Чапаев (фильм)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Чапаев
Постер фильма
Общая информация
ЖанрИсторический фильм
Страна производстваСССР
Киностудия«Ленфильм»
РежиссёрБратья Васильевы
Автор сценария
  • Георгий Васильев
  • Сергей Васильев
  • Сюжетная основа:
 Дмитрий Фурманов и Анна Фурманова
Когда вышел1934
Продолжительность93 минуты
В главных ролях:
Борис Бабочкин Чапаев
Борис Блинов Фурманов
Варвара МясниковаАнка
Леонид КмитПетька
Илларион ПевцовБороздин
Степан ШкуратПотапов

«Чапаев» — фильм братьев Васильевых 1934 года, ставший классикой советского кино. Один из главных прототипов многочисленных «истернов» о Гражданской войне, основа тысячи анекдотов и просто удивительно крутое кино с боевыми сценами, неидеализированным героем и даже неоднозначным злодеем (!), которое до сих пор очень неплохо смотрится.

О фильме[править]

  • Со слов тогдашнего руководителя советского кинематографа Бориса Шумяцкого, тов. Сталин считал «Чапаева» лучшим советским фильмом и смотрел 38 раз. Смотрел ли ещё — неизвестно, т.к. Шумяцкого расстреляли в 1937-ом.
  • По итогам опроса киноведов мира (1978) фильм включен в число ста лучших фильмов мирового кино.
  • А ещё у Василь Иваныча командирский голос.
  • В книге Фурманова, по которой поставлен фильм, не было ни самого Фурманова (но выведен похожий персонаж), ни Анки.
  • Звук телеги в мультфильме «Жил-был пёс» позаимствован отсюда.
  • Согласно легенде, советские зрители повторно ходили на «Чапаева» с надеждой: а вдруг хоть на этот раз Василий Иваныч выплывет?!
  • Исторический ВИЧ писал свою фамилию через «е»: Чепаев. Предки его вообще никак не писали, ибо из крестьян были и грамоте не обучались. Чапаевым комдив стал только в романе Д. А. Фурманова: писатель намеренно исказил фамилию, чтобы подчеркнуть недокументальность своего произведения. Всё пошло слишком так после выхода экранизации: Чапаев-персонаж настолько превзошёл славой исторического прототипа, что того пришлось посмертно переименовать.

Сюжет[править]

В отличие от чисто художественных произведений «Чапаев» не имеет сквозного сюжета. Это хроника действий 25-й дивизии от приезда комиссара Фурманова и до гибели главного героя. Показаны, конечно, самые яркие эпизоды, порой никак друг с другом не связанные, а диалоги ушли в народ.

  • Фильм начинается сценой бегства чапаевцев. «Белые хутор отбили!» Чапаев одним своим появлением заставляет беглецов развернуться. Сказочности картине добавляют вырастающие из-под каждого куста новые группы красноармейцев.
  • Военный совет. «Тихо! Чапай думать будет!» «То, что вы говорили — наплевать и забыть».
  • В занятой станице. Чапаев объяснял комбригу Еланю и комиссару Фурманову тактику ведения боя на картофелинах. «Где должен быть командир? Впереди, на боевом коне! Потому как по одному человеку из пушки палить не станут.».
  • Анка изучает пулемёт, Петька изучает Анку. «А вот это — щёчки».
  • «Экзаменовать коновала на фельдшера!» «Александр Македонский конечно герой, но зачем стулья ломать?» «Македонский — кто такой, почему не знаю?» «А его мало кто знает…»
  • «Белые пришли — грабют, красные пришли — грабют…»
  • Речь Чапая против мародеров. «А ты сам за большевиков или за коммунистов?» «Я за интернационал.» «А за второй или за третий?» «А Ленин в каком? … Тогда и я за третий».
  • Петька берет в плен беляка. «Брат Митька помирает, ухи просит…» Помирает от жестокой порки. И помер очень скоро, то есть от ходатайства брата, попросившего Митьку за дезертирство не расстреливать, в итоге сам Митька лишь проиграл.
  • Эпичное исполнение песни «Черный ворон».
  • «— Почему не стреляла, Анка? — Поближе подпустить хотела».
  • «Василий Иваныч, ты армией командовать могешь?» «Могу!» … «Ну, а… в мировом масштабе, Василий Иванович, совладаешь?» «Нет, не сумею. Языков не знаю
  • Психическая атака белых. Эпичнейший эпизод, про который разговор будет ниже. «Красиво идут» «Интеллигенция!»
  • Кавалерия из-за холмов. ВИЧ во главе кавэскадрона успевает как раз во время, когда у Анки кончились патроны.
  • Белые планируют налет на Лбищенск. В роли белого броневика — советский БА-27 обр. 1927 г.
  • Чапаевцы, как положено, пророчески поют «Ревела буря, гром гремел…». Через несколько часов Чапаю придется повторять подвиг этого самого Ермака…
  • Бой в Лбищенске. Анка скачет за подмогой. Чапаев ранен. Добирается до реки, плывет. «Врешь, не возьмешь!» Но от пули убежать тяжело, не то что уплыть… R.I.P. А вот и нет! Сиквел «Чапаев с нами» утверждает — выплыл! См. ниже.
  • Подмога пришла слишком поздно, но все же показала врагу кузькину мать.

Тропы[править]

  • Антигерой — один из редчайших примеров в советском кино того времени, отчасти потому и популярен. Чапаев поразительно неидеален для советского героя: неграмотный, недисциплинированный, может и сцену устроить.
  • Достойный противник — каппелевцы. «Красиво идут! Интеллихенция!»
  • Зло против зла и мародёры — так для простого крестьянина выглядит Гражданская война: белые пришли — грабют, красные пришли — грабют... И тут же субверсия: награбленное возвращают.
  • Истерн — не каноничный образец, но кодификатор многих элементов жанра. Не первопример — задолго до него были ещё «Красные дьяволята».
  • Растаскано на цитаты.
  • Хороший плохой конец: Чапаев погиб, но власть советов уже недалеко!
  • Шутка-бумеранг — через некоторое время после прибытия Фурманов делает Чапаеву замечание относительно его внешнего вида: «Я давно тебе хотел сказать. Ты бы подтянулся, что ли, малость? Ходишь вечно в таком затрапезном виде. А ты ведь теперь командир регулярной Красной Армии. Должен бойцам пример давать». По мере укрепления авторитета комиссара меняется и внешний вид Чапая; после их перебранки Василий Иванович демонстративно возвращается к босяцкому облику, но, убедившись в правоте Фурманова, более не запускает себя. Полноценно бумеранг возвращается примерно в середине фильма, когда сам Чапаев начинает отчитывать Петьку: «Вообще, ты маленько подтянись. Ходишь в таком затрапезном виде. Что это? Ты есть сознательный боец регулярной Красной Армии, мой ординарец. Ты должен другим пример показывать, а ты ходишь, как босяк».

Страсти по психической атаке[править]

(link)

Легендарная сцена

Самый знаменитый и самый сказочный эпизод фильма. Нехватка патронов и крайняя необходимость заставила белых наступать в плотном строю с примкнутыми штыками, в парадной одежде и под барабанный бой в надежде на то, что красноармейцы дрогнут и побегут.

Эта сцена едва не была вырезана по требованию цензоров, решивших, что этот эпизод «героизирует» белогвардейцев. Спасти сцену, которая сегодня считается классической и вошла в сокровищницу мирового кино, помогли высшие военные руководители страны — Климент Ворошилов и Семен Буденный.

В то же время эта сцена придумана постановщиками.

  • В фильме позади каппелевцев отлично видны фигуры чехословаков, которые с начала 1919 г. на фронте не воевали, охраняя колчаковский тыл.
  • На Восточном фронте, в отличие от Добровольческой армии, не было офицерских полков.
    • Впрочем, мало кто знает о существовании офицерских рот в колчаковской армии. Также в ней было немало егерских батальонов (в дивизиях) и егерских полков (в корпусах), неоднократно побиваемых красными. Ещё в Сибирской армии активно формировались по образцу 1917 г. «Бессмертные полки», так что о наличии привилегированных частей говорить можно.
  • Эффектные черные мундиры, показанные в фильме, носила только Марковская дивизия[1] Добровольческой армии Корнилова, которая воевала на Юге, а не на Востоке. Колчаковцы же ходили кто в старой российской форме, кто в английском хаки, а многие черт-те в чем.
    • Вопреки как советской пропаганде, так и представлениям из белоэмигрантских мемуаров, снабжение Антантой белых было вполне достаточным, однако полученное в большинстве оседало в тылу из-за бездарности (и вороватости?) белых интендантов, о чем белые мемуаристы не любили говорить, а советские авторы не упоминали.
    • А флаг у них вообще анненковский. Получился такой обобщённый образ всех «белых» разом.
  • Кроме того, все атакующие в кадре — офицеры, чего никогда не было на Уральском фронте. Полностью офицерские части были в Добровольческой армии времен Первого Кубанского (Ледяного) похода, в Сибири же и на Урале, наоборот, чувствовался сильный недостаток офицеров. Ещё более странным выглядит то, что на каждом белогвардейце в кадре есть аксельбант, который был атрибутом только адъютантов и офицеров генштаба. Ну и красивой парадной формы не было даже у высших офицеров-каппелевцев, потому что белогвардейцы на Востоке России не владели ни одной текстильной фабрикой владели немногими текстильными фабриками, а то, что закупалось у союзников, было английскими мундирами, которые доставались лишь офицерам штаба Верховного главнокомандующего не всегда доходили до фронта[2].
  • Мало того, что форма выдумана авторами, так еще, если присмотреться, видно, что «господа офицеры» удивительно молоды. И это понятно: их роль сыграли призывники военных частей, предоставленные режиссерам местным командованием.
    • Впрочем, реальный возраст офицеров, прошедших Первую мировую, действительно сильно понизился: к 1917 году очень многие кадровые офицеры уже были выбиты, и их место заняли новопроизведённые «химические» (знаков различия фабричного производства уже не хватало — и погоны часто рисовали прямо в части химическим карандашом). Именно такие молодые идеалисты часто оказывались в рядах и белых, и красных.
  • Реально Волжский корпус Каппеля и 25-я Чапаевская дивизия воевали в разных местах и могли столкнуться только при сражении за Уфу, где сражались на соседних участках. Так что условность допустимая.
  • Несмотря на все это, стоит отметить, что представления, будто психические атаки в Гражданскую войну не практиковались или практиковались из-за недостатка боеприпасов, слишком упрощены. На самом деле такие атаки, при всей их редкости, все же случались. В условиях слабости дисциплины обеих сторон это иногда давало эффект, и даже красные регулярно бросались в атаки единой колонной под знаменами и звуки оркестра, подобно предкам во времена Наполеона. Тем более что слабая огневая мощь обеих армий давала шансы на низкие потери в таком случае. Однако все это было издержками импровизированного строения армии, и уже с начала 1919 г., с возрастанием дисциплины и огневой мощи, эта тактика не давала никаких заметных результатов. Стоит отметить, что сам прием психического воздействия на противника известен с незапамятных времен, и один из таких случаев был отмечен даже во Вторую Мировую, когда в августе 1941 года Полицейская дивизия СС попыталась запугать красноармейцев психической атакой под Лугой — с плачевным для себя результатом; погиб и автор этой глупой затеи генерал Мюльферштедт. Учитывая, что в фильме именно удар по психике малодисциплинированных несколоченных частей едва не сработал, и положение красных спас только замаскированный пулемёт и действия комиссара, данный эпизод (опуская художественные преувеличения) можно считать относительно правдоподобным.
    • Про психическую атаку под Лугой легенда. Мюльферштедт получив нагоняй от командования за медленное продвижение, действительно психанул, побежал лично поднимать солдат и получил смертельный осколок, но атака была обычная. Подробности в мемуарах одного из уцелевших.
    • Собственно, у сценаристов фильма явно были прототип для вставки этого боя. Скрытая атака «черных цепей» под Уфой описана у самого Фурманова. В некоторых советских воспоминаниях старых чапаевцев можно найти примеры таких психических атак, хотя тут можно и поспорить, не повлиял ли на эти рассказы фильм.

Чапаев с нами![править]

Вскоре после начала Великой Отечественной войны было решено использовать популярность всенародно любимого героя в агитационных целях, и Борис Андреевич Бабочкин вновь вернулся к роли Чапая. В короткометражной ленте Василий Иванович успешно уходит от пулемётного огня, переплывает Урал и выбирается на берег в июне 1941 г. Его встречают два красноармейца — танкист и кавалерист, — которые вводят легендарного комдива в курс дела. Далее Чапаев произносит пламенную воодушевляющую речь, обращённую к бойцам РККА.

« Так деритесь всегда, как мы дралиcь! Или нет! Ещё лучше деритесь! Не давайте пощады врагу, а я проклинаю его чапаевским проклятьем. И помните, бойцы: Чапаев всегда с вами! Вперёд! »
— В.И. Чапаев

В фильме «Я родом из детства» герои смотрели сабж, но незадолго до трагической развязки сеанс прервался салютом Победы.

Примечания[править]

  1. https://mikhael-mark.livejournal.com/38072.html
  2. О форме белогвардейцев есть много домыслов. Интересующимся рекомендуется интернет-сайт «Колчакия», где много информации по теме. Там есть куда более дикие и попугайские примеры формотворчества колчаковских вояк.