Экипаж

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Корабль — не важно, парусный, паровой, с атомным двигателем или даже космический — нуждается в экипаже. Иногда можно обойтись минимальным количеством моряков, а порой можно плюнуть на расходы и набрать два раза по дофига народу — но уж какие-то ключевые должности и позиции обязательно должны быть заняты.

Общие[править]

  • Адмирал — не член и даже не глава экипажа. Он может командовать флотом или оперативной группой, в который входит корабль, на котором он держит флаг (флагман), но его задача — руководство всеми судами.
  • Капитан/шкипер — самый главный, первый после бога, лично ответственный за всё, что происходит с людьми и судном. Его слово — закон, и даже если на борту находится президент, генерал или адмирал в управление кораблём они вмешиваться права не имеют.
    • На российских военных кораблях — не «капитан», а командир корабля в звании капитан … ранга
    • Исторически капитан командовал в бою, а на походе — как раз шкипер или мастер. В некоторых случаях капитан даже морского дела не знал в принципе, просто обладал достаточно высоким статусом, чтобы командовать.
      • В английском флоте вплоть до XIX века капитаном был дворянин, который мог даже навигацией не владеть, а всеми морскими вопросами занимался как раз мастер — в отличие от капитана не офицер, а унтер. Отсюда и звание «Мастер-и-коммандер», когда эти два поста на лёгких кораблях стали совмещать.
  • Первый/старший помощник — заместитель и помощник капитана. В корабельных делах разбирается даже лучше кэпа — всё же самому главному не к лицу самолично лазить по всем закоулкам корабля, а старпому сам бог велел.
    • В советском флоте первый и старший помощник — разные люди: первый помощник — это замполит.
  • Второй, третий и прочие помощники — в отличие от первого здесь иерархия не ступенчатая, а горизонтальная, все они примерно равны в ранге. Как правило, каждому из этих офицеров выделяется некий участок /сектор корабля или круг обязанностей, за который они несут полную ответственность.
  • Мичман — эту должность во флоте её величества занимали подростки-дворяне. И обычно обучение морскому делу в качестве мичмана в Британии было платным: не ему платили жалование, а его родители платили капитану, чтобы он взял сына в мичманы. В Британии подростков продолжали пороть даже в XX веке, так что и провинившихся мичманов, случалось, пороли, но — в отличие от простолюдинов — не голыми у мачты, а в штанах на пушке по спине, и не плёткой как простых матросов, а стеком.
    • Не путаем «юных джентльменов» — по сути, благородных юнг, обучающихся морскому делу на практике, и мичманов — уже обученных унтер-офицеров, имеющих право на сдачу лейтенантского экзамена.
    • На современном (российском) флоте мичман является аналогом прапорщика, со всеми вытекающими (и утекающими).
  • Гардемарин — выпускник навигацкой школы, мореходного училища или другого учебного заведения, выпускающего офицеров-моряков. На борту проходит практику — лично знакомится с морем и жизнью на судне. Полноценным офицером ещё не является, будет произведён в чин по окончании плавания.
  • Боцман — главный над матросами и старшинами. Опытен, суров, способен разрешить чуть ли не любую проблему без вмешательства офицеров. Самому боцману офицерское звание не светит по причине недостатка образования или простолюдинского происхождения, но практического опыта и знаний у него немало, а потому уважают его всерьёз.
    • В старорежимном Роял Нэви боцман как раз входил в клику уоррент-офицеров — неблагородных унтеров со специальностью, составлявших элиту профессиональных моряков. Кроме него в её состав входили как раз мастер (профессиональный моряк, командующий кораблём в море и походе, если капитан не владеет морским делом), штурман (если таковые были помимо мастера), хирург, плотник, парусный мастер, казначей, баталёр, кок и так далее.
  • Матрос — обычный моряк, выполняющий все работы на корабле. Обзаведясь специализацией, может занять более ответственную должность.
  • Юнга — матрос-ученик из простолюдинов, обычно подросток.
  • Гребец, если судно гребное. Если паровое — то будет кочегар (см.ниже).
  • Корабельный кот — специалист по отлову корабельных же крыс, талисман команды и всеобщий любимец.

Специально обученные люди[править]

  • Штурман — специалист по управлению кораблём, в особенности по определению его места в пространстве. На море управляется с секстантом и астролябией, в космосе держит в голове или хотя бы в компьютере звёздные карты. Штурман прокладывает курс, определяя каким путём судно прибудет к цели.
    • Лоцман — спец по управлению судном в конкретных водах. Постоянным членом экипажа обычно не является — в порту его забрасывают на борт специальным катером. Если путь корабля лежит в далёкие и малоисследованные места, то лоцмана можно и с собой взять — но далеко не факт, что он станет выполнять обычные матросские или офицерские обязанности, а не проваляется весь путь до цели в каюте. В крайнем случае его может заменить подробная карта.
  • Рулевой/пилот/кормчий — управляет кораблём в ручном режиме. Ну, как управляет… выполняет приказы капитана, штурмана или лоцмана, вращая штурвал или поворачивая румпель[1]. На громадных парусных линкорах рулевое колесо было двойным, а то и тройным, и крутило его несколько человек одновременно, ибо одному человеку это могло оказаться не по силам.
  • Коммит — начальник гребцов. В античности это были свободные граждане, которые вместо службы в армии за свой счёт по причине бедности[2] служили на флоте за казённый счёт, а если город-государство богатое, то получая ещё и деньги. В эпоху Возрождения гребцами на галерах были рабы, а если повезло, то на каждом весле помимо нескольких рабов сидел ещё и один вольнонаёмный гребец в качестве старшего. Обычно таким гребцом становился бывший каторжанин, который отмотал свой срок и остался жив, но ему некуда возвращаться.
  • Кочегар швыряет уголь в топку парового котла. Работа очень грязная, тяжёлая и вредная для здоровья, поскольку в отличие от большинства прочих моряков кочегары на свежем воздухе практически не бывают, а жара и угольная пыль убивают их медленно, но надёжно. В пути, когда корабль шёл крейсерским ходом, в кочегарке было относительно умеренно жарко («умеренно» для привычного кочегара к жару кочегару), а когда корабль шёл в бой на всех парах, то в кочегарке начинала расти температура, вплоть до нестерпимо жарко даже для кочегара, и как долго корабль может идти на полных парах, зависело от его выносливости.
  • Канонир — стрелок из пушки или иного корабельного вооружения. Фитильную пушку наводит вручную, управлять лазерным орудием может и с мостика, хотя зрелищности ради частенько сидит в полупрозрачной кабинке, лихо крутясь вслед пролетающим мимо вражеским истребителям.
    • Также может быть офицером, который следит за состоянием пушек и отдает команды стрелкам в бою.
  • Корабельный плотник/механик — ремонтирует корабль, поддерживая его в рабочем состоянии. Если работает с деревом, может быть хоть безграмотным самоучкой, в космосе ему лучше бы иметь профильное образование и опыт работы на судах сходного типа.
  • Сигнальщик — подаёт сигналы флажками, фальшфейерами, прожекторами и т. д.
  • Кок — корабельный повар.
    • Стюард — официант.
  • Корабельный врач — лечит экипаж, а в идеале профилактически следит за тем, чтобы лечение и не требовалось.
  • Карго-мастер на торговых судах — завскладом. Отвечает за размещение товаров в трюме, хранение, погрузку-выгрузку, а иногда — за покупку и продажу груза.
  • Корабельный священник — осуществляет пастырское окормление экипажа. Редко когда был постоянным членом экипажа. Обычно в связи с отсутствием священника похороны и венчание поручали капитану.
  • Квартирмейстер — английский термин:
    • Это помощник боцмана, третьего человека на судне после капитана и старпома, т. е. один из старших офицеров экипажа. Такой человек мог и возглавлять абордажную команду, и артиллерийскую часть, и ведать снабжением корабля как суперкарго в торговом флоте.
    • На современном флоте управляет кораблём. Во флотах многих стран это нижний чин, отвечающий за навигационные приборы и прокладку курса; подчиняется штурману. Следует переводить «младший штурман» либо «рулевой».
    • У пиратов был второй по значимости должностью (подробнее в основной статье).

Не экипаж, но…[править]

  • Морская пехота. На кораблях флота её величества гамаки морпехов отделяли каюты офицеров от гамаков матросов — на случай бунта.
  • Авиакрыло на авианосцах.
  • Космодесант. Как правило, спускаются на планету на автоматическом десантном шлюпе. В отдельных произведениях могут вести абордажи.
  • Рыбаки, научные сотрудники, курсанты, пассажиры…

Примеры[править]

Литература[править]

  • Г. Мелвилл, «Билли Бадд, фор-марсовый матрос» — экипаж «Неустрашимого». Есть даже такая для нынешних времён экзотика, как мастер — уорент-офицер, отвечающий за навигацию парусного судна и вообще за паруса.
  • Братья Стругацкие, Мир Полудня:
    • «Страна багровых туч», экипаж научно-исследовательского планетолёта «Хиус»: Анатолий Борисович Ермаков — начальник экспедиции, командир корабля, физик, биолог и врач. Богдан Богданович Спицын — пилот, радист, штурман и бортинженер. Михаил Антонович Крутиков — штурман, кибернетист, пилот и бортинженер. Владимир Сергеевич Юрковский — геолог, радист, биолог. Григорий Иоганнович Дауге — геолог, биолог. Алексей Петрович Быков (POV-персонаж) — инженер-механик, химик, водитель транспортера, радист.
    • «Путь на Амальтею», экипаж фотонного грузовика «Тахмасиб»: Быков — капитан, Крутиков — штурман, новый персонаж, молодой Иван Жилин — бортинженер. Пассажиры — уже знакомые планетологи Дауге и Юрковский, а также радиооптик Шарль Моллар, который учит русский язык и больше не появится в книгах.
  • Б. Акунин, «Сокол и Ласточка» — экипаж «Ласточки» описан вполне подробно: есть и канонир, и плотник, и все прочие. Сама героиня (переодетая юношей) служит корабельным врачом.
  • Сесил Форестер, цикл «Горацио Хорнблауэр».
  • Вдохновлённый циклом Форестера Honorverse.
  • Владимир Васильев «Смерть или слава» — очень интересно расписаны принципы распределения экипажа в суперлинкоре «Волга». Экипаж составило всё взрослое население планеты (весьма неплотно заселённой, но всё-таки), но и сам кораблина обладает многокилометровыми размерами и имеет внутреннюю систему транспорта.

Телесериалы[править]

  • Светлячок — Экипаж «Серенити»: Капитан — Мэл, Старпом — Зои, пилот — Уош, механик — Кейли, корабельный врач — Саймон. Джейн выполняет роль «десанта», а остальные трое — пассажиры, нередко оказывающиеся полезными.

Аниме[править]

  • One Piece — минимальный экипаж любого пиратского корабля, стремящегося на Гранд Лайн, включает в себя: навигатора, кока, доктора, канонира, ну и, само собой, капитана. Сбору минимального экипажа посвящены первые 147 эпизодов манги и 90 — аниме. Впоследствии оказывается, что очень желателен профессиональный плотник. По версии Луффи, любой команде необходим музыкант. Функции рулевого команда исполняет поочередно, пока к ним не присоединяется Дзимбей.
    • Остальные команды либо обходятся, как и Пираты Соломенной Шляпы, минимумом людей на борту, либо наоборот, раздувают экипажи до невообразимых пределов (правда, им это не помогает).
  • Морская школа — только на судне главгероинь 25 членов экипажа. Причём это минимальный экипаж, так как в реале экипаж среднего японского эсминца Второй Мировой (типа пресловутого «Фубуки») составлял около двух сотен человек, а конкретно у типа «Кагеро», на котором они приключаются — аж 240.
  • Mouretsu Pirates — в экипаж Бэнтэнмару входят все необходимые профессии, от рулевого до бортового медика.

Видеоигры[править]

  • FTL: Faster than Light — корабль может обойтись и вообще без экипажа, кроме пилота для прыжков, но опытный (не)человек на посту значительно увеличивает боевые возможности судна. Инверсия — флагман противника, лишившись последнего человека на борту, переходит в автоматический режим, в котором почти мгновенно ремонтирует все системы и тушит пожары, чем очень затрудняет процесс своего уничтожения.
  • Return of the Obra Dinn.

Примечания[править]

  1. а в начале эпохи паруса был колдершток — длинный рычаг, качающийся на оси, прикрепленный к румпелю, чтобы облегчить его повороты, и торчащий из палубы (румпель спрятали под палубу). позднее появилось рулевое колесо при помощи системы блоков облегчавшее повороты колдерштока, теперь спрятанного под палубу
  2. отказ от службы в армии или во флоте в античности означали лишение гражданства с потерей части прав.