войда — в чёрные.
  • Might and Magic: Heroes VI. Герои, которые будут отпускать пленных, щадить врагов (в кампании) и пользоваться исцеляющей магией, будут выглядить светлее (Путь Слёз), а те, кто будет действовать наоборот — темнее (Путь Крови). Например, военачальник демонов имеет красные доспехи. Если он пойдёт по пути Крови, то броня будет сочетать чёрный и красный цвета, а если по пути Слёз — станет светло-оранжевой.
  • Mass Effect — орудия Жнецов стреляют красным лучом (это не лазер, а разогнанный до релятивистских скоростей расплав тяжелых металлов). Созданное на их базе турианское орудие «Таникс» cо второй «Нормандии» — голубым. Снаряды обычных масс-ускорителей землян и не только трассируют белым. Дезинтегрирующие торпеды также выглядят голубыми шариками.
  • Neverwinter Nights — у выкокоуровневых монахов светятся глаза. У добрых монахов они светятся голубым, у нейтральных зелёным, а у злых красным.
  • Baldur’s Gate II: Shadows of Amn — сыграно напрямую в суде над протагонистом. Арфист Гальварей попросит ГГ назвать его/её любимый цвет. Какой бы цвет ГГ не назвал/а, Гальварей перечислит страшные вещи которые ассоциируются с ним. Друидка Джахейра напротив, назовёт хорошие вещи.
  • Sacred — необычный пример. «Тёмные» аналоги заклинаний стихийной или лунной магии выполнены в синей цветовой гамме. У жрецов Саккары, чернокнижников и тёмных эльфиек синий огонь, синяя трава… Только лед черный, и круги призыва фиолетовые.
  • Gothic. Цвет Инноса, его паладинов, священников и всего королевства Миртана — красный, цвета слуг Белиара — чёрный и фиолетовый. Не считая того, что элитные южные орки носят тёмно-синюю броню.
    • Строго говоря нельзя утверждать, что Иннос — добро, а Белиар — зло, особенно в третьей части, так как в ней нам говорят, что хороший только Аданос, а Иннос с Белиаром и со своей вечной войной приносят лишь смерть простым смертным. Тем не менее, во второй части Иннос вполне является богом добра (особенно на фоне Белиара), а Белиар — зла.
  • Little Big Adventure — клоны отличаются дёргаными движениями и кислотными цветами.

Настольные игры[править]

  • Шахматы, шашки и прочие традиционные игры. Чтобы не было соперничества за «хороший» белый цвет, белым принято делать первый ход. Поскольку право первого хода постоянно передаётся, каждый поиграет и «хорошими» белыми, и «плохими» чёрными. К тому же белые фигуры обычно играют светотенью, а столь же красивые чёрные сделать ой как непросто.
    • К слову: у англичан в шахматах белым противостоят не черные, а красные! Канонический пример — «Красная королева» у Кэрролла. Это именно шахматная королева из зазеркалья. В переводе на русский она может быть чёрной, но если её совмещают с Червонной дамой из Страны чудес, эта королева обязательно будет красной. Ещё до Тима Бёртона до этого додумались создатели советского фильма «Новые похождения Кот в сапогах» (1958).
    • А в го и реверси (игра, ставшая всемирно известной через японцев; возможно даже, придуманная в Японии независимо от англичан) начинают «хорошие» чёрные. И… ну не любят на Востоке светотень, вплоть до середины XIX века рисовали сплошными цветами.
  • Забавно сыграна тройка «белый-чёрный-серый» в Eclipse. Опустим «массовые» стороны (чёрные и белые — люди, серые — пришельцы-коллекционеры), посмотрим на специфичные. Белые — киборги; их недолюбливают, но они старательно завоёвывают место под солнцем. Чёрные — военные, товарищи похуже (по легенде, из-за недопонимания людей и военных началась война, закончившаяся постройкой Центра галактики). Серые — космические пираты, самые плохие (два спецправила: грабят все захваченные корабли и не получают −2 за измену).
  • Magic: the Gathering: белая масть паладинов и чёрная некромантов, синяя — магов и красная — хаоситов. По заявлению разработчиков, абсолютных добра и зла там нет, но понятно, кто условно добр и зол.

Прочее[править]

Реальная жизнь[править]

  • В американской и вообще НАТОвской военной системе красным традиционно обозначаются на карте позиции противника (свои — синим), а слово «красный» используется в значении «противник». Система, вероятно, происходит еще от красных (британских) и синих (американских) мундиров времен Войны за независимость США. В советской, а позже российской традиции — ровно наоборот: Красная армия берет соответствующий цвет, противнику достается синий или черный.
  • В XVIII—XX веках у многих армий были «фирменные» цвета военных мундиров. Например, англичане чаще всего носили красный — поэтому в фильмах об американской революции это, естественно, «цвет врага». Из прочих примеров: Австрия — белый (потому что самый дешёвый краситель), Россия — зелёный, Франция — синий, Пруссия и США — тёмно-синий, Испания и Швеция — голубой, Португалия — коричневый, Дания — тоже красный, Конфедеративные Штаты Америки — серый… Ко второй мировой стал доминировать зелёный, но тоже с оттенками — легендарный серо-зелёный немецкий фельдграу, жёлто-зелёный советский, оливково-зелёный английский, сине-зелёный французский, коричнево-зелёный японский… А кто кому враг и друг — это уже от ситуации зависит.
  • К чёрному цвету в средневековой Европе отношение было неоднозначным: тускло-чёрный (как сажа) считался цветом мрака и зла, а вот блестяще-антрацитовый, как оперение ворона — позитивным, благородным. Даже обозначались они разными словами — соответственно ater и niger. От последнего произошло французское noir, то есть нуар — жанр, стилистику которого составляет героический чёрный (niger) на фоне мрачно-чёрного (ater). См. также эту познавательную статью о символике цветов в европейском Средневековье.

Разные цвета как цвет добра и как цвет зла[править]

Вообще, почти любой цвет может выступить и как цвет добра, и как цвет зла, в зависимости от вкладываемого в него смысла:

Цвет Как цвет добра Как цвет зла
Красный Цвет храбрости, цвет огня в положительном смысле — как того, что согревает, и метафорический «огонь наших душ». Цвет проливаемой крови, налитых злобой лиц, и огня, как того, что сжигает.
Зелёный Мягкий ласковый и весёлый цвет, цвет приятной листвы и природы вообще. Ядовитый змеиный цвет и вообще яд, цвет радиации или иного опасного флеботинума, а также цвет голодных джунглей.
Синий (сюда же голубой) Опять же мягкий ласковый и весёлый цвет, цвет воды и неба/воздуха, а соответственно, увлекательных приключений. Нередко выступает, как цвет знаний. Тоже цвет воды, но на этот раз неведомых морских глубин и льда, возможный цвет тьмы и холода. Изредка, по аналогии со светимостью звёзд — самые горячие звёзды именно синего цвета, может быть цветом огня.
Жёлтый (и сюда же оранжевый) Это цвет солнца и самого света, а также цвет золота, как чего-то благородного. Цвет веселья и жизнерадостности. Ядовитый ржавый цвет, цвет пустынь, а золото может быть и символом алчности (а дешевая желто-оранжевая краска — символом бедности и нищеты). Бледно-желтый — цвет несвежей одежды, цвет старости и увядания наряду с серым. А обратная сторона «весёлого жёлтого» — жёлтый, как символ придурошности и сумасшествия.
Фиолетовый Цвет таинственного, но доброго волшебства, цвет, олицетворяющий спокойствие ночи. В варианте «пурпурный» — со времён Античности цвет высшей власти, благородства и могущества. Ещё может ассоциироваться с молнией. Тоже цвет таинственного и магического, но опасного, цвет злой тьмы, как и чёрный нередко ассоциируется со смертью, а также цвет безумия и равнодушия («мне всё фиолетово»).
Белый Светлый цвет чистоты и невинности, возможно, цвет зимы, но ассоциируемый не с холодом, а с добрыми зимними персонажами. Японский или арабский символизм белого, впрочем, может быть злым и на западе: пустота, холод, мертвенная бледность; свет, который слепит и сжигает.
Серый Цвет мудрости, благородства и спокойствия, утончённой красоты, мечтательности а также — скромности, самодостаточности и независимости от давления окружающего мира. Цвет драгоценных серебра (в европейской культуре — металла, защищающего от зла) и платины, и вообще большинства металлов. Старейший символ покаяния в грехах и готовности к началу новой жизни (именно поэтому скорбящие из чёрного траура возвращались в нормальную жизнь через полутраур, цветом которого был — правильно, серый). И, так как цвет седины — символ долголетия и крепкого здоровья. Что приходит на ум при слове «серый»? Правильно, «серая мышь». Цвет посредственности, безразличия, уныния, меланхолии, разъедающей душу рутины, бедности и безнадёги. Цвет бездушного металла и сминающих всё на своём пути машин. Цвет праха, цвет пепла и опустошения, древнейший символ траура. И да, цвет седины, но цвет старости, дряхлости, увядания и забвения. Наряду с чёрным, самый излюбленный цвет для надгробий.
Розовый Мягкий цвет, свойственный весёлым, добрым и наивным личностям, очень старый символ женского начала, материнства и заботы. Вообще, розовый очень редко используется как олицетворение по-настоящему серьёзного зла. Его отрицательные аспекты — как правило, обратная сторона положительных, часто сочетающаяся с ними в одном человеке: безответственность, крайняя умственная ограниченность, пошлость и дурновкусие. Но, помимо этого, розовый нередко встречается как символ ханжества и лицемерия (профессора Амбридж или тренера Газмяса все помнят?). Открытием также стало, что розовый олицетворяет ещё и страх. А ещё — это цвет освежёванной плоти.
Чёрный Цвет одного героя или группы героев, отрешившихся от всего ради борьбы с тьмой или сделавших тьму союзником в борьбе со злом, осознающих свою возможную порочность, старающихся избегать её. Цвет земли, дарующей жизнь. Цвет космоса и сопутствующих приключений. Также в (пост)христианском мире может ассоциироваться с церковью или правосудием. Цвет опасной чуждой тьмы, смерти, забвения и небытия, разумеется. И да, цвет анархии и фашизма.
Коричневый Цвет древесной коры, земли, природы и сопутствующих приключений. Цвет некрашеной ткани и необработанной кожи, простого и честного труда. Зачастую — цвет одеяний монахов и священников, избравших путь аскезы и достигших святости. Цвет шоколада. Цвет бедности, грязи и, ммм… отходов жизнедеятельности. Цвет фашизма. Опять же цвет, одеяний монахов и священников, избравших путь аскезы, но ставших храмовниками и инквизиторами.