Чересчур вовлечённый зритель

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Я не стану выяснять, Кто команду дал стрелять, Но! В результате полотно В трех местах повреждено! Вот. Я и сам стрелять не прочь, Чтобы «мстителям» помочь, Но! Целых два часа потом В зале дым стоял столбом! Вот. Я вполне понять могу Вашу ненависть к врагу, Но! В результате пострадал Наш советский кинозал! Вот.

»
— Песенка директора школы из фильма «Волшебная сила искусства»

Этот герой не способен терпеть происходящую на его глазах несправедливость и рвётся спасать хороших и навалять плохим. Беда в том, что вся несправедливость происходит в кино или на сцене театра. В первом случае пострадает только экран, во втором может огрести люлей ни в чём не повинный актёр в роли злодея.

Обычно такие штуки выкидывают персонажи, по какой-либо причине не способные отличить вымысел от реальности: дети, жители Страны Эльфов, наконец, благородные дикари или приезжие из самой глухой глубинки, не знающие, что такое кино и театр.

Противотроп — Это часть представления, когда на сцене (или на экране) совершается настоящее злодеяние, а вот зрители как раз уверены, что это часть представления.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Театр. Дают «Отелло». Ревнивый мавр настойчиво требует у Дездемоны свой платок. В третьем ряду встаёт здоровенный парень: «Слышь, сморкач! Ты или новый себе купи, или в рукав сморкайся, но отстань, наконец, от девушки!»
  • Похожий случай со студентом-медиком, готовым в финале «Ромео и Джульетты» влезть на сцену и оказать героям необходимую помощь.
  • Император Нерон очень любил петь играть в театре. Однажды, когда правитель изображал Геракла, прикованного к скале, один из новичков-преторианцев выбежал на сцену спасать императора.
  • Анекдот про фильм, где девушек, начавших раздеваться для купания, весьма некстати загораживает проносящийся поезд. Некий фермер ходил на сеанс постоянно: должен же этот чёртов поезд хоть раз опоздать!
  • По более благородной причине, согласно легенде, повторно ходили на «Чапаева» советские зрители: а вдруг хоть на этот раз Василий Иваныч выплывет!

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Рассказ А. Аверченко «Аполлон», в котором автор издевается над авангардными приёмами в искусстве и авангардными идеями в критике и искусствоведении. Начитавшись журнальчика, изданного тогдашними «неформалами от мира искусства», где, в частности, утверждалось, что «в пьесе зритель должен участвовать в действии наравне с актёрами», неназванный главный герой пошёл в театр на «Ревизора» и, сидя в зале, громко договорил за сценического городничего его разнос купцам-жалобщикам (к изумлению артистов и публики). Когда героя доставили в полицию и поинтересовались, чего это он — герой понёс им ахинею из того же журнальчика, на что полицейский чин буднично предположил, что у хулигана лёгкий алкогольный психоз.
  • Осеева, «Динка» — Динка порвала «Хижину дяди Тома» после того, как ей прочитали о смерти Евы.
  • Сергей Михалков, «Хижина дяди Тома»: «Чуть не упал актер со стула, когда девчушка пять рублей ему, волнуясь, протянула». Актёр играл работорговца, а на сцене как раз продавали с аукциона дядю Тома. Разумеется, советская девочка собиралась немедленно дать купленному негру «вольную»…
  • Корней Чуковский, «От двух до пяти». Совсем маленький мальчик видел в кино, как Каплан стреляла в Ленина. Когда тот же фильм показывали дома по телевизору, мальчик разбил экран и радостно закричал: «Не успела, не успела!». Там же пример для литературы: мальчик вырвал страницу из книги, чтобы героиню не обижали. Несколько эпизодов взаимодействия с картинками: дети прикрывают тех, кого хотят спасти, бьют антагонистов или просто просятся «в красивую картинку».
  • Григорий Полянкер, «Булочник из Коломыи» — главный герой, впервые оказавшись в театре, выскочил на сцену, чтобы спасти прекрасную девушку от гнусного злодея, которого на самом деле играл отец актрисы. Злодеем он не был, зато козлом — первостатейным.
  • Виктор Драгунский, «Денискины рассказы» («Сражение у чистой речки») — первоклассники смотрят в кинотеатре фильм о Гражданской войне «Алые звёзды»[1]. Когда на экране белые начали одолевать красных, школьники не выдержали, выхватили игрушечные пистолеты (а также рогатки и плевательные трубки) и принялись оказывать красногвардейцам огневую поддержку. Администрация кинотеатра, учителя и взрослые зрители были, мягко говоря, недовольны. Но дети так гордились, что помогли красноармейцам продержаться!
  • Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»: в принципе Хоттабыч таким зрителем оказывается при любом случае, но особенно показателен его поход в цирк, где он объявил фокусника шарлатаном и начал показывать собственную магию.
  • Владимир Савченко, «Открытие себя» — протагонист полуавтобиографично вспоминает рассказ отца о застреленном актёре, игравшем в пьесе куркуля.
  • Александр Немировский, «Фортуна» — парень из провинции, оказавшись на представлении с самим Нероном в главной роли, бросился на сцену спасать императора от заговорщиков, да так резво, что случайно задавил суфлёра, наступив на крышку люка (ну и артистам-«заговорщикам», конечно, люлей навешал).

На других языках[править]

  • «Дон Кихот» — заглавный герой, ввязавшийся в представление театра марионеток.
  • «1984» — именно так реагируют члены партии на речь Голдстейна во время двухминутки ненависти.
  • Карлсон в трилогии Астрид Линдгрен очень хотел познакомиться с симпатичной телеведущей на экране телевизора. Увы…
    • В знаменитом мультфильме-экранизации Бориса Степанцева адекватно отражено.
    • Пеппи/Пиппи того же автора случалось так срывать представления.
  • Майкл Бонд, «Приключения медвежонка Паддингтона» — Паддингтон помчался за кулисы спасать выгнанную отцом дочь. В итоге заменил заболевшего суфлёра.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • Телефильм с Аркадием Райкиным «Волшебная сила искусства» по мотивам «Сражения у чистой речки» (см. эпиграф) — здесь герои смотрят не какой-то абстрактный фильм, а «Неуловимых мстителей».
  • «Человек ниоткуда» Эльдара Рязанова — первобытный человек по прозвищу Чудак из племени Тапи оказывается в Москве 1960-х годов, забредает в театр и горячо заступается за ведущего актёра в роли благородного старика-учёного (который и провёл Чудака в зал по доброте душевной), чуть не сожрав опереточного злодея (впрочем, как и в случае с наивным булочником из Коломыи, исполнитель этой роли тот ещё козёл). «Злодей» в ужасе спасается бегством, зрители аплодируют, решив, что так и было задумано, а старый актёр утирает пот со лба: «Привёл зрителя! Но какой успех!»
  • «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» — сцена в кинотеатре. Пионеры не применяют против экрана импровизированное оружие, но вовлечены — чрезвычайно.
  • «Приключения Буратино» — главному герою не понравилось, что в комедии «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника» Арлекин дубасит Пьеро палкой, и Буратино вступился за Пьеро. Это театр, говорит Арлекин? Ну и что, это глупый и злой театр!
  • «Человек с бульвара Капуцинов» — испугавшись паровоза на киноэкране, ковбои начинают пальбу.
  • «Сибирский цирюльник» — вдрезину пьяный генерал, решивший поймать Наполеона и запустивший фейерверк.

Зарубежные фильмы[править]

«

Френк Дребен: «Когда я вижу, как пятеро мужиков, обернутые в простыни, закалывают шестого, я стреляю в них! Это моя политика». Комиссар: «Идиот! Это была постановка „Юлий Цезарь“. Вы убили пять актеров, причем хороших!»

»
— «Голый пистолет» (здесь пародируется «Грязный Гарри»)
  • «Новый кулак ярости» — солидный, пожилой японский генерал, присутствующий в оккупированной Японией части Китая на традиционном китайском театральном представлении, отыгрывает троп нарочно, издевательски и провокативно (аж на грани видимой патологии — но, скорее всего, намеренно изображает из себя альтернативно одарённого и при этом жестокого). Его превосходительство видит, что на сцене появился актёр, играющий великого китайского героя, и требует от перепугавшегося насмерть актёра спуститься со сцены и всерьёз выйти на смертный бой с самим генералом (или с японским поединщиком, который выйдет в качестве замены). «Бейся, — требует генерал, — если ты и впрямь великий герой! Посрами японцев — или будь посрамлён сам!».
  • «Ночь в музее-3» — Ланселот принял Хью Джекмана и Элис Ив, исполняющих на сцене роли короля Артура и Гвиневры соответственно, за настоящих. Конечно, настоящий Ланселот как раз должен был бы единственным из всех заметить подмену, но суть в том, что и Ланселот не настоящий, а сказочный — это ожившая восковая фигура. Идею он понимает — а настоящих Артура и Гвиневру он, похоже, и не видел никогда (и никаким чудом).

Телесериалы[править]

  • «Чёрная гадюка», третий сезон — придурковатый принц Джордж кричал Цезарю в опере «Обернитесь!».
  • «Богатые тоже плачут» — героиня впервые в жизни попала в театр на «Аиду», накричала на злодеев и запустила туфлей.
  • «Друзья» — пополам с Сумасшедший фанат. Эрика, поклонница доктора Дрейка Раморе (камео Брук Шилдс), всерьёз считает актёра Джо этим самым Дрейком. И вывести её из этого состояния невозможно — не помогают даже объяснения в лоб. Избавиться от девушки удалось только с помощью обмана: дескать, настоящий Дрейк Раморе живёт в Сейлеме, а стоящий перед нею Джо — его злой брат-близнец Ганс.

Мультфильм[править]

  • «Ну, погоди!» — в 9-м выпуске Волк пробрался на телестудию и подслушивал поочерёдно у нескольких дверей в коридоре. А в одну — из-за которой слышалась только музыка — заглянул. Там в полной темноте различимо было только полотно экрана — на нём демонстрировали отснятый материал (или хронику? Или монтаж первого со вторым?). Эффектно выкатился громоздкий танк времён Первой Мировой, наставил «прямо на зрителя» и свою основную пушку, и обе вспомогательных. И шарахнул. Выстрел был только на экране, в сторону реального Волка ничто не полетело — но Волк среагировал как зрители первых кинофильмов вроде «Прибытия поезда»: пришёл в ужас, как будто по нему и впрямь выпалили из танковых пушек, и с воплем, явно паникуя, помчался по коридору куда глаза глядят.
    • А в 17-м выпуске троп отыграло племя черношёрстых зайцев. Они разгневались на Волка (показываемого на экране) за то, что гнался за Зайцем, и закидали Волка копьями. Пострадал ни в чём не повинный телевизор.

Аниме[править]

  • Сериал «Приключения Тома Сойера» — дети во главе с Геком разгромили сцену и побили актеров, решив, что те плохо обращаются с милой девочкой. Может, не стоило использовать в спектакле настоящее имя?
  • Pokemon Evolutions, эпизод 7 — какой-то Тотодил в зрительном зале не отличил подставной огонь от настоящего и бросился «тушить пожар». Едва остановить успели.

Видеоигры[править]

  • The Last of Us II — после выхода игры актрисе Лоре Бейли, озвучившей Эбби, в интернете стали угрожать физической расправой. Руководителю проекта, Нилу Дракману, правда, гораздо сильнее прилетело от разгневанных игроков (оскорблений и гневных писем, не тумаков).

Настольные игры[править]

  • Cluedo — в ранних версиях игры фигура свинцовой трубы (орудие убийства) была изготовлена из настоящего свинца. После нескольких случаев интоксикации у заядлых игроков (как минимум один был смертельным) компания-производитель стала использовать более безопасные материалы.

Музыка[править]

Интернет[править]

  • Майншилд 2 — когда на сервере было что-то вроде политики, во время правления Альцеста, немало зрителей, в первую очередь школьников, стали относиться к этому всему слишком серьёзно, забывая о том, что это всего лишь игра. Причиной этому был реализм и то, что почти всё здесь, в отличие от подобного западного проекта DreamSMP, является импровизацией, а стримеры общаются с чатом во время всех действий. По итогу в сторону дровосеков пошло очень много хейта, и эту тему свернули. А на видео Ники, о том, как она предала Нео, было больше половины дизлайков, и даже сейчас их там треть.

Реальная жизнь[править]

  • Актёры, игравшие злодеев в античных театрах, нередко получали тумаков от зрителей, слишком сильно поверивших в их образ.
  • Театр «Глобус» ставил не только пьесы Шекспира, но и постановки на библейские мотивы. При этом актер, игравший Иуду, был регулярно бит.
  • В знаменитом театре ужасов Гран-Гиньоль зрители нередко начинали выкрикивать угрозы и проклятия в адрес актёров, исполнявших роли убийц и насильников.
  • Знаменитое «Прибытие поезда» же, с которого началась история кино вообще! При виде несущегося на них паровоза, зрители с визгом и воплями ломанули из зала! Примерно так же реагировали и на сцену стрельбы в экран в первом вестерне в истории «Большое ограбление поезда» 1903 года.
  • Пионеры действительно зачастую именно так реагировали на кино, обстреливая экранных злодеев из рогаток, пугачей и трубочек с шариками из жёваной бумаги.
  • По легенде Леонид Брежнев, посмотрев «Семнадцать мгновений весны», пребывал в таком восторге, что хотел было приказать разыскать отважного героя Исаева-Штирлица и выдать ему Героя Советского Союза, «а если уже нет в живых — дать посмертно». И, к печали своей, получил ответ, что конкретного прототипа у Штирлица не было.
    • Возможно, прототипом легенды стала уже точно реальная история, где всё было с точностью до наоборот: Хрущёв посмотрел фильм «Кто вы, доктор Зорге?» и поначалу принял за красивый вымысел, но присутствовавшие на показе старые разведчики подтвердили: история реальная. Хрущёв велел Зорге рассекретить, посмертно наградить и обессмертить. До тех пор СССР официально отрицал, что Рихард Зорге — его агент.
    • Ну, или, безусловно, знавший эту историю Брежнев пытался повторить красивый жест Хрущёва, но ошибся.
  • Перенос отношения с персонажа на актёра дожил, увы, и до наших дней:
    • Джек «Джоффри Баратеон» Глисон не даст соврать: его после съёмок в «Игре престолов» малознакомые люди ни за что ни про что крыли матом и добавляли что-то вроде «Ну и скот же ты». Не потому ли он решил завершить карьеру? В 2020-м году всё-таки вернулся; посмотрим, что будет дальше.
    • Макарена Гомес сыграла дочку старейшины-глубоководного в фильме «Дагон». Из-за того, как она с упоением кромсала подругу протагониста и принуждала его самого жениться на ней (при том, что он её брат), множество зрителей в своё время перенесло негативное отношение со злодейки на саму актрису.
    • Редкий неагрессивный пример: Руперту Гринту пришло письмо от маленького мальчика (действительного ребёнка, а не коварного взрослого тролля): «Рон, научи меня летать на метле, ну пожалуйста!».
    • Ахмеда Беста, воплотившему на экране «презренного Джа-Джа Бинкса», неоднократно спрашивали IRL: «Ты что, и по жизни такой же дебил, как твой персонаж?».
    • Ингрида Андриня, сыгравшая в «Детях Дона Кихота» мать-отказницу, попросила не показывать её лицо (снимали её исключительно со спины) и не называть её имя, потому что знала, что именно этим и закончится, вдобавок подобная роль могла бы негативно сказаться на её карьере.
      • Как это случилось с Верой Алтайской после аналогичной роли пятью годами раньше. В итоге Вера Владимировна с ролей хорошеньких молодых женщин (вроде Клавы в «Светлом пути» перешла к ролям вроде Мачехи из «Морозко» или Асырк из «Королевства кривых зеркал».
    • Вадима Спиридонова, сыгравшего в телесериале предателя, хотели побить на улице пьяные мужики, говоря при этом: «Ну, сейчас ты за всё ответишь…».
    • Российский актёр Олег Фомин после премьеры фильма «Контракт со смертью», где он исполнил роль редкостного мерзавца, жаловался, что на выходе из зала не в меру впечатлительные зрительницы изукрасили ему все ноги синяками, норовя садануть острым каблучком исподтишка.
    • Алексея Полуяна, сыгравшего милиционера-маньяка в фильме Балабанова «Груз 200», несколько раз избивали на улице.
    • Михаил Козаков после роли матереубийцы в картине «Убийство на улице Данте» постоянно слышал на улице «Смотрите, тот самый подлец, который маму убил!».
    • Не менее тяжело пришлось Валентине Владимировой после роли в фильме Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Чёрное Ухо» — пионеры отказывались приходить на творческую встречу «с этой мерзкой тёткой». Сам Ростоцкий называл участие Владимировой в его картине великой жертвой.
    • Актёр Александр Пороховщиков сам с таким вроде не сталкивался, однако вспоминал, как в его классе подложили гвоздь на стул учителю, внешне похожему на фашиста из фильма «Подвиг разведчика». Учитель мужественно высидел весь урок и лишь потом вытащил из пострадавшего места гвоздь со словами: «Ребята, это очень больно». Школота прониклась к нему огромным уважением.
    • То же происходило и Алексеем Макаровым, сыгравшим главаря насильников в «Ворошиловском стрелке»: он вспоминал, как люди ругались и плевались, завидев его. Поэтому он, как мог, выходил из образа, играя хороших парней.
    • Алексея Маслодулова из-за роли Исаева в сериале «Школа» поначалу клеймили нацистом.
    • Евгения Моргунова пару раз на улице хватали пионеры и тащили в отделение милиции — до гайдаевских комедий (и до набора лишнего веса ввиду диабета) Моргунов запомнился зрителям как предатель Стахович из «Молодой Гвардии».
    • После фильма «Джентльмены удачи» бабушка, увидевшая на улице Савелия Крамарова, инстинктивно схватилась за сумку с кошельком и пошла быстрее, «пока не догнал». Вицин говорил Савелию: «Гордиться надо, а ты расстраиваешься!».
    • Никите Панфилову из-за роли Стаса в «Мажоре» некоторое время приходили письма с угрозами.
    • Во втором сезоне «Ходячих мертвецов» Андреа подстрелила Дэрила, издалека приняв за зомби. Многие зрители принялись в Интернете оскорблять актрису Лори Холден и угрожать ей, так что Норман Ридус выложил в Сеть фото, где стоит с Лори в обнимку — дескать, всё нормально.
    • Актёры из киножурнала «Ералаш», которые играют роль нехороших людей — гопников, тупых школяров, хулиганов, ну или просто фальшивых друзей. Зрители порой уверены, что актёры (особенно дети и подростки) такие же гады и в реальной жизни.
    • Анастасия Старыгина, сыгравшая роль в клипе на песню Андрея Губина «Лиза», рассказывала, что многие его поклонники приняли ее за настоящую Елизавету, которой посвящена песня, и присылали в социальных сетях возмущенные письма: «Как Вам не стыдно, Вы разбили сердце Андрею, это из-за Вас у него не сложилась личная жизнь!»
    • Наталью Бардо после роли альфа-суки Ульяны в сериале «Анжелика» многие называли «тварью, обижавшей Лику».
  • И, право слово, кто из нас никогда не орал на тупящих персонажей во всяких ужастиках, например? (В кинотеатре такой крикун зачастую вызывает желание прописать ему по башке стулом, если только фильм не реально тупой — тогда «вовлеченца», напротив, хочется поддержать всем залом.) Или при просмотре футбольных матчей? С прикрученным фитильком, так как мы прекрасно понимаем, что на самом деле от наших криков ничего не зависит, но в спортивном матче крики зрителей предусмотрены. Не зря же игра без зрителей — одно из наказаний для команды, если её фанаты слишком разошлись.
    • А уж как старшее поколение любит пообщаться с героями сериалов…
    • Педаль в пол — жестокие матюги игроков в адрес беспредельно тупящих персонажей, предоставленных самим себе. Сломанные об колено клавиатуры и разбитые мыши идут бонусом.
    • Владимир Зеленский был избран президентом Украины за то, что играл честного президента Украины в сериале.
  • В сервисы по ремонту электроники иногда поступают ЖК-телевизоры с пулевыми отверстиями в экране. От клиентов, которые малиновые пиджаки уже не носят, а привычки и уровень интеллекта остались прежними.
  • Ходят слухи, что после премьеры Аватара Кэмерона некоторые зрители впадали в депрессию от того, что реальный мир начинал казаться им невыносимо блёклым и унылым на фоне фантастических пейзажей Пандорры.
  • Во время премьеры фильма «Коммунист» на Кубе в сцене гибели Губанова зрители с криком «Компаньеро, не умирай!» начали стрелять в экран, пытаясь помочь герою.
  • Сергей Жигунов, исполнивший роль вдовца Шаталина в Моей прекрасной няне, вспоминал, что, пока шел сериал, к нему регулярно подходили взрослые, солидные мужики с просьбами перестать ломаться и взять наконец Вику замуж.

Реальное попадание в фильм[править]

Особым изводом тропа можно считать случаи, когда зритель смотрит кино или мультфильм, но благодаря своей вовлечённости (плюс, возможно, немножко магии) оказывается по ту сторону «четвёртой стены».

  • Михаэль Энде, «Бесконечная история» — педаль в пол: всё действие направлено на то, чтоб читатель (Бастиан) в неё попал.
  • Чарльз Бомонт, «Квадриоптикон» — вообще-то это должно было быть, говоря на наши деньги, кино 5D, но что-то пошло не так, и актер пережил все, что происходило с его героем, причем не на съемках, а по сюжету.
  • «Приключения Петрова и Васечкина» — герои, смотрящие «Белое солнце пустыни», попадают на экран без всяких волшебных билетиков и вообще без обоснуя.
  • «Последний герой боевика» (1993) — благодаря волшебному билетику юный кинолюбитель оказался слишком сильно вовлечён в события на экране в самом буквальном смысле.
    • Это своеобразная отсылка к фильму Вуди Аллена «Пурпурная роза Каира» (1985). Только там взрослая женщина «вытащила в реальность» персонажа фильма (ближе к концу «Последнего героя боевика» такое тоже происходит). А это, в свою очередь, отсылка к фильму Бастера Китона «Шерлок-младший» (1924).
  • «Плезантвилль» — брат с сестрой попадают в мир слащавого и стерильного ситкома 1950-х.
  • «Последние девушки», комедийный ужастик — персонажи ухитрились провалиться внутрь трэшового слэшера.
  • SCP-826 — объект, позволяющий принять участие в сюжете любого произведения, выбранного экспериментатором.
  • Видеоигра Comic Zone — комиксовый злодей Мортус затягивает своего автора в мир комиксов и рисует ему жутких мутантов-врагов.
  • Норвежская группа «a-ha», клип на песню «Take On Me»: возьми протянутую руку — и ты уже в комиксе, который листала секунду назад.

Примечания[править]

  1. Несуществующий; в экранизации 1970 г. вместо него фигурируют недавно вышедшие «Неуловимые мстители».