Чрезмерно раздутый экипаж

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Собираясь в плавание, Кадыр-бей послал на берег набирать матросов. В ближайших деревнях насильно брали первых попавшихся людей, которые не только не хотели отправляться в плавание, но в большинстве случаев впервые видели корабль. Когда Ушаков приехал на флагманский двухдечный[1] корабль, на нем толкалось много народу. Всюду на палубах стояла сутолока, шум и гам, как на базаре. Слышался разноязычный говор.

— Откуда столько народу? Ведь на двухдечный корабль достаточно не более восьмисот человек команды? — удивился Ушаков.
— Мы взяли свыше тысячи двухсот матросов, — ответил грек-драгоман.
— Зачем так много?
— Их берут насильно, и потому на первой же пристани несколько сот обязательно сбежит. Приходится набирать в запас, — объяснил переводчик.
Ушаков усмехнулся и подумал: «Вот почему в бою у турок всегда много жертв».

»
— Л.Раковский, «Адмирал Ушаков»

Бывает так, что офигенно большим кораблём управляет экипаж из полутора человек, считая капитана. А бывает наоборот — на утлую посудину назначено под сотню мающихся матросов. Или по высокотехнологичному кораблю, управляемому искусственным интеллектом, шатается стандартная для кораблей обычных команда, которой, по идее, делать там вовсе нечего. Это старинному пароходу никуда без штатных кочегаров — на космической ракете они явно ни к чему.

Иногда так происходит потому, что автор не знает матчасти и назначает штат по принципу «чем больше, тем лучше». Или имеет место недоработка автора — размахивался на полноценный фрегат, а написал про приключения пяти бравых путешественников. В результате все остальные, заботливо перенесённые на корабль в соответствии с реалиями мореходства, не делают вовсе ничего или почти ничего: даже то, чем по инструкции должны заниматься эти призраки, в рамках закона сохранения деталей делают уже описанные персонажи. Или же имеет место неправильное использование науки или магии — в произведении существуют способы заменить большой экипаж куда как меньшим, но их никто не использует. Педаль в пол, если эти способá таки используются героями/злодеями… и только ими, и никому не приходит в голову применить уже один раз сработавший финт на постоянной основе.

Также стоит заметить, что принятая во всех флотах мира трёхвахтенная система означает, что на каждом корабле, кроме военных, в хороших условиях находится в три раза больше людей, чем необходимо для его нормального функционирования, и хорошему автору стоит не увлекаться законом сохранения деталей: в разное время дня (а при наличии сдвиговой вахты — так и в одно и то же время разных дней) одни и те же функции будут выполнять разные люди.

Родственный троп на суше — чрезмерно раздутый королевский двор.

Примеры[править]

Фольклор[править]

« При запуске первого китайского космического корабля взорвалась ракета-носитель. Погибло три космонавта и десять тысяч кочегаров. »
— Бородатый советский анекдот[2]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Именно так описывает турецкие корабли конца XVIII в. Леонтий Раковский в своём романе о Фёдоре Ушакове (см. цитату). Впоследствии это ещё аукнется корабельными бунтами и дезертирством турецкого флота.
    • А перед этим, в войну 1787-91, турки ещё и грузили на корабли десант и абордажные команды. Саит-Али даже обещал захватить в плен грозного «Ушак-пашу», но получил заслуженные 220 при Калиакрии.
    • Кстати, русские корабли при экспедиции к Ионическим островам тоже несли избыточную команду — ибо без морской пехоты при штурме крепостей никуда. Правда, десанта всё равно взяли недостаточно — пришлось просить помощи у турок.
      • Строго говоря, десант — не команда. Пассажиров круизного лайнера к «команде» обычно не присчитывают, а тут ситуация ничем принципиально не отличается: перевозимая морская пехота — такие же пассажиры, в управлении кораблем не участвующие.
  • «Космоолухи» — с прикрученным фитильком. Для корабля типа «Космического мозгоеда» и пяти человек в экипаже многовато, но таковы требования к официальным перевозчикам. А медсестра и второй пилот нужны исключительно из соображений личных отношений в коллективе.
  • «Конкуренты» С. Лукьяненко — интересная игра с тропом: космические корабли людей строятся автоматикой по принципу компьютерных игр — даже линкором управляет один-единственный пилот. Однако к финалу произведения люди придумывают увеличивать экипаж ради специализации.
  • «Сварог»: подлодка «Рагнарок» из легендарных времён до Шторма настолько технологически продвинута, что Странной Компании (7 человек) на её борту в принципе нечем заняться — ибо протагонист, разобравшись с управлением и бортовым ИИ, попросту переводит на автоматику практически всё. В дальнейшем подлодкой управляет одна Мара — и вполне успешно. Впрочем, до Шторма экипаж был немаленький и Сварога выручает лишь то, что противник настолько технически отсталый, что субмарину может беспокоить разве что атака ларов. Великий Кракена едва не потопил подлодку, но в итоге проиграл, не выдержав ее чудовищной огневой мощи
  • Владимир Васильев «Смерть или слава» — экипаж суперлинкора «Волга» составило всё взрослое население планеты (весьма неплотно заселённой, но всё-таки), но и сам кораблина обладает многокилометровыми размерами и имеет внутреннюю систему транспорта. Очень интересно расписаны принципы распределения экипажа.

На других языках[править]

  • «Хроники капитана Блада». 10-пушечный шлюп «Бонавентур» пирата Истерлинга несёт огромную для своих размеров команду ради абордажа, при том, что 40-пушечный «Синко Льягас» Блада обходится минимально необходимым экипажем в 20 человек. Результат их противостояния очевиден: Истерлинг победил бы, не вмешайся в битву испанский сторожевой корабль и не сообрази Блад благоразумно поднять испанский флаг. А всё потому, что Блад, только что сбежал с Барбадоса, набрав минимально необходимый экипаж, и ещё не думал подаваться в пираты — но после конфликта с Истерлингом стало понятно, что идти в морские разбойники всё равно придётся.
    • Не этот троп. Пираты стандартно использовали абордаж (поскольку им нужно было захватывать корабли, а не топить их), поэтому им нужна была большая абордажная команда. Соответственно, экипаж «Бонавентура» вполне соразмерен целям и задачам, для которых он предназначен.
  • Жюль Верн «20.000 лье под водой». С учетом сюжета «Таинственного Острова» создается впечатление, что на «Наутилусе» именно такой экипаж. По факту управлять этим кораблем может и один человек. Другое дело, насколько эффективно он это будет делать. Плюс, тех.обслуживание никто не отменял. Равно как и изготовление тучи вещей из даров моря.
    • Впрочем, автором явно сказано, что «Наутилус» - убежище не только для самого капитана Немо, но и для его соратников, так что заметная часть экипажа - фактически пассажиры на полставки.
  • Многострадальный Хонорверс: в начале цикла на борту каждого корабля Мантикоры дофига экипажа (в число основных задач этого дофига входит, в том числе, борьба за живучесть, производство ремонтных работ и обращение с захваченными кораблями), плюс морская пехота. Когда резкий рост флота приводит к тому, что экипажей для них перестаёт хватать, приходится всерьёз заняться автоматизацией всего, чего только можно. Это позже аукается: при необходимости взять на абордаж космическую станцию, на неполное соединение эсминцев приходится ровно один (и то бывший) морпех, и приходится выделять добровольцев из числа и без того не слишком многочисленных команд.
    • В первой-же книге есть вариант — экипаж укомплектован из расчета постоянной максимальной боеготовности. Когда приходится реально месяцами патрулировать незащищенную границу и еще досматривать суда рабочие руки резко заканчиваются. Не случись финальный бой с хэвами Хонор пришлось бы реально убраться домой чтобы дать экипажу отдохнуть.
      • Там субверсия: из-за идиотов-политиканов работу пикета, который по-хорошему должен бы состоять из целой эскадры, исполняют два крейсера. При этом старший офицер пикета, едва к нему прибывает второй корабль, тут же радостно сваливает на его капитана свои обязанности и уносится на Мантикору. Конечно, в подобной ситуации никакого личного состава не хватит.
  • «Terror» Дэна Симмонса. Опытный полярный исследователь Джеймс Росс прямо пеняет Джону Франклину за огромадные корабли и чрезмерно раздутые экипажи. Туча низовых матросов и отряд морской пехоты на каждом — это терпимо, когда плывешь, но когда шагаешь по ледяной пустыне и тащишь всю еду с собой, ситуация несколько меняется. ЧСХ, оказался совершенно прав.
  • Стюарт Слейд «Изо всех сил». С фитильком, но так уходили в Канаду и другие доминионы корабли и войска членов Содружества. Каждый экипаж внезапно обрастал сотней дополнительных штатных позиций, заполняемых «случайными» людьми[3]. Кроме того, в каждом уходящем на родину полку солдаты внезапно узнавали, что каждому из них по штату полагается еще и пулемет, два револьвера и что-нибудь подтяжелее. А в отгрузочных ведомостях то и дело всплывали новейшие и экспериметальные виды оружия со всей тех.документацией. Неудивительно, что эти корабли уплывали в состоянии «маршрутка в час пик».

Кино[править]

  • «Форсаж 8» — подлодкой, оказывается, можно управлять дистанционно — и зачем ей тогда вообще сотни экипажа?
  • «Пираты Карибского моря 4» — аверсия. Если сабля Чёрной Бороды позволяет как угодно контролировать верёвки и прочий такелаж, ему команда вроде как вообще не нужна, но она есть и даже чем-то занимается.
    • Обоснуй: то, что ты можешь что-то контролировать удалённо, не значит, что ты можешь это делать постоянно, одновременно и качественно. Было бы весьма неудобно, если б корабль сбивался с курса всякий раз, когда капитан уснул, отвлёкся или просто выпустил саблю из рук. Да и следить одновременно за всем происходящим было бы тяжело. Вот продублировать работу команды, получив возможность вмешаться в любое занятие, если это понадобится — куда лучше. Так что капитан с саблей — это минимальный экипаж (англ. skeleton crew — «скелет» команды), который необходимости в команде не отменяет.
    • А во второй части упоминалось, что для управления «Чёрной Жемчужиной» нужно гораздо меньше людей, чем состоит в её экипаже. Впрочем, ничего удивительно — корабль пиратский, куда без абордажа?
    • Опять же, вряд ли самостоятельный (точнее, самобеглый) такелаж поможет заряжать пушки (хотя вот стрелять из них — вполне, так же, как и из носового огнемёта).
  • Огромные списочные экипажи кораблей в ЗВ обыграны в пародии «Spaceballs» — при опасности из Мегагорничной эвакуируют оркестр, цирковую труппу и животных из зоопарка. В итоге начальство не успели попасть в последнюю спасательную капсулу.
  • Звёздные войны. Угадайте сколько народа несёт на себе Имперский Звёздный Разрушитель (1,6 км в длину)? 37 000 человек. Пример, однако, с прикрученным фитильком — обычно численность экипажа ИЗР, особенно в секторальных флотах, редко превышала 10 000 человек. Полная команда корабля насчитывала 5000 человек, а всё остальное — дополнительный персонал. Для ясности стоит уточнить, что «стардестроеры» — это многофункциональные корабли, которые соединяют в себе функции линкора, десантного дока и авианосца. Столь большая численность экипажей кораблей объяснялась наличием на борту дивизии штурмовиков, около полка флотской или армейской пехоты, техники и мобильной базы. Именно для обслуживания всей этой массы военнослужащих, техники и оборудования и требовался столь многочисленный экипаж. Стоит помнить также, что эта громадина могла имела автономность 6 лет, и могла годами не появляться вблизи цивилизации, если того требовал приказ. Естественно тут дублируется даже сменщик сменщика. В книгах упоминается угон Звёздного Разрушителя в одиночку.
    • Впрочем, по меркам сороковой Вахи (см. раздел «Настольные игры») это смотрится откровенно бледновато: такую же длину имеет имперские фрегаты проекта «Меч» с экипажем в 26 000 человек, которые в космических сражениях идут заместо пушечного мяса.
      • Не «бледновато», а наоборот — выигрышно: огромные размеры кораблей Империума на дают ему ровным счетом никаких преимуществ в гипотетическом противостоянии с кораблями ЗВ. Они нужны только для того, чтобы впихнуть в свои трюмы побольше народу. А народ там нужен потому, что работу, с которой в продвинутой и технологически развитой Империи без проблем справляются два-три человека, пяток дроидов, а то и вовсе автоматика, в отсталом и варваризованном Империуме делает целая толпа. Там, где, к примеру, Империи нужны 2 профессиональных канонира, чтобы каждые 2-3 секунды стрелять из стандартного сдвоенного турболазера, Империум вынужден свои огромные макры перезаряжать по полчаса посредством труда сотен рабов.[4]Империи попросту не нужно держать на кораблях столько народу, как и не нужно радикально увелиличивать размеры своих ИЗР — и так с лихвой хватает.
    • В Расширенной Вселенной упоминается, что суперразрушители никогда не были укомплектованы полностью и вообще считались непрактичными, но после Явина Императору требовался новый символ его режима.
      • Непрактичны эти корабли только на взгляд мимокрокодила, поверхностно знакомого с сеттингом. На деле это грозные корабли, в 60 раз превосходившие по боевой мощи обычные ИЗР. И это при том, что их постройка обходилась имперскому бюджету в смехотворную сумму в один миллиард сто тридцать миллионов кредитов, что всего в 5-6 раз превышало стоимость звёздного разрушителя класса «Империал I».
    • А вот дредноуты Старой Республики — целиком наш случай. 16 000 тел на 600-метровый корабль без ангара кажутся явным преувеличением. И это притом, что Империя Ситхов за 3500 лет до того серийно строила отличные 800-метровые Звездные Разрушители с вполне реалистичными 2400 чел экипажа и 7700 чел десанта.

Телесериалы[править]

  • «Звездный Путь»: постоянно создается ощущение избыточности команды Энтерпрайза. Почему-то гибель одного-двух краснорубашечников никак не влияет на работу экипажа корабля: никому не приходится заменять отсутствующего, да и вообще как-либо перераспределять обязанности. Даже если экипаж проинструктирован, кто кого заменяет в такой ситуации, непохоже, чтобы кто-то работал сверх своих обычных обязанностей. Может быть, потому никто и не считает потерь среди краснорубашечников?
    • Краснорубашечники — это охрана, других задач на корабле у них нет.
    • В Вояджере явно обыгрывают — в половине случаев Джейнвей получает то что нужно в обмен на банальные рабочие руки чтобы обслужить чужой корабль. В особо клинических случаях офицеры звездного флота даже чистят коллекторы на чужих звездолетах. Педеаль в пол в нескольких сериях где на звездолете почти не остается экипажа — оказывается что примерно все системы на борту автоматизированы, а люди нужны скорее закрывать дыры в восприятии автоматики. Для примера медицинским отсеком вообще весь сериал управляет голограмма и он прекрасно работает.
    • Насчёт прекрасно — это вы загнули. Доктор-голограмма — это самое что ни на есть крайнее средство, как раз на случай, если нормальный медперсонал выйдет из строя (что и произошло). Более того, доктор не раз упоминал, что он для постоянной работы не предназначен, и при первой возможности ему выделяют медсестру.
    • А в одном случае вообще чуть не съехал с катушек, когда ему пришлось делать выбор между двумя пациентами с равными шансами на выживание. Впоследствии его программа чуть не потерпела полный крах из-за логической петли. Сперва ему вообще подчистили память, однако во второй раз решили рискнуть и позволить ему самому разобраться в ситуации.
    • В Enterprise троп обратный — Особенно в арке про Зинди — всего экипажа 80 человек, плюс приданный десант человек десять — и когда, по мере удаления от Земли и вообще хоть сколько-нибудь дружественных инопланетян, корабль теряет в боях экипаж и превращается из блюдцелёта в дуршлаг, то чинить корабль уже нечем и некому, коридоры пустеют, а остатки экипажа держатся, пожалуй, на силе воли и дипломатических способностях капитана, потому что ещё одного боя корабль может и не пережить
      • А в начале сериала Энтерпрайзу пришлось совершать экстренный вылет из-за ситуации с клингонами, так что дособирали его уже в процессе перелёта. Ведь ему по техпаспорту ещё должны были установить нормальное вооружение (торпеды, фазовые орудия), а оставили какие-то плазменные пукалки, которые стреляют только «в молоко». К слову, «Колумбия» уже более основательно сшита, ибо всё опробовали на «Энтерпрайзе».
  • Lexx вообще живой корабль и сам может за себя постоять, поэтому на нём летает скорее не экипаж, а жители.
    • LEXX по факту мегапушка для подрыва планет, его автономная работа без поддержки крупного флота вообще не предполагалась. Попасть по чему то меньше континента он не способен и едва ли не половина арок включает в себя абордаж ЛЕКСа менее чем десятком вторженцев.
  • «Андромеда» — практически весь сериал кораблём, численность штатного экипажа которого озвучена как 2 тысячи, вполне успешно управляет команда из 6 человек (в первой серии так вообще вдвоём справляются). Субверсия: 800 чел. из упомянутых 2 тыс. — десант, а остальные закрывали пробелы в восприятии корабельного ИИ — ведь на «Андромеде» были и научные лаборатории, и много чего ещё.

Аниме и манга[править]

  • «Легенда о героях Галактики»: Никто точно не знает местных технических обстоятельств, но боевой корабль представляет собой крайне несамостоятельную единицу, в задачу которой входит только идти маршем в заданном направлении и со всей дури палить курсовым орудием. Логично было бы стараться максимально автоматизировать этот расходный материал, оставив только небольшую бригаду технического обслуживания, однако, экипаж судна обычно составляет порядка тысячи человек. И таких судов в одном флоте может быть по нескольку десятков тысяч, благодаря чему, в одном бою могут гибнуть миллионы космофлотцев (обычно даже не успев понять, что с ними произошло).
    • Впрочем, есть момент, когда флот Союза Свободных Планет вынужден вступить в бой имея огромный некомплект персонала, так что часть кораблей пришлось, фактически, вывести из боя, оставив на борту минимальный экипаж (весь бой они маневрировали во втором эшелоне, вводя противника в заблуждение).
  • Seikai no Saga петляет зигзагом. На больших кораблях Ав очень просторно и явно персонала очень мало. Зато есть огромный флот вспомогательных кораблей слишком слабых для эсминца, слишком разносторонних для простой канонерки, управляющихся командами по 5-10 человек и защищенных аки консервная банка в космосе, гибнет их экипаж пачками. Это их аналог armed merchant ship и в мирное время на них возят грузы небольшими партиями.

Компьютерные игры[править]

  • «Space Station 13»: Огромной (и часто многоэтажной) станцией-кораблем вполне может управлять один человек. Но обычно экипаж состоит из сотни совершенно бесполезных, ничего не делающих ассистентов.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — корабли Имперского Флота имеют многотысячные экипажи. Например, относительно небольшой лёгкий крейсер типа «Неустрашимый» несёт команду из 65 000 человек[5]. Впрочем, на то есть обоснования — деградация технологий (из-за чего многое приходится делать вручную), немалые размеры судов (габариты «Неустрашимого» — 4,5 километра в длину, полкилометра в ширину) и опасности пути, из-за которых потерять 80 % экипажа считается вполне приемлемым результатом.
    • Но и правило крутизны наверняка имело место. Без этого в Вахе никуда. 65 000 экипажа смотрятся куда круче, чем 650, и кому какое дело, чем конкретно они занимаются? Команду, если что, набирают тем же способом, что и в турецком флоте, тут это даже надёжнее: с космического корабля намного сложнее сбежать. Эта же команда, в случае чего, будет брать на абордаж чужой корабль или защищать от абордажа свой. Естественно, и бунты — обычное явление (в Rogue Trader есть система, которая включает броски на начало мятежа, если он начался, то с бунтовщиками можно попробовать договориться, запугать их обещанием спустить воздух из мятежных отсеков или просто сразиться с ними, возглавив верную часть команды).
    • А на нижних палубах, там, где давно не ступал механодендрит механикума, где пустотные щиты дают сбои, а поле Геллера периодически проседает внутрь корпуса, где скапливается мусор, обитают: ничем не занятые преступные элементы (в мирное время поставляющие экипажу блага цивилизации в виде алкоголя, наркотиков и женщин), различного рода мутанты, пустотники (люди, никогда не покидавшие невесомость космоса) и Хруды (ксеносы, отнюдь не безобидные, использующие корабли Империума как временные базы и такси от планеты к планете). Время от времени подобное уничтожается или отправляется как пушечное мясо в бой. И все это живет на кораблях и станциях в добавок к основному экипажу.

Реальная жизнь[править]

  • Пираты имели увеличенный экипаж специально для абордажа. Особенно сильно это бросалось в глаза на фоне типичного пиратского судна — двухмачтовой шхуны или бригантины, вовсе не нуждавшейся в сотне человек на борту. К тому же пираты часто охотились именно за кораблями, а на захваченный галеон нужно было перегрузить призовую команду, чтобы дотащить его до порта
    • Французы после революции поступали так же, чтобы брать английские корабли на абордаж (обычно не получалось).
  • На нижних палубах парусных линкоров стояли такие тяжёлые орудия, что парой человек перекатить такую пушку[6] весом в пару тонн не переставлялось возможным, и потому такие пушки требовали увеличенной орудийной обслуги, которая могла переваливать за десяток человек на пушку (точнее на две пушки, так как один и тот же орудийный расчёт обслуживал две пушки — с левого и правого борта).
  • В эпоху Великих географических открытий бывало, что брали заведомо увеличенный экипаж с предположением, что часть сдохнет от цинги и прочего.
  • На парусных судах поднимать и опускать паруса приходилось вручную, и несколько человек управятся с парусом быстрее, чем один, что критически важно в бою. Потому на боевых кораблях был избыток матросов, позволяющий БЫСТРО опускать и поднимать паруса ОДНОВРЕМЕННО, а не медленно и по одному, как в случае минимального экипажа. Для понимания ситуации: нормой было потратить полчаса на поставку всех парусов линкора со спущенного стояния, и это при полном экипаже!
    • Нынешние учебные парусники (построенные уже как винджаммеры, то есть с соблюдением принципа «максимум скорости — минимум экипажа») «Седов» и «Крузенштерн» помимо стандартного экипажа имеют ещё и вдвое-втрое большее число курсантов.
      • В случае с учебными парусниками ситуация крайне прозаичная — это именно «плавучая парта» для курсантов, которые находятся на корабле на положении обучающегося балласта. Доверять салагам работу с парусами без замены — смерти подобно. Несколько учебных судов погибли именно из-за дефицита обученного экипажа — опытных матросов почти не было, а курсанты тупо боялись лазить на мачты и работали со скоростью улитки.
  • Немецкий танк Первой мировой A7V — педаль в дно окопов. Этот самоходный дот с пушкой и шестью (!) пулеметами обслуживало, ни много ни мало, восемнадцать танкистов! Отсюда — все «прелести» в виде адской тесноты и загазованности боевого отделения, а также сильно заниженных боевых характеристик машины.
  • С прикрученным фитильком: аргументом в пользу наличия в экипаже современного танка заряжающего считают то, что он — лишняя пара рук при всяких заменах гусениц и выкапываниях машины из грязюки. Если что, этим всем должны заниматься по штату совсем и не танкисты, но на войне всякое может приключиться, так что… А поставить неутомимый автомат заряжания, но возить как члена экипажа рабочего — как-то жирно выходит.
    • По штату может и не должны, но реальность очень сильно отличается от кабинетных расчетов. Поэтому наличие дополнительных рук в экипаже (особенно, таких накачанных) только приветствуется. А так основным доводом за сохранение заряжающего является возможность изолировать снарядную укладку в отдельном отсеке с бронепанелью[7] и обеспечить выживание экипажа при подрыве[8] укладки.
    • На танках Второй мировой имелся радист, который в бою стрелял из курсового пулемёта. Но, так как оказалось, что этот пулемёт из разряда круто, но непрактично, так как мало того, что имел ограниченные углы наводки ограничивающие его применение, так ещё и ослаблял лобовую броню, то к концу войны всё чаще выпускали танки без курсового пулемёта, и, соответственно, человека его обслуживавшего. При этом обязанности радиста передавались командиру, а экипаж, соответственно, уменьшался на одного человека.
  • Боевые корабли Второй мировой ближе к ее концу имели экипажи нередко в 1,5 раза и более расчётного — в первую очередь для обслуживания огромного числа не предусмотренных изначальным проектом зенитных орудий и РЛС. Апофеозом были японские эсминцы, на которые впихивали по 350—400 человек, а штатно там было всего 220—250 человек экипажа. Самое поразительное — даже этому экипажу были выделены спальные места всего на 120—150 человек! И нет, японские кораблестроители дураками не были. Идиотами были те, кто писал ТЗ, считая, что комфортабельные условия снижают боевой дух экипажа.
  • Авианосцы — по вполне очевидным причинам: помимо собственно экипажа, на корабле наличествует и персонал авиакрыла. Например, для американских кораблей типа «Нимиц» эти цифры составляют 3200 и 2480 человек соответственно.
  • Мало отстают и американские универсальные десантные корабли классов «Тарава» и «Уосп». К тысяче человек экипажа, обслуживающего в том числе высадочные средства (вертолеты и катера), добавляется батальон морской пехоты КМП США (от 500 до 1200 человек).
  • Сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие «Дора» (разумеется, немецкое). Обслуживалось персоналом численностью почти четыре с половиной тысячи человек: тут был и собственный хлебозавод, и отделение полевой почты, и даже бордель. Всё бы ничего, но оружие оказалось абсолютно бесполезным: сделанные им 48 выстрелов[9] не оказали хоть сколько-нибудь заметного влияния на ход штурма Севастополя — ни одну из целей (форты ББ-30 и ББ-35 и склад боеприпасов) поразить попаданием не удалось; лишь пять снарядов легли относительно недалеко, но и они не нанесли значительных разрушений.
    • Фактическая причина такого штата — это железнодорожное орудие требовало отдельной железной дороги для наведения (наводка путем поворта всей платформы). В результате в штате «расчета» числилась полноценный полк железнодорожных инженеров, которые должны были строить, обслуживать и охранять все это хозяйство.
    • Для немцев во Второй мировой вообще характерна раздутость штатов. Взять, например, танковую роту образца 1941 года. Мало того, что в её штате было 4 командира и 13 танкистов без танков (на случай оперативной замены выбывших из строя, убитых, раненых, заболевших, просто уставших танкистов, а также для хозяйственных работ в роте). Но в тылу у роты имелось: полноценный ремонтный взвод, полевая кухня, радиотехник, четыре оружейника, два медика на мотоцикле, портной, сапожник… С одной стороны все это конечно увеличивало боевую устойчивость, но с другой, когда вся эта орава на грузовиках, джипах и мотоциклах[10] пыталась по расхлябанным советским дорогам протиснуться к собственным танкам, получалось так себе.

Примечания[править]

  1. Дек — палуба военного судна с артиллерией.
  2. Есть вариант в режиме «педаль в мантию», где корабль запускали при помощи резинки.
  3. В большинстве своем учеными, кадровыми военными и прочими специалистами, чье потенциальное попадание в руки нацистов было неприемлимо
  4. Насчет отсталости не совсем так. Скорее неоднородность техническую, так как автоматы заряжания у Империума таки есть и даже пользуются большим спросом, а корабли с «ручным» заряжанием — это эрзац периода всяких там «Эпох Отступничества» и прочего, когда нужно наклепать побольше кораблей, а на хай-тек начинку можно и забить.
    • Автоматы заряжания у Империума действительно есть, но они большая редкость по причине просера технологий. Корабли с такими продвинутыми свистоперделками являются ценнейшими реликвиями, которые в бою нечасто увидишь, ибо их потеря недопустима. Подавляющее большинство кораблей Империума автомата заряжания не имеют и вряд ли его получат в ближайшем будущем, если только эксплораторы каким-то чудом не отыщут где-нибудь нужную СШК.
  5. А для линкоров и вдвое большая численность далеко не предел.
  6. в бою эту пушки постоянно двигали, так как после отдачи орудие откатывалось назад, и после перезарядки его нужно было перекатить вперёд к орудийному порту
  7. Справедливости ради, понтовые «бронешторки» Абрамса, которыми так гордятся американцы — довольно сомнительная вещь. Во-первых, при реальных боестолкновениях их часто держат открытыми для повышения скорострельности — что сводит на нет их полезность. Во-вторых, ради надрачивания на безопасность, янки упорно отказываются от уныло-практичных фугасов (хотя 120-мм орудие Абрамса — минимально доработанная немецкая Rh-120 L/44, где штатный ОФС имеется), постоянно ищя какие-то замороченные альтернативы (вроде кумулятивно-осколочных снарядов или картечи).
  8. Справедливости ради советские/российские танки T-72/90 действительно считаются более чувствительными в проникающим поражениям кумулятивными снарядами именно из-за того, что боеукладка находится посреди танка. С другой стороны, ключевой момент — «считается». Динамическая защита на этих танках стоит не просто так. И реальной статистики, сколько танков полыхнуло от взрыва боекомплекта, а сколько экипажей успело удрать — нету
  9. Всего было сделано 53 выстрела. Последние пять — уже после захвата Севастополя, с целью баллистических испытаний.
  10. А чаще всего — на лошадях и повозках, ибо механизация немецкой армии к началу войны была еще ниже советской. Да и впоследсвие хромала на обе ноги