Это часть представления

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья All Part of the Show. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Древний разрушитель миров пробудился и начал убивать участников группы? Да что вы, это лучший метал-концерт в мире!

Дирижёр взмахами своей палочки задаёт ритм оркестру, оркестр беспрекословно подчиняется, создавая из нот музыку, актёры на сцене уже в который раз проживают жизни своих героев, а за кулисами суетятся светотехники и механики, следя за тем, чтобы всё прошло идеально. И над всем этим наблюдает толпа зрителей, усевшихся на комфортных креслах и наслаждающихся представлением. Кажется, что это ещё один день из жизни театра… до тех пор пока что-то начинает идти не так, как задумывалось.

А произойти может что угодно — в представление случайно вклиниваются какие-то посторонние люди и своими выходками превращают трагедию в комедию, или на сцену врываются непонятные вооружённые люди и расстреливают актёров, или вообще прямо перед глазами изумлённой публики открывается портал в другой мир и начинается вторжение инородных (и чаще всего враждебно настроенных) сил.

В этот момент на мгновение в зале царит неловкое молчание. Пока большая часть свидетелей сего зрелища недоумённо смотрит на сцену, пытаясь понять, что же только что произошло, как где-то неподалёку слышится воодушевлённый крик «Какие отличные спецэффекты! Какая выразительная игра актёров! Какое отличное шоу!». И тут весь зал взрывается бурными овациями, ведь шокированные зрители отчаянно пытаются уверить себя в том, что это — часть представления.

В зависимости от жанра произведения дальнейшие события могут развернуться следующим образом:

  • Если произведение комедийно-авантюрного характера, то виновникам сорванного представления либо удаётся выйти сухими из воды, либо их ловят работники заведения и отправляют на поучительно-объяснительные мероприятия.
  • Если произведение мрачного характера, то обычно до публики рано или поздно доходит, что всё это происходит в действительности, а потом начинается паника с последующей бойней.

Стоит отметить, что под словом «представление» не всегда подразумевается театральный спектакль или опера. Это может быть и концерт, и киносеанс, и дискотека, и экстремальное шоу — главное, чтобы любую непредвиденную ситуацию можно было списать на сценарий шоу и передовые спецэффекты. Также имеется вариант «это часть киносъёмок», где несчастные случаи во время съёмок фильма сначала воспринимаются как «отличная игра и постановка».

Противоположный вариант — Чересчур вовлечённый зритель, когда герой принимает за чистую монету то, что на самом деле является частью постановки.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Различные театральные байки о том, как актёры выкручивались из затруднительных положений прямо на сцене. Например, актёр, игравший главную роль в «Мнимом больном» Мольера, по ходу пьесы жалобно приговаривал что-нибудь вроде: «Вот и голова болит, и живот болит…» В один прекрасный момент у него отвалился накладной нос. Актер не растерялся и начал плакаться, не выходя из образа: «Вот и нос болит…»
«

— Я требую, чтобы жемчужное ожерелье, которое я буду носить в первом действии спектакля, было настоящим! — заявила в лицо режиссеру капризная актриса. — Все будет настоящим, моя дорогая, — невозмутимо ответил он. — И ожерелье в первом действии, и яд в последнем.

»
— Анекдот

Литература и театр[править]

  • Жюль Верн, «Цезарь Каскебель». Главный герой просит реальных преступников изобразить разбойников на сцене (делая вид, что не знает, что они преступники), и в процессе приводит жандармов на спектакль (настоящих, разумеется).
  • Михаил Зощенко, «Актёр» — у главного героя, актёра, во время спектакля вытащили из кармана ценные вещи. Отчаянные крики о помощи были приняты и публикой, и режиссёром за мастерское вживание в роль.
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — оторванная голова конферансье и прочие непотребства.
  • А. Н. Толстой, «Буратино» — юмористическая квинтэссенция тропа. Сначала куклам-артистам пришлось играть пьесу без заглавной героини на сплошной импровизации, а потом деревянный трикстер вмешался и окончательно порушил изначальный замысел дипломированного продюсера доктора кукольных наук. Восторженные зрители считали, что так всё и задумано, пока синьор начальник не вышел на сцену и не прекратил отсебятину.
  • Г. К. Честертон, детективный рассказ «Летучие звёзды» — построено на этом. Подсветка: спектакль и был затеян именно для того, чтобы преступник мог выдать появившегося полицейского за актёра, обезвредить у всех на виду и скрыться.
    • А в классической английской комедии Томаса Мидлтона «Безумный мир, господа!», к которой тут отсылка — ещё и выиграть время, пока зритель будет наслаждаться «игрой» связанного и пытающегося освободиться констебля.
  • Агата Кристи, «Лебединая песнь» — зрители на постановке оперы «Тоска» и не подозревают, что между исполнительницей роли Тоски и исполнителем роли Скарпиа лежит давнее предательство, схожее с коллизиями оперы… в общем, удар кинжалом тоже будет настоящим, под восхищенные аплодисменты публики.
  • Джеймс Крюс, «Мой прадедушка, герои и я» — клоун на горящем корабле держал внимание публики до тех пор, пока не подоспела подмога.
  • Туве Янссон, «Опасное лето» — хемуль-полицейский, пытаясь арестовать Снусмумрика, забирается на сцену театра, на которой идёт представление, и зрители принимают его за ещё одного персонажа пьесы.
    • Собственно, представление к тому моменту уже не идёт — оно прервалось парой минут раньше, когда среди зрителей объявился Муми-тролль, и теперь все, забыв о пьесе, радуются, что он нашёлся. Но зрители не просто принимают это за часть представления, а даже радуются, что сюжет наконец-то стал понятным: про кого-то, кто потерялся, а теперь вернулся домой.
  • Эдуард Успенский (какая книга?) — девочка Галя заболела, и в спектакле «Красная Шапочка» главную роль пришлось играть… крокодилу Гене. Спектакль получился очень странный и целиком импровизированный, но дети были в восторге.
  • Руджеро Леонкавалло, «Паяцы». Всё второе действие построено на том, что конфликт в фарсе, который представляет бродячая труппа, повторяет конфликт между актёрами.
  • Л. Петрушевская, «Белые чайники». В начале спектакля над сценой завис в воздухе белый чайник волшебницы, жившей в театре, и зрители захлопали этому чайнику, потому, что подумали, что это интересное начало представления.
  • «Последний Дозор» Лукьяненко — в аттракционе «туннель ужаса» Лера принимает охи-вздохи своего несостоявшегося жениха (выпиваемого в этот момент вампиром) на счёт своего завуалированного предложения пожениться.
  • В. Короткевич, «Христос приземлился в Городне» — а тут уже инверсия: темные крестьяне, в жизни не видевшие ничего сложнее Батлейки (народного кукольного театра), всерьез возмущаются трактовкой табором Братчика классической мистерии «Распятие Христа».
  • 87th Precinct — в романе «Злопастный Брандашмыг» восходящую звезду похищают прямо во время представления. Поскольку в это время девушка на сцене «борется» с парнем, изображающим Брандашмыга, появление ещё двух вооруженных типов в масках не вызывает удивления у публики.
  • «Лучше подавать холодным» — постановочную дуэль (воссоздание дуэли Логена Девятипалого и Фенриса Ужасного) между Трясучкой и Седоволосым, которая неожиданно переросла в настоящий бой, восхищённые зрители до последнего считают мастерски сделанным представлением. Зрители ещё удивляются: «Как реалистично! Обязательно найму этих ребят дочери на свадьбу! И как они это делают?». Даже сообщник парочки, наёмник Коска, не сразу понимает, что происходит.
  • Андрей Белянин:
    • «Меч без имени» — постановочный бой ввязавшегося в действо на сцене прибалтийского фестиваля безработного художника Андрея с группой ролевиков незаметно для зрителей перешёл в самый настоящий!
    • «Тайный сыск царя Гороха» — зрители, включая и главного героя-милиционера, с восторгом наблюдают за гвоздём представления: исчезновением девушки из волшебного ящика. Вот только ящик и в самом деле волшебный, и представления проводятся именно для того, чтобы похищать девушек.
  • Ольга Голотвина, «Представление для богов». По ходу пьесы «Верность Эсталины» героиню должны подвергнуть пыткам. Игра актрисы была потрясающей, вопли прикрученной к скамье Эсталины заставляли зрителей вздрагивать и покрываться холодным потом. А всё потому, что играл девушку парень, незадолго до того отбивший у другого актёра — «палача» — подружку. Тот и не упустил случая поквитаться.
  • Евгений Бенилов, «Тысяча девятьсот восемьдесят пятый» — протагонист, сбежавший при перевозке между тюрьмами, в качестве одежды имеет только зэковский бушлат. По пути его подбирает грузовик, водитель которого уверен, что это артист, присланный из райцентра для игры в сельском клубе. Проблема только в том, что в патриотической пьесе мента играет настоящий мент. К счастью, в одной из сцен шпион вырубает милиционера и переодевается в его униформу. Надо ли уточнять, что протагонист «играет» эту сцену так, что поверил бы сам Станиславский?
  • Евгений Лукин:
    • «Что наша жизнь?» — когда бывалого ролевика просят убить дракона, он идёт и убивает дракона. А то, что это ходоки из параллельной вселенной и дракон настоящий — то дело девятое…
      • А под конец всё действительно оказалось ролевой игрой, а «Василиска-зверь» действительно оказался четырьмя ролевиками с прорвой хитов. «Узрел я тебя… бери меч за кончик и ступай в страну мёртвых. — А вот хрен там, я Иван Царевич, мне окаменеть на роду не написано!».
    • «Педагогическая поэма второго порядка» — начинается с ознакомления читателя с «ролевой игрой второго порядка», когда игроки продолжают отыгрывать роль и при вмешательстве случайных людей.
  • Андрей Ильин, «Контора» — в одном из романов агенту надо было разжиться комплектом одежды; он на пляже взял себе чью-то одежду и ушёл, по-заговорщицки подмигивая и улыбаясь окружающим (а если бы уносил с хмурым и серьёзным видом, все догадались бы, что у них на глазах происходит банальная кража).
    • Юрий Никулин в своих мемуарах описывает совершённую по такому же сценарию в читальне библиотеки кражу пиджака, причём владелец сидел на стуле, на спинке которого висел пиджак. «Все видели жулика и улыбались. А в кармане пиджака, оказывается, лежала стипендия».
  • Энн Райс, «Вампирские хроники» — педаль в пол в эпизоде в парижском «Театре вампиров» (именно то, что написано на упаковке) — актрису прямо на сцене выпивает настоящий вомпэр.
  • Терри Пратчетт, «Маскарад» — ведьмы устраивают на сцене анк-морпоркской оперы такое шоу внутри шоу, что истинный смысл происходящего не доходит не только до зрителей, но и до большинства участников.
    • Матушка Ветровоск во время первого посещения театра так громко и бесцеремонно комментировала происходящее на сцене, что зрители однозначно сочли её демарш частью шоу. У актёров, естественно, было на этот счёт несколько иное мнение…

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна — митрополит Филипп убеждает царя прекратить репрессии и упразднить опричнину прямо во время театрализованной части предрождественской утрени — «пещного действа», да ещё и проводит, пользуясь моментом, очевидные даже для перепуганных подростков-певчих параллели: «Как Навуходоносор, жжёшь, Иван, ближних своих огнем. Но и к ним снизойдет ангел с мечом и выведет их из темницы!» Неудивительно, что маленький царевич Димитрий принял этот разговор за часть литургической драмы и, когда царь повысил голос на святителя, со смехом громко спросил: «Мамка, это грозный царь языческий?»
  • «Старик Хоттабыч». Когда джинн, одетый как советский пенсионер (ещё и в канотье), начал в цирке прямо во время представления громко критиковать иллюзиониста Сидорелли, а потом и стараться его превзойти (джинну это было нетрудно) — многие подумали, что это клоун-иллюзионист-«подсадка», работающий поначалу под «недовольного зрителя». Как минимум поначалу раздались не возгласы возмущения, а сердечный зрительский смех.
  • Фильмы Гайдая:
    • «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»: часть фильма заглавный герой думает, что принимает участие в традиционном обряде похищения невесты. Его уверили, что «это только красивый обычай» и что «невеста сама мечтает, чтобы её украли». Ах, если бы!..
    • «Двенадцать стульев» — во время спектакля Кису Воробьянинова толпа актёров нечаянно заносит на сцену. Один из зрителей (завзятый театрал, возможно даже критик) мало того что думает, что так и надо, так ещё и начинает искать в этом скрытый смысл постановки.
      • Строго говоря, в книге было подсвечено, что постановка предельно новаторская, в духе Мейерхольда. Но в книге это была гоголевская «Женитьба»[1]. Женихи были очень смешны — в особенности Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковороде. На моряке была мачта с парусом. Так что на СПГС старается спровоцировать сам режиссёр-постановщик.
    • «Иван Васильевич меняет профессию» — когда в перебранку Зины и Якина с патетической речью встревает Иван Грозный, режиссёр наивно полагает, что идёт репетиция, и пытается угадать, кто же из актёров скрывается под гримом царя.
    • «Бриллиантовая рука»: сцена в финале, где Никулина ударяет по шее крюк крана — реальный несчастный случай, во время которого актёр получил серьёзную травму!
  • «Штрафной удар» — по сюжету незадачливый директор аграрного предприятия привозит на областную спартакиаду вместо своих работников настоящих спортсменов, но впопыхах путает виды спорта. В результате в фигурном катании выступает гимнаст, который никогда не катался на коньках. Впрочем, его потуги не смущают ни зрителей, ни стадионного комментатора (неизвестно, впрочем, что думало жюри). Вернее, поначалу смущают, но комментатор быстро находит происходящему объяснение: тот решил показать «оригинальную программу», мастерски изобразив новичка на льду.
  • «Зелёный фургон» (1983) — главгад Червень подменил холостой патрон в пистолете артиста, игравшего Евгения в опере «Евгений Онегин», на боевой. Таким образом, сам не подозревая, во время театральной дуэли тот убил исполнителя роли Ленского, который посмел высказаться против эмиграции. Естественно, когда тот упал, никто из зрителей не заподозрил неладного, и убийство некоторое время оставалось незамеченным.
    • По другой версии, Червень сам снайперски выстрелил из ложи, а не совершил убийство чужими руками.

Зарубежные фильмы[править]

  • Педаль в магму давит «Крик-2». В кинотеатре во время фильма ужасов девушку убивают на глазах у всех зрителей. Те в полном восторге, уверенные, что это тоже представление.
    • Чёрноюморной зигзаг в фильме «Scream XXX: A Porn Parody». Это порнопародия на «Крик», сюжетом которой является… съёмка порнопародии на фильм «Крик». И когда в ход съёмок вмешивается маньяк, персонажи не могут понять: где реальная опасность, а где «часть представления».
  • «Двенадцать стульев» Мела Брукса (1970) — Ипполит Воробьянинов, которого Кисой там никто не называл, отбирает стул у канатоходца прямо во время представления, взойдя на канат, а затем спокойно оттуда удалившись. Зрители цирка были довольны.
  • «Полицейская академия-5: Операция „Майами-бич“» — выкраденный террористами Лассард до самого финала уверен, что участвует в постановке.
  • «Солдаты неудачи» — попавший в плен к вьетнамским наркоторговцам актёр уверен, что всё идёт по сценарию… Даже когда наркоторговцы начинают его пытать, он уверен, что это просто статисты в процессе съёмки слишком вжились в роли.
  • «Рипо! Генетическая опера» — Смерть Слепой Мэг.
    • Как и во время какого представления она умерла?
  • «Джокер» — когда у главного героя, работающего клоуном и выступающего в детской больнице, во время выступления из-под одежды выпадает на пол пистолет, он пытается сделать вид, что это часть представления, а пистолет — реквизит. Но его босс ему не поверил…
  • «Терминатор 3» — появившийся с настоящем времени T-850 (естественно, без одежды), заходит в ближайшее здание и требует от подходящего по телосложению мужчины отдать ему одежду. Вот только это был вечер мужского стриптиза, поэтому мужчина (стриптизёр) предложил ему дождаться своей очереди выступать, а когда робот применил силу, аудитория аплодировала.
  • «Мистер Бин на отдыхе» — на премьере фильма одного самовлюблённого режиссёра (который там же и продюсер, и исполнитель главной роли) мистер Бин пробрался к проектору и начал подменять видеоряд фильма записями со своей камеры. Зрители, которые до этого засыпали от скуки, оценили такое разнообразие сцен в фильме (очень кстати соответствующее унылым философствованиям протагониста на фоне), благодаря чему премьера выдалась как нельзя успешной.
  • «В поисках галактики»: командный отсек звездолёта «Протектор» из популярного в своё время НФ-сериала «В поисках галактики» совершает экстренную посадку прямо в здании конвента, посвящённому сериалу «В поисках галактики». Оттуда начинают по одному выходят актёры, ранее сыгравшие главные роли в этом же сериале, а потом ещё главный герой эффектно дезинтегрировал главного антагониста, приводя фанатов в экстаз таким эффектным шоу.
    • К слову, сам главный герой фильма тоже сначала принял настоящий звездолёт за отлично сделанную декорацию. Справедливости ради: у него было похмелье.
  • «Зачарованная» — на балу Жизель съела отравленное яблоко и упала без чувств, и теперь её спасёт только поцелуй истинной любви. Другие участники бала воспринимают происходящее как часть какого-то шоу, а тут ещё злодейка Нарисса со словами вроде: «Хотите шоу? Я вам устрою шоу!» — превращается в дракона.
  • «Интервью с вампиром»: труппа вампиров французского Театра вампиров (Théâtre des Vampires) на своих представлениях убивают людей по-настоящему, однако зрители этому искренне не верят.
    • Как раз таки наоборот, зрители прекрасно отличают предоставления от реального снаффа. Потому что все они — «вампиры, которые изображают людей, которые изображают вампиров».
  • «Мулен Руж» (2001) — в принципе, весь сюжет преподносится внутримировой публике как запланированный спектакль, хотя смены сценария и неожиданные ситуации возникают прямо на ходу по причине реальных проблем его участников.
    • В начале фильма Сатин внезапно задыхается на финальной ноте и, теряя сознание, срывается с качелей вниз. Труппа её подхватывает, зрители недоумённо молчат… и тут шеф кабаре Гарольд Зидлер начинает громко аплодировать, восторгаясь великолепной игрой своей лучшей актрисы и раскручивая зрителей на бурные овации. Незапланированный трюк всем теперь кажется частью представления, но сама труппа знает, что Сатин на самом деле неизлечимо больна…
    • Финальное выяснение отношений прямо во время премьеры новой пьесы. Зрители восхищены сильными эмоциями влюблённых персонажей, не подозревая, что всё это происходит взаправду и что премьера до последнего висит на волоске. Опять-таки, сильно помогает Зидлер, который хоть и шокирован, но импровизирует на ходу, быстро сориентировавшись в запасном сценарии.
  • «Ведьмина гора»: когда биоробот Сайфон приходит в клуб, где проводится конкурс на лучший костюм инопланетянина, все дружно начали ему аплодировать — настолько реалистично выглядел его «костюм».
  • «Не упускай из вида»: кульминация сюжета происходит во время представления в гей-театре. Разгром героем Пьера Ришара декораций, в которых спрятаны ценные документы, тщетные попытки режиссёра выставить его за кулисы, схватка с главным преступником (который прямо посреди сцены на полном серьёзе пытается протагониста убить) — весь этот ураган публика воспринимает как часть спектакля. И встречает куда более благосклонно, чем унылое изначальное представление!
  • Упомянуть Пьера Ришара, и забыть про в точности подходящий под ситуацию, классический «Укол зонтиком» — это просто моветон, мсье! Практически весь фильм отыгрывается этот троп, причем в режиме педаль в пол.
  • «Андерграунд»/«Подполье» Эмира Кустурицы — инверсия: когда Чёрный с сыном выбираются из подполья, они попадают на съёмочную площадку фильма про деятельность Чёрного на войне, воспринимают увиденное как настоящие военные действия, и Чёрный убивает актёра, играющего немецкого офицера.
  • «Солнце, сено и пара пощечин» — когда в деревню приезжает съемочная группа какой-то передачи и начинает фиксировать на камеру свадьбу, появляется Габина Тейфарова и дает Беде пощечину. Мероприятие превращается в массовую драку. Ведущая комментирует: «Убедитесь, дорогие зрители: вот так и проходит настоящая южнобогемская свадьба».
  • В «Дежа вю» (1989) главный герой — киллер Джонни Поллак — аналогичным образом убивает заказанного мафией тенора, поющего Каварадосси в «Тоске». Он сидит в ложе и стреляет из бесшумной винтовки одновременно с расстрельным отрядом. Жертва падает, зрители утирают слёзы и восхищаются натуральностью игры, киллер прячет винтовку в зонтик и уходит.
  • «Очень страшное кино» — на конкурсе красоты настало время демонстрации талантов. Баффи объявила, что сейчас исполнит драматический отрывок, и вдруг увидела, что на галёрке маньяк убивает её парня Грэга. Естественно, все приняли её стенания в духе: «Чего же вы стоите! Да помогите же ему!» за тот самый драматический отрывок. В итоге Грэг погиб, но зато Баффи заняла первое место.
  • «Кровососущие уроды» — Хозяин театра Сарду и его ассистент Ральфус устраивают сумасшедшие шоу: истязают на сцене голых девиц. Зрители в восторге от спецэффектов и даже не догадываются, что пытки и убийства на сцене настоящие.
  • «Меня зовут Брюс» — привыкший к съемкам в дурацких дешевых фильмах ужасов, Брюс Кэмпбелл до последнего уверен, что участвует в съемках очередного такого же фильма. Пока не начинается лютый трындец.
  • «Час пик 3» — представление Женевьевы было в стиле мафии 30-х годов в США, поэтому никто из зрителей не удивился, когда настоящие мафиози повскакивали со своих мест, чтобы расстрелять главную танцовщицу прямо на сцене. К счастью, вовремя появившиеся Ли и Картер не без помощи смекалки смогли спасти ее.
  • «Никки, дьявол-младший» — сцена с баскетболом. Негритянская пара уверяет малолетнего сына, что всё, что произойдёт на поле — это часть шоу. Поединок Никки с братом только убеждает: «Это шоу с каждым годом всё лучше!»
  • «Escape Room» («Клаустрофобы»). Один из персонажей — большой любитель всех этих квестов в реальности. Уже когда остальные почуяли неладное, он до последнего уверен, что творящиеся вокруг жуткие вещи — это часть квеста, восхищается спецэффектами, вполне успешно убеждает остальных не волноваться и в итоге погибает первым.
  • «Голем» (2016) — из-за того, что страховку «забыли» закрепить, Авелина повесилась по-настоящему на глазах изумлённой публики. Но, так как актёры ничем не выдали, что произошло нечто страшное, зрители быстро пришли в себя и спокойно продолжили смотреть постановку.
  • «Мальчик, который рассказывал об оборотне» — почти окончательно превратившуюся в зверя главную героиню пытается отвести в замок её отец. Полнолуние выпало на хэллоуиноподобный местный фестиваль, и все только нахваливают безупречный костюм девушки.
  • «Манекен в движении» — с Джесси снимают заколдованное ожерелье, превращая девушку из статуи вновь в человека. Это происходит на сцене, во время представления на средневековую тематику.
  • «Моя жена гангстер» — когда представители конкурирующей банды попытались сорвать свадьбу главной героини, а подчинённые Ча Юн-Джин начали драку с незваными гостями, ведущий церемонии не растерялся и заявил, что это представление с участием мастеров боевых искусств.
  • «Бёрдмен» — главный герой во время предпоказа своей пьесы вышел на улицу покурить, дверь захлопнулась, прищемив край его халата, и он вынужден был идти по улице вокруг здания театра в одних трусах и в таком виде вошёл на сцену через зрительный зал? Конечно, это часть представления! Главный герой слетел с катушек и в сцене самоубийства своего персонажа вышел на сцену не с бутафорским, а с настоящим пистолетом и на сцене выстрелил себе в голову по-настоящему (но выжил)? Конечно, это часть представления! Это даже больше — это новое слово в театральном искусстве!
  • «Ограбление по Фрейду» — намеренное использование тропа. Похищение картины Уорхолла прямо на глазах у посетителей выставки грабители выдают за перформанс. И даже благодарят всех присутствующих за участие: «Это были наши общие пятнадцать минут славы!».
  • «З/Л/О 85» (2023) — новелла «TKNOGD». Выступление актрисы Ады Лавлейс закончилось тем что на неё напал монстр, живущий в виртуальной реальности и невидимый в реальном мире. После того, как с жестоко истерзанного тела актрисы сняли VR-шлем (вместе с частью лица и черепной коробки), зрители начали аплодировать. То ли они решили, что это просто спецэффекты, то ли именно за таким «шоу» и пришли в театр.
  • Три икса — в начале 1-го фильма снайпер-наёмник главгада застрелил американского шпиона, пытавшегося сбежать через концертный зал, и тот замертво падает. Вот только толпа фанатов, разогретая тяжёлыми рок-запилами местных рокеров, подхватила того и потащила на руках как самого дерзкого фаната. И похоже, до них не сразу дошло, что на концерте убили человека.
  • «Лепрекон 3: Приключения в Лас-Вегасе» — иллюзионист-неудачник Фазио Великий пожелал стать величайшим в мире фокусником, прикоснувшись к украденной монете лепрекона, обрел невероятный талант и устроил ночное шоу имени себя. Лепрекон пришел за своей монетой и, запихнув незадачливого фокусника в ящик, предложил зрителям посмотреть смертельный номер — распиливание человека пополам. Фазио сразу понял, что пилить его будут всерьез, но публика решила, что увидит классический фокус, и радостно зааплодировала харизматичному гному. И лепрекон, довольно скалясь, распилил бедняку Фазио пополам, то дошло до публики только тогда, когда он раздвинул половинки ящика.

Телесериалы[править]

  • «Прокурорская проверка» — Когда прокурор Павел Ильин прямо на сцене прокуратуры поймал подозреваемого в костюме Бабы Яги, зрители подумали, что это первый номер концерта.
  • «Агентство НЛС», эпизод в банке. «Расслабься, мужик, тут кино про бандитов снимают» — «А про м*даков у вас не снимают? Грабят вас!».
    • Справедливости ради, «режиссер» (который на самом деле бандит) именно на троп и опирался, обставив все так, что даже сотрудники банка думали, что всего лишь участвуют в съемках.
  • «Мидсоммерские убийства» («Чисто английское убийство» в переводе) — серия «Смерть на сцене» основана на этом тропе. Даже участники пьесы не подозревают, что актёр убит по-настоящему, пока не приходит время выходить на поклон.
  • «Дживс и Вустер», серия «Знакомство на Бродвее» — полная аверсия в юмористическом ключе. Вышедший на замену другу в шоу-мьюзикле Вустер, вместо вычурной фразы елейным голосом «Леди и джентльмены, простите за беспокойство, но в доме пожар», просто вылетает на сцену в неприкаянном виде (действительно талантливо сыгранный Хью Лори эпизод) и орёт «Пожааар!». Паника гарантирована.
  • «Касл», 24-я серия 2-го сезона, внутримировой пример: серия начинается с того, что убивают мужика, у которого герои нашли кучу гаджетов а-ля Джеймс Бонд, потом они встречаются с тем, с кем ему было поручено встретиться. В итоге выясняется, что убитый был актёром из агентства которое делает постановки в стиле Джеймса Бонда, а его контакт — клиент, который все это время считал, что это спектакль (даже посадка в камеру полицейского участка).
    • Особый бонус в том, что клиента этой конторы сыграл Митч Пиледжи, известный по роли по роли Уолтера Скиннера в телесериале «Секретные материалы».
  • «Кости», 4-ый сезон, 21-я серия — металлист на концерте перерезает себе горло, а толпа как ни в чём не бывало продолжает отрываться. Если бы не подоспевшие вовремя Бреннан и Свитс, то всё могло бы закончиться печально.
  • Отечественный сериал, не помню название: герой работает клоуном в цирке. Туда же пробирается маньяк, тоже в клоунском гриме, стреляет в героя из пистолета с глушителем и тихо приказывает ему притворяться, что всё понарошку, а иначе он откроет огонь по зрителям.
  • «Бедные люди» — в одном из эпизодов главгерою пришлось играть Пушкина в школьной постановке дочери о последней дуэли поэта. Вот только перед самым выступлением оказалось что пистолеты перепутали и ему достался заряженный пистолет, который должен был быть у Дантеса. Пришлось переводить спектакль в альтернативную историю. Благо игравший Дантеса физрук мечтал сыграть смерть поэта и от души погрыз реквизит, умирая. Зрители оценили.
  • «Кровавые связи» (2007) — 1 сезон, 10 серия. Одержимая Астаротом Корин Феннел пришла в стриптиз-клуб, взобралась на сцену и начала целовать слегка офигевшую от такого поворота танцовщицу, а потом устроила драку с охранниками, попытавшимися увести её со сцены. Посетители клуба, глядя на это, только радостно улюлюкали и аплодировали. И их можно понять: миниатюрная девушка расшвыривает здоровяков в полтора раза себя крупнее, аки слепых котят — ясно же, что это может быть только спектаклем.
  • «Калейдоскоп ужасов» (2019) — новелла «Твиттер из цирка мёртвых» из хэллоуиновского спецвыпуска. Зрители считают, что зомби на арене — это актёры, разлетающиеся во все стороны тела — бутафорские, и даже когда кто-то из зрителей гибнет, остальные уверенны — перед ними супер-убедительная постановка.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 4 сезон, 9 серия. В вампирский ночной клуб Надии приходят не только вампиры, но и человеческие звёзды, не подозревающие о существовании настоящих вампиров. Когда вампиры набросились на Софию Копполу и Томаса Марса и начали пить кровь, сидящих за тем же столиком Джим Джармуш лишь подивился, какие реалистично реалистичные это выглядит. И даже когда Софии оторвали голову, он продолжил думать, что это всё спецэффекты.

Мультфильмы[править]

  • «Домовёнок Кузя» — похищение Кузи Баба-Яга обставляет под сказку, и лишь в самом конце девочка Наташа понимает, что к чему.
  • «Приключения поросёнка Фунтика» — ловлю Фунтика, бегство от сыщиков и поражение госпожи Беладонны зрители воспринимают как часть представления. В его конце все герои спаслись бегством, Дурилло и Фокстрот в обмороке, а зрители аплодируют сыщикам и разъярённой госпоже Беладонне.
    • Сюда же можно отнести и случай с Фокстротом, когда он критиковал сыщиков в разговоре по телефону (эпизод «Фунтик и старушка с усами»): размахивать саблей, сидя в гондоле воздушного шара — довольно глупая затея. Неудивительно, что острый клинок перерубает почти все веревки, и начальник полиции вываливается вниз. Но у него, видимо, сильный ангел-хранитель — его амуниция цепляется за якорь, и Фокстрот не разбивается насмерть, а крутится во все стороны. Когда Фунтик внезапно видит это, он восклицает: «Дядюшка Мокус, смотри!», а старый фокусник или воспринимает весь мир как цирк, или решает тонко посмеяться над полицейским-коррупционером и говорит: «Друзья, это опасный трюк! Похлопаем ему в ладоши!». И троица бродячих актеров начинает кричать: «Браво, бис! Браво, бис!». Фокстрот отреагировал на эти овации, яростно размахивая саблей.
  • «Престо» (2008 г): очень голодный кролик фокусника устраивает забастовку прямо во время представления и всячески пакостит хозяину, пытающемуся его поймать. В результате коротенький и заезженный фокус с цилиндром превращается в эффектное и очень смешное шоу, которое публика в итоге встречает бурными овациями.
  • «Коты не танцуют»: в финале главзлодейка, «белокурый ангелочек» Дарла Димпл, всячески пытается сорвать концерт животных-актёров. Однако в результате не только она сама неоднократно получает по башке от своих же ловушек, но ещё и зрители приходят в полнейший восторг от столь неповторимого и взрывного (во всех смыслах!) шоу.
  • «Тайна Коко» — Имельда оказалась на сцене и, чтобы спастись от охранников Эрнесто де ла Круса, внезапно принялась петь (и очень хорошо), и всё превратилось в эффектное шоу, которого мертвецы ещё не видели. В итоге все были в шоке, особенно её семья, ведь музыка была в их роду под запретом — причём из-за Имельды, между прочим.
  • Легенды «Смертельной битвы»: Месть Скорпиона — Джонни Кейдж полфильма был уверен в том, что он на съемках, и вел себя соответственно.
  • «Том и Джерри»: The Cat Concerto (на минуточку, серия получила Оскар за саундтрек!). Виртуозное выступление Тома получилось как-то само собой, в попытках поймать наглого мыша, поселившегося в концертном рояле.
  • Урфин Джюс и его деревянные солдаты 2017 года. Когда Элли (внучка оригинальной девочки) попадает в волшебную страну, то она долгое время убеждена, что это всего длишь компьютерная игра.

Мультсериалы[править]

  • «Байки хранителя склепа» (1993)
    • 1 сезон, 7 серия. Посетитель парка развлечений принял нападение настоящего разъярённого неандертальца на аниматора, одетого в костюм саблезубого льва, за шоу и похвалил его.
    • 2 сезон, 10 серия. Тележка аттракциона «Ужасный дом ужасов», в которой ехали главгерои, свернула с обычного пути в портал и провезла их через несколько опасных мест с настоящими монстрами. Дядя Гарри, осознавший, что всё взаправду, натерпелся страху, зато его шестилетний племянник Джереми, уверенный, что всё так и было задумано, остался в полном восторге от поездки.
  • «Кибер-шесть» (1999) — эпизод «Величайшее представление в Меридиане» (11 серия). Начиная заявленное в названии эпизода цирковое представление, Хосе сказал зрителям, что всё, что они увидят, является частью шоу, и публика ему поверила. Даже когда объявили бой насмерть между связанной и очевидно не способной сражаться девушкой и громадным роботом-осьминогом, это не смутило никого, кроме Лукаса. Да и тот, похоже, почуял неладное и решил вмешаться только потому, что узнал в обречённой пленнице Кибер-шесть. Всех остальных проняло только после того, как механические звери вышли из под контроля Хосе и начали нападать на всех, кого видят.
  • «W.I.T.C.H.» — стражницы решили сразиться с Нериссой прямо во время фестиваля в честь Хэллоуина на глазах целой толпы. Толпа рукоплескала.
  • «Новые приключения Винни-Пуха» — Кролик решил сделать Кристоферу Робину подарок ко Дню святого Валентина, устроив небольшой спектакль. Однако из-за Совы всех сдувает ветром от вентилятора, плюс Тигра устраивает «грандиозный финал», взорвав сцену. К удивлению Кролика, Кристофер Робин подумал, что они тут комедию разыграли.
  • «My Little Pony: Friendship is Magic»: не самый удачный музыкальный номер Меткоискателей на конкурсе талантов был воспринят публикой как юмористическое выступление.
  • Появление валькирий в серии «Валькирии в опере» («A Fright at the Opera») из «Настоящих охотников за привидениями» поначалу зрители посчитали находкой режиссера.
    • А в серии «Во власти Бенши» (англ. «Banshee Bake a Cherry Pie?») ловлю рок-звезды Шенны и по совместительству баньши охотниками зрители приняли за представление.
  • «Gravity Falls» — субверсия: после того, как Дипперу и Мейбл приходится вмешаться в кукольную постановку, Мейбл прямо посреди сцены заявляет нечто в духе «зрители наверняка решат, что это часть постановки». Зрители с ней не согласились.
  • «Гетто» — рэпер Гангстерлительный на сцене ночного клуба исполняет песню «Меня подстрелили». Появляются трое бандитов, стреляют в рэпера, убегают. Гангстерлительный вопит: «Я ранен! Меня подстрелили! Я истекаю кровью!» Публика же с энтузиазмом повторяет «слова нового хита»… В общем, «Скорую» вызвали только через 45 минут.
  • «Ким Пять-с-плюсом», эпизод «Larry’s Birthday» — желая получить суперкостюм Ким, профессор Дементор похищает её кузена Ларри, но тот начинает думать, что это похищение, а также образ суперзлодея и его окружение, — часть большой ролевой игры, постановленной к его дню рождения. Злодей решает подыграть и внушает ему, что для победы в «игре» нужно захватить костюм. В тайне от Дементора Ларри ведёт двойную игру, в результате которой сам завладевает костюмом и обезвреживает «бутафорных», как он думал, злодеев. В конце Ларри в восторге заявляет, что Ким устроила ему незабываемый праздник, а сам так и не узнал правды.
  • «Сказочный патруль» — соперничество между Алёнкой, как раз нашедшей Ключ Огня, и фокусником Сашей, специализирующихся на трюках с огнём, завершилось тем, что она «зажгла» на сцене по-настоящему. Другое дело, что призванные для подтанцовки элементали вышли из под контроля, и для их усмирения пришлось выйти на сцену остальным девушкам. Публика была в полном восторге, кроме одного человека — Саши, который понял, что они — настоящие волшебницы.

Комиксы[править]

  • Girl Genius — инверсия: Агата в самом деле выступает в шоу. И её грозный глас, изображающий страшную Монгфиш (а именно — «На колени, жалкие приспешники!») — это всего лишь её слова по сценарию. …И с чего это зрительный зал в полном составе рухнул на колени? Неужели актёрская игра так тронула? Или Агате пора заподозрить, что с ней самой что-то нечисто?
    • Зигзаг в Париже: раскрытие древних тайн, убийства, массовые разрушения? Это будет бал десятилетия!

Аниме и манга[править]

  • Slayers — скрываясь от охотников за головами, Лина, Гаури и Амелия сталкиваются с труппой бродячего театра и решают там временно осесть на дно. Однако наёмники вычисляют их местоположение и нападают на них как раз в то время, когда театр ставил спектакль про «ужасную колдунью Лину Инверс». Всё заканчивается большой дракой на сцене, причём зрители приняли монстров за костюмированных каскадёров, а магию — за спецэффекты. Ну а герои не забыли воспользоваться моментом и очистить доброе имя Лины, хотя бы в рамках спектакля.
  • Pokémon (аниме) — в одном из эпизодов первого сезона Команда R решает похитить покемонов водного стадиона в Церулине, проникнув на подводное представление вместо актёров, которые должны были сыграть разбойников. Начавшаяся битва между протагонистами и командой R была воспринята как часть сюжета сказки. Причем никого не смутил тот факт, что бросившиеся на помощь Эш и Брок были одеты в повседневную одежду (в то время, когда даже Джесси и Джеймс были одеты «по ситуации»), а воздушный шар Команды R традиционно улетел в тартарары.
  • Fairy Tail — из-за того, что Эльза переволновалась, выступая перед большой аудиторией, спектакль мог легко сорваться. В попытках хоть как-то спасти положение, Люси и Грей решили сымпровизировать, тем самым превратив спектакль в балаган. А тут ещё и Хэппи уронил Нацу на пол с большой высоты, и тот начал бесконтрольно изрыгать огонь… В итоге Нацу, полезший его утихомирить Грей и доведённая до предела Эльза передрались, попутно разрушив здание театра. Однако публика была в восторге, ведь такой зрелищный спектакль редко где увидишь!
  • Detective Conan — что в первую очередь надо говорить умирающей от отравления актрисе? Правильно, нужно похвалить её актёрское мастерство, ведь она так отлично исполнила роль умирающей от отравления девушки…
  • Code Geass — Лелуш вальяжно развалился на троне, признался в убийстве Императора, чем испугал придворных и заставил старшую сестру Гвиневру вызвать лейб-гвардию (которую сразу же разогнал Сузаку), а кронпринц Одиссей считает, что это младшему брату повеселиться захотелось, вот и пытается любезничать с Лелушем ним в духе «Не перестанешь кривляться — не станешь императором».
  • Меланхолия Харухи Судзумии — Харухи снимает любительский фильм о фантастических приключениях, события и реалии которого начинают воплощаться в реальность её неосознанной суперспособностью. В итоге она так увлекается съёмками, что сама начинает верить, что всё, что было в фильме, было только в фильме и никак иначе, тем самым вновь откатывая реальность к обыденному виду.
  • Deadman Wonderland — участники тюремного аттракциона «Собачьи бега» погибают по-настоящему, но тупые (или просто шибко циничные?) зрители считают всё происходящее (и даже расчленёнку!) умелой постановкой.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — во время театральной постановки «Белоснежка» Эйл и Анна выпускают клоунессу-демона. Воины в матросках стараются её остановить, а все зрители в зале думают, что это такой постмодернизм.
  • Nurarihyon no mago — Киецугу, баллотирующийся на должность школьного президента, в качестве предвыборного выступления решил разыграть сценку с изгнанием демонов, заставив лучшего друга Шиму нарядиться в монстра и напасть на него во время речи. И именно этот момент настоящий демон выбрал, чтобы заявиться на разборки к главному герою Рикуо, одному из членов предвыборной команды. Нехило прихреневшие от уровня «спецэффектов» избиратели в бешеном ажиотаже побежали голосовать за Киецугу. Причем сам он, бедняга, даже не понял, что успехом обязан совсем не Шиме в костюме неведомой зверушки.
  • InuYasha — во время очередной побывки в родном XX веке Кагоме получила роль в школьном спектакле. Но ее звездный час был прерван выпрыгнувшим на сцену Инуяшей, который приревновал ее к партнеру по пьесе Ходжо-куну и вознамерился немедленно разобраться с соперником. И, конечно, перчинки разыгравшейся на сцене дуэли добавило нападение демона, пробравшегося в школу. Зрители были в восторге от размаха постановки.
  • Ranma 1/2 — во время школьной постановки «Ромео и Джульетты» Ранма, Хапоссай и Куно — все в костюмах Ромео — устраивают прямо на сцене крутейшие разборки. Акане-Джульетта скрежещет зубыми, но поделать ничего не может, а вот комментатор отчаянно выкручивается перед зрителями. Которые, разумеется, верят, что это такая оригинальная трактовка.
  • Zombieland Saga — Тацуо Котара пытается возродить интерес к айдолам, создав группу из воскрешённых легендарных девушек. Вот только на момент первого представления только одна из них в сознании. Остальные — обычные зомби: орут дурным голосом, шатаются, конвульсивно дёргаются и норовят кого-нибудь укусить. С грехом пополам удалось их накрасить и прикрепить к рукам микрофоны… Но любителям death metal зашло на ура: гроул, стэйдж дайвинг и кусающиеся вокалистки! «Поразительно, они дёргают головами как будто у них на самом деле сломаны шеи!». Впрочем, девушки и дальше продолжают в том же духе.
    • Вторая серия топит педаль в могилы главных героинь: под часть представления удаётся замаскировать оторванную голову одной из участниц (!!!) и последовавшее за этим возмущение главной героини, что её партнёрши даже не пытаются скрыть то, что они зомби. Вы когда-нибудь видели Баттл-рэп двух японских загримированных зомби под сопровождение битбокса и сямисена? Теперь видели.
  • Hitsugi no Chaika — в дополнительной серии: попытка Жилетта и его товарищей задержать главгероев в театре привела к сабжу.
  • «Игра в любовное гнездышко» — свекровь главной героини (которая героиню сильно полюбила, и которой не нравилось что сводная сестра её невестки стремится прыгнуть в постель к её сыну), будучи актрисой исполняющей на съемках дорамы роль жестокой свекрови, воспользовалась возможностью и надавала пощечин её сводной сестре которая была её партнером на съёмках с гневной эскападой, мол как та посмела ухлёстывать за её сыном. В ответ на возмущение сестры гг, что нё партнерша сильно увлеклась то в ответ режиссёр только похвалил её партнера за блестящую импровизацию.
  • Ushiro no Shoumen Kamui-san — чтобы скрыть от одноклассницы истинный метод изгнания Камуи-саном злого духа, Шизука велит ей закрыть глаза. Шлепки — так это ритуальные хлопки ладонями! Странные невнятные стоны — так это молитвы такие, гортанные!
  • Sakigake!! Otokojuku — локальный пример с двумя полицейскими, которые думали, что поединок на мечах это часть представления (а один из них не заметил, как у него украли пистолет, чтобы отомстить одному из участников). А до этого директор Отокодзюку Эдадзима Хейхати убедил их, что танк, пригнанный им против одного ВУЗа, является декорацией военного фильма.

Видеоигры[править]

  • Assassin's Creed: Syndicate — во время последнего представления в театре Максвелла Рота добровольцев из числа публики действительно пилят пополам и мечут в них настоящие ножи, хотя сам Рот уверяет, что все это лишь постановка и фокус.
    • Assassin’s Creed: Brotherhood — во время постановки пьесы на тему страстей христовых актера, играющего Христа, приходится срочно снимать с креста и тащить к врачу, пока он и в самом деле не умер.
  • Hitman: Blood Money — в финальном действии оперы «Тоска» Каварадосси полагает, что будет расстрелян понарошку, но погибает от настоящей пули. После визита в театр Сорок Седьмого сцена расстрела может получиться удивительно натуральной…
  • Red Dead Redemption 2 — в Сен-Дени, в театре-кабаре, выступает фокусник Бенджамин Лазарус, известный тем, что умеет ловить пули зубами. В ходе номера среди зрителей появляется «скептик», и артист предлагает «любому желающему» убедиться, что всё по-настоящему. Естественно, специально нанятый «любой желающий» с бутафорским пистолетом сидит неподалёку. Но протагонист может его опередить, и пальнуть в Лазаруса из собственного оружия. С предсказуемым результатом — хотя публика ничего не поймёт.
  • Final Fantasy VI — в оперном театре монстр-осьминог Ультрос собирается сорвать оперу «Мария и Драко», сбросив на Селес гирю, тем самым убив её и лишив главных героев шанса добраться до воздушного корабля Сетцера. Локк с друзьями бросается на помощь, однако во время драки над сценой балки не выдерживают и ломаются, и все персонажи падают на сцену. Поняв, что представление вот-вот пропадёт, Локк включается в сюжет оперы, убедив зрителей в том, что это его часть. Благо тут ещё и спохватился импрессарио, приказав оркестру играть музыку, пока на сцене герои дерутся с Ультросом.
    • И как только им удалось победить Ультроса, тут же появляется Сетцер и похищает Селес (чего герои и добивались). Но и на этот раз импрессарио удаётся спасти положение.
  • Final Fantasy IX — театральная труппа «Тантал» устраивает в городе Александрии шикарную театральную постановку, которая является частью плана по похищению принцессы. По стечению обстоятельств главный герой игры, принцесса и её телохранитель попадают на сцену прямо во время представления, и им приходится импровизировать, что получается весьма неплохо.
  • Brütal Legend — в начале игры во время концерта главный герой случайно призывает демона Ормагёдена, который сразу после своего появления нападает на отстойную рок-группу. Однако это ничуть не пугает публику, а наоборот, заставляет их визжать от радости (см. видео).
  • Countdown Vampires — танцовщицы на VIP-вечеринке внезапно загораются, а после орошения чёрной водой у них вырастают острые когти и клыки? «Какое невероятное хоррор-шоу!» — восклицает одна посетительница перед тем, как танцовщицы начнут нападать на посетителей…
  • The Elder Scrolls 3: Morrowind — в Морнхолде можно поучаствовать в постановке пьесы «Ужас замка Ксир». В процессе представления на героя нападёт ассассин, которого герой убьёт. Если потом поговорить с людьми, все будут восхищаться интересным зрелищем.
  • Parasite Eve — паника в опере начинается не когда загораются актеры, а когда люди начинают вспыхивать в зрительном зале.

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa: Trigger Happy Havoc: даже после того, как Монокума объявил всем условия «игры на выживание», взорвался в руках Мондо, а Саяку зарезали, Ясухиро Хагакуре, который вроде бы крутой экстрасенс, упорно верит, что все происходящее просто розыгрыш.
    • В третьей части герои, проводящие сложный спиритический ритуал в темной комнате, долго не замечают смерть девушки, которая была выбрана медиумом, так как для успешного обряда она должна сидеть тихо и не подавать признаков жизни.

Реальная жизнь[править]

« Случилось, что огонь охватил кулисы в театре. Вышел клоун предупредить зрителей. Они решили, что это всего лишь шутка и зааплодировали. Он повторил свое предостережение, они зааплодировали еще громче. Так, я думаю, мир погибнет под шумные аплодисменты, исходящие от всех умников, которые надеются, что это шутка. »
— С. Кьеркегор. Притчи
  • Смерть Мольера. Во время спектакля «Мнимый больной» случился приступ. Все восприняли недомогание как часть постановки.
  • Нанеся смертельную рану Аврааму Линкольну в театре, во время пьесы, его убийца, актёр Джон Уилкс Бут выскочил на сцену с криком «Так погибают тираны!», и это тоже приняли за часть представления (выстрела никто не слышал, потому что Бут специально подгадал к моменту, когда публика громче всего смеялась).
  • Теракт исламистов на постановке мюзикла «Норд-Ост» был поначалу принят зрителями буквально за часть представления.
  • Аналогично с массовым убийством на премьере фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». Когда вошёл вооружённый до зубов убийца в спецназовской форме и противогазе, публика поначалу решила, что это часть сопутствующего фильму шоу.
  • В ходе массового убийства в Эль-Пасо в 2019 году люди в торговом центре приняли первые выстрелы за фейерверк и пошли на него посмотреть, убийце на радость.
  • Пожары в ночных клубах, часто уносящие много жертв, отчасти усугублены тем, что публика принимает начальную стадию пожара за часть развлекательной программы. В России по такому сценарию развивалась трагедия в клубе «Хромая лошадь».
  • Гибель Брендона Ли во время съёмок фильма «Ворон». Выстрел из неисправного бутафорского пистолета (заглушку ствола выбило пороховым взрывом прямо в грудь актёру), после которого ГГ не умирает, оставили в оригинальном фильме.
    • С прикрученным фитильком разве что. Это всего лишь распространенный миф, связанный с «прóклятым фильмом». На самом деле сцену выстрела Фанбоя специально переснимали с дублером. Или вы правда думаете, что фильм с кадрами реального убийства, пусть и непреднамеренного, разрешили бы прокатывать в кинотеатрах? Помнится, у создателей «Подопытной свинки» и «Ада каннибалов» были в свое время серьезные проблемы с законом, а «Ворон» и так с трудом увидел свет после смерти Брэндона.
  • Аналогично и фокусник Чун Лин Су (У. Робинсон) погиб 23 марта 1918 года, исполняя номер с ловлей пули зубами. Артист на сцене упал замертво, занавес закрыли, а публика подумала, что именно так и задумано. Зрители не поверили в гибель артиста.
    • В принципе, не он первый, не он последний. Вариантов исполнения с разной степенью опасности достаточно. Обычно перед исполнением трюка артист предупреждает о его опасности и о погибших предшественниках.
  • Британский комик Томас Купер умер в прямом эфире шоу «Live from Her Majesty’s». Прямо в разгар шоу Купер неожиданно присел на сцену, а затем упал и потерял сознание. Зрители думавшие, что это часть шоу, громко расхохотались. Шоу прервали на рекламную паузу, Купера вынесли и сдали врачам «Скорой помощи». В больнице комик скончался.
  • Андрей Миронов потерял сознание на сцене во время спектакля и уже не очнулся. Но в этом случае вряд ли зрители неправильно поняли произошедшее — в сюжет «Женитьбы Фигаро» падение главного героя и прерывание спектакля совершенно не вписывались. Ширвиндт, впрочем, поначалу принял это за веселую, но неуместную импровизацию.
  • Неожиданно — у того же Гайдая: сцена в финале «Бриллиантовой руки», где Юрия Никулина ударяет по шее крюк крана — реальный несчастный случай, во время которого актёр получил серьёзную травму!
  • Тот же Никулин в своей книге «Почти серьёзно» описывает номер старого, ещё дореволюционного клоуна Киссо, одновременно простой и адски сложный. Клоун просто выходил на сцену, замечал якобы случайно поставленного там смешного толстенького униформиста и начинал над ним хихикать. Униформист делал вид, что смущается и недоумевает, а клоун смеялся всё громче и заражал своим смехом зрителей. Когда зал уже катался со смеху, Киссо падал как бы от изнеможения, его забирали на носилках, и он будто из последних сил приподнимался, выдавливая из себя последний смешок. Однажды клоун почему-то в конце номера не приподнялся на носилках. То, что он умер, поняли только за кулисами.
  • Гибель Ирины Асмус (Ириски из «Абевегедейки») в цирке. При её падении быстро выключили свет, погрузив цирк в тьму, затем униформисты быстро унесли тело. Зрители подумали, что так и задумано, и рукоплескали.
  • Неоднократные случаи смерти актёров, изображающих смерть через повешение (обычно в роли Иуды Искариота). Конечно, при этом всегда предусматривается страховка, но иногда она не срабатывает (например, потайной крючок не зацепился за подвесные ремни, а актёр и/или его ассистент этого не заметил), а конвульсии принимаются зрителями за «хорошую актёрскую игру».
  • Бастер Китон, приглашённый на вручение почётного Оскара, остался (весьма справедливо!) недоволен документальным фильмом, который решили перед вручением показать, выскочил на сцену и начал кричать о лживости желтушников-создателей. А затем упал без чувств. Публика рукоплескала одному из лучших комиков немого кино, думая, что это очередной гэг. А это был не гэг, это был сердечный приступ.
  • С фитильком: пример того, как шоу становится своеобразным оммажем. Все помнят, как в фильме герои выносят из музея ценную картину в рабочих спецовках, заявляя охране с покерфейсом: «Что делаем, что делаем… Крадём!», и их спокойно пропускают? Был случай, когда некий сотрудник органов в порядке личного следственного эксперимента сделал то же самое IRL. Что характерно, при дальнейшем разбирательстве выяснилось, что причиной халатности соответствующих музейных работников была именно что ассоциация с кинокартиной! По сюжету фильма, подавлению недоверия служила абсурдность признания (при убедительной отмазке и соответствующем маскараде), в случае из жизни — двойная абсурдность прямой отсылки к фильму…
    • А в 2019 году некий любитель искусства уже всерьёз проделал эту сцену в Третьяковке и спокойно вынес пейзаж Архипа Куинджи. Никто и не подумал, что человек, спокойно несущий картину, — не сотрудник.
    • После премьеры «Джентльменов удачи» известно как минимум три случая успешных групповых побегов из производственной зоны колонии — и что характерно, два из них именно в цементовозе и тоже в Средней Азии!
  • Показ мод бренда Victoria’s Secret в 2002 году ознаменовался скандалом: во время дефиле Жизель Бюндхен на подиум забрались активисты PETA с оскорбительными плакатами в адрес модели (ранее девушка снялась в рекламной кампании одежды из натурального меха). Видео этого происшествия утекло в интернет, и многие зрители в первый раз решили, что всё так и было задумано. Немалую роль в этом сыграла невозмутимость самой Жизель, проигнорировавшей «досадные недоразумения» у неё на пути.
  • Артисты, выступающие с животными. Не только дрессировщики, но и иллюзионисты, а также некоторые представители других жанров. Если животное повело себя по-своему, то время от времени (или даже часто) это воспринимают как часть представления. Если самовольничание животных не представляет опасности, то артист вполне может это обыграть. Примеров очень много.
  • Случай с Д.Копперфилдом, когда он порезался ножницами, исполняя свои вариации на тему «классического» трюка с веревкой и ножницами. Зрители поначалу подумали, что кровь бутафорская. В прочем, даже в «напугательных» фокусах он старается обойтись без вида крови (чтобы не повышать возрастной рейтинг — ?)
  • В одном из интервью Кит Харингтон (Джон Сноу) рассказывал о пожаре, который как-то раз случился на съёмочной площадке «Игры Престолов». «Я понял, что что-то не так, только когда увидел, как мимо бежит Бран».

Примечания[править]

  1. В экранизации заменена на «Ревизора», возможно, для подсветки намёка авторов на нашумевшую постановку «Ревизора» Мейерхольдом.