Что за фигня, герой?

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья What the Hell, Hero?. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ты солгал своим людям и предал наёмников, которые сражались за тебя! Да что с тобой происходит, Артес? Неужели жажда мести настолько затмила твой разум? »
— Мурадин Бронзобород, WarCraft III
« Но разве может месть

Служить мотивом для героя В новой битве?

»
— золотой дракон Гилтиас, «Легенда Ксентарона»

Наш герой в сияющих доспехах благородно идёт по пути воина и отвешивает справедливых люлей злодеям направо и налево… И тут то ли похмелье у героя случается, то ли настроение скверное, но наш прекрасный паладин вдруг берёт и пинает собаку. Или отбирает конфету у ребёнка. Или отмачивает какую-нибудь хитрую пакость в личных целях. Или, как вариант, неожиданно для всех побеждает злодея более жестоким способом, чем от него ожидали. «Да ты что, герой?!» — заслуженно возмутится спутник героя или просто те, кто это видит.

«Что за фигня, герой?» — ситуация, когда по ходу произведения другие действующие лица выражают возмущение нехорошим поступком обычно положительного персонажа. Если нехороший поступок остаётся никем не замеченным — это не оно.

Не добавляйте сюда ситуации, когда вы лично считаете, что герой был неправ. Это не троп.

Часто используется для того, чтобы показать первый шаг героя на пути к антигероизму, заставить его испытывать чувство вины, дать злодею возможность прочитать герою нотацию или просто сделать персонажа более человечным, ибо обычный человек, в том числе и мы с вами, никогда не бывает безупречен.

Если закономерное «фи» герою не говорят, а поют — это ещё и песня против героя. Если же хочется сказать: «А это что ещё за фигня, злодей?!», то это Моральный горизонт событий или что за фигня, злодей?.

Противотроп — Поджог, убийство и спасение мира.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • В отместку за смерть своего отца Аганемнона Орест убил свою мать Клитемнестру и её любовника Эгисфа. Но в одной из версий мифа затем он жестоко убил их маленькую дочку. Собственно, боги разозлились на него именно за это, а вовсе не за месть.
  • Когда Геракл поймал киренейскую лань, ранив её в ногу стрелой, то связал и понёс в Микены, чтобы отчитаться о подвиге. По пути ему встретились Аполлон и Артемида, которые упрекнули его за столь грубое обращение со священным животным (и Артемида была в своём праве — лань принадлежала ей). Геракл ответил, что поймал лань не для себя, а для царя Эврисфея, и боги приняли такое объяснение.
    • Вот только Геракл поступил на службу к Эврисфею не просто так, а во искупление вины за нечаянное убийство своих детей. И совет насчёт этого самого поступления на службу ему дали как раз в святилище Аполлона в Дельфах. Так что конкретно в этот раз Аполлон отреагировал адекватно, иначе миленький божок получился бы: сначала сам подсказывает, как искупить грех, а потом наказывает за то, что Геракл последовал его же совету.
  • Библия: Давид подстроил смерть воина Урии Хеттеянина, чтобы заполучить его жену. «Что за фигня?» — высказал ему пророк Натан.

Театр[править]

  • В. Шекспир: когда Гамлет отчитывает свою мать Гертруду за брак с Клавдием, он открывает ей, что Клавдий убил своего брата, её предыдущего мужа. Гамлет так увлекается, ругая Гертруду за поспешную свадьбу, что призрак Гамлета-старшего вынужден вмешаться и попросить его охолонуть: в конце концов, Гертруда же не виновата в убийстве и не заслужила такого.
  • Мюзикл Ромео и Джульетта: «Что за фигня, Ромео? Твоя интрижка с Джульеттой грозит клану кровавой баней, ты не имеешь права так всех подставлять!» — справедливо наезжают на Ромео Бенволио и Меркуцио в песне «On dit dans la rue». «Что за фигня, друзья, какого хрена вы решаете за меня, на что я имею право, а на что нет!» — не менее справедливо отвечает им Ромео.
  • Опера «Травиата»: целый ансамбль на тему «Что за фигня, Альфред, как ты мог так поступить с Виолеттой?» в финале 2-го действия.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»: заглавный герой сам себя корит за убийство Ленского. Он же в финале вполне обоснованно получает от Татьяны: значит, когда она была в него влюблена, он не ответил, а сейчас, когда она замужем за другим и обрела высокое положение, пришёл со своей любовью? Что за фигня, мсье Онегин?
    • В. Г. Белинский, хоть и не дворянин, а разночинец, как человек XIX века, вполне понимает Онегина: «И что же сулила бы ему в будущем эта любовь? Что бы нашел он потом в Татьяне? Или прихотливое дитя, которое плакало бы оттого, что он не может, подобно ей, детски смотреть на жизнь и детски играть в любовь, — а это, согласитесь, очень скучно; или существо, которое, увлекшись его превосходством, до того подчинилось бы ему, не понимая его, что не имело бы ни своего чувства, ни своего смысла, ни своей воли, ни своего характера. Последнее спокойнее, но зато еще скучнее. И это ли поэзия и блаженство любви!..» А вот повзрослевшая Татьяна, в большом свете не ставшая пустой светской дамочкой, поразила его и заставила задуматься о прошлом, а затем и влюбиться.
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»: после гибели своей возлюбленной Киры Румата взял мечи и пошёл нарушать правило землян «Не убий» в эпических масштабах. Остановился только, когда по всей столице земляне применили сонный газ. Но примечательно даже не это, а то, что реакцию «Что за фигня, герой?» Румата выдаёт на предложение своего начальника убить дона Рэбу (точнее, считает это бессмысленным). Интереснее всего, что в начале книги этот же самый начальник резко против любого силового вмешательства в арканарские дела.
    • Вообще-то после убийства Киры в дом Руматы продолжали ломиться вооруженные люди. И вломились. Зря они, конечно.
    • Прямым текстом «Что за фигня?» говорит Странник Максиму Каммереру в конце «Обитаемого острова».
    • Самому Страннику это тоже сказали — по итогам событий «Жука в муравейнике».
  • «Хроники странного королевства»: Шеллар пытается удержать Кантора от участия в битве, в которой ему суждено погибнуть, за счёт весьма циничного обмана. Супруга и кузен высказывают ему «Что за фигня?», потому что они, в отличие от интригана, понимают путь воина.
    • Та самая битва чуть было не заканчивается печально для всех товарищей Кантора, поскольку враги шантажируют Шеллара путём мнимого похищения той самой супруги, вынуждая его отложить помощь на несколько часов. А на самом деле королева Кира… решила тайком покататься на драконе. Шеллар непутёвую жену только слегка пожурил, а вот лучшая подруга Эльвира, чей жених, принц Орландо, был в бою тяжело ранен из пушки в клочья (потом отрегенерировал), закатила королеве натуральную истерику.
    • Кантор, пришедший в качестве маэстро Эль Драко в сон Ольги, тоже не остался в стороне по поводу своего инкогнито. «Уж маме-то можно было сказать!»
    • Тот же Шеллар привёл в ужас Орландо своими политическими советами в духе Макиавелли. А также вызвал негодование своих же солдат тем, что сдал столицу завоевателям. Да и в том, чтобы превратить (пусть и на время) лучшего друга в невменяемого убийцу для расправы над политическими противниками, хорошего мало…
      • В последнем случае как минимум сильно прикручен фитилёк. Во-первых, Комиссия не просто политические противники, а сборище отпетых мерзавцев, на формально законных основаниях губящих для личной выгоды ни в чём не повинных девушек. А во-вторых, изначальный план Шеллара состоял в том, чтобы перестрелять их самому — но тогда ему пришлось бы оставить трон. Но тот самый кузен Элмар, который в таком случае стал бы королём, очень этого не хотел и уговорил кузена придумать альтернативный план. Более того, Шеллар перед расправой рассказал Элмару, в чём альтернатива будет заключаться (только имени «исполнителя» не назвал), — но благородный первый паладин счёл это приемлемым…
    • Ради того, чтобы безопасно устроить сына в ином мире, мэтр Максимилиано вертится как белка в колесе, не пренебрегая при этом шантажом, запугиванием, подкупом и т. д. Спохватывается только после того, как его призывают в храм двуликих богов и объясняют, что для посвящённого шамана второго круга есть ограничения, а то, что он всё это наворотил ради сына, — исключительно его личные проблемы.
    • Ну, и про разрыв с Ольгой Кантору не высказал только ленивый.
  • «Отблески Этерны» Веры Камши: Рокэ Алва подставил собственного генерала Оскара Феншо, а затем отдал приказ его расстрелять. Весь штаб, включая пропитого епископа Бонифация, кричит «Что за фигня, Рокэ?» самым что ни на есть открытым текстом.
  • «Дорога в маги» Алексея Глушановского: главный герой, застряв в «человеческой пробке» на таможне, пускает в ход заклинание страха. Крестьяне начинают паниковать, возникает давка, но в скором времени путь освобождается. После возмущения своих спутников герой пускается в рассуждения о том, что демоническая сущность медленно, но верно подталкивает его к повороту налево… В последующих частях проявления становятся тоньше, а в последней части он и вовсе хладнокровно вырезает этих крестьян.
  • Александр Прозоров, «Князь»: когда протагонист сказал боярину Кошкину, что недавно на порубежье в стычке порубил «без счёта» татар и затрофеил полсотни лошадей, тот прямо и так ему сказал: «Что за фигня, герой? Про тебя и так слухи нехорошие ходят. Хочешь, чтобы в колдовстве обвинили?!»
  • Сергей Снегов, «Диктатор» — Гамов не раз удивляет и возмущает героя своими неклассическими решениями. Но когда после триумфальной победы над всем миром Гамов решает осудить себя за решающую роль в войне и добивается смертного приговора — тут уже в едином порыве все соратники разгоняют судилище и высказывают Гамову, насколько он неправ.
  • «Тайный город»: Франц де Гир же, который после шестой книги поднялся до великого магистра — главы Ордена! Обстоятельства возвышения вызвали ужас и негодование у половины подданных, повернутых на чести и благородстве. Герой, полководец, высший боевой маг Чуди, всеобщий любимец и прочая, и прочая… ни с того ни с сего устраивает мятеж в разгар войны, затем приходит со своими сторонниками в Замок и в клингонской манере становится новым лидером, укоротив на голову предшественника. Прошли годы, прежде чем гордые чуды несколько отошли и смирились со своим новым великим магистром, признав его не таким уж плохим правителем. А тот ни о чём не жалеет — так было надо. В той злополучной войне чуды успешно давили людов, но совершили крупную ошибку, когда задействовали в конфликте гиперборейцев. Последние не просто уродливы (снаружи и внутри) и презираемы всеми расами. Для них ненависть — это идеология, смысл существования и стимул жить дальше. И пугающую парадигму гиперборейцев понемногу перенимали сами чуды. Де Гир отказался участвовать в этом мракобесии и сложил с себя полномочия, а когда понял, что не за горами репрессии и отстрел неугодных, открыто выразил неповиновение великому магистру. А дальше началась эскалация насилия: отбив нападение жестоких карателей-гиперборейцев, Франц пошёл спасать свой Великий Дом. Как умел.

Зарубежная[править]

  • «Сильмариллион» Дж. Р. Р. Толкина: Феанор поджигает корабли, чтобы, значиццо, не было соблазну вернуться. Сыновья в изумлении: что за фигня, папа, ведь на том берегу ждут переправы ребята Финголфина и Финарфина[1]? «А пофигу, без них обойдёмся», — отвечает гордый Феанор. В результате 2/3 нолдор переправлялись в Средиземье через Заполярье пешочком по льду.
    • Ранее в Альквалондэ нолдор отбили эти самые корабли у тэлери силой — с жертвами и разрушениями. Интересоваться «что за фигня, Феанор?» приходил лично Намо Мандос.
  • «Конные варвары» Гарри Гаррисона: Темучин с подачи Язона проходит огнём и мечом по цветущим Низинам. Причём, в отличие от предыдущей книги о похождениях шулера, ставшего добытчиком на фронтире, Язон понимает, что никакие ништяки ему за это не перепадут, и его ожидает бесславная гибель. Подошедшая кавалерия спрашивает открытым текстом: «Что за хрень?». А это всё был хитрый план! Что характерно, наш герой не прогадал: объединительная война была бы меньшим злом. Ну, а его друзья-милитаристы теперь могут спокойно заняться добычей урана.
  • «Сумерки Империи» Саймона Грина. Сначала так реагируют простые граждане, узнав о терроре, который герой революции Джек Рэндом устроил на планете Локи, но там это имело смысл — верхушка планеты погрязла в коррупции и чуть не слила планету врагу. А потом он устраивает резню в парламенте, и офигевают уже читатели.
  • «87-й полицейский участок» — время от времени Карелла или Клинг высказывают свое «фе» Олли Виксу и Энди Паркеру за их неполиткорректные выражения.
    • Артур Браун высказывает это Берту Клингу, когда тот признается, что следил за своей девушкой Шэрин Кук.
  • Патрик Несс «Война Хаоса» — на церемонии примирения мужчин и женщин лидер террористической организации «Ответ» внезапно открывает на себе пояс шахида и взрывается. Тодд на уровне рефлексов успевает спасти одного человека — и это не стоявшая рядом с ним лидер колонистов с Земли, единственная возможная преемница Койл, а противника госпожи Койл, главного виновника всех происшедших с Тоддом, Виолой, людьми и спэклами бед мэра Прентисса. Все окружающие в шоке, даже сам Тодд не может понять, почему так поступил.
  • Чайна Мьёвилль, «Железный Совет» — Энн-Гари не может простить Иуде Лёву то, что тот спасает Железный Совет от Боливийского финала очень своеобразным способом: навечно запирает в остановленном времени, превращая в памятник самим себе, решая за Совет их судьбу, как будто они ему принадлежат.

Кино[править]

  • «Звёздные войны»: вырезание Энакином Скайуокером целой деревни тускенов, убивших его мать. Реакция других персонажей, правда, в основном сочувственная, но Йода и Мейс Винду явно подразумевают «Что за фигня». А вот бесплотный дух Квай-Гона кричит «Что за фигня» открытым текстом. Что еще более странно — это даже не повлекло за собой никаких последствий для Энакина[2].[3].
    • В шестом эпизоде Люк использует удушение Силой против быков Джаббы. Нет, понятно, что разделение приемов на светлые и темные это условность КотОР-а, да и там можно было использовать любые, но с бонусами или штрафами, однако любое удушение метод однозначно темный, потому, что заряженный эмоционально. Душить кого-то можно только или на аффекте, или испытывая садистское удовольствие. Джедаю было бы трудно и морально сомнительно и то и другое.
    • Впрочем, изначально Лесистый спутник был не Эндора, а прямо таки Корусанта, то есть еще Хад Аббадона, и перемога над Империей должна была быть обусловлена тем, что Люк должен был захватить Звезду Смерти и угрожать жахнуть по имперской столице…
  • «Разрушитель» — ради спасения маленькой девочки ГГ разносит здание ценой в 7 миллионов долларов. Что забавно, на вопрос «что за фигня» отвечает не он сам, а спасённая им девочка — «Fuck you, lady!» («Тётя, пошла в жопу!»).
  • «Внедрение» — Кобб, обнаружив, что подсознание Фишера натренировано противостоять вторжению, буквально орёт на Артура, аналитика команды: «Какого хрена ты это не выяснил, ты же должен был собрать о нём все сведения!» Правда, тут же получает ответный отлуп: обнаруживается, что из-за нового снотворного все они, если умрут во сне, не проснутся, как обычно, а попадут в лимб. Кобб не упомянул об этом перед заданием и получает от остальных членов команды закономерное «Что за фигня» в свой адрес.
  • «Хоббит: Битва пяти воинств» — когда Торин почти перешёл моральный горизонт из-за своего козлизма отказал в помощи Барду и оставшимся без крова людям, а затем приказал было сбросить Бильбо, отдавшего эльфам Сердце Горы, с бастиона, ему об этом высказывают ВСЕ главные персонажи: Бильбо, остальные гномы, Гэндальф, Бард и Трандуил.
  • «Риддик» — Джонс с самого начала подаётся крутым мужиком со стандартами, в противовес головорезам Сантино. Что характерно, команда у него такая же. Поэтому когда он бьёт скованного Риддика, один из бойцов подсвечивает: «С каких пор ты бьёшь связанных людей?»
  • «Между небом и землёй» — Дэвид пригласил домой парапсихолога Деррила, чтобы разобраться с призраком Элизабет. Тот оказался не шарлатаном и почувствовал её присутствие. Потом Деррил посоветовал Дэвиду отпустить ту женщину, что в его сердце. Элизабет тут же стала насмехаться над Дэвидом, потому что решила, что того бросила возлюбленная. Дэвид огрызнулся, и ушёл на крышу. Деррил пристыдил Элизабет за грубость — он говорил об умершей жене Дэвида.
  • Обитель зла 2: Апокалипсис — в начале фильма Джилл Валентайн устраивает стрельбу в полицейском участке, убивая арестованных заражённых. Если что, на тот момент военное положение в Раккун-Сити ещё не было введено, а у полицейских в рамках выживания ещё не были развязаны руки. То есть, технически, убитые ею заражённые в участке всё ещё числились как простые граждане, и её должны были скрутить там же собственные коллеги-полицейские. Но как видно в фильме — всем похер.

Телесериалы[править]

  • «Суд присяжных», серия «Куда уходит детство» (цикл «Главное дело»). Поначалу сюжет развивается по классической схеме судебных шоу, и симпатии на стороне защиты. Адвокат Рубен Маркарьян, регулярно выступающий в амплуа поборника справедливости, представляет события как борьбу отчаявшегося отца-одиночки с бюрократами. Внезапно прокурор Дмитрий Белоногов вытаскивает из рукава козырную карту и ставит всё с ног на голову. Выясняется, что отец-одиночка на самом деле — полное чудовище, убийца жены и адский папаша, который использовал ребёнка для перевозки наркотиков. В ответ благороднейший Маркарьян призывает не учитывать эти факты в деле, так как не имел возможности с ними ознакомиться до суда. УПК есть УПК, да, но Белоногов, а с ним и зрители, единодушно воскликнули: «Что за фигня, адвокат?!».
  • «Мажор». Игорь, узнав о том, что Стас, основательно накачанный наркотиками, сбил на пешеходном переходе маленькую девочку и скрылся с места преступления, едет к другу домой. Сестра Стаса Лера (к слову, невеста главного героя), предлагает план: скрыть улики или в крайнем случае откупаться. Игорь шокирован таким предложением (поскольку досюда еще не скатился), сдает Стаса полиции и бросает Леру.
  • «Игра», 2 сезон. Наталья Белова, зигзаг с педалью в пол. Олигарх Грачев похитил ее дочь Леру и маленького Пашу Смолина, а потом прислал видео, в котором убил одного ребенка (однако блефовал и на самом деле никого не тронул, не смог). У Натальи слетели все предохранители, и она, в обход мужа, пришла к Смолину (который когда-то сам пытался ее убить) и предложила план: самой прийти в здание, достать заранее спрятанный пистолет и убить врага, — а затем этот план и осуществила. Убить, правда, не убила, но тяжело ранила и отправила зарвавшегося главгада в реанимацию. Реакция Смолина на всё происходящее весьма красноречива. Реакция самого Павла — тоже. Мало того, потом Наталья еще и сбила машиной дочь Грачева Алису, хоть и случайно.
  • «Мандалорец» — один из мандалорцев высказывает подобное Мандо, узнав про то, что тот выполнил работу для Империи (которая устроила мандалорцам Великую Чистку). Назревающий конфликт гасит Оружейница, которая напоминает, что Империи уже нет, а возврат бескара, которым расплатились с Мандо, обратно мандалорцам однозначно снимает с него любые претензии.
    • Леди-Лягушка посредством вокодера дроида напоминает Мандо что он дал слово и значит должен поднять свою задницу и идти чинить корабль. И он, пусть и ворча, но пошел.
  • лакорн «Скованные судьбой» — лучшая подруга главной героини Кум Митры высказала ей своё «что за фигня» после того, как она едва не задавила своим автомобилем главного героя.
    • А до этого своё «что за фигня» устроила уже самому главному герою тетка главной героини, по поводу того, что он переспал с её племянницей, которая главного героя знала ещё с очень раннего возраста.
  • «Ходячие мертвецы» — приведя группу в Александрию, Рик среди бела дня вышиб не понравившимся ему мужиком окно, избил мужика посреди улицы, а потом, покрытый кровью, достал пушку и стал орать, размахивая ею. Офигели все, включая членов его группы (Мишонн так и вовсе пришлось вырубить своего лидера мощным хуком). Остальные персонажи тоже иногда становились олицетворением тропа: Карл, когда на глазах у Хершела застрелил безоружного подростка, Кэрол, когда убила двух членов группы в тюрьме, чем неприятно потрясла Рика.
  • «Тайны Смоллвиля» — Оливер Квинн взорвал Лекса Лютора бомбой-игрушкой Тоймена. Шокированной Хлое он говорит, что Игрушечник и так убийца, подумаешь, одним пунктом обвинения больше. Но Уинслоу Шотт очень негодует, ведь конкретно этого преступления он не совершал.
  • «Коломбо», серия «Всё поставлено на карту» — диалог Барни и Коломбо в конце эпизода:
«

Барни: Могу я задать тебе вопрос? Коломбо: Нет! Барни: Как ты это делаешь? Как ты можешь посадить женщину, в которую чуть ли не влюблен?! Коломбо: Кто тебе сказал? Барни: Ты сам и сказал. Коломбо: Послушай, если ты веришь всему, что говорят копы, то ты полный дурак.

»

Мультфильмы[править]

  • «Город героев»: когда Хиро пытается убить злодея, вместо того, чтобы просто задержать его, вся команда, включая робота, спрашивает: «Что за фигня?»
  • «Бэтмен: Под красным колпаком» — Джейсон Тодд не злился на Бэтмена за то, что тот не сумел его спасти. Но он страшно разозлился за то, что герой не прикончил Джокера.
  • My Little Pony в кино: «Что за фигня, Твайлайт?» — дружно вопрошают главные героини, и их вполне себе можно понять: это до чего нужно было докатиться самой принцессе дружбы, чтобы опуститься до банального воровства?
    • Как насчёт тащить на себе пятерых бесполезных и даже вредных для миссии по спасению своей страны подруг?

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — «Клетка» (2 сезон, 20 серия). Голиаф похитил неэтичного генетика Антона Севариуса, запер его в клетку и заставил работать над противоядием для возвращения Дереку Мазе человеческого облика. Подобные методы настолько ему не свойственны, что автор правки поначалу даже подумал, что это не Голиаф, а его злой клон Фаилог. Вот и Элиза, узнав правду, высказала Голиафу своё неодобрение: «Пойми, цель не оправдывает средства. Так может поступать Ксанатос, но никак не ты».
  • «Гравити Фолз» — серия «Dreamscaperers». Во время скитаний главных героев в памяти дяди Стэна Диппер узнаёт, как ему кажется, истинное и далеко не лестное мнение дяди о себе. Разозлившись на Стэна, он отказывается помогать друзьям искать код от сейфа, к удивлению последних. Зус при этом пеняет Дипперу: «Чувак, ты крут… но это — НЕ круто!».
  • «RWBY» — четвёртый том: Блейк сбежала к себе на родину в Менажери, пытаясь обезопасить близких, но не учла того, что Сан попрётся за ней. В итоге обезьян едва не помер, а придя в сознание, первым делом отчитал Блейк.
  • «Охотники на драконов»: У Гвиздо иногда едет крыша на почве карьеризма, и он без особых колебаний разрешает себе покозлить (например, сопрёт какой-нибудь предмет, навешает клиенту лапши на уши, нагрубит Гектору или попытается свалить от ответственности за чью-то жизнь), в результате чего парня мгновенно ставят на место его же товарищи и поясняют, в чём он именно неправ. Справедливости ради, несмотря на склонность забалтывать собеседников, обычно Гвиздо отвечает за проступки делами, вместо того чтобы изворотливо и долго оправдываться.
    • В эпизоде «Скала сокровищ» Зория очаровалась красавчиком-пиратом, ещё ничего не зная о его характере. Но её друзья видят, что, поскольку пиратский корабль охраняется драконом-гигантом, связанным с ней телепатически, доверчивая девушка в нестабильном состоянии может навредить всему экипажу (что в итоге и происходит), а Гектор открытым текстом верещит: «Зория сошла с ума!».
  • «Лига Справедливости», серия про суд над Зелёным Фонарём. Когда Джон Стюарт был обвинён в уничтожении планеты, он был приведён на суд, и никто из членов корпуса Зелёных Фонарей не встал на его защиту. В итоге, выяснилось, что планету никто не уничтожал, и Джона Стюарта оправдали. Но на свой корпус он очень обиделся — они так давно его знали, но не встали на его защиту; а члены Лиги Справедливости знали его гораздо меньше, но были убеждены, что он невиновен.
  • «Чёрный Плащ» — внезапно от злодея. Когда Чёрный Плащ и Мегавольт объединились против общего противника, они сцепились на тему того, на какую полярность надо настраивать вундервафлю. Поначалу просто спорили, а потом ЧП привязал Мегавольта к стулу, чтобы тот не мешал перенастроить устройство, и получил в ответ: «Самое противное, что ты ещё называешь себя сверхгероем!». В дубляже он произносит это с раздражением, в оригинале же говорит: «I think what hurts the most is that you call yourself a superhero!» — причём таким голосом, будто вот-вот расплачется. И да, угадайте, кто был прав?..
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — и с чего Леди Баг взяла, что Санта Клаус — это заражённый акумой злодей? Что он похитил Адриана, хотя в реале наоборот, спасал? В общем, в итоге Санта и вправду стал злодеем.
  • «Мои маленькие пони: Дружба — это чудо» — в сериале этого добра хватает:
    • Флаттершай, у которой от тренинга сорвало крышу, получает такое от друзей, которые застали её унижающей мимопроходила. Ответ… закономерен.
    • Спайк, пытавшийся из ревности избавиться от питомца-филина Твайлайт идиотской подставой с дохлой игрушечной (!) мышью (!!), получает выговор от неё.
    • Меткоискатели, стараниями которых школьная газета окрасилась в жёлтый цвет — от части аудитории, чьи секреты они и раскрыли всему Понивиллю.
    • Твайлайт, ворвавшаяся в зал во время репетиции свадебной церемонии и объявившая Каденс злой. Подруги просто молча ушли, и даже Селестия высказала разочарование. А когда выяснилось, что принцесса ненастоящая, подменившая её Кризалис сама заявила, что зря они не поверили.
    • Совелий (тот самый питомец Твайлайт) методично, одними «угу», вопрошает об этом Спайка, когда тот заколдовал Рарити на творческие способности и всё пошло слишком так.
    • Старлайт Глиммер, зомбировавшая своих друзей из-за страха с ними общаться нормально по заданию Твайлайт: «Ну, если это так описать, звучит плохо». — «ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПРАВДА ПЛОХО!».
    • Древо Гармонии, запершее студенческую шестёрку в подвале школы и угрожавшее не выпустить никогда если они за ночь не выучат его дружбомагический урок… преподанный с помощью индивидуально спроектированных психологических пыток. Претензию Галлуса в конце оно отбило тем, что «вы сами выбрали, что увидеть в пещерах».
  • «Аркейн»: такие выговоры несколько раз выслушивает лажающая Паудер, но наиболее ярко и характерно — от сестры в финале третьего эпизода, когда по вине Паудер, нарушившей прямой приказ оставаться дома, гибнут их отец и друзья. После чего девочка и совершает поворот налево (так что дальнейшие отповеди проходят не по геройскому тропу).
  • «Жизнь и приключения робота-подростка» — третий сезон, 30-я серия под названием «Girl of Steal» («Стальная Девочка») — итак, Дженни, ты является вершиной технологий. У тебя и связь работает повсюду, и ты можешь трансформировать своё тело в разные устройства… И это не говоря уже о твоей маме, которая может делать тебе разные апгрейды. Скажи же нам, зачем ты украла эту фигню в виде ноты?! Этот вопрос задают героине в конце эпизода самой и жители города, и персонально Брэд, один из друзей Дженни.
  • «Звёздные войны: Бракованная партия» — Охотник отчитывает Омегу за то, что она привлекла к себе излишнее внимание необычайно успешной, благодаря её таланту стратега, игре в дежарик в баре Сид, и Сид осаживает его, сказав, что выигрыши Омеги покрыли весь их долг, и требует проявить уважение к «её подруге», а Крушила, проходя мимо, задевает Охотника плечом и негодующе на него смотрит. Ранее парочка завсегдатаев бара осуждающе смотрит, покачивая головами, когда Сид перегибает с отповедью Омеге, расстроенной тем, что её не взяли на задание.

Комиксы[править]

  • Вселенная Bubble — Андрей Радов. После второй смерти своей жены Ксюши решает, что все беды из-за магии, и, соответственно, эту самую магию надо уничтожить вместе со всеми, кто её использует (а это, между прочим, миллионы человек и других разумных существ). Чем он и занимается в кроссовере «Крестовый поход», вызывая у персонажей закономерную реакцию.
    • Он ещё в первом выпуске «Инока» получает от деда по морде с примерно таким вопросом.

Ранобэ, аниме и манга[править]

  • Fate/Zero — пока Сейбер дерётся в честном поединке со слугой Арчибальда Лансером, Майя по приказу Кирицугу похищает жену Арчибальда. Угрожая её жизни, Кирицугу принуждает Арчибальда приказать Лансеру совершить самоубийство. В довершение всего, после этого Майя убивает и Арчибальда, и его жену. Сейбер, следующая рыцарскому кодексу чести, возмущена; Айрисфиль поддерживает Кирицугу, понимая, как ему тяжело было пойти на такой шаг, но видно, что и её покоробила подобная жестокость.
  • Code Geass — Лелуш из желания отомстить британской королевской семье стремится разрушить её жестокий миропорядок, для чего шагает по трупам и не стесняется использовать людей, как фигуры на шахматной доске. При этом эксплуатирует на публику образ благородного тёмного рыцаря и освободителя Японии. Но по факту все моменты, когда Лелуша пытаются ткнуть носом в то, что он делает, выходит как-то коряво. Например, гибель отца Ширли в бою с чёрными рыцарями и момент столкновения Лелуша с этим фактом с т. з. авторской позиции — троп, но, блин, он же не безобидный мимокрокодил, которого случайно задело, он комбатант, вражеский офицер — что ещё должен был Лелуш с ним делать, целоваться, что ли?
    • Безумие Юфи отдельный разговор — здесь, скорее, что за фигня, автор? Уж слишком топорно его отмазывали.
    • А вот за предательство Фронта освобождения Японии ткнуть стоило — всё-таки, какие-никакие, а союзники. То, что эти «союзники» взяли в плен Юфи, которая единственная из всей августейшей семьи (кроме Наннали) была дорога Лелушу, видимо, парень простить не мог. Да и союзники из них — такие же, как Румыния для Антанты в Первую Мировую. Против них — слать две дивизии, им на помощь — десять. Не много ли чести?
    • Ну таки бесполезность союзников — всё же не повод их предавать, верно?
      • Разве что полезно пустить в расход. А так да…ещё какой.
        • На протяжении всего сериала (и особенно в фильмах-компиляциях) Лелуш методично истребляет вообще все группы сопротивления в Японии, что не подчинились ему. Не пленение Юфи он простить не может, а любую конкуренцию.
  • Берсерк — Пак регулярно выговаривает Гаттсу за недостаточно светлый облик морали. Правда, в последних арках этого не требуется.
  • Bleach — злодей Яхве заставил Ичиго Куросаки убить Короля Душ и сам же, издеваясь над ним, спрашивает: что, мол, за фигня?
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — спецвыпуск к 4 сезону про Харуку и Мичиру. Один из лемуров (рядовой монстр Цирка Мёртвой Луны) берёт в плен Харуку и говорит Мичиру, что если она на него нападёт, то он разобьёт волшебную бутылку, что приведёт к смерти всех жителей планеты. Мичиру же без колебания нападает, комментируя свои слова тем, что мир без Харуки недостоин спасения. От подобного отношения к долгу сейлор-воина сам монстр восклицал: «Что ж ты за воин такой?»
    • Там же, во втором сезоне: именно такая реакция была у главной героини, когда Чибиуса украла у неё брошь с Серебряным кристаллом. У малышки, конечно, были благородные мотивы — с помощью данного артефакта спасти маму, стараниями врагов погружённую в кому. Но она также рассудила, что такая плакса и разгильдяйка, как Усаги, «недостойна» обладать столь бесценной вещью (а поскольку эта плакса также оказалась и легендарной Сейлор Мун, то разочарование Чибиусы было вдвойне сильней). Впрочем, гнев Усаги тоже легко понять: как раз из-за выходки Чибиусы она не смогла превратиться в воина и спасти подруг от похищения со стороны Рубеуса. Но в следующем эпизоде всё-таки смогла, на пару с всё той же Чибиусой.
  • Osomatsu-san — 1 сезон, 5 серия. Владельцу уличного киоска с одэном Чибите осточертело, что шестерняшки вечно не платят ему по счёту, и он похитил Карамацу, угрожая убить того, если близнецы не вернут долг. Чибита-то рассчитывал, что остальные стремглав бросятся спасать брата… Ага, щас! Про Карамацу все забыли, едва только мать принесла сыновьям груш, а позже и вовсе закидали кухонной утварью горящего на костре беднягу («сожжение» тоже было подстроено, чтобы хоть как-то к совести братьев воззвать, но от этого не легче), чтобы спать не мешал. «Что за фигня, парни?!» — кричат зрители вместе с Чибитой.
  • Waga Seishun no Arcadia — другие персонажи периодически вменяют главному герою, что он, дескать, дерется не по-рыцарски. Справедливости ради, милая привычка Харлока взрывать взятые на абордаж корабли, не давая противникам шанса эвакуироваться, действительно смотрится так себе (хотя по сравнению с некоторыми реальными партизанами, команда «Аркадии» ведет себя крайне прилично, да и вменяют ему, в общем-то, даже не это), но из уст иллюмидианцев (имеющих еще более милую привычку проделывать подобное (и не только) с нонкомбатантами, включая детей) это звучит крайне нелепо.
  • Fairy Tail — в последней арке Мест совершил ни разу не героический поступок под предлогом «Это для вашего же блага». Дано: к гильдии Фей прогулочным шагом идёт Гэндальф Август — сильнейший из 12 Спригганов. Если дойдёт, всех героев ждёт большой и толстый песец. Поэтому команда Нацу берёт Брандиш и выдвигается старику навстречу в надежде договориться по-хорошему. Август остановился, согласился по крайней мере выслушать переговорщиков… но тут увязавшийся за героями Мест решил, что настал его звёздный час. Своей магией он подчинил Брандиш и заставил проткнуть Августа, решив, что переговоры — фигня, а возможность убить могущественного врага выпадает нечасто. Можно себе представить негодование Нацу… и гнев старика, который успешно пережил серьёзное ранение! Самое неприятное, что подлость Места, усложнившая Феям жизнь, лично ему потом никак не аукнулась.
  • Восхождение героя щита — когда герой копья Мотоясу Китамура побеждает главного героя в дуэли благодаря подлому удару в спину его союзницы-принцессы, король и его двор предпочитают ничего не замечтать. Зато герои меча и лука, будучи такими же беспристрастными попаданцами, высказывают ему всё, что думают по поводу такого поступка.
  • One Piece — Арка Тотлэнда. После того, как Санджи избил Луффи, Нами, дав ему леща, отчитала именно этим сабжем.
  • Kawaikereba Hentai demo Suki ni Natte Kuremasu ka? — в финале 18 главы Оотори наконец, после года ожидания, череды свиданий и окончательного установления контакта признается своему давнему возлюбленному-лоликонщику Сёме, что она не просто лоли, а легальная лоли и на год его старше. Сёма отвечает буквально следующее «Прости, я педофил», отчего Отори убегает в слезах, а герой высказывает недоумение…Впрочем, далее открывается причина его нелюбви к девушкам старше себя, Сёма все-таки понимает, как ранил Оотори поспешным отказом, и мирится с ней.
  • Хроники Эвиллиоса — «Что за фигня, Кайл?!» высказывают Кайлу Марлону поочерёдно глава стражи, Жермен, Юкина и Гумиллия, ибо он совсем поехал на почве мести. В следующей книге он ещё и получает нагоняй от Кила.
  • Legend of the Galactic Heroes — Зигфрид Кирхайс был единственным, кто мог выговаривать Райнхарду «Что за фигня».
  • Реинкарнация безработного — Гису высказывает это Паулю, который до этого поссорился с Рудэусом из-за того что считал, что его сын ничего не сделал для поисков своей матери Зенит. Нукид на живом примере показывает Паулю, что Руди смог пересечь смертоносный Демонический материк, всё это время защищая себя и Эрис.
    • Много лет спустя Гису отчитывает уже Рудэуса за предательство Хитогами. По его мнению как одного из апостолов этого божка, смерть Рокси была очень малой ценой за его помощь. Главный герой, ясное дело, посылает его в пешее эротическое с такими «советами».
    • Зенит и Норн высказали общее «чё за фигня» Рудэусу, когда он взял себе в жены Эрис в компанию к Сильфи и Рокси. Последние две, что забавно, восприняли это намного спокойнее.
  • Форум Союза Героев (7 глава) — фритер задается на форуме гамлетовским «Исекайнуться или не исекайнуться?», и причина жизненная: он уже делал 23 ходки, но за время спасения очередного мира в нашем мире его успевали уволить с очередной работы за прогулы, так что наш герой обрел дурную репутацию хронического раздолбая и только сейчас с большим трудом нашел нормальную работу, чтобы сводить конца с концами. Остальные форумчане спрашивают его, не думал ли он никогда остаться в очередном спасенном мире, и фритер с удивлением задумывается, что вообще-то варианты были, и много. В одном мире у него были друзья навек, в другом — надежная команда, в третьем его умолял остаться сам король, в четвертом была возлюбленная, а в пятом вообще гарем! Форумчане дружно клянут героя идиотом, что он упустил столько посылаемых судьбой шансов (как в анекдоте про ждущего Божьего спасения фанатика), так что он решается на 24 побег. В 8 главе оказывается, что зря — весь гарем увел себе другой парень.
  • Nanbaka — когда Хадзиме Сугороку избил впавшего в берсерк Джуго до полусмерти, и его коллеги-надзиратели и заключённые сказали, что он (мягко говоря) разошёлся.
  • Legend of the Sun Knight — Лесус неоднократно высказывается по поводу тех методов, какие себе позволяет Гришиа.
    • Отношения их учителей Чейзела Кары и Нео Солнца судя по всему точно такие же.
  • Black Lagoon, если конкретно — «Кровавая тропа Роберты», если еще конкретнее — допрос Реви раненного бойца FARC. После того, как Реви пустила пулю в его голову (вместо выполнения обещания отвести его в больницу), Фабиола выдает именно это.
  • Комбатанты будут высланы! (Sentouin, Hakenshimasu!) — герои обсуждают, как поступить с проникновением в техногенное подземелье, где уже стоят лагерем демоны. Рыцарь Сноу, до начала приключений бывшая образцом чести (порой даже самоубийственной), успела нахвататься и с энтузиазмом предлагает прокрасться ночью и попросту перерезать всех спящими…на что получает недоуменно-презрительные взгляды не только Грим с Розой, но даже штатных работников Корпорации Зла Шестого с Алисой.
  • «Основатель Тёмного пути» — Цзян Чэн любит выдавать подобное в отношении Вэй Усяня. Справедливость подобных высказываний является одной из главных причин споров фэндома вокруг Цзян Чэна. При том, что сами действия Цзян Чэна сами являются объектом тропа.
    • Впрочем, если уж быть объективным, к кое-каким действиям Вэй Усяня троп и вправду применим. Но, что интересно, совсем не к тем (за одним исключением), которые ему любит припоминать Цзян Чэн.
  • Kyochuu Rettou — главная героиня была вынуждена бросить жукам-мутантам на съедение несколько уже пойманных ими одноклассников (кроме своей подруги Титосэ), одну из них даже использовала как приманку, чтобы отвлечь рой клещей от их группы. Но вот когда дело доходит до убийства этих членистоногих, минуту назад сожравших её одноклассников, она… нет, их она исправно убивает по мере возможностей, но потом начинает рефлексировать — ей, видите ли, животинок жалко.
  • Nanatsu no Taizai — Мерлин проклинает свою нерадивую ученицу Вивиан за все её художества неснимаемым перстнем, который будет причинять ей боль, если та снова надумает чудить. Даже Гилсандер, который больше всех пострадал от Вивиан, вроде и был не в восторге от такого наказания, но спорить не стал.
    • Почувствовав возвращение Людосиэля на расстоянии, Мерлин соглашается пойти на переговоры с Заратросом и даже заключает с ним сделку, заставив демона первым выполнить свою часть уговора. Правда, свою часть Мерлин выполнять не собиралась, специально затягивая время переговоров, чтобы Людосиэль атаковал Заратроса, как только тот закончит со своей частью. Вроде бы, Мерлин подло обманула казалось бы честного демона, но с другой стороны — она не могла ему позволить заполучить Заповедь Веры, которую обещала отдать: уж она-то знала, для чего Заратрос собирает остальные Заповеди.
  • Black Rock Shooter: Dawn Fall — в эпилоге сезона повзрослевший Норито собирает добровольцев для контратаки на лунную базу Артемиды, чтобы покончить с мятежным ИИ. Причём, на тот вылет также отправляются Хозяйка мёртвых и Стрэнгф, после смерти клонированные как свои же младшие версии. Ладно, если утрировать, что они, как и остальные «химетэосы», на голову сильнее обычных людей. Но ребята — они же ещё дети! И Норито их берёт с собой на заведомо самоубийственную миссию — едва ли Артемида даст людям отступить с Луны, пока сама ещё жива.
  • «Магичка и королева демонов» — Мэлори решает добиться любви Королевы демонов Вельверозы, призвав с собой наемников, чтобы те измотали Вел и Мэлори смогла заставить ее выслушать свое признание в любви. В итоге Мэлори не постеснялась кастануть заклинание массового урона, чтобы ценой жизни обоих наемников серьезно потрепать Вел, а потом жертвует и своим другом детства Цериком. В итоге сперва в 31 главе все-таки одолевшая Мэлори Вел говорит ей, что раз та не ценит оказанного ей друзьями доверия, не беспокоится об их жизнях (пусть они и могут быть воскрешены), а обеспокоена только своей выгодой, то она хуже грязи. Потом воскресивший побежденную Мэлори Церик тоже выговаривает ей, насколько же идиотский и морально грязный план она придумала, что он слишком долго терпел ее выходки и позволял ей таскать себя с ней на рейды, но теперь она перешла черту и компанию более он составлять ей не станет. Это заставляет Мэлори задуматься, насколько же была поглощена своей любовью к Вел, что не смогла понять даже чувства самой Вел (в защите та вовсе не нуждается, да и война с людьми идет в одни ворота, самозваные герои сами рвутся в башню Вел, она лишь обороняется).
  • Члены школьного совета — данный вопрос пусть и в завуалированной форме директор академии Оусай задал Цуде Такатоши когда узнал что он за 2 года обучения ещё не начал встречатся ни с кем из учениц академии. Изначально академия была чисто женской, но с недавних пор стала принимать парней, но их пока немного, а Цуда из них пока самый приметный(как никак представляет парней в учсовете), следовательно поклонниц у него хватает.
  • Yomigaeru Sora: Rescue Wings — Утида-сан какого чёрта вы когда принесли ингалятор и спасённого кота пострадавшим от землятресения из их разрушенного дома, не сказали что их собака погибла? Из-за вашей нерасторопности дочка пострадавших, думая что собака ещё жива бросилась спасать еë и в результате погибла сама(еë придавило обломками дома и она позже умерла в больнице от повреждений внутренних органов).

Видеоигры[править]

« В тот день началась наша революция — в день, когда Менгск уничтожил население целой планеты и назвал это «справедливостью» »
— Starcraft 2, Джеймс Рейнор о правящем императоре
  • Warcraft 3Принц Артас велел наёмникам потопить собственные корабли, чтобы армия не сбежала, а когда наёмников увидели солдаты, приказал солдатам убить наёмников, объявив тех диверсантами. Его друг, принц гномов Мурадин, возмущён и открытым текстом говорит то, что вынесено в эпиграф к статье, но Артас идёт дальше.
    • Да и перед резней в Стратхольме Утер прямо спрашивает у Артаса «Как ты вообще мог подумать об этом?!»
    • WoW, дополнение Legion — Кадгар чуть ли не открытым текстом высказывает это в адрес Иллидана, когда последний открыл огромный-преогромный портал в сторону Аргуса вместо того, чтобы просто отступить оттуда после убийства Кил'джедена. Впрочем, даже этот шаг пошел на пользу — Иллидан любит проворачивать подобное.
    • А в дополнении Battle for Azeroth тот же вопрос впору задать Сильване. Хотя вообще-то, всё происходящее идёт скорее по другому ведомству.
  • Heroes of Might and Magic IV — кампания «Цена мира»: решение Гевина Магнуса использовать подчиняющий разум Кристалл Радуги для установления вечного мира на земле с побочным эффектом в виде полной утраты у подчинённых их личности заставило его главного последователя Солимра окончательно совершить поворот направо кругом. При этом сам Солмир дважды отправлял своему бывшему господину письма с вопросом «Что за фигня?», надеясь понять, что происходит.
  • Серия Fallout:
    • Fallout 2 — как думаете, что сделает Сулик, если протагонист наймётся к работорговцем или убьёт ребёнка? Причём, что интересно, кое-что не продумано: поначалу Сулик поможет герою довести до конца злодеяние, а уже потом нападёт на него.
    • Fallout 3 — чуть менее чем каждый «плохой» поступок героя радио-диджей Тридогнайт комментирует в стиле «что за фигня?!». В прямом эфире. На всю Столичную Пустошь.
    • New Vegas — Бун верен НКР, и если Курьер навредит НКР или окажет услугу Легиону (даже не ссорясь с НКР), Бун больше не будет с ним путешествовать.
      • Бун не столько верен НКР, сколько в смертельной обиде на Легион (как говорится, если идем в места расположения легиона, пусть посидит за пригорком. Нет, не на пригорке), и было за что.
      • Тот же вопрос задаст Аркейд Геннон, если прийти с ним в лагерь Цезаря.
    • Fallout 4 — путники регулярно высказывают Выжившему за различные решения которые противоречат их убеждениям. Престон так вообще рассвирепеет, если примкнуть к рейдерам из Nuka-World.
  • Dragon Age: Origins — «Что за фигня?!» может довольно часто выслушивать от спутников протагонист. Иногда это приводит к потере спутника. Алистер будет ужасно ругать протагониста, если тот не спасёт его родной Редклиф с кучей невинных жителей, но останется в команде, а вот стоит не убить предателя Логэйна — всё, полный разрыв отношений. Стоит осквернить прах Андрасте (Андрасте — местный аналог Иисуса, её прах обладает чудодейственной целительной силой) драконьей кровью — раскричатся Винн и Лелиана. Последнюю ещё можно уболтать, а вот Винн ни за что не останется в команде (что заставляет задуматься о глубине веры каждой). Впрочем, когда герой ведёт себя совсем как паинька, на него ворчат Морриган (если герой теряет какую-то выгоду) и Стэн (если герой отвлекается на что-то, по мнению кунари, неважное для основной цели), хотя обычно без далеко идущих последствий: Морриган просто бубнит, что нельзя быть таким правильным, а Стэн за найденный меч способен закрыть глаза очень на многое.
    • Во второй игре серии, что бы Хоук ни творил(а), его/её соратники всё терпят (и даже отношение их не то чтобы падает, они просто начинают любить протагониста «странною любовью», то есть развивают т. н. соперничество, оставаясь при этом преданны и всегда готовы помочь) — и только перед финальной битвой могут встать на дыбы. Впрочем, Хоук и не может натворить ничего настолько уж поганого, игрой не предусмотрено.
    • Так уж и всё? Фенрис уходит, если герой не спешит разобраться с работорговцами. Изабелла покидает отряд в любом случае и при низком влиянии так и не возвращается. Авелин своё возмущение выражает весьма недвусмысленно — мордой Хоука об стол. А дозволение демону захватить в Тени одного мага навсегда обрубает возможность романа с Андерсом.
    • А вот в третьей части спутники ограничиваются только комментариями: покинуть героя перед битвой с апокалиптическим маньяком сами они не решаются, хотя выгнать почти всех можно в любой момент. С другой стороны, в DLC «Чужак» некоторые решения могут нехорошо аукнуться протагонисту, ну, так вас же, Босс, предупреждали.
    • Впрочем, не все спутники: Коул вполне может с заявлением «Что за фигня?» свалить в туман, предварительно стерев всем память о себе, если герой задумывается лишь о собственной выгоде. Да и Сэра тоже может такое провернуть, правда она, в отличие от того же Коула, сначала предупреждает, что ей не нравится в команде.
  • До Драконяги тоже были игры с капризными спутниками, в частности Neverwinter Nights 2. К примеру, даже Касавир, который, пусть и будучи паладином, производит впечатление мужика толкового, возмутится, если вы в начале второго акта решите наколоть лесную нимфу, чтобы получить доказательство своей невиновности (иными словами, чтобы защитить ту самую справедливость, которую он так любит). Про менее адекватных спутников ГГ и говорить нечего. Покинуть отряд прямо по ходу дела большинство из них не может, но при недостаточной лояльности в финале вполне возможен их поворот налево кругом (тут, правда, порог у каждого свой: одни легко присоединяются к Чёрному властелину, а других надо для этого реально достать).
  • И, конечно, Baldur's Gate, где репутация отряда означает в то же время и карму. Слизком низкая репутация означает, что мы натворили тёмных дел, и это вызовет недовольство добрых сопартийцев вплоть до их ухода из партии или нападения. Слишком высокая, соответственно, не радует злых сопартийцев. Нейтралам не нравятся обе крайности. При «добром» составе партии нетрудно оставаться в рамках «хороших» квестов, но легко ли удержаться от превращения в машину смерти (Slayer) в очередном бою, когда мы можем это контролировать? А ведь каждое намеренное превращение в Slayer’а понижает карму-репутацию…
    • Злой шутки ради можно приказать борцу за добро Минску убить ребёнка или Яну Янсену — напасть на собственное семейство. И они это сделают. А потом накинутся на протагониста за якобы им совершённое злодейство.
  • В конце римской главы Alpha Protocol’а перед ГГ станет выбор — спасти от пули девушку, слегка снабжавшую его нужной информацией и, в зависимости от действий, разок переспавшей с ним, или предотвратить взрыв крыла музея вместе с несколькими десятками туристов. Если выбрать первое — звучит данная фраза. Кроме этого, в игре есть ещё несколько подобных моментов, но они не столь запоминаются.
  • В Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura можно выслушать «Что за фигня?» от всех сопартийцев с добрым мировоззрением, если стукнуть какого-нибудь доброго NPC. После чего они радостно набросятся на жертву и добьют.
    • Из-за бага особо эпичное (и несправедливое) «чтозафигня» ждёт вас в конце одного квеста, касающегося мага, много лет назад заточившего в своем теле могущественного демона. Демона можно изгнать, только убив его носителя особым кинжалом, маг об этом знает и спокойно даст себя убить… но у него тоже доброе мировоззрение, и поэтому боевых товарищей лучше оставить за углом: или набросятся «помогать», убьют беднягу левым дубьём, выпустят демона и завалят квест, или будут стоять рядом и орать «чтозафигня» на каждый ваш удар (у чёртова кинжала довольно низкий урон, и несчастного мага придётся натурально истыкать), после чего последует массовое дезертирство. Впрочем, есть более быстрое решение — стоя за углом, дать кинжал не страдающему излишним пацифизмом Вирджилу и попросить его провести эвтаназию в одиночку.
    • В самом конце игры можно получить уже куда более серьёзное «Что за фигня?», с занесением в грудную клетку, почти от всех сопартийцев, как добрых, так и злых, если объединиться с апокалиптическим маньяком Керганом.
    • И с прикрученным фитильком: пробежав по центру Таранта голым, вы навеки прославитесь как «Тарантский извращенец».
  • Starcraft — Арктур Менгск натравил рой зергов на Тарсонис — столичный мир Конфедерации — и бросил там Сару Керриган. Результат — 8 миллиардов погибших, появление Королевы Клинков и куча офигевающих от такой жестокости союзников. Правда причина избавиться от Сары у него была — ещё будучи «призраком» Конфедерации, Сара и ещё два «призрака» перерезали семью Менгска. Лично Сара обезглавила его отца. Правда сама она не помнит, так как «призракам» стирают воспоминания после каждого задания.
    • Судя по официальной книге, он ее простил, так что ничего личного, просто не стал рисковать ради фигуры на доске.
  • Undertale — во время суда над главным героем при LV ниже 19 Санс прямо спросит, зачем игроку лишний прах на руках.
    • У царствующей четы Подземелья, Ториэль и Асгора, были прекрасные супружеские отношения, до тех пор, пока король не поклялся истребить всех людей, которые попадут в Подземелье. Вроде как Асгора понять и можно: люди заточили его народ под землёй, и, вдобавок, из-за них погиб его родной сын, но реакция Ториэль была примерно из этой области.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — Карт и Бастила не преминут нелицеприятно отозваться о соответствующих поступках главного героя. Джедаи будут возмущаться, если использовать Силу для выгоды. Если же он предаст Республику, то Карт и твилечка Миссия Вао попытаются сбежать. А если ещё и убить Миссию, то даже связанный долгом жизни вуки Заалбар решит, что это уже слишком.
    • На Дантуине есть квест — вернуть к свету юную джедайку Джухани, которая уверена, что убила свою наставницу, и потому почти перешла на темную сторону. Оказывается, её наставница жива и здорова — джедайке не сказали, потому что это было частью её обучения. Карт Онаси не преминет высказаться насчет таких педагогических методов.
      • Впоследствии он будет удивляться и возмущаться, что Совет джедаев повесил такое серьезное задание на зеленого падавана, каковым, собственно, является протагонист. А уж когда всплывет Самый Главный Спойлер, тут уж достанется всем — и и Совету, и Бастиле, и протагонисту, причем не только от Карта.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords — все спутники могут спросить с героя за поступки, несоответствующие их представлениям о правильном. Щекотливость ситуации в том, что команда очень разношёрстна, и угодить решительно всем может только хорошо продуманный моральный вертихвост.
    • Для полноты счастья есть моменты, когда повышая влияние на одного героя, вы автоматически понижаете влияние на другого. Например, если вы грубо пошлете врагов, которые предлагают союз, Служанка будет довольна, а Крея рассердится. Приходится тасовать команду, регулярно ее менять и читать-перечитывать гайды, благо их в инете достаточно.
  • Spec Ops: The Line — сначала этим вопросом задается только Луго, в то время как Адамс придерживается стороны Уокера. Но затем и у Адамса сдают нервы.
  • Mass Effect (франшиза):
    • Mass Effect 1 — ещё в начале игры NPC могут возмутиться поведением Шепард(а), если тот/та вырубит доктора Мигеля. Излишняя жёсткость заставит несколько раз выговорить Шепард(у) его/её спутников, а на Вирмайре Рекс напрямую спросит, почему это он должен уничтожать лекарство против генофага. Наконец, независимо от действий Шепард(а), его/её выбор будет оспаривать турианский советник: освободил королеву рахни — дурак, создал угрозу; убил королеву рахни — маньяк, осуществил геноцид и т. д.
    • Mass Effect 2 — если в конфликте Миранды/Джек или Тали/Легиона поддержать одну из сторон, то другая прямо выскажет, что думает о такой позиции. Также, если импортировать сохранения из первой части, где капрал Тумс был выслушан и спасён, то он пришлёт письмо, начинающееся угадайте с какой фразы.
    • Mass Effect 3 — если саботировать лечение генофага, то соответствующий монолог можно получить до двух раз: от Мордина и от Рекса. Если не саботировать, то только один — в письме далатрессы Линрон. А если угробить отряд «Аралах», то Рекс поймёт, а вот Рив начнёт возникать.
  • Tyranny — здесь этим особенно знаменит принципиальный служака Барик, остальные более гибкие.
  • Chrono Trigger: Crimson Echoes — когда Кроно и Фрог оказались в альтернативном будущем, они подружились с рептидами. Их предводитель пригласил героев в замок. В одной из комнат, Кроно обнаружил скелет, на котором лежал кулон принадлежавший Марли — девушка попала в другой временной отрезок, попала в плен и в итоге скончалась. Обезумев от горя, Кроно выхватил катану и зарубил двух мирных рептидов. Фрог возмущается — какого чёрта, Кроно? Ведь Марли умерла сотни лет назад, а эти рептиды не имеют отношения к её смерти.
  • Thronebreaker: The Witcher Tales — Если Мэва будет творить вещи, противоречащие убеждениям ее свиты, то ее часть в определенный момент может высказать «Что за фигня, королева?» и уйти от неё без предварительных предупреждений.
    • Эйк из Денесле будет недоволен решениям, противоречащим его кодексу.
    • Чародейка Исбель будет возмущаться жестоким, по ее мнению, поступкам.
  • Overwatch — убийство Антонио. Именно так на него реагирует отряд Блеквотч: благодаря спонтанному решению Рейеса, вместо тихой и тщательно спланированной операции начинается кровавая баня, последствия которой Овервотч замять уже не смог.
  • Tales of Vesperia — именно такую реакцию вызвали у Юрия действия Флинна в Нордополике. А когда Флинн попытался задать бронебойный вопрос («И что теперь? Убьёшь меня как Раго и Кумора?») припечатал его бронебойным ответом («Если станешь злодеем, то у меня не будет другого выхода»).
    • В свою очередь самому Юрию, когда он сделал попытку в одиночку спасти Эстель, коротко, но очень обидно и болезненно своё мнение по поводу его действий высказали Кэрол и Рита.
  • Oniblade — Аюми, не смотря на предупреждения Светлого, пытается стащить реликвию, чем частично выпускает на волю силу Тёмного. Всё лишь потому что героиня слишком упрямая для того, чтобы «вернуться с пустыми руками, но с головой на плечах».
    • К чести Аюми следует помнить, что она всегда была авантюристкой и охотницей за наживой, но кандидатом в спасители мира — ни разу (а по сюжету игры — и вовсе непреднамеренно).
  • Metro Exodus — своё «фи» выскажет Артёму Алёша, если валить без разбору Пионеров. По его словам, они просто заигравшиеся взрослые дети, которые защищают себя и свой дом.
  • Final Fantasy XV — в начале 10-й главы троп пытается использовать Гладиолус. Почему пытается? Потому, что даже несмотря на то, что причины быть недовольным у него в принципе есть, конкретную тему он выбирает крайне неудачно (допустим возмущение тем, что Ноктис пренебрегает долгом, так и не надев кольцо Люциев, ещё имеет хоть какой-то смысл, но вот ставить ему в вину то, что он всё ещё скорбит по Луне, которую любил 12 лет и даже попрощаться с ней толком не смог как-то перебор), а выражает недовольство и вовсе таким образом, что вопрос из эпиграфа становится вполне уместным уже в его адрес (как бы обвинять принца в трусости и пытаться устыдить его слепотой друга и смертью возлюбленной в ситуации, когда он вообще-то едет вместе с тобой в логово врага как раз во имя исполнения своего долга, попахивает уже низостью).
    • А вот в 4-й главе, во время боя с Титаном, получилось куда более уместно и удачно и вызвало именно те эмоции, какие надо.
  • Впрочем, в оригинальной Final Fantasy VII на первом PlayStation сей троп ещё ярче проявляется, пополам с Что за фигня, автор? Чтобы проникнуть в особняк Дона Корнео для спасения Тифы, главному герою Клауду придётся переодеться в девушку, и для этого ему потребуется помимо парика с платьем ещё и прицепить лифчик… который можно найти в местном борделе. Раздобыв счастливый билет на бесплатный вход, Клауд нагло бросает Айрис и просит ей не мешать, мол дай мне расслабиться после трудного дня. Конечно, Клауд далеко не идеальный герой, но такая неожиданная трансформация не лишённого благородства героя вызовет у игрока отвращение. А дальше нужно выбирать комнату, где его ждёт оздоровительная порка. В лучшем случае он попадёт в пустую комнату, но там его измучает до потери пульса собственная совесть в виде его призрачной копии. В худшем — его ждёт изнасилование в джакузи с голыми мужиками. И собственно возникает вопрос: а кто придумал весь этот недохентай? Ответ прост: Мотому Торияма! Слава богу, что в ремейке 2020 года этого дерьма нет.
  • Ведьмак 2: Убийцы королей — в случае, если Геральт не станет спасать Трисс, вместо этого решив помочь Филиппе, в хронике игры (состоящей из заметок, написанных от лица Лютика) появится запись, начинающаяся словами: «В этом месте я буду вынужден отчитать нашего отважного героя.».
  • Cyberpunk 2077 — высказывают Джонни Сильверхенду Панам и Роуг в концовке «Умеренность». Обе женщины уверены в том, что Сильверхенд просто-напросто похитил тело Ви. Панам обещает найти Джонни и вернуть Ви обратно в его тело, а Роуг прямо говорит ему, что спокойной жизни в Найт-Сити ему не видать, о чём она лично позаботится.
  • The Elder Scrolls 5: Skyrim — некоторые спутники сдадут главного героя страже, если увидят, как он что-то ворует, или если он нападёт на мирного NPC. Другие аналогичным образом поступят только при убийствах оных NPC. Ну а третьим на всё пофиг, они позовут стражников, только если Довакин сам на них нападёт.
    • Если вы, проходя квесты линейки «Затерянные в веках», путешествуя по развалинам с призраком Катрии, найдёте её физический труп, во имя девятерых, не раздевайте её. Призраку это не понравится, она скажет: «Ну и зачем это было делать?»
  • HighFleet — Пётр Шахин в любом случае упрекнет, если протаранить насмерть судно противника: «Мы не нация смертников, Марк».
  • «King's Bounty: Легенда о рыцаре» (2009) — для того чтобы расколдовать жителей окаменевшей деревни, необходимо снять зачарованный амулет с пастушонка Люка. Сделать это можно двумя способами: усмирить амулет, сразившись с его хранителями, либо просто сорвать, не усмиряя, но тогда мальчонка умрёт. Если выбрать второй вариант, то часть войск главгероя возмутится, дезертирует и тут же нападёт на своего бывшего хозяина.

Визуальные романы[править]

  • Kanon — Юйти спрашивает у Макото «Что за фигня?», когда та сбрасывает котика Пиро с моста на проезжающий мимо мусоровоз.
  • Kara no Shoujo — Уодзуми может высказать подобное Рейдзи дважды. Первый раз в плохой концовке, где он вскроет Сюго, чтобы достать из его тела ключ и спасти Юкари. Второй раз в том случае, если главный герой застрелит Макото Рокусики.
  • Long Live the Queen — если вы задумаете скормить вашу кузину Шарлотту кракену ради принесения жертвы, ваш отец придёт в ужас от такого решения.

Примечания[править]

  1. В не вошедших в опубликованный текст вариантах вместе с кораблём сгорал и один из младших детей самого Феанора
  2. Учитывая то, что эти же самые тускены год за годом терроризировали всех мирных жителей в округе — грабя, похищая, пытая, убивая, — Энакину медаль надо дать за ликвидацию змеиного гнезда бандитов-террористов. Другое дело, что Энакин не простой человек, а форсюзер. А им надо быть очень осторожными со своими эмоциями — иначе можно сильно втянуться, в конце концов, от «за убийство матери вырезал племя негодяев» придя к «за косой взгляд выпотрошил Силой первого встречного, его семью, собаку и всех соседей».
  3. Впрочем, при таком раскладе вопрос «Что за фигня, герой?!» смело можно задавать всей джедайской верхушке: зная, что Энакин — Избранный, что его судьба крайне важна, не делать после этого случая ничего, что бы защитило его эмоции впредь. Более того: Йода, самый мудрый из джедаев, всего через три года спокойно советует пришедшему за советом Энакину «отпустить тех, кого ты любишь», поскольку желание удержать объект любви «это ревность, а ревность — это ведь алчности тень». Иными словами — гранд-мастер ордена предлагает Избранному уже сознательно, опустив руки, обречь на смерть любимую. Пережить тот ужас снова. После такого становится как-то совсем неудивительно, что Энакин ушёл к Палпатину — тот, как минимум, не давал идиотских советов.