Эскапизм — это плохо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Anti-Escapism Aesop. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
« Довелось видеть замечательный эрратив — «сцыреал». Так ведь и вправду просмотр сериалов обычно является попыткой сбежать от пугающей реальности. »
— С Баша

Как известно, эскапизм — это сознательный уход человека от реальности. Человек, не находя силы преодолевать препятствия на своём пути, уходит в эскапизм. Является ли это решением проблем? Нет, потому что проблемы у персонажа останутся нерешёнными. Вместо того, чтобы сделать мир чуточку лучше, персонаж уединяется в своём домике и полностью погружается в свой выдуманный мир. Пока его друзья зовут на помощь, наш ге… кхм-кхм, слабовольный лоботряс перечитывает в десятый раз старый комикс, ибо новые комиксы, как известно, уже не торт. Хотя, если бы он вышел на улицу и, наконец, превратил мир-помойку в лучшее место, то, может быть и комиксы стали бы лучше. В тяжёлых случаях он и вовсе подсядет на наркоту и позорно умрёт в стенах своего дома, пока его отважные товарищи ведут борьбу с системой.

В фантастических случаях персонаж погрузится в машину лотофагов, где будет жить в иллюзии до конца своих дней. Ну или его иллюзорный мир может уничтожить реальный мир. Но так или иначе, автор произведения таким образом объясняет публике, что эскапизм — это плохо. Те, кто погружаются в эскапизм — слабовольные и инфантильные люди, и стыдно быть такими.

Чрезмерное употребление эскапизма до добра не доводит, и в этом есть художественная правда: полностью погруженные в себя хикикомори, как правило, становятся неудачниками, не заводят семьи и не строят себе карьеру, что только усугубляет их проблемы.. С другой стороны, эскапизм в малых дозах очень полезен, так как он снимает стресс и даёт человеку возможность морально отдохнуть. Просмотр любимого сериала после работы — это тоже в какой-то степени эскапизм.

« Но если эскапизм — это поведение мифического страуса, прячущего голову в песок, то основано оно на абсолютно нормальном и здоровом желании пожить в приятном и необычном месте. Кто-нибудь хочет поспорить с тем, что оно нормальное и здоровое? Если да, для начала стоит переубеждать не любителей фэнтези и ролевых игр, а тех, кто предпочитает проводить отпуска не в комнате с видом на любимый офис или завод, а у моря, в горах, лесу или далеких непривычных городах.

Ключевые слова в определении эскапизма — «под действием кризиса»: эскапист оставляет проблему нерешённой, уходя в иную реальность. А вообще, в иную реальность уходят для отдыха все, кто имеет такую возможность. Судя по тому, что дома отдыха редко строят посреди индустриальной зоны или с видом на городскую свалку, люди предпочитают отдыхать ещё и в приятном месте…

»
— Ричард Псмит, «Похороны фэнтези»

К сожалению, не у всех людей есть личные качества, необходимые для преодоления жизненных невзгод. У таких людей нету возможности стать лучше или сделать лучше кому-то ещё, поэтому эскапизм для них необходим. Это костыли для тех, кто не может шагать по жизни с высоко поднятой головой.

Соседний троп — Неформал, значит — лузер. Если вред от эскапизма представляет собой реальную угрозу для окружающих — то перед нами Житель Страны Тёмных Эльфов. Когда объявляют (особенно из высоких кабинетов), что эскапизм – это плохо, потому что от него везде разврат, коррупция, наркомания и прочие беды – это Во всём виновата Дока-2!.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «О дивный новый мир» — «Сомы грамм, и нету драм!»
  • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — братья Лёля и Ося отказались от игры в выдуманную страну, когда новая, послереволюционная жизнь вызвала интерес и дала возможность активно участвовать.
    • «Никогда я еще так не стыдился своей Швамбрании. Динка улыбнулась. „Леля все еще в плену швамбранском… Эх ты, братишка, кузнечик мой!..“»
  • Братья Стругацкие, «Хищные вещи века» — мораль повести.
  • Олди, «Герой должен быть один». Геракл, который Алкид, получает от Крона невероятно отстойный дар — способность возвращаться в каждый день своего прошлого и снова переживать его. И полностью выпадает из реальности.
  • «Гарри Поттер» — зеркало Еиналеж. Оно «не даёт ни знаний, ни истины»(с), и желаний оно тоже не исполняет — оно всего лишь показывает то, чего больше всего хочешь, и поощряет глубоко переживать показанный образ, смотреть на него и смотреть… Если повестись, то можно бесплодно провести за лицезрением желаемого всю жизнь. Дамблдор подсвечивает: некоторые отказывались отходить от зеркала и в конце концов сходили с ума. Собственно, аллегория эскапизма.
  • М. Энде, «Бесконечная книга» — зигзаг. Фантазия полезна и нужна, но только пока человек хранит воспоминания о родном мире. Утратившие воспоминания отправляются в Город старых королей, где влачат жалкое существование.

Кино[править]

  • Матрица — Сайфер, сдавший своих, чтобы вернуться в Матрицу.

Мультфильмы[править]

  • «Коралина в Стране Кошмаров» — заглавной героине надоело, что её жизнь после переезда стала скучной, а родители перестали уделять ей внимание. Но потом она обнаруживает в доме маленькую дверь в альтернативную реальность, похожую на родную, за исключением того, что там все её мечты сбываются, а альтернативные версии её родителей и соседей имеют пуговицы вместо глаз. Но загвоздка в том, что это всего лишь ловушка злой ведьмы (или демонессы?), которая питается душами детей. С трудом одолев Другую Маму, Коралина поняла, что ей следует принять свой настоящий мир и сделать его хотя бы чуточку лучше.

Мультсериалы[править]

  • Gravity Falls — в одном из последних эпизодов второго сезона Диппер и Ко отправляются в воображаемый мир Мейбл, построенный Биллом Шифром. Чтобы спасти реальный мир, Дипперу придётся убедить свою сестру, что нужно убраться из воображаемого мира.
  • The Owl House — инверсия. В первой же серии главная героиня между поездкой в школьный лагерь чтобы научиться смиряться с реальностью и фантастическим миром полной ведьм и других удивительных созданий — не раздумывая выбирает фантастическую реальность, и это не преподносится как ошибка.
    • Потому что фантастический мир является настоящим, а не иллюзией какой-нибудь машины лотофагов. Это всё равно, что переехать в новый город, где у человека будет больше шансов найти своё место в жизни. Да и сказать по правде, другой мир не лишён проблем.
  • Over the Garden Wall — В конце сюжета выясняется что все путешествие героев было эскаписткой фантазией старшего брата, едва не повлекшей за собой смерть младшего

Аниме и манга[править]

  • .hack//SIGN — Цукаса не смогла вытерпеть издевательств своего адского папаши и, испытывая тяжёлые психологические проблемы, сбегает в виртуальный мир. Однако это не помогло ей избавиться от душевных ран. Напротив, пребывание в виртуальном мире только усугубили её проблемы с психикой и только преодолев саму себя она возвращается в реальный мир, подняв свой уровень крутизны.
  • Neon Genesis Evangelion — на протяжении всего сериала Синдзи время от времени пытается сбежать от своих проблем. То он катается на поезде в течение всего дня, то отправится на природу подальше от начальства или просто впадает в ГЭС, слушая музыку в аудиоплеере.
    • В End of Evangelion, во время Третьего Удара, у него появилась возможность решить судьбу человечества. Будет ли человечество объединённым в огромный организм, где они не будут испытывать страданий? Или всё таки лучше обратить процесс, и дать людям возможность обрести свои тела обратно? Понимая, что убегать от проблем и страданий является не самым лучшим вариантом, он выбирает второе.
  • Juuni Taisen — любое желание победителя турнира будет исполнено. Абсолютно любое — вплоть до воскрешения мёртвых. И что же выбрал победитель, промучив зрителей весь последний эпизод своими унылыми метаниями? «Дайте мне всё забыть!»
  • Jaku-chara Tomozaki-kun — главный герой Томодзаки давно уже решил, что реальная жизнь полный отстой без правил, в котором все решают богатые, красивые и знаменитые, а простому парню вроде него остается только глотать пыль, поэтому он уделял все свое время исключительно любимой игре. в которой стал чемпионом Японии. Завязка в том, что самая красивая девушка класса, отличиница и спортсменка Аой оказывается еще и его главным соперником по игре и сперва не скрывает презрения к оказавшемуся унылым сутулым одноклассником в мешковатой грязной одежде, а в ответ на его отчаянный спич о глубинной несправедливости жизни обстоятельно доказывает, что жизнь — такая же игра со своими правилами и алгоритмами, и покорить ее возможно любому. Сама она прошла путь от полной замухрышки до спортсменки-комсомолки-красавицы и берется вывести в люди Томодзаки.
  • Наруто — План "Глаз Луны" заключался в погружении всего человечества в иллюзорный мир.

Видеоигры[править]

  • The Caligula Effect — И главные герои, и Музыканты Остинато сбежали из реальности в Мёбиус от своих травм и проблем, но это не помогло с ними справится, а только ухудшило их.
  • Persona 5 — В переиздании Royal, доктор Маруки хочет использовать Метавселенную, чтобы создать «идеальный мир» — эдакую машину лотофагов, благодаря которой желания всех людей будут исполнены. Однако такой мир получится статичным, не оставляющим никакого места для персонального роста.
    • А еще можно заметить, особенно выполняя побочные запросы и вслушиваясь в фоновые диалоги, что некоторая часть людей чувствуют фальшь «нового мира», а некоторых подобный эскапизм вовсю корежит ментально и морально, из-за чего страдают как они, так и окружающие. Не от всех проблем можно отвернуться, а не каждую боль можно просто забыть, из-за чего не вписывающиеся в новые реалии банально срываются, и поэтому команде героев приходится решать их проблемы в Метавселенной.
  • Final Fantasy Tactics Advance — группа школьников каким-то чудным образом находят волшебную книгу, которая не только превращает их мир в фэнтезийный, но исполняет их сокровенные желания. В новом мире Ритц получила красные волосы, инвалид Донед стал здоровым человеком, а Мьют и вовсе стал принцем целого королевства, получив вдобавок свою умершую мать. И только главгерой Марш считает, что лучше вернуться домой. И поэтому на протяжении всей игры он занимается поиском волшебных кристаллов, благодаря которым Ивалис существует. Как итог, он не только разорвал отношения со своими друзьями, но и стал врагом номер один во всём Ивалисе. И пожалуй этот пример является яркой деконструкцией тропа:
    • С одной стороны, Ивалис является вполне осязаемым миром, а не иллюзией. И своими же действиями Марш разрушает жизни своих друзей и обрекает весь мир на гибель. М-да, выходит, что мы всё это время играли за злодея, да ещё апокалиптического маньяка. Сефирот с Кефкой точно бы оценили его подвиги.
    • Но с другой стороны, если хорошенько подумать, Ивалис на деле представляет собой мир-помойку, жители которой должны следовать правилам какого-то капризного ребёнка. Особенно это подсвечено в японской версии. По всему миру бушуют войны кланов, а часть жителей старого мира превратилась в чудовищ с амнезией. Так в одной из миссии Марш и его клан сражаются с зомби, носящие имена обидчиков Мьюта. Таким образом, Марш является антизлодеем, у которого есть своя правда. Серо-серая мораль во все поля.
      • В конце игры Марш таки возвращает старый мир, но на этот раз герои стараются изменить свои жизни к лучшему. Хэппи-энд!
  • We Happy Few — Вся игра про это, пополам с наркотики и трусость это плохо.

Интернет-проекты[править]

  • Константин Сёмин, начиная с середины 2021 года. Чем больший авторитет зарабатывал, тем чаще занимался не агитацией-пропагандой левых идей, а именно «борьбой с надстройкой» (т. е. культурными явлениями и тенденциями существующей системы). Активно топит за «Рахметовский образ жизни» и полный отказ от какого-либо эскапизма, потому что это, по его мнению, не приблизит социализм, да и вообще, стал всё чаще объявлять главной угрозой будущей социалистической революции именно какой-либо эскапизм, а не объективные причины. За это был справедливо проклят огромным количеством недавних союзников, причём не за то, что среди них было много эскапистов, а из-за того, что КВС повёл себя в лучших традициях консервативных конспирологов, объявляющих жестокие игры, развратные фильмы и богомерзкое аниме причиной всех бед в стране, с поправкой на то, что у Сёмина эскапизм способствует не разврату и нравственному упадку, а отдалением коммунизма.