Это не луна!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья That's no Moon. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Герои были уверены, что это часть ландшафта. Упс… Это оказалось не так.
« Это не луна. Это космическая станция. »
— «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда»

Герои путешествуют по незнакомой местности, останавливая свой взгляд на ориентире. И внезапно они обнаруживают, что то, на что они смотрят, на самом деле не ландшафт! Нет, это нечто большее, чем они могли представить!

Так, холм может оказаться гигантом, троллем или земляным элементалем, просторная пещера в астероиде — пастью космического монстра, а остров или даже целый мир — гигантской черепахой. Как ясно из эпиграфа, спутать с естественным объектом можно также космическую станцию, если она поистине огромна. Также очень часто в подобной роли оказывается живая планета, хотя эти тропы пересекаются лишь отчасти.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про богатыря и Змея Горыныча. «Ну драться, так драться, а в жопу-то мне зачем орать?» — «о. О А я думал — пещера…».
  • Сюжет про моряков, высадившихся на остров, который оказался огромной рыбой или другим морским чудовищем, вообще распространён в фольклоре и нередко заимствуется в авторские произведения. У арабов остров-кайдзю именуется «саратаном».
  • В Японии есть легенда что землетрясения на Японских островах вызывает огромный угорь, на спине которого эти острова находятся.
  • Алтайский эпос «Очы-Бала»: увидев исполинского демонического быка, героиня поначалу принимает его за гору.
  • Анекдот про муравья, ползущего по спине слона и кричащего «Где этот слон? Покажите мне этого слона!».
  • Педаль в пол давит Самал Нага из филлипинской легенды — он заперт звёздами в самом Млечном пути.
  • Скандинавский Мировой Змей Йормунганд, чудовищный сын Локи, настолько огромный, что обвил весь Срединный мир. Чтобы во время Рагнарёка ушатать этот ужас, понадобится ни много ни мало сам Тор, и то фраг получится двусторонним. Так же Тору сотоварищи как-то довелось в дороге переночевать… в рукавице великана Скрюмира, о чём обалдевшие путники узнали только утром.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • П. П. Ершов, «Конёк-горбунок» — чудо-юдо рыба-кит.
    • Лежавший совершенно открыто и заговаривавший с проезжающими. Мимо.
      • С точки зрения людей, которые на нем поселились — сабж.
  • В. А. Обручев, «Плутония»:
    • 14 глава называется «Бродячие холмы» — это оказались мамонты.
    • Один из путешественников ухитрился прокатиться на гигантском глиптодоне, которого принял за скалу и попытался обколупать с него породу.
  • Борис Штерн, рассказ «Остров Змеиный, или флот не подведёт» — одноимённый остров, являющийся предметом территориальных споров множества держав, в конце концов не выдерживает издевательств и проявляет свою биологическую сущность.
  • Вячеслав Шалыгин, «Тринадцатый сектор» — с прикрученным фитильком, но все-таки. Герои принимают за холмы панцири гигантских жуков.
  • Кир Булычёв, «Путешествия Алисы» — живая планета и живая туманность.
    • В других книгах цикла — корабль-астероид, корабль-бродячая планета и малый и большой космические дракончики.
  • «Таня Гроттер» — остров Буян на самом деле один из позвонков гигантского змея.
  • Сергей Зайцев «Принцип действия» — фауна планеты Двойное Донце изобилует крупными и очень неприятными тварями. Но оказывается, что лес, в котором они все живут, это что-то вроде шерсти на спине дремлющих монстров, которых враги местного населения поднимают из спячки и начинают использовать, как таран.
  • Владимир Мирнев, «Телепатический полёт» — главный герой думал, что он приземлился на планете, а оказалось что на космическом сверхчудовище — «космозавре».
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
    • «Дети Судного Часа» — первая встреча с комбайном-дезинтегратором проекта «Холм». Тот был наполовину вкопан в землю, потому Моргнеуморос его и не узнал.
    • «Тайна похищенной башни» — океанская яхта «Чайка» плывёт себе спокойненько среди рифовых островков… Сюрприз: это Таннин — древнее хтоническое чудовище, черепаха в сто сорок километров в диаметре и сорок тех же километров в высоту. А давайте скажем ему, что мы любим черепаховый суп!..
    • «Призрак» — Князь Тьмы Раав настолько громаден, что его тело плотно застроено адскими учреждениями. На плечах — военная академия, в пасти — учебное заведение инкубов и суккубов, а суперспособности выдают у чёрта на рогах.
    • «Арифмоман» — как выясняет Эйхгорн, летающий над Парифатом континент Алатус на самом деле — законсервированный звездолёт-континуумоход межмировых Наблюдателей
    • На том же Парифате водятся харгаменстры (чудовищные киты трёхсот метров в длину) и Гороподобные (хтонические чудовища, в самом деле похожие на горы).
      • Игра с тропом — остров Великий Змей, бывшее тело бога Якулянга.
    • «Криабал» — Межмировой Змей Виркордеран, брат упомянутого Якулянга. Не только зубастый шланг толщиной в несколько километров, но и торная дорога, по которой можно уйти из Паргорона просто пешком (фактически — мировое древо по горизонтали).

На других языках[править]

  • «Путешествие на Запад» — Сунь Укун поспорил с Буддой, что сможет выпрыгнуть у него из ладони. Выпрыгнул, долетел до края света, попал в место с пятью гигантскими колоннами, написал «Здесь был Вася», напоследок помочился на них… Ну вы поняли.
  • Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль». Собственно, сам Пантагрюэль, во рту которого находится несколько городов и население столь велико, что несмотря на то, что от зловонных испарений из глотки великана «умерло уже больше двух миллионов двухсот шестидесяти тысяч шестнадцати человек в течение недели», города продолжают процветать.
  • А. Конан Дойл, «Когда Земля вскрикнула» — собственно, Земля, как и остальные планеты, являются живыми организмами.
  • Лавкрафт, «Погребённый с фараонами»: Пятиголовый монстр, высунувшийся из норы… пятиголовый монстр величиной с гиппопотама… пятиголовый монстр и тот, для кого этот монстр не более, чем его собственная передняя лапа!
  • С. Лем, «Солярис».
  • Артур Кларк, «Юпитер 5» — буквально луна Юпитера оказывается огромным космическим кораблём.
  • Дуглас Адамс, «Автостопом по галактике» — суперкомпьютером мышей, предназначенным для поиска вопроса о жизни, вселенной и всём прочем, оказалась… Земля.
  • Урсула Ле гуин, «Волшебник Земноморья» — Гед приплывает на остров Пендор выгонять захвативших его драконов. С развалин замка взлетают молодые драконы, Гед их топит одного за одним, вот осталось дождаться только старого дракона… и тут «развалины замка» расправили крылья.
  • Энн Маккефри, цикл «Всадники Перна» — Рассветные сёстры, три ярких звезды, которые всегда находятся в одном и том же положении на небе и видны только на рассвете и закате. На самом деле это три космических корабля, на которых когда-то на Перн прилетели земные колонисты.
  • «Гарри Поттер» — Гарри сначала принял Грохха за холм, а вот Гермиона сразу всё поняла. Женская интуиция, не иначе.
  • Терри Пратчетт, «Цвет волшебства» — Наёмники, схватившие Ринсвинда и Двацветка, устроились на ночь в пещере, и развели костёр… На языке очень старого и большого тролля, чьей пастью и оказалась пещера.
    • «Мрачный Жнец» — Смерть, пролетев миллионы световых лет, опускается на бесконечной равнине. То есть на кончике пальца Азраила, Смерти Вселенных.
  • Чайна Мьёвилль, «Шрам»: батискаф опускается на океанское дно, долго движется среди подводных скал, но это не дно и не скалы, это спина морского чудовища — аванка.
  • Михаэль Энде, «Бесконечная история» — отправившись в Болота Печали на поиски Древней Морлы, Атрейо не сразу сообразил, что уже идёт по ней. (Морла оказалась гигантской черепахой).
  • Дэвид Вебер, «Пятая Империя» — троп обыгран в самом буквальном смысле. Это не луна! Нет, не так… это не Луна!!!
  • «Стоногий» — рассказ малоизвестного современному русскоязычному читателю И. Немере. Повреждённый корабль садится для ремонта на пустынной планете. Все вроде бы хорошо, только вот горы вдали какие-то странные, а ещё не дают покоя слабые, но постоянные землетрясения. Да-да, это вовсе не горный хребет. И кстати, оно, по его мерками, стремительно бежит, спасаясь от соответствующих размеров хищника.
  • Джейсон Хук, «Ну где же дракон?» — главный герой, его дед и собака отправляются на поиски дракона. В горах герой стал замечать странные вещи: звёзды подмигивают, лодка пропадает, а земля по ночам как будто ходуном ходит. И тут герой понимает, что всё это время они ходили по огромному дракону. Вот только этого не понимает его дед, который слышит лишь обрывки слов, а из за близорукости не может разглядеть дракона. В итоге он чуть было не забегает в драконью пасть, приняв её за пещеру, но дракон сдувает его чихом, а дед тут же принимается утверждать, что это всего лишь ветер.
  • Туве Янссон Мемуары папы Муми-тролля — Муми-папа принял ноги дронта Эдварда за башню, пока Фредриксон его не просветил.
  • «Фабий Байл: Повелитель клонов» Джоша Рейнольдса — это не планета, а сфера Дайсона некронов, построенная вокруг осколка к'тан.
  • Жюль Верн, «В стране мехов» — герои основали форт на полуострове, оказавшемся огромной льдиной, превратившемся в зловещий остров, а к финалу и вовсе почти растаявшем.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — Оби-Ван Кеноби, увидев первую Звезду Смерти, произносит фразу из эпиграфа.
    • «Империя наносит ответный удар»: подозрительная пещера таки оказывается пастью гигантского слизнеподобного существа, достаточно большого, чтобы проглотить космический корабль.
  • «Пещера золотой розы» — героиня думает, что оказалась в пещере дракона, но она оказалась у него во рту.
  • «Хоббит: Нежданное путешествие» — горная тропа, которой шли герои, располагалась на туловище спящего каменного великана, который именно во время перехода экспедиции через Мглистые горы решил проснуться.
  • «Искусственный интеллект» Стивена Спилберга — инверсия: Луна оказывается дирижаблем (воздушным шаром?) охотников за роботами.
  • «Шоу Трумана» — местная Луна на самом деле является координационным центром шоу. С прикрученным фитильком (и одновременно педаль в пол), потому что всё остальное — тоже бутафория.
  • «Интерстеллар» — далёкие горы на горизонте внезапно оказываются гигантской волной, которая быстро приближается.
  • «Звёздный десант 3: Мародёр» — конечности Бехемектола, «бога-жука», который разросся на значительную часть объёма планеты, поначалу принимали за всякие скальные образования.
  • «Сказка странствий» — Марта и Орландо идут по странному ущелью между странных скал… Ой, мама! Да это же хребет дракона! На драконе, как и на вышеупомянутом ершовском ките, расположилась деревушка, и местные жители отлично знают, на ком живут.
  • Kong: Skull Island — троп играется так часто, что от него уже тошнит под конец.
  • «Белоснежка и Охотник» — с прикрученным фитильком. Тролль не живёт под мостом. Тролль — это сам мост!
  • «Подъём с глубины» — с прикрученным фитильком. Гигантские зубастые черви, от которых весь фильм спасались герои, оказались щупальцами огромного морского чудовища.
  • «Покемон: Детектив Пикачу» — гигантские черепахоподобные покемоны Тортерры, которых герои приняли за горы.
  • «Перси Джексон и Море чудовищ» — то, что главгерои поначалу приняли за спинные акульи плавники, оказалось зубами Харибды.
  • «Жандарм и инопланетяне» — буквально. Сидя в засаде на инопланетян, жандармы любуются полной луной, пока кто-то не вспоминает, что сегодня вообще-то новолуние.

Телесериалы[править]

  • Doctor Who — педаль в пол: Луна оказалась яйцом, из которого в один прекрасный день вылупилась гигантская тварь. Остаться бы землянам без Луны, но новорождённое существо весьма кстати сразу отложило ещё одно яйцо.
  • Цвет волшебства — герои случайно оказываются во рту у очень старого и очень большого тролля, и даже разводят костёр на его языке…

Мультфильмы[править]

  • «Приключения Мюнхгаузена. Чудесный остров», который оказался гигантской рыбой в древнейших традициях тропа.
  • «Синбад: легенда семи морей»: остров тоже оказался рыбой.
  • «Трансформеры» — Юникрон. Огромная механическая планета, пожирающая другие планеты, оказывается огромным трансформером. Лицо Гальватрона, когда Юникрон переходит из формы планеты в облик робота, бесценно.
  • «Планета сокровищ» — зритель видит вроде бы луну (точнее, тонкий лунный серп)… а потом оказывается, что это космическая станция такой изогнутой формы.

Мультсериалы[править]

  • «Экстремальные охотники за привидениями» (1997) — в серии про дом с привидениями главные герои, только уже забредя в самую его глубь, запоздало поняли, что именно дом и является хищным призраком.
  • «Годзилла» (1998) — 2 сезон, 19 серия. Заблудившийся в тумане корабль сообщает береговой охране, что находится возле какого-то кораллового рифа, и слышит в ответ, что в этом районе никаких коралловых рифов нет. На самом деле «риф» оказался гигантской рыбой-кайдзю, которая через несколько мгновений всплыла и в один присест откусила нос корабля.
  • «Кибер-шесть» (1999) — эпизод «Последнее противостояние» (13 серия). Злобный нацистский генетик фон Рихтер создал для уничтожения Меридианы гигантского медузоподобного монстра и нарёк его Роковой Остров. И действительно, чудовище настолько огромно, что впервые увидев его, люди думают, что это остров или возвышающийся над водой утёс.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — нет, во время финальных серий Аанг оказался не на острове! На самом деле это лев-черепаха, который научил Аанга магии энергии, позволившей ему победить Хозяина Огня Озая.
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — 39 серия, 2 сезон. Спанч Боб и белка Сэнди (которая очень крутая, потому что родом из Техаса) идут разбираться с неким Аляскинским Бычьим Червяком. Войдя в пещеру, Сэнди завязывает червя в узел, но оказывается, что это не сам червь, а всего лишь его язык. Пещера оказалась открытой пастью чудовища. Спанч Бобу и Сэнди приходится убегать от него.
  • «Звёздный десант» — например, колоссальные арахниды, которые маскируются под астероиды.
  • «Трансформеры»
  • «Защитники камня» — морской монстр Архипел похож на остров.
  • «Охотники на драконов» — летающий остров-дракон.
  • «Стражи Галактики» — серия про планету-суперзлодея Эго так и называется «Восход плохой луны».
  • «Смешарики. Пин-Код» — монстр, который вылез из Энцелада.
  • «Стрипи» — неоднократно! И каждый раз отыграно не иначе как смеху ради.
  • «Крутые бобры» — в одной серии земля находилась на заду криптида, похожего на бигфута, а в другой — гора оказалась жуком, который слизнул каплю витаминизированной чудо-газировки….
  • «Звёздные войны: Повстанцы» — это не средних размеров гора, это странное и могущественное существо-великан по имени Бенду.
  • «Пингвины из Мадагаскара» — в одном из эпизоде пингвины пытались улететь на Луну, но созданная Ковальски ракета потерпела крушение, даже не успев взлететь. После взрыва остался густой плотный дым, из-за чего пингвины решили, что они уже на Луне, плюс это подтвердил встретившийся им «лунный кот» (на самом деле обычный бездомный кот Макс, увидевший в нелатающих птицах легкую добычу; разумеется, по итогу он пингвинам ничего не сделал (и не смог бы), а в конце эпизода даже с ними сдружился).
  • «Легенды Острова Сокровищ» — попавшие в брюхо призванного Слепым Пью дракона Джим и Сильвер далеко не сразу понимают, что эта странная пещера имеет биологическую природу.
  • «Амфибия» — гранд-финал показывает, что луна Амфибии в какой-то момент была заполнена технологическими конструкциями Ядра, поэтому у него мог быть запасной план на случай поражения, план врезаться в поверхность Амфибии, чтобы уничтожить на ней все живое.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — живая планета Эго регулярно удивляет этим фактом своих посетителей. Педаль в пол — он действительно размерами сопоставим с Луной (см. выше «Мультсериалы»).
    • На Земле в той же вселенной есть островное государство Мадрипур, котрое находится на голове спящего дракона. Однажды этого ящера разбудил чокнутый японский культист-ниндзя Горгон и…
  • Вселенная DC тоже знает живые планеты, например Мого, одного из Зелёных Фонарей. А ещё там есть злой робот Солярис, похожий на огромное одноглазое солнце.
  • В серии комиксов Jurassic Park, выходивших в середине-конце девяностых на волне популярности фильма,[1] именно так обыграли первую встречу ГГ с динозаврами — то, что Алан Грант поначалу принял за дерево, внезапно начинает двигаться, оказавшись ногой скрытого зарослями брахиозавра (в фильме момент показан совсем по-другому).

Аниме и манга[править]

  • «Гуррен-Лаганн» — в буквальном смысле. Настоящую Луну запрятал в альтернативной вселенной местный Тёмный Властелин, а вместо неё была установлен гигантский боевой корабль «Кафедральная Терра», который по достижении людьми численности в один миллион человек должен был уничтожить Землю. Впоследствии настоящую Луну вытягивают и выводят на положенную ей орбиту, позволяя кораблю покинуть орбиту Земли без опасений вызвать тектонические нарушения ввиду резкой утери спутника планеты.
    • Город Теппелин выглядел как огромная висящая в воздухе воронка с прикрепленными к ней домами, но когда оные здания посыпались на землю, стало видно, что этот город — огромный ганмен.
    • Банька, в которую пригласили Гуррен-Дан. С кучей комнат, столовой, бассейном со стеной по принципу «мальчики — налево, девочки — направо». На самом деле — тоже большой ганмен.
  • «Инуяша» — огромная гора оказалась демоном по имени Гакусанджин.
  • «Надя: секрет Голубой воды» — Ведьмин остров оказался Красным ковчегом, величайшим достижением цивилизации атлантов.
  • Captain Harlock (2013) — горный хребет на Токаге, где персонажи вынуждены были работать, был местной чу-чундрой, которая их в итоге чуть не убила. С прикрученным фитильком: они изначально знали об этом (то-ли нужно было именно в этом месте, то-ли остальные варианты были еще хуже — не совсем понятно).
    • А в Harlock saga метеорит с торчащими из него костяными отростками является космическим кораблём Альбериха.
  • «11 глаз» — чёрная луна на небе — это врата в ад.

Видеоигры[править]

  • Golden Axe:
    • Первая часть, как бы даже не пародия на троп. Гигантская черепаха… Гигантский орёл (который к тому же много времени провёл на земле и в неподвижности, пока главные герои его не расколдовали)… Ну и мир, закачаешься.
    • В третьей части один из уровней целиком проходит на спине того самого орла, где приходится драться с толпами врагов. Возникает вопрос, откуда они все повылезали — в перьях прятались, что ли? (Комментарий от ветерана: а почему бы и нет… Князь Тьмы спокойно мог их всех телепортировать туда.)
  • Dead Space 3 — Луна, которая всю игру висит в небе — это, в полном соответствии с названием тропа, не луна, это чужеродное чудовище и финальный босс игры.
  • Lunar — на небе местного мира Земля вместо Луны, а действие происходит на Луне, на которую высшие силы перенесли земную жизнь, после магического катаклизма.
  • Beyond Good & Evil — героиню попросили сфотографировать двух монстриков. После того как она их сфоткает, окажется, что их «мордашки» на самом деле глаза огромного чудища.
  • Обстёбано в серии видеоигр Strider. Резиденция главного гада Мейо — космическая станция «Третья Луна» (первая — это столица Казахстана, вторая — обычная).
  • Mass Effect — спутник Плутона Харон на поверку оказался ретранслятором массы.
  • Stellaris — можно колонизировать планету, которая окажется древним яйцом гигантского космического дракона, который именно в этот момент решил вылупиться.
  • The Whispered World — после долгих поисков выясняется, что гигантская птица Калида вовсе не гнездится на острове. Она и есть этот остров.
  • Goodbye Deponia — главный херой, чтобы детишки из канализации прекратили за ним ходить, устраивает их спать в пасти гигантского монстра. Тот, правда, до этого решил стать вегетарианцем, но после того, как Руфус заворачивает их в тортильи вместо одеял, поливает подливой, да еще и включает кулинарную передачу по телевизору, можно видеть, что монстру все труднее и труднее сдерживаться.
  • Resident Evil: The Darkside Chronicles — ввалившееся через потолок нечто с глазами и щупальцами это всего лишь лапа (или что у него там) финального босса.
  • World of WarCraft:
    • Видите огромную черную тучу, которая прёт против ветра быстрее вертолётов? Это Смертокрыл летит…
    • А видите непонятный туман размером с Азерот, который медленно надвигается на планету? Так вот, в нем прячется сам Саргерас и в полный рост он ещё больше.
    • А те пандарены, что являются играбельными персонажами, обитают не в Пандарии, а на острове. Который на самом деле — гигантская разумная черепаха. Для самих-то пандаренов это новостью не было, а вот для выброшенных бурей на остров моряков Альянса и Орды…
  • Transformers (игра 2004 года) — корабль-авианосец, на котором проходит событие одного из уровней, на самом деле оказывается огромным десептиконом Тайдал Вейвом, который является боссом уровня.
  • Parasite Eve II — «Айя… это звезды?» Нет, деточка, это снаряды из орбитальной рельсовой пушки, которые сейчас разнесут это место.
  • Final Fantasy XIV — луна Даламуд на деле оказалась тюрьмой праймала Бахамута. И падение этой тюрьмы на землю с освобождением Бахамута ознаменовало конец 1.0 и начало A Realm Reborn.
  • Moons of Madness — спутники Марса Деймос и Фобос оказываются Спящими, парой чужеродных чудовищ, способных уничтожить Вселенную.
  • Borderlands 3 — троп играется с размахом: спутник Пандоры Элпис на самом деле — ключ к Великому Хранилищу (каковым Хранилищем является сама Пандора).
  • «Fear & Hunger 2: Termina» — древний бог луны Рхер выглядит именно как луна с четырьмя глазами и широкой лыбой. Висит в небе над городом является финальным боссом игры, по с овместительству – последним из живых Древних богов. Именно он и ответственен за фестиваль Термины в Прехевиле и происходящие там во время оно ужасы
  • «Чёрная книга» (2021) — сын лешего, пообещавший отвести Василису к своему спящему отцу, вместо этого привёл её к какой-то скале. …а потом Василиса заметила, что скала шевелится. …а потом «скала» открыла глаза.
  • Dredge (2023)
    • Если выйти в море ночью, то можно увидеть, как вдали в тумане проплывает кораблик, очень похожий очертаниями на лодку протагониста. А ведь в светлое время суток в здешних морях нет никаких судов, кроме нашего. На этом корабле горит свет, и на гудки игрока он отвечает точно таким же звуковым сигналом. Однако, подплывать к этому «коллеге по рыбацкому промыслу» поближе очень опасно, потому как на самом деле это гигантская рыба-удильщик, которая с радостью попробует вашу лодку на зуб.
    • Исследуя здешние острова, можно встретить т. н. Гудящие Камни — нагромождения больших чёрных глыб, покрытых непонятными письменами. Если подплыть к такому камню ночью, имея достаточно высокий уровень паники, и прикоснуться к нему рукой, то он покажет кошмарные видения, раскрывающие подробности здешнего сеттинга. Однако не все камни одинаково полезны! Как минимум один из них является гигантским чёрным крабом, лежащим на берегу и поджидающим таких вот исследователей. При приближении к нему краб оживёт и врежет по кораблю клешнями, после чего снова продолжит косплеить утёс.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — в линии Moon большая белая сфера в небе на самом деле не луна, а Земля (как в Lunar), после того, как она исчерпала всю свою жизненную энергию. События маршрута происходят на настоящей луне.

Настольные игры[править]

  • D&D, редакция 3.5 — Малболж, пятый слой нижнего плана Баатор, представляет собой равнину из живой плоти, с озерами желчи, лесами волос и костяными горами. Всё это — останки бывшей повелительницы слоя, графини ведьм Малагард.
    • Слой Бездны № 92, под названием Улгушек, является телом древнего существа из расы драеденов.
    • Вокруг второго слоя Геенны вращается крошечный (диаметром метров в 150) спутник, который называется Нимикри. Всю его площадь занимает город, через который проходят важные для Чамады торговые пути и в котором кипит жизнь. На самом же деле, Нимикри — гигантский мимик, широко изветсный за пределами D&D монстр, способный принимать различные безопасные, на первый взгляд, формы. Он полностью имитирует город и всех его жителей и производит из себя разнообразные товары, привлекательные для торговцев. Часть попавших на него существ мимик пожирает, а часть отпускает, чтобы торговый город был разрекламирован.
    • Неф — разумный демиплан[2], сформировавшийся в Эфире. По-детски наивен, но опасен — поглощает существ, знания которых ему интересны и убивает тех, кто пытается на него напасть. Может порождать частично автономные модули, которые отправляет на изучение Великого Колеса. Часть модулей автономна настолько, что их можно даже брать в качестве игрового персонажа.
    • А еще есть Аллабар, открывающий пути. Он космическим телом так и просто притворяется.
  • Нудмер. Город-ключ — Заглавный город построен на гигантском бывшем промышленном сегменте, который во время мировой гражданской завврушки айлур не смог эвакуироваться на орбиту. Впрочем, ещё не поздно. И при успешнвх действиях Барона процедура эвакуации таки будет завершена…
  • Darkest Dungeon — когда герои спускаются на нижние уровни Темнейшего, они оказываются… внутри гигантского нечто, для которого вся планета является всего лишь яйцом, из которого оно раньше или позже проклюнется…

Книги-игры[править]

  • Книга-игра Ольги Голотвиной «Вереница миров, или выводы из Закона Мерфи». Протагонист заходит в какую-то странную пещеру, со «сталактитами» и «сталагмитами». Запашок там — м-м-да-а… Можно устроиться там на ночлег, но лучше этого не делать. Потому как не пещера это. Оммаж «Звёздным войнам»?

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation: SCP-169, например, он же Левиафан. Колоссальных размеров ракообразное, покоящееся на дне океана. От 2 до 8 тыс. км, ничего так. Выступающие фрагменты его спины считались архипелагом.
    • Если заглянуть внутрь Кергеленского плато, становится ясно, что это огромная машина (лично Разбитый Бог, если что). Известен, как SCP-2510.
    • На этом фоне полукилометровая медуза SCP-1585 aka Остров Красной Королевы кажется лилипутом.
    • SCP-2362, который в оригинале так и называется — Not a planet. Данный номер был присвоен карликовой планете Плутон (вернее тому, что от нее осталось), которая на самом деле оказалась яйцом неизвестного исполинского космического чудовища. Причем «детеныш» из яйца вылупился относительно недавно — в 2006 году.
  • Local 58 — Луна на самом деле некое инфернальное чудовище на которое нельзя смотреть иначе разум будет порабощён.

Изобразительное искусство[править]

  • Часто встречается на картинах сюрреалистов. Например, много таких у Яцека Йерки: то пещера оказывается пастью монстра, то скала, на которой построен город оказывается огрызком яблока.

Реальная жизнь[править]

  • Некоторые виды растений (пример) развиваются вширь без какого-либо ограничения, кроме внешних условий, так что нормальный такой лесок из тысяч деревьев может оказаться, фактически, одним организмом, непосредственно объединённым сосудами корневой системы — началось-то с одного деревца, оное непрерывно разрасталось, неандертальцев застало, кстати, ну и вот разрослось с тех пор, повезло… Грибы умеют примерно так же — какие-нибудь невзрачные опята могут оказаться видимой частью организма возрастом в тысячи лет, размером в сотни метров и массой в десятки тонн. Так что под троп вполне подходит, разве что полностью пассивный мега-опёнок не пытается сопротивляться, когда грибник ходит по нему ногами и даже начинает резать его непосредственно перочинным ножичком.
  • Фонари для мотыльков. Их система навигации устроена так, что мотылёк должен видеть Луну под определённым углом и так они могут долго лететь в заданном направлении. Но если им попадается фонарь, такой способ навигации приводит к полёту по сходящейся спирали к горящему фонарю и сгоранию в пламени.
  • Постмодернистская игра с тропом — знаменитая картина Рене Магритта, где гиперреалистично нарисована курительная трубка, а над ней размашисто написано: «Это не трубка». Критикам, требовавшим исправить ложное, как им казалось, утверждение, художник невозмутимо говорил: «Тогда берите табак, набивайте и закуривайте». С изображением трубки это сделать по понятным причинам проблематично…

Примечания[править]

  1. Причём если первый комикс почти полностью воспроизводил сюжет оригинала, то все остальные стали по сути фанфиками, уйдя в совсем другую сторону, нежели вторая, третья и прочие части франшизы.
  2. Так же полуплан или карманное измерение. Как и обычные Планы, демипланы обладают собственными физическими и магическими законами, но конечны в размерах. Некоторые сами по себе формируются в Эфире, некоторые создаются божествами или крайне могущественными магами. Самый известный демиплан — Равенлофт.