Электрическая пушка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Lightning Gun. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Издревле молнии казались людям чудовищной силой — они могли моментально убить живое существо, устроить пожар или просто оставить в грунте дыру со странными узорами. У древних греков молнии даже были орудиями самого верховного бога Зевса. Всё человечество дрожало перед этим феноменом.

Но времена меняются. В период научного рывка начала XX века люди обратили внимание на молнии как на инструмент, в том числе боевой. Здесь и берёт корни такое фантастическое оружие, как электрическая пушка, она же фульгуратор или молниемёт.

Капитан Очевидность сообщает, что его поражающим фактором является электрический разряд, передаваемый цели. Однако тут есть одно «но»: поток электронов движется от одной точки к другой благодаря разнице электрических потенциалов. Исходя из этого, можно разделить молниемёты на два типа:

  • Проводниковый гарпун — хитрый способ доставки разряда к цели, суть которого состоит в его передаче через гарпун-электрод на шнуре из проводника. Его проблема состоит в том, что длина лески довольно ограничена, а, помимо аккумулятора, периодически нужно будет менять заряд газа, использующегося для выброса электродов. Однако в качестве нелетального оружия такой тип довольно эффективен.
    • Хоть и с прикрученным фитильком, но как беспроводной вариант можно использовать электрошоковые патроны с электродом на передней части пули. Довольно ресурсозатратны из-за своей начинки, так что для регулярного применения нужно много денег. Плюс состоит в том, что можно использовать любым стволом подходящего калибра.
  • Электролазер — адский гибрид шокера и лазера. Принцип работы основан на том, чтобы создать токопроводящий канал от оружия до цели путём ионизации молекул воздуха излучением лазера. Поскольку преобразовывающаяся из нагретого воздуха плазма является хорошим проводником, никакие провода не понадобятся. В современности главной проблемой носимого оружия является энергообеспечение, поскольку лазеру пальчиковой батарейки маловато будет, а с чемоданом батареек за спиной много не набегаешь. Лучше сделать мощную пушку для установки на технику или оборонительную позицию, и подключить его к основной сети питания. Но возникает вторая проблема: для прохождения тока от источника к приёмнику требуется замкнутая цепь из двух проводников. Решить её можно следующими способами:
    • Использовать в качестве второго проводника землю. Плюс — простота. Минусы — требуется надёжно заземлить пушку, низкая эффективность стрельбы по колёсным целям (резина — диэлектрик), принципиальная невозможность стрельбы по воздушным целям.
    • Использовать два электролазера. Плюсы — можно учетверить мощность выстрела[1] и стрелять по любым целям (особенно ваншотить воздушные). Минусы — во избежание короткого замыкания между проходящими слишком близко плазменными каналами необходимо разнести излучатели на определённое расстояние (то есть устанавливать на крупногабаритную технику, корабли или бастионы), повреждение одного излучателя превращает другой в тыкву, требуется попадание в цель обоими каналами (компенсируется возможностью выбирать на цели точки с максимальным эффектом выстрела).
    • Использовать высокочастотные генераторы знакопеременных импульсов. Плюсы — один канал, ток по которому будет течь туда-сюда за счёт внутренней ёмкости цели, и очень высокий уровень вторичных наводок в электронике цели (последствия — ниже по тексту). Минусы — сложность изготовления таких генераторов достаточной мощности и необходимость организации надёжной защиты своей электроники от наводок.
  • Также есть концепция оружия, стреляющего шаровыми молниями, т. е. плазмоидами, но об этом уже в другой статье.

Энергия электрического разряда малой мощности может устроить живому существу нервно-мышечный паралич или повредить элемент какого-либо механизма, использующего электронику. Ну, и, конечно, подобное оружие можно использовать в качестве нелетального для полицейского, а то и гражданского применения, по аналогии с современными контактными шокерами. Хотя электрический ток и может нанести цели урон огнём (чаще всего происходит при контакте с частью тела, обладающей большим электрическим сопротивлением), основной механизм поражения — фибрилляция желудочков сердца. Однако люди, поражённые сильным электрическим током, знают, что поражённая часть тела сильно болит и в последствии может на некоторое время выйти из строя — от чего же это? Всё просто: мышцы реагируют на электрический ток, как на сигнал к сокращению, а если ток сильный, то мышцы раздавливают сами себя изнутри. Брутально.

Что же касается мощных разрядов, то они будут плавить броню вражеской техники, как дуговая электросварка (с последующим заклиниванием движущихся частей застывшими каплями металла), выжигать вторичными наводками всю электронику (бонусом — возгорание аккумуляторов), а также вызывать этими же наводками самоподрыв боекомплекта и детонацию паров топлива в баках. Что же касается живой силы противника — её будет просто рвать в клочья.[2]

Когда для того же эффекта пушка не используется, это Шок и трепет.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Александр Беляев, «Шторм» — главные герои изо всех сил обеспечивают работу парящей высоко в небе ветряной электростанции, которая даёт энергию для подзарядки советских тесла-танков, отражающих вероломное нападение румынских фашистов.
  • Жюль Верн, «Двадцать тысяч льё под водой» — пневматические ружья капитана Немо, стреляющие пулями-аккумуляторами, которые способны убить слона. И вообще электричеством он пользовался очень активно.
  • Михаил Булгаков, «Роковые яйца» — электрические револьверы. Французская технология. «Замечательная штука. И просто чрезвычайно… Бьет бесшумно, шагов на сто и наповал». Судя по описанию, стреляла зелёным светом. Какая-то электрическая энергия?
  • Франсис Карсак, «Бегство Земли» — фульгураторы. Создают сверхмощный разряд, внешне похожий на молнию.
  • Александр Казанцев, «Пылающий остров» — электрические снаряды, очень похожие на пули капитана Немо, только пушечного калибра и на основе сверхпроводимого аккумулятора. А стреляют ими из электрических пушек, но это уже другой троп.
  • Метавселенная Рудазова — много их.
    • «Дети Судного Часа» — импульсное оружие плонетцев, судя по всему, поражает именно электричеством. При этом не прозаически лупит током, а что-то нарушает в электрических связях нервной системы (пульсаторы формата пистолета — нелетально, магнаторы величиной от автомата до корабельного орудия — наглушняк).
    • «Сын архидемона» — оружие под названием «фулминатор», собственно, стреляет молниями. Разработано ещё в начале двадцать первого века, но даже к его середине не удалось преодолеть маленький побочный эффект: есть нехилый риск, что сабж рванёт в руках в момент активации. Но если пережил первый выстрел — дальше можешь пулять спокойно, только тёмные очки не забудь.
    • «Паргоронские байки» — перун Космодана в исходном виде представляет собой именно боевой электролазер — при жизни Громовержец происходил из достаточно развитых инопланетян.
  • Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — явно не описано, однако судя по предсмертному возгласу «У него приспособа лепездрическая!» одного из бандитов, эти самые электрические «приспособы» в технократическом государстве Бартога существуют и применяются в качестве оружия дистанционного поражения. Хотя конкретно в этом случае детонацию патронов в пистолетах бандитам устроила саламандра, которую Поль Лагайм носил на руке в виде браслета.
  • Эдвард Стратемайер, «Том Свифт и его электрическое ружье» из цикла «Том Свифт». Компания-производитель нижеупомянутых тазеров назвалась в честь этого произведения («Tom Swift and his Electric Rifle»).

Кино[править]

  • «Бегущий человек» — электрической наручной пушкой вооружён охотник на людей Динамо.
  • Аналогичное приспособление встроил в перчатки М. Байсон в Street Fighter (который с Ван Даммом), чтобы покосплеить Бога.
  • «Лох-победитель воды» — главный герой для борьбы с бандитами изготовил сверхмощный электрошокер, шарахающий молниями, в том числе и на расстоянии.
  • «Матрица» — электропушки используются как ручное оружие на кораблях повстанцев.
  • «Годзилла против Мехагодзиллы (2)» (ゴジラVSメカゴジラ, 1993). В этой версии Мехагодзилла вооружен в том числе и гарпунами-электрошокерами. Были использованы эти гарпуны чтобы добить "помятого" другими видами оружия Годзиллу. Но не получилось. Ящер начал "воровать электричество" Мехагодзиллы и восстанавливаться.

Телесериалы[править]

  • «Хранилище 13» — «Тесла», табельные пистолеты и винтовки агентов Хранилища. Неплохо оглушают противников, попутно ещё и стирают краткосрочные воспоминания, а если понадобится, можно включить полную мощность и вовсе испепелить цель. Также есть вариант в виде гранаты.
  • «Чародей» — доспехи чародеев (остатки технологии древних) не столько доспехи, сколько оружие, стреляющее электрическими шарами. В конце первого сезона появляется их проапгрейженый вариант с использованием современных технологий нашего мира.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Чудеса на виражах» — в первых сериях Дон Карнаж пытается заполучить большой рубин для завершения изготовления сабжа. Таки добыв камень, он он приводит свой воздушный авианосец прямо в Кейп-Сьюзет, с лёгкостью разнеся зенитки и сбивая молниями самолёты городского ПВО. Однако Балу обвешивает свой самолёт старыми покрышками, что позволяет ему маклаудить импульсы, и идёт на таран. Лишившись своей вундервафли, Дон Карнаж убегает от подоспевших на готовое самолётов Шер-Хана…

Аниме и манга[править]

  • Вольтрон — среди всего арсенала, которым обвешано это чудо техники, имеются и электронные бластеры в пастях львов, образующих руки.
  • Грендайзер — заглавный робот часто пышет молниями из рогов.

Видеоигры[править]

  • Механоиды — электрический разрядник. Всё практически по инструкции: два громоздких излучателя на довольно-таки разнесённых пилонах, низкая дальность, огромное энергопотребление (больше, чем у пушки Гаусса и плазмомётов!), долгое охлаждение и чудовищный урон.
  • Санитары подземелий 2: Охота за Чёрным квадратом — охрана в финале вооружена электрическими пушками, которые очень больно бьют по целям в металлической броне, так что возможно придется воевать с ними в трусах. Что кстати незнание матчасти, ибо при работе с высоким напряжением используются металлизированные робы.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — при наличии соответствующих знаний и ингредиентов, можно соорудить себе мощное тесла-ружьё или электрическую гранату.
  • Azure Striker Gunvolt — винтовка Азимова. С сильно прикрученным фитильком — пистолет Ганвольта.
  • Battletoads — электричеством в первой части стреляют Ретробластеры (так называется та летающая штука, похожая на тостер). В кроссовере с Double Dragon корабль Тёмной Королевы, «Колосс», в числе прочего обстреливает судёнышко героя шаровыми молниями.
  • BioShock — дробовик и распылитель, в числе прочего, умеют стрелять электрической картечью и электрическим гелем, соответственно.
  • Blood — пушка Теслы. В основном режиме стреляет очередями электрических разрядов, в альтернативном работает как ослабленная версия BFG из Doom’а — некоторое время накапливает заряд, а потом стреляет чем-то вроде взрывающейся шаровой молнии, способной поразить сразу множество врагов, стоящих рядом.
  • Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth — электрическая пушка производства йитианцев. Является заодно мечом сюжетной важности — летающих полипов и Гидру ничем другим не побить.
  • Command & Conquer: Red Alert — СССР весьма котирует электричество в качестве оружия: во всех трёх частях есть тесла-катушки, тесла-солдаты и тесла-танки. В третьей части завезли даже тесла-амфибии (вообще-то это катер, который может передвигаться по земле на манер рака)! А прокачанный дирижабль «Киров» начинает сбрасывать тесла-бомбы.
  • Crysis:
    • Созданный «CryNet» пистолет-пулемёт «K-Volt», стреляющий наэлектризованными пулями. Изначально был предназначен для разгона толпы, но вскоре стал использоваться полицией и C.E.L.L. в качестве личного оружия. Несмотря на слабую баллистику, очень страшен для бойцов в нанокостюмах, поскольку попадания его пуль отнимают часть запаса энергии, а пехоту цефалоподов они могут парализовать на короткое время.
    • Цефалоподский аналог снайперского оружия — «Болтовка», основанная на технологии электролазера и используемая Тенями цефов. Обладает чудовищным уроном — за три попадания уничтожает Крикуна, но заряжать её можно только рядом с массивными энергоячейками, как и любое другое инопланетное оружие.
    • С прикрученным фитильком, электрические стрелы для лука «Хищник». Учитывая, что в третьей части (в которой это оружие и появляется) действие происходит в полузатопленном Манхэттене, они могут пригодиться, когда враги находятся в водоёмах.
  • Deep Rock Galactic — инженер в качестве основного оружия может использовать пистолет-пулемет с электрическими патронами, который неплохо оглушает жуков.
  • Deus Ex: Human Revolution — электрошоковый пистолет.
  • DooM — с времён перезапуска 2016 года убойность BFG обеспечивается молниями, которые снаряд-плазмоид выпускает в демонов в широком радиусе. Чтобы убить наибольшее количество противников, нужно выстрелить так, чтобы снаряд пролетел как можно больше.
    • «Единичка» теперь тоже электрический пистолет — причем самый что ни на есть «чистокровный». Пока удерживаем кнопку стрельбы, его система генерирует и накачивает энергией «энергетическую пулю» из аргент-плазмы. Отпускаем кнопку — делаем выстрел, регулируемой убойности. Боезапас не ограничен, но убойности хватит только на зомби и, если наловчиться стрелять, на импов.
    • Также незаслуженно забыт перекочевавший в DOOM его величество рельсотрон, одним выстрелом из «осадного» режима разваливающий Пинки пополам.
  • Dead Space:
    • Альтернативный огонь дротикомёта из второй части активирует встроенный в уже выпущенный снаряд шокер, жарящий всё вокруг.
    • В третьей части есть шокер Теслы, ставящийся на лёгкую станину и стреляющий заряжаемым электрическим разрядом. Если верить описанию, принцип работы основан на технологии электролазера.
  • Earth 2150 — основное оружие Детей Селены (они же Лунная Корпорация). Дополнительно к прямому повреждению корпуса цели выжигает бортовую электронику, из-за чего даже самые тяжёлые вражеские танки очень быстро превращаются в неповижные мишени. Каким-то образом стреляет даже в вакууме.
  • Серия «Epic Battle Fantasy» — Хранитель (Protector), робот древней цивилизации котов, вооружён огромной пушкой в нижней части корпуса, которая копит заряд, а затем накрывает всё поле чем-то вроде огромного электролазера.
  • Fallout 2 — импульсные пистолет и винтовка стреляют именно электричеством. В Fallout 3 имеется пушка Теслы. Кроме того, начиная с первой части, используются электромагнитные гранаты, а Fallout Tactics и Fallout: New Vegas есть электромагнитные боеприпасы для некоторых видов огнестрельного оружия.
  • Half-Life: Opposing Force — чужеродный организм, стреляющий чем-то непонятным, сочетающим патроны и электрический разряд. Хорошо хоть имеется бесконечный боезапас. И не вздумайте использовать эту штуку в воде!
  • Mass Effect 2 — входящий в слот тяжёлого оружия дуговой излучатель «Цербера», оперативники которого называют его «молнией с лазерным наведением». Создан для противодействия гетам, но крайне эффективен против любых синтетиков.
  • Nuclear Throne — тут такое оружие является подвидом энергетического.
  • Overwatch — оружие Уинстона, бьющее всех в коротком конусе, за что получило прозвище «электровеник».
  • Painkiller — альтернативный режим огня у электродрайвера — это удар тока, который отлично подходит для обездвиживание «толстых» противников, а благодаря своей комбо-атаке, являющийся выстрелом наэлектризованного диска с сюрикенами, можно уничтожить толпу слабых.
  • Pokémon — подавляющее большинство атак электрического типа, но особенно сабжу соответствует «Zap Cannon».
  • Prey (2017) — шокер «Ошеломитель» производства компании «Трон Тактикал», выглядящий как рукоять со спусковым крючком, батарейкой и тремя антеннами. Лучше всего проявляет себя против механизированных целей: турелей, если вы вставили в себя слишком много нейромодов тифонов, и заражённых технопатами операторов. Самим тифонам «Ошеломитель» урона наносит мало, но хотя бы оглушает их, что особенно полезно против упомянутых технопатов (а вот на электрофантомов он не действует). Также им можно лишать сознания подконтрольных телепатам людей, если вам жалко их.
  • Quake — молниемет Thunderbolt из первой части. Неплохо поджаривает Шамблеров, даром что те сами кидаются молниями. Только не вздумайте стрелять под водой.
  • Rogue Trooper — один из подствольников. Обладает низкой поражающей способностью, но большим боезапасом, и может поражать несколько целей.
  • Slime Rancher — в Шустрой Долине можно получить особую модификацию на вакпак, которая называется искромёт. Позволяет кормить электрическими разрядами Ртутных слаймов для получения их плортов.
  • Sonic Forces — Lightning Wispon, он же электрохлыст.
  • Star Wars Battlefront 2 (2005) — у имперского тёмного пехотинца с реактивным ранцем основное оружие — пушка, стреляющая цепной молнией (можно накапливать заряд). Точнее, не совсем цепной: она единовременно бьёт несколько рядом стоящих целей, но дальше не перескакивает.
  • Unreal:
    • Шок-винтовка или просто шок (в оригинальной части она называется ASMD), стреляющая по принципу электролазера. Основной огонь — хитскановый выстрел лучом, альт-огонь — выстрел плазмоидом. Можно выполнить комбо-атаку, выстрелив в плазмоид лучом — тогда он взорвётся. При своей низкой скорострельности шок нелюбим новичками, но в руках мастеров он становится универсальным оружием смерти.
    • Позже в Unreal Championship (на консолях) и Unreal Tournament 2003 (на ПК) появился молниемёт, электрический аналог снайперской винтовки. В отличие от своего огнестрельного собрата, наносит больше урона (особенно это заметно при хэдшотах), но своими визуальными эффектами легко раскрывает положение стрелка.
  • Warframe — в пушечном варианте это непонятного действия «Ампрекс» (там вообще, похоже, не электрод а дуга как у паяльника), способный зажарить целую кучу народа на короткой дистанции. Ближе к стреляющему шокеру гранаты-кастанас, прицепляющиеся к поверхности и по команде глушащие всех подвернувшихся в небольшом радиусе. А также любое оружие, которому модами добавили урон электричеством.
  • Wolfenstein — пушка Теслы.
  • Kingdom Rush — в первой части. Одно из улучшений делает из гномьей пушки просто пушку побольше, а вот альтернативное — именно тесла-башню. Из-за способности атаковать воздушные цели, а также улучшения, наносящего при выстреле урон вообще всем врагам под башней, почти всегда предпочтительнее второго варианта.
  • The Bureau: XCOM Declassified — одна из самостоятельных (не трофейных инопланетных) разработок Икскома шестидесятых — это тесла-пушка, которую можно получить на предпоследней миссии, если перед этим помочь на базе группе учёных с испытаниями. Долго заряжается, бьёт по области и наносит колоссальный урон (может заваншотить сектопод при удачном попадании), но обладает смешным боезапасом.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000:
    • Дуговое оружие, используемое военными силами Адептус Механикус. Формы разнятся от пистолетов и винтовок до крупных пушек, устанавливаемых на тяжёлых боевых сервиторов.
    • Некронские Тесла-карабины используются тяжеловооруженными отрядами Бессмертных в качестве противотанкового оружия.
    • У орков есть З-з-зап-пушки, которые можно увидеть на сверхтяжёлой боевой технике и на космических кораблях. Да, молнии в космосе, в Ваху не за физикой приходят.

Реальная жизнь[править]

  • Знаменитые тазеры,[3] ставшие реальным кодификатором гарпунного шокера.
    • Патроны XREP (еXtended Range Electronic Projectile) с калибром .12 от того же производителя. Несмотря на свою дороговизну, получили распространение в спецподразделениях SWAT.
    • Что характерно, под названием «stun gun» на Западе обычно подразумевается обычный электрошокер, который вообще не стреляет.
  • Созданное компанией «Ionatron» устройство под названием JIN (Joint IED Neutralizer). Предназначено для взрывания самодельной взрывчатки на безопасном расстоянии, но в 2006 г. было признано непригодным.

Примечания[править]

  1. Удвоение напряжения на последовательно включенных генераторах приведёт к удвоению тока в цепи
  2. Автору правки доводилось видеть, что осталось от змеи, которая заползла погреться в трансформаторную будку — после контакта с двумя шинами высокого напряжения её тело вскипело и размазалось тонким слоем по всей будке.
  3. Забавно, что слово «тазер» стало синонимом стреляющего шокера, хотя на самом деле это название компании-производителя («Taser International»). Впрочем, явление распространённое — слова «ксерокс» или «джип» в своё время были тоже просто названиями марок.