Что, я недостоин плена?

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фразу подарил нам Сокка из «Аватара», когда пираты схватили аватара, а его «важную» персону пленить почему-то не захотели. Да, после этих слов его всё-таки хватают сетями, однако эта фраза всё равно прекрасно демонстрирует предмет нашей статьи.

Ну, или представьте себе другую ситуацию: девушка загнана в угол бандой отбросов. Девушка невинна и беззащитна, спасителя рядом нет. Кажется, что вот-вот мужланы схватят её своими грязными ручищами и попытаются изнасиловать. Вот только… нифига не происходит! Или мужчин интересовало только её добро, или их внимание на самом деле было нацелено на что-то другое, помимо девушки, или… они геи! В любом случае исход один — девушка оскорблена или разочарована, что её, по-видимому, считают недостаточно привлекательной для таких вещей. При этом в глубине души она этого не хочет, но всё равно недовольна.

Да, речь о ситуациях, когда по всем правилам жертва должна испугаться, что с ней могло произойти преступление, или обрадоваться благоприятному исходу, а вместо этого обижается. Троп, понятное дело, чаще встречается в комедиях, хотя может попадаться и в более мрачных произведениях, как разрядка смехом.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про актёра, который избежал ада после смерти, потому что «дерьмо он, а не актёр».
  • Анекдот, что творение ара-тюнинга отказались обложить налогом на роскошь.

Театр[править]

  • Генрик Ибсен «Пер Гюнт». Дьявол не пускает заглавного героя в Ад, потому что его грехи были не достаточно масштабны. Тот уговаривает принять его: альтернативой является переформатирование души, что с точки зрения героя хуже Ада.
  • Леонид Филатов, «Эликсир любви» — приговорённого к сожжению на костре инквизиции доктора Мишеля освобождают, потому что сгореть вместо него предлагает его возлюбленная Мари. Мишель праведно возмущается:
«

Не прикасайтесь к девушке, не смейте! Я два часа стою, как истукан, Всё жду и не могу дождаться смерти! Я жаловаться буду! В Ватикан!

»

Литература[править]

  • «Профессия: ведьма» — некромант хочет принести в жертву главную героиню, но её спутники, делая вид, что общаются исключительно между собой, дают понять, что она, сюрприз, не девственница. После этого некромант отказывается от своей затеи, а героиня возмущённо вопит о дискриминации. (Судя по её характеру — вряд ли действительно обиделась, скорее прикалывается).
    • Судя по всему, разыгранная сценка имела целью потянуть время, а Вольха, будучи не дурой, успешно подыграла. Некромант то ли поверил, то ли решил не рисковать…
  • «Властелин» Рудазова — когда протагонист (Тёмный Властелин) отказался соблазнять либо насиловать подругу очередного приключенца, та задумчиво изрекла: «Почему-то я чувствую себя оплёванной».
  • Хаецкая, «Ульфила». «Ох и визжал этот оборванец! А как же венец мученический?.. Почему это другие удостоились, а его, оборванца, лишают? Несправедливо сие, вопил он, вырываясь из рук дружинников. Те, не слушая, вытащили его и вышвырнули вон, как приблудного щенка».
  • Сергей Ковалев, «Котт в сапогах» (не опечатка, а имя собственное!) — атаман разбойников на предложение одного из подручных изнасиловать Колетт отвечает, что мол, какое удовольствие от плоскодонки. Зря он это сказал

Кино[править]

  • «Похищение» (1969) — новогодняя комедия об этом. Группа пожарных ради концерта похищает популярных советских артистов. Остальные жутко недовольны: почему не их?
  • «Джентльмены удачи» — когда милиция в финале забирает Трошкина и Доцента и уезжает, подельники только недоумённо спрашивают: «А мы?»
  • В фильме «Мексиканец», Уинстон похищает Саманту. Когда она опасливо спрашивает его собирается ли он её насиловать, он издаёт смешок и говорит, что это вряд ли. Позже, она спрашивает его почему, мол, что, она ему не нравится? Он отвечает, что изнасилование завязано не на привлекательности, а на ненависти, да и не в его вкусе она. В конце концов, она осознаёт, что он — гей.
  • «Хищник». У яутжа есть собственный кодекс чести, согласно которому они убивают только достойных противников и не трогают определённые категории «добычи». Так, в «Хищник 2» инопланетный охотник пощадил Леону, так как она была беременна (а в первой части другой охотник — безобидную латиноамериканку Анну, потому что она «вообще не воин»). А в «Чужой против Хищника» ещё один яутжа не стал убивать смертельно больного Чарльза Вейланда, что последнему очень не понравилось.
  • «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» — дочь боярина Ртищева упала в обморок, узнав, что царь сватает ее за Ибрагима Ганнибала. Однако когда чуть позже она услышала, что Ибрагим сам не желает ее в жены, то возмутилась: «Как это не желает? Это я его не желаю!»

Телесериалы[править]

  • «Счастливы вместе» — в серии «Увидеть Дашу и умереть» на районе появляется маньяк, который подглядывает за всеми женщинами, кроме Даши. Естественно, Даша считает это унизительным для себя и пытается заманить маньяка к себе. В конечном итоге, чтобы утешить жену, в маньяка наряжается её муж, Гена… после чего по закону подлости отгребает от жильцов дома, которым именно в этот раз удалось выследить «злостного смотрельщика».
  • «Универ» — когда в районе общежития объявляется сексуальный маньяк, Кузя начинает учить Аллу и Таню противостоять нападающему. Вот только всё его обучение сводится к внезапным нападениям на девушек, после которых он постоянно произносит фразу: «Ты, Таня, обезврежена, а ты, Алла, изнасилована». Таню больше всего возмущает, что «изнасилована» только Алла, а она всегда только обезврежена.

Мультфильмы[править]

  • «Оливер и компания» — заметив в доме чужаков с неизвестными намерениями, Жоржетта сразу же поникла и приготовилась к худшему, но когда они пояснили, что пришли не за ней, отчаяние Жоржетты мигом сменилось на возмущение.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге» — упомянутый пример в теле статьи.
  • «Симпсоны» — в эпизоде «Домик ужасов на дереве» Гомер предлагает пожертвовать собой, когда к нему и его семье приближаются голодные зомби, желающие мозгов. Приблизившись, зомби стучат по голове Гомера и… двигаются дальше. Гомер явно недоволен.
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — Аля возмущена, когда злодей-фараон решил принести в жертву главную героиню, а её безразлично выкинул.

Комиксы[править]

  • «Tintin и Лос Пикарос». Латиноамериканская республика Сан-Теодорос. Десятилетиями враждуют два генерала — Ласаро Алькасар (условно хороший) и Арнольфо Тапиока (условно плохой); они ведут меж собой нескончаемую опереточную герилью и время от времени перехватывают друг у друга президентское кресло. Это безобразие началось ещё в 1930-е, когда оба противника были совсем молоды. А в 1950-е годы протагонист Tintin, давний друг Алькасара, придумал хитрый план, как Алькасару захватить власть бесповоротно и одержать окончательную победу над Тапиокой. Растроганный Алькасар восклицает: «Амиго, если это увенчается успехом — проси чего хочешь, и даю слово кабальеро, что выполню твою просьбу, если она посильна и сообразна чести!». Гуманист Tintin говорит: «Вот моя просьба. В грядущей революции не должна пролиться ничья кровь, не должен пострадать или погибнуть ни один человек. Никого не заточать и не казнить смертью. Даже самого Тапиоку. ОСОБЕННО Тапиоку». Изумлённый Алькасар: «Это настолько против традиций… Но слово кабальеро — не пустой звук… Клянусь, я сделаю как ты просишь…». И вот авантюра прошла на «ура», Тапиока свергнут, Алькасар становится пожизненным президентом. Тапиока в шоке и ужасе: его не хотят сажать, не станут казнить! И он чуть ли не на коленях умоляет вождя революции: «Алькасар, ну что вам стоит, ну репрессируйте меня! Ведь вы кошмарно меня унизили! Если вы меня так и не тронете — в политике мне больше делать нечего, все скажут „Алькасар, мол, счёл Тапиоку никчёмным и безобидным!“». — «Репрессировать вас? И речи быть не может, Тапиока. Вы свободны, можете идти куда хотите». — «Но от меня же все отвернутся!!» — «Значит, так судил Бог». — «О ужас! Алькасар, не будьте таким бесчеловечно-жестоким! Ради милосердия, убейте меня или хотя бы бросьте в тюрьму!» — «Не могу: слово кабальеро».

Веб-комиксы[править]

  • Order of the Stick: однажды на отряд напал иллитид, монстр, пожирающий мозги. Большую часть отряда он проигнорировал, заинтересовался было отрядным магом, но в результате напал на воина. (Автор пояснил, что иллитида интересует сумма ментальных характеристик, и хотя интеллект у мага выше, но за счёт высоких интеллекта и мудрости воин его обошёл.) Маг сильно обиделся, что его выдающимся интеллектом так пренебрегли.
  • Gunnerkrigg Court: Когда робот-корабль нейтрализовывал учеников с разрушительными способностями, Паз Кадена-Бланко была сочтена «не опасной». Судя по её лицу, её это задело.
  • Empowered: инопланетный робот связал заглавную героиню и хотел упереть её в императорский гарем, но после всех замеров передумал (объём «заднего бампера» пленницы не соответствовал высоким стандартам) и ретировался. Девушка расстроилась, хотя и пыталась это скрыть.

Аниме, манга, ранобэ[править]

Видеоигры[править]

  • Mount and Blade Warband — некоторые из проигравших битву лордов, когда их отказываешься взять в плен, а вместо этого благородно (или расчётливо) отпускаешь на волю, совсем не выглядят обрадованными и не ощущают в душе́ никакой благодарности. Они говорят: «Как, вы предпочитаете унизить меня свободой, нежели заковать в кандалы? Ну, ничего, мы ещё встретимся, а пока прощайте…».
  • Trails of Cold Steel 3 — во время проползания по вентиляции, Курт спокойно говорит обеспокоенной Юне что здесь темно и никто не видит что у нее под юбкой. Девушка возмущается что он мог хотя бы изобразить любопытство.

Визуальные романы[править]

  • Clannad — когда Томоя и влюблённая в него цундэрэ Кё оказываются запертыми на складе спортплощадки благодаря заклинанию Юкинэ, первая мысль Кё — Томоя собирается её изнасиловать. После того, как Кё с её громкими упрёками, объясняют ситуацию, Томоя явно видит на лице девушки лёгкое разочарование.
  • Monster Girl Quest — этим отметились некоторые мужчины в третьей главе, в которой происходит вторжение девушек-монстров в ряд людских государств. Один из стражников замка Гранд Ноа так описал ситуацию: «Многих, конечно, изнасиловали и наша репутация немного пострадала… К тому же, те, кого не изнасиловали, выглядят несколько подавленными. Им кажется, что их не тронули потому, что они не слишком мужественны или что-то вроде того».

Реальная жизнь[править]

  • Юлий Цезарь в молодости побывал в плену у пиратов. По Плутарху, запрошенный ими выкуп в 20 талантов серебром показался Цезарю оскорбительно маленьким, и он потребовал увеличить сумму до 50 талантов.
    • По другой версии, он решил, что с таким мелким выкупом не поверят, что это он в плену, и не станут платить.
    • Кстати, перед тем, как его освободили, он пообещал тем же пиратам, что найдёт каждого и устроит им распятие. Они рассмеялись… В общем, Цезарь умел держать слово. При этом в благодарность за хорошее отношение в плену он приказал предварительно их удавить (по другой версии — сломать ноги, чтобы они быстрее умерли на кресте, по третьей — перерезать глотки).
  • 1812 год, поздняя осень, где-то между Смоленском и Березиной. Казаки настигают очередную группу французов. Французский сержант-ветеран, единственный из всех, пытающийся сохранить хоть какой-то армейский вид, поднимает руку с белым платком… Казачий есаул, окинув французов критическим взглядом, приходит к выводу, что те небоеспособны и никакого интереса не представляют. С гиканьем казачья лава несётся дальше. А вслед ей — истошный рёв ветерана, так и оставшийся непонятым из-за языкового барьера: «Двадцать лет службы, пятнадцать кампаний, восемь ран, трижды награждён из рук самого императора — и теперь МЕНЯ не хочет брать в плен какой-то паршивый казак?!!»
  • Один из декабристов, Б. А. Бодиско, будучи приговорён к разжалованию и ссылке солдатом на Кавказ, расплакался. Как выяснилось из его личного объяснения — обидевшись чрезмерной мягкости приговора, не дававшей ему разделить более тяжёлую участь своих друзей.
  • Среди планов ЦРУ по свержению кубинского режима был и такой — разбрасывать листовки, предлагающие награду в $5000 за голову осведомителя госбезопасности, в $100 000 за голову чиновника, и всего лишь в 2 цента за голову самого Фиделя. По мысли автора идеи, это должно было повредить авторитету Кастро.
  • После массовых сожжений «негерманских» книг (Эриха Марии Ремарка, Зигмунда Фрейда, Генриха Манна и других) в 1933 году Оскар Граф и Бертольд Брехт возмутились тем, что их произведения не были сочтены нацистами идеологически опасными. «Сожгите меня! Не пропускайте меня! Не делайте этого! Разве я не писал в своих книгах только правду?» Брехт описал это в стихотворении «Сожжение книг».
    • Если учесть, что Брехт ещё с 1932 года пользовался у нацистов не лучшей репутацией, мягко говоря, НСДАП, будучи кем угодно, но не дураками, могли намеренно потроллить писателя, дабы подчеркнуть, что его книги не представляют ценности даже в качестве идеологического врага.
  • История с художниками, обидевшимися на справку, что их работы особой художественной ценности не представляют. Документ был им нужен для участия в заграничной выставке.
  • В начале 90-х годов некая британская компания по ошибке разослала потенциальным клиентам письмо, начинающееся со слов: «Dear Rich Bastard». (Программист, писавший софт для рассылки, «по приколу» забил такое приветствие — естественно, рассчитывая впоследствии поменять… но рассылку начали раньше, чем он ожидал). Среди прочих последствий компания получила жалобу от человека, которому такое письмо НЕ прислали: «Я достаточно богат, чтобы меня можно было назвать богатым ублюдком!»
  • Байка о том, как один парень, вернувшись домой, обнаружил, что в квартире побывали воры. Вынесли, в частности, продукты, в холодильнике осталась одна запеканка. Приготовившая её мать рассказчика очень возмутилась, что её блюдом пренебрегли.
  • Исторический анекдот о грузинском писателе К. Г. (Константин Гамсахурдиа?). Когда во времена установления советской власти в Грузии его друзей посадили за национализм, а он остался на свободе, то в знак солидарности обрядился в черкеску и папаху и стал гарцевать перед зданием ЧК. Из окна выглянул председатель чрезвычайки и сказал: «Иди домой! Тебя никто за писателя не считает!».