Чёрное зеркало

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Чёрное зеркало
BlackMirror.jpg
Общая информация
ЖанрДрама
Фантастика
Сатира
Страна производстваВеликобритания, США
Канал премьерного показаE4, Netflix
Когда выходил4 декабря 2011 - н.в.
Сезоны6
Всего серий27
Длина серии41-90 минут

Чёрное зеркало (англ. Black Mirror) — британский фантастический сериал, современный аналог классического сериала «The Outer Limits». Показывает жизнь жалких человечишек, испорченных высокими технологиями в недалеком будущем. Поднимает вопросы морали и нравственности. Фишка сериала — серии по полтора часа, 3 серии на сезон (в третьем и четвёртом, в связи с политикой Netflix — по 6), как у вашего Шерлока, однако сквозного сюжета нет вообще, вплоть до разных героев, времени, места и мира в каждой серии. С другой стороны, многие события происходят в одном и том же сеттинге и содержат явные или косвенные отсылки к другим эпизодам.

Первый сезон (2011)[править]

«Национальный гимн» («The National Anthem»)[править]

Принцессу Сюзанну из королевской семьи похищают и ставят премьер-министру условие: он должен заняться сексом со свиньёй в прямом эфире за отведённое время, иначе принцесса умрёт. Данная ситуация привлекает внимание прессы и граждан. Майкл после долгих раздумий решает пойти навстречу требованиям похитителей. Во время эфира улицы пустуют — все сидят дома и наблюдают секс свиньи с премьер-министром, поэтому никто не замечает бродящую Сюзанну, которую похититель отпустил прямо перед эфиром. Отчаявшийся в людях, похититель совершает самоубийство.

  • Героический антагонист — похититель принцессы, ибо в итоге он ничего ей даже не сделал: его целью было узнать, как общество будет реагировать на происходящие события.
  • Знают именно за это — в этой пилотной серии нет особенных технологий, но есть премьер-министр Великобритании, которому надо заняться сексом со свиньей.
  • Палец в конверте — похититель отправляет якобы палец принцессы колеблющемуся протагонисту. На самом деле он отправляет свой.
  • Плохой хороший конец — злодей обезврежен, принцесса жива и невредима, но премьер-министр сломлен до такой степени, что впоследствии расстаётся с женой и уходит с поста (показано в последующих сериях через твиты и газетные заголовки). А на момент окончания серии герой вроде-как-справился достойно, на его рейтингах эпизод со свиньёй сказался положительно, и все вроде бы неплохо… Вот только жена, на публике показывающая, что у них все отлично, наедине на мужа даже смотреть не может.
  • Садистский выбор и Из двух зол выбирай меньшее — условия, поставленные протагонисту: либо он занимается сексом со свиньёй на глазах у всей страны, либо он отказывается и теряет возможность вернуть принцессу живой и здоровой.
    • Другой вопрос, что сама по себе установка на уровне «а как я попал сюда»? Вместо «не ведём переговоры с террористами» ублажение террориста. Да и сами спецслужбы, косячащие там, где даже рядовой обыватель не накосячит, это жесть.
  • Стрелок Чехова — похититель показывается в паре коротких сцен смотрящим новости.

«15 миллионов заслуг» («Fifteen Million Merits»)[править]

В антиутопичном будущем мире люди вместо работы ежедневно крутят педали, вырабатывая энергию, и получают виртуальные деньги, «заслуги». Некоторые пытают удачу на сцене: на кастинг-шоу можно попасть, накопив 15 миллионов заслуг. Главный герой, Бинг, покупает билет на сцену своей подруге, Эби, которая мечтает стать певицей. Однако публика не оценивает выступление Эби. Вместо этого судьи шоу предлагают ей сниматься в порно. Под давлением общества (и наркотика «согласина», который дают всем участникам шоу перед выступлением) Эби соглашается. Бинга это сводит с ума, и он начинает трудиться, чтобы накопить 15 миллионов заслуг и самому попасть на шоу. Бингу это удается, и на сцене он берёт кусочек стекла, приставив его себе к горлу. Он начинает публично осуждать общество потребителей и лицемеров, в котором сам живёт. На удивление Бинга, судьям нравится его выступление и ему предлагают работать в собственной программе по телевизору, в которой он будет представлять собой недовольства обычных людей сложившейся системой. Бингу ничего не остаётся, кроме как согласиться. Теперь он регулярно выступает по телевизору, а осколок стекла у горла является его фишкой.

  • Заставили смотреть — Бинг сначала не может пропустить рекламу, показывающую дебют Эби в порно.
  • Козёл — все три судьи.
  • Конец-переворот — согласитесь, сложно было ожидать, что бунт Бинга закончится не резнёй судей и/или суицидом, а собственным шоу!
  • На тебе! — выступления на сцене — откровенная отсылка на разные шоу, такие как Х-Фактор (у нас более известен «Голос»), которые эксплуатируют людей ради зрителей.
  • Пластиковая каша — самые натуральные продукты — это фрукты, выращенные в Чашке Петри.
  • Плацкартный вагон — личные комнаты по размеру даже меньше вагонного купе.
  • Почему ты отстой — речь Бинга на сцене. Затем становится его коронной фишкой.
  • Секс — это плохо: зрители не одобряют песню в исполнении Эби, зато с пеной у рта ждут её появление в порно.
    • Почему не одобряют? — даже мерзкий сосед Бинга признал красоту пения Эби, недовольна была только девушка, ревновавшая к ней Бинга (и она же была единственной, кого смутило предложение жюри). Но порно вызвало больший энтузиазм, да.
  • Хороший плохой конец — Бинг не смог пойти против системы и вернуть Эби, однако теперь у него есть фруктовый сок, собственная программа по телевизору и вид из «окна», показывающий природу.
  • Плохой хороший конец — то же, что и в предыдущем абзаце. Всё зависит от того, как расставить акценты.

«История всей твоей жизни» («The Entire History of You»)[править]

В центре истории технология, позволяющая сохранять свои воспоминания и пересматривать их в будущем. Лиам пересматривает сцену банкета, а затем обвиняет свою жену Ффион в флирте с одним из гостей, Джонасом. Ффион признается, что недолго была в отношениях с ним, однако Лиам замечает её ложь. Лиам идёт к Джонасу и угрожает ему расправой. Джонас выводит на экран воспоминания с Ффион, и Лиам видит, что их последний секс был 18 месяцев назад, примерное время, когда Лиам с Ффион зачали дочку. Лиам возвращается к жене и требует от неё воспроизведение этой сцены. Ффион утверждает, что они занимались сексом с презервативом, поэтому ребёнок никак не может быть от Джонаса, однако отказывается выводить сцену и затем пытается её быстренько удалить. Лиам успевает остановить Ффион и просматривает видео, в котором Ффион явно не использовала презерватив с Джонасом. Через некоторое время мы видим Лиама в ванной. Он пересматривает счастливые сцены с дочкой и женой, а потом выдёргивает из себя чип-технологию, сохраняющую воспоминания.

  • Наше время + 20 — несмотря на кажущуюся невероятной технологию, события происходят в недалёком будущем.
  • Параноик был прав — какими бы не казались чрезвычайными действия Лиама, его жена действительно изменяла ему.
  • Хороший плохой конец — Лиам открывает тяжелую правду, от него уходит жена и забирает их дочь, однако теперь он выковыривает из себя чип, позволяющий ему пересматривать прошлое, и чувствует себя свободным.
  • Ревность — вся серия об этом. Порой кажется, что главный герой перегибает палку, однако затем оказывается, что он обвинял жену не зря.
  • Фан-диссервис — сцена секса Лиама и Ффион, в которой они просто просматривают свои старые сексуальные утёхи, а в действительности лежат с пустыми зрачками и делают движения.

Второй сезон (2013)[править]

«Скоро вернусь» («Be Right Back»)[править]

Эш и Марта — молодая и счастливая пара. Эш является слегка отстранённым от общества человеком, в то время как Марта активная, жизнерадостная. Однажды Эш уходит на работу и не возвращается: он разбивается в автомобильной аварии. Марта впадает в отчаяние. На поминках Эша подруга Марты советует ей приложение, которое когда-то сама использовала: это приложение собирает открытую информацию о человеке, которую тот выкладывал в различные соц. сети и сайты, и затем общается с человеком (даже голосовыми сообщениями). Имитация Эша вскоре рассказывает по телефону, что Марта может улучшить его, заказав ему искусственное тело. Марта делает это. Копия Эша, однако, получается очень пугающей: идеально выполняет всю работу, не показывает эмоций, если ему не приказано, не отходит далеко от места установки. Марта понимает, что это не тот самый Эш, и приводит его к обрыву. Она приказывает копии Эша прыгнуть вниз, однако тот умоляет не убивать его. Действия переносятся во времени на несколько лет вперед. Марта воспитывает дочку, однако она всё-таки не смогла принять Эша и поселила его на чердаке.

  • Вернулся не таким — Марта не может признать копию Эша, сделанную на основе анализа его активности в сети.
  • Всё пошло слишком так — «Эш» не обладает недостатками оригинала, внимателен, хорош в постели, не «втыкает» в свои гаджеты… Но скоро он начинает Марту дико бесить, в том числе и своей абсолютной безропотностью и раболепием.
  • Замена золотой рыбки — копия Эша.
  • Искусственный человек и Философский зомби — главный герой, вернее его копия.
  • Нет антагониста — достаточно редкое явление в данном сериале, но в этой серии действительно нет антагониста.
  • Хороший плохой конец — всё таки Эш умер и его потерю никогда не восполнить, однако Марта счастливо живёт со своей дочкой, поселив копию Эша на чердаке.
  • Экстраверт выживает, или «грустным солдатам нет смысла в живых оставаться» — если бы Эш не был таким замкнутым, его реплика была бы более полноценной

«Белый медведь» («White Bear»)[править]

Женщина просыпается в комнате. Она не помнит, как здесь оказалась, однако воспоминания периодически возвращаются к ней: она вспоминает маленькую девочку, которую героиня, Виктория, принимает за свою дочку. Она выходит на улицу и ужасается: окружающие люди избегает её, не говорят с ней, и всё время снимают её на камеру мобильного телефона. Вскоре Виктория находит другого «человека» — судя по всему, он отличается от тех «зомби» сознательностью, однако он всё также агрессивно настроен по отношению к Виктории: что ещё можно ожидать от человека в маске и с дробовиком? Виктория убегает от него и встречает Джем, девушку, не подверженную влиянию этой анархии. Джем объясняет Виктории, что большинство людей сошло с ума из-за радиопередачи, зомбирующей людей, а немногие здоровые люди начали терроризировать других, пользуясь беспорядком и безнаказанностью. Джем и Виктория встречают Бакстера, однако уже вскоре он оказывается тем самым убийцей в маске и с дробовиком. Они убивают Бакстера и направляются к радиопередатчику, однако натыкаются там на двух «охотников». Один из них уже почти убивает Джем, а Виктория выстреливает в другого — однако дробовик выстреливает конфетти. Внезапно все персонажи связывают Викторию и сажают на стул. Перед ней раскрывается сцена с публикой, и из-за кулис выходит Бакстер. Он объясняет Виктории, что она отбывает наказание за то, как снимала убийство маленькой девочки на камеру. Её сообщник совершил самоубийство, поэтому полное наказание отбывает только Виктория. Из этого сделали шоу, в котором каждый желающий может поучаствовать: регулярно Виктории стирают память и заставляют проходить снова и снова через те же самые муки. Создана даже специальная школа (это не специальная школа, а совершенно стандартный "брифинг" перед более-менее опасным аттракционном, точно так же происходит перед посещениями открытых зоопарков, прыжков с парашютом и так далее), в которой людям объясняют, как себя вести на шоу. Никто не сочувствует Виктории и не подвергает сомнению подобное «наказание», каждый принимает её просто за животное. В конце Бакстер вычёркивает очередной день в своём календаре.

  • Всё было обманом — однако героине от этого только хуже.
  • Всё это время был злодеем — и Бакстер, и Джем, да и главная героиня, в какой-то мере.
  • Неадекватное возмездие — Викторию подвергают пожизненной пытке, постоянно стирая память и заставляя вновь и вновь видеть все эти ужасы, при этом даже не давая Виктории возможности осознать тяжесть своего поступка и раскаяться. Самое занятное тут то, что это ещё и... бессмысленно. После стирания памяти уничтожается старая личность и наказанию подвергается личность новая, совсем невиновная.
    • При этом посетители парка, в котором регулярно проводится наказание, а также работники, немногим от неё отличаются: они, подобно тому, как она снимала убийство ребёнка, снимают её на видео, наслаждаясь её мучениями.
    • В данном случае суть наказания не в том, чтобы преступник "раскаялся", а именно как предостережение для других таких же неадекватных личностей. И старая личность не стирается, а лишь на время подавляется.
      • Что совершенно не отменяет ублюдочной сути подобных "развлечений". А насчёт "старая личность не стирается", Лем бы с удовольствием с этим утверждением поспорил бы, он много внимания уделял этому моменту в своём творчестве. Гуманнее было бы убить, но тогда прощайте, рейтинги...
  • Помидор в зеркале — главная героиня оказывается убийцей с промытыми мозгами.
  • Темнее и острее — пожалуй, самый тёмный эпизод всего сериала.
  • Участь хуже смерти — главная героиня Виктория подвергается жестоким испытаниям: её преследуют странные личности, в неё стреляют, а окружающие молча наблюдают, снимая погоню на свои гаджеты и т. д. В конце оказывается, что это всё — реалити-шоу, представляющее собой изощрённое наказание за совершённое Викторией ужасное преступление (похищение и убийство ребёнка): раз за разом на потеху публике она, искусственно теряя память, должна участвовать во всём этом.
  • Чёрно-серая мораль — в этой серии определенно нет положительных персонажей.

«Момент Уолдо» («The Waldo Moment»)[править]

  • Ай, молодца! — Уолдо изначально позиционировался, как просто комедийный персонаж, однако усилиями Джейми он стал самым что ни на есть политиком.
  • Боже мой, что же я наделал! — Джейми осознаёт это ближе к концу, однако уже слишком поздно, чтобы что-то изменить.
  • Гиллигановский монтаж — Джейми и Гвендодин заваливаются в его номер, и она говорит: «Не раскатывай губу, я не буду с тобой спать». В следующем кадре она уже скачет на нём в позе наездницы.
  • Грустный клоун — комедиант Джейми.
  • Кнопка берсерка — Лиам пытается надавить на настоящую личность Уолдо, однако последний от этого приходит в ярость.
  • Козёл был прав — речь Лиама, который считает, что всё это превращается в полный абсурд, да и Уолдо, который называет политиков лицемерами.
  • Огромный на тебе! в сторону политиков.
  • Несчастливый конец — Уолдо выигрывает выборы и получает популярность во всём мире вопреки воле Джейми, а сам он теряет всё и становится бомжом.
  • Публика — дура: никто из людей, кроме политических противников, даже не сомневается в надёжности Уолдо.

Третий сезон (2016)[править]

Тут сериал выкупает Netflix, увеличив количество серий в сезоне.

«Нырок» («Nosedive»)[править]

  • Альфа-сука — Наоми, бывшая одноклассница Лейси.
  • Высокоточный матснаряд — этим заканчивается эпизод, когда главная героиня в тюремной камере начинает пререкаться с другим заключенным. Также она на свою голову выругалась в аэропорту, за что нажила себе дополнительных неприятностей.
  • Единственный нормальный человек — люди, которые не подвержены системе оценок: Сьюзан, бабушка-дальнобойщик, которую встречает Лейси по пути, да и брат Лейси, Райан.
  • Козёл был прав — всё таки Наоми сказала правду, когда обвинила Лейси в том, что та собирается на её свадьбу дабы поднять свои оценки душещипательным тостом.
  • Наше время + 20 — страшно даже подумать, что система оценок уже существует в наше время: Uber, система, в которой пассажиры и таксисты могут оценивать друг друга, а также общественная кредитная система, разрабатывающаяся к выходу в Китае.
  • Хороший плохой конец — героиня теряет положение в обществе, над которым работала всю жизнь, из-за череды нелепых случайностей, её помещают в тюремную камеру, но она понимает, что теперь вольна говорить что хочет, не заботясь о рейтинге в местном аналоге Инстаграмма и мнении окружающих, чем и занимается в компании такого же отщепенца.

«Бета-тест» («Playtest»)[править]

Главный герой Купер совершает путешествия по миру после того, как его отец умер от болезни Альцгеймера. Купер, судя по всему, поссорился с матерью, вследствие чего намеренно игнорирует её звонки. В Лондоне он встречает гик-журналистку Соню, с которой проводит ночь, а затем отправляется в игровую компанию SaitoGemu, чтобы протестировать их новую экспериментальную игру и подзаработать денег. Там он знакомится с инструктором Кэти и владельцем компании Шоу Сайто. От них он узнает главную идею игры: она подстраивается под человека, реализуя его настоящие страхи в виртуальной реальности. В экспериментальной комнате перед стартом Кэти просит Купера отключить телефон из соображений безопасности, однако тот ненадолго включает его, чтобы отправить фото Соне. Будучи в виртуальной реальности, Купер оказывается в одиночестве в заброшенном особняке и контактирует с Кэти через наушник. В особняке появляются разные чудовища, которые пытаются напугать Купера, но тот держится достойно и иногда даже предугадывает грядущие «скримеры». Внезапно связь с Кэти теряется и в особняк врывается Соня, которая предупреждает Купера об опасности игры и просит его уйти вместе с ней. Купер понимает, что Соня — очередной плод его воображения, в результате чего Соня нападает на него, но Купер одерживает победу и убивает её. Знатно потрёпанный Купер вновь слышит Кэти, а та отправляет его на второй этаж, чтобы закончить эксперимент. Внезапно Кэти начинает задавать Куперу каверзные вопросы про его маму, а тот, понимая, что забыл многие детали о ней, впадает в истерику. Затем Купер просыпается в офисе Сайто и возвращается домой, где пытается поговорить с мамой, однако вскоре понимает, что та не узнаёт его. Действие переносится в экспериментальную комнату, где Купер сидит в игровом кресле и кричит «мама». Звонок от матери на включенный телефон вызвал неполадки в работе устройства и убил его, а сам эксперимент длился доли секунды.

  • Бонус для фанатов — в серии огромное количество отсылок к игровой индустрии: Шоу Сайто подозрительно похож на Хидео Кодзиму, фамилия Купера — Рэдфилд — это отсылка на серию Resident Evil, Кэти в конце выдаёт фразу: «Would you kindly open the door?», что является отсылкой на Bioshock, и так далее.
  • Враг силён твоим страхом — игра адаптируется под человека, пытаясь надавить на него его же страхом, из-за чего у Купера и произошёл разрыв сердца.
  • Гик: Соня, в меньшей степени — Купер.
  • Жанровая смекалка — Купер обладает таковой. Не помогло.
  • Получилось страшно — даже несмотря на то, что Купер периодически предугадывает и высмеивает грядущие джампскейры, эпизод всё равно смотреть достаточно жутко.
  • Смерть героя — Купер умирает в конце.
  • Страхи взрослого человека — Купер умер не из-за того, что увидел каких-то монстров, и даже не от потери разума, которая ей представилась, — да, всё это сломило его, но окончательно Купера добила боязнь за маму, у которой он увидел Альцгеймер.
  • Топливо ночного кошмара — вся серия сделана в духе фильмов ужасов, поэтому этого здесь предостаточно.

«Заткнись и танцуй» («Shut Up and Dance»)[править]

Кенни — ничем не примечательный подросток, работающий в фастфуде. В один день на ноутбуке Кенни появляются вирусы, вследствие чего тот скачивает случайный антивирус из интернета, а затем открывает свой любимый порносайт и занимается онанизмом. На следующий день он узнает, что некие хакеры записали на вебкамеру сей процесс, а теперь они приказывают, чтобы Кенни выполнял все их требования, иначе они сольют в общий доступ как и на что тот мастурбировал. Весь день Кенни выполняет странные поручения хакеров, перемещаясь по разным точкам города, и, в конце концов, знакомится с Гектором — семьянином, пожелавшим поразвлечься с проституткой, но также ставшим жертвой хакеров. Не желая развода с женой и расставания с детьми, тот тоже вынужден повиноваться хакерам. Им двоим дают задание ограбить магазин и скрыться с деньгами, для этого хакеры выдают им пистолет и темные очки. Гектор становится водителем, а Кенни вынужден быть грабителем. По пути Гектор и Кенни перекидываются словечками, и Гектор никак не может понять, почему Кенни так сильно боится того, чем его шантажируют, ведь мастурбация в подростковом возрасте — вполне нормально. Во время ограбления Кенни описывается в штаны, однако получает сумку с деньгами и вместе с Гектором они скрываются. Здесь же их пути расходятся: Гектору приказывают избавиться от машины, а Кенни — отнести сумку с деньгами в лес. В лесу Кенни встречает ещё одного шантажированного — тот оказывается скрытым педофилом и спрашивает Кенни, насколько юны были те, на кого передергивал он. Хакеры требуют от них, чтобы те дрались насмерть за деньги, но Кенни вспоминает про оставшийся пистолет, наводит его на соперника, однако затем пытается застрелиться сам. Пистолет оказывается незаряженным — между парнями затевается драка. Тем временем Гектор приходит домой и получает на телефон сообщение с «троллфейсом». Он заходит в комнату к жене и видит её с телефоном в руках и всю заплаканную. Гектор понимает, что его жена всё узнала. Кенни одерживает победу в драке и окровавленный идёт по ночному лесу с сумкой денег в руках. Внезапно ему звонит мама и рассказывает, что в сети появилось видео того, как тот мастурбирует на детское порно. Кенни получает сообщение с «троллфейсом» на телефон, а на фоне его окружают машины полиции.

  • Жертва — козёл: все персонажи, которых шантажировали, оказались полными козлами, однако это не оправдывает самих шантажирующих, ибо делали они это просто чтобы повеселиться.
  • Наделать в штаны — Кенни вернулся с магазина не только с награбленными деньгами, как этого требовали шантажисты, но и с мокрыми штанами.
  • Неадекватное возмездие — опять же, шантажируемые даже несмотря на все свои грехи не заслужили того, что с ними произошло.
  • Несчастливый конец — один из самых худших концов для персонажей за весь сериал.
  • Откровение у холодильника — для Гектора его дети — смысл жизни; он рад помочь и другим детям, взяв на себя обязанности по контролю школьных завтраков. И каково ему будет узнать из новостей, что его невольный сообщник и попутчик — педофил?
  • Педофил — парень, с которым Кенни приходится биться насмерть в конце, а также сам Кенни.
  • Предзнаменование — в самом начале нам показывают, что Кенни ведёт себя очень дружелюбно с детьми.
  • Роман с Дуней Кулаковой — этим занимается протагонист в начале, в итоге хакеры взламывают его и получают с вебки видео того, как и на что именно он мастурбирует, и на этом строится вся мотивация Кенни в дальнейшем.
  • Садистский выбор — либо шантажируемые выполняют все условия, которые у них потребуют, либо все их секреты будут раскрыты.
  • Твист Р. Л. Стайна — Кенни и Гектор выполнили все условия, однако шантажисты всё равно раскрыли их.
  • Через недельку нашей эры — в эпизоде ВООБЩЕ нет никаких запредельных и новых технологий, этот эпизод из всех наиболее близкий к человеку в данный момент.

«Сан-Джуниперо» («San-Junipero»)[править]

(link)

"San Junipero" - самый трогательный, романтичный и просто лучший эпизод сериала.
  • Анахронизм — намеренно, в очень больших количествах.
  • Музыкальный символ — «Heaven is a Place on Earth» Белинды Карлайл. Мощнейший эмоциональный якорь.
  • Пережить своих детей — Келли, которая пережила и мужа в том числе, а самый главных страх её жизни — что она может жить в виртуальной реальности вечно, а дочке и мужу такого шанса не дали.
  • Светлее и мягче — в кои-то веки никакой чернухи и антиутопии, наоборот — утопия жизни после смерти в виртуальной реальности
    • Однако последующие серии показывают, что переноса сознания в сеттинге, по сути, нет, так что кайфуют в утопии не реальные люди, а копии эвтаназников. Если разница имеет значение. Философы и когнитивисты ещё не пришли к единогласному мнению.
  • Средство Макропулоса — все люди условно могут жить вечно, но лишь загрузив после смерти свой разум в виртуальную реальность.
  • Счастливо женаты — Келли с мужем были счастливы в браке 49 лет, в конце она взаимно счастлива с Йорки.
  • Хэппи-энд — одна из немногих серий с хэппи-эндом.

«Люди против огня» («Men Against Fire»)[править]

В постапокалиптическом мире военная организация занимается истреблением «тараканов» — мутировавших людей, для этого она модифицирует своих солдат имплантами под названием «МАСС», притупляющими сознание солдат и усиляющими их боевой пыл. Страйп и Рэйман оказываются солдатами этой организации, и во время одной из вылазок Страйп натыкается на прячущихся в доме христианина «тараканов» — они оказываются чудовищными монстрами, которых Страйп тут же убивает. Один из «тараканов» успевает посветить Страйпу в глаза каким-то светодиодом, но тот не обращает на это особого внимания. После вылазки Страйп замечает сбои в работе импланта и обследуется у психотерапевта Аркетта, однако никаких дефектов у него не обнаруживается. Во время следующего задания Страйп и Рэйман вместе штурмуют здание с «тараканами» и Страйп замечает, что имплант окончательно перестал работать, а к нему возвращается нормальное видение мира. Страйп находит в здании выживших, однако Рэйман убивает их, чем вызывает шок у Страйпа. Тот вырубает Рэйман и, раненный, скрывается в лесу вместе с женщиной и её ребенком. Та объясняет Страйпу, что имплант искажает восприятие мира солдат и, в их глазах, превращает людей с «неправильными генами», так называемых «тараканов», в монстров, а военные занимаются этим ради генетической чистки и намеренно пропагандируют благородство этого геноцида. Страйпа и женщину с ребенком настигает Рэйман и убивает последних, несмотря на все возражения Страйпа. Страйп обнаруживает себя в тюремной камере, где психотерапевт Аркетт рассказывает о том, что светодиод нарушил работу импланта, из-за чего тот вышел из строя. Он объясняет суть работы импланта: та полностью изменяет восприятие врагов ради того, чтобы у солдат не было зазрений совести из-за их убийств. Он цитирует научное исследование, которое заключает тот факт, что люди на войне часто колеблются и отказываются стрелять по другим таким же людям. Аркетт оправдывает совершаемый геноцид процессом евгеники, при котором удаляются люди с огромным количеством болезней и отклонений в крови. Затем он рассказывает, что Страйп на всё это сам согласился, но воспоминание об этом было удалено из его головы. В качестве доказательства своих слов тот демонстрирует Страйпу видеофрагмент из его интервью. Теперь Аркетт предлагает Страйпу два варианта: либо Страйп будет обречён на вечные страдания, в которых ему будут показывать то, как он убивал «тараканов» без измененного от импланта восприятия, либо тот согласится стереть воспоминания последних нескольких дней. Действия переносятся вперёд во времени. Страйп, нагружённый медалями, возвращается домой, к своей девушке, однако и девушка, и красивый дом на самом деле искусственно созданы имплантом «МАСС».

  • Война — это кошмар: одна из моралей данной серии.
    • Это, по сути, не война, а геноцид безоружных.
  • На тебе! — в сторону нацистов и их идеологии. Аркетт буквально и цитирует нацистскую агитацию: «Мы делаем это ради сохранения чистоты крови нации».
    • А еще в сторону государств и их правителей, которые ради достижения своих политических целей намеренно создают образ врага и руководствуются жизнями обычных людей.
  • Несчастливый конец — Страйп, которому стёрли все воспоминания, возвращается домой, в свою халупу, к его искусственно созданной военными программами девушке, однако сам он этого не понимает и счастлив вернуться.
  • Проблемы с коммуникацией убивают — тот случай, когда проблемы с коммуникацией созданы искусственно во имя лучшего боевого пыла в солдатах.
  • Руссо был прав — военный психолог Аркетт рассказывает, что люди не хотят поднимать оружие на себе подобных, и в войнах в действительности стреляло в противников не более 15 % солдат, именно поэтому создан проект MASS, меняющий восприятие людей.
    • Психолог в данном случае пересказывает популярное заблуждение, правда, учитывая обстоятельства, он мог и откровенно нести пургу, лишь бы убедить Страйпа обновить имплант и продолжить службу.
  • Оружие бывает только стрелковое и Не в ладах с тактикой — штурмовать позиции противника силами неполного отделения? Носить подствольные гранатомёты исключительно ради тактикульности? Всё именно так.
    • Тараканы вообще не воюют — стрелковое оружие использует лишь один из них, остальные просто пытаются бежать и прятаться от истребления.
  • Садистский выбор — в конце Страйпу предлагают: либо ему стирают все воспоминания, и он продолжает убивать «тараканов» как ни в чем не бывало, либо он будет вечно видеть, как ранее убивал «тараканов», только теперь видя их простыми людьми.
  • Темнее и острее — вместе с «Белым медведем», это один из темнейших эпизодов сериала, особенно в контрасте с предыдущим эпизодом-передышкой «Сан-Джуниперо».
  • Фантастический расизм: по отношению к «тараканам» — людям, в крови которых содержится огромное количество болезней, передающихся по наследству.
  • Эскадроны смерти — подразделение, в котором служит главный герой.

«Враг народа» («Hated in the Nation»)[править]

Четвёртый сезон (2017)[править]

Вышел 29 декабря. Создатели, по своему специфическому шаблону показов, выпустили все шесть серий сезона в один день.

  • Кризис четвертого сезона — к сожалению, действительно так. Видно, что у авторов просто закончились идеи. 5 из 6 серий сделаны в одной и той же тематике: сознание человека в цифровом пространстве, ну а 5 серия, сделанная в атмосфере апокалипсиса, до нелепости пустая настолько, что длится всего 40 минут, в то время как длительность обычной серии составляет 52-60 минут, а также в ней снимаются всего 3 актёра, двое из которых появляются лишь в первых 10 минутах серии. Действительно, просматривая каждую серию, тебя не покидает ощущение, что ты уже это всё видел — причём не где-то, а в этом же сериале. Третий сезон, как ни странно, был достаточно хорош: в нём было много действительно оригинальных и интересных серий. А вот четвёртый…

«USS Каллистер»[править]

  • Участь хуже смерти — оцифрованные коллеги Роберта Дейли вынуждены существовать в симуляции старого космооперного сериала и всячески подыгрывать «капитану Дейли». Лучше не отказываться: тот может превратить в монстра, оставить в вечной предсмертной агонии или заставить смотреть на смерть сына.
  • Ужас у холодильника — что помешает Дейли повторить всё с нуля?
    • Хотя бы то, что его сознание заперто в стираемом при обновлении куске игрового мира без возможности выйти, а его тело в реальном мире обречено на голодную смерть, так как на дверях квартиры висит надпись «Не беспокоить». Слово Божие от Чарли Брукера.
  • Анатомия Барби — свойства оцифрованных клонов в эпизоде «USS Каллистер».
  • Принцессы не какают — ибо нечем.
  • Открытый финал для настоящей Нанетт. Вряд ли воровка предполагала, что окажется последней, кто побывала в квартире ещё живого хозяина. Девушке остается лишь надеяться, что полиция не станет рассматривать версию с убийством Дейли.
  • Но я должен кричать — Дейли в качестве наказания за неповиновение лишает Нанетт рта, а также носа и глаз. Девушка начинает задыхаться. В такой агонии она могла бы пробыть сколько угодно времени, ведь умереть она не может.
  • Озлобленный ботаник — Дейли в реальной жизни крайне неуверенный в себе человек, над которым посмеиваются коллеги. Но в своей любимой симуляции он жестоко мстит оцифрованным клонам своих обидчиков.
  • Негодяйский моральный стриптиз — ну срывает Дейли злость на своих виртуальных коллегах, и что. Да, ведет себя недостойно, но от этого никто не пострада… Стоп! Так это были клоны его коллег, которые полностью сохранили свое сознание? Он их жестоко пытает и унижает? Он даже ребенка не пощадил? Вот негодяй!
  • Марти Стю — Дейли хочет быть таким, но выходит или нелепо и карикатурно, или страшно и жутко (если у него доходит до наказания).
  • Не было бы счастья… — клонам еще повезло, что у них анатомия Барби. Если бы все было иначе, то женщины могли получить что-то похуже насильственных поцелуев. Может, и мужчины тоже. Впрочем, такую биологию по какой-то причине сделал им сам Дейли, так что, возможно, повезло им в другом
  • Не щадить детей — Дейли выбрасывает сына коллеги в открытый космос. Все ради того, чтобы сломать его отца. В случае неповиновения готов повторить нечто подобное, создав еще одного клона.
  • Космическая опера — в таком стиле создана симуляция Дейли.
  • Не в ладах с биологией — ну, конечно, идея воссоздания по одной клетке не просто клона, а цифровой копии со всеми воспоминаниями оригинала немного сомнительна.
    • А если мир, где игра способна воссоздавать реальность, тоже очередной уровень симуляции?

«Аркангел» («Arkangel»)[править]

  • Идише мамэ — Мэри, главная героиня.
  • Кнопка берсерка — 15-летняя Сара выходит из себя, узнав о слежке со стороны матери. О том, что мама могла не только видеть ее местонахождение на карте, но и буквально смотреть на мир её глазами. Еще и записывать всё, в том числе самые личные моменты жизни дочери. Все ради её блага, разумеется. Девочка подобной заботы не оценила.
  • Офелия — Сара до определенного возраста имела довольно ограниченное представление о мире, ведь программа «Аркангел» блокировала весь «нежелательный» контент в виде насилия, крови, страшных животных.
  • Ужас у холодильника — а ведь уже есть программы и приложения, которые обещают не только блокировать весь нежелательный контент в сети, но и узнавать о местонахождении ребенка, просматривать историю браузера, читать его сообщения и прослушивать (и записывать) разговоры по телефону, прослушивать и записывать окружение… Большой Брат следит за тобой, чадушко! Надо еще понимать, что есть куда более помешанные на контроле, а главное, по-настоящему деспотичные и абьюзивные родители, чем главная героиня.
  • Страхи взрослого человека — страшно, что ребенок потеряется и с ним случится несчастный случай. Страшно, если подросток свяжется с плохой компанией, будет принимать наркотики или забеременеет. Но есть люди, которые готовы нажиться на таких страхах.

«Крокодил» («Crocodile»)[править]

  • Крокодилушка — главная героиня, серия своим названием буквально и подсвечивает этот троп. После каждого убийства она плачет, но не может остановиться — в ином случае все её убийства будут напрасными, и она потеряет семью.
  • Женщина сильнее мужчины. Худенькая главная героиня голыми руками легко душит (или ударяет об пол?) до смерти заметно превосходящего по размерам героя.
  • Не оставлять свидетелей — главная героиня убивает сначала одного свидетеля… затем другого, ставшего свидетелем первого… и так по нарастающей.
  • Не щадить детей — героиня убивает и маленького ребёнка, опасаясь, что следователи опознают её через местную технологию просмотра воспоминаний. А затем оказывается, что он был слепым…
  • Протагонист-злодей — настолько злодей, насколько это возможно в современном обществе.

«Повесь диджея» («Hang the DJ»)[править]

  • Название-попрошайка — очень удачное название получилось, вкупе с тем, что этот фразеологизм не очень распространенный. Диджей — это тот, кто на дискотеке ставит музыку по желанию людей. Повесить диджея — то же самое, что пойти против системы, что главные герои и делают в конце серии.
  • Неудобная басня — «система» успешно срабатывает в 99,8 % случаев? Кажется, автор правки догадывается, откуда растут 0,2 % неудач! Главная героиня весь фильм (в виртуале) без пирсинга, а в реальной жизни у неё кольцо то ли в носу, то ли в губе.
  • Светлее и мягче — один из самых добрых и светлейших эпизодов, на уровне с «Сан-Джуниперо».

«Металлист» («Metalhead»)[править]

  • Неожиданно жестокая смерть — всем персонажам в серии, кроме Беллы, разнесло голову дробью, сама же Белла в конце перерезает себе горло за экраном. Большое количество крови в серии, видимо, объясняет её черно-белый фильтр.
  • Неумолимый преследователь — робопёс не перестанет преследовать жертву, пока сам не откинется, даже если у него нет лапы, половины лицевой части, и он слепой.
  • Робот-убийца — робопсы, антагонисты серии. Их мотивация и предыстория, однако, неизвестны.
  • Хайвей в отличном состоянии — в серии людей методично истребляют робособаки, и немногие выжившие проигрывают войну за существование. При этом водопровод и электричество в простоявшем несколько месяцев без жизни доме исправно работают. Видимо, коммуникации собаки обслуживают…
    • Более того, краска в открытом ведре так и не засохла спустя столько времени…
  • Бафос-нежданчик: гнетущая атмосфера обречённости перестаёт восприниматься всерьёз, если задуматься над тем, что робособаки откровенно хреново вооружены и довольно уязвимы: лёгкий бронежилет и шлем с забралом стали бы достаточной защитой, любое нарезное оружие под патрон мощнее пистолетного — средством поражения. Любой мало-мальски здравомыслящий человек собакам должен оказаться не по зубам, вооружённый — может успешно их отстреливать, а для армии собаки вообще не противник.

«Чёрный музей» («Black Museum»)[править]

  • Участь хуже смерти Что может быть хуже для ещё недавно любимой жены и матери, чем обнаружить своё сознание запертым в игрушке, способной произносить всего две фразы? Возможно, оказаться ненужной своему ребёнку игрушкой и свидетелем счастливой семейной жизни любимого человека с новой избранницей? Второй случай: невинно осужденный на смертную казнь человек дал разрешение снять слепок его личности, ожидая, что это поможет доказать его невиновность. Ага, как же: вместо этого его оцифрованное сознание превратили в экспонат музея, и каждый желающий мог устроить казнь снова и снова.
  • Бонус для фанатов — в «Чёрном музее» можно увидеть в качестве экспонатов предметы из большинства серий антологии.
  • Гранд-финал — эпизод таковым задумывался, им и воспринимается. Вот только народ захотел продолжения, и завершать один из самых удачных своих проектов Netflix не стал.

Пятый сезон (2019)[править]

Вышел 5 июня 2019 года и состоит из трёх серий. По сравнению со всеми предыдущими, вышел намного светлее и мягче, да и от концепции «цифровые технологии превращают жизнь в антиутопию» осталось не так уж и много. Многие называют сезон беззубым, а сериал — скатившимся, но есть одно наблюдение. Брукер ставил целью сериала эпатировать зрителя — ну, и кто скажет, что это у него не получилось, пусть и таким неординарным способом?

«Атакующие гадюки» («Striking Vipers»)[править]

«Осколки» («Smithereens»)[править]

  • Мегакорпорация — «Осколки».
  • Реал Net — просто мысленно заменяем «Осколки» на популярную IRL соцсеть… Эта серия стала третьей во всей антологии (после серий «Национальный гимн» и «Заткнись и танцуй»), где полностью отсутствуют фантастические элементы.
  • Стокгольмский синдром — заложник Джейден попытался спасти своего похитителя от самоубийства. С каким результатом — вечная загадка.

«Рейчел, Джек и Эшли Два» («Rachel, Jack and Ashley Too»)[править]

  • Невезучий изобретатель — все мысли отца девочек сосредоточены на изобретении гуманного средства от мышей. Получившийся шизотех неприменим по прямому назначению, но иногда неплохо срабатывает на людях.
    • Идея фикс — даже когда его дочери впервые выступают на сцене, Кевин увлечённо втолковывает о недопустимости традиционных средств борьбы с грызунами школьному уборщику или бармену. Ну конечно, это важнее.
  • Неформал — это здорово — «Fuck yeah!» ©Эшли Вторая
  • Он и в жизни так может! — с Майли Сайрус всё и так понятно, но и Мэдисон Девенпорт отлично играет на басу, гитаре и укулеле, и исполнять рок ей не впервой.
  • Реал Net — Эшли Вечная, говорите? Концерты покойных музыкантов, на которых выступают их голограммы, уже давно стали реальностью.
  • Розоволосая конфетка — сценический образ Эшли О.
  • Родные сёстры противоположны — в начале эпизода бунтарка-рокерша Джек откровенно противопоставляется своей младшей сестре Рейчел, восторженной фанатке поп-дивы. Аверсия в финале.
  • Светлее и мягче — настолько, что рвёт шаблон в клочья. Практически хэппи-энд.
    • Многие говорят даже о смене жанра. Эпизод действительно дальше всех ушёл от изначально тёмной концепции «Чёрного зеркала» и скорее напоминает самостоятельный подростковый фильм от Диснея, в котором любовную линию заменили на технологичную куклу, содержащую в себе человеческое сознание (любимая тема сценаристов сериала). С героинями-бунтарками, плохой мачехой, тупыми охранниками, победой рока над попсой и т. д.
    • Отсюда проблема противоположных оценок. Кто-то хватается за голову: «Что за фигня, автор?», — а кому-то очень даже понравилось. В том числе как остроумная провокация и аверсия.
    • Автор подмигивает — Брукер предвидел жёсткую критику этой серии за радикальную смену настроения и жанра. И по этому поводу добавил смачное на тебе! в финальной сцене. Да-да, фанаток Эшли О, которые в ужасе сбегают с концерта.
  • Филк — главный хит Эшли О, песня «On a Roll», преставляет собой слащаво-пошлый текст, наложенный на мотив «Head like a hole» группы Nine Inch Nails в поп-обработке. В финальной сцене Эшли и Джек исполняют песню с оригинальным текстом.
    • Эффект телепорно — сознательное использование ради повышения градуса пошлости песни при формальном нахождении в рамках. Припев поп-хита начинается с не несущего смысловой нагрузки «хэйямахо». Да-да, это совершенно бессмысленная рыба. Кто-кто там в этом расслышал «Hey, I’m a whore»? Бесстыдники, о чём только думаете!

Шестой сезон (2023)[править]

«Джоан ужасная» («Joan Is Awful»)[править]

В жизни Джоан всё было прекрасно — престижная работа в крупной фирме, любящий парень, интрижка с бывшим. Но именно что «было»… в один не очень-то прекрасный день она обнаруживает на стриминговой платформе «Стримберри» сериал о самой себе. Каждая серия в точности повторяет только что прожитый день из жизни Джоан, только все диалоги, драматизма ради, перевраны и утрированы, из-за чего главная героиня сериала (которую играет Сальма Хайек) выглядит той ещё мразью. Тут нет никакой мистики, по нынешним временам это почти даже не фантастика — за жизнью Джоан следят умные гаджеты, от которых никуда не скрыться, все сцены и диалоги генерирует нейросеть новейший квантовый компьютер, а лицо Сальмы (как и всех остальных актёров) подставлено при помощи дип-фейка. Все друзья и знакомые Джоан тоже смотрят этот сериал, из-за чего у неё вскоре начинаются большие проблемы: парень бросает, с работы увольняют и каждый встречный-поперечный глядит вслед с порицанием. Узнав от своего юриста, что засудить создателей сериала не получится, поскольку она сама дала на всё согласие, поставив галочку в непрочитанном пользовательском соглашении, главгероиня решает вовлечь в происходящее Сальму Хайек.

  • Бленд-нейм — главгероиня смотрит сериал о самой себе на стриминговой платформе «Стримберри», в которой без труда угадывается «Netflix». У них даже логотипы похожи, только вместо большой красной «N» у «Стримберри» большая красная «S». Та же платформа потом появляется и в других сериях сезона — так в «Лохе-Генри» заглавн… просто главный герой продаёт ей свою документалку.
  • Верёвка — вервие простое — итак, Джоан смотрит сгенерированный квантовым компьютером телесериал о самой себе, каждая серия которого повторяет сегодняшний день её жизни. Но поскольку просмотр этого сериала тоже является частью жизни Джоан (и не просто является, а оказывает на неё существенное влияние), то его героиня тоже смотрит аналогичный сериал уже о себе… В том сериале, который смотрит оригинальная Джоан, её роль играет Сальма Хаейк. А в сериале, который смотрит героиня Сальмы — её играет Кейт Бланшетт. Нам показали только эти два уровня рекурсии, но, по видимому, их количество стремится к бесконечности. Ближе к финалу обнаруживается, что та Джоан, которую нам преподносили как оригинал — тоже сгенерированная героиня сериала, который смотрит настоящая (настоящая ли?) Джоан, находящаяся на предыдущем уровне рекурсии.
  • Парадокс славы — весьма хитрый переподвыподверт. Как было сказано чуть выше, реальная Джоан, которую для нас играет Энни Мёрфи, смотрит сериал про точно такую же Джоан, которую играет Сальма Хайек, а та в свою очередь смотрит сериал про Джоан, которую играет Кейт Бланшетт. При этом реальная Джоан и всё её окружение знают и про Сальму, и про Кейт, но ни разу в жизни не слышали об Энни. А Джоан Сальмы знает про актрису Кейт Бланшетт, но понятия не имеет о Сальме Хайек. Можно предположить, что Джоан Кейт не знает обо всех трёх актрисах, но осведомлена о той, что играет её в не показанном нам сериале, который смотрит уже она. Тем не менее Энни Мёрфи существует и в реальности «настоящей» Джоан, каковая реальность на самом деле тоже является одним из таких сериалом. Сообщив протагонистке о том, что весь их мир сгенерирован компьютером, сотрудник «Стримберри» рассказал ей о существовании Энни и даже показал её фотографии.
  • Принцессы не какают — …а серут, аки авгиевы лошади. Поняв, что самостоятельно закрыть сериал ей не удастся, Джоан под завязку наелась фастфудом, запила всё ядрёной дозой слабительного и в костюме размалёванной чирлидерши заявилась в церковь на чью-то свадебную церемонию, где из неё всё и ливануло… Расчёт был на то, что после того, как сериальный двойник Джоан, сыгранный дипфейковой Сальмой Хаейк всё это повторит, настоящая Сальма разозлится и заставит-таки «Нетфликс»… то есть «Стримберри» прикрыть сериал. Сработало лишь отчасти. Сальма действительно пришла в ярость и попыталась добиться отмены сериала. Но ей это оказалось не по силам — как и Джоан, она подписала контракт, предусматривающий в том числе и подобное использование её образа. Зато потом Джоан и Сальма нашли друг-друга, объединились и нашли-таки способ прикрыть лавочку.

«Лох-Генри» («Loch Henry»)[править]

События серии происходит в наши дни и не содержат никаких фантастических допущений или технологий сколь-либо выходящих за рамки реальности. Молодой паренёк Генри Дэвис приезжает со своей девушкой Пией к матери Дэвиса, в небольшой шотландский городок Лох-Генри, чтобы снять документальный фильм о живущем где-то неподалёку мужчине, защищающем птичьи яйца от посягательств коллекционеров. Знакомясь с немногочисленными достопримечательностями городишки, Пия узнаёт историю о местном фермере-социопате Иане Адере, который двадцать пять лет назад жестоко расправился с несколькими туристами, а потом покончил с собой, но перед этим нанёс отцу Дэвиса ранение, от которого тот так и не смог оправиться. Впечатлившаяся услышанным Пия убеждает Дэвиса, что эта история гораздо интереснее, чем какой-то там «мужик с яйцами», и молодые люди начинают снимать документальный фильм об Адере, не догадываясь, что некоторые тайны того давно поросшего быльём дела остались неразгаданными и могут пребольно аукнуться им и в наши дни.

  • Прекрасная шоколадка — Пия (Миха’ла Херролд) весьма недурна собой и в шотландской глубинке смотрится экзотично.
  • Твой близкий — злодей — начиная снимать документалку о покончившем с собой двадцать пять лет назад фермере-маньяке, Дэвис не знал, что у того были сообщники. И уж тем более он даже представить себе не мог, что этими сообщниками были его (Дэвиса) родители.
  • Эффект телепорно — нет, это не история про доверчивого паренька Генри, которого развели на деньги мошенники. Серия названа в честь приозёрной шотландской деревушки (В переводе с шотландского «Лох» означает «Озеро»), где происходит действие.
  • Я не Зельда! — главного героя зовут Дэвис, и он вовсе не лох. В этой серии нет персонажа по имени Генри, а Лох-Генри — это, как уже было сказано, приозёрная шотландская деревушка, в которой происходит действие.

«За морем» («Beyond the Sea»)[править]

Альтернативный 1969 год. Астронавты Клифф и Дэвид отправлены в многолетнюю космическую экспедицию. Не умереть от тоски по дому и не свихнуться наедине друг с другом им помогает технология, сходная с той, что была показана в фильме «Аватар». В любой момент они могут дистанционно загрузиться в оставленные на Земле точные робо-копии самих себя, чтобы подышать свежим воздухом, погреться на солнышке, провести время с семьёй и насладиться всеми прелестями пребывания в социуме. Но однажды в дом к Дэвиду врываются ненавидящие роботов сектанты, которые убивают всю его семью, включая самого Дэвида (а точнее его робо-копию). Желая помочь напарнику справиться с обрушившимся горем, Клифф решает ненадолго предоставить ему доступ к своему аватару, дабы Дэвид пообщался с его семьёй и хотя бы ненадолго вновь ощутил простые человеческие радости. Жаль, конечно, этого добряка…

«Мейзи Дэй» («Mazey Day»)[править]

Ещё одна серия без грамма фантастики, но зато с внезапной мистикой. Фотографиня-папарацци Бо отошла от дел после того, как публикация сделанных ею фотографий довела звездуна до самоубийства. Однако необходимость платить за квартиру в сочетании с неспособностью заработать иными способами заставляют её вновь взяться за камеру. Тем более что знакомый подкидывает ей историю, пахнущую большими деньгами. Старлетка Мэйзи Дэй сбежала со съёмок фильма, оборвала все контакты и прячется от прессы, неизвестно где. Расследование приводит Бо и ещё трёх увязавшихся за ней папарацци в закрытую частную наркологическую клинику для звёзд. Чуя сенсацию и денежки, все четверо проникают на территорию заведения, не подозревая что у Мэйзи есть веский повод скрываться от людей, и это вовсе не наркотики.

  • Внезапная мистика — сразу на двух уровнях. Появление оборотня внезапно не только потому, что сеттинг эпизода старательно прикидывался приземлённо-реалистичным почти за самого финала, но ещё и потому, что до этого в сериале (поправьте, если это не так) вообще ни разу не было мистики — только фантастика про высокие технологии, развившиеся чуть сильнее, чем сейчас, или сатирические антиутопии про общество, живущее по чуточку другим законам. А с этого сезона ещё и чистый реализм безо всяких фантастических допущений. И вдруг на тебе — оборотни!

«Демон 79» («Demon 79»)[править]

Впустив в сериал мистику, авторы решили не останавливаться на достигнутом и пустились во все тяжкие. Итак, 1979 год. Тихая и невзрачная индийская мигрантка Нида работает продавщицей в лондонском обувном магазине, регулярно терпя грубость со стороны нетолерантных коллег и клиентов. Однажды она находит в подсобке магазина странный талисман и случайно проливает на него каплю своей крови. После этого ей является неопытный демон Гаап, который сообщает, что через три дня планета погибнет в ядерном апокалипсисе и только Нида может предотвратить его. Для этого она должна всего лишь убить трёх любых человек на свой выбор — по одному в течение каждого дня. У Гаапа (если, конечно, он не врёт и не является плодом воображения спятившей протагонистки[1]) тоже есть свой резон предотвратить конец света — это его первое задание, и завалив его, он не пройдёт посвящение и будет навечно сослан в мир абсолютного небытия.

  • Джедайская правда — когда коллега спрашивает Ниду, почему она опоздала на работу, та отвечает: «Меня тошнило. Думала, что заболела». И это чистая правда. Её действительно тошнило… после того, как она совершила первое в своей жизни убийство. И она действительно думала что заболела… ведь психически здоровым людям обычно не мерещится демон, настойчиво уговаривающий убить трёх человек.
  • Меня стошнило — после совершения первого в её жизни убийства, Нида еле успела вернуться в свою квартиру (благо, та располагалась недалёко от места преступления) и добежать до унитаза, прежде чем исторгнуть из себя съеденный ужин. На следующий день она так и объяснила своё опоздание на работу: «Меня тошнило».
  • Мистический Сникерс — инфернальный артефакт, призвавший демона в наш мир и подсчитывающий количество жертвоприношений, необходимых для предотвращения апокалипсиса, выглядит в неактивном состоянии, как старая замызганная костяшка домино.
  • Молчаливый Боб — скромная и всеми затюканная протагонистка Нида иногда комментирует происходящее и отвечает, когда к ней обращаются напрямую, но в остальном предпочитает отмалчиваться. Так что всё шоу вытягивает на себе девтерагонист Гаап.
  • Чёрт с рогами — на самом деле Гаап выглядит, как стереотипный рогатый демон. Но поняв, что его истинная наружность пугает Ниду, он принял обличие Бобби Фаррелла из «Бони М», чей клип она недавно видела по телевизору.

Особые эпизоды[править]

«Белое рождество» (2014) («White Christmas»)[править]

  • Неадекватное возмездие — и Джо, и Мэтт натворили много делов, но даже они не заслуживают наказания, которое получили.
    • Педаль в пол: наказание получили не те люди, которые виноваты, а невиновные цифровые копии. Хотя, оригиналам тоже досталось.
  • Помидор в зеркале — рождественский эпизод в одном из вступительных сюжетных поворотов демонстрирует нам жуткое открытие героини, что она теперь является лишь слепком с мозговой карты памяти «истинной себя» и обречена теперь вечно управлять автоматикой «своего» холодильника, подстраивая продуктовые покупки под вкусы настоящей хозяйки.
  • По нарастающей — история Джо началась с того, как он узнает о беременности девушки, а закончилась тремя трупами.
  • Протагонист-злодей — Джо и Мэтт оба подходят.
  • Супружеская измена — Бетани изменила Джо с азиатом, и именно поэтому изначально не хотела рождения ребёнка.
  • Участь хуже смерти (снова): с людей научились снимать копию личности, которую используют в качестве прислуги оригиналу. Ну и что, что у копии тоже есть мысли, чувства, что она может страдать? Оставим на месяцок такое сознание в нигде — будет рада любой работе. Но это ещё полбеды, педаль в пол давят садисты-следователи, осудившие копию убийцы на бесчисленное количество лет одиночества и ментальной пытки.
    • Участи Мэтта тоже не позавидуешь, хоть он и остался на свободе (очень, очень условно).

«Брандашмыг» (2018) («Bandersnatch»)[править]

  • Альтернативные концовки — эпизод предполагает их, ибо является интерактивным. Самому поучаствовать в сотворении сюжета можно, просмотрев эпизод на платформе Netflix.
  • Глазами сумасшедшего — полностью понять, что соответствует реальности, не так уж просто, ведь Стефан — психически больной.
  • Глупый пароль — пароль к сейфу отца протагониста состоит из трёх букв и совершенно осмысленен. В зависимости от того, какой пароль набран, меняется демонстрируемое содержимое. Пароль TOY откроет игрушечного кролика из детских воспоминаний Стефана. PAC — документы по «Программе абсолютного контроля» (да-да, пароль — аббревиатура названия самой программы). Вроде бы есть и другие варианты.
  • Надмозги — если смотреть эпизод в официальном русском дубляже, едва ли получится дозвониться к доктору Хейнз, расслышав номер её телефона, потому что «слишком (too)… о!» может быть понято как «2-0» только если зритель мысленно сделает обратный перевод. Почему Стефан вместо «за одного» (for one) повторяет «сорок один», тоже непонятно. Разве что воспринимать это как пародию на неудачные локализации игр.
    • Первоначально название в русскоязычных источниках переводили как «Бармаглот», хотя это совсем другое чудовище из той же баллады.
  • Несчастливый конец — ни одна из достигаемых концовок не является хорошей
    • Если, конечно, не считать «хорошей концовкой» высший балл игре в телеобзоре в том варианте, где её успевают выпустить до ареста Стефана.
  • Ошибка позиционирования — критика всерьёз обсуждала степень нелинейности сюжета, в то время как интерактивность эпизода скорее является его концептуальной идеей в общем духе сериала (именно зритель, делая выбор за Стефана и переигрывая неудачные ветви развития сюжета, постепенно сводит его с ума и доводит до убийства отца), поэтому должна бы рассматриваться в парадигме пародии или деконструкции.
    • Особенный косяк заключается в том, что большинство игроков пытается именно что достичь хорошей концовки, сопереживая герою и отождествляя себя с ним, а не просто половить лулзы, глядя на его страдания.
  • Параноик был прав — если не во внутримировом смысле, то в дойлистском.
  • Разрушение четвёртой стены — порою Стефан волнуется о том, что кто-то его контролирует и выполняет действия за него. В одной из сцен он и вовсе разговаривает со зрителем, не до конца понимая что к чему. И зритель может даже раскрыть ему правду, объяснив, что делает за него выбор из будущего с помощью Netflix. А следом в этой же ветке сюжета четвёртую стену можно разнести ещё раз. Вдребезги и даже визуально.
  • Судьба-индейка — весь смысл серии в том, что человек не контролирует свою судьбу и все жизненные решения принимаются за него. Что является чистой правдой для вселенной интерактивного фильма…
    • …а также для зрителя-игрока, у которого лишь иллюзия выбора, на самом же деле набор возможных концовок определён сценарием. В точности как говорит Стефан о своей игре после последнего её усовершенствования.
  • Теория заговора — пародируется во все поля.
  • Заговор Весёлых Мебельщиков — игра w:Pac-Man. Вы знаете, что означает ПАК? «Программа абсолютного контроля». Это не просто игра, это метафора на человека: он думает, что у него есть свобода воли, но на самом деле он в ловушке в лабиринте, в системе. Всё, что он может делать — это потреблять. Он бежит от демонов, но их не существует, они в его голове. Даже если ему удастся сбежать, выскользнув с одной стороны лабиринта, что происходит? Он возвращается с другой стороны. Люди думают, что это весёлая игра. Нихрена это не весёлая игра, это долбаный мир кошмаров, и самое страшное — всё это реальность, и мы живем в этом.
    • Можно относиться к вышесказанному, как к бредовому потоку сознания обдолбанного наркотой Рикмана. Но прикажите Стефану набрать пароль «PAC» на сейфе своего «отца» — и там обнаружатся документы по «Программе абсолютного контроля».

Спин-оффы[править]

«Чёрное зеркальце» (польск. Czarne lusterko) — официальный спин-офф сериала от польского отделения Netflix, снятый под руководством Яцека Амбросевича. На текущий момент выпущен 1 сезон из четырёх короткометражных (8-21 мин.) эпизодов. Серии сняли влогер Кшиштоф Гончарц («Расставание»), художник Мартин Станкевич («Сумма счастья»), научный видеоблог Emce Kwadrat (69.90) и студия GF Darwin (1 %).


«Истории из нашего будущего» (анг. Stories from Our Future) — ещё один официальный спин-офф, на этот раз из Испании. На этапе производства также назывался «Чёрное зеркальце» («Little Black Mirror»), но был переименован непосредственно перед релизом. Интересен концепцией: испанцы, изучив опыт поляков, здраво рассудили, что переводить их проект на кучу языков никто не будет, поэтому полностью исключили из своего сериала живую речь и сделали ставку только на визуальную подачу; таким образом, перевод ему не требуется в принципе. Вышел один сезон из трёх серий, посмотреть можно тут.

Происхождение названия[править]

«Чёрным зеркалом» в современном английском называют экран монитора, телевизора или смартфона. Также авторы говорят, что под чёрным зеркалом можно понимать тёмные стороны природы человека, которые показывают в сериале.

Примечания[править]

  1. Спойлер: А он не врёт и не является.