Чернобыль: Зона отчуждения

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Чернобыль: Зона отчуждения
Чернобыль Зона Отчуждения.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваРоссия
Канал премьерного показа
  • ТНТ (1 сезон)
  • ТВ-3 (2 сезон)
Когда выходил13 октября 2014 г. — настоящее время.
Сезоны2
Всего серий16 серий
Длина серии48 минут
В главных ролях:
Константин ДавыдовПаша
Сергей РомановичЛеха
Валерия ДмитриеваНастя
Кристина КазинскаяАня
Анвар ХалилулаевГоша
Илья ЩербининПодкастер
Евгений СтычкинКостенко

Не путать с американским сериалом Chernobyl!!!

«Чернобыль: Зона отчуждения» — российский фантастический телесериал с элементами роуд-муви. Первый сезон прошёл в октябре 2014 года на канале ТНТ, изрядно порвав шаблон целевой аудитории канала — начавшись, как типичная для ТНТ молодёжная комедия, сериал уже ближе к середине сменил жанр на мистику, а затем и вовсе ушёл в эпическую хронофантастику. «Чернобыль» имеет крайне необычный для российского ТВ выбор темы и уровень качества сценария, его даже в какой-то мере можно назвать деконструкцией самого понятия «сериал с ТНТ». Вероятно, именно поэтому второй сезон, выход которого анонсирован на 10 ноября 2017, переехал на канал ТВ-3. В качестве третьего сезона зрителям представили три полнометражных фильма, показывающие три варианта развития дальнейших событий. По большей части они повторяют друг друга, имея расхождения в деталях (например, кто погибает, а кто выживает в той или иной сцене), в конце концов выводя зрителя к одинаковому финалу.

Сюжет[править]

Паша Вершинин, сын обеспеченных родителей, пока те в отъезде, устраивает у себя дома вечеринку. Во время неё в квартире отключается интернет, и он вызывает настройщика из компании-провайдера для починки. Наутро Паша и его друзья обнаруживают, что после ухода специалиста из сейфа в квартире исчезли восемь миллионов рублей. Намереваясь вернуть родительские деньги, Паша собирает друзей — Лёху, его девушку Настю и нерда Гошу — и отправляется по следу похитителя. По пути к ним присоединяется таинственная девушка Аня, у которой есть свои причины преследовать вора.

Вскоре след находится сам собой — похититель начинает вести видеоблог (с этого момента персонажа начинают называть не иначе, как Подкастер), в котором рассказывает о подробностях путешествия в Чернобыль, которое он всегда мечтал совершить. Преследуя Подкастера, друзья едут в в Чернобыльскую зону, сталкиваясь с множеством трудностей и странных, порой мистических, происшествий на пути.

Догнав Подкастера в Припяти, герои обнаруживают, что не всё так просто — желая вернуть украденные деньги, они невольно ввязались в мистическую историю, которая не отпустит их просто так. Друзьям (и примкнувшему к ним Подкастеру) приходится вмешиваться в работу секретных исследовательских лабораторий на территории ЧЗО, противостоять аномальной сущности Зоны, узнать, что же за таинственный человек преследует их по пятам, и совершить путешествие во времени, что в итоге приведёт их к концовке, которой они явно не ожидали.

Художественные приёмы и тропы[править]

  • Смена жанра — одна из основных запоминающихся черт сериала. Начавшись, как молодёжная комедия, сериал плавно переходит в криминальное роуд-муви, затем в мистический триллер, и, наконец, в хронофантастику с серьёзным масштабом последствий.
  • Квинтет — Паша (герой), Лёха (напарник), Настя (силач), Гоша (умник), Аня (девчонка), Подкастер (шестой рейнджер).
  • Он просто идиот — именно такое впечатление складывается о Подкастере. Не стань он вести блог о своём путешествии — и герои никогда не настигли бы его. Субверсия, как выясняется в последней серии — Подкастер был нанят Костенко и действовал именно так специально, чтобы выманить друзей в Чернобыль.
    • Также Паша во втором сезоне порой совершает малологичные действия, а на самом деле он действует под контролем Зоны.
  • Камень на шее и Какой ни есть, а он за нас — Лёха. Его козлизм становится причиной как множества конфликтов между главными героями, так и кучи весьма серьёзных проблем. Он постоянно совершает откровенно мерзкие поступки и способен между делом оскорбить даже свою девушку. Однако главные герои вынуждены мириться с его присутствием, а иногда даже он бывает полезен.
  • Аномалия — в Зоне их много разных, практически все опасны. Взаимодействуя с одной из них с помощью специального прибора, можно путешествовать во времени.
  • Тайные исследования — активно проводятся в ЧЗО. Главные герои находят одну из лабораторий, что становится катализатором дальнейшего сюжета.
  • Машина времени — ей с некоторыми оговорками является изделие, созданное в вышеупомянутой лаборатории.
  • Чужеродное чудовище — Зона Отчуждения разумна, мыслит явно не человеческими категориями и стремится убить попавших в неё людей.
  • Злая собака — контролируя то ли мутировавшую, то ли не-мёртвую собаку, Зона следит за людьми и пытается убить их.
  • Город-призрак — что очевидно, Припять после катастрофы. До катастрофы, впрочем…
  • Светлое советское прошлое — именно так показана Припять 1986 года. Сцены, происходящие в Советском Союзе, даже сняты в более тёплых тонах, а в Припяти до катастрофы всегда солнечно. Все люди доброжелательны и всегда готовы помочь, а милиция дружелюбна, но бдительна.
  • Госбезопасность/Чистые руки, холодная голова и горячее сердце — даже сотрудники КГБ показаны не злобными упырями, а идейными патриотами, готовыми пойти на всё ради безопасности родной страны.
  • Антизлодей/Благонамеренный экстремист — капитан Костенко. В 1986 году не стесняется применять психотропные вещества для допроса Лёхи, когда решает, что ЧАЭС находится под угрозой диверсии. В 2014 он вынужден убить Подкастера и всех друзей Паши, чтобы получить устройство для перемещения во времени — но всё ради следующего тропа!
  • Верность до конца — Костенко 28 лет ждал шанса исправить прошлое, чтобы выполнить свой долг офицера госбезопасности — спасти ЧАЭС и Припять от катастрофы, а Советский Союз от коллапса. В процессе этого он совершает…
  • Героическое самопожертвование — Костенко жертвует собой, прикрывая Пашу, который стреляет из гранатомета по трубе ЧАЭС, чтобы спровоцировать отмену эксперимента на станции.
  • Избиение младенцев (метафора) — Начало последней серии. Пятеро вчерашних школьников, даже вооружённые, не могут противостоять офицеру КГБ, пусть и изрядно постаревшему.
  • Что за идиот!/Несовместимая с жизнью тупость — раненый Лёха прикрывает отход друзей, ведя огонь из трофейного автомата со спаркой магазинов. Патроны в одном из магазинов заканчиваются, и герой отбрасывает оружие. Костенко спокойно убивает его, затем подбирает автомат, переворачивает спарку и продолжает вести огонь.
  • Красное будущее — или, вернее, «красное настоящее». Предотвратив вместе с Костенко Чернобыльскую катастрофу, Паша возвращается в 2014 год и обнаруживает, что Советский Союз всё ещё существует, являясь мировым гегемоном после победы в Холодной Войне. США же развалились, одной из причин их коллапса стала ядерная катастрофа на одной из американских АЭС. Примерно треть второго сезона разворачивается именно в этом сеттинге.
  • Не в ладах с оружием/Стограммовый фугасище — попадание реактивной противотанковой гранаты РПГ-22 с 340 граммами взрывчатки в боевой части вызывает обрушение знаменитой трубы ЧАЭС. Сценарист, ты серьёзно?! Возможный обоснуй — кумулятивная граната случайно попала в одну из тонких металлических опор трубы. Тем не менее, персонажи почему-то говорят об обстреле из РПГ как о вполне надёжном способе нарушить работу станции.
    • Не работу станции, а проведение эксперимента, ибо нештатная ситуация, коей является взрыв, автоматически запрещает какие-либо эксперименты.
  • Оборотни в погонах — за то, чтобы закрыть дело о найденной в машине травке, менты требуют взятку в размере 30 000 рублей.
  • Неадекватное возмездие — из-за отобранных у него 15 тыс. дальнобойщик догоняет машину главных героев (на самом деле, похожую) и сталкивает её в кювет, в результате она разбивается.
  • Темпоральная константа — Зона появляется в любой временной линии. Даже когда Паша и Костенко предотвращают Чернобыльскую катастрофу, идентичная катастрофа происходит в США. Второй раз сыграно шутки ради — в любой временной линии 2014 года, будь то Российская Федерация или Советский Союз, главой государства будет Владимир Путин. Подсвечено ехидным комментарием Паши — «хоть что-то постоянное в этом мире есть».
  • Убийца — я! — большую часть второго сезона Костенко убивает близких Паши и только в последней серии выясняется, что Паша сам их убил, будучи под контролем Зоны
  • Разъединённые Штаты Америки — второй сезон.
  • Бонус для пересматривающих — Андрей появляется в тот момент, когда герои поправляют венок на столбе. При первом просмотре этому не придаёшь значения, а вот когда знаешь маленькую деталь о нём…
    • Никита перед перемещением отходит на несколько шагов и кладёт там свою сумку, вызывая вопросы у остальных, от которых он просто отмахивается. Когда знаешь, что сейчас произойдёт, этот эпизод не вызывает вопросов — в сумке одежда, которая ему пригодится после того, как остальные переместятся.
  • Что стало с мышонком? — судьба Паши-Никиты, после перемещения остальных в 1986 год
    • Cудьба выжившего Костенко во втором фильме.
  • Не в ладах с арифметикой — количество патронов в нагане Паши в первом сезоне (перед выстрелом по петлям их пять, после — один, хотя было всего два выстрела)
    • Количество оставшихся носителей нулевого резуса в фильмах: в первых двух двенадцать человек, в третьем, внезапно, тоже, хотя должно быть на одного больше (один из носителей в двух первых фильмах до этого момента погибал, в третьем смог спастись).
  • Мисс Фансервис — Аня. Во втором сезоне показана в душе, где можно попытаться что-то рассмотреть, во втором фильме — всё ещё откровеннее.
  • Вечная загадка — ни в одном из трёх фильмов так и не раскрыли, кто такие двое в масках, ворвавшиеся в дом Ани, чтобы похитить Пашу.
    • Погиб ли Костенко в первом и третьем фильмах, нам известно только мнение Гоши об этом.
  • Шрамы от цензуры — все более-менее крепкие выражения в первом сезоне наглым образом запикиваются, что довольно неприятно для просматривающих.
  • Твист Шрёдингера: три заключительных фильма («третий сезон») — это три параллельных истории, по сути, очень похожие, но отличающиеся в ключевых моментах.