Шкала идеализма против цинизма

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sliding Scale Of Idealism Versus Cynicism. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Оптимист уверен, что мы живем в лучшем из миров, а пессимист опасается, что это действительно так. »
— Анекдот

Как лучше решать проблемы? Силой дружбы или пулей между глаз?

Ответ зависит от того, где вы находитесь на этой шкале.

Любая история будет идеалистичной или циничной по отношению к чему-то. Если в истории некие идеалы высоко ценятся, дают надежду — она идеалистичная. Если в истории благие ожидания критикуются, оспариваются, в ней подсвечены негативные стороны, то она цинична.

Для просто примера представим, что у нас есть хороший парень. В идеалистичном мире он обретёт множество друзей и получит свой счастливый конец, а в циничном мире-помойке он будет в лучшем случае наивным идеалистом, над которым все издеваются.

Однако следует отметить, что это не следует путать с понятиями добра и зла. Злодей вполне может быть идеалистом, верящим в то, что творимое им ведёт к благу. Равно как и герой может быть циником, ненавидящим всё вокруг, но всё ещё спасающим людей. Да и комедии вполне могут быть циничными, недаром есть такой жанр, как чёрная комедия.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Гринландия — автор стопроцентный идеалист, это видно даже в более мрачных произведениях.
    • Рассказ «Рай» и некоторые другие негринландские произведения крайне мизантропичны, рассказы из русской жизни полны чернухи, так что на самом деле разброс по шкале довольно широк.
  • «Хроники странного королевства» Панкеевой. Его Величество Шеллар III — человек железно порядочный, и королевского слова не нарушает никогда. А вот клятвы умеет давать такие… обтекаемые. Да и в политике руководствуется отнюдь не рыцарским кодексом. А чего вы хотите? У бывшего госбезопасника своеобразный подход к этике.
  • «Хранитель Мечей» — смещено в циничную сторону. Идеалисты там — это либо злыдни-храмовники, служащие ещё большему злу, либо идиоты, которые считают их рыцарями в сияющих доспехах (сами такие рыцари, по идее, тоже есть, но всё больше как-то за кадром). Положительная сторона — это герой-прагматик, полагающийся на принцип меньшего зла. Тем не менее, у него благородные цели, и он даже достигает в них успеха.
  • Вселенная Пелевина — игра с тропом. Есть произведения, в которых идеалисты — это жертвы манипуляции и корм для циников («Омон Ра»), есть — где циники, принявшие миропорядок, в сущности, тоже оказываются жертвами манипуляции чуждых сил, но идут на это добровольно, в обмен на плюшки вроде социального успеха, хоть и осознавая, что плюшки эти бесполезны («Generation П»). В «Empire V» есть идеалисты, которые понимают глубину той бездны, в которой находится мир, и делают так, как считают нужным, невзирая на то, что это бесполезно, а ГГ-идеалист прокачался в короткие сроки до трикстера и одержал верх над опытнейшим интриганом-циником с помощью стиля дурака. Кроме того, есть несколько рассказов («Проблема верволка в средней полосе», «Бубен верхнего мира») с очень светлой и идеалистичной атмосферой, но их действие явно происходит в той же вселенной. «Чапаев и Пустота» — зигзаг, главный герой, разочаровавшийся в идеалах русской интеллигенции, все же сохраняет в себе идеализм, и в итоге побеждает. Из всех произведений ближе всего к циничному краю шкалы находится рассказ «Советский реквием» (исповедь заключенного, не оставляющая ни малейшей надежды: «И вас, и нас, и азиатов ждет одно и то же»), а к идеалистическому — «Священная Книга Оборотня» (все зло — от самообмана, и достаточно освободиться от вредных мыслительных привычек, чтобы изжить в себе зло и, возможно, даже стать полубогом).
  • Сварог — где-то посередине. Да, протагонист порой совершает не самые хорошие поступки (ибо так было надо), но в целом мир его усилиями понемногу меняется к лучшему. Да и от самого Талара навозом в целом не пахнет.
  • Метавселенная Рудазова — идеализм заметно превалирует. Да, имеют место быть все цвета спектра — но среди них действительно существуют и немеркнущая непорочность, и такое днище мерзости, что снизу уже некому стучаться. Герои — истинные альтруисты, разве что с парой-тройкой непредосудительных недостатков. Грешники — ищут деятельного раскаяния. Козлы — поголовно с золотыми сердцами, а те, что без — либо искренне заблуждаются, либо находятся в подчинении у тех, кто не позволит их козлизму вылиться во что-то непоправимое. Полных чудовищ (если они, конечно, не найдут сил перестать быть таковыми) неизменно настигает расплата. И в каждом садистском выборе непременно находится лазейка… или, что ещё чаще, проделывается с торжествующим грохотом.
Особенно всё это заметно в похождениях Креола, вдобавок на контрасте с убеждениями самого Креола. Олег Бритва непостижимо сочетает руки по локоть в крови, толстый троллинг окружающих и перманентное предсуицидальное состояние с непоколебимой чистотой. А «Зверолов» — вообще натуральная гипергуманистическая утопия, поскребя которую, что вдвойне редкость, не находишь префикса «анти-».
  • «Дети против волшебников» — глубоко циничная книга (хотя вряд ли задумывалась таковой самим автором). Россия, которую якобы сберегает от скверны всего остального мира «русская защита», прямо названа «пошлой, торгашеско-бандитской Федерацией» и действительно показана в весьма неприглядном виде. А уж про другие страны и говорить нечего. В экранизации попытались сдвинуть повествование в сторону идеализма. Получилось… ну так, как получилось.

Зарубежная[править]

  • «Властелин Колец» — явно идеалистическое произведение. Тем более — сам Толкин придерживался таких же взглядов, считая цинизм саморазрушительным. Это можно видеть в противопоставлении таких персонажей как Гэндальф и Саруман, Фродо и Голлум, Фарамир и Боромир, Теоден и Дэнетор. Наиболее интересно последнее, ведь если Теоден пал почётно и героически, стремясь выполнить свой долг, то гибель Дэнетора от отчаяния была бессмысленна, и без Гэндальфа и Пиппина Фарамир был бы обречён, как и сам Минас Тирит.
    • «Сильмариллион» значительно темнее и острее, но в целом идеализма не утратил: ведь нолдор продолжали бороться с Морготом, хотя и понимали, что им не победить. И, хотя судьба большинства персонажей удручающа, больше всего повезло как раз тем, кто не пал от собственной гордыни или отчаяния, а продолжал верить в валар.
    • А вот роман «Дети Хурина» утапливает педаль в пол по шкале цинизма. Ни единого просвета, все попытки Турина Турамбара противостоять судьбе делают только хуже, сеттинг благодаря деталям ещё мрачнее «Сильмариллиона». И кончается всё плохо. Очень, очень плохо.
  • «Хроники Нарнии» — очень идеалистичное и прохристианское произведение. Ни грамма цинизма, а те, кто пытается его проявить, немедленно получают в ответ «заткни ганнибало».
  • Лавкрафт основал новый жанр «лавкрафтианских ужасов», в которых правит беспредельный вселенский страх. Ну правильно — жанр от готического романа отпочковался. У него много реалистического цинизма. Человеческое бытие он рассматривает как бессмысленное, иллюзорное. Лишь Высшие силы правят балом. Познавших кошмарную суть собственного мира настигает участь хуже смерти.
    • Томас Лиготти, работающем в том же жанре, ещё больше усилил цинизм Лавкрафта.
  • Ялмар Тесен, «Опасное соседство» — циничная книга. Даже конец демонстрирует этот троп — люди не научились ничему из того, что Природа пыталась научить их и так же равнодушны к ней. Посмотрите как соединяются тропы Хороший плохой конец и Несчастливый конец, а еще здесь хватает персонажей козлов и чудовищ. Нет, эта книга не для идеалистов.
  • Джо Аберкромби, «Первый закон». Цинизм ПЛиО Мартина углублён за счёт могущественной магии — волшебники присутствуют во всех частях цикла.
  • «Чёрный отряд» Глена Кука бьёт рекорды цинизма: полярная черно-белая мораль, характерная для высокого фэнтези, всего лишь навязана победителями. Себя отбелили, врагов очернили.
  • Prince of Nothing — пожалуй, самое циничное произведение в жанре фэнтези на сегодняшний день. Священная Война во имя Ста Богов на самом деле не более чем следствие интриг полных чудовищ из Консульта и такого же чудовища Моэнгхуса, а Сто Богов, во имя которых ведётся война — ещё большие чудовища, обрекающие всех людей на адские муки после смерти, но лгущие им о шансе на спасение в обмен на поклонение. Благородные лорды и рыцари? Безжалостные военные социопаты, без зазрения убивающие мирное население тысячами, грабящие и насилующие всё, что шевелится. Короли и принцы? Спятившие фанатики, самовлюблённые интриганы и маньяки с манией величия. Маги и волшебники? То же самое, что в предыдущем пункте. Простые обыватели? Грязное, тупо быдло. Церковь? Бегите от этих ребят, пока не сожгли или чего похуже. Древняя и мудрая раса? Ну да, была когда-то. Теперь это сборище вымирающих безумцев, но и до получения дефективного бессмертия они были теми ещё ребятами, ничем не лучше людей. А над всем этим сидит абсолютно безразличный Яхве, которому попросту непонятны людские страдания, и он ничего не делает, чтобы помешать демонам жрать души. Но не спешите бежать и к местным атеистам-диссидентами — изнасилуют, убьют, а потом снова изнасилуют. Все мало-мальски положительные персонажи постепенно сходят с ума и начинают творить такое же зло, как и их враги, а единственной надеждой мира на спасение оказывается парень, который в любом другом сеттинге сошёл бы лишь за полное чудовище. Но здесь он антигерой, потому что остальные варианты намного хуже. В итоге и этот деятель оказался ничем не лучше всех вышеперечисленных, и Второй Апокалипсис таки начался. И судя по чувству юмора товарища Бэккера, самым положительным персонажем третьей трилогии окажется чудовищный Не-Бог.
  • Оригинальное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» весьма циничное и мрачное, хотя и о любви. Большинство его современных адаптаций куда мягче и светлее, особенно мультипликационные варианты.
  • «Государь» Николо Маккиавелли — поваренная книга циника и прагматика.
    • Вместе с тем, откровенного цинизма в книге нет — есть лишь возведенный в куб прагматизм.
  • 1984 и «Скотный двор» Дж. Оруэлла — по сравнению с ними даже ПЛиО можно считать идеалистичным.
  • «У меня нет рта, но я должен кричать» Харлана Эллисона — ближе к идеалистичному. В целом, это то ещё топливо ночного кошмара, однако автор противопоставляет злобный компьютер А. М., воплощение цинизма и жестокости, оставшимся в живых людям. Конец рассказа, правда, несколько, э-э, нестандартный, но всё же это высшее проявление человечности и альтруизма, какое было возможно в тех условиях. Игра ещё идеалистичнее, там можно окончательно победить А. М. и добиться более традиционного хорошего конца.
  • «Гарри Поттер» — весьма идеалистичный сеттинг, в котором есть всепобеждающая сила любви, а тот, кто идёт к могуществу любой ценой, лишь разрушает себя. Тем не менее, определённо не предел идеализма (эпизод с экспеллиармусом в операции «Семь Поттеров» тому подтверждение).
    • Эпизод с экспеллиармусом лишь подчеркивает идеализм: применив именно такое заклинание, Гарри неосознанно спас жизни Кингсли и Гермионе, переведя внимание Темного Лорда на себя.
  • «Хроники Края» — тоже довольно идеалистичный сеттинг и при том, что он в разы мрачнее Нарнии и Гарри Поттера. В конечном итоге, в конце побеждают главные положительные персонажи, а отрицательные, сколь бы больших высот они ни достигли, в конце неизбежно падут. А сама серия учит, что, как бы ни было тяжело, насколько ужасным ни был бы окружающий мир, всегда нужно оставаться человеком.
  • Dragonlance, как ни странно для сеттинга такой степени кровавости, сдвинут в идеалистическую сторону шкалы. Ни одному из положительных персонажей в процессе не пришлось поступиться своими идеалами в пользу неумолимой реальности, Полные чудовища терпят поражение, да и вообще справедливость никто не втаптывает сапогами в грязь. Да, проблем в сеттинге хватает, но они решаются.
  • Майкл Джон Муркок, цикл «Вечный Воитель» — далеко на циничной стороне; хотя некоторые главные герои сумели сохранить в себе довольно большое количество идеализма, несмотря на то, что живут в крайне паршивом местечке (Мир-помойка), особенно это заметно у Джерека Карнелиана, чей идеализм растёт по мере ухудшения ситуации.
  • «Песнь Льда и Пламени» — далеко на циничной стороне шкалы. Это мир, где бить в спину нормально, а за троном умирающей империи Семи Королевств реками льётся кровь в борьбе за Железный Трон. В первых же книгах большинство положительных персонажей умирает, а остальные вынуждены приспосабливаться к этому жестокому миру.
    • Тем не менее, этот мир не предельно циничен, и многие из тех, кто считал его таковым и действовал соответственно, доигрались. В частности, это:
      • Джоффри (убит союзницей, не желавшей отдавать свою внучку в жёны домашнему тирану-маньяку);
      • Тайвин (убит нелюбимым сыном из мести за то, как это чудовище обошлось с его первой любовью);
      • (в сериале-экранизации) Болтоны (отца убил сын-бастард, узнавший о рождении законного наследника, сын был повержен героем-мессией и попал в руки своей бывшей жене, которая не забыла, как он с ней обращался);
      • Фреи (в книгах на них пока только открыли охоту; в сериале же вся семейка ликвидирована пережившей Красную Свадьбу представительницей почти вырезанной на этой свадьбе семьи, с тех пор поднявшей несколько уровней крутизны);
      • (в сериале) теперь и Петир Бейлиш (публично выведен на чистую воду троицей Старков, после чего приговорён к высшей мере наказания — что и привела в исполнение та же девочка, что до этого покарала Фреев).
    • Как видим, нарваться из-за того, что ты чересчур плохой, тут тоже нетрудно. Кармическая справедливость в Планетосе таки бдит.
      • Да и по сути получается что хоть и излишне идеалистичный клан (Старки) и слишком циничный клан (Ланнистеры), оказались в упадке, за Старков ещё готовы вступиться многие их вассалы, их помнят и знают как хороших и адекватных людей и правителей, с которыми вполне можно было сотрудничать, и в гражданской войне они умудрились не нажить кровных врагов — все, кто вредил Старкам, делали это из личной выгоды, а не мести, и при смене обстановки вполне способны сотрудничать или хотя бы отстать. Смерти Ланнистеров же воспринимались всем континентом со смешками и радостью — они нажили толпы врагов, которые их действительно ненавидят и ударят в спину (или в лицо), как только смогут. И теперь у них (Ланнистеров) уже просто отвратительная репутация, которая нескоро отмоется… если вообще останется кому её отмывать.
  • «Ведьмак» — далеко на циничной стороне, даже, пожалуй, дальше ПЛиО. Неблагодарное быдло, средневековые дебилы и навозные века во все поля с одной стороны. А с другой — гордый герой-одиночка, который желает сохранить нейтралитет, придерживаясь выдуманного кодекса ведьмака. Что он делает? Спасает свою шкуру и шкуры родных и близких. Не спешите говорить «фи»: Геральт в отличие от многих, очень многих персонажей ни разу во имя выгоды не убил и не подставил невинное разумное существо, хотя вообще-то у него профессия подразумевает убийство за деньги. Дрался на кулачках с одним вампиром — было дело. Зато всякие благородные и волшебники убивают, насилуют и предают только так всех подряд, жертвуют обывателями в мясорубке войны. Так что романтики в Геральте будет побольше, чем в прочих персонажах. Он хоть и в ржавых доспехах, но рыцарь. В трилогии игр накал цинизма сохраняют и преумножают, хотя финал третьей части (эпизод «Кровь и вино») заканчивает историю Геральта на довольно позитивной ноте.
  • Гуситская трилогия того же Сапковского — апогей цинизма, по сравнению с которым «Ведьмак» выглядит светлым и оптимистичным произведением, наглядная демонстрация того, что в любом противостоянии верх одерживает не правда, а сила. Рейневана, так и не сумевшего полностью излечиться от идеализма, судьба била жестоко и страшно и в итоге окончательно сломала; Самсон, хотя и прекрасно разбиравшийся в правилах жизни, всё же оказался слишком хорош для этого мира; а вот для циника и прагматика Шарлея финал истории вышел в какой-то степени даже счастливым.
    • Какой такой идеализм был у Рейневана? Начал с романа с чужой женой, путался то с католиками, то с гуситами, то с мутными личностями вроде троицы из «Фогельзанга». За брата не отомстил, Ютту не спас, виновных в её гибели искать даже не пытался. Беда Рейневана — как раз отсутствие внятной системы ценностей, из-за чего его и носит по всей Силезии: к тем пристал — сбежал, к этим пристал — сбежал. И так все три тома.
  • Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике» — уже пролог давит педаль цинизма в черную дыру (как вам, например, рассуждение о том, что само возникновение вида Homo Sapiens было эволюционной ошибкой?). А дальше все будет только хуже.

Сетевая[править]

  • «Роза и Червь» Ибатуллина — крайне цинично. Идеалистов там три с половиной штуки, это либо безмозглые сектанты, либо злобные сектанты.
  • «Нет прощения!» Ольги Славнейшевой топит педаль цинизма в недра земной коры. Идеалистов в дилогии немало, но они под конец либо умирают, либо сбегают в другой мир, либо творят что-то такое, от чего их более циничные соратники в тихом шоке.

Кино[править]

  • «Чудо-женщина» — безусловно, на идеалистичном конце шкалы. Диана на наглядном примере убеждается, что люди хорошие и заслуживают спасения, и благодаря этому побеждает циничного манипулятора Ареса (античный бог войны), считающего, что люди — отстой.
    • Особо иронично, что на наличие войн в мире, ход конкретно этой войны, да и хоть на что-то важное эта битва не повлияла. Выходит, не врал Арес: люди сами рады повоевать.
  • «Артур и минипуты» — на идеалистическом конце шкалы. Циничный на грани психопатии главгад Урдалак в итоге терпит поражение, а все его планы идут коту под хвост как раз благодаря нравственности, проявленной Артуром, Селенией и Барахлюшем в нужный момент. Точно так же крах терпит алчный мошенник Давидо, но уже в «мире людей».
  • «Смерть ей к лицу» — самый циничный фильм Роберта Земекиса.
  • «Звёздные войны» — по-разному. Оригинальная трилогия целиком идеалистическое произведение про победу добра над злом и искупление. А вот в трилогии приквелов циничный интриган Палпатин добивается успеха, а наивные идеалисты терпят почти полное поражение.

Телесериалы[править]

  • «Место встречи изменить нельзя» — идеалист Володя Шарапов и циничный Глеб Жеглов являются оппонентами в данном вопросе.
    • Нет, Жеглов не циник. Он, скорее, герой-прагматик и рыцарь в ржавых доспехах, но - рыцарь!
  • «Её звали Никита» — единственным лучиком света в этом царстве цинизма служит главная героиня, но даже она в конце концов значительно портится.
  • Misfits — Очень циничное и реалистичное произведение на тему «Что было бы, если бы супергерои существовали на самом деле». Фабула такая: чуть ли не все население Великобритании после мистической грозы получает суперспособности. В основном — невероятно отстойные, но иногда и полезные. Это порождает своеобразный рынок суперспособностей (появляется чувак, суперспособностью которого становится умение забирать чужие суперспособности и передавать их другим людям), злоупотребление суперспособностями (одна девица хочет выстроить утопию морализма, второй косплеит Иисуса, третий неудачно смотался в прошлое убить Гитлера, а вместо этого сделал его сверхмогучим) и прочую фигню — но никак не меняет жизнь людей в целом: они все такие же тупые, жадные, злые и порой весьма трогательные твари.
  • Норвежский сериал «SKAM» («Стыд») часто сравнивают с отечественным сериалом «Школа», даже из-за своеобразной манеры съёмки. С одной стороны, в «Стыде» тоже есть спорные моменты, вроде распития спиртного подростками (с уроком, что вряд ли это приведёт к чему-либо хорошему и лучше, если рядом с тобой будут настоящие друзья, которые помогут тебе в случае чего), шантажа, драк «стенка на стенку», травли, расизма и прочих нелицеприятных вещей. Но с другой, он довольно идеалистичен и явно доносит мысль: да, в жизни случается много дерьма и тебе в лицо может плюнуть даже единственный близкий человек, но мир не без добрых людей и справедливости, за ценности нужно бороться, а дружба и внимательное, терпимое отношение побеждают всё. «Школа» же гипертрофирует как раз весь негатив, ангст и чернуху без единого светлого пятна, как будто кроме этого всего в тяжёлом переходном возрасте ни черта в жизни больше нет и глушить это можно только алкоголем и беспорядочными половыми связями.
  • Игра в кальмара — несмотря на показанную в сериале чернуху с жестокими смертями и поддостями, находится по-середине шкалы. Да, попавшие в смертельную игру люди, которые в реальной жизни увязли в долгах с кучей жизненных проблем, готовы на всё чтобы уйти отсюда живым с кучей денег. Да только оказывается, что без какой-либо доли идеализма вряд ли можно вообще дожить до последней игры. Сериал затрагивает проблематику данного тропа на нескольких примерах.
    • В первую очередь это показано на противостоянии идеалистичного Кихуна и циничного Санву. На протяжении сериала Кихун раскрывает свои идеалистичные стороны и благодаря ним ему удалось пережить этот ад. Тем не менее, циничному и хитрому Санву также удаётся дойти до финала. В решающем бою они оказались на равных условиях и Кихун мог бы уинично расправиться с противником для страховки, но вместо этого он решил тому сохранить жизнь и довести его, израненного, до треугольника, чтобы выйти им обоим победителями. Как итог, Санву в знак искупления покончил с собой, дав Кихуну возможность выиграть.
    • В конце сериала Кихун встречается с умирающим Ильманом, где они заключают спор: если прохожие помогут пьянице на улице до полуночи, то Кихун выиграет, а если нет — выигрывает циничный Ильман. По итогу пьянице помогли, и Ильман умирает. С этого момента Кихун решает помочь людям.
    • Смерть Доксу от Миннё также является доказательством, что уклон в цинизм до добра не доводит.

Веб-комиксы[править]

  • Cyanide and Happiness — авторы данного творения характеризуют его как «самый циничный комикс во всём интернете». Полностью состоит из циничного и провокационного юмора.

Манга и аниме[править]

  • Существует стереотип, что сёнэны идеалистичны, а сэйнэны циничны. На самом деле — у кого как.
    • К примеру, аниме «Атака Титанов», будучи сёнэном, находится на циничном конце шкалы. Показанная в аниме война с титанами — настоящий кошмар, в результате которого гибнут многие персонажи. А также сам факт того, что титаны являются жертвами экспериментов могущественной империи только омрачняет картину. К слову, Эрен является антигероем, и с каждой главой он всё больше склоняется к образу злодея.
    • В то же время аниме «Крутой Учитель Онидзука» является комедийным сэйнэном, который находится на идеалистичном конце шкалы. Благодаря своей находчивости молодой байкер находит себе место под солнцем и каким-то образом делает жизнь дорогих ему людей лучше.
  • Fate/Zero — ярко циничное. Мы видим как рыцарские идеалы Сейбер и Лансера, попытки Карии спасти Сакуру и желание Кирицугу дать миру мир были безжалостно растоптаны.
    • Субверсия на самом деле, ибо крах Кирицугу обосновывается его неразборчивостью в методах, а точкой невозврата становится момент (в книге показано четче), когда жертвой его идеала становится его жена.
      • Спорно, ибо добиться желаемого Кирицугу не смог бы независимо от своих методов.
  • Legend of Galactic Heroes — как ни странно, однако Ян Вэньли тут на циничном конце шкалы, а Райнхард на идеалистичном, по крайней мере, в отношении к войне. Для Яна это вынужденное зло, в результате которого сотни тысяч людей гибнут, Райнхард же считает гибель почётной, в отличие от позора поражения.
    • Это потому что Райнхард на полном серьёзе считает себя эпическим героем и неплохо его косплеит, а Ян — обычный человек, такой же, как мы с вами.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — глубоко идеалистичное произведение, как и большинство представителей жанра махо-сёдзё. Сила любви, верность дружбе, раскаяние злодеев и т. п. — на постоянной основе. Оригинальная манга Наоко Такэути мрачнее и циничнее.
  • Берсерк — как ни странно, ближе к идеалистичному концу шкалы, несмотря на мир-помойку, кровищу, мрачняк и топливо ночного кошмара литрами. И автор, и протагонист полагают, что добро лучше зла, друзья — это хорошо, предавать — это плохо, а те, кто творит означенное топливо ночного кошмара, не имеют никаких оправданий. И это при том, что внутри самого мира вместо Единого Бога правит Идея Зла, то есть бороться с окружающим злом практически бесполезно. Однако герои всё равно борются.
  • Фильмы Хаяо Миядзаки неизменно склоняются к идеалистичному концу шкалы, даже если внутри сюжета может быть какая-нибудь жесть. Всё равно все одумаются, и добро победит.
  • Oyasumi, Punpun — по мере того, как взрослеет заглавный герой, повествование скатывается от идеалистичной «coming-of-age»-истории в циничный и чернушный мрачняк без объективного добра и зла в принципе.
  • Oritsu uchugun Oneamisu no tsubasa (Крылья Хонееамиз) — исследуют оба конца шкалы (радикальная идеалистка Риквинни и циник Широцуг), но побеждает золотая середина: Широцуг отказывается от радикального цинизма, проникается идеалами покорения космоса и вызывается добровольцем для первого пилотируемого полета, но прекрасно сознает, что использовано это будет для войны, и при выходе в космос извиняется перед Вселенной за то, что люди все же достигли космоса и со временем испортят своим мусором и грязными помыслами
  • Работы Сатоси Кона расположены по разные стороны шкалы. Так, Perfect Blue и Millenium Actress абсолютно по-разному показывают жизнь и карьеру актрисы: первое аниме цинично и сурово демонстрирует изнанку киноиндустрии, второе же, наоборот, воспевает и романтизирует актёрскую профессию. Сериал Paranoia Agent — однозначно на циничном конце шкалы, Tokyo Godfathers более идеалистичен, хоть и не забывает про неприглядные моменты реальности. Также на идеалистическом конце гипотически находится так и не снятая Коном (по крайней мере, им лично) «Dreaming Machine». И где-то посередине шкалы — Paprika.
  • «Могила светлячков» — цинизм данного аниме пробивает педаль в земную кору: население Японии 1945 года показано настолько очерствевшим и озлобившимся, что даже на умирающих детей всем по большому счету наплевать.
  • «Босоногий Ген» — а вот это уже идеалистичное произведение, хотя повествует о том же самом времени, а топлива ночного кошмара здесь хватит на целый супертанкер. Ибо совершенно четко прослеживается мысль: «Мир не без добрых людей»
  • Higurashi no Naku Koro ni — тот случай, когда произведение пробегает ВСЮ шкалу, начавшись с циничного показа людской жестокости и разобщенности и закончившись идеалистичным гимном милосердию и дружбе.
  • TTGL — всю дорогу идеализм, а вот в самом конце циничный переподвыподверт. Да, на силе воли можно далеко выехать и защитить будущее всего человечества — но кто сказал, что лично ты не останешься у разбитого корыта, потеряв любимую и большую часть друзей? Впрочем, Симон не слишком из-за этого убивается, ибо а) стоик и б) альтруист.
  • Promare — герой-идеалист против злодея-прагматика. Как ни странно, в финале удается спасти ВСЕХ и ликвидировать саму причину катастрофы и мутирования людей в Опаленных.
  • JJBA — идеализм с оговорками. Есть заблудшие души, им стоит дать шанс, даже рискуя собой в процессе — и есть законченные негодяи, которых исправит только могила. Собственно, проблемы у Джостаров начались с того, что Джордж принял представителя второй категории за представителя первой.
  • Texhnolyze — пожалуй, самое циничное аниме в жанре киберпанк. Если в тех же Ghost in the Shell и Ergo Proxy есть хоть какие-то светлые моменты, но слоган Технолайза «Ни будущего, ни жизни» говорит от этом произведении лучше всяких слов. У редких идеалистов вроде Эрико Камата и Ёко нет ни малейшего шанса изменить этот умирающий мир к лучшему, и всех в финале ждет один и тот же неизбежный печальный конец.
  • Neon Genesis Evangelion находится на циничном конце шкалы по той причине, что режиссёр Хидеаки Анно страдал депрессией. Особенно это заметно в полнометражке End of Evangelion, где в ходе Третьего Удара вымирает (ну, или…) всё человечество.
    • Для сравнения, манга темнее и острее, но при этом… идеалистичнее! Взаимодействовать с людьми можно и нужно, и даже если ты их потом потеряешь, это лучше, чем всю жизнь прожить одному. Ну и финал не беспросветно-угрюмый, а скорее наоборот.
  • Gunbuster — вот как умеет Хидэаки Анно, когда не страдает депрессией. Из-за идеализма, помноженного на эпичность, «Ганбастер» даже можно назвать мамой «Гуррен-Лаганна». Почему не папой? Папа в следующем пункте.
  • Getter Robo. На старом аниме-сериале останавливаться не будем, с ним и так всё ясно, а вот манга… интересный случай. Первые две арки при всех вкраплениях жути довольно идеалистичны, третья уже колеблется, четвёртая берёт курс на цинизм, а пятая и последняя достигает пика. Нет, человечество не уничтожит само себя. Человечество уничтожит всю Вселенную, без альтернатив. И предательский постчеловек Камуй во многом прав, намереваясь покончить с человечеством, пока ещё можно. Если подумать, то и предыдущие злодеи были правы.
    • В первой и третьей OVA всё-таки финал более идеалистичный: человечество само решит, становиться ему разрушителем миров или не становиться. Может, Кен Исикава готовил такой финал и для манги, но этого мы уже не узнаем.
  • Dorohedoro — насквозь циничное… но всё-таки с долей идеализма. Мир жестокий и (почти!) безысходный, бандиты и отморозки всех мастей чуть-ли не на каждом углу, жизнь что человека, что мага стоит ломаный грош, но в то же время произведение топит за такие понятия, как настоящая крепкая дружба и верность до конца.
    • Вы ничего не поняли: именно по этой причине «Доха» именно идеалистичная, а не циничная. Потому что «рано или поздно любой мрак развеется, я в это верю». И Кайман прав: история закончилась вполне себе хэппи-эндом для большинства персонажей.
  • Dr. Stone — внезапно, на циничной стороне тут протагонист Сэнку, а на идеалистичной первоначальный главгад Цукаса. Язвительный прагматик Сэнку стремится восстановить старый мир (каким он был до катастрофы) и вернуть всех людей к жизнив первую очередь для того, чтобы вернуть привычную и комфортную для себя жизнь. А благонамеренный экстремист Цукаса хочет построить новый мир, в котором не будет той низости и грязи, что он с детства повидал, но готов устранить любого, кто с этими идеалами не согласен.
    • А вот с их подчинёнными всё не так однозначно: среди товарищей Сэнку есть и идеалисты, как Хром и Тайдзю, а дракон Цукасы Хёга — законченный циник.
  • Monogatari Series — наиболее ярко проявляется в случае Коёми Арараги (неисправимый идеалист, стремящийся спасти всех и каждого) и Оги Осино.
    • Кайки Дейсю изначально предстает отъявленным циником, готовым на все ради денег, но и у него есть свои ценности. А в финале арки "Конец Хитаги" он в итоге приходит к некой золотой середине: нельзя жить в мечтах, но можно мечтать и воплощать мечты в реальность.
  • Devilman — далеко-о-о на циничном конце шкалы. Стоит предоставить человечеству доказательства существования демонов и сказать, что демоном может втайне быть кто угодно, как представители вида Homo «sapiens» ополоумеют от страха и начнут вырезать друг друга, да так, что демонам остаётся только стоять и смотреть.
  • «Mo Dao Zu Shi» — явный крен в цинизм. Во флэшбеках наибольшего успеха добивается не благородный и идеалистичный протагонист, который в конечном счёте остаётся один против всех и закономерно погибает, а бесчестные и прагматичные Цзини. При этом, как только Цзинь Гуанъяо потерял точку опоры, на него моментально вылили море грязи, в том числе и незаслуженной (из-за чего протагонист, сам в своё время оказавшийся в точно такой же ситуации, даже ловит дежавю). Но вместе с тем полностью в цинизм роман не сваливается, чему доказательством судьба главных героев (оба те ещё идеалисты).
  • Jaku-chara Tomozaki-kun - примечательно, что по мере развития истории восприятие обоих главных героев, Томодзаки и Хинами, меняется с точностью до наоборот. Изначально Томодзаки предстает как усталый от тупой и безнадежной реальности циник, находящий себя только в игре, а вот Хинами вытаскивает его из скорлупы, показывая, что жизнь может быть тоже весьма интересной игрой и достаточно прилагать усилия. Вот только, заметно прокачавшись в социальном взаимодействии, Томодзаки отказывается от использования тактик в общении и начинает уже думать об отвлеченных вещах, хочет ли он встречаться с Кикути и вообще чего он хочет на самом деле - к чему Хинами относится с явным презрением. Только четкие цели и задачи побуждают человека идти вперед, заучивать и пробовать тактики совершенно правильно и целесообразно, а бесконечные размышления, чего же я хочу, заведомо бесплодны и лишь погружают человека в болото, круговорот удовлетворения сиюминутных хотелок, лишая подлинно больших целей и достижений.
  • Naruto — чуть менее, чем вся манга об этом.Наивный юный и не слишком умный идеалист Наруто авторским произволом обращает могучих, циничных и повидавших не лучшие стороны жизни оппонентов в няшное и слабосильное добро.
  • Black Jack — Блэк Джек, не смотря на местами довольно прагматичный подход (его услуги стоят ДОРОГО),это идеалист, стремящийся вытащить даже самых безнадёжных пациентов, с некоторыми из которых он работает вообще бесплатно. Даже ситуация, что такой гений от медицины работает подпольно и без лицензии (за что в Японии, так-то, статья полагается), отчасти возникла и из-за идеалистической позиции Блэк Джека. Его же антипод доктор Кирико (позже обзавёдшийся собственным спин-оффом), специализирующийся на эвтаназии, однозначный циник, успевший поработать военным врачом во Вьетнаме. Там он потерял один глаз, а оставшимся вдоволь насмотрелся на подорвавшихся на минах, и не только, изувеченных людей, которым уже не помочь, но и быстро умереть они не могут. Так что за смертельную инъекцию они искренне благодарили. Естественно, что всё это смачно так шарахнуло по мировоззрению Кирико, превратив его в мрачного циника с крайне специфическим чувством юмора. Однако местами он как бы не человечнее Блэк Джека будет, хотя в некоторых адаптациях, увы, похерено
« — Я всё равно продолжу лечить! Ради себя и потому, что я жив!
— Твоё право. А я продолжу нести смерть тем, кто о ней просит. Ради счастья своих пациентов и во имя их достоинства
»
— «Доктор Кирико, белый бог смерти»

Мультсериалы[править]

  • RWBY находится, безусловно, ближе к идеализму, но периодически уходит в моральную серость.
    • Все главные герои идеалисты разной степени — Руби просто хочет творить добро и помогать людям; Вайс, приученная своей семьей к циничности, со временем становится добрее и мягче; Блейк какое-то время была террористкой, но даже тогда не готова была убивать невинных людей; Янг, изначально беззаботная, со временем оказалась вынуждена осознать, за что борется. Тем не менее, полными идеалистами им быть не удается — в шестом-седьмом сезонах им иногда приходится делать морально сомнительные вещи и оправдывать их для себя, или же жалеть о них позже.
    • Соответственно, все злодеи циники разной степени — Салем презирает людей и видит их в лучшем случае как рабов, Синдер максимально эгоистична и безжалостна, Роман верил, что в жестоком и хаотичном мире выживают сильнейшие, и т. д. Единственным злодеем-идеологом был Адам, но и из него в итоге сделали обиженного бывшего Блейк.
    • Интересно, что среди всех, кто противостоит Салем, также можно найти представителей разных отрезков шкалы. Хмурые и циничные Кроу и Рэйвен в конечном счете помогают главным героям (хотя Рэйвен только пару раз по необходимости), а идеалистичные до мозга костей Озпин и Айронвуд пытаются использовать их в своих интересах.
  • Вселенная Стивена часто подвергается критике из-за «излишнего идеализма»: героям удалось мирно убедить алмазов установить демократию без жестокой революции. Однако мультсериал фокусируется скорее на семейных отношениях, а не общественных. В целом все проблемы в мультсериале решаются мирно и все серии заканчиваются хэппи-эндом, так что мультсериал склоняется к идеализму.
    • «Future» гораздо более циничен и рассматривает более тяжёлые темы.
  • Южный Парк — один из самых циничных мультсериалов современности, наполненный грубыми шутками и сатирой на злобу дня. Строго не рекомендуется к просмотру людьми младше 18 лет.
  • Симпсоны находятся посередине шкалы. Да, попытки юной идеалистки Лизы сделать мир лучше нередко проваливаются, и персонажи часто сталкиваются с разочарованием. Но тем не менее, в мультсериале всегда найдётся место таким высоким ценностям как семья, дружба и любовь. А попав в беду, герои выкарабкиваются из неё, пусть для этого и требуются усилия. В лучшем случае всё заканчивается хэппи-эндом, в худших — хорошим плохим концом.
    • Особенно это заметно в полнометражном мультфильме. Лиза Симпсон в рамках борьбы за сохранение экологии, смогла убедить мэра Куинби (что по меркам сеттинга это большое достижение) и всех жителей Спрингфилда зачистить озеро. Но глупый Гомер забрасывает в озеро отходы, тем самым он спровоцировал изоляцию Спрингфилда гигантским куполом. В конце концов город оказался в разрухе, и руководство E.P.A. решило взорвать город бомбой. Тем не менее, Гомеру и его сыну удалось спасти город и даже разрушить купол.
    • Аналогично в Футураме.
  • А вот Гриффины насквозь циничный мультсериал, как и Американский Папаша от тех же авторов.

Видеоигры[править]

  • Dark Souls — такой же случай, что с мангой Берсерк, откуда игра черпала вдохновение. Можно сказать, что только благодаря какому-никакому идеализму главный герой выживает и сохраняет свою человечность. Для контраста в игру введён персонаж, который только и будет делать, что торчать в Храме Огня и подкалывать героя своим циничным юмором. Да, речь идёт об этом человеке в кольчуге. Что случится, если наконец позвонить два колокола? Он уйдёт в Руины Нового Лондо и окончательно превратится в Полого, которого можно убить без особого труда.
  • Dishonored — находится посередине шкалы. Дануолл во время крысиной чумы — ещё то мерзкое место, где всех бедных отправляют на смерть в Затопленном Квартале, пока аристократия во главе с социал-дарвинистом утопается в роскошных балах. Есть намёки, что мир игры — ещё та помойная яма, где за всей заварушкой наблюдает Чужой. Однако для достижения лучшей концовки Корво должен показать своим соратникам хороший пример, выполняя миссии по устранению верхушки власти с минимальным числом убийств. В противном случае, если он будет убивать всех врагов на своём пути, Дануолл погрузится в окончательный упадок. В общем, добиться справедливости можно, пусть и нечестными методами.
  • Серия Dragon Age: идеалистична, но не скатывается в слащавость. Дружба и любовь — это круто, это делает мир лучше. Друзья и возлюбленные никогда не предадут героя, но такого расположения НПС ещё предстоит добиться (если не добьётесь — ну тогда да, некоторые могут и предать). Если в злодее есть хоть что-то человеческое, то его можно заставить измениться и отправить исправлять содеянное.
    • Ага, не предадут, как же. Это расскажите Дориану или Инквизитору, когда у них роман с Быком-кунари, эльфийке-Инквизитору на романе с Соласом, а так же Геспит и Огрену, которым не повезло влюбиться в Бранку, Хоук(у) на романе с Андерсом, Лелиане по поводу Маржолайн, Фенрису это расскажите, если Хоук его отдаст Данариусу поперек романа… да примеров уж не меньше, чем обратных. Dragon Age находится посередине.
  • Final Fantasy — уклон в идеализм в большинстве игр серии. Главным героям придётся через многое пройти, чтобы спасти мир и сделать его лучше. Поэтому перечисляем исключения этого правила:
    • Final Fantasy Tactics — самая циничная игра франшизы. На дворе навозные века с загнивающей аристократией и средневековым быдлом. Все подвиги Рамзы незаслуженно забыты в исторических архивах.
    • Final Fantasy XII — хоть действия происходят в той же вселенной, что и Tactics, но уже теперь находится посередине шкалы. Аристократы с королями-интриганами никуда не делись, но теперь игра больше ощущается как героическое фэнтези с нотками Игры престолов.
      • Потому что действия разворачиваются в другом королевстве и в другой эпохе мира, где люди уже изобрели футуристичные вундервафли, работающие на мане. Есть вероятность, что это альтернативная версия Ивалиса, как и в случае с Final Fantasy Tactics Advance.
    • Final Fantasy XV — внутримировой пример: идеалист Ардин против циника Сомнуса.
  • Серия игр Drakengard и Nier — в противовес Final Fantasy (и многим jRPG) находится на циничном конце шкалы. Главный герой спас мир? Ну да, свой мир, представляющий собой тёмное фэнтези с навозными веками, он спас на какое-то время. Зато подвёрг другой мир (коим является наша же матушка Земля) тотальному вымиранию. И тут приходит новый, кхм-кхм, герой, и своими действиями добивает человечество окончательно. Как итог, оставшиеся на Земле андроиды вынуждены вести бессмысленную войну ради сохранения смысла жизни. Да и рано или поздно они уйдут на металлолом навсегда. Добро пожаловать в жестокий мир Йоко Таро, где есть место только страданиям, экзистенциальному ужасу и фансервису.
    • Хотя в концовке Nier: Automata присутствует намёки на идеализм. Видимо, Йоко Таро всё таки решил пожалеть.
  • Horizon: Zero Dawn — циничное описание войны человечества с роем машин. Чудесное оружие, про проектирование которого рассказывала солдатам пропаганда, как оказалось, работает немного не так.
  • Серия Kingdom Hearts — как и положено сёнэну с персонажами Disney, положительные герои постоянно говорят о всепреодолевающей силе дружбе, отрицательные же персонажи действую исключительно в своих интересах, для которых и хотят использовать силу Королевства Сердец.
  • Трилогия Mass Effect — первая часть где-то посередине шкалы (Шепард сам(а) выбирает свой путь — идеалистичный или циничный), вторая резко улетает в сторону цинизма (приходиться работать с экстремистами из «Цербера», весьма неразборчивыми в средствах), третья часть пафосна и идеалистична (хотя никто не мешает ГГ совершать весьма гадкие вещи, но всё же путь идеалиста лучше).
  • Mass Effect: Andromeda — сильное смещение в сторону идеализма. Чернуха в лице деяний кеттов, радикалов из «Роекаар» и изгнанников (вернее, совсем уж отмороженных изгнанников) еле перекрывает атмосферу оптимизма.
  • Серия игр «Might and Magic» 6-9 части (наиболее известные). Медленно перемещаются от романтического и в чём-то рыцарской шестой части к циничной девятой части.
    • В шестой части все задания за исключением одного (ну ладно, двух), включая главный квест, сделаны по канонам романтизма: убить злодея, помочь даме-в-беде и тому подобное. Даже злодеи, последователи тёмного пути, в шестой части благородные и по-прежнему спасители мира.
    • В седьмой части уже отыгрываешь везучих приключенцев, за право обладания своими землями влезшие в высокую политику и вынужденных интриговать себе на пользу. Здоровая доля цинизма прилагается.
    • В восьмой части уже и чёрно-белого деления нет: всё в оттенках серого при общей визуальной мрачности (готический стиль). Коррумпированные клирики выступают против не менее неоднозначных некромантов, тёмные эльфы занимаются шантажом и подкупом, сотрудничая с криминалом. Только, пожалуй, одни драконы, минотавры да тролли остаются благородными, рыцари ныне уже не те.
    • В девятой части задания для приключенцев становятся из разряда «подай-принеси»: донеси бочку пива до таверны, принеси молот одному ярлу, принеси книгу другому ярлу. Зло тут скорее хулиганистое, чем опасное. Местный аналог Локи захотел развеять скуку и затеял интригу.
    • Другое дело, что тут по большей части ситуация улучшается. В шестой части мы воюем с опасным для мира злом, а королевство тут трещит по швам от этой «каши». В седьмой — показаны территориальные споры Эрафии и Авли, а также противостояние волшебников и некромантов. Мы можем выбрать кому помогать, и придётся воевать не с великим злом, а просто с сильными фракциями. В восьмой — самые сильные враги это: регнанские пираты, элементали, драконы, обитатели Измерения между измерениями, то есть мы тут по сути воююем не со злом, а с крутыми бандитами, силами природы, дракошами и потусторонними тварями. В девятой — даже Бог Смерти относительно хороший, а сильной злодейской фракции мы тут особо не встретим.
  • Planescape: Torment находится посередине шкалы. Финал пути Безымянного предопределён, но геймер выбирает сам, кем именно ему быть до этого. Циничным мерзавцем, который воспринимает конечную станцию своего жизненного пути на Нижних планах, аналоге Ада, как само само собой разумеющееся и старается утащить с собой побольше людей. Паладином, готовым потратить свои последние часы ради торжества добра и справедливости настолько, насколько это вообще возможно. Или даже хиппи, который случайно попал в водоворот событий.
  • Prototype на циничном конце шкалы. Алекс Мерсер видит в людях и родственниках-заражённых лишь еду и средство для усиления самого себя, да и при жизни гуманностью не отличался, тяжёлое детство не способствует доброте. Он с самого начала игры прекрасно понимает свою природу, как и то, что его «сделали» таким сознательно. С другой стороны, Алекс привязан к своей сестре и девушке, которую после предательства убил далеко не сразу, а не просто съел. Для Мерсера быть романтичным означает проявлять человеческие чувства, а он уже давно не человек.
  • Даже безобидный Transport Tycoon/OpenTTD оказывается довольно циничной игрой. Сила взяток тут просто огромна — можно устроить конкурентам «сладкую жизнь» при помощи хаоса дорожных работ, или вообще выкупить эксклюзивные транспортные права в том или ином городе. Городские власти тоже «хороши» — попытка расчистить место под какой-нибудь аэропорт чревата быстрым ухудшением отношений (что правда решается дорогущими взятками с риском получить шестимесячный «бан» от местного следователя).
  • Серия Tropico может сколько угодно ломать комедию, но она явно находится далеко на шкале цинизма. Особенно этим отличается четвёртая часть, где у каждой фракции есть свой представитель, а у сверхдержав — местные послы. Тут тебе и тупой скинхед от националистов, и пастырь нерадивый от верующих, и лорд-сноб от ЕС, и американский империалист от светочей демократии.
  • Undertale — продавливает своим идеализмом педаль в Австралию. В этом мире все проблемы нужно решать мирным путём, и только мирный путь является правильным решением. Все злодеи, которые гонялись за душой протагониста, на самом деле просто бедняжки, которым всего-то нужно милосердие и любовь.
    • Хотя в Пути Геноцида персонажи так и не смогли остановить поехавшего маньяка, коим стал протагонист. С другой стороны, герои умерли с улыбкой и, пусть они и не смогли защитить свой мир, но они дрались за свои идеалы.
  • X-COM: UFO Defense. На первый взгляд кажется предельно циничным, но по мере повествования геймер включается в героический эпос межпланетного масштаба. Проект защищает не конкретные частные интересы, а всю Землю и всех людей от участи хуже смерти. Следующие игры серии всё больше скатываются в сторону цинизма. В третьей части «Apocalypse» геймер возглавляет скорее «Людей в чёрном» и частную организацию, чем группу спасителей планеты, которая всё равно мертва. В последней на сегодня игре XCOM 2 2016 года чернуха и цинизм приближаются к уровню Dragon Age.
  • The World Ends with You — На идеалистичной стороне шкалы. Сквозь всю игру красной нитью проходят темы дружбы, доверия и того, что настоящий кайф от жизни можно получить только открывшись другим. Весь сюжет, если убрать из него мистику, повествует о том, как трудный подросток Нэку Сакураба под влиянием других людей становится добрее и заводит настоящих друзей. Финального босса здесь побеждает сила дружбы и даже Джошуа, де-факто главный злодей игры в конце всё-таки проникается духом дружбы и щадит Сибую.

Визуальные романы[править]

  • Произведения студии Key обычно далеко на идеалистической стороне. Да, персонажи пройдут через несколько кругов ада. Да, вы будете плакать в процессе. Но всё-таки, когда вы дойдёте до конца, все проблемы будут решены, а даже если нет, останутся надежды на светлое будущее. Да и многие персонажи, которые делают гадости, часто в глубине души всё-таки оказываются неплохими людьми, которые хотят сделать как лучше. Справедливости ради стоит сказать, что уж слишком далеко по этой шкале эти произведения не заходят — плохие вещи здесь действительно случаются, даже очень часто, и наивным идеалистом тут быть не очень сладко. Просто суть в том, что сколько бы плохого не пережили люди, они всегда могут подняться и двигаться дальше, продолжая радоваться жизни.
  • Fate/Stay night — в основном идеалистичен. Особенно примечателен второй рут, в котором значительная часть сюжета вертится вокруг противостояния идеалиста Широ и циника Арчера (который является Широ из альтернативного будущего), в котором побеждает Широ. Третий рут прибавил в циничности из-за потери в нём Широ своих идеалов, но всё-таки закончился на не такой уж и печальной ноте.
  • Ever 17: The Out of Infinity — примечательно, что на этом основано различие взглядов Такэси и Цугуми. Цугуми в качестве защитного механизма считает, что жизнь жестока, неприятна и полна страданий. Такэси же думает, что если вы сейчас и страдаете, жизнь всё равно прекрасна. Кроме того, она может стать лучше в будущем. Истина, возможно, где-то посередине.
  • Ace Attorney — на идеалистическом конце шкалы. Да, почти все дела связаны с убийствами. Да, герои пройдут через многое, и многих потом захочется обнять и плакать. Но герои крепко верят, что за правду можно и побороться, а некоторые персонажи совершают поворот направо, включая некоторых убийц.
  • Long Live the Queen — внезапно перевес в сторону цинизма, так как аристократы здесь довольно безжалостны в погоне за властью, и многие из них неприятные люди. Но не слишком большой перевес, потому что по-настоящему злых из них немного, да и вы, если будете совершать много жестоких поступков, можете нарваться. Кроме того, в одной из концовок вы можете сместить стрелочку шкалы в середину, если с помощью музыки и любви к детям убедите главгада Тогами сделать поворот направо.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — в целом сеттинг где-то в середине цинической стороны, но своеобразного идеализма тоже хватает. По факту уровень на месте не стоит — постоянно двигается, то скатываясь в чернушку, но немного просветляясь. Притом почти половина фракций (люди, звёздные эльдар, тау и некроны) выживает в этой бесконечной войне, желая построить светлое и идеальное будущее. Правда, каким будет это будущее, все видят по-своему, и не факт, что оно и остальным понравится.