Экуменополис

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья City Planet. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Это всё городская застройка
« Корусант. Вся планета — один большой город! »
— Рик Олие, Звёздные войны: Скрытая угроза

Экуменополис — это когда на планете всего один город, который занимает всю доступную ее поверхность. Экуменополис представляет собой конечную стадию урбанизации на планете. Или, если угодно, то, что получится, если провести в село Планетовку газ, электричество, водопровод и Интернет. Экуменополис — разновидность однообразной планеты, и в то же время родственник искусственного мира.

Этот результат, как считается, является логичным итогом для цивилизации, которая тысячелетиями занималась расширением городской застройки. Конечно, часто, формально, существуют всякие «административный сектора» и другие варианты территориального деления, но, по факту, для всех это один город. В самых крайних случаях процесс постройки города зашёл так далеко, что обитатели устроили себе даже терраформирование — осушили океаны, сравняли горы и превратили все вулканы в гигантские геотермальные электростанции.

Экуменополис считается космооперным штампом, и у многих возникают вопросы: откуда у жителей планеты берутся еда, кислород, как отводятся стоки? Однако в реальности существует архитектурная концепция, которая логически приводит к появлению экуменополиса: это аркология, концепция полностью самообеспечивающихся городских комплексов, не зависящих от окружающей экологии. Добавить концепции твердости помогает и отведение значительных площадей планеты не под жилую застройку, а под комплексы поддержки жизни, регенераторы воздуха, фабрики пластиковой каши, и т. д. Проблемой экуменополисов является и невозможность отведения тепла, выделяемого в огромных количествах домами, заводами и летающими машинами — но эта проблема решаема, если экуменополис сделать на изначально очень холодной планете, которую выделяемое тепло будет согревать до комфортных температур, или затенить Землю-экуменополис орбитальными затенителями. Кстати, присутствие таких затенителей сделает экуменополис очень нуарным местом.

Некоторые экуменополисы старше других; в них присутствует множество слоёв городской застройки. Если «твёрдый» экуменополис, который может появиться на Земле в обозримом будущем, представляет собой город обычной толщины, как Москва или Питер, просто распространяющийся на всю поверхность, то с этими планетами всё не так. Они состоят из множества уровней. Верхушки башен начищены до блеска, и между ними прогуливаются люди в длинных одеждах; километром ниже начинаются ржавые, заплёванные жилкомплексы, набитые рабочим классом, гопотой, циниками и пошляками, как плацкартные вагоны; а ещё километром ниже — старые технические горизонты, где не живёт никто, а ремонтники, спускаясь, берут с собой ломы и бластеры.

Другим вопросом будет то, что большинство часто забывает о том, какое население должно быть на самом деле у подобного мира. Чаще всего авторы научной фантастики устанавливают крайне низкое население, даже если с первого взгляда оно кажется невероятно большим. Допустим, планета размером с Землю полностью застроена городом с населением в один триллион, не оставив океанов и необитаемых областей; тогда плотность всё равно будет около 2000 человек на квадратный километр, что впятеро меньше, чем в современном Нью-Йорке и даже чем в Москве. Часто авторы добавляют, что этот город имеет сотни и тысячи «уровней» (что бы под этим не понимали); получается, что большая его часть либо совсем пуста, либо с плотностью как в сибирской тайге. В результате: 1) либо статус экуменолиса — враньё для инопланетян (скажем, на реальной Земле незачем пытаться застраивать океаны, моря, льды, пустыни и горы); 2) либо требуется на порядки большая численность населения; 3) либо планета должна быть куда меньше Земли; Луна или Церера в такой роли будут реалистичнее — но только по плотности населения: удерживать гравитацией атмосферу уже не выйдет; а если ваять газонепроницаемый купол того же размера — то зачем таким великим строителям какое-то космическое тело в качестве фундамента?

  • Обоснуй — реальное население намного больше номинального. То есть — понять численность населения можно лишь на самых верхних уровнях, так как уже на ржавых жилкомплексах бюрократия не работает, и считать можно только на глазок, а кто и в каких количествах обитает на самых нижних ярусах — неизвестно вообще никому.
    • Очень даже можно по косвенным признакам: жители в живом состоянии что-то едят, пьют, испражняют и чем-то дышат; и даже мёртвые как минимум гниют. Всё это статистически (пусть и неточно) замеряется по потреблённым и выделенным ресурсам.
  • Обоснуй еще один — вышеупомянутые заводы пластиковой каши и кислорода тоже занимают место. Много места. Сейчас для существования города требуются бескрайние поля под выращивание еды и корма для еды, леса для кислорода, рудники и прилагающиеся к ним отвалы для минеральных ресурсов. В экуменополисе поля и леса превращаются в многоярусные садки с хлореллой и гидропоникой, а рудники в исполинские заводы по переработке отходов.
    • Это только в полной изоляции или с нулевым импортом-экспортом физических ресурсов. В таких сеттингах, как правило, космические грузоперевозки вполне есть. Правда, развитые межзвёздные перелёты и массовое обладание звездолётами, наоборот, требуют огромные площади под парковки; и так как поверхность вся занята сияющими небоскрёбами — стоянки должны быть под ней.
      • Собственно пристани и доки в такой ситуации могут располагаться на орбите, дабы лишний раз не гонять технику на дно гравитационного колодца, если в наличии имеются трансорбитальные мегаструктуры, а на самой планете при этом могут располагаться только пакгаузы да какие-нибудь местные производства компонентов, впрочем последнее уже ближе к соседнему тропу.
  • Обоснуй третий — город толщиной в километры с искусственным климатом (а как иначе?) будет поддерживать удобные параметры атмосферы только вблизи поверхности (то есть среднего уровня крыш). Чем дальше вглубь и ближе к первым этажам — тем выше давление, влажность, температура и уровни углекислоты и запахов (наверняка ж не везде работает вентиляция). Ну и кто там будет жить, кроме мутантов? Их в вышеуказанный триллион можно и не зачислять.
    • Не обязательно даже мутанты — достаточно просто достаточно жёсткого кастового разделения: если официальными гражданами выступает пара-тройка каст из, скажем, полудюжины-дюжины, вполне логично расхождение на несколько порядков.
  • Обоснуй четвёртый — автор ничего не напутал и действительно прекрасно ориентируется в порядках величин: текущее население экуменополиса действительно сильно меньше того, которое могло бы там жить.
    • Города «мигрировали» по планете, оставляя за собой ветшающую аварийную старую застройку: на окраине города выбиралось место и строился «элитный» и «передовой» район, который со временем обрастал новыми спальными районами, а потом и трущобами, после чего постепенно начинал в них «тонуть» — и тогда в стороне от этого всего строили новый «элитный» и «передовой» район — и так по кругу, пока на планете не закончилось свободное от городской застройки пространство. Фактически такой экуменополис будет не столько городом, сколько руинами, посреди которых местами ещё можно встретить цивилизованную урбанистическую среду… Или уже нельзя…
    • Строительство экуменополиса было частью плана колонизации незаселённой планеты, но в процессе что-то пошло не так, и полноценно заселить выстроенные «коробки» не вышло — например в жёском дефиците оказался какой-то ключевой ресурс, а его поставки из космоса затруднены, или же мог произойти сбой в самих строивших город машинах, в результате чего население просто не знает, с какого бока подступиться к заселению пустующей территории (например был утерян запас интерактивных учебных программ, от чего общество за несколько поколений откатилось практически в каменный век).
    • Наконец экуменополис действительно мог быть плотно засёлен в прошлом, но большая часть населения по тем или иным причинам вымерла — осталось столько, сколько и указал автор.

Само по себе намеренное строительство такого супергорода не выгодно. Нужно делать бесконечные поставки ресурсов, в то же время сам город ничего (кроме жителей) не производит. Строим заводы? Ага, а сырье где брать? Логичней предприятия размещать на месте выработок. Но раз экуменополис возник, то по какой-то причине

  • Самый очевидный вариант: стихийная застройка, урбанизация и т д. Однако включает в себя также «мораль саранчи» — цивилизация буквально «выедает» ресурсы планеты, застраивая освободившиеся от гор и лесов территории. Циничный, но правдоподобный вариант.
  • Противоположный первому: цивилизация «перебирается» на нежилую планету или спутник и строит большой-пребольшой город с нуля, чтобы не трогать родную планету. Как если бы люди перебрались на Луну в полном составе, чтобы не вредить экологии Земли. В целом затратный повод, на который может решится только продвинутая очень гордая и мудрая раса
  • Еще вариант: который не смогли предотвратить выше. Основная планета уже не пригодна, до подходящей лететь далеко и нет времени. Хватаем манатки строим времянку (в пару-тройку триллионов квадратных километров) на ближайшем спутнике или астероиде. Ну а далее стихийная застройка по мере роста населения, благо жалеть окружающую среду нечего по причине отсутствия таковой). Поставки налажены, дома построены, уже нет смысла осваивать новую планету. Отличие от первого варианта в том, что изначально цивилизация зародилась в другом месте и новый мир полностью искусственный и создан с нуля. Первый вариант появления экуменополиса — стихийный, третий — вынужденный.

Сам термин «экуменополис» впервые появился не в фантастике, а в сочинении реального греческого архитектора Доксиадиса Константиноса, в 1968 году. Там, правда, планировалось отдать под сам город только 5 % площади Земли, что тоже не мало.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны: самый известный — Корусант, столица местной галактической цивилизации. Но вообще, их достаточно много, самые известные:
    • Нар Шадда, столица пространства хаттов, вернее, спутник их родного мира. Собственно, нижние уровне действительно представляют собой руины. Впрочем, по словам Хана Соло, и верхние уровни выглядят как нижние у Корусанта.
    • Игравшие в Knights of the Old Republic сразу вспомнят Тарис, это один из примеров с крайне низким населением. Впрочем, он сначала уничтожен, а затем отстроен заново. Но судя по возможности двумя поездками на лифте добраться до поверхности, его здания не настолько высоки, как обычно у экуменополисов в этой вселенной.
    • Алсакан, ещё один человеческий мир. Не уступает ни в чём Корусанту и запомнился, собственно, за семнадцать развязанных с ним войн за главенство в Республике. В шестой даже победил.
    • Хосниан Прайм, именно он и окружающие планеты были взорваны в седьмом эпизоде базой Старкиллер.
      • Но вообще в Далекой Галактике их довольно много.

Литература[править]

  • В серии «Основание» Айзека Азимова присутствует прототип Корусанта — планета Трантор. Первый пример применения тропа в фантастике. Впрочем, впоследствии был отретконен, и теперь представляет собой просто восемь сотен куполообразных городов, в каждом из которых своя культура, и между которыми большое свободное пространство.
  • Гелиор, столица Империи в серии Гарри Гаррисона «Билл — герой Галактики» — деконструкция. Присутствуют все вышеперечисленные проблемы — углекислый газ и, пардон, фекалии приходится вывозить звездолетами на сельскохозяйственные планеты, а кислород, соответственно, с них завозить, город буквально утопает в пластиковом мусоре, и вообще его существование можно объяснить только абсолютной (и, к сожалению, вполне реалистичной) нелогичностью бюрократии. Вдобавок жителям приходится для навигации таскать с собой карту в виде здоровенного талмуда, да еще и следить, чтобы не украли, а то сразу превратишься в деклассированный элемент.
  • Тау Кита Центр, столица Гегемонии Человека в «Гиперионе» Дэна Симмонса. Правда, с фитильком — городом занята вся суша этого океанического мира, а суши там в два раза меньше, чем на Земле.
  • «Вечный город — Земля» у Ливадного. В его же «Слепом рывке», две корпорации враждуют на эту тему. Одна специализируется на масштабных конструкциях и хочет превратить уже Марс в сабж (Земля уже вся застроена), тогда как вторая хочет терраформировать красную планету в рай, которым Земля уже не станет. Инверсия в более поздних романах. На Земле проживают считанные миллионы взамен былых десятков миллиардов. Природа вернула большую часть поверхности, которые вновь заросли зеленью. Жители планеты переселились в парочку городов и переместили туда оставшиеся монументы. Правда океанов уже нет — давным-давно пересохли.
  • «Стальные пещеры» Айзека Азимова (там правда, на Земле не один гигантский город, и между городами много свободного места, но планета населена под завязку,[1] и еда там по талонам).
  • «Тень люциферова крыла» Василия Головачёва — в одном из паралелльных миров героям приходится пройти через такой город, причём ещё и сильно загрязнённый.
  • Энн Маккефри, «Спор о Дьюне» — не просто экуменополис, а зверски перенаселённый экуменополис. Большая часть населения к этому привыкла, не представляет и не желает иной жизни; но главные герои невероятно рады возможности переселиться на новооткрытую планету Дьюна: пусть там и нет привычных благ цивилизации, зато свободного места сколько угодно.
  • Джордж Мартин, «Путешествия Тафа» — С'атлэм, чьи проблемы с обеспечением продовольствием ГГ решает на протяжении нескольких повестей. Зверски перенаселён, застроено всё, что можно было застроить, а то, как его жители и правительство относятся к данной проблеме, определяет одну из интриг произведения.
  • Евгений Велтистов, «Приключения Электроника» — инверсия и аллюзия. Электроник с профессором Громовым обсуждают развитие человечества, в т. ч. проект «Ойкуменополиса», созданный греческим архитектором. Оценивает его Громов весьма скептически («Нетрудно догадаться, для каких целей он придуман: кто-то будет занимать целые этажи, отдыхать в природной зоне, дышать свежим воздухом, а другие — работать у конвейера, убирать улицы, видеть солнце только в телевизоре…»), ведь человечество уже предпочло развиваться более гармонично, основывая подводные жилища, развивая новые источники энергии и питания.
  • «Будущее» Дмитрия Глуховского — Земля хоть и разделена на государства, застроена под завязку.
  • «Мир-кольцо» Ларри Нивена. Хоть действие происходит не на Земле, но много расписано про порядки на ней. Вождение без автопилота — страшное преступление, ведь где бы не упал летающий автомобиль, он обязательно кого-нибудь убьет.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата: Атлантида» — планета асуран. Асуране — не люди, а машины в обличье людей, так что им нормально.
  • «Светлячок» — Ариэль.
  • «Орвилл» — Мокулус, родина Моклан и планета-фабрика всего Союза. Вероятно, и Земля тоже, но её крупным планом ещё ни разу не показали.
  • «Вспомнить все 2070» — формальный приквел знаменитого фильма Верховена (хотя многим куда ближе «Бегущему по лезвию»). В недалеком будущем загаженные киберпанковые города разрослись настолько, что покрыли всю сушу и соединились.

Аниме и манга[править]

  • Blame! — постоянно строящийся экуменополис, однако, успевающий разрушаться быстрее, чем отстраивается, в результате более похож на проржавелые руины, чем на город.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — экуменополисы были, судя по всему, распространены у протеан. К примеру, Ферос, где две трети планеты представляют собой один гигантский город (оставшаяся треть, предположительно, это планетарный океан).
  • Project Eden — из-за перенаселения Земля была застроена сплошным многоярусным мегаполисом. С течением времени город рос этаж за этажом, в последствии чего нижние ярусы становились заброшенными и служили прибежищем для бомжей, преступных группировок, мутантов и дикарей, ведущих племенной образ жизни.
  • Starcraft II — Корхал. По крайней мере, так выглядит на загрузочном экране.
  • Stellaris — 3 варианта на выбор:
    • Экуменополисы, которые могут строить обычные империи и взбунтовавшиеся служители. Примечательно, что на них невозможно добывать сырьевые ресурсы, только вторичное производство, в отличие от примеров ниже.
    • Машинные миры – вариант для роботов.
    • Миры-ульи – доступные, как можно догадаться, ульям.
  • Код доступа: Рай – Земля если не сабж, то очень близко.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000, — Святая Терра и некоторые миры-кузни. Все прочие миры-ульи, которых аж 32 тысячи не подходят по той причине, что на них расположены, собственно, ульи — гигантские аркологии на миллиард человек, которые, однако, занимают крохотную часть поверхности.
  • Равника из Magic: the Gathering — не совсем планета, но формально точно то же самое.
    • Вообще в сопроводительных материалах проскакивало, что большинство «миров» сеттинга является именно планетами в самом прямом понимании, просто космос там не особо осваивают.
  • Сигилл в Planescape: Torment
    • Строго говоря, Сигилл — это и есть планета (на самом деле — план, являющимся городом-кольцом/городом, выстроенным на кольце), поэтому называть его экуменополисом — не совсем корректно.
  • Нудмер. Город-ключ — айлур (кошколюди) отгрохали что-то такое при помощи сплава техники и магии, а потом развязали конец света и уступили место людям.

Реальная жизнь[править]

  • Изначально, Экуменополис задумывался как сеть огромных городов, вытянутых вдоль побережья Мирового Океана. На данный момент разрозненные мегаполисы уже срастаются в огромные мегалополисы — сросшиеся вытянутые городские агломерации, например, восточное побережье США, южные промышленные районы Японии, побережье Китая, «Голубой банан» в Европе, так что перспектива огромных сросшихся агломераций, находящихся вдоль основных финансовых потоков не так уж и далека. Правда, основную площадь такие городов занимают обычно малоэтажные пригороды и разрозненные коттеджные посёлки, нагружая однако транспортные узлы нескончаемым потоком частных автомобилей.

Примечания[править]

  1. «Под завязку» — это 8 млрд человек. Прямо как сейчас.