Эффект Пуаро

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Вспомните, что было, когда в то или иное дотоле спокойное местечко приезжал какой-нибудь там Эркюль Пуаро, мисс Марпл или (не приведи господи!) Даша Васильева — там же сразу происходило убийство! Причём место значения не имело, хоть деревня, хоть крупный город, хоть дача друзей, хоть вообще поезд и даже пароход — людей однозначно гробили везде, где появлялся сыщик… Такой закон бытия — преступник видит знаменитого детектива и его словно бы накручивает тут же, из вредности, совершить ужасное преступление! А не будь там нашего брата, никто бы и не почесался кого-то убивать… Вывод: всякие Коломбо, Ниро Вульфы, отцы Брауны — социально опасны. »
— А. Белянин, «Опергруппа в деревне»
«

— Мне известно, — сказал я, — что вы уже давно отошли от дел… — C’est vrai. И взялся за выращивание тыкв. Но вслед за этим случилось убийство — и я послал тыквы к чёртовой бабушке. И вот с тех пор — вам-то, конечно, это уже приходило в голову — я веду себя как примадонна, которая каждый раз дает свой прощальный концерт. И этот прощальный концерт повторяется снова и снова.

»
— Эркюль Пуаро раскрывает суть тропа
« Другими словами, таинственные события происходят там, где появляются великие сыщики. И это не просто случайность. У тех, кого называют великими сыщиками, есть необъяснимая сила самим притягивать к себе загадочные происшествия. Выходит именно так. Не преступление приводит к появлению сыщика, наоборот, преступление происходит как раз потому, что в этом месте появляется сыщик! »
— Скука Харухи Судзумии, рассказ "Синдром далёкого острова"
Эффектпуаро.png

Существует множество детективных сериалов, посвящённых одному герою. Сотни дел, в самой разной обстановке, в результате чего складывается ощущение, что само присутствие персонажа вызывает злодеяния. Это и есть Эффект Пуаро — явление, когда количество странных ситуаций вокруг персонажа начинает нарушать механизм подавления недоверия. При этом если персонаж именно такой, что вокруг него всенепременно должны возникать такие случаи, или он сам едет к таким ситуациям — это не наш троп. Так, Холмсу пришлось несколько лет разводить пчёл в Суссексе, прежде чем там хоть кого-то убили. В остальное время жертвы сами шли в Холмсу, так как это была его работа.

Троп может касаться не только преступлений. Если персонаж лечит крайне редкие заболевания, и куда бы он ни пошёл, там обязательно найдется страждущий — это наш троп. Если персонаж фотографирует редкие небесные явления и даже находясь в командировке в Египте видит северное сияние — то это тоже наш троп. Если не персонаж ищет работу, а она сама его находит, повинуясь лишь воле создателя истории — и это наш троп.

С прикрученным фитильком, если в каждом сериале есть лишь отдельные арки/серии, где профессиональные борцы с преступностью/нечистью/захватчиками отправляются в отпуск, но находят себе приключения по профилю, т. е. зачастую бесплатно работают в отпуске.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Агата Кристи: Эркюль Пуарокодификатор. Куда бы бедолага ни отправился, даже когда он не собирается ничего расследовать, всюду его ждёт его работа для серых клеточек. Тут вам и убийство в «Восточном экспрессе», и убийство на курорте в «Зле под солнцем», и смертельный круиз в «Смерть на Ниле». Справедливости ради, часто его вызывает кто-нибудь из его многочисленных друзей из следственных органов, а то и сама жертва, предчувствуя опасность. Бывало что Пуаро к делу привлекал и злодей.
    • Её же Мисс Марпл — аверсия тропа. На первый взгляд может показаться, что вокруг этой милой, слегка чопорной пожилой особы люди мрут, как мухи, стоит ей где-то появиться. На самом же деле Агата Кристи написала о Джейн Марпл 12 детективных романов за сорок лет, и если в первом романе «Тело в библиотеке» её героине было около 60 лет, то в последних («Немезида» и «Забытое убийство») возраст старой леди приближается к ста годам. За это время в её родной деревне Сэнт-Мэри Мид произошло всего два убийства, описанные в романах «Тело в библиотеке» и «Зеркало треснуло». В обоих случаях леди Джейн не была на месте убийства, её звали на помощь подруги. Лишь два раза мисс Марпл оказывалась непосредственно на месте событий — в романах «Карибская тайна» и «Отель „Бертрам“». Два раза за четыре десятка лет в роли детектива-любителя и за сто лет жизни в общем — на самом деле, нечасто.
  • Отец Браун у Честертона.
  • Пани Иоанна у Хмелевской.
  • Дарья Донцова — королева тропа.
  • «Хроники Брата Кадфаэля» — на десятой книге даже гражданская война перестаёт объяснять нагромождение убийств в отдельно взятом городе, которые при этом связаны с аббатством.
  • Джаспер Ффорде, «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая»: деконструкция. Главный герой повествования, детектив Джек Шпротт, занимающийся расследованиями «сказочных» преступлений, связанных с героями сказок, проживающими в британском городке Рединг, в ходе расследования разоблачает троп. Как выясняется, выдающиеся детективы не просто так объединились в Лигу и превратили свои расследования в шоу для публики. Они периодически для подогрева интереса подстраивают преступления, чтобы потом с блеском их «раскрыть», ради славы и повышения рейтингов. В тех же случаях, когда преступление происходит без их участия, для блестящего и небанального результата расследования используются подставные свидетели, подложные улики и актеры, исполняющие роли преступников, а настоящие злодеи от правосудия уходят, так как их трудно уличить или они были бы неинтересны публике!
« Его не покидало чувство, что, сорвав со Звонна маску и выставив его шарлатаном, он выпустил джинна из бутылки, хотя всем было бы лучше, чтоб этот самый джинн никогда оттуда не вылезал. Звонн один такой или вся Лига детективов высасывает дела из пальца? С тех пор как в Оксфорде начал работу инспектор Морж, число загадочных преступлений в «городе дремлющих шпилей» чрезвычайно возросло. А мисс Мурпл и тихая деревушка Майкл-Мид? Теперь она едва ли не тонула в крови, в каждом доме таился какой-нибудь ужасный секрет. Совпадение? Или умелое изобретательство талантливого официального напарника? »
  • Дэвид Вебер, «Хонор Харрингтон» — для военного попадать в передряги вроде нормально, но Хонор методично в них попадает из абсолютно рутинных ситуаций. Аж в двух книгах враг предпринимает крайне хитрый маневр с неожиданным нападением в неожиданном месте, а Хонор как раз туда сослали с глаз долой в захолустье.
    • в романе Пепел победы присутствует подсветка, Сен-Жюст в разговоре с Пьером даже говорит что среди офицерского состава флота Республики ходит устойчивая версия что Хонор продала душу дьяволу чтобы вредить Хэвену, ведь та постоянно оказывалась в самом неподходящем для Республики месте.
  • Терри Пратчетт — Сэмюэль Ваймс регулярно подсвечивает это в книге «Дело табак», раньше — реже: хороший стражник даже в отпуске найдёт и раскроет преступление. Тем более в Анк-Морпорке, тем более — Ваймс.

Телесериалы[править]

  • Экранизации Пуаро, прежде всего сериал с Дэвидом Суше, усугубляют троп: в некоторых делах сюжет изменяют таким образом, что великий сыщик действительно присутствует на месте преступления по каким-либо своим причинам, а не вызывается специально для расследования постфактум.
  • «Доктор Кто» — куда бы и с какими бы целями не отправился Доктор (на пикник в далёкое будущее, на экскурсию в другую Галактику или посмотреть на живого Шекспира) — можно не сомневаться, что именно в этом месте и именно в это время какой-нибудь недобрый инопланетянин, чужеродное чудовище, неведомая фигня или ещё какой обаяшка задумал что-то крайне нехорошее и зачастую грозящее фатальными последствиями как минимум планетарного масштаба. И это ещё не считая тех случаев, когда Доктор ошибается координатами, забрасывая себя и спутников в места, в которые добровольно не сунулось бы ни одно разумное существо.
    • Ватсонианский обоснуй от самого Доктора: ТАРДИС обладает разумом и поэтому привозит своих пассажиров именно в ту точку времени и пространства, где требуется их помощь, а не туда, куда они собирались.
      • Но обоснуй никак не исключает тот факт, что минимум в половине серий Доктор и ко попадают именно туда, куда и хотели, но вместо запланированной мирной прогулки снова спасают планеты, людей и/или свои пятые точки. В ту же копилку более редкие серии, в которых ТАРДИС действительно ломается.
    • Тем не менее, из разговоров понятно, что помимо показанных в сериале приключений с Доктором и его спутниками происходит еще множество событий. Часть из них освещена в официальных книгах, но большинство, скорее всего, просто слишком скучные, чтобы снимать про них сериал.
  • «Бородач. Понять и простить» — пародия на троп. В результате всех своих злоключений Сашка, попав в изолятор, невольно раскрывает огромное множество других, куда более крупных преступлений, чем его хулиганство.
  • «Она написала убийство» — где-то появляется Джессика Флетчер? Жди убийства. Шерифы её родного Кэбот Коув уже даже удивляться перестали. 264 серии в среднем по одному убийству на каждую в городе населением три тысячи человек. Среди фанатов очень распространена шутливая версия, что это она их и совершает.
    • Педаль в пол — зрители подсчитали количество убийств за сериал, и оно оказалось заметно выше реального количества убийств в год в Британии!
  • «Гримм» — жил себе обычный коп Ник Бёркхардт, да не тужил, пока не обнаружил в себе способность видеть сверхъестественных существ. И понеслась! Больше никаких обычных дел, теперь в КАЖДОМ преступлении, совершенном в смену Ника, замешана фантастическая тварь. И это при том, что большая часть нелюдей города в курсе, что здесь завелся гримм-коп. По логике, существам следовало сразу паковать чемоданы и валить в более безопасное место, а рискнувшим остаться — сидеть тише воды, ниже травы и избегать контактов с полицией. Но вместо этого все они как с цепи сорвались, начав один за другим ввязываться в стрёмные криминальные истории. Что характерно, до прозрения Ника они так не палились: это хорошо заметно по реакции его коллег, обычных смертных, охреневающих от внезапно возросшего количества необъяснимой дичи в их работе.
    • Слабенький обоснуй — 1. Нам показывают в сериале только дела, связанные с Существами. 2. Узнав о появлении Гримма в городе, отдельные существа стали действовать по принципу «Сгорел сарай — гори и хата!», т. е., раз всё равно здесь есть Гримм, то можно во все тяжкие ударяться.
  • А вот упомянутый в эпиграфе лейтенант Коломбо под данный троп совершенно не подходит. Непосредственно на месте преступления за весь сериал оказался всего один раз, во время свадьбы племянника Энди. И как раз в этой серии успел предотвратить убийство. Также дважды был первым полицейским, случайно оказавшимся возле места убийства: в сериях «Смерть в океане» и «Коломбо отправляется в колледж». Три подобных эпизода на 69 серий, за 35 лет службы в должности лейтенанта полиции — кажется, немного.
  • «Чудеса» (они же «Святой дозор») (2003) — казалось бы, протагонисты и так уже намеренно ищут чудеса и выезжают проверять сообщения о разных невероятных событиях. Но в дополнение к этому, Пол то и дело нарывается на них случайно. Например, в 4 серии он увидел мёртвую девочку, предвещающую катастрофы, после чего она начала прицельно являться именно ему. А в 7 серии Пол приехал поухаживать за сломавшей ногу подругой детства и попал под влияние ревнивого призрака, совершенно случайно обитающего в снимаемом ей доме. И как, спрашивается, он ухитрился не встретить ни одного настоящего чуда, пока работал точно таким же «проверяльщиком чудес» на церковь.

Мультсериалы[править]

  • «Скуби Ду» — ещё один эталонный и эпический пример. Главгерои просто рандомно колесят по стране — и всякий раз натыкаются на очередного злодея, который, маскируясь под какую-нибудь нёху, пытается провернуть свои тёмные делишки.

Аниме и манга[править]

  • Detective Conan — ГГ Шиничи. Полиция даже дает Мори Когоро (от имени которого ГГ раскрывает преступления) прозвище «Шинигами» (Бог смерти). Потом начинают замечать, что скорее дело в этом маленьком мальчике.
  • Sailor Moon: почти в каждой серии новые знакомые героинь становятся жертвами дня… если они не новые воительницы, конечно.
  • «Семья шпиона» — для главных героев обычный поход в зоомагазин для покупки пса для маленькой девочки может обернуться схваткой с экстремистами, или путешествие на лайнере — обернуться битвой с киллерами.
    • Справедливости ради путешествие на лайнере было организовано с целью защиты свидетеля.
  • City Hunter — для Рё и Каори обычный поход в магазин за покупками, может закончится очередным приключением.
  • Дзюндзи Ито
    • «Истории Мими о привидениях» — куда бы ни отправилась заглавная героиня и в какую бы новую квартиру она ни переехала, везде непременно наткнётся на забористую японскую жуть в фирменном стиле маэстро Ито.
    • Новелла «Паранормальный ученик по обмену» из «Коллекции ужасов» — этот самый ученик по обмену находит всякую парнормальщину везде, куда бы ни пошёл, даже если ничего подобного в тех местах отродясь не водилось. Субверсия: Весьма похоже, что он не просто находит все эти вещи, а сам же неосознанно их и создаёт.
  • "Меланхолия Харухи Судзумии" — сработавший эффект Пуаро оказывается инсценировкой, но заставляет героев расследовать убийство на островке.

Визуальные романы[править]