Это не по-настоящему, мне всё можно

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
«

— Эх, Петька, Петька, — сказал Чапаев, — знавал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон — что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он не мог взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал среди цветов. Так вот, когда этого Цзе Чжуана арестовали в Монголии за саботаж, он на допросе так и сказал, что на самом деле он бабочка, которой всё это снится. Поскольку допрашивал его сам барон Юнгерн, а он человек с большим пониманием, следующий вопрос был о том, почему эта бабочка за коммунистов. А он сказал, что она вовсе не за коммунистов. Тогда его спросили, почему в таком случае бабочка занимается подрывной деятельностью. А он ответил, что всё, чем занимаются люди, настолько безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне. — И что с ним случилось? — Ничего. Поставили его к стенке и разбудили. — А он? Чапаев пожал плечами. — Дальше полетел, надо полагать.

»
— Виктор Пелевин, «Чапаев и Пустота»
«

«Мир, — учил он, — мое представление!» А когда ему в стул под сидение Сын булавку воткнул, Он вскричал: «Караул! Как ужасно мое представление!»

»
— Самуил Маршак, «Про одного философа», перевод с английской анонимной эпиграммы

В реальной жизни, имея дело с реальными людьми, этот персонаж, скорее всего, и мухи бы не обидел. Ну или может, всё-таки добивался бы своих целей, в том числе агрессивными методами, но при этом соблюдал бы определённые понятия и/или законы. Сейчас же, если посмотреть на него со стороны, он ведёт себя как натуральный маньяк — избивает случайных встречных, чтобы проверить, насколько он силён, насилует любую понравившуюся ему девушку, хватает и присваивает всё, что лежит без охраны… А когда немного войдёт в силу — тут уже и вовсе счёт убитым, обездоленным и замученным пойдёт на целые города.

Что случилось? Почему милый, порядочный и в общем-то вполне совестливый человек вдруг превратился в полное чудовище? А очень просто — он верит, что всё это не на самом деле. По его мнению, это всё происходит во сне. Или в наркотических глюках. Или в продвинутой виртуальной реальности. Или даже что мир вокруг реален, но вот люди вокруг — всего лишь куклы, дистанционно управляемые или хитро запрограммированные андроиды. В любом случае, когда они плачут, им на самом деле не больно, а значит нет никакого смысла их жалеть и вообще принимать во внимание их интересы. В крайнем случае можно бояться того, что за чрезмерную наглость ты можешь досрочно проснуться/выйти из игры. И то — если играешь в сингл, то скорее всего, игра не позволит тебе окончательного гейм-овера. А в мультиплеере — вокруг тебя такие же игроки, и убивая их, ты просто доказываешь, что у тебя лучший скилл. В этом случае они настоящие, но ничего необратимого с ними не случится.

Если такой персонаж вдруг обнаружит, что происходящее с ним было по-настоящему — он может совершить поворот направо и даже впасть в состояние «Боже мой, что же я наделал!». Но порой и наоборот — Ловушка невозвратных затрат не позволяет ему признать, что он натворил массу гадостей в реале, и он до последнего будет цепляться за доказательства, что это нереально, или начать убеждать себя и других, что так было надо.

Близкие тропы, иногда совмещающиеся:

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Игра Эндера» Орсона Скотт Карда. Дети на примере стратегической компьютерной игры учатся сражаться с жуккерами. Во время одного из тренировочных этапов заглавный герой в игре уничтожает планету жуккеров. Оказалось, действие происходило не в виртуальности, и он реально уничтожил расу жуккеров. Почти.
  • Адам Сыновец, рассказ «Игра». Аналогично предыдущему пункту, только Суил, военнослужащий комплекса противоракетной обороны, полагает, что просто играет в компьютерную игру. На самом деле центральный компьютер базы, получив сигнал, что дежурный уснул и не может отреагировать на приближающиеся к Земле космические корабли, передал управление на игровой автомат, за пультом которого сидел герой рассказа. В соответствии с логикой игры, герой первым атаковал противника… тем самым начав первую в истории космическую войну. Причём из всех причастных он единственный, по-видимому, осознал, какую ошибку совершил. Впрочем басня вышла немного неудачной: хоть первый выстрел и был сделан Суилом, вражеский флот был очень хорошо вооружен и долгое время пытался атаковать, а после уничтожения передовых разведывательных станций не остановился и не попытался установить связь (с чего, вообще-то, стоило бы начинать установление контакта), а выдвинул вперёд боевые корабли. Так что вывод главного героя о мирном характере миссии пришельцев мог быть и ошибочным.
  • Валерий Брюсов «Теперь, — когда я проснулся» — возможно, первопример в русскоязычной литературе. Герою рассказа нравится во сне пытать, мучить и убивать людей. И вот однажды он решил забавы ради во сне убить свою жену. Удовольствия ему это не доставило, он изо всех сил пытался проснуться и понял вдруг, что совершил убийство наяву…
  • Сергей Лукьяненко часто экспериментирует с этим тропом в разных формах:
    • «Звёздная Тень». Тень — сообщество вполне реальных планет, населённых вполне реальными людьми. Но специфика местных полубожественных технологий (никто не умирает насовсем, все воскреснут именно в тех мирах, которые в наибольшей мере соответствуют их сознательным и бессознательным желаниям) приводит к тому, что многие аборигены и некоторые гости Тени начинают относиться к своей жизни и поступкам в ней именно так: «Сашка! Давай! Хочешь, чтобы я тут всех положил, пока ты расшевелишься? Так я положу, не сомневайся! На вышках стоят лишь те, кому нравится там стоять!»
    • «Линия Грёз/Императоры иллюзий». На самом деле «Линия Грёз» не создаёт миры — в техническом описании проекта напрямую сказано, что она всего лишь сканирует бесконечный мультиверс и перемещает человека в ту вселенную, которая наилучшим образом соответствует его желаниям. Но есть множество намёков, что прошедшие по Линии будут вести себя в новых мирах соответствующим образом, именно потому, что считают всех вокруг порождениями своего воображения. Впоследствии выясняется, что и родная вселенная протагониста тоже является воплощением чьих-то фантазий, и персонажи тратят кучу времени и ресурсов, чтобы наказать злого демиурга. Между тем, они могли бы подумать пять минут и сообразить, что если бы он выбрал не этот мир, а соседний, для них бы ничего лучше в принципе не стало — их реальность осталась бы такой же гнусной, как и была, просто в неё не пришёл бы один довольно неприятный человек.
    • Лабиринт отражений — жёсткая инверсия. Неудачник в первой книге и Император в конце второй отказываются убивать игроков, хотя казалось бы, что тем сделается? Оживут на респауне и побегут стреляться дальше.
  • Станислав Лем любит троп не меньше:
    • Солярис — если «гости» не люди, и даже не инопланетяне, принявшие человеческий облик, а просто порождения наших собственных комплексов, значит с ними можно делать всё, что захочется… а хочется-то избавиться как можно скорее.
    • «Путешествие седьмое, или Как Трурля собственное совершенство к беде привело» — Экзилию-то было наплевать, правит ли он настоящим народом или всего лишь имитацией такового. А вот Трурль совершенно был уверен, что создаёт лишь симулятор королевства, потому и не колебался, отдавая его в руки тирана…
  • Фредерик Браун, рассказ «Ничего не случилось». С оговорками: мир-то реальный, но главный герой, столкнувшись с кое-какими феноменами, сделал совершенно правильный вывод, что как минимум большая часть окружающих его людей на самом деле не реальны, а порождены его воображением. И если кого-то из них убить, то он просто бесследно исчезнет вместе со всеми фактами и воспоминаниями других иллюзорных людей, указывающими, что такой человек вообще существовал. К сожалению для главного героя, оказалось, что реален не только он сам. А еще, что статус «реального» можно и утратить.
  • Степан Вартанов, «Смерть взаймы». Когда виртуальная фэнтези-реальность Мира Кристалла неожиданно ожила, превратившись в реальный мир, местные с большим удовольствием оттянулись на «демонах» — земных пользователях, внезапно утративших своё бессмертие. И во многих случаях вполне было за что — может и не все вели себя как конченые мерзавцы, но многие, а виртуальных врагов себе успели нажить почти все…
  • Джон Макдональд, «Вино грёз». Почти кодификатор. Когда роман писался, термина «виртуальная реальность» ещё не было, поэтому Наблюдатели называют свои кабинки, где можно немножко пожить чьей-то другой жизнью, «машиной грёз». На самом деле — это технология, предназначенная для космических патрульных, позволяющая временно перенести свой разум в тело человека на другой планете. И с точки зрения жителей этих планет — всё выглядит как самая натуральная одержимость демонами. Хотя полной вседозволенности там всё же нет, Наблюдатели придерживаются определённых правил даже в грёзах… вот только эти правила, настоящий смысл которых деградировавшими потомками патрульных давно забыт, во-первых, позволяют им развлекаться в достаточно широком спектре поступков, включая убийства и самоубийства (а что им будет? Ну умрёт временное тело, Наблюдатель просто проснётся и пойдёт по своим делам) а во-вторых, требуют блокировать техническое и социальное развитие на подопечных планетах
  • Стивен Р. Дональдсон, «Хроники Томаса Ковенанта» — в нашем мире прокажённого Томаса сбило машиной, и он очнулся в фэнтезийном мире. Там его встретила и подлечила странствующая целительница. Томас думал, что он лежит в коме, и это всё галлюцинации; поэтому, неожиданно оказавшись здоровым и полным сил, он первым делом схватил и изнасиловал эту целительницу. (Потом, разобравшись, он сильно раскаивался и всячески пытался искупить свою вину).
  • Джеймс Шмиц, «Ведьмы Карреса». Ватчи, энергетические существа из иной вселенной, обладают в нашей почти невообразимым могуществом, и считают свои приключения здесь — сновидениями. Они редко целенаправленно на кого-то нападают, но развлекаясь в сновидениях из-за своей силы могут напакостить немало… пока не наткнутся на достаточно сильного паранорма, способного управлять энергией клатха. «ЧУДОВИЩЕ! — причитал ватч дрожащим голосом, в котором, правда, еще звучали отголоски былой мощи. — ОТПУСТИ МЕНЯ! АХ, КАКОЙ УЖАСНЫЙ СОН! РАЗБУДИ МЕНЯ!»

Сетевая[править]

  • Worm — способность суперзлодея Выверта — разделять реальность на две ветки, которые отличаются тем, что он принял в них разные решения (например, в одной остаться дома, в другой пойти погулять). Впоследствии одну из реальностей по его выбору необходимо «сбросить». В основном Выверт использует эту силу, чтобы «предсказывать будущее», но также у него есть хобби — пытать и насиловать людей в тупиковых ветках. Не то чтобы он был добрым и хорошим человеком в основной хронолинии, но гораздо более осторожным — определённо.

Кино[править]

  • Матрица — инверсия. Повстанцы отлично знают, что хотя мир вокруг виртуален, противостоят им настоящие живые люди, спящие в капсулах, и что виртуальная смерть влечёт за собой реальную. Тем не менее, они совершенно без колебаний пачками укладывают спецназ, полицейских и иных вражеских солдат.
  • Тринадцатый этаж — ты точно знаешь, что всё вокруг — виртуальная реальность. Ещё бы, ты сам принимал участие в её создании! Коли так, что по отношению к электронным болванчикам можно поступать как угодно, верно? Тогда как ты сам — совершенно реален… А для психопата-Дэвида, обладающего наклонностями серийного убийцы, виртуальная реальность — идеальная среда для их реализации.
  • «Волшебная лампа Алладина» — якобы сон халифа и придворных о свадьбе принцессы с бедняком.
  • Нолановское «Внедрение» — во сне действительно можно творить всё, что угодно, создавать парадоксальную архитектуру и менять само пространство и время, о чем больше изменений вносит архитектор, тем активнее на него агрятся проекции подсознания объекта — человека, который создаёт и поддерживает сон.

Телесериалы[править]

  • Мир Дикого Запада — большинство посетителей парка ведёт себя с андроидами-хостами самым мерзким образом. А что такого, это же всего лишь спектакль… Поначалу — да, был…
  • Чёрное зеркало — вот это поворот первого эпизода четвёртого сезона, U.S.S. Callister: космический корабль оказывается вирутальной реальностью, создатель которой всячески издевается над виртуальными копиями коллег.
  • Отбросы — игроман Тим. После грозы стал видеть реальный мир как компьютерную игру типа GTA. Успел перестрелять кучу народу, в том числе убил Суперхуди.

Мультсериалы[править]

  • Самурай Джек — на протяжении всего сериала протагонист сражается с роботами, служащими демону Аку. В пятом сезоне он убивает несколько девушек-ниндзя, будучи уверенным, что они роботы. Но они истекают кровью. Поняв, что он убил живых людей, заглавный герой впадает в ГЭС. Из девушек-ниндзя выжила только одна и стала его любовным интересом.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Skeleton Knight in Another World — главный герой однажды заснул за монитором, играя в MMORPG, и попал в мир, очень похожий на его игру. Но он почти не сомневался в реальности этого мира. А вот главный злодей, как выяснилось, тоже попал в этот мир из игры — но из другого мира, более технологически развитого. В его случае игра была в виртуальной реальности, и он до самого конца так и не понял, что мир вокруг настоящий. А раз это всё игра, то почему бы и не поднимать армии нежити и не убивать местных жителей тысячами: они же всё равно NPC.
  • Восхождение героя щита — Герои Копья, Меча и Лука убеждены, что попали в игру. Не в смысле, что они буквально находятся в виртуальности, а в том, что они попали в мир, который во всём и полностью следует правилам знакомых им игр. Включая и то, что умереть там окончательно нельзя. Многие персонажи Авангарда Волн разделяют то же заблуждение.
  • Этот герой неуязвим, но очень осторожен – в Искаженном Гербранде Сейя ведет себя именно так до тех пор пока Листарта до него не достучалась. Отдать город на растерзание демонам ради союза? Не вопрос. Наложить на все ополчение смертельное заклятье, чтобы собрать статистику о враге? А чё такого, когда я спасу мир они все равно воскреснут.

Видеоигры[править]

  • Собственно, все игры, как таковые. Игроки, устраивающие резню NPC перед уходом из локации, если за них дают опыт, да и просто «повеселиться», скажем, выпустив толпу нежити на улицы города встречаются далеко не в единичном экземпляре. Благо, всегда доступна магия save/load. Неудивительно, что некоторые игры даже играют с этой возможностью.
    • Особое место тут занимают игры-песочницы, в которых для достижения результата иногда приходится идти на крайне сомнительные с точки зрения реальности методы. Тот же Crusader Kings II быстро превращает наивного мечтателя в циничного прагматика-макиавеллиста.
  • Fallout 3 — доктор Станислас Брон, погрузивший себя и всех соседей по экспериментальному убежищу в моделируемую им виртуальную реальность, окончательно поехал крышей и превратился в отмороженного садиста именно потому, что хотя мучил он людей вполне по-настоящему, их после смерти всегда можно было перезагрузить в другой модели реальности.
  • UNepic — оказавшись в фэнтезийном замке и решив, что находится под наркотой, главный герой-попаданец объявляет, что, раз уж это глюки, то делать он будет всё, что заблагорассудится. А потом выясняется, что и замок, и его обитатели настоящие, а хозяин замка специально натравил на протагониста всякую нечисть, чтобы тот прокачался и в обмен на помощь в разгроме армии вторгающихся в замок эльфов отправляет его домой

Реальная жизнь[править]

  • Поведение некоторых людей в онлайн-играх. Да и просто в интернете.
« Это ты только на улице такой крутой! Вот давай в интернете встретимся я на тебя посмотрю кто ты такой! »
— башорг
  • Военные учения. Просто военные учения. Особенно такое поведение характерно для тех, кого назначили командовать условным противником, который по замыслу учений должен проиграть. Терять нечего (буквально — все потери условны), что порой побуждает их идти на такие шаги, на которые ни один здравомысленный командир в реальных условиях никогда не пойдёт: или слишком рискованно, или неизбежны чудовищные потери.
    • Совместные англо-американские манёвры в западной части Индийского океана в 1981 году. Британский адмирал Вудвард прошёл сквозь все защитные периметры американской АУГ и условно потопил авианосец Coral Sea ценой… гибели всех четырёх кораблей своей эскадры, включая собственный флагман (с которого и наносился условный удар).
    • Учения «Вызов тысячелетия 2002», имитировавшие нападение США на Курак. Генерал с говорящей фамилией Ван Рипер, игравший за куракцев, вопреки плану учений одержал победу благодаря стратегии массированного использования камикадзе. А ещё потому, что ему поставили максимально благоприятные условия, а противнику наоборот (например ввести авианосцы в Персидский залив). Многолетние анархисты люто обожают эти все я, так как считают подтверждением чего угодно.