Школа обыкновенная

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья High School. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Если герои произведения — дети или подростки, то значительная часть их жизни будет связана со школой. Радости и горести, достижения и провалы… Поэтому школа как место действия будет регулярно возникать в вымышленных мирах.

А если главные герои — не ученики, а учителя, — у нас будет производственный роман про школу.

Амплуа[править]

Ученики[править]

  • Староста — официальный лидер класса. Отвечает за порядок в своём классе, хорошо воспитан, прилежен, но слегка не дотягивает до отличника. Если в школе совместное обучение, то никогда не бывает мальчиком, только девочкой, если, конечно, старосту не выбирают по принципу «для отчетности»: тогда им может быть кто угодно, включая хулигана.
  • Альфа-самец — гипермаскулинный мачо, физически развитый и социализированный. Если школа более-менее благополучная, то он — заводила и душа компании, если с благополучием совсем плохо — главарь собственной мини-банды. Как правило бабник, может быть мажором или хулиганом (девушки любят плохих ребят). Бывает гопником или панком в chaotic-варианте и спортсменом в lawful.
    • Ещё бывает такой типаж, как Драко — то же, что и альфа-сука, но мужского пола.
  • Гламурная киса — помешана на моде, гламуре, айфонах и прочей трендовой ерунде. Часто бывает мажоркой и/или негласным лидером класса. Иногда шлюховата, особенно в неблагополучных школах, но предпочитает встречаться с теми кто постарше.
  • Мажор(ка) — сын/дочь бизнесмена, местного политика или ещё какой-нибудь относительно важной персоны. Не слишком важной (для детей реально важных персон есть не вполне обыкновенные школы), но на фоне прочих выделяется.
  • Туповатый бугай. Чаще всего качок, обычно туп, как пробка, но добродушен. Если злой, то может совмещаться с хулиганом.
    • Если сочетается с альфа-самцом, то это называется «капитан футбольной команды». Даже если команда ни разу не футбольная (пошло от американских школ, где команда футбольная почти всегда).
    • Если злой и агрессивный — это представитель так называемых «Bullies», (или по-русски «задира», см. также ниже «Хулиган»). Его принцип — «сила есть — ума не надо».
  • Отличник/Ботан — по собственному мнению, единственный нормальный человек в классе (на самом деле может быть занудой), который действительно получает знания и очень стремится к этому. За это любим учителями и родителями и обычно презираем остальным классом вплоть до неврозов и даже суицида (хотя если он даёт списывать домашку и помогает на контрольных, то и остальные ученики его уважают, ну или хотя бы не трогают и особо не травят). В итоге из него, в зависимости от характера, часто вырастает Озлобленный ботаник или нелюдимый хикки; в редких случаях при должном пофигизме и целеустремлённости приходит к успеху.
    • Зубрила — разновидность отличника, который старается не ради знаний, а потому, что так положено (чаще родителями). В современной российской школе массовые эпидемии зубрёжки начинаются в связи с ЕГЭ но проходят чаще без тяжёлых последствий, если у ребёнка нет требовательной к оценкам матери или отца, грозящего избить ремнём за недостаточно хорошие результаты. В школах стран Юго-Восточной Азии (от Японии до Сингапура через Китай, Тайвань, Таиланд и Вьетнам) зубрёжка — обычное дело, начиная с младших классов, и у некоторых учеников на этой почве встречаются даже психические расстройства. Если нормальный ученик принимает зубрёжку как неизбежное зло, то зубрила процессом наслаждается, а хорошо развитая память позволяет ему на экзаменах и зачётах обгонять одноклассников. Зубрил не любят ещё откровеннее и сильнее, чем ботанов. У ботана хоть оправдание есть — ему интересно, а какое оправдание у зубрилы? Но, если честно, любители буллинга не хотят разбираться в этих тонкостях и всех отличников скопом записывают в презренные зубрилы.
    • Мобил-дробил (термин введён В. Аксёновым в романе «Остров Крым») — тоже отличник, но не зубрила и не ботан, а принципиальный маленький карьерист. Сейчас этот тип встречается нечасто, но в советской школе редкостью не был. Получает отличные оценки благодаря активной пионерской/комсомольской/общественной работе и/или стукачеству. Из мобил-дробилов вырастали третьи секретари райкомов ВЛКСМ и прочая недономенклатура. Самые удачливые подымались несколько выше, но не высоко — подхалимаж нормальных знаний, твёрдого характера и приличного воспитания не заменит. Как бы ни критиковали ЕГЭ, но получить высокий балл «за особые отношения с администрацией школы» в XXI веке стало (почти) невозможно, и на том спасибо. В прежние времена легко опознавался по маниакальному стремление получить золотую медаль.
  • Хорошист/Ударник. По определению таких в классе большинство. Учатся на четвёрки.
    • Сюда же входят и гики, отдающие себя без остатка одному-двум понравившимся предметам. Эти, как правило, на хорошем счету у преподавателей физики и математики, или математики и информатики, или у физика и трудовика. Остальные учителя вздыхают: «Лидочка же так талантлива, но совершенно не старается! Только по биологии пятёрки». Не волнуйтесь за Лидочку. Она уже решила, что будет палеоэнтомологом!
  • Троечник — тёмная лошадка. Никогда нельзя сказать точно, тупица ли перед вами, сообразительный тип с проблемами в учёбе или настоящий гений, которому просто неинтересна учёба.
    • Крепкий троечник — разновидность определившегося в жизни троечника с прагматическим складом ума и без особых талантов. Такие живут душа в душу с трудовиком и физруком, а в университеты не рвутся.
  • Двоечник/Второгодник. Исторический и вымирающий персонаж. На второй год в XXI веке оставляют крайне редко, а двойки принято «исправлять» и «натягивать на тройку». В больших школах для учеников с проблемами устраивают отдельные классы с облегчённой программой. В конце концов, всегда есть возможность сбросить двоечника в школу-помойку, а там тройку точно натянут.
    • Впрочем, по факту никуда не делся, от "натягивания на тройку" знаний больше не становится. Но поскольку знает, что его "натянут", по сравнению с историческим предшественником куда более нагл и самоуверен.
  • Жирный (он же Жиртрест или Жиромясокомбинат). Как правило, унижаем из-за своего лишнего веса. И, по мнению мудаков-альфачей, любящих поглумиться над не такими, как все, вполне заслуженно, как говорил Кролик, «всё из-за того, что кто-то слишком много ест!». Хотя избыточная масса тела бывает и из-за болезней, но всем пофиг. А может быть и, напротив, жирным ублюдком, смешанным со злой версией туповатого бугая. В таком случае толст, уродлив, нередко отжимает завтраки у тех, кто слабее.
  • Задрот. Хилый, болезненный, плохо учится, всё время проводит в играх и соцсетях. Гоним одноклассниками, учителями, родителями и вообще всеми. Часто фрик-затворник.
  • Хулиган. Бывает с уклоном в криминал (тогда это гопник). Бывает злой, который с толпой товарищей (никогда в одиночку — слишком труслив для такого) выбирает жертву и издевается над ней (жертвой может быть и учитель, если он обладает мягким характером, исключающим жестокую расправу). Бывает по-своему благородный. Часто — довольно безбашенный тип. Далеко не всегда туп и умудряется прилично сдавать экзамены, а иногда и вообще настолько способен в какой-то области, что на его проделки закрывают глаза.
  • Клоун — завоёвывает себе популярность шутовским поведением. Получается с натяжкой, но обычно все таки хотя бы не травим. Часто может быть замешан в протаскивании и продаже всякой контрабанды в школу и школьникам, от пары банок пива на праздник, до торговли коноплей.
  • Спортивные звёзды. Заветная мечта каждого школьного физрука — воспитать олимпийского чемпиона. Если это удаётся, подавляющему большинству остаётся лишь грустно улыбаться, глядя на телеэкран: вся слава досталась тренеру! Впрочем, тренер звезды — сам в прошлом олимпийский чемпион, а у физрука дело дальше КМС не продвинулось, так что всё справедливо. Те ученики, что с юного возраста проявляют большие спортивные таланты, в обычной школе не задерживаются, попадают в специальные и исчезают из этой статьи навсегда. Лишь некоторым (например, Алисе Селезнёвой) удаётся успешно убегать от тренера, перепрыгивая через двухметровые заборы.
    • Особенно котируется в английских и производных от них школах — не зря даже в Хогвартсе есть квиддич! Как язвил на этот счёт Юдковский, за победу в квиддиче начисляют больше очков, чем за успехи в учёбе, потому что первого достигает гораздо больше учеников.
  • Ученики-инвалиды. Если говорить про США и Европу XXI века, то единственный критерий, по которому можно принудительно направить в спецшколу — психические отклонения с опасностью для окружающих. В обыкновенной городской школе мимо вас промчалась девчонка в самоходном инвалидном кресле или пробежал парень на протезах, как у Писториуса — это никакого удивления не вызывает. Незрячие сдают госэкзамен по той же программе, что и остальные ученики — все задания для них на спецбумаге по Брайлю. Крупная школа, где не учится ни одного ребёнка-инвалида — редкость даже в современном Китае и Индии. Единственное исключение — Япония: там таких детей отправляют в интернаты (вспоминаем Katawa Shoujo)[1], такой уж лунный менталитет. В СССР инвалидов с детства тоже часто отправляли в спецшколы, но в России дело с инклюзивным образованием потихоньку налаживается... если, конечно, под «налаживается» понимается ситуация, когда в класс к нормальным детям попадает ребёнок с СДВГ, а то и чем похуже, и учитель бо́льшую часть урока тратит на него, а не на свой предмет. Для таких детей не создают отдельных классов, с ними не работают специально обученные педагоги... Неудивительно, что в кругах учителей фраза «инклюзивное образование» превратилась в ругательство.

Начальство и преподаватели[править]

  • Директор. Стереотипно туп, трусоват, жаден и некомпетентен, получил место за N-дцать лет до происходящих в сюжете событий, когда никто не хотел на его место, а теперь никто не знает, что с ним делать. В том случае если еще преподает, его побаиваются ученики, и боятся пропускать уроки.
    • В литературе и кино «старой школы» не так уж редко встречалась деконструкция: он действительно некомпетентен (в смысле не умеет в стереотипный школьный садизм формализм и тяготится им), но не гадок и не глуп, хорошо (или даже блестяще) образован и в глубине души сочувствует самым трудным ученикам и хулиганам. Иногда даже может дружески с ними разговаривать и пить вместе с ними чай в школьной столовой, но — тайком от всех остальных педагогов и особенно от завуча. В итоге с ним действительно «не знают, что делать» школьные тётки-администраторши, а ученики боятся по-хорошему — в смысле, уважают мужскую силу и/или жизненный опыт. Что характерно, гендерной инверсии в таком варианте автор правки при всём желании не вспомнит, ни в литературе, ни в кино, ни, увы, в реальной жизни: женщина-директриса и встречается чаще, и под приведенный выше стереотип подпадает едва ли не всегда…
  • Завуч (в больших школах их несколько). Обыкновенно строг и помешан на дисциплине.
  • Предметники:
    • Математичка. Страшный зверь, особенно если одновременно завуч.
    • Математик. Ничего общего с математичкой не имеет, кроме пространства действительных чисел[2] и учительской («Общность учительской по идее следовало бы доказать, но доказательство скучное, и мне в лом. Я уверен, что и вам тоже. Давайте примем аксиоматически!»). Обычно носит доброе прозвище Косеканс и любим учениками.
    • Учитель информатики. Есть две принципиальные разновидности: Эксплисит Дименсионович и Структура Датовна. В первые попадали вышедшие в тираж инженеры-операторы ЭВМ с больших ВЦ, которые неплохо разбирались, куда на машине ЕС засовывают перфокарты. Предмет они знали на уровне синтаксиса «ФОРТРАН-4», оттого преподавали откровенную муть. Больше всего им нравилось квасить с трудовиками, но последние их втайне презирали за косорукость. Второй тип приходит на смену. Эти программирование знают, а из профессии ушли, так как надоело писать бухгалтерские системы на «1С» или SAP [3]. Понимают, что кодером надо родиться, оттого и не настаивают, чтобы предмет учили далее нужд ЕГЭ. Но тех, кому (не) повезло родиться кодером, — обучат «Паскалю» (или чему покруче) и дотянут до соответствующей олимпиады по программированию. В Пекине или в Сеуле. True.
    • Естественники (физичка/физик, химичка/химик, биологичка/биолог, географичка/географ). Нередко один и тот же педагог может преподавать одновременно, например, химию и биологию. Кто-то из них преподаёт ещё и астрономию. Чаще безвредны. Пьют чай в учительской. Географ также пьёт чего покрепче, и даже был прен-цен-дент, когда пропил глобус.
    • Особо циничный случай естественника — Злая Химичка (реже Злая Физичка). Почему-то именно преподаватели химии и физики традиционно выжимают педаль в пол в области коварства и ненависти к ученикам. Ученики отвечают взаимностью.
  • Лингвисты и гуманитарии:
    • Русичка. Ненавидит арфаграфические ашипки и осипки. Выходит из себя от слов «нету» и «ложить». Не понимает, как ученики могут плеваться, читая «Войну и мир». Также не переваривает плохой почерк, вплоть до отрицания презумпции невиновности.
    • Англичанка. Kindly watch your pronunciation, would you? Стереотипично сухая раздражительная дама, которая подрабатывает репетиторством.
    • Француженка. Обожает шоколад и любовные романы. Чаще любима учениками.
    • Немка. Большая редкость в наши дни, но была эквивалентом англичанки с 1930 по примерно 1960. Во время Отечественной войны и сразу после — не самая лучшая специализация.
    • Латынянин/грек — пока в российских школах не распространён, но в мировой и исторической литературе — нередкий персонаж. Чаще мужчина и скрытый садист (Беликов aka «человек в футляре» подтверждает). Mensa — стол, mensa — о, стол! mensam — стол, mensae — стола, mensae — столу или для стола, mensa — столом или от стола. Вы всё поняли? Приступаем ко второму склонению!
    • Китаец/японка — тоже экзотика, но не на Дальнем Востоке. Там — эквивалент француженки. Только вместо любовных романов любят хайку.
  • Историк (преподаёт также обществознание/обществоведение и, если есть, краеведение). Иногда ему очень тяжело работать, потому что требования колеблются с линией партии, иногда легко и весело, когда на линию партии школе по барабану, и можно гнать школьникам в уши уже нравящуюся себе муть. Часто бывает вышедшим в тираж мелким археологом и вместо своего мнения или линии партии рассказывает кулстори про раскопки.
    • Он же может преподавать и МХК (мировую художественную культуру).
    • И «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) — введённый в 2012 г. предмет, который состоит из шести модулей[4] по выбору учеников и родителей (по факту РПЦ не отказывает себе в удовольствии протолкнуть свой модуль). Впрочем, по МХК и ОПК ЕГЭ всё равно не сдавать.
  • Второстепенные (потому что по их предметам не сдают ЕГЭ):
    • Физрук — почти всегда мужчина и чуть чаще чем всегда агрессивный тип, похожий на ГГ одноимённого сериала с ТНТ. Часто бывший военный или спортсмен на пенсии. Если женщина, то тоже обычно не мягче и имеет фигуру милфы-бодибилдирши на минималках.
    • Трудовик — алкаш с золотыми руками. У многих идут заскоки по синусоиде: то с учениками целый месяц строит после уроков мини-роботов или делает «универсальный резьбо-канаво-пазо-нарезатель»™ к китайскому токарному станку, то уходит домой ровно в 14:00, по дороге заскочив за бутылкой парой бутылок парой-тройкой («Достаточно. Завтра же на работу!») бутылок. Часто конфликтует с другими учителями, в основном с физруком. Но биологичку обожает и дважды чинил ей шпильки. Иногда имеет некомплект пальцев или глаз, что наглядно агитирует учеников соблюдать ТБ. Любит шутить нечто в стиле «я знаю предмет как свои пять пальцев на обеих руках».
    • Трудовичка. Бывают двух типов. Первые — Мариванны (см. ниже), пришедшие в школу прямо от домашней плиты и когда-то учившие девочек предмету ОВДХ (основы ведения домашнего хозяйства). Эти почти всегда несколько сварливы и строги, но совершенно незаменимы, когда учительский коллектив что-то празднует. Настрогают таз вкуснейшего оливье и два подноса селёдки под шубой, не прерывая занятий по дизайну фанерных электроплафонов. Второй тип называется «оч.умелые ручки», им лет по тридцать пять, они более склонны к прикладному искусству, чем к кулинарии. У этих фанера важнее оливье («вот ещё, давайте в супермаркете купим»), зато родители изготовленный чадом плафон гордо вешают в прихожей, а не отвозят в сарай на дачу. Второй тип часто владеет «Автокад» и другой подобной прикладухой, оттого плавно совмещается с учителем черчения и/или информатики.
    • ОБЖ-ник — обычно страдает синдромом вахтёра в крайней форме. Стереотипно является бывшим военным или ментом (иногда — выдает себя за такого или его выгнали со службы), часто — заодно стукачом от военкомата. Иногда бывает стариком-инвалидом — тогда чаще добр и любим учениками. Стандартная школьная кличка — Противогаз.
      • В советской школе ту же экологическую нишу занимал его далёкий предок, ныне уже практически повсюду вымерший — военрук — aka преподаватель начальной военной подготовки (НВП). Типологически он был похож на ОБЖ-шника: тоже, как правило, бывший военный или сотрудник органов (опционально — ветеран давних и не очень давних конфликтов), но отличался от своего эволюционного потомка не меньше, чем могучий тираннозавр от современных кто-там-на-его-месте. Во-первых, предмет НВП существовал в стране, где несение тягот и лишений™ было практически неизбежным предстоящим жизненным испытанием для подавляющего большинства мальчишек, так что готовиться к ним заранее, со школьной скамьи, было идеей вполне здравой. Во-вторых, помимо прагматизма, в НВП была, какая ни крути, а всё-таки романтика (мальчуковая, конечно, но кое-кому из девочек тоже на ура заходило): собирать-разбирать почти-всамделишные «Калаши», бегать в противогазах и время от времени посещать ближайшую воинскую часть на предмет познакомиться поближе с полковой кухней и компотом тяготами и лишениями, а подчас ещё и стрелковка (из дешевых пневматических мелкашек, но тем не менее) всё же веселее, чем просто сидеть над тетрадками. Да и теория включала куда больше героических «действий личного состава в составе маневровой группы…», чем упаднических «поведение при попадании в заложники». Осознание полезности предмета, романтика военной тематики и какие-никакие практические навыки выгодно отличали НВП от его куцего потомка, который в 9 случаях из 10 представляет собой записывание в тетрадку теории, без наработки практических навыков и, в принципе, без особой мотивации.[5] Вероятно, это в первую очередь способствовало деградации облика стереотипного военрука, нередко возвышенного до имиджа «осколка былых войн», до стереотипного ОБЖ-шника (слово-то какое! не сравнить!). Последний с гораздо большей вероятностью является образцом служаки-неудачника, у которого если и есть какой синдром, то не ПТСР, а «вахтёра». Хотя исключения бывают, да.
    • Музычка. С ударением на «ы». Обычно весит либо двести кило, либо сорок. Хорошо играет на рояле, склонна создавать школьный хор. Внезапно может обнаружиться, что тайно любит хэви-метал, или Летова.
    • Учитель/ница рисования/черчения. Чаще в одном лице. Кличка обычно Рейсфедер. Безвреден. Экзальтированная девица/женщина немного моложе/старше, чаще всего худая, или увлечённый мужчина под сорок/полтинник. Неожиданно можно обнаружить за попыткой создать свой опус магнум.
  • Общий архетип: «Мариванна» — преподаватель ещё из советских времен, обычно начальных классов либо русского языка и литературы. Упряма, строга, консервативна и плохо социализирована. При этом предмет знает отлично и работу свою любит. А учеников не очень. Впрочем, смотря каких. Если как Вовочка… а кто такого полюбит?

Персонал[править]

Они вообще играют роль в повествовании?.. Бывает, ещё как играют.

  • ЧОПовцы. С чего начинается Родина? ХЗ. Вроде бы с картинки в букваре. А вот современная школа начинается с охраны. «Доброе утречко, молодые люди. Личное оружие сдаём сами, или как?»
    • Впрочем, часто это мужичок, который настолько владеет навыками маскировки, что его за несколько лет можно ни разу не заметить и вспоминают о нем только когда с родителей стряхивают очередные монеты «на охрану». В конфликты не вмешивается. Как показали относительно недавние трагические события со стрельбой, польза от таких сомнительная.
    • Хотя обладатели положенного по профессии синдрома вахтера тоже попадаются. Вход в здание — строго до звонка, но не раньше, чем за двадцать минут, выход — только по особому разрешению. О хамстве не только ученикам, но и родителям, и говорить нечего.[6] Впрочем, поможет ли это при реально серьезной ситуации — неизвестно (к счастью. проверить не пришлось).
    • Исторический вариант: школьный сторож. Разматывал седьмой десяток, к проделкам учеников относился с пониманием. Часто был отставным военным с неполным комплектом глаз и/или конечностей. Мог исполнять и обязанности завхоза.
  • Завхоз. Главнее завучей и даже ЧОПовцев, но уступает в правах директору и Противогазу. Впрочем, насчёт директора пока идёт дискуссия.
  • Сотрудницы школьной столовой. Почти всегда чисто женский коллектив. Спектр услуг простирается от заботы «накормим, как у любимой бабушки» до пофигизма «и так сожрут, саранчата».
  • Уборщицы и технички[7]. Самый незаметный, но самый нужный персонал. Иногда встречаются в классической швабро-коридорной постановке: «Не ходить по мокрому! Обходим, обходим, по стеночке».
  • Приходящий айтишник. Обслуживает сразу восемь-десять школ. «Ну чё ещё у вас? Задолбали. Делом заняться некогда». (Под «делом» обычно понимается «дум», «контрА», «варик», «дотка», у экземпляров постарше — «квака», «си-эн-си»… ну вы поняли.) Впрочем, часто его роль исполняет учитель информатики… если умеет и «право имеет» (а не тварь дрожащая). Айтишники не любят раздавать лут root направо и налево.
  • Школьный врач/фельдшер/медсестра. Те же восемь школ, базируется в ближайшей поликлинике в дошкольно-школьном отделении. Организует прививки и читает лекции о ЗОЖ. По-хорошему должен присутствовать с начала и до конца уроков, но это нереально, тем более что оказанию первой помощи учат педагогов, с соплями проще отпустить домой, а если что серьёзнее — всё равно придётся вызвать «скорую». В школах побогаче (или сильно побольше средних по размеру) базируется в своем кабинете непосредственно в школе, но обычно ограничивается диагностикой и прививками.
  • Зубной врач. В советское время в любой мало-мальски приличной школе был один такой, укомплектованный старинной бормашиной. Его боялись хуже математички. Но злая химичка была, натурально, страшнее. В современных школах не встречается.
  • Библиотекарь. Обычно попадает под один из двух архетипов: или это старушка 70+ лет, по которой часто сложно понять, жива она вообще или нет, или парень (реже девушка) 25-30 лет, который(ая) занимается своими делами. Но объединяет их то, что школьников они обычно видят пару-тройку раз в год, на раздаче учебников; в старые добрые доинтернетные времена — гораздо чаще.

Декорации и реквизит[править]

Парта школьная мне снится[править]

Растиражированный Голливудом стереотип, будто в американских школах ученики сидят по одному за индивидуальными столиками (они называются desk, а не table) верен… для примерно половины американских школ, да и то в старших классах. В США живут жуткие индивидуалисты, любящие и умеющие самовыражаться, и оттого в каждом штате, и чуть ли не в каждой школе, — свои порядки. Но таки да, в Калифорнии в старших классах ученики обычно сидят «в четыре колонны по одному», именно как показывает Голливуд. А вот обычные классы в других обыкновенных школах:

  • Обыкновенная британская (она же индийская, сингапурская, японская, австралийская, американская, канадская, и вообще чуть ли не по всему земному шару глобусу) школа вплоть до примерно 1930-х. Ученики сидят шеренгами на длинных скамьях за длинными же столами (benches). Это весело называлось «палатой общин», ага. На каждой скамье от восьми до двенадцати учеников, в классе от трёх до шести скамей. Классы по 60 учеников были скорее правилом, чем исключением. «Переднескамеечник» (тоже как в парламенте) = отличник. «Заднескамеечник» = второгодник. Именно в такой обыкновенной школе (ещё была воскресная, но она проходила в местной церкви) страдал Том Сойер, а до него — Марк Твен.
  • Обыкновенная британская публичная школа (она же в Америке более откровенно называлась «частной») до середины 1950-х. В классах по 10-15 учеников, а не 60, как в государственных и муниципальных школах. Ученики сидят за индивидуальными столиками. «Никогда не называйте это desk, сэр! В нашей школе мы говорим: bureau!» В такой школе страдали и Уинстон Черчилль, и Шерлок Холмс с Уотсоном, и «Маленькая принцесса». Да, тут учеников иногда называли сэрами и леди (они часто и были сэры и леди по рождению), но розги — те же, что и в плебейских школах.
  • Обыкновенная европейская школа, в том числе и в России, выглядела как британская, за одним важным исключением: кто-то в Германии придумал, что следует наклонить рабочую поверхность стола под углом 15° к горизонту. Считалось, что это облегчает письмо, формирует осанку и предотвращает близорукость. Примерно в последней четверти XIX века длинные скамьи поделили на секции по два ученика. Получилась именно она — хрестоматийная школьная парта. Потом, конечно, выяснилось, что от близорукости парты не спасают, и что для формирования осанки размер парты и положение неподвижной скамьи должны быть точно подогнаны под рост ученика, а кто же будет индивидуально подгонять два раза в году? За фиксированное положение скамей школьники в четырёх поколениях расплачивались сколиозом. Главная проблема: на парте относительно удобно читать (только книгу придерживайте ладошкой) и писать (забудем про опрокинутые чернильницы), но заниматься другими делами (нет, не то, что вы подумали!) жутко неудобно. Вы рисуете, и у вас дюжина цветных карандашей? Уже не дюжина. Три — под партой. За партами страдали и дедушка Ленин, и дедушка Хо Ши Мин. По инерции современные школьные рабочие столы иногда называют партами. Не надо так.
  • Класс в современной начальной школе (примерно первые 5 лет обучения) в Британии, Америке, Японии и прочих развитых странах: модульные столы составлены «группами», вокруг каждого большого стола сидит 6-8 человек, в классе обычно 25-30 учеников и два учителя (ну или учитель и помощник). Никаких вам рядов и парт! Читать книжки вообще рекомендуется стоя или лёжа — на покрытом ковролином полу. Вам говорили: «Не читай лёжа, глазки испортишь»? Забудьте. Медицинская наука это не подтвердила. Современная мантра: «Не читай сидя, спинка будет кривая!» Заработать искривление позвоночника, «склонившись над книгой» — это запросто; медицина (и опыт любителей читать) подтверждает.
  • Класс в современной старшей школе… Тут масса вариантов. ОЯШ могут сидеть теми же группами по 6-8 человек (кайзен он такой кайзен!) В большинстве британских и скопированных с них (от Сингапура до Канады) школ сидят по двое за столом или составляют столы шеренгами, как в традиционной британской школе, только у каждого ученика — свой стул, а не общая лавка одна на всех. Про индивидуалистов-американцев мы упоминали выше, но система с отдельными конторками — далеко не в каждой школе. В других школах конторки индивидуальные, но их ставят попарно — получается традиционная европейская рассадка по двое.
  • Класс в современной российской школе — вариант европейского. Рабочие столы по 2 ученика стоят обычно в 3 колонны в затылок. Впрочем, уже есть множество школ, где свои традиции. Парт (тех самых, с фиксированной скамейкой) в советских школах не должно быть официально с 1972 года, но кое-где такая мебель продержалась до самой середины 1990-х.
    • Кое-где простояли едва ли не до 2010-ых, где-то во второй половине нулевых начав разбавляться современными партами. Автор этой правки заканчивал школу на окраине Мухосранска в 2013 году.
  • Помимо обычных классных помещений, в обыкновенных школах давно есть всякие лаборатории: от компьютерных до химических. Там сидят на высоких лабораторных табуретах, так как высота столешниц оптимизирована под работу стоя. Есть также кабинеты труда, где стоят электроплиты и швейные машинки (для девочек) или верстаки и станки (для мальчиков). Автор правки деффачко и заявляет, что в кабинете домоводства парты столы стояли в два ряда.

И задачника страницы[править]

Задачников в классическом понимании в обыкновенных школах нет примерно с 1960-х годов. В школах с каким-нибудь математическим уклоном задачники сейчас остались в виде книжек типа «Олимпиадные задачи по логике, комбинаторике и теории вероятностей», но это не мэйнстрим. А так задачки включены в учебники (не везде, один из самых популярных учебников по алгебре за авторством Мордковича это учебник и задачник как две разных книги, как и легендарный задачник по физике А.П.Рымкевича). С появлением доступной копировальной техники учителя всё чаще выпускают собственные (уникальные) задачники на несколько страничек формата А4. Так и проверять проще.

Начиная примерно с 2010 года в школах развитых стран вообще пошло поветрие отказываться в старших классах от традиционных бумажных учебников, заменяя их электронной книгой на жёстком диске. Ясно же, что каждый ученик носит с собой «таблетку» или ноутбук! Во многих странах теперь специальные «школьные» ноутбуки (по одному на ученика) входят в список обязательного оборудования.

Сдача домашних заданий не путём сбора тетрадок, а загрузкой на школьный сервер? «Электронный дневник», из которого нельзя вырвать страничку, чтобы родители не узнали о двойке? Пообщаться с завучем (насчёт поведения вашего отпрыска) через видеоконференцию? Школьный суперкомпьютер, на котором ученики выпускают собственные мультфильмы с эффектами не хуже, чем у Диснея (хотя обычно повезет если ДПВ)? Кое-где это уже не научная фантастика, а вполне себе ежедневная реальность.

Да, а вот с мобильными телефонами… В тех же школах, где требуются ноутбуки, телефончики, как правило, строго запрещены. В школу приносить теоретически можно, но надо сдавать в учительскую или в библиотеку до начала занятий, а это геморрой. Ситуация, когда на уроке ученики посылают друг другу СМС, а то и просто отвечают на входящий звонок, может возникнуть в школе-помойке (там всем пофиг), но не в обыкновенной школе. В российских школах — бывает по-разному, но тенденция полного запрещения мобильников в классах несомненно есть. Хотя кто мешает потребовать выключать мобильники на уроках и временно изымать у неподчинившихся?

Кто вытирает доску?[править]

«

Реакция десятилетнего новозеландского школьника на доску в российской школе: — Что это? — Доска. — Ну я понял, что доска, почему зелёная, а не белая? — Как почему? На белой доске мел не будет видно. — А вы что, на досках мелом пишете?

»
— А вы нет?

В представлении нового поколения мелом хорошо рисовать на асфальте. А доски должны быть белые, и пишут на них маркерами[8] В некоторых странах (в той же Новой Зеландии) мел в классах запрещён с середины 1990-х годов. Обоснуй: меловая пыль — потенциальный аллерген, а также вроде бы вызывает дерматит. Но ваши ОЯШ образца 2018 г. вполне могут готовить для учителя мел — на Луне пока в основном используют традиционные доски. Правда, в каждом классе есть ещё экран и проектор.

Кстати, доски не всегда были зелёные. До примерно 1990-95 годов стандартный цвет школьной доски — тёмно-коричневый или чёрный. Хотя уже в начале 1980-х годов иногда попадались и зелёные доски. Да и сейчас, в 2020-х годах, ещё встречаются коричневые или чёрные, обычно в сельских школах и в кабинетах, где ими почти не пользовались — например, в музыкальных классах. А зелёными доски стали делать потому, что считается, будто этот цвет не давит на психику, если пялиться на него по 40-90 минут. Раньше доски были скрипучими, и отдельным способом поиздеваться над учителем было вызывание мерзкого визга от попыток писать на доске нарочито неправильно. Некоторые доски обладают такой поверхностью, что как ни пиши, видно будет плохо. В 90-е можно было встретить в качестве мела куски известняка, который умудрялся крошиться, но при этом почти не оставлять следа на доске. А в некоторых классах они расположены так, что отсвечивает, и с некоторых мест ничего не видно.

В современных школах также распространяются и электронные доски. В московском заведении, в которое угораздило устроиться автора правки, абсолютно во всех классах установлены именно такие. Лишь кое-где в дополнение к ним остались небольшие белые доски с маркерами

Школьная форма чудесная[править]

Россия[править]
  • Российская империя — строгое платье с фартучком, воротником и манжетами в институтах благородных девиц (в них цвета платьев отличались на разных годах обучения) и гимназиях для девочек, различные варианты милитари-стайла в гимназиях, реальных училищах, пажеских, морских и кадетских корпусах для мальчиков. Низшие слои населения в земских и церковно-приходских школах обходились без формы.
  • Первая Мировая война, Красный Октябрь, Гражданская война в России, НЭП — отказ от формы, сначала в связи со снижением уровня жизни (тема раскрыта А. Гайдаром в «Школе»), а потом принципиальный на фоне создания Единой трудовой школы (тема раскрыта Кассилем) и начала всеобщего совместного обучения девочек и мальчиков.
  • Культ личности Сталина — возврат к истокам: раздельное обучение, шерстяные платьица (обычно тёмно-коричневые, изредка синие) для девочек, милитари-стайл (включая фуражку с кокардой!) для мальчиков. Тогда же девочкам вернули фартуки (как у горничных): белые по праздникам, чёрные повседневные.
  • Оттепель — снова совместное обучение. Формой для мальчиков становится синий костюм из курточки (в старших классах — пиджака) и брюк со светлой рубашкой. Как дань европейской моде, на рукав куртки стали нашивать «герб школы». Правда, на всю страну их было два: раскрытая книга на красном фоне или солнце на голубом. Зато ненавистные фуражки отменили. Вариант для тёплого времени — пионерская форма (белая рубашка/блузка и брюки/юбка). Девочки продолжали ходить в фартуках по моде 1900 г., что даже вызывало у иностранных туристов подозрение, будто при социализме используют детский труд.
  • Эпоха застоя — в 1965-76 гг. ребёнки мужского пола носили тёмно-серые спинжаки пиджаки и брюки из какого-то полусинтетического материала, под которые надевалась светлая рубашка. В некоторых школах требовали пришивать к спинжаку подворотнички — видимо, готовили к службе в РККА СА. С 1 класса по 10-й форма малышей и половозрелых выпускников у которых уже есть собственное потомство отличалась только размерами.
  • Начало Перестройки — девочкам, задолбавшимся с воротничками и манжетами, разрешено носить синий костюм пиджак+юбка с рубашкой/блузкой.
  • Конец Перестройки — разрешён казуал. Дети того времени были скромными, и девочкам не приходило в голову заявиться в школу в ультрамини, из-под которой торчат трусы, а мальчикам — в футболке с непристойной надписью. А вот проходить в спортивном костюме все шесть уроков, если один из них — физкультура, считалось вполне нормальным. В 1994 г. школьную форму отменили официально.
  • В лихие девяностые отыгрались и за вчера, и за завтра. Мини-не мини, а полупрозрачные лосины и майка в стиле блэк-метал — эт запросто. Форма была в элитных (и претендовавших на) лицеях и гимназиях, представляла собой пиджачно-сюртучные костюмы разной степени бизнес-стайла. В некоторых случаях родителям казалось, что дизайнеры решили поэкспериментировать или поиздеваться. [9]
  • Сытые нулевые — постепенный возврат к школьной форме. Официально вернули в 2003 г., но с важным дополнением: раньше она была единой, а теперь её по желанию устанавливает учебное заведение. Там, где не требуют формы, обычно требуют офисный дресс-код, в мягком случае просто требование «черного верха, белого низа» с некоторой вариацией оттенков и разрешёнными джинсами, в менее приятном исключительно одноцветные рубашки, свитера и брюки/юбки. В тех же случаях, когда настаивают на форме, популярны вязаные пуловеры без рукавов с нашитой эмблемой школы. Цена и качество формы служат объектом многочисленных родительских холиваров.
Заграница[править]
  • Америка. В маленьких сельских школах (особенно на Юге) формы не было никогда. До Великой депрессии стандартная униформа была в городских школах. Юбка и жакет с блузкой для девочек (в жаркое время года платье с юбкой непременно ниже колен), брюки и куртка для мальчиков. К куртке подшивался воротничок (да, Томас, не забудь иголку!)[10]. В 1930-х годах формы в государственных школах явочным порядком отменили — большинство учеников донашивало подогнанную униформу разной степени потёртости, оставшуюся от старших товарищей. С тех пор как-то повелось, что школьных форма — прерогатива исключительно частных школ. Эта форма всегда шикарна, эксклюзивна и стоит от пятисот долларов на год. В государственных школах директор устанавливает не форму, а дресс-код. Типичные требования: юбки должны закрывать колени, рукава — не выше пары-тройки дюймов над локтем (или вообще по запястье), закрытая обувь и т. п. В пределах дресс-кода можно носить что угодно, лишь бы чистое и опрятное. Школы часто выпускают тенниски или футболки со своими логотипами и девизами, но носить их не обязательно. Можно встретить школы, где парни на уроках сидят в майках и шлёпанцах «гангста-стайл», а девушки разгуливают в мини-юбках, которые следовало бы звать «бикини». Дресс-код в этих школах тоже точно где-то был пришпилен в учительской, но всем пофиг.
  • Британские школы (а также бывшие колонии и страны, перенявшие британскую систему) — своя униформа есть у каждой школы и выдерживается очень строго. За нарушение формы ученика отправляют домой, засчитывая прогул занятий. Правила обычно на три-четыре страницы, там указывают не только длину брюк, шорт и юбок, но и какой именно ленточкой следует подвязывать волосы в косичках! При каждой школе есть магазин, и только в нём можно заказывать многие предметы униформы, в том числе брюки, блейзеры и футболки. Стараются делать так, что все школы в районе имеют уникальные цвета: в одной школе — синий с белым, в другой — хаки с чёрным, в третьей — комбинация оранжевого и коричневого и т. д.. Обувь в младших классах — кроссовки, в старших классах — специальные чёрные туфли «школьного фасона». Последние положено полировать по-армейски до блеска. Помимо повседневной формы, есть специальная спортивная со вставками обычно четырёх контрастирующих цветов. По числу «домов», естественно. Четыре дома и ежегодный кубок — не только в этом вашем хвалёном Хогвартсе Итоне. Национальные особенности:
    • Австралия — традиционные широкополые шляпы. По способу загиба полей в старших классах опытный наблюдатель легко отличит учеников последнего года обучения. Также у каждой школы есть высокопарный латинский девиз и герб, которые вышивают на кармашке блейзера и/или на тулье шляпы.
    • Индия — за нарушение школьной формы из городских федеральных школ просто вышибают без права восстановления. Можешь попробовать доучиться в школе сельской или муниципальной — там форма не нужна. Правда, и в классах по 140 человек (на одного учителя), и ничему не учат. В младших классах форма тоже есть, но к её нарушениям относятся снисходительно.
    • Новая Зеландия. В младших классах большинства школ не только разрешено, но даже поощряется повсеместное хождение босиком! В старших классах без обуви разрешается находиться только на спортивных площадках.
    • Сингапур и Малайзия. Есть отдельный вариант школьной формы для мусульманок. В памятке страница посвящена стандартам подвязывания головного платка.
    • Японские «варёные чулки» aka «луз сокс» и прочая подростковая атрибутика происходят от той же британской системы! В правилах написано: «белые гольфы», а про варёность не сказано, отсюда и попытки разнообразить униформу. Ещё один пережиток 1900-х — матросский воротничок (гюйс) у девочек в некоторых школах. А мальчики (как и в Ю. Корее и — до 1949 — в Китае) традиционно носят форму гакуран, которая происходит от военной прусской. Никто не может сказать, почему. Традиция, сэрЪ! Подробнее здесь.
    • В Южной Корее форма примерно такая же, как и в Японии, даже увабаки носят в качестве сменки. В некоторых школах запрещено завивать и красить волосы.
  • Китай — ещё одна страна, где о школьной форме вроде бы навсегда забыли. Ещё 15 лет назад в городских школах была обязательная, единая для всей страны, форма, да вдобавок и унисекс, то есть одинаковая для мальчиков и девочек: полувоенная куртка, брюки и тапочки (девочки часто повязывали на шею цветной платочек, мальчики — шарф в традиционную чёрно-белую клеточку). По состоянию на 2018 формы нет, и вроде бы нет даже дресс-кода.
  • Во Вьетнаме и Северной Корее система до сих пор советская, в том числе и в деревне. Мальчики и девочки в младших классах ходят в школу в белых или синих рубашках с воротником и обязательным пионерским или комсомольским[11] галстуком (брюки для девочек в дальневосточной Азии — обычная одежда). В старших классах вьетнамских школ с 1995 г. рубашки у девочек заменили на традиционный шёлковый w:аозай, который носится с широкими белыми брюками.

Детский труд Трудовое воспитание[править]

В советское время считалось обязательным приучать подрастающее поколение к труду. Формы были такие:

  • Самообслуживание в школе — дежурства в столовых (два дежурных должны были накрыть на весь класс в ущерб уроку, в разных школах могло быть и 3-4 дежурных, а где-то такое дежурство было легальным способом пропустить уроки), ежедневная уборка закреплённого за классом кабинета, периодическая генеральная уборка. Просуществовало до 2000-х. А сейчас родители выступают против этого.
    • Особый случай — в тёплый майский день подростки под руководством учительницы биологии (или, что бывало чаще — под руководством классного руководителя) дружно выходят на уборку территории от листьев и прочего мусора. Тема «Половая система человека» оставлена на самостоятельное изучение ;-). Впрочем, обычно забивают на уроки труда и физкультуры, и погнать собирать мусор могут и по холоду. По понятным причинам, часть школоты обычно исчезает непонятно куда как минимум до конца урока, в самых разгильдяйских школах могут ещё и забухать или, как минимум, половину времени провести в перекурах.
  • УПК (не уголовно-процессуальный кодекс, а учебно-производственный комбинат), на котором дети производили товары и получали зарплату. Насколько хорошо были поставлены обучение и организация труда и сколько можно было заработать — зависело от конкретной школы и производства.
    • В постсоветское время в некоторых школах такая работа (с тем же названием УПК) осталась, а вот зарплата — нет.
  • Летняя трудовая четверть, она же летняя производственная практика (до месяца) — поездка в сельскую местность «на картошку» либо работы по благоустройству в городе. Кто занимался в кружках профессиональной ориентации вроде авиаклуба или детской железной дороги, от подобной барщины всегда освобождался и мог на сверстников смотреть свысока.
    • В некоторых школах можно было откупиться банкой краски или чем-то подобным.
    • В деревнях и поныне существует своего рода гибрид этих двух типов с биологией — выращивание на закреплённом за школой участке овощей, которые потом идут в школьную же столовую, а излишки продаются.
    • Имеется и в настоящее время и именуется «отработкой». Только вместо благоустройства города и копания картошки — уборка школьной территории. Длится недолго, откуп в том или ином виде возможен всегда.
      • Также возможен и продвинутый вариант, когда за эту отработку платят. Но, очевидно, места на это ограничены, и бесплатных батраков заменять никто не будет.
    • В разных школах «отработка-практика» могла быть организована по-разному. Учитывая, что сами они работать не рвутся, а кого из взрослых им дать в «командиры» — проблема, могут и не организовать.
  • В современных японских школах трудотерапия имеется и поныне. В отличие от российской системы с переходом школьников из кабинета в кабинет, в Японии так ходят учителя. За каждым же классом закреплён кабинет, который по очереди убирают дежурные, а также часть коридоров либо иных помещений. Поэтому в большинстве школ просто нет наёмных уборщиков.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Лидия Чарская, "Записки маленькой гимназистки" и ещё многое.
  • Михаил Зощенко, «Лёля и Минька» — Минька ходил в гимназию.
  • А. Гайдар, «Школа». Впрочем, собственно учебное заведение заканчивается где-то на середине книги — и начинается суровая школа жизни в послереволюционной России.
  • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания».
  • «Васёк Трубачёв и его товарищи» Валентины Осеевой. Помимо прочих приключений, реалии предвоенной советской школы и школьного образования во время войны.
  • «Два капитана» Вениамина Каверина. Первая треть романа — о советской школе. Ромашов — эталонный мобил-дробил.
  • Николай Носов любит писать о простой советской школе, проблемах, победах и жизни ее учеников. «Витя Малеев в школе и дома», «Дневник Коли Синицына»…
  • В. Крапивин, цикл о Джонни Воробьёве, который ещё и с директором дружит.
    • А также многие и многие другие его книги.
  • Виктор Драгунский, «Денискины рассказы».
  • Юрий Томин. Тема раскрывается во многих его произведениях.
    • Например, «Карусели над городом»: в первой половине книги сабжа не так уж и мало, поскольку один из главных героев — учитель физики, который искренне увлечён своим предметом и учеников тоже заражает этой увлечённостью.
  • А. Маркуша, автобиографический роман «Большие неприятности» — часть произведения посвящена школьным годам героя.
  • Елена Криштоф, «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой».
  • Лия Симонова, «Круг».
  • К. Булычёв. В некоторых произведениях про Алису Селезнёву описывается учёба в школе. Школа, правда, обычная по меркам сеттинга (т. е. светлого будущего). При этом Алиса успевает найти приключения без отрыва от учебы или в рамках таковой. «Чулан Синей Бороды» — школьная практика, «Второгодники» — как Алиса чуть не осталась на второй год из-за хронопутешествий. В будущем не оставляют на второй год, и для Алисы исключения не сделали.
    • Весь цикл про биологическую станцию на Цветном бульваре (Алиса учится по «биологическому» профилю), рассказы типа «Подземной лодки» и «Узников „Ямагири-Мару“» описывают школьную практику.
  • Людмила Матвеева, «Виртуальная любовь в „6Б“» и не только — пропитанные музыкой и бунтарским духом 2000-е.
  • Анатолий Алексин.
  • Александр Ампелонов.
  • Сергей Иванов, «В бесконечном лесу»
  • Юрий Поляков, «Работа над ошибками» — с POV-ом-учителем.
  • Тендряков, «Ночь после выпуска». Шестеро закадычных друзей клянутся в вечной дружбе и решают высказать всю-всю правду кто что о товарище думает… Параллельно в школе шестеро учителей делятся впечатлениями о прошедшем выпускном.
  • Леонид Каганов, «Далёкая гейПарадуга» — место действия с поправкой на время.

На других языках[править]

  • Агата Кристи, «Кошка среди голубей» — действие этого детектива целиком происходит в частной английской школе Мидоубэнк, где кто-то жестоко убивает одну за другой трёх преподавательниц: физкультуры, математики и французского языка.
  • Джоан Роулинг писала не только о магической, но и о самой обыкновенной английской школе — в романе «Случайная вакансия».
  • Нгуен Ван Бонг, «Белое платье». Реалии обычной средней школы времён войны во Вьетнаме.
  • Тэцуко Куроянаги, «Тотто-тян, маленькая девочка у окна» — с любовью описана японская школа времён после Второй мировой войны. Справедливости ради надо отметить, что школа там как раз совсем НЕобычная, экспериментальная.
  • Хайтани Кэндзиро, «Взгляд кролика» — а вот тут показана как раз совершенно обычная японская школа того же временного периода.
  • Хуан Бэйцзя, «Я буду умницей» (我要做好孩子) — про китайскую школьницу готовящейся к экзамену, необходимому для перехода из начальных классов в средние.
  • «Автобиография» Бранислава Нушича — больше половины книги посвящено обычной сербской школе и отдельным предметам, и как трудно всё это выучить.

Кино[править]

  • «Наше призвание» — задорный фильм Г. Полоки о становлении советской школы.
  • «А если это любовь?».
  • «Розыгрыш» — кинофильм о некоторых особенностях в организации пришкольных рабоче-крестьянских вокально-инструментальных ансамблей и связанных с этим трудностей.
  • «Два друга» (по повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»).
  • «Доживём до понедельника».
  • «Доброта» (реж. Э. Гаврилов, 1977 год). Неожиданно темнее и острее большинства советских фильмов о школе.
  • «Васёк Трубачёв и его товарищи» (по одноимённой повести Валентины Осеевой).
  • «Вам и не снилось…»
  • «Внимание, черепаха!»
  • «Первоклассница»
  • «Чудак из пятого "Б"».
  • «Куколка».
  • «Кыш и Двапортфеля».
  • «Ключ без права передачи».
  • «Дневник мамы первоклассника».
  • «Географ глобус пропил»(2013) — фильм по одноимённому роману Алексея Иванова. Школьные эпизоды снимались в реальной школе № 1 в Закамске.
  • «Чучело» по повести Владимира Железникова.
  • «Класс» (Эстония, 2007 г., реж. И. Рааг).
  • «Новенький». Американский неудачник переезжает в новую школу.
  • «Крисса не сдаётся» — фильм о новенькой девочке в американской начальной школе и о школьном буллинге.
  • «Это мы не проходили» — фильм о молодых учителях-практикантах, выпускниках педвуза.
  • «До свидания, мистер Чипс» — британский фильм о жизни учителя.

Телесериалы[править]

Телевидение[править]

  • Тележурнал «Ералаш».
  • «С утра пораньше» — целые выпуски, полностью посвящённые школе.

Мультфильмы[править]

  • «Федя Зайцев» и «Человечка нарисовал я».
  • «Жизнь и страдания Ивана Семёнова».
  • «На задней парте».
  • «Переменка».
  • «Провинциальная школа» — недетские аллегории и аллюзии относительно образования.
  • «Проделкин в школе».
  • «Пантелей и пугало».

Мультсериалы[править]

  • «Эй, Арнольд!».
  • «Дарья».
  • South Park. Обычность школы, конечно, под сомнением: один(на) Мистер(сис) Гаррисон чего стоит…
  • Beavis & Butthead.
  • «Симпсоны» — сюжетная линия Барта и Лизы. Среди персонажей — несколько типичных учеников (отличник Мартин Принс, туповатый бугай Нельсон, дурачок Ральф Виггам, хулиганы (Джимбо и двое его корешей, а также Нельсон), задрот Милхаус и сам Барт в роли клоуна), несколько типичных учителей (директор Скиннер, Эдна Крабаппл, учитель музыки) и ещё парочка типичных представителей персонала (садовник Вилли, кухарка Дорис и инспектор/суперинтендант Чалмерс).
  • «Гриффины».
  • «Американский папаша».
  • «Говорим без ошибок» и его продолжения — «Уроки хороших манер» и «Какое изобразие!».

Аниме и манга[править]

Большинство аниме про молодёжь, особенно те, что в жанре повседневности, и где на главных ролях обычный японский школьник.

Видеоигры[править]

  • Life is Strange — школьные будни играют существенную роль в сюжете, да и почти все главные герои — ученики и учителя.

Визуальные романы[править]

  • Clannad — один из редких визуальных романов, где у нас есть возможность поиграть за школьного хулигана. Ну, почти…
  • Katawa Shoujo — Ямаку. Школа для инвалидов? И что? Здесь учеников стараются воспринимать как совершенно обычных людей. Временами даже забываешь, что играешь в игру, где почти все персонажи — инвалиды.

Музыка[править]

  • "Учат в школе" В.Шаинский, М.Пляцковский. На данный момент "заезженная" песня на школьных мероприятиях.
  • "Когда уйдем со школьного двора" А.Флярковский, А.Дидуров. Песня из фильма, но зажила как бы сама по себе.
  • "Если б не было школ" (До чего человек бы дошёл!... В дикаря бы опять превратился) Ю. Энтин, В. Шаинский.
  • Французская эстрада 1960-х. Шейла "L' ecole est finie". Выпускники радуются окончанию. Есть несколько видеоклипов в том числе и от компании "Scopitone".
  • Тоже 1960-е и тоже Франция. Франс Галль "Sacré Charlemagne" (1964). По некоторым данным, исполнительница, не любила эту песню, мягко говоря. Ученицы "жалуются на жизнь", точнее на тяготы и лишения школьной жизни, Карлу Великому. В клипе монарх присутствует как оживший памятник (напоминает сказозочного доброго короля) и выслушивает отличниц с пониманием.
  • Более поздняя (1990-х), тоже французская Доротея (Dorothée) "À l'école" https://www.youtube.com/watch?v=vBHN6T1v29o. А также ее версия "Sacré Charlemagne" примерно 1980-х https://www.youtube.com/watch?v=OX7BJ7nqOpE

См. также[править]

Примечания[править]

  1. И даже в Японии есть исключения из правил. Всё зависит от позиции родителей.
  2. Мнимые и комплексные в программе обыкновенных российских школ стали исчезать явочным порядком с начала 1970-х. Их преподавали только энтузиасты и бегло, как и логарифмическую линейку, потихоньку выжитую из школы калькуляторами. В 1990 «Откач» (ОТКЧ, основы теории комплексных чисел) в программе средних школ отменили официально. Зачем детям мозги пудрить? Действительно, зачем? Но подружку Нолика шаловливую девчонку i (произносится «и», а не «ай») из книжек Владимира Левшина всё-таки немного жаль. По состоянию на 2018 г. Откач в России живёт примерно в десятке гимназий с матуклоном.
  3. Это такие специальные программы, которые в теории должны были упростить делопроизводство, а в реале превратились в инструмент пыток бухгалтеров и кладовщиков (ну и программистов, которые должны их обслуживать).
  4. Основы культуры четырёх религий, юридически признанных в России традиционными — православие, ислам, буддизм, иудаизм (католиков и протестантов это огорчает), — а также основы мировых религий и светская этика.
  5. Все написанное — личный опыт автора правки, который когда-то учился, а теперь сам в школе работает. Если противоречит действительности больше, чем полностью — поправьте. Если не полностью — добавьте. Но чёт я сомневаюсь…
  6. Никого не впускать, никого не выпускать — на самом деле, написано об одном человеке (который еще и руку на учеников поднять мог), если это уникальный случай — можно убрать. Про хамство — замечено столько раз (в том числе в не вполне обычной школе), что трудно поверить в то, что это единичные случаи.
  7. Некоторые товарищи у нас на сайте уверены, что техничка — это про военную технику, но они коренным образом неправы!
  8. Хотя в школах in postsoviet Russia доска пишет мелом НА ТЕБЕ!!!1 белые доски с маркерами также получают большое распространение. Нелишне будет также заметить, что у белых досок и маркеров есть один огромный недостаток по сравнению с традиционными досками и мелом — следы маркера полностью не стираются, поэтому после некоторого времени использования белая доска приобретает грязно-разноцветный оттенок. Также шутники иногда подсовывают нестираемый маркер, подкинув персоналу головной боли.
  9. У автора данной правки (угораздило в такую попасть, да) форма была в стиле «новый русский идёт к успеху»: малиновый (sic!) пиджак+чёрные брюки. Правда, её абсолютно невменяемая стоимость компенсировалась пофигизмом в сторону обязательности ношения. В общем, обошлось…
  10. Примерно такая же форма существовала и в некоторых европейских странах того времени.
  11. Коммунистические союзы молодёжи есть в обеих странах.