Чему б ни учился — опять колдун получился

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Любой талант при достаточно длительном развитии оказывается магическим.

Магия — фэнтезийная наука? Несомненно. Проблема только в том, что никто и не собирался подаваться в маги. Но ничего не поделаешь: в ходе изучения алхимии, кузнечного дела, ле́карства, боевых искусств (особенно рукопашных) или, боже упаси, артефакторики в какой-то момент обнаруживаешь, что волей-неволей обрёл паранормальные способности.

Ну вот приходят они на некоторой стадии профессионального роста. И никуда их не выгонишь.

В средневзвешенном случае магические способности просто даются сами собой (начиная с какой-то ступеньки мастерства), с прикрученным фитильком — необходимы как перк, чтобы двигаться в развитии дальше (но можно остановиться или вкачать другую дисциплину, которая пока что до колдунства не дошла), а с педалью в полу — маги абсолютно все, причём с самого начала, а их способности растут вместе с прокачкой, собственно, целевого «материалистического» навыка.

Если магией владеют все подряд, но осваивают её при этом факультативно параллельно с другими навыками, это кабинет напротив.

Примеры[править]

Общее[править]

  • ЛитРПГ, тысячи их! Стандартная ситуация, когда, к примеру, мечник, прокачавшись, может открыть в себе мощную регенерацию, дистанционные атаки или защитные ауры для союзников — без всякого магического дара/класса, и даже без магобразования.
    • Вполне типичная ситуация для MMORPG, которые являются первоисточником.

Литература[править]

  • «Властелин Колец» — эльфы как они есть. Все изделия эльфов, будь то плащи, верёвки и даже простые дорожные лепёшки, не говоря уж об оружии и доспехах, пропитаны «эльфийским волшебством», помогающим владельцу и оберегающим от Зла. Эльфийская песенная магия вообще смогла погрузить в сон Мелькора… в общем, за что бы ни брался эльф, людям с гномами его действия почти всегда будут казаться каким-то колдовством.
    • Ник Перумов в «Кольце Тьмы» осмелился развить тему. Если у Толкина гномы — чрезвычайно искусные, но всё же не прибегающие к волшебству кузнецы, ювелиры и металлурги, то здесь Торин с товарищами, дорвавшись до Горна Дьюрина, решили не просто наковать мифрильной брони и оружия, а еще и добавить каких-то древних песнопений в процессе ковки. Автор в целом неравнодушен к заклятому и обладающему волшебными свойствами холодному оружию.
      • Обоснуй: гномы используют эту «музыку» чтобы просто-напросто задать ритм молотобойцу в процессе ковки. Ну и чтобы не скучно было ковать и плавить. Хоббиту со стороны это могло сойти за «гномью магию». А бутыли со снадобьями наверняка хранят полезные в процессе плавки металла присадки для горна.
      • Гномы у Толкина тоже практикуют магию, но именно в процессе создания предметов. Об этом немалая часть их главной песни в «Хоббите». «The dwarfs of yore made mighty spells…»
  • Гарри Поттер, а если точнее, его фанон. Согласно убеждениям фанатов, магл может стать сквибом от слишком обильных контактов с магией. Так что многие родители юных магов из фанфиков потихоньку перестают быть обычными людьми. Хочешь не хочешь, а взаимодействовать с волшебным миром надо — у тебя там дитё.
    • В HPMOR родители маглорождённых всё это время были сквибами, а в магических семьях они рождаются в результате мутаций.
  • «Волкодав» — именно так может, хотя и не всегда, получиться в данном сеттинге при росте профессионального мастерства. Величайший кузнец способен выковать разумный меч, одарённые лекари могут усыплять голосом и лечить наложением рук, ну а воины… у главного героя как минимум телекинез, избирательная эмпатия и тактическое ясновидение, причём Волкодав свято убеждён, что «всякий справный воин на такое способен». Да что там мастера — даже простые шерстяные носки, связанные искренне любящей надзирателя Гвалиора девушкой спасли его ноги от соприкосновения с огнём, начисто спалившим его сапоги и штаны до колен.
  • Генри Лайон Олди, Ахейский цикл — да, здесь тоже так бывает, и это один из способов подняться до божественного ранга. Более того, смертный может оказаться в чём-то и покруче — как, например, Асклепий превзошёл своего божественного отца в искусстве врачевания, а музыкант Амфион бросил вызов убийцам своих детей Аполлону и Артемиде и силой музыки обратил в руины несколько храмов, отражая той же музыкой их стрелы, пока не пал от усталости.
  • Рик Риордан, «Магнус Чейз и боги Асгарда» — так работает ремесло у цвергов и свартальвов (здесь это немного различные расы). Сами они считают свои творения просто хорошо выполненной работой, но человеку трудно не усмотреть магию в цельнометаллическом предмете, способном менять свой размер или обладающим встроенным хаммерспейсом.
  • Антон Корнилов, Роман Злотников, «Рыцари Порога» — когда рыцари Болотной Крепости берутся чему-нибудь учить, они делают это на совесть. Человеку со стороны их способности кажутся натуральной магией (не являясь ею, хотя магией они тоже овладевают и тоже на высоком уровне). Скажем, главный герой, выразивший желание понять природу звука, в конце концов научился ультразвуковым свистом приманивать, отпугивать и даже убивать на месте зверей. И так во всём, от военного дела до рубки дров или шитья.
  • Метавселенная Рудазова — к тропу имеет отношение концепция Высшего мага, каковой по сути — смертный, которого боги признали равным себе. Тому, кто изначально был магом, этого добиться проще: Мардук вот, к примеру, зажёг (а потом убрал) на небе самую настоящую звезду. Крохотную, коричневого карлика — но пантеону хватило. Но вообще стать Высшим может любой незаурядный мастер, способный богов впечатлить, напугать или даже просто убедить: победить Ареса, перепить Диониса или забабахать такое произведение искусства, чтобы даже бессмертные залюбовались (главное, на Афину не нарваться…) А к званию Высшего прилагаются Восьмая оболочка души, право при жизни избрать себе дом и обладать в его пределах божественной властью, а после смерти — выбрать себе посмертие по вкусу или даже пристроиться на вакантное место в какой-нибудь небесной канцелярии.
    • С прикрученным фитильком сюда же идут помнящие артефакты, в которые имеет шанс превратиться любимый инструмент искусного мастера. Меч великого воина, кисть великого художника, молоток великого скульптора, отвёртка великого механика, перчатка великого боксёра — все они имеют шанс впитать часть души хозяина и его любви к своему ремеслу — и потом помогать ему в нём (а позже и не только ему). В рассказе «Спасибо за покупку» приводится анекдотичный пример: жезл гаишника, за всю жизнь не взявшего ни одной взятки, обладает силой останавливать любое транспортное средство, на которое им укажут.
  • Вадим Панов, «Занимательная механика». В любой профессии можно достичь вершины. Сделав это, можно отправиться покорять новую… а можно встать над вершиной и сделаться искусником, воплощением тропа. Приходит интуитивное понимание своей деятельности, а с ним — порой откровенно сверхъестественные профильные скиллы. Чеканщик может изготовить монету, которой можно откупиться от неминучей смерти, Дантист — приглушить или вызвать зубную боль на расстоянии, и тому подобное.
  • Михаил Успенский, «Приключения Жихаря» — в этом сеттинге если не каждый, то уж каждый второй специалист любого профиля (воин, кузнец, пастух, конокрад…) владеет парочкой заговоров, помогающих в работе. Или общебытовых, тоже полезно.

Манга и аниме[править]

  • Sword Art Online — как катализатор развития жанра литРПГ обязывает. Так как всё происходит в виртуальной реальности, а если точнее, то прямо в игре, то чему удивляться что большая часть способностей это именно что стандартные игровые навыки. Показательный случай в аниме: когда Кирито заказал меч, тот получился посредством нескольких ударов кузнечным молотом по слитку металла. Есть и субверсия — если в первой арке Кирито получил навык владения двумя мечами от системы (что, в общем, было читом, подкинутым местным «богом», а точнее — программистом и админом этого виртуального ада), то во второй ему пришлось преодолевать систему волевыми методами для комбинирования навыков мечника для одноручного оружия. Да и до начала основных событий он серьёзно занимался кендо, так что высокие навыки мечника у него не только системой дарованы.
  • Isekai Quartet:
    • KonoSuba — все навыки добываются за скиллпойнты. Причём навыки доступные для прокачки ограниченны классом человека, а класс ограничен статами. Кадзума, будучи авантюристом (класс нубский, зато ему доступны к изучению любые скиллы) изучает все скиллы, до которых может дотянутся, в том числе и скилл кузнеца. Сам Кадзума являет собой уникальный пример прокачки, так как дошёл уже до 40-го уровня, но до сих пор не перешёл на специализированный класс, что делает его самым высокоуровневым авантюристом. Правда, это оправданно тем, что тайтл — пародия на весь жанр исекай и низкопробные литРПГ, а команда ГГ настолько дисбалансна, что приходится быть дилетантом широкого профиля для более-менее нормального функционирования пати.
    • Восхождение героя щита — субверсия: магия учится в зависимости от предрасположенности человека по толстенным фолиантам на местном магическом языке (причём, книгу по огненной магии не поймёт специалист по водной или воздушной и вообще любой другой магии, и так далее), навыки владения оружием нарабатываются исключительно тренировками. При этом существует возможность изучить магию по хрустальным шарам (одноразовая штука, да и она не даёт гибкости в применении заклинаний, в отличие от самостоятельного изучения); научившись Стилю непобедимых адаптаций, можно вливать Ци (нет, это не местная мана) в оружие и предметы как для укрепления, так и для разрушения оных; у Героев есть Навыки, открываемые по мере поднятия уровня и поглощения местных материалов оружием, причём Навыки могут быть самыми различными, от обычных боевых до распознавания ядов и приготовления зелий оружием. Многие ремесленники пользуются всевозможным зачаровыванием, особенно показателен пример ювелиров, навыкам которых научился Наофуми. Как работают кузнецы — менее понятно, но как без магии можно собрать броню с системой автоматической починки, или случайно наградить её проклятием из-за плохого совпадения материалов, из которых она собрана, — неясно. Интересно, что другие призванные герои (в начале) и большинство злодеев именно что пытаются давить врага уровнем, без учёта мастерства и наработки навыков применения Навыков и заклинаний, мастерства владения их Оружием. В последних переведённых на момент правки томах герои так лихо комбинируют заклинания, Навыки и владение Ци, что выходили один на один с местными читерами без своего священного оружия. Педаль в пол давит главный герой с его кулинарными навыкам. В своём родном мире он неплохо готовил, и даже подрабатывал поваром, но с приобретением кулинарных Навыков стал готовить так, что людей, бывало, переклинивало на его еду чуть ли не как наркоманов. Подсвечено самим Наофуми — он заметил, что, кажется, продукты обладают каким-то наркотическим эффектом; затем он начал вкладывать Ци в еду при готовке, что только усилило эффект. Педаль в асфальт Наофуми вдавил после приобретения в 18 томе навыков кулинарного усиления, полученного от Кланового Зеркала, где он участвует в кулинарном поединке с человеком, чей навык — как раз создание пищи с наркотическим эффектом

Настольные игры[править]

  • Mage: The Ascension — из всех объединений Пробуждённых собственно магами себя называет только Орден Гермеса. Понятие «волшебник» или «чародей», «знахарь», «ведьма», «колдун», «шаман» более-менее применимо к Вербена, Толкователям Грёз и Пустым. Все остальные не считают, что занимаются магией, и что ещё важнее для Консенсуса, окружающие не считают их таковыми. Технократ за обзывание магом может вам и по морде дать (хотя скорее выпишет штраф) — он не маг, он учёный! У большинства Традиций то же самое (хотя они слово «чародей» скорее примут за комплимент и признание мастерства, но буквально не поймут). Сыны Эфира? Тоже учёные, только не скованные догматичными рамками официальной науки. Виртуальные Адепты? Хакеры. Просто очень хорошие хакеры, так что иногда могут и Программный язык Мироздания взломать. Братство Акаши? Мастера боевых искусств. Небесный Хор? Священники. Эвтанатос? Киллеры, палачи или маньяки. Культ Экстаза? Хиппи, наркоманы и просто любители хорошо потрахаться. Нефанди? Сатанисты и прочие мраккультисты. Просто все вышеперечисленные очень хороши в своём деле.
    • Более того, чисто теоретически блудный Пробуждённый, не найденный представителями Традиций, может запилить своё специфическое колдунство в процессе обучения какому-нить навыку. Так что кузнецы, кующие волшебные мечи, рыцари, хилящиеся вспоминая про Прекрасную Даму, или автомеханики, ремонтирующие любую технику ударом лома, вполне могут оказаться обычными магами, просто со странным фокусом.
  • Vampire: The Masquerade — дисциплины вроде Могущества, Стойкости и Стремительности первое время не дают ничего, кроме увеличенной силы, живучести и скорости, отражая физическое превосходство вампиров над смертными. Но вампир, развивший их достаточно, сможет ковать мечи голыми руками, убивать щелчком пальцев, бодрствовать днём, залечивать смертельные раны, оперировать микроскопическими объектами, и черт знает что ещё. Однако развить эти способности до таких высот чудовищно сложно, поэтому большинство вампиров даже не догадывается о таких возможностях.

Видеоигры[править]

  • Minecraft — прокачанный деревенский житель начинает торговать зачарованным товаром. Куй он топоры, мечи, лопаты или шлемы — он ни-ку-да не денется от того, чтобы на определённой стадии профессионального роста начать колдовать. Да и герой может уклоняться от использования чар разве что нарочно, да и то с преизрядными усилиями.
  • Ascendancy — космоопера со злобными роботами и разумными жидкостями, но в определённый момент натыкаешься на исследования типа «Scientific Sorcery» (и, если память не врёт, на них дальше висит преизрядная полезная ветка, то есть забить на них, не в пример Сверхпроводимости и Cloaking-полям, не получится).
  • Dungeon Siege 2 — лучники могут «зачаровать» лук/арбалет на урон молнией. Мечники могут впасть в ярость, нанося при этом стихийный урон.
  • Dungeon Siege 3 — Лукас, обычный воин умеет, как минимум, лечить себя и остальных. Чистый воин, что сказать.
  • Pillars of Eternity — с прикрученным фитильком, но монах подходит. Обычный боевой класс, способный призывать своих двойников. Покажи всем своё растроение личности!
    • Подозрительно напоминает Бурю, землю и огонь из WoW. Не копиркин ли?
  • WarCraft III — собственно все герои, будь они хоть воины, лучники или маги владеют откровенно магическими способностями. От него перешло в WoW и DotA.
  • Age of Wonders II — если в первой части для главного героя существовали какие-то альтернативы по прокачке, и при желании можно было пройти игру, не применив ни одного заклинания (и обрубив себе тем самым половину контента), то здесь без вариантов — правитель будет магом, причём безвылазно сидящим в столице.
  • The Elder Scrolls Online — в этой игре заклинания называются активными навыками и есть абсолютно у всех классов, даже воинов, которые получили целый арсенал огненной магии.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation. Изучение аномалий связано с риском самому стать аномальным. И надейтесь, чтобы вам повезло.
  • Андивионский Научный Альянс: обретение сверхспособностей — часть местного карьерного роста. Даже если вы просто хорошо считаете и чертите, то рано или поздно сможете сосчитать себе на полноценный Хаммерспейс. Прям как у Лавкрафта, да. А если у вас уже были сверхсилы — считайте, что вы немного «по блату».

Реальная жизнь[править]

  • Конечно, говорить о магии IRL приходится с изрядной долей юмористической метафоры — но этот троп отыгрывает, несомненно, математика. Даже литературоведы атрибутируют неизвестные произведения при помощи статистического анализа. Про историков, лингвистов, биологов и социологов я скромно умолчу. Ну, а технари уже по определению «колдуны» все до единого, тут даже можно зря и не упоминать.
  • Один из законов Кларка про это: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Здесь метафора другая — если под магией понимать всё загадочное и непостижимое простому смертному (суть неспециалисту) — то да, технология — это магия.
  • Профессиональная интуиция порой может заменить горы всевозможных тестов. Повар на глаз определяет готовность и вкус блюда, механик по виду и запаху может определить, где неполадка в машине и т. д.
  • Собственно, Стерлигов неспроста зовёт учёных колдунами, поводы для этого сами учёные предоставляют в избытке: живут вдали от простых смертных в научных городках, бормочут на лишь им известном выдуманном языке, считают только свою братию носителями верховного знания и свысока смотрят на всех, кто научным знанием не обладает, некоторые области науки стали настолько специализированы и оторваны от повседневной жизни, что можно годами изучать их, и всё равно не понять.
  • Схемы релейной защиты — на одну не очень большую подстанцию их может быть сотни форматов А3-А0, а на большую — тысячи. Их разработчики должны уметь их логически увязывать и понимать алгоритм всех их режимов работы. Даже научиться их просто читать дано не каждому, не даром в глазах прочих спецов — это все кажется скорее разновидностью некоей техномагии. А вот понять логику их работы… кажется лишь чуть легче достижения нирваны — у постигнувших открывается третий глаз и они начинают им видеть электромагнитные поля.
    • Электроника и современная электротехника — ещё сложнее!
  • Можно взглянуть и с другой стороны: в рамках донаучного мышления любой человек, чем бы он ни занимался, использует всевозможные заговоры, ритуалы или в крайнем случае молитвы.