Люди-плюс

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Человек-плюс»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Что в тебе такого особенного?
— Ничего. Я просто парень из Бруклина.

»
— Капитан Америка
Корвин, принц Амбера

Се человек. Не эльф, не ктулхуманоид, не резиновая морда, у него человеческие лицо и тело, да и медицинское обследование показывает, что анатомия и физиология у него человеческие. Ого! Все анализы идеальны, давление 120/80, а при проверке зрения он прочитал мелким-мелким шрифтом «отпечатано в Москве». Да и в темноте видит лучше кошки. Невропатолог удивился таким быстрым рефлексам. У врачей возникает вопрос: «скажите, уважаемый, а когда последний раз вы проходили медкомиссию». Пациент отвечает что пятьдесят с лишним лет назад, когда призывался в армию. Врачи смеются глупой шутке, так как ему должно быть тогда лет семьдесят, а выглядит на тридцать. Следующий вопрос невропатолога: «были ли травмы головы»? Ответ — «было сотрясение мозга, целых два часа лежал в постели, потом встал и поехал водить гоночную машину». Невропатолог улыбается неудачной шутке и пишет в карточке «травм не было».

Вы догадались. Это не обычный человек. Это — человек-плюс. Множество людей-плюс пересекается со множеством супергероев, но не совпадает с ним. Человек-плюс может не быть героем или не скрывать лицо под маской и псевдонимом. Способности людей-плюс — усиленные способности обычного человека, то есть мутанты (человек-паук), киборги и так далее к этому типу существ не относятся.

Способности людей-плюс[править]

Важно! При генерации супергероя выберите любые три пункта. Если вы выбрали все — у вас получается Мэри Сью. Если у вас не все 90 % всех людей это люди плюс."

  • Большая продолжительность жизни, вплоть до бессмертия. Старение либо очень медленное, либо отсутствует.
  • Железное здоровье.
  • Большая физическая сила.
  • Быстрые рефлексы, ловкость.
  • Гениальный ум.
  • Развитые чувства: суперзрение, суперслух. Возможна способность видеть в темноте.
  • Усиленные способности к регенерации.

Источники происхождения силы[править]

  • От рождения. Происходит из расы людей-плюс или имеет среди предков эльфов или другие «виды-плюс». Или сам эльф или кто-то там, если эльфы и прочие в сеттинге — подвиды людей.
  • В результате эволюции или отдельных мутаций.
  • Благодаря магии.
  • В результате генных модификаций.
  • В результате медицинских манипуляций без принципиальных изменений анатомии, физиологии и психологии.
  • Из-за умеренной киборгизации, вроде нанороботов в крови.
  • Из-за когнитивный изменений, медитаций.
  • В результате посвящения в маги, паладины и т. д.
  • Может пересекаться с предыдущим пунктом: после снисхождения частицы сущности одного из богов.
  • Из-за адских тренировок.

А куда дальше?[править]

Когда цивилизация раскрывает секрет совершенствования человечества таким образом, она едва ли останавливается на достигнутом. Ведь с помощью тех же технологий/магий/whatever можно продолжать совершенствовать человека в любом выбранном направлении! Проблема в том, что люди-плюс — это верхний предел того, что можно считать человеком. Всё более «уберное» и специализированное — это уже не вполне человек. Следующая стадия — транс-человек. Продолжай ехать в направлении овладения магией, увеличения продолжительности жизни и физического совершенства — и ты уже эльф. Продолжай ехать дальше в направлении усовершенствования силы мозга — и ты не заметишь, как станешь сектоидом или Эфириалом. Или иллитидом. Развивай дальше силу и здоровье — и оп-па, ты уже супермутант. А продолжай шпиговаться электроникой — и ты станешь чуждым киборгом, а потом и вовсе роботом. Если ты бессмертен, вечно молодой, и до колоссального уровня развиваются твои магические способности — ты бог во плоти.

А что в минус?[править]

Ещё один путь изменения человека — это не добавление ему новых свойств, а корректировка уже имеющихся. Не прокачка фич, а удаление багов. Тут можно иметь ввиду как физиологию с анатомией, так и психологию. С первым всё просто: у человека всяких рудиментов и просто нескладных, «неоптимизированных» вещей навалом — достаточно просто привести это в более функциональный вид, что на внешности практически/вовсе не скажется. А вот с психологией сложнее (см. ниже).

Минутка философии[править]

Малозаметная грань между понятиями «человек-плюс» и «уже не вполне человек» касается психологии. Не суть важно, добавляют ли в психологический портрет человека что-то или убирают из него. А вот что (не) надо убирать — уже вопрос весьма спорный. Кто-то, например, посчитает, что склонность к насилию есть минус, и уберёт её. Будет ли это ещё человек с точки зрения того, кто так не считает? Другой посчитает минусом сексуальную озабоченность, и выкинет её, сделав человека-плюс этаким платоническим полуевнухом в лучших традициях Юрия Нестеренко. Кто-то может посчитать, что человек слишком импульсивен, и добавить внутреннего контроля, чтобы человек-плюс уже рождался с бородой и морщинами умудрённого старца (не в прямом смысле, конечно). А может найдётся и какой-нибудь сумасшедший учёный, который посчитает, что человека можно бы и агрессивнее сделать. А чо, выживает сильнейший. Будет ли полученное на выходе существо человеком, или уже нет? По крайней мере, даже парой-тройкой таких «незначительных исправлений» психологию можно получить вполне себе нечеловеческую. На практике же это пляски с бубном и костылями вокруг норм, а нормы как известно понятие неопределенное.

Ну и что?[править]

Вот только кто сказал, что в том, чтобы перестать быть человеком — меняясь, разумеется, «вверх», а не «вниз» — есть что-то плохое? Точнее, говорить-то это могут многие, но кто сумел это логически обосновать? Что характерно, о страданиях и проблемах «людей-плюс» (и вообще любых разумных существ, превосходящих человека) пишут исключительно те, кому никакая «плюсованность» не светит, и кто рассуждает либо по принципу «зелен виноград», либо вообще не понимая, о чем речь, пытаясь судить о проблемах зрячих с точки зрения слепого от рождения. Вообще говоря, быть человеком — это значит принадлежать к определенному биологическому виду (точнее, роду, но не будем буквоедствовать) и не более чем. Само по себе это не достоинство. На данный момент мы ставим этот вид выше других, потому что все остальные известные нам ещё хуже (по крайней мере, в плане разумности). Но как только появится лучшая альтернатива, цепляться за «человечность» не будет никакого смысла. Тогда, когда новая раса осознает себя новой расой и скажет, что это хорошо, исчезнет и сам смысл понятия «люди-плюс» (то есть «всё ещё люди, только навороченные, плюсованные»). В этом смысле можно сказать, что официальная грань между людьми-плюс и новой расой лежит именно в их самоидентификации.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия. До Потопа люди жили до 900 лет с гаком. После Потопа срок жизни начал сокращаться, но ещё довольно долго переваливал за сотню.
    • Хочется рассказать как анекдот попавшееся маленькому автору правки «объяснение» этого. «До Потопа Землю окружала огромная толща воды, удерживаемая небесной твердью, которая действительно тогда таковой была. Она фильтровала вредное для человека ультрафиолетовое излучение, отчего люди и жили гораздо дольше современных. И климат был лучше, по всей Земле. А в момент Потопа, когда раскрылись пресловутые хляби небесные, твердь перестала существовать как твердь. И после этого стало, как теперь — солнечное излучение вредит, на полюсах стала вечная зима, а на югах появились пустыни. Вот греха ужасные плоды.»
    • «Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нём не истощилась». Причём он жил уже после времён легендарных патриархов-долгожителей.
    • Ну и силач Самсон.
    • Cо злодейской стороны — гигант Голиаф и его братья. И допотопные исполины.
  • Ниппурский царский список вбивает педаль в пол царями, жившими десятки тысяч (!) лет.
  • Вообще, приписывать героям легенд и былин сверхчеловеческие качества было нормой во всех культурах.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Иван Ефремов, Великое Кольцо — земляне коммунистического будущего: долголетие, красота а ко времени действия «Часа быка» появились и некоторые псионические способности.
  • Сеттинг Стругацких Мир Полудня: чуть менее чем все земляне стали такими в результате фукамизации — прививки и обработки мозга излучением (нет, не психотронным, а микроволновым, чтобы «разогнать» гипоталамус). Из незначительного количества тех, у кого родители от фукамизации отказались, в будущем произошли людены — транс-человеки телом и пост-человеки разумом.
  • К. Булычёв, цикл про Алису Селезневу. Люди мира Алисы (конец XXI в.), которые в её времени считаются самыми обычными, в физическом, моральном и умственном развитии опережают своих сверстников из XX века. То же самое можно сказать и о людях XXIV в. по отношению к людям конца XXI в.
    • Все-таки, с фитильком. Как подмечено в какой-то другой статье, автор правки уже не помнит, мы — тоже люди-плюс в сравнении с людьми прошлого. Никакими сверхчеловеческими способностями люди конца XXI века не обладают — просто экстраординарные с нашей точки зрения навыки для них — норма. Ну и плюс изменившаяся мораль (конечно, можно развести много необузданных догадок, но, судя по всему, ни о какой модификации речь не идет — просто наступил коммунизм, и все тут).
  • Сергей Павлов, «Лунная радуга» На спутнике Урана, Обероне, людьми-плюс становятся семь космодесантников. Впрочем, счастья им это не приносит.
  • «Я иду искать» Верещагина — данваны, потомки древних ариев, превратились в могущественную расу, развитую технологически и занимающуюся стагнаторством по отношению к другим планетам. Средний рост два метра, ярко выраженная кельтская внешность, телосложение атлета, неимоверная сила и реакция, богатырское здоровье, развитый интеллект, у некоторых, вроде йорда Виардты, ещё и слабые псионические способности.
  • Иные Сергея Лукьяненко.
  • «Сварог» — лары. В наличии долголетие; завидное здоровье; возможность спокойно гулять по морским глубинам, не боясь давления; защита от дистанционного оружия; безопасное приземление с любой высоты; и ещё кое-что «по мелочи» (в частности, упрощённая обучаемость магии, даже если не всякой). Передаётся по мужской линии. А в случае действительно серьёзной и перманентной смены внешности немагическим путём (то есть не скастовав заклинание смены личины, разоблачаемое любым зеркалом) все ларские абилки теряются.
  • «Упорядоченное» Перумова — маги Долины.
  • Произведения Иара Эльтерруса — члены Ордена Аарн. Правда там не только люди-плюс, но также эльфы-плюс, драконы-плюс и так далее.
  • «Крылья» и «Дневник мальчика» Юрия Нестеренко — земляне с нанороботами (а во втором случае ещё с генетическими модификациями, дающими дополнительные способности — например, дышать под водой). Бессмертны (хотя и убиваемы). Для построения своего рая они убили всех, кто не был согласен с их выбором.
  • А. Фин, «Автофон». Благодаря новому изобретению автофону все люди могут стать людьми плюс. Устройство усиливает все нужные в конкретный момент чувства человека и помогает ему в любой ситуации. Даже позволяет читать мысли. Вот только при совершении человеком неэтичного поступка аппаратик выходит из строя. Это объясняется не какими-то этическими настройками, а тем, что он перегорает от перегрузок, вызванных угрызениями совести (даже подавляемыми человеком) и вспышками ненависти (даже замаскированными).
  • Цикл «Войти в бездны» и ряд других романов по той же мультивселенной Андрея Мартьянова. Люди-плюс получились случайно: чтобы облегчить участь не эвакуировавшихся с Земли людей (возможности космофлотов всех стран были недостаточны для вывоза всего населения), был распылён боевой вирус. Выжили только люди, которые контактировали с привитыми гарнизонами на территории Российской империи (вакцина тоже была способна к саморазмножению). Вирус + вакцина удвацитиряют человеческую ДНК, что дает долголетие и сверхспособности.
  • Серия «Эпоха мёртвых» А. Круза. Деконструкция: вирус «Шестёрка» наделяет своего носителя абсолютным иммунитетом… Вплоть до того, что поддерживает «жизнедеятельность» организмов даже после биологической смерти.
  • Брайдер и Чадович «Гвоздь в башке». Минотавр — человек-плюс (это не рога, в шишках на лбу дополнительный мозг), даёт начало расе кефалогеретов. Мировая история идёт по иному пути, кефалогереты захватывают Старый Свет, а там и до Нового добираются. Но хоть Землю осваивают люди, хоть кефалогереты — итог один. Сын божий Дионис отдал жизнь за грехи кефалогеретов, его именем покоряются невежественные индейцы, за дозу героина протаскивается сумка гексогена в церковь… Протагонист всё же находит способ вернуть альтернативную историю к привычной линии. (И продолжает заниматься тем же в последующих томах трилогии.)
  • Эмпи/техи из мира «Нет прощения!». Повышенная сила, скорость реакции, живучесть — один тех (Шаман) без особого труда разметал целую банду обычных людей. Также обладают ментальными способностями, зависящими от специализации. Из минусов — уязвимость к парализатору (обычных людей временно обездвиживает, для эмпи почти всегда летально) и перспектива спонтанной «перезагрузки».
  • «Хроники странного королевства» — шархи. Раса людей, массово развивших в себе псионические способности, в частности — умение управлять многими процессами, проходящими в организме. В результате таки да, несколько сильнее, быстрее и здоровее обычных людей, ну и расовая школа магии тоже добавляет преимуществ. При этом принципиально не могут овладеть «классической»-эльфийской магией и очень плохо реагируют на её действие, а также связаны довольно строгими этическими нормами (отвечают, если вдруг что, напрямую перед богами).
  • В рассказе Беляева «Инстинкт предков» поэкспериментировали над почтальоном, не умевшим плавать. Каким-то воздействием на мозг ему запустили дремлющие программы выживания (атавизм с первобытных времён). В итоге человек стал плавать как дельфин, на бегу (правда ненадолго) сумел почти оторваться от преследователя на мотоцикле, а будучи загнанным в угол, ушел по стене многоэтажки, перелезая с балкона на балкон. Тарзан и Маугли в одном флаконе, казалось бы. Но эксперимент пришлось прекратить из-за побочки: кроме необходимых для выживания навыков, активировались и всякие атавистические поведенческие программы и персонаж, плохо осознавая что творит, проникал в зоопарк, где то пытался заохотить антилопу в вольере, то набить морду льву.
  • Роман Злотников, «Элита элит». Протагонист — гвардеец из будущего, человек, находящийся на девятой ступени антропрогрессии (местной системы развития человека). Обладает множеством навыков, имеет абсолютную память, все чувства весьма обострены (и их явно больше, чем пять, судя по тому, что герой почувствовал скрытое перемещение войск противника за много километров), сверхразвитые рефлексы и многое другое. От мартисьюшности спасает только качественный обоснуй в виде разницы между нулевым и девятым уровнями антропрогресии.
  • Миры и Войны Сергея Тармашева — инверсия. Здесь уже сами люди — это «Сияющие-минус», деградировавшие из-за пребывания в низкоэнергонном пространстве и беспорядочных половых связей между расами. Соответственно, сами Сияющие идеально попадают под троп.
    • У него же — пробужденные. Люди, которым Сияющие успешно почистили гены.
  • «Путь индюка» Вадима Проскурина — россыпь от реалистичного до прокачанного фантастического вариантов. Для начала, питание Барнарда не совсем подходит для людей: без особых добавок примерно половина рождается умственно отсталыми. А поскольку после БП производства повсеместно встали, то людям пришлось эволюционировать. Таким образом, «настоящие люди» — на самом деле адаптировавшийся к местным условиям подвид, а люди изначальные — это слабоумные «орки». Затем, на занятой местной растительностью территории живут «эльфы» — тоже бывшие люди, но адаптировавшиеся не только к питанию, но и к аборигенной биосфере (возможно, что и генной модификацией). У них большие глаза и ночное зрение, большие уши и чуткий слух, явно нет проблем с витамином D в вечно тёмных «эльфийских» лесах. С эмоциональной сферой тоже всё не как у людей. Притагонист, за счёт древних нанотехнологий, «чипирует» себе мозг и получает идеальную память, быстрейшие рефлексы, возможность связи с компьютерной сетью напрямую через мозг и, бонусом, сильную регенерацию за счёт наносыворотки. Наконец, после восстановления цивилизации на Барнарде туда начинают прибывать люди из других колоний, БП не переживавших. У этих нанотехнологии столь плотно влились в жизнь, что сменить себе расу или пол, а то и вид, считается вполне возможным делом; пассивное улучшение тел и вовсе норма.
  • «Гнев Дракона» Джорджа Локхарда — драконы-плюс. Бессмертие, отсутствие болезней и регенерация — результат работы дракийских генетиков, а не врождённые свойства ящеров. В некотором роде — эльфы и гномы, созданные коллегами Рэйдена из людей. Эльфы биологически бессмертны и владеют контактной телепатией, а также могут по желанию умереть.

На других языках[править]

  • Внезапно «Долина червя» Роберта Говарда — племя протагониста, да и пикты тоже, вполне попадают под это определение, хотя действие происходит даже не давным-давно, а ещё раньше.
  • Говардианцы из романов Роберта Энсона Хайнлайна «Дети Мафусаила», «Достаточно времени для любви» и вообще его позднего творчества. Выведенные методом селекции долгожители. Также искусственные люди из романа «Фрайди», которые по всем современным НФ критериям проходили бы по разряду обычных людей, подвергшихся генетической коррекции.
  • «Князь Света» Роджера Желязны — Благодаря сочетанию наркотиков, нейрохирургии, генетической перестройки и медитации местные «боги» со временем вырабатывают сверхспособности, называемые «атрибутами», которые со временем восстанавливаются даже при переносе личности в новое тело.
  • Наногель из «МИР-2»: рои нанороботов с репликаторами, позволяющими создать любые инструменты. Вживляются в человека. Улучшают анатомию и позволяют творить предметы, лететь, быть неуязвимым и т. п. Это — ген. 7. А есть ещё нанороботы генерации 8+ …
  • Мир Толкина — нуменорцы, потомком которых является Арагорн, а равно и (из числа самых заметных персонажей) Денетор, Боромир, Фарамир, Имрахиль и Халбарад.
    • Внезапно вообще местные люди относительно современных, потому что изначально они не особо отличались физически от эльфов, — а среди нолдор абсолютно не редкость двухметровые богатыри, — не болели в принципе и должны были жить примерно три века. Просто потом — ввиду окаянств — лишились всей благодати, сохранившейся только в нуменорцах и их потомках. Недаром в этом, на вид вроде бы «средневековом» (но с парочкой важных твиков), мире под норму жить лет сто, даже никаких особых абилок не имея. А уж с абилками-то этот срок дополнительно вырастает.
  • «Хроники Амбера» — все принцы Амбера и лорды Хаоса.
    • Впрочем, имя их предка — Оберона — как бы намекает, что они всё-таки эльфы или нечто кровно-родственное таковым.
      • Однако, отцом Оберона был лорд Хаоса, перешедший на сторону Порядка. Лорды Хаоса — метаморфы, и одна из их форм — демоническая. Толстый намёк, что принцы Амбера имеют демонические корни. Да и сам Корвин не может чётко сказать, является ли он человеком, демоном или полубогом.
  • «Сага о Форкосиганах» — Цетаганда. Одна из их каст — гемы — обыкновенные люди-плюс. Другие их касты, ауты (высшая аристократия) и ба (бесполые рабы) — уже не вполне люди, а скорее новый вид. И они не собираются останавливаться.
  • Волшебники Джоан Роулинг. В фаноне порой пробивают педалью асфальт.
  • Ведьмаки Анджея Сапковского. Скорость реакции и движений значительно быстрее, чем у эльфов, выносливостью почти не уступают краснолюдам, видят в темноте не хуже вампиров, ловкостью и умением метко швыряться самыми неподходящими предметами дадут фору низушкам, стареют намного медленнее людей. И при этом переделываются из обычнейших человеческих детишек.
  • Дюнаверс — фримены, а также продукты селекционных программ Бене Гессерит и Лето II-го, включая Достопочтимых матрон. А вот на вопрос, могут ли Преподобные матери и Квисац Хадерахи всё ещё считаться людьми, хоть и плюс, не смог найти ответа и сам автор.
    • А вот тлейлаксу — люди-минус, причём сознательно.
    • Само человечество, сравнивая с гхолами Дункана Айдахо в «Боге-императоре Дюны», и еще сильнее в «Еретиках Дюны» где все люди уже обладают генетически обусловленной защитой от предзнания.
  • «Князь Пустоты» — дуниане. Своеобразная следующая ступень эволюции людей.
    • В принципе, кунурои тоже подходят, хотя психологически они очень сильно не обычные человеки.
  • Dresden Files:
    • Тела магов со временем восстанавливают повреждения вплоть до сгоревшей до костей руки или перелома позвоночника полностью, без остаточных следов вроде шрамов, что позволяет им жить столетиями в добром здравии, если не убьют раньше. Но эта регенерация не быстрее обычной человеческой, просто не останавливается на полпути.
    • Всяческие полукровки — потомки смертных и какой-нибудь сверхъестественной нечисти. Как правило, положительные свойства (сила, скорость, долголетие, чутьё на магию) имеют при этом гадкие побочные эффекты. Дети фейри, к примеру, получают часть сил своего родителя, но рано или поздно обязаны выбрать — стать обычным смертным или превратиться в фейри до конца. Недообращённые вампиры вынуждены бороться со своей жаждой крови. Пока что чистым человеком-плюс выглядит на этом фоне полудемон Джаред Кинкейд (способный видеть инфракрасные лучи растяжек, по запаху определять вид взрывчатого вещества, и принципиально не промахивающийся), но мы мало знаем о его внутреннем мире.
  • Клиффорд Саймак «Город» — мутанты — аналог люденов Стругацких. В принципе, человечеству не враждебны и стремятся скорее к суверенитету/игнору, но шанс отправить людишек в рай (в райскую жизнь, а не поубивать) не упустили. Впрочем, позже и сами отправились куда-то дальше в постгуманизм.
  • Роберт Хайнлайн:
    • «Прыжок в бездну» — суперлюди пытаются строить свой маленький коммунизм для суперлюдей. Но в окружении злобных идиотов приходится жертвовать собой, чтобы идиоты хотя бы не уничтожили Солнечную систему.
    • «Пасынки Вселенной» — тема суперлюдей обыграна с весьма саркастичной стороны. Мутанты при всём уродстве оказываются интеллектуально выше и вообще чище помыслами, чем чистокровные люди, проповедуется полная толерантность… Но в финале все мутанты геройски гибнут, прикрывая отход исключительно чистокровных людей.
  • Laurence E. Dahners, серия «Ell Donsaii» — сама Элл производит такое впечатление. Как из-за физических способностей (сначала то кажется что ничего совсем уж особенного но потом например доходит до ситуаций когда ее буквально силой затаскивают на очередную Олимпиаду, зная что она НЕ тренировалась последние годы, а она в ответ что только придет и выступит, подготовка — нафиг). При этом вид спорта на первый взгляд не имеет значения (гимнастика, спринт, позднее — теннис) На самом деле - еще как имеет, у нее были огромные проблемы просто сдать нормативы по физподготовке в военной академии, там надо большую дистанцию пробежать, силы очень быстро кончаются. Физические навыки ей не только в спорте приходится использовать. Ну и супергений она (несколько нобелевских, в очень юном возрасте, при этом использовать ее теорию на практике БЕЗ её помощи — почему то не выходит ни у кого). Причина на самом деле одна. Да, это еще и наследуется похоже. С сыном все ещё веселее.
  • Ричард Мэтисон, «Я — Легенда», в мире происходит некий зомби/вамиро- апокалипсис, где люди заразились бактерией вампиризма и стали полуразумными вампирами, ГГ ищет лекарство от болезни, а днем, когда вампиры спят, убивает их спящими как выясняется в конце, он убивает не только полуразумных вампиров, но и людей+, которые адаптировались к этой бактерии, стали разумными и создали свое цивилизованное общество, одноименный фильм совершенно о другом, хоть и имеет схожий сюжет.
  • Рэй Брэдбери, Куколка (Chrysalis, 1946). Перерождение человека, подвергнувшегося воздействию жесткого излучения при аварии в лаборатории в какое-то новое существо, с точки зрения земной медицины не отличающееся от человека — но способное (как минимум) летать в космос. В промежуточной стадии «куколки» человек покрывается зелёной плотной скорлупой, его кровь приобретает крайне необычные свойства.
  • Нэнси Крэсс «Испанские нищие» — неспящие, не нуждаются в отдыхе, не болеют, и не стареют.

Сетевая[править]

  • «Червь» — тысячи их! А может даже сотни тысяч, и у каждого свои способности. Мир давно знает о них, в то время как они предпочитают сохранять свои личности в тайне.
    • Сеттинг «Червя» интересен тем, что это деконструкция. Сверхспособности не приносят радости их обладателям («кейпам»), они проявляются в худший момент в жизни кейпа, они провоцируют конфликты. Все это на самом деле — хитрый план! Ведь сверхспособности проявляются из-за связи осколка-шарда с мозгом кейпа. А конечная цель, собственно, червя, инопланетного конгломерата шардов — нагенерировать новых сверхспособностей и способов их применения, в процессе низвезти все человечество во всех отражениях Земли до скотского состояния, взорвать Солнце, опять-таки во всех отражениях Земли, и, используя полученную энергию, двинуться дальше.

Кино[править]

  • «Гаттака» — деконструкция. Здоровые дети, не имеющие по результатам анализов наследственных заболеваний по сравнению с болезненными «божьими детьми», чьи родители не делали аборт, узнав о том, что плод дефектен.
  • «Звёздные войны» — джедаи же! Точнее, джедаи есть среди многих видов Далёкой, включая людей (хотя это и люди с другой планеты, но землян туда просто не завезли).
    • Миллионы клонов Джанго Фетта с ускоренным созреванием и встроенной программой подчинения. То ли люди-плюс, то ли люди-минус, это уж как посмотреть.
      • Экспериментальная нулевая партия была действительно «плюс», да и от ускоренного старения позднее избавились, но с подчинением были проблемы.
  • Фильм Найта Шьямалана «Неуязвимый»: герой Брюса Уиллиса, немолодой уже человек, постепенно приходит к осознанию того, что обладает способностями, которых у обычного человека быть не должно.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата»:
    • Древние до перехода в энергетическую форму существования — именно что люди-плюс. Ну, или земляне люди-минус, это уж как посмотреть. В одной из серий Древнюю вычислили именно по идеальному здоровью. (Согласно SG Atlantis, таки современные люди — это понерфленная версия Лантийцев, которой они заселяли планеты, пригодные для обитания.)
    • А вот джаффа — люди-минус, с подросткового возраста у них атрофируется собственный иммунитет и они неспособны выжить без симбионта — личинки разумного паразита. С этой личинкой, впрочем, они вполне себе люди-плюс. Впрочем и без личинки могут выжить, правда для этого необходимо постоянно принимать препарат под названием третонин, однако иммунитет у них уже более сравним с человеческим. В общем, скорее плюс-минус, так как взамен урезанной иммунной системы получили высокую физическую силу и двукратную продолжительность жизни.
    • Асгарды — однозначный минус по сравнению со своими предками, ибо вместо того, чтобы записать мастердиск с секвенированным генетическим кодом и синтезировать его по мере надобности, брали клетки для клонирования каждого следующего поколения из предыдущего. Результат: вот это выродилось в это.
  • «Гостья из будущего» — Алиса проявляет феноменальные для 1980-х годов способности, но на самом деле она — нормальный и типичный человек-плюс, не выделяющийся в развитии на фоне сверстников в её родных 2080-х. Там она отличается авантюризмом и умением легко сходиться с самыми разными людьми, гуманоидами и негуманоидами, но никак не гениальностью или силой.
  • «Хроники Шаннары» — маги.
  • «Пороги времени» — люди будущего. Спасибо специальным медикаментам. Среди способностей — сердцебиение в 30 ударов в минуту, возможность задерживать дыхание на 20 минут и возможность временно ускорять восприятие мозга (так называемое «торможение времени»).
  • «Стартрек» — три слова: Хан Нуньен Сингх
  • «Люди будущего» — члены нового вида «homo superior» обладают телепатией, телекинезом и телепортацией.
  • «Бюро магических дел» — халфлинги и трилинги как есть. В сериале представлены Максвеллом (эльф+человек), Тайлой (фея+человек, 2 сезон), Кайрой (эльф+фея+человек, с 9 серии 1 сезона с перерывами на 19-сер.20 серии 1 сезона и 18-сер.20 серии 2 сезона также Сфера Лемурии), Магнусом Соренсоном (эльф+фея+человек, 9, 19 и 20 серии 2 сезона, в 5 и 10 сериях упомянут), отцом Кайры Ли Юном (то же сочетание, упомянут в 16 и 18 сериях 2 сезона), а также целым советом трилингов, который в 10 и 18 сериях 2 сезона заявлен, а в 19-20 сериях показан.
  • «Волшебники из Вейверли Плейс» — маги как есть.
  • «H2O: Просто добавь воды» — центральные героини после того ночного заплыва стали именно такими, с 21 по 26 серии 2 сезона также Шарлотта.
    • «Тайны острова Мако» — Эви с 1 серии 2 сезона по 8 серию 3 сезона. В эту форму также были облачены Зак с того момента, когда Нерисса оставила своего сына на суше и сделала его человеком внешне, хотя до 13 серии 2 сезона считался подпадающим под троп чисто, а также Эрик и русалки, если они себе ноги лунным кольцом себе наколдовали.

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!» — главный герой несомненно «волк-плюс», а не «обыкновенный такой прямоходящий волк, которых полно в его мире прямоходящих разумных животных». Доказательствами этого просто набиты все выпуски — сюжет вообще, как таковой, состоит из них процентов этак на 70. По многим признакам, персонажи этого сеттинга — не «пустотелые мультяшки, сотворённые из тонкой прочной эластичной плёнки», которых мы видели в Who Framed Roger Rabbit, Space Jam и Cool World, а вполне себе «существа из плоти, как мы с вами», и протагонист-злодей — не исключение… вот только он при всём при том ещё и сабж статьи.

Мультсериалы[править]

  • «Футурама», серия «Parasites Lost» — с помощью инопланетных глистов таким на одну серию становится Филипп Дж. Фрай.
  • «Кибер-шесть» (1999) — заглавная героиня, созданная злобным нацистским генетиком фон Рихтером, но восставшая против папочки. Очень ловкая, сильная, быстрая, выносливая отлично владеет паркуром и боевой гимнастикой, способна прыгать на многие метры в длину и высоту, голыми руками (и обутыми в туфли на острых каблуках ногами) ломает роботов и раскидывает франкенштейноподобных громил-идефикосов в три раза крупнее неё. По всей вероятности, другие искусственные люди серии «Кибер» были столь же круты, но ещё до начала событий мультсериала фон Рихтер истребил их всех за исключением Кибера-29, из которого он сделал пантеру-плюс.
    • Туда же и Текно, созданные тем же фон Рихтером для внедрения во властные структуры. Внешне они неотличимы от среднестатистических обывателей, но на деле гораздо сильнее, чем кажутся. Так в эпизоде «Гипноз» (7 серия) Текно, выглядящий, как пожилой бюрократ с брюшком, на равных боролся со здоровенным мускулистым копом Энрике.
    • А вот вышеупомянутые идефиксы не годятся. По силушке они действительно плюс, но по интеллекту однозначный и очень глубокий минус.
  • «Ким Пять-с-плюсом» (2002) — главная героиня Кимми создаёт такое впечатление подозрительно часто. Прыгает на высоту, малодоступную для взрослого мужика-атлета; ловко уворачивается от выстрелов; может держаться на верёвке с помощью одних только зубов (белоснежных девичьих зубок, КАРЛ!!); терпит бесчисленные удары, от которых обычная школьница (даже опытная чирлидерша) давно бы испустила дух; спокойно раскидывает голыми руками (или распинывает) целые вооружённые отряды… и это лишь верхушка айсберга. Вы, правда, поверите объяснению отца Кимми, что таких результатов девочка добилась одними танцами в группе поддержки?
  • «Любовь, смерть и роботы» — так называемые «тюнингованные» из новеллы «Лёд».

Комиксы[править]

  • В обширных комиксовых вселенных Marvel и DC, а также в производных фильмах, сериалах и играх, под этот троп подходит довольно мало персонажей. Фактически, одним из немногих настоящих людей-плюс является Капитан Америка (и его противники, сделанные по той же технологии). А вот Человек-Паук, Супермен и Бэтмен таковыми не являются, первый — потому что он ГМО, второй — потому что инопланетянин, а третий — потому что, как и Железный Человек, является лишь простым крутым смертным в бронежилете. Правда, от крутых ботаников оба отличаются неслабой физподготовкой, но всё же — до Капитана им как до луны пешком.
    • А что насчет Черных вдов? Да, там не одна Наташа, там целая программа по подготовке таких супершпионок, и некоторые в мультивселенной даже пересекались, читай, сражались друг с другом. И к тренировкам программа отнюдь не сводится. Иммунитет улучшен, физические и интеллектуальные данные прокачаны, регенерация повышена, старение замедлено. По киновселенной, также убрано кое-что физиологически «лишнее».
  • «Planetary» — так называемые дети столетия. Потенциально бессмертны, чрезвычайно талантливы, даже в почтенном возрасте сохраняют прекрасную физическую форму и до кучи обладают какой-нибудь сверхспособностью. Элайджа Сноу, например, управляет холодом, а Аксель Брасс полностью контролирует свой организм.
  • Watchmen — Адриан Вейдт, он же Озимандия. Ничего сверхъестественного, просто тренировки по разработанной им системе. Однако он ловит пули руками и считается самым умным человеком на планете.
  • «V значит вендетта» — V.
  • «Люди Четверга» — людоеды. Единственное, чем они хуже людей (или обычных людей?) — это скоростью размножения, поскольку хищников всегда гораздо меньше, чем их жертв.
  • «Диковинный Талант Лютера Строуда» — при помощи «Геркулесового метода», особой техники тренировок, позволяющей объединить в одно целое тело, волю и разум, любой может стать сверхмогучим человеком-плюс. Вот только желания и необходимого терпения для этого хватает совсем не у многих (точнее, буквально у единиц).

Аниме и манга[править]

В аниме данный штамп можно считать жанровой условностью — около 100 % персонажей сёненов и очень многие из других жанров являются людьми-плюс по умолчанию. Прыжки с любой высоты, удары, разбивающие бетон — всё это норма для многих обычных людей в аниме.

  • Toward the Terra — Мью — люди с развитыми псионическими способностями. Самые могучие из них (так называемый тип Блу) способны в одиночку уничтожать космические линкоры, висеть в открытом космосе, укрывшись только пси-щитом, телепортироваться на огромные расстояния и летать не хуже истребителей. Вдобавок к этому все Мью обладают очень замедленным старением (даже в 300 лет могут выглядеть достаточно молодо). Правда, есть и минус — среди них нередки физические увечья и слабости.
  • Onepunch-Man — Сайтама, благодаря изнурительным тренировкам, сломал лимитер ограничивающий способности. При этом остался человеком, так как никаких новых способностей не приобрёл, а развил уже имеющиеся до запредельных высот.
    • Многие персонажи (герои) Ванпанчмена именно тренировками приобрели сверхчеловеческие силы, при этом используя естественные способности человека.
  • Shingeki no Kyojin — Аккерманы.
  • Code Geass, граф Джеремия Готтвальд после тяжёлого ранения, полученного в спецоперации, попал в шаловливые руки британских учёных, которые сделали из него этакую версию Терминатора. Непробиваемый, огнеупорный, с завышенными физическими данными и невосприимчивостью к Гиассу (и даже способностью «снять чары» и вывести из-под его контроля других людей!) и клинками, в которые трансформируются его руки. Правда, есть одна проблема: в качестве жизнеобеспечивающей субстанции был использован местный сверхпроводящий хренполучий, реакцию в котором легко остановить электромагнитным излучателем… и даже после этого он с трудом продолжил сражаться!
    • Немаленький такой процент фанатов упорно подозревают в этом Сузаку.
  • One Piece — Семья Винсмок.
  • Trigun — «Око Михаэля», организация хирургически модифицированных убийц. Больше мышц, крепче кости, обострены все чувства, быстрее заживают раны, каждый вертит своим огромным оружием как пушинкой (демонстрируя не только чудовищную силу, но и великолепное чувство равновесия). Взамен получили ускоренный метаболизм, а с ним и быстрое старение.
    • Братья-главные герои же! В аниме, по крайней мере, Вэш год протянул без еды и воды, среди голой пустыни. Хоть шрамы на нём и остаются, а рука не отрастает, раны залечивает тоже очень быстро, несколько раз чуть не довёл до инфаркта врачей. Настолько ловкий, что может уворачиваться от пуль (скорее замечает малейшее движение рук и вовремя реагирует), а сам стреляет с почти идеальной точностью, на стрельбище выпускал под тысячу пуль с минимальным отклонением; впрочем, то и другое может быть результатом упорных тренировок, ведь они живут уже полторы сотни лет! При том что из младенцев стали взрослыми за считанные годы. Также оба весьма умны, брат Вэша неплохо обращался с компьютерами — спустя всего лишь год от своего рождения. Людьми их, строго говоря, не считают, но это как посмотреть, ведь получились они, скорее всего, из людей.
  • Seikai no Saga — Человеческая Империя Ав.
    • Там же есть представители Людей-плюс Нестареющие Силезианцы. Их улучшение в долгой молодости.
  • KonoSuba — алые демоны. Вовсе не демоны, а модифицированные люди, созданные жившим ранее попаданцем. Их красные глаза, врожденная татуировка на теле и пафосное название в довесок были добавлены их создателем по их же желанию.
  • Wonder Egg Priority — Нейру Аонума и её подруга Котобуки Мисаки были искусственно выращены в пробирке как одни из самых гениальных людей на Земле. Правда, в случае Нейру ценой стало почти полное отсутствие эмпатии, которое, впрочем, она понемногу преодолевает.
  • Medaka Box — есть люди-плюс, к которым относится Медака. Есть люди-минусы, чьи способности направлены на разрушение реальности — например, Мукае Эмукае и Мисоги Кумагава. А еще есть Наджиму Аджими, которая сама по себе система счисления и отсчета.
  • Система Шэнь Хао — Сяо Гё оказывается потомком короля демонов поэтому после того как его силы полудемона пробудились ловит пули грудью (или их ловит голыми руками в полете), обладает исключительным интеллектом, и после того как его демоническая прислужница пересадила ему крылья ангела то и способностью к полету. Впрочем здесь люди прошедшие генетическую модификацию не редкость.
  • El Cazador de la Bruja — искусственные люди Эллис и Эл Эй. Многократно превосходят людей физически, способны с места прыгать на несколько метров в высоту и паркурить, отталкиваясь от стен. Кроме того Эл Эй обладает сверхчеловеческими скоростью и реакцией, а Эллис владеет левитацией, теле-, пиро-, крио- и прочими кинезами, а также разными другими магическими силами.

Видеоигры[править]

Как и в случае с аниме, данный троп является условностью в мире видеоигр. В первую очередь это связано с техническими ограничениями. Чтобы создать правдоподобную симуляцию получения урона, программистам необходимо написать ещё сотню кодов, и это требует более мощного компьютера. В принципе, игры с реалистичной моделью всё таки есть (вроде выживалок аля Day Z), но они редки и неточны.

  • В принципе, Марио отлично попадает под троп. Несмотря на своё не слишком спортивное телосложение, Марио вытворяет самые невероятные акробатические трюки и он достаточно силён, чтобы поднять короля Боб-омбов.
    • Только вот Марио не совсем человек. Не думаю, что кто-то из людей может похвастаться братом-динозавром или братом-демонической черепахой. Звездные дети, они такие.
  • Франшиза Mortal Kombat. Пусть меня разорвёт Горо, пусть меня растопчет Кинтаро, пусть меня высосет досуха Шан Цун, а потом каким-нибудь необыкновенным способом казнит Шао Кан, если пресловутые «Воины Смертельной Битвы» (то есть все «именные» участники лихих рукопашных схваток, происходящих в сеттинге) — не сабж статьи! В них же из обычного — и даже не из самого обычного! — огнестрела палить, в общем, бесполезно: на их плоть он действует не сильнее, чем удары кулаком, разве что истощит их силы! И, если концентрация не утрачена (скажем, ввиду поражения в бою) — все переломы (и большинство прочих увечий) мигом заживают… а вот некий флеботинум внутри организма знай иссякает от таких фортелей (но он восполняемый, если герой или злодей дожил до его восполнения). Ну, про улучшенную реакцию и повышенную выносливость — строго говоря, немалую «противоударность» — я вообще молчу.
    • А рядовые злодейские головорезы здесь, в общем, подпадают под правило «Головорезов не считают», то есть Воин Смертельной Битвы при некотором умении и старании укладывает их толпами (а если он Избранный — то и огромными толпами), хоть и далеко не всех ваншотит… Однако головорезы тоже не вовсе бессильны, норовят брать числом — и, в общем-то, даже поодиночке тоже подпадают под троп, разве что «труба пониже и дым пожиже». Это чтобы не возникало наивного вопроса «А за каким, мол, фигом здешние „тёмные и не очень“ властелины регулярно тратят огромные средства на содержание огромных БЕСПОЛЕЗНЫХ армий?!».
  • В принципе, перечисленные выше рассуждения применимы к большинству файтингов с хоть какой-то претензией на «реалистичность», но при этом подразумевающих, что идет именно реальный бой, а не театрализованное представление по типу рестлинга. В этом плане заметно выделяется Tekken, поскольку подавляющее большинство его персонажей все-таки якобы обычные люди, без магических способностей, имплантов, божественных или демонических родословных (хотя есть и те, кто имеет что-то из перечисленного). Вот только этими якобы обычными людьми проламывают бетонные и каменные полы и швыряют с высоты в несколько десятков метров, после чего они спокойно встают и продолжают бой. Про такие «мелочи», как прыжки на высоту в насколько человечески ростов, левитация, спокойное отношение к ударам, подбрасывающим человека на пару-тройку метров в воздух или способность отбить подхваченной железной дверкой очереди из штурмовых винтовок, а потом настучать ей же по тыквам стрелявшим, и говорить нечего. Причем последнее проделывает в сюжете седьмой части Хэйхати Мисима, который уже явно немолод.
  • StarCraft — призраки и фантомы. По геймплею это особо натренированная пехота, по сюжету всё гораздо, гораздо сложнее. Одними из сильнейших являются Новембер Аннабелла «Нова» Терра (в детстве взорвавшая купол над небоскрёбом семьи, который мог выдержать ядерный удар) и Сара Керриган (эта и вовсе была самым мощным псиоником после зел’нага, пока сама не стала зел'нага).
  • Stellaris — игра предоставляет достаточно широкие возможности в этом направлении. Хотя насколько всё-таки радикальны изменения и можно ли считать подверженных генетической инженерии всё ещё членами того же вида, или это уже транс-человек — сложно сказать. Хотя все три пути вознесения уже гарантированно переходят за эту черту.
    • Педаль в пол пробивают клоны пошедшие по пути самоусиления. Им недоступна генетика, но +40 % к производству специалистами, мощная армия, адмиралы-нагибаторы. Мало? Ничего не мешает пойти по пути псионики, а также нарандомить себе через анклав покрова мозговых слизней-симбионтов.
  • Mass Effect. Уже в первой части (дальше — больше) на Новерии один персонаж предлагает купить усиления мышц, костей, зрения, нервной системы и много чего ещё. Да и сам(а) Шепард упоминает, что возраст человека, пусть и редко, может достигать 150 лет. Правда, самые убер-абилки стоят дорого, выпускаются всего парой фирм, а официальное право ставить их имеют только военные, и то не все.
    • Mass Effect: Andromeda: практически все Первопроходцы (как люди, так и инопланетяне) из-за имплантов для связи с искусственным интеллектом.
  • Resident Evil — подопытные из проекта «Вескер». Увы — пережить все стадии генной терапии удалось только двоим Вескерам, Альберту и Алекс. Зато по способностям получилась педаль в пол — Альберт в бою с ним пробивает человека кулаком, двигается со скоростью на грани телепортации и держит выстрел в спину из РПГ… просто ловит на лету и держит. Внебрачный сын Альберта, Джейк — по-видимому, «разбавленная» версия (так как родился задолго до того, как папаша долбанулся вирусом «Прародитель»): он умён, но необразован, заметно сильнее и быстрее нормального человека, но не на супер-уровне, и иммунен ко всем зомбовирусам — и всё тут.
  • Игры серии Lost Planet, особенно первая и дважды особенно вторая. Прямым текстом не говорится, но достаточно просто посмотреть, что они умеют. И это даже без гармонизаторов!
  • Rimworld — то же самое. Для людей 5500 года получить несколько пуль в разные части тела, но мужественно дотащить на своём горбу слона через всю карту, чутка подлечиться, а на следующий день уже не вспоминать о былых травмах — вполне обычное дело. И друг другу они могут в пылу ярости ноги руками отрывать, ежели не повезёт…
  • Prototype — суперсолдаты, проапгрейженные модифицированным вирусом Blacklight, могут неплохо навалять даже протагонисту, который, на минуточку, почти богоподобный метаморф, и при этом остаются человеками. Причём у них могла быть и более продвинутая версия, если бы проект не накрылся из-за вмешательства ГГ.
  • Phoenotopia — стелланиты (потомки землян, улетевших в космос после всемирной катастрофы). Практически бессмертны и на равных сражаются с кобольдами.
  • Deus Ex — многие киборги, начиная с Адама Дженсена и заканчивая Алексом Дентоном, например. Некоторые, впрочем, уже переходят в категорию трансчеловечества, например Намир с практически полностью искусственным телом, или Джей-Си Дентон после слияния с Гелиосом.
  • XCOM: Enemy Within — генетически модифицированные бойцы, с их имплантами и мимикрирующей кожей.
  • Prey (2017). Благодаря технологии нейромодов любой человек может стать таким. Увеличенная продолжительность жизни, улучшенные рефлексы, повышенные физические характеристики — и это только стандартная линейка! Экспериментальные нейромоды на основе ДНК пришельцев-тифонов дарят способности к телепатии, телепортации, телекинезу и прочим «теле». Правда, удалении нейромодов вызывает серьёзные проблемы с памятью.
    • В серии игр Bioshock плазмиды и тоники давали аналогичные способности. Правда позже появились и побочные эффекты.
  • «Каратель» — Русский, которому пули не опаснее, чем мухи. И протагонисту, который может спокойно держать человека на вытянутой руке, он может надавать эпических люлей, вообще не напрягаясь. Кстати, сам Фрэнк Касл тоже вполне подходит под троп, пусть и с прикрученным фитильком.
  • Серия Castlevania — Клан Бельмонт в чистом виде это люди не владеющие магией, но способные прыгать отталкиваясь от воздуха и делать подкат без разбега.
  • Oxygen not Included — Дупликанты, при собственном весе в тридцать килограмм, легко переносят в руках пару-тройку центнеров, не обращают внимание на наличие в атмосфере хлора, могут есть в буквальном смысле слова землю (хотя им это и не нравится), а при своевременной медицинской помощи без последствий переносят контакт с лавой или близкими к абсолютному нулю температурами. Правда вопрос, в какой мере их можно считать людьми.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — собственно сверхлюди. Ещё их называют охотниками. Суперспособности у людей развиваются, когда те сильно хотят изменить себя. Большинство сверхлюдей входит в организацию Guardian, которая борется с Gaia и их чудовищами.
  • Crimson Gray — одна из главных персонажей, Лиззи Досс. Она намного сильнее[1] и быстрее обычных людей, девушка обладает усиленными органами чувств и способна переходить в режим «берсерка», в котором может устроить кровавую баню даже взводу вооружённого спецназа при помощи подручных средств. Добавьте сюда также холодный, расчётливый гениальный интеллект. Увы, все эти плюсы перечёркивает один большой жирный минус — Лиззи является импульсивным психопатом 80-го уровня шизанутости и она сама до конца не уверена, какой безумный поступок способна будет отмочить в следующую минуту.[2]
  • City of Broken Dreamers: во вселенной данного романа действуют усиленные люди подвергнутые геному или кибернитическому усилению, лучшими считались гибриды «Алой Луны» созданные корпорацией «Акацуки» для Сил Самообороны Японии
  • The Intoxicating Flavor: протагонист обладает невероятными парапсихологическими и регенерационными способностями а еще он потомок Гильгальмеша.
  • Cartagra — субверсия: пророчица культа Сэнри Юра Кодзуки после экспериментов военных над нею действительно приобрела способность читать мысли наложением рук, но эффект длится буквально пару мгновений, и однозначного ответа, насколько это собственно телепатия, а насколько — догадки в стиле Кела Лайтмана, создатели не дают. Её и так окружают фанатики, готовые раздувать её дарования и закрывать глаза на тот факт, что она даёт отмашку на убийство уж слишком конкретного типа грешниц…

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000. Для людей в сорок первом тысячелетии всё это, в общем, норма. Результат естественного отбора: когда ты живёшь в окружении демонов, ксеносов (среди которых есть Прекрасный народ и Космические орки) и прочих лавкрафтовских ужасов, то выживают только такие. Эволюция-с. Возможно, что и продвинутая генетика Тёмной Эры Технологий поучаствовала.
    • Навигаторы, псайкеры, скваты, некоторые ветви абхуманов вроде огринов и фелинидов (да, в Вахе есть кошкодевушки, и это вполне бэк. В зависимости от вида обладают либо магией, либо ростом и силой, либо долгожительством. Но абилок у каждого по отдельности не настолько много, чтобы сделать имбой.
    • Педаль в пол давят те самые космодесантики aka астартес: сильны, быстры, обладают долголетием, физической силой и ростом. Впрочем, все так же нуждаются в еде, отдыхе (хоть и меньше) и лечении, вполне умирают от точного выстрела в голову или гранаты под ногами. Так же нужно заметить, что серьезную лепту в их боевые способности вносит броня-экзоскелет, в одних силовых трусах космодес уже не настолько опасен.
  • GURPS Transhuman Space — многие генетические шаблоны («Альфа», «Олимпиец», «Иштар»/«Сидури», «Метанойя»). Вообще, найти не человека-плюс[3] в обществах Пятой волны будет крайне сложно.

Реальная жизнь[править]

  • Шерпы. Народность, живущая в Восточном Непале, в районе горы Джомолунгма (Эверест). За несколько тысяч лет жизни в условиях крайнего высокогорья их физиология начала немножко меняться относительно других людей: более эффективные митохондрии, более низкий уровень окисления жиров, более насыщенная капиллярная сеть, более текучая кровь… Неудивительно, что они сносно чувствуют себя там, где обычный человек иногда начнет задыхаться без кислорода. И если терраформисты доведут Марс до состояния Эвереста — простые земляне туда смогут максимум в экспедицию съездить. А шерпы уже будут их там встречать с шашлыком из яка, зелёным чаем и философскими беседами. Побочные эффекты, как же без них, у данной народности склонность к инфарктам и инсультам значительно выше основной части населения.
  • Индейцы тараумара/рарамури (буквально «легконогие») из Северной Мексики. Исторически их поселения расположились друг от друга на большом расстоянии, кроме того, они живут в гористой местности, скудной на пропитание. В таких условиях и возникли лучшие бегуны на планете: тараумара может практически непрерывно бежать свыше 300 километров за раз, и этот навык неустанно поддерживается посредством ритуализированных состязаний между деревнями. Неудивительно, что охотники из этого племени могут легко загонять жертву до смерти.
  • Из более (а может, и не более, предсказать взрыв в биотехнологиях не берусь) футуристического — замена клеточного механизма деления (с сохранением остальной биологии). Вкратце — чтобы разделиться, две соседние клетки должны сначала слиться, после чего специальный фермент-репликатор проходится вдоль двух ДНК и делает с них копии (в отличие от существующего ныне механизма). Если ДНК не идентичны — его «заклинивает» и дальше он ничего не копирует, а «удвоенная» клетка замораживает процесс деления (и рано или поздно погибает). Если же идентичны — копии успешно снимаются и клетки снова разделяются (уже на три или четыре, смотря как работает фермент). Что мы с этого будем иметь? Снятие лимита на деление клеток, потому что случайная мутация не сможет привести к онкозаболеванию. Одна клетка-мутант разделиться не сможет (если, конечно, не оставить «по забывчивости» в ДНК старый механизм с обычным репликатором «в закомментированном виде». Сам по себе он слишком сложен, чтобы просто так взять и его в полторы мутации выработать), а соседние клетки, отличающиеся по ДНК, в процессе участвовать не смогут. «Вечную регенерацию» мы, конечно, не получим (для «построения органа» служит совершенно свой механизм «белковой разметки» клеток эмбриона), но вот вечное (и безнаказанное) клеточное обновление — запросто. Утраченный глаз или рука не вернутся, а вот старения тканей не будет, в смысле совсем. Насчёт сложности — если все фермы, занятые криптовалютами, перебросить на расчёт фермента-репликатора, у человечества есть шанс закончить лет за 20. Остальной клеточный механизм сложнее примерно настолько же, насколько весь БЕЛАЗ сложнее цилиндро-поршневой группы. И это мы даже не пытаемся сделать механизм полового размножения, где хошь-не-хошь приходится сливать для деления разные клетки с разными ДНК, а ограничиваемся пока одним-единственным «челоплюсом».
    • Просто «закомментировать» старый механизм бессмысленно, потому как он с высокой вероятностью самораскомментируется, как например ген теломеразы в соматических клетках, при перерождении в раковые (в норме он у них «деактивирован»). Но гораздо важнее другое — вопрос о значимости накопления генетических ошибок в процессе старения является дискуссионным в среде трансгуманистов и вообще биологов. Возможность создать молодого клона из клетки взрослого организма опровергает эту идею. Даже если удастся полностью убрать генетические ошибки, это никак не избавит от эпигенетических ошибок (а эпигенетическая изменчивость нужна для профилирования клеток), накопления внутриклеточных отходов (липофусцина), старения долгоживущих клеток, вроде нейронов, ну и наконец деградации межклеточного матрикса. Из плюсов можно отметить что подобный метод поможет от рака. Из минусов — он прибьёт способность вырабатывать иммунитет.
  • В некоторых случаях — человек, накачанный наркотиками. Например, во время штурма школы в Беслане спецназ обнаружил, что пули калибра 5,45 и даже 7,62 боевиков не останавливают, и они продолжают отстреливаться и переть аки зерги, пока через полчаса не скопытятся от кровопотери. Причина была в том, что чеченцы налегали на героин, да среди мусульманских террористов это и не ново — исторические ассасины были бесстрашны и не чувствовали боли из-за промывки мозгов религиозной пропагандой под гашишем и регулярного курения опия. Увы, допинг имеет кучу побочных эффектов вроде зависимости с ломками, передозировок с возможным летальным исходом и повреждением мозга, поэтому трансгуманисты стараются искать менее опасные средства для биохакинга.
    • Видел десятки реальных съёмок перестрелок на ближней дистанции: человек иногда банально не замечает ранения (а иногда замечает, но бой продолжает ещё активнее, видимо с целью отомстить обидчику), чем это вызвано — без понятия. Документальных подтверждений реального применения наркотиков в бою найти не удалось, так что возможно это всё байки на уровне городских легенд. Да и смысла в этом немного, поскольку пониженная чувствительность к боли нивелируется сниженным кровяным давлением и общей деградацией ЦНС от употребления опиатов, поэтому наркоман скорее скопытится от меньшего числа попаданий, чем здоровый и тренированный человек.
  • Некоторые северные народности могут поглощать замороженное трупное мясо без особых последствий. Подробно написано у Ломачинского.
  • И наконец, с очень прикрученным фитильком — вы, дорогой читатель, потому что с высокой долей вероятности в детстве вам делали хоть какие-то прививки. Конечно, если родились в охваченных в недавнем прошлом социализмом и в целом цивилизацией странах, или хотя бы социальными программами, призванными примирить население со своей долей в старом добром каплагере[4]. Вас не возьмёт хворь, которая грозила свести в могилу или хотя бы покалечить ваших предков: вакцины в первую очередь разрабатывались и массово применялись именно для искоренения подобных бичей человечества. Если вы проходили полноценный курс прививок и от уколов в школьные годы не бегали, по сравнению даже со сравнительно недавними поколениями вашего рода вы — самый настоящий человек-плюс. Если продолжаете прививаться от опасных болезней, к примеру, по необходимости для работы в странах Африки и Азии — ещё круче.
    • И с обратной стороны медали на практике тоже получается нечто похожее: жители наименее затронутых достижениями медицины территорий Африки, чей организм благодаря чудесным местным условиям жизни уже с утробных дней атакуют всевозможные инфекции, если выживают до сознательного возраста, нередко обладают весьма мощными иммунными системами. Натренировавшись на множестве пренеприятных вирусов, бактерий и прочей недружественной микрожизни во всех частях организма, иммунитет может защитить не склеившего от них ласты хозяина от пронимающих более цивилизованных людей болезней, если не полностью спасая от заражения, то хотя бы заметно смягчая эффект. Далеко не от всего, конечно, та же эбола не даст соврать, но добытая в бою на выживание сопротивляемость регулярно даёт о себе знать. На себе, правда, жителям менее диких стран метод пробовать не стоит: болезнеустойчивость у выживающих в родоплеменных обществах развивалась поколениями, и, изнеженный развитием медицинского их предотвращения, организм дитя цивилизации подобного не перенесёт.
      • Тут всё же большой вопрос, потому как в не затронутых цивилизацией уголках Африки местные патогены не знакомы с антибиотиками, тогда как в шумном густонаселённом высокотехнологичном мегаполисе патоген бактериального происхождения с хорошим шансом будет посмеиваться над левомицетином с трихополом, потому как другие патогены там попросту не выжили. В результате жителям городов нередко достаются самые передовые инфекции — просто в силу привычки соблюдать гигиену распространиться у них не получается. Многие замечают, что проконтактировали с кем-то заразным, только по тому, что денёк-другой почки немного активнее работают, выводя ошмётки незадачливых бактерий, а то и не замечают вовсе. Ну и плюс к тому в очагах цивилизации люди имеют замечательное обыкновение разнообразить свой рацион разнообразными добавками (включая банальную поваренную соль), от чего не все патогены способны вообще выжить в их организмах, не то что вызвать что-то серьёзное. Другое дело, когда речь идёт о вирусах, которым на антибиотики (окромя горящего напалма наружно) в принципе начхать, но к вирусам и иммунитет весьма своеобразно вырабатывается, ибо они мутируют постоянно.

Примечания[править]

  1. Смогла одной рукой вытянуть Джона, когда он упал с крыши школы. Да, главный герой не обладает комплекцией бодибилдера, но тем не менее он весит больше Лиззи.
  2. Психические проблемы этого персонажа и её «сверхспособности» — это две стороны одной медали. Дело в том, что до рождения её непутёвая мамаша участвовала в исследовательской программе фармацевтической корпорации КойТек, скрыв от учёных своё «интересное положение». Воздействие экспериментальных препаратов (стабилизаторов настроения, если точнее) привело к серьёзному химическому дисбалансу в мозгу плода, что и объясняет странности в поведении Лиззи и её сверхсилу и сверхчувства.
  3. Если мы исключаем из рассмотрения биороботов и паралюдей.
  4. Ну, и если ваши родители при этом не были фанатами занесённой из Америки конспирологии про то, что вместо медицинских процедур и вакцин их детям непременно вживят микрочипы, контролирующие их разум для службы иллюминатам (в отечественной конспирологии они же масоны, различие лишь в традиционно полюбившихся местным и забугорным членам конспир-фандома деталях терминологии) и новому мировому порядку.