Цепь оверпауэра

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Lensman Arms Race. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Цепь оверпауэра — гонка вооружений между протагонистом и антагонистом. Автор дал протагонисту новую крутую спецспособность. Но что это? с новой способностью герою стало слишком легко жить, и он стал неинтересным! Надо бы и антагонистам чего-то этакого отвесить. Отвесил, баланс выправился, но скоро наскучил, и надо бы снова кому-то что-то новое подкинуть. И всё идёт по второму кругу.

В результате этой цепной реакции мощь протагониста и антагониста растёт стремительно. Если мастера боевых искусств в начале сюжета просто и реалистично дрались на кулачках, то в результате цепи оверпауэра у них появляются удары энергии «ци», астральное карате и бесконтачка на расстоянии. Если пилоты огромных боевых роботов начали сюжет на громыхающих, ходящих вразвалочку пешком неуклюгах, то к концу их роботы будут летать, откалывать пируэты в воздухе, выставлять энергетические щиты и рубиться на лазерных мечах, как джедаи. Если космическая война началась в рамках Солнечной системы на дуршлагах, то закончится она битвой метагалактик и мегаструктур.

Особенно противоестественный вид цепь оверпауэра приобретает, когда к произведению пишутся не сиквелы, а приквелы. Классический пример этого — вселенная «Звёздных войн»: в оригинальной трилогии джедаи наделены довольно ограниченными способностями, и их поединки с ситхами обставлены скорее психологически драматично, чем зрелищно (кому как, что поединок Кеноби с Вейдером, что поединок Кеноби с Молом в мультике — прекрасны, ибо выполнены в стилистике кэндо, без выпендрежа и показушничества — мастерам это не нужно). В кинотрилогии приквелов они сигают, как кузнечики, и косят световыми мечами целые армии боевых дроидов. В MMORPG (далёкий приквел) джедаи и ситхи вовсе откалывают невероятные по меркам кинотрилогий фокусы, например, хватаются за клинки лайтсейберов руками и не остаются безрукими после этого (Йода, технически, тоже мог нечто вроде этого, но не делал). Внутривселенное объяснение: катастрофический упадок скиллов у джедаев из-за Руусанской реформации (а точнее после того как Дарт Бейн уничтожил Армию Света вместе с Братством Тьмы), понерфившей абилки (потому немногие уцелевшие доруусанские джедаи в расширенной вселенной показывают мастеркласс, например Селеста Морн, бывшая во времена мандалорских войн всего лишь рыцарем джедаем, в Наследии в одно рыло вынесла лорда ситхов, а в комиксах распечатала люлей самому Дарту Вейдеру так что тот еле ноги унес); Ситхов это тоже коснулось — благодаря одному лорду который спалил свою библиотеку, ситхов отшвырнуло в развитии на тысячелетия, и тем не менее Палыч всё таки смог титаническими усилиями восстановить большинство утраченного, став имбой. Куда более характерен рост мощности вундерваффе, каждый раз когда кажется что эпичнее уже некуда — кто-то выдумывает очередное вундерваффе, порой вообще никак не дружащее со здравым смыслом.

Троп часто сочетается и идёт рука об руку с алгоритмом сортировки зла, когда герою выдают новые и новые плюшки, а злодеев меняют на более и более сильных.

Альтернативный вариант — «камень-ножницы-бумага», карандаш, огонь, вода и бутылка лимонада по вкусу. Каждая сторона, вместо линейного роста крутизны, открывает новые сильные и слабые стороны, противостояние превращается в шахматную партию. Особо дырявый вариант — автор теряет масштаб крутизны, из цепи выпадает пара звеньев и в итоге в каком-то сражении соотношение сил противоречит сюжету.

Второй альтернативный вариант — «неуязвимых и особо жирных нет, но шмот решает», позволяющий варьировать силу персонажей тупо с помощью переодеваний. Злодея застали врасплох, и он не успел надеть Кольцо Великого Отражения Всякой Фигни? Победить его стало проще. Герою дали по башке дубиной и раздели? Всё, эпичный герой пока не придумает как вернуть шмотки стал немногим сильнее обычного нуба и чисто за счет опыта.

Третий альтернативный вариант — «тактика решает», особенно если во вселенной существуют авчивки за убийство боссов лоулевельными персонажами. Правда поскольку авторы склонны к раскладыванию роялей и появлению богов из машины, засчастую этот вариант граничит с тупым читерством.


Где встречается[править]

Литература[править]

  • Классическая космоопера 1930-х «Линзмены» Дока Смита. Тот самый пример, когда война из разборки в Солнечной системе переросла в метагалактическую и межвселенскую.
  • «Хонор Харрингтон»: сначала Вебер пытался косить под Буджолд, и крупным сражением в космосе считался бой крейсеров, а вступление в бой кораблей основных классов — сугубо теоретической возможностью. Прошло 11 лет, случилась полномасштабная война между Мантикорой и Хевеном, закончившаяся сражением с участием более 500 линейных кораблей и гибелью около 300 (причём это были корабли нового по сравнению с первыми книгами поколения, выносившие старые пачками), а Мантикора и примкнувший к ней Хевен оказались вовлечены в войну с Солнечной Лигой, включающей в себя более половины миров заселенных человечеством.
    • Что характерно, эта же ситуация дословно повторилась в Eve Online. До легендарных битв Красного Альянса ввод титанов в бой был большой редкостью.
  • Трилогия Сергея Снегова «Люди как боги»: в первой части два корабля, во второй — три флота по сотне кораблей, многократно превосходящих по мощности первые, в третьей — корабли усиливаются ещё более хитрыми технологиями.
  • Лю Цысинь «Память о прошлом Земли» — сначала трисоляриане кошмарят землян, чтоб те не успели развиться до тех пор, как Трисолярис явится во плоти и захватит Землю… К финалу трилогии высшие существа доламывают-таки Вселенную до нуль-мерности — так что Вселенной ничего не остаётся, кроме как переродиться в изначальном десяти-макро-мерном виде.
  • «Досье Дрездена»: в первой книге наш главный герой — маг средней руки, сразившийся с таким же чернокнижником-дилетантом. К последней из выпущенных книг он уже стал официальным защитником Зимней Династии фейри и занимается ограблением самого Аида.
  • «Страж-птица»: внутримировой пример.
  • Бетанкур, «Заря Амбера»: как разбить армию, осадившую Джунипер? Для Властелина Хаоса нет ничего сложного: пригласим из соседнего измерения орду голодных троллей! Ой, а как же теперь избавиться от троллей? Может, позвать одного живущего неподалёку дракона? Хотя, стоп! А что потом с драконом делать?
  • История Галактики А.Ливадного — обратная эволюция, от циклопической Первой галактической, здорово похожей на «Кибернетическую революцию» из ВарХаммера40к (в которой аннигилировались миры и которая поставила человечество на грань выживания) до локальных разборок в рамках планеты.

Телесериалы[править]

  • Stargate же! В первых сезонах SG1 у землян были только звёздные врата и маленький отряд отважных героев, а антагонистами были местечковые инопланетные лорды, выдающие себя за богов с помощью флеботинума. Постепенно протагонисты сами разжились флеботинумом, трофейной военной техникой и даже кораблями, а их противниками стали сначала неубиваемые самовоспроизводящиеся роботы, а потом, к 9-10 сезону — достаточно развитые инопланетяне, уже фактически неотличимые от настоящих богов. Ну а в Stargate Atlantis счет пошёл уже на галактики, земляне бороздят космос на вполне годных кораблях и дают отпор врагу, а враг теперь представляет собой неисчислимые полчища «непростой саранчи» — кровожадной, но хитрой, умной, очень опасной и практически бессмертной.

Манга и аниме[править]

  • Code Geass — тот самый пример с гонкой огромных роботов.
  • Tengen Toppa Gurren Lagannпедаль в пол, бой начинается с партизанщины маленького отряда в постапокалиптической пустоши и заканчивается метагалактической битвой. Только тут это не лажа создателей, а тщательно подготовленная фича, доведённая просто до абсурда, за что сериал и любим.
  • Slayers: в приквельных OVA и полнометражках предел способностей Лины Инверс — Dragu Slave, а её противники — люди, големы, вампиры и оборотни, очень редко мазоку. В первом сезоне аниме Лина сражается с человеком, одержимым местным сатаной, а в её арсенале появляется запрос на прямое божественное вмешательство — Giga Slave, который, однако, можно использовать только в самых крайних случаях под страхом угробить мир. Во втором сезоне у Лины уже есть безопасная и рутинная версия Гиги — Ragna Blade, а её враги — Лорды-Мазоку. В третьем она всерьёз рассчитывает успешно кастануть Гигу, но в последний момент заменяет её эквивалентным по силе уникальным спеллом, а её противник — целый иномирный дьявол. Ну, и наконец в четвёртом-пятом она спокойно кастует Гигу и рутинно прибивает выползшую опять часть Шабранигдо, а Рагна Блейд у неё выскакивает, как «на, отвяжись» — без ритуала, без заклинания, простым наименованием.
  • Bleach — тут это вместо сюжета. Сначала Ичиго мочит пустых, но отхватывает от синигами. Потом он прокачивается, и синигами отхватывают от него — пока он не встретит капитанов. Выучил банкай? На тебе арранкаров… конца и края этому не видать.
  • Sailor Moon — по классике махо-сёдзе: каждый сезон Сейлор Мун получает новую брошку, без которой не может трансформироваться. Чуть реже происходил апгрейд и жезлов других воительниц. А начиная с сезона эдак третьего сейлор-форма у героин начала преображаться, приобретая всё больше различных деталей (правда, в аниме 90-ых остальных героин «Вечной» формой обделили, но в отместку Сейлор Мун лишилась своей ультимативной формы — Сейлор Космос).
  • «Этот герой неуязвим, но очень осторожен» — герой качается и проходит тренировки у богов, но и Король демонов не лыком шит. Уже третий по счету генерал призвал, пусть и ценой своей жизни, такого демона, что не то что героев — богов в их же мире разметал как кегли, и одолеть его удалось лишь богине войны и лишь ультимативным приемом «Врата Вальгаллы», который смертный может осуществить только ценой жизни. А на Короля демонов его пришлось применить дважды.
  • Baki The Grappler — обязано было случиться. Ещё в арке 13-летнего Баки герои выходят на уровень олимпийских чемпионов по некоторым физическим показателям, и чем дальше хронологически, тем больше из них всухую все рекорды бьют. С появлением отца Баки, Юдзиро, который этих громил как детей раскидывает, планка уже задрана очень высоко. Сгоряча автор даже заставляет его кулаком остановить землетрясение, но потом подводит кособокое обоснование, что это Юдзиро услышал затихание толчков и решил покрасоваться. После большого турнира бойцов пришлось дать новым антагонистам оружие в руки для разнообразия, хотя эффект получился противоположным, — главные герои теперь окрутели настолько, что побивают врагов, которые активно жульничают. Юдзиро, мера возможностей для остальных, сам продолжил расти в силе быстрее всех. Теперь автору приходится доставать из табакерки доисторических людей и клонов исторических мечников, чтобы хотя бы так убедить читателя в крутости противников, арка с обычным смертным Оливой откровенно провисла. Итагаки даже толсто подсветил оверпаверность героев, заставив их всех очень картинно зевать во время рутинных занятий в Baki Dou.
  • «Dragon Ball» — чтобы вновь и вновь поражать читателя, Торияма выкручивал скорость их усиления и усиления злодеев на полную. За год Гоку с уровня ниже слайбейшего из саян добирается до уровня сильнейшего в базе, пусть за счёт Кайокена. Веджита, парень в базе мощнее землян раз восемьдесят, дальше замещается в кресле злодея парнями, которые мощнее в пятьсот раз, главный злодей так уже в пятьсот с тремя нулями. Да, автор попытался для пущего драматизма называть конкретные цифры их уровня силы, но потом закономерно отказался от идеи. В «Драконьем жемчуге Супер» речь уже идёт об уровнях силы, когда планеты стираются буквально чихом, движением пальца, самый прочный материал во вселенной крушится просто взглядом. В общем, остановок не предвидится. При этом битвы за уже больше, чем полдюжины арок, совершенно не изменились по реальной масштабности разрушений, фанатам остаётся только примерно прикидывать, какую часть вселенной тот или иной герой в состоянии разрушить.

Видеоигры[править]

  • Именно так и работает типичный автолевелинг — враги всегда соответствуют уровню/силе героя. Правильно применённый автолевелинг позволяет идеально отбалансировать игру, неправильный — нивелировать саму суть прокачки, и вместо цепи оверпауэра получается скорее топтание на месте.
  • Практически любой сиквел и аддон поступает именно так.
  • Любая лутоцентричная игра буквально на этом стоит. Особенно онлайновая, где нет конечного прохождения, и разработчикам постоянно приходится выдумывать новые испытания и награды для всё прошедших, открывших и прокачавших.
  • А жанр Idle вообще выжимает педаль в асфальт — там только это и всё ради этого.
  • Doom → Doom II. Закрыл пропасть между кибербоссом и остальными монстрами. Например, появился манкуб с двумя огнемётами, мини-паук с плазмогоном, антихрист, который жжёт адским пламенем… Но и у игрока появилась двустволка.
  • Eclipse. По фанатскому консенсусу, ракеты были слишком сильны. Аддон в противовес даёт т. н. «уникальные технологии» (одна штука в мешке и очень дёшевы); отхватил в начале — большой выигрыш. Про тройку технологий «аннигиляционные пушки + расщепитель антивещества + противоракетная защита» (первого три штуки в мешке, остальные — уникальные) даже FAQ говорит: лучше не допускать, чтобы все три достались одному.
  • Disgaea — двухмерный зигзаг. С каждой новой частью масштаб разрушений неуклонно возрастал от полёта куска земли площадью с небольшой домик на Солнце до убедительного уничтожения одной и нескольких галактик. Но в шестой части кинцо вновь стали показывать унылое, разве что на звезду тянущие. В плане же чистых цифр наоборот, шестая часть отличилась их наибольшим ростом: если до неё максимум статов был 999 млн. и максимальный уровень 9999, то в шестой части статы идут на триллионы а максимальный уровень тянет на 99 млн.

Реальная жизнь[править]

  • Всё технологическое развитие с точки зрения одного племени, одного народа, одного государства. Чем бы ты ни разжился и чему бы ты ни выучился — не пройдёт и полвека, оно если и не окажется устаревшим в хлам, противники обзаведутся асимметричным ответом. И наоборот, как бы ни был крут противник, если ты выжил — у тебя есть шанс самому этот самый асимметричный ответ изобрести и использовать. Особенно отличились последние двести лет: от дульнозарядных ружей до баллистических ракет с разделяющимися боевыми блоками, от телеги (первый паровоз в 1817 году уже был построен, но практическая его применимость ещё была сомнительной) до сверхзвуковых лайнеров, от слабо родящих истощённых почв (даже импорт гуано ещё не начался) до синтезированных на каталитических решётках азотистых удобрений, ad nauseam. Вся эта феерия оверпауэра позволяет предположить, что либо авторские права на наш мир перешли от крепкого профессионала в руки МТА, либо всё, что происходило до того — предыстория, которую тонким слоем размазали на несколько тысяч лет. Но мы такой фоменковщины не допустим, и поэтому честно признаемся: не знаем, что и думать!
    • На самом деле всему этому есть куда более простое объяснение: в ходе промышленной революции был совершён переход от традиционного общества, где важнее всего делать так, как делали предки, и каждому изобретению приходится преодолевать этот предрассудок[1], к индустриальному, где главное — практичность изобретения, вот и произошло резкое повышение темпов развития. Общественное бытие определяет общественное сознание, да.
  • хрестоматийный пример из палаты мер и весов - дредноутная гонка. Не успевали построить вундерваффе - а оно уже устарело, потому что на стапелях уже нечто принципиально более новое и крутое. Самый цимес в том, что когда все эти кораблики вступили друг с другом в бой - оказалось нормально воевать на них почти никто не умеет. Ну это как если сравнивать компьютерные игры, нуб купил себе прокачанного по самое небалуйся перса с нормальным сетом и пухой и устроил ПвП с таким же нубом. А потом пришел папка и дал обоим леща, а те на форум и ну ныть что мол, шо ж это деется, понерфите пожалуйста вашингтонским морским соглашением всю эту хрень... Кхм, ну в общем как-то так. У врага броневой пояс толстый - а мы сделаем толще. У врага пушки большие - а у нас будут больше, и самих пушек будет больше. У врага скорость высокая - а мы прокачаем двигло и выжмем на узел, но больше! Не хватает места чтоб впихнуть туда запасы топлива и снарядов? Увеличим водоизмещение! И можно было бы заниматься этим до бесконечности если бы это не было так дорого.
  • Гонка вооружений во времена Холодной войны.

Инверсия[править]

  1. Потому что даже проверка изобретения на практичность тратит слишком много ресурсов, так что неудачное нововведение зачастую грозит горе-экспериментаторам голодом и смертью.