Энергетическая форма жизни

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Energy Beings. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Инопланетяне-гуманоиды — это банально. Инопланетяне-негуманоиды — котоиды, собакоиды, крысоиды, ящерики, инсектоиды — было столько раз, что опять-таки уже по́шло. Как же поступить автору, пожелавшему изобразить контакт Человечества с чем-то непредставимым и немыслимым? О, есть же ещё вариант — описать пришельцев как форму жизни, построенную не из вещества. Конечно, это тоже уже было (иначе и этой статьи бы не было), но всё же не настолько часто.

Как же автор, взявшийся за такую задачу, может её решить?

Волновая форма жизни — продавливание педали куда-то в мировой эфир, так как нам с вами вообразить живую (тем более — мыслящую) радиоволну ничуть не проще, чем разумной волне — представить жизнь на основе атомной структуры. Едва ли возможен и контакт белковых носителей разума с существами, чей естественный темп жизни равен скорости света, наилучшая среда обитания — космический вакуум, а любые материальные тела для них — не более, чем помехи на пути (не слишком серьёзные, если это не металл).

Полевая а также лесная и луговая форма жизни — эти создания хотя бы доступны нашему восприятию. Они могут даже изображать из себя подобие светящихся гуманоидов, хотя вообще-то могут выглядеть как угодно (распространённый штамп — светящиеся точки или шары). В эту группу входят также и живые плазмоиды — хоть плазма и агрегатное состояние вещества, но без стабилизации силовым или магнитным полем сгусток плазмы существовать не сможет. Иногда могут общаться с людьми телепатически, могут транслировать звук через любое подходящее устройство, могут и подчинять себе материальные тела, живые, мёртвые или искусственные. Контактировать и договариваться с ними, как правило, вполне возможно, так как единственное их отличие от стандартных пришельцев — невещественность.

Форма жизни «не-пойми-какая, но явно не материальная» — если под первые два варианта можно подвести хоть какой-то квазинаучный обоснуй, то здесь автор и этим не заморачивается. «Что-то нематериальное» — и точка. Пришелец в виде звучащего в голове голоса, всевозможные «сгустки ментальной энергии», видимые или невидимые — это всё сюда.

Формально к теме статьи НЕ относятся (либо, наоборот, относятся только формально):

  • Существа из газа, см. «плазмоиды».
  • Обитатели астрала и прочих «тонких миров».
  • Магические существа, духи, воздушные и огненные элементали.
  • Призраки.

Однако в рамках жанров «техномагии» или «технофэнтези» ничто не мешает автору причислить означенных созданий к одной из трёх групп, описанных выше.

А если у нас научная фантастика без мистики и магии, то энергетическое существо может выполнять те же функции, что и призраки, привидения и всевозможные духи. Гулять будут где хотят, а при возможности способны и вселиться в кого-то или что-то.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Шаровым молниям частенько приписывается жизнь и даже разумность. Даже на этой вики есть рекомендация представить именно шаровую молнию как плазменное одноклеточное, дабы при написании мягкой фантастики по предмету статьи нанести недоверию читателя опасный удар.
  • Автор правки в своё время сломала себе мозг в попытках понять суть концепции Трёх дней тьмы (квантового перехода) — и имеет веские основания полагать, что это обычный технотрёп без претензий даже на внутреннюю логику, — но, кажется, согласно этой концепции, в 2012 году в энергетическую форму должно было перейти всё живое на Земле (возможно, и сама Земля в придачу, но этого автор правки уже не поняла и не имеет ни малейшего желания к этому возвращаться).
    • Не просто технотрёп, а нью-эйджевская галиматья, никоим образом к науке не относящаяся.
  • Ленин, как известно, не только гриб, но и радиоволна.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Секреты жанра» Ильи Варшавского — здесь появляются электромагнитные хищники «лвоки». Всё по канону — невидимы, неуязвимы, перемещаются со скоростью света — но ещё и способны брать людей под ментальный контроль и переваривать заживо (почему-то только людей). Впрочем, весь рассказ, во-первых — пародия, во-вторых — сюжет внутри сюжета о том, как исписавшийся фантаст переделывает на космический лад историю Красной Шапочки.
  • «Голубятня на Жёлтой поляне» В. Крапивина. Раса «тех, которые велят» явно энергетическая — сами себя описывают как «сгустки энергии мысли», точнее даже — колонии из таких сгустков, то есть ещё и подобие «разумного улья».
  • «Ремоновый зонтик» Сергея Голованова — на планете, способной изменять реальность сообразно желаниям посетителей, представителей полевой формы жизни, как минимум, двое. Один из них главному герою видится как разумный тигр, а второй — привлекательная молодая девушка, которую в конце рассказа герой забирает с собой. Во что же превратится девушка, покинув планету, наделявшую её таким обликом?
    • Ни во что не превратится. Это прямым текстом написано в самом рассказе. И почему — тоже написано.
  • С. Лукьяненко
    • «Лабиринт отражений» — именно этим является так называемый «Неудачник». Правда только по одной из версий.
    • «Звёзды — холодные игрушки» — Сильная раса торпп представляет собой сгустки разумной плазмы. Проживают в коронах звёзд. Им и корабли не нужны: жахнут плазмой — мало не покажется. Неизвестно, правда, могут ли они летать к другим звёздам.
      • Могут: В финале главный герой проводит переговоры с представителями «сильных» рас на одной из планет. Над местом переговоров в качестве гаранта безопасности парит торпп, способный мгновенно изжарить всё на поверхности.
  • «Экспансия: История Галактики» — эволги (которым более миллиарда лет) и существо-бог, случайно создавшее биологическую жизнь в Галактике.
  • «Смерть или слава» Владимира Васильева — нетленные представляют собой разумные силовые поля размером с космический корабль. Причём долгое время этого не знали, считая их обычными кораблями с неимоверно мощными щитами.
  • «Запрещённая реальность» Головачёва. Предтечи — энергетическая форма жизни, после которой появились аморфы, в том числе и местное зло.
  • «Спецподразделение Чистки» Сергея Сацука — Буны, по их собственным словам «астральная цивилизация». Мечтают присоединить к себе другие расы, превратив их в Бунов: либо мирным путём, либо силой, отказ не принимается. Также «уфы» — существа, в которых люди мутируют под воздействием Минерала, теряя физическую оболочку и превращаясь в сгусток жёлтого сияния.

На других языках[править]

  • Фредерик Браун, «Волновики» — та самая педаль в эфир. Живые радиоволны прибывают на Землю на сигналы радиопередатчиков и заселяют земной эфир, сделав невозможными все виды беспроводной связи; мало того — съедают всё земное электричество, природное и техногенное. Всё по описанию выше — изгнать их с Земли нельзя, установить контакт невозможно, их разумность — принципиально неопределима, и цивилизация вынужденно откатывается к пару и гидравлике (по мнению главного героя рассказа, человечеству такое только на пользу).
    • Да там автор перемудрил, волновики не только электричество сожрали, а и ядерный распад (а это, на минуточку, слабое ядерное взаимодействие, а никак не электромагнитное). А вот свет почему-то жрать не стали. Да и радиоизлучение их родной звезды почему-то оказалось не так лакомо, как земные радиопередачи.
      • Волновики, по Брауну, поглощали не слабое взаимодействие, а свободные нейтроны (которые и являются детонатором критической массы урана или плутония). Как результат — атомные бомбы превратились в безобидные чушки (без электричества они и так бесполезны, но это уж лишнее авторское «На тебе!» в сторону «атомной гонки»).
  • Станислав Лем, «Солярис» — внезапно, экзотическая субверсия, так как созданные Океаном «гости» физически — облако нейтрино, стабилизированное силовым полем. Да, с виду совершенно материальны, вплоть до отдельных молекул, а толку-то?
  • Маргарет Уэйс, «Звезда Стражей» — коразиане, энергетическая форма жизни из другой галактики. В отличие от большинства примеров, злые, злые и ещё раз злые. Питаются чем угодно, что содержит энергию, мораль не поддаётся осмыслению (если она у них вообще есть), являются страшнейшим пугалом для обитателей нашей галактики.
  • Недалеко ушли от них и кометчики из одноимённого романа Джека Уильямсона.
  • Эрик Фрэнк Рассел, «Зловещий барьер». Их называют витонами. Они невидимы. Они тайно управляют человечеством. Они ставят над нами свои опыты и в ответе за существование всех религий или мистических взглядов. Они питаются токами наших эмоций, возможно, для этого нас и выведя. Прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, над вашим плечом вполне может парить незримый обычному зрению голубоватый шар и подпитываться импульсами вашего раздражения от недавней ссоры, которую сам же, действуя на ваш мозг, спровоцировал.
  • Т. Биссон, «Они сделаны из мяса» — педаль в недра пространства С, там вообще все разумные существа, кроме нас, имеют энергетическую природу. Поэтому с нами и не хотят общаться — кому охота дружить с мясом?
  • Эдмонд Гамильтон — рассказ, где оказывается, что биологическая жизнь — эксперимент чересчур любопытного энергетического учёного, а Большой Взрыв — разрыв изначальной супергалактики с целью изоляции ещё чистых зон от заражённого белковой чумой центра.
  • «Иные песни» — там сравнительно много разных элементалей, но лунные анайресы однозначно круче всех.
« Загнанный в угол под отвалом перемолотой руды, монстр бессильно метался из стороны в сторону. Господин Бербелек заморгал, напряг зрение. В действительности анайрес не двигался — он сам и был движением, эфир — его телом, высокоэнергетическим ураниосом, разогнанным по миллионам несложных эпициклов. Всё в нём кружилось, обращалось вокруг себя самого, тело вокруг тела, если вообще можно говорить о теле, ибо где руки, где ноги, где голова, где туловище, нету, нету, вечнодвижение смазывает контуры, где шкура, где мышцы, где кровь — но взгляни, всё это летит, искры на пересекающихся орбитах, трётся о землю и молотит о воздух, не члены, но узкие эпициклы, не корпус, только ось оси, не глаза и уши, только большие окружности быстрого эфира, пронзающие пространство вокруг твари, будто усики насекомого: до чего дотронется, что помешает движению, о том бежит информация в организм. Таково единственное чувство анайреса — облако эфирных частиц, распылённых на несколько десятков пусов вокруг сего создания.

И едва Аурелия Оскра в него вступила, тварь дёрнулась ещё сильнее в закуток, разбивая свои органы/орбиты о сходящиеся там стенки отвала. При этом ощетинилась в скрипучем потрескивании и щелчках выстреливающих эпициклов ураниосовых иголок, колючек, заусениц — те вращались всё быстрее и быстрее, паническое торнадо эфирного мусора: насколько же анайрес должен быть испуган!

»
— Свет Госпожи нашей
  • Роджер Желязны «Князь Света» — раса ракшасов (вряд ли самоназвание, скорее дано экипажем «Звезды Индии»). Аборигены планеты (впрочем, на планете разумных аборигенов — до чёрта…), некогда заигравшиеся с бессмертием и потерявшие физические тела. С тех пор единственное развлечение — азартные игры, а наивысшее удовольствие — вселиться в чьё-нибудь тело.
    • У них же в подчинении огненные элементали. Вроде бы живые, но о разумности ничего не сказано.
  • Вернор Виндж, «Пламя над бездной». Галактика разбита на так называемые зоны мысли:
    • Ядро и окрестности — «безмысленные глубины» — невозможно перемещение быстрей скорости света, невозможен искусственный интеллект. Естественный порядка IQ 60 на внешней границе и далее стремительно падает;
    • Дальше наружу «медленная зона» (Земля в том числе) — невозможно перемещение быстрей скорости света, невозможен искусственный интеллект;
    • «Запределье» — сюда по мере развития перебираются многочисленные цивилизации естественного и искусственного разума. Возможны перемещения быстрее скорости света но трансцендентные технологии ограничены или невозможны, что служит естественной защитой от обитателей следующей зоны.
    • «Трансцендентность» — самая внешняя зона Галактики, сюда уходят наиболее развитые цивилизации с внешних зон Края и порождённые ими трансцендентные формы жизни.
  • Пол Андерсон, Фредерик Пол, трилогия «Дитя звёзд» — в финале второго романа к человечеству приходит посланец Галактики, дабы привлечь человечество в дружную семью галактических народов. В третьей книге человечество оказывается третьесортным членом галактического сообщества под протекторатом разумной тринадцатизвёздной системы Альмалик.
  • Артур Кларк, «Город и звёзды» — Ванамонд и «Безумец». Чистый разум, чьё «местонахождение» в пространстве определяется не столько координатами, сколько объектом его интереса. Правда, Безумца удалось заточить в недра искусственной звезды, известной как Чёрное Солнце.
    • Его же рассказ «Из солнечного чрева» — персонал расположенной на Меркурии обсерватории во время наблюдения за солнечной вспышкой случайно становится свидетелями гибели обитателя недр звезды, выброшенного в космическое пространство. Кроме того, нечто подобное упоминается в «3001: последняя одиссея», при описании древней сверхцивилизации: «Непрерывно экспериментируя, они научились записывать знания в структуре самого пространства и вечно хранить свои мысли в замороженных кристаллических решётках из света. Теперь они преобразовали себя в чистую энергию; и на тысяче миров пустые оболочки, которые они отвергли, ещё некоторое время дергались в бессмысленном танце смерти, прежде чем разрушились в пыль. Теперь они стали Властелинами Галактики и могли бродить среди звёзд, куда пожелают, или просачиваться подобно тонкому туману через щели в пространстве».
  • Олди, цикл «Ойкумена». У всех рас Ойкумены изредка рождаются «антисы» — люди, способные преобразовывать себя в энергетическую форму. Помимо естественной возможности путешествовать по космосу, они ещё и единственные, кто способен противостоять «флуктуациям» — порождениям местного аналога варпа, вроде бы, неживым, но очень опасным.
    • Флуктуации не порождены аналогом Варпа — они именно флуктуации, а как такового Варпа тут нет: что персонажи иногда начинают видеть окружающий мир романтично-средневековой сказкой вместо техномагической космооперы, то особенность двойственного восприятия мира расами энергетов — сам по себе мир они видят тот же самый, просто «под другим углом». Флуктуации во многом представляют из себя инверсию обычной привычной нам материальной жизни. Они зарождаются из вакуума вдали от звёзд и других гравитационных колодцев, причём самозарождение для них норма, а размножение — исключение. И они развиваются проходя множество стадий эволюции — эволюция через поколения для них опять же не норма. Самая развитая из обнаруженных форм — пенетраторы, которые обладают разумом и в отличие от других флуктуаций активно интересуются материальным содержимым окрестностей гравитационных колодцев. В произведении даются едва заметные намёки на то, что однажды среди пенетраторов могут возникнуть «обратные антисы» — флуктуации, способные по желанию переходить из волновой формы в корпускулярную.
  • Леонид Дайнеко, «Человек с бриллиантовым сердцем» (книга белорусского автора, на русский не переводилась). Цивилизация плазмоидов, живых шаровых молний, которая ставит эксперименты на землянах.
  • Айзек Азимов, рассказ «Глазам дано не только видеть» — разумные энергетические сгустки, как один из будущих (через триллионы лет) этапов эволюции человека.

Сетевая литература[править]

  • «Второе имя магии» — электрические стихиали, от бессловесных животных до зловещих разумных существ.
  • Цикл «Дети Вечности» Лоры Андересен — в среднем, чем более развиты разумные — тем в большей степени они являются энергетической формой жизни. И тем сложнее общение c ними. Размерность пространства родного мира также играет роль.

Кино[править]

  • «Вирус» — фильм 1999 года про энергетическую форму жизни, вошедшую в симбиоз с земной вычислительной техникой на борту научного судна. Вирус — это мы, люди. С точки зрения этой самой формы жизни.
  • В сериалах франшизы «Звёздные врата» Древние все давно вознеслись и являются как раз энергетической формой жизни. В том числе и та их фракция, которая выбрала «тёмную сторону» и зовётся Орай. А ещё там есть раса, проживающая в компьютерных системах развитой планеты.
  • «Гремлины 2» — после того, как один из гремлинов выпил некую микстурку, он превратился в живую молнию. А потом нечаянно сжёг остальных гремлинов…
  • «Среда обитания»: энергетическая форма жизни — высшая форма эволюции жизни белковой. Да, звучит бредово, но там весь фильм такой.
  • «Звёздные войны» — Сила хоть и волшебная, но вполне ж таки физическая, и всякие призраки джедаев хоть с прикрученным фитильком, но таки вполне подходят под троп.
  • «Фантастические твари и где они обитают» — обскур состоит из магической энергии.
  • «Посредник» — пришельцы по своей сути нематериальны и представляют из себя сознание инопланетянина, готовое к внедрению в мозг любого живого существа, в том числе не обладающего разумом (точнее — не совсем любого, но за подробностями в первоисточник).
  • «Фантом» 2011 — Эталон. Азы электродинамики здорово выручают героев из сложных ситуаций.
    • Вообще-то это летающие каменные осьминоги. Они просто используют кокон из чего-то(наверное магнитного поля). Хотя можно выдумать обоснуй что энергетическая форма жизни живет в камнях, но это уже не канон.
  • «Люди в чёрном: Интернешнл» — существа из «чистой энергии», преследующие главных героев на протяжении фильма (до своей смерти).
  • "Последняя Фантазия: Духи среди нас" - Нашествие фантомов на Землю, тварей способных проходить сквозь стены, игнорировать законы физики, и которых невозможно уничтожить или сдержать иначе как энергетическими импульсами особой частоты, фактически поставили человечество на грань полного уничтожения. Но люди явно не предполагали, что имеют дело с - буквально, призраками обитателей погибшей планеты, которые просто не могут до сих пор вернуться с той самоубийственной войны.

Телесериалы[править]

  • «Земля: Последний Конфликт» — таэлонцы и вообще вся жизнь на Таэлоне. И не только они…
  • «Шёпот» — раса инопланетянина Дрилла.
  • «Вавилон-5» — расы Ворлонцев и Теней. Более того, нам прямо дают понять, что энергетик-стайл — финальная точка эволюции любой разумной расы, сумевшей избежать (само)уничтожения. В такую же форму в итоге преобразовался телепат, подвергнутый эксперименту с предельной стимуляцией телепатических способностей. Что характерно, в конце саги, когда Земля уже на последнем издыхании, историк, копирующий архив превращается в энергетический шар и перелетает в диковинный скафандр, как бы намекая, что в будущем и люди тоже станут сверхрасой, умеющей такие фокусы, и будут, по примеру Ворлонцев, в ответ на требование расчехлить харю посылать в далёкое пешее.
  • «За гранью возможного» — в одном эпизоде показан препарат, форсирующий эволюцию в отдельно взятом организме. С непредсказуемым, правда, результатом, по большей части такая эволюция заводит организм в тупик. Но одной женщине повезло получить каскад исключительно положительных изменений — после первой инъекции она развилась в сверхчеловека, после второй — в постчеловека и после третьей — развоплотилась.
  • «Андромеда» — одна очень милая девушка на проверку оборачивается… Аватарой звезды (то есть, сама она по сути дела это гигантский термоядерный взрыв, длящийся миллионы лет — некислая энергетическая форма, да?), а другая вообще аватара Чёрной Дыры, с соответствующими повадками.
  • «Звёздный путь» — энергетическое существо предподросткового возраста из серии «Готосский Сквайр» (стал источником многочисленных пародий) и органианцы ("Миссия милосердия"), прикидывавшиеся гордой, мудрой и неразвитой человекоподобной расой просто развлечения ради, пока дело не дошло до открытого столкновения. Ну и богоподобная раса кью туда же. В неканонических книгах тот же «Сквайр» оказывается очередным кью, а органианцев они на дух не переносят (этим органианцам лишь бы морали читать). Когда один персонаж попадает в «континуум кью», представленный для человека в виде сети дорожных магистралей, то прямо виден знак «Органианцам вход воспрещён».
    • А еще встречаются в сериях «Метаморфоза», "Наваждение", "Волк в овчарне", "И поведут нас наши дети…", "День примирения". И пойди определи кто к какой расе относится. Плюс некоторые инопланетяне умело маскируются под людей. Не всегда заостряется какой формой жизни они являются в истинном своем виде.
  • «Доктор Кто» — в одной из серий присутствует разумная звезда, которой не понравился факт того, что какой-то космический корабль ворует её материю для заправки.
  • «Звёздный охотник» — цирронианцы являются сабжем. Они умеют сверхбыстро двигаться и излучать энергию. Главный персонаж является цирронианцем, прибывшим на Землю в поисках сбежавших заключённых. Он принимает человеческое обличье, скопировав манекенщика с рекламного плаката трусов. С прикрученным фитильком для остальных пришельцев. Все они являются физическими существами, однако в тюрьме содержалась их жизненная сила, да и то не вся. Чтобы выжить на Земле, им пришлось захватывать тела людей. При этом, даже в обычных человеческих телах, у них остаются свои способности и слабости.
  • «Звёздные врата: Атлантида» — на одной из планет встретились и такие, казались просто концентрированным атмосферным электричеством.
  • «Мутанты Икс» — Килогерц.

Мультфильмы[править]

  • «Титан: После гибели Земли» — дреджи же! А техника у них, похоже, состоит из силовых полей. В принципе, именно поэтому они и взорвали Землю — люди открыли способ превращать энергию в вещество.

Мультсериалы[править]

  • «Люди в чёрном» — там инопланетяне на любой вкус есть.
  • «Годзилла» — один из кайдзю, «Крэсклер», которого невольно порождал неприметный человек.
  • «Футурама» — в одной серии был энергетический шаровой инопланетянин-гей, в другой — огненный террорист Фламо родом с Солнца, в третьей — великовозрастный поклонник «Звёздного пути», устроивший на своей уединённой планетке бесконечный Трек-кон.
    • В одной из серий седьмого сезона робо-жизнь в 3 дня эволюционирует от нано-роботов до энергосфер.
  • «Звёздный путь» — в одной из серий антагонистом было существо, состоящее из магнитных полей (прототип великовозрастного задрота из примера выше).
  • «Sym-Bionic Titan» — электроаномалия на станции рядом с Сатурном, которая выводит из строя Октуса.
  • «Зак Шторм» — зайтанцы.
  • «Бен 10» — встречаются, к примеру, бабушка самого Бена и его кузины (она полукровка) и раса супергероев X.
  • «Черепашки-ниндзя» (1987) — Синапс.
  • «Черепашки-ниндзя» (2012) — Нейтритон.
  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — в серии «Другое измерение» из портала в оное в наш мир пришли его недружелюбно настроенные обитатели — гуманоидные существа из чистой энергии.

Комиксы[править]

(link)

Зззакс

(link)

Дормамму состоит из мистической энергии
  • Вселенная Marvelсуперзлодей Электро.
    • Чудо-Человек, превращённый в ионную энергию.
    • Галактус в большинстве версий тоже состоит из энергии, а то, что мы видим — это костюм, не позволяющий энергии рассеиваться.
  • Вселенная DC — Параллакс.
  • «Хранители» — Доктор Манхэттен.
  • «Бесобой» от Bubble — ангелы в своём истинном облике.

Аниме и манга[править]

  • Neon Genesis Evangelion — Ариил и, с фитильком, Армисаил (последний вполне "корпускулярно" взаимодействует с Евами). Также под троп подходит пробужденные Адам и Лилит в форме Гигантов света.

Видеоигры[править]

  • Heroes of Might and Magic III — дополнение Клинок Армагеддона добавило в игру фракцию элементалистов, двое героев которой, элементаль мысли Пасисса и элементаль магии Монер, воплощают троп в чистом виде: в самой игре прописано, что они — существа из чистой энергии
  • WarCraft — Наару. И эфириалы туда же.
  • StarCraft — Протоссы в форме архонтов.
  • Half-Life: Opposing Force — Cпрайты.
  • Эфириалы из «Bureau: X-COM Declassified». Возможно, являются эволюционировавшей формой эфириалов из другой части.
  • Stellaris — вторженцы из другого измерения Незванные и их сородичи Заблудшие и Неотступные, которые считают, что все остальные формы жизни — это дичь из охотничьих угодий. Геноцидят население галактики на стильных энергетических кораблях.
    • Войд-облака — живые (но разумные ли?) сгустки плазмы, космической пыли и мусора, способные передвигаться в космосе. Вероятно, являются одними из первых форм жизни. Любят тусоваться у чёрных дыр.
    • Фантомы, которые рождаются из пульсаров и состоят из «твёрдого света». Выглядят как летающие призрачные медузы, способные стрелять лазерными лучами.
  • Sword of the Stars — если люди ведут сражение в узловом пространстве с другими людьми или зуулами (другие расы не имеют доступа к узловому пространству), то могут появиться сгустки энергии, нападающие на корабли, причём баллистическим оружием их не возьмёшь, только энергетическим. Они также могут периодически появляться в нашем измерении и нападать на планеты. Особенно часть это случается с зуулами, которые «бурят» собственные узловые тоннели, тогда как люди используют естественные[1].
  • Conquest: Frontier Wars — с прикрученным фитильком. Селареоны действительно являются энергетическими существами, однако выживают они только в специальных скафандрах. Согласно преданию, их прогрессировала какая-то неведомая цивилизация, научившая их строить эти самые скафандры.
  • Arx Fatalis — Стражи Нодена в базовой форме, включая протагониста.
  • FTL: Faster than Light — золтаны. Их энергия даже может заряжать отсеки, в которых они находятся, что позволяет сохранить единицу энергии реактора.

Настольные игры[править]

  • К’тан (они же Ингир/Пожиратели звёзд на языке эльдар) из Warhammer 40,000. Древнейшая форма жизни во Вселенной, зародившаяся едва ли не сразу же после Большого Взрыва из плазмы и неимоверного количества энергии. Зло… Нет, не так, ЗЛО! Изначально К’тан питались только энергией звёзд, но со временем они заметили, что энергия душ живых существ намного вкуснее. В результате эти твари для утоления своего голода обманом превратили расу некронтир в подвластных им роботов некронов[2][3] и развязали чудовищную Войну в Небесах, по итогам которой Древние были уничтожены, галактика оказалась опустошена, а в Варпе зародились первые протодемоны из-за страданий и негативных эмоций уничтоженных К’тан разумных рас[4]. Сами «ложные боги», впрочем, недолго праздновали победу — оторопев от увиденных зверств, устроенных их предводителями (и желая отомстить за вероломство), некроны восстали против К’тан и раскололи сущности этих энергетических существ на множество осколков, которые, в свою очередь, заточили в тессерактовые лабиринты — бесконечные «карманные вселенные».
    • В девятой редакции некроны научились заряжать некой примитивной энергетической формой жизни уничтожителей в качестве озверина. Содержится эта «разумная энергия» (как названа в кодексе) в специальных дронах и вводится через разъёмы прямо на поле боя.

Примечания[править]

  1. Чтобы их понять, можно представить себя человека, сидящего себе тихо-мирно в своей квартире. Вдруг открывается дверь, входит сосед и выходит через противоположную дверь, будто Ваша квартира — проходной двор. Это ещё терпимо. А вот другой сосед попросту пробивает себе путь через стену буровой установкой и точно так же делает выход. Ну и что после этого делать?
  2. Обман был в том, что К’тан, пообещав некронтир бессмертие и могущество, «забыли» рассказать некронтир, что в новые кибертела будут загружены не души, а копии сознания. В результате К’тан знатно попировали душами некронтир, а некроны, если бы не их подозрительный король Сарех, вполне возможно и не поняли бы, почему они чувствуют себя так неуютно в новом обличье.
  3. Как раз в этом не обманули-знать и их личная стража души сохранили. Вот только бессмертие всё же оказалось дефективным-так как и души знати и сознание лишённых душ простолюдинов с каждым возрождением понемногу разрушаются.
  4. Более того, один из самых кровожадных К’тан, Аза’город/Несущий Ночь, уничтожил столько разумных существ, что их страдания отпечатали его облик — высокая мрачная фигура в сутане с косой — в Варпе и поэтому внешность этого чужеродного чудовища стала ассоциироваться у всех последующих рас нашей галактики (в том числе и у людей) со смертью.