Я плохой, мне всё можно

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Card-Carrying Villain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Какой смысл быть преступником, если это накладывает обязательства? »
— Breaking Bad

Этот персонаж понимает, что он злодей. Возможно, он уже перешагнул моральный горизонт событий. А раз так — то что терять? Гуляй, рванина! Даже у зла есть стандарты? Какие там, к такой-то фене, стандарты?! Я — ЗЛО! И мне можно всё! Муа-ха-ха-ха-ха!

Такой прорыв зла может носить разовый характер — герой какое-то время делает гадости, но потом всё же приходит в себя. И даже может совершить поворот направо кругом. А может статься и так, что герой начинает творить зло на постоянной основе и со временем превращается в полное чудовище.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Речные Заводи. Когда У-Сун понял, что генерал его подставил, и ему уже не выйти с каторги по УДО, он убил не только генерала, но и всех в его доме — служанок, слуг и даже детей. А ведь до этого косплеил правильного героя и даже на каторгу пошел добровольно.
  • Антон Орлов, «Гонщик» — Шидал. Выросший на тоталитарной планете с четким кастовым делением, он даже не мыслил о неповиновении, и даже собственную смертную казнь ожидал совершенно равнодушно. Но находящемуся рядом Саймону Клиссу удалось пробудить в нем манию величия — и вот, недавний добропорядочный администратор убивает всех вышестоящих и просто свидетелей своего провала и готовится идти по головам, чтобы стать президентом. Когда правда всё же всплывает, он сбегает со своей планеты, продолжая грезить величием (и жаждой мести), и на этом пути не стесняется в средствах. Целей своих не достигает, но все преступления сходят ему с рук. Правда, для этого ему приходится представить себя правозащитником и борцом за свободу, что для закоренелого тоталитариста само по себе не сахар.
  • Гарри Поттер: ранние похождения Тома Реддла.
  • «Рыжий Орм» Франца Гуннара Бенгсстона: священник Ринальд постоянно терзается из-за своей грешности (он нравится женщинам и не находит в себе сил устоять перед искушением). Поучаствовав, волей обстоятельств, в языческом ритуале плодородия, он решает, что пересек моральный горизонт событий, пускается во все тяжкие и в конце концов становится разбойником-отморозком (причем в роли разбойника пересекает моральный горизонт уже по-настоящему).
  • «Пугачёв-победитель» Михаила Первухина: в этом едва ли не первом для России альтернативно-историческом романе, опубликованном за границей в 1924 году и описывающем сценарий победы пугачёвского бунта, заглавной персонаж быстро приходит к выводу, что находится по ту сторону религии и морали. «Бог поможет…», — Пугачёв мотнул головой. — «Н-ну, бога-то ты оставь лутче! Бог тут ни при чём… Скорее, скажем, другой… чёрный». Действия его вслед за этим окончательно утрачивают всякое подобие нравственности, отчасти даже в ущерб здравому смыслу, включая, например, хладнокровное убийство наскучившего гарема из четырёх жен — которых было обузой таскать за собой, а просто отпустить на все четыре стороны, видимо, не позволяла жаба.
  • Метавселенная Рудазова — Креол, ставший Азаг-Тотом, по первости ведёт себя именно так, правда потом опоминается: не хватало ещё скатиться в безумные боги.

Кино[править]

  • «Звёздные войны: Месть ситхов». Похоже, именно в это впал Энакин, когда пошёл по приказу Дарта Сидиуса убивать детей (джедайских юнлингов).
  • Repeaters — с прикрученным фитильком: один из трёх главных героев попав во временную петлю приходит к выводу что теперь ему всё можно. С прикрученным фитильком, потому что не то, чтобы он прямо называет себя плохим, а просто он стал творить дела что ой-ой.

Телесериалы[править]

  • Buffy the Vampire Slayer — Фэйт, случайно убив человека, решила, что испортилась бесповоротно, и предложила свою службу мэру Уилкинсу. После оздоровительной порки от Баффи и Ангела вернулась на путь истинный.
  • Во все тяжкие — собственно, целиком о том, как Уолтер к этому приходит.
  • «Не бойся, я с тобой!» — Джафар Трехглазый. «Если бы ты знал, сколько у меня грехов на душе! Одним больше, одним меньше — ни я не замечу, ни Аллах!». (Джафар ещё и еретические шутки себе позволяет: по исламскому канону, Аллах видит, знает и замечает ВСЁ.)
  • «Глухарь» — Станислав Карпов, антигерой и антизлодей в одном флаконе. В заключительной серии Стас, который и без того наворотил дел, напивается и попадает в аварию. Не согласившись с тем, что гаишник потребовал у него документы, устраивает стрельбу, в которой пострадало 11 человек. Причём, не только Карпов, но и его фанаты считают, что гаец должен был войти в положение и не доставать проверками.
    • Не очень-то это умно со стороны подобных фанатов. Гаец, может быть, и вошёл бы в положение, но сам сказал, что там камера.
    • Можно побыть адвокатом дьявола, и заметить, что Стас, как потом и было признано судом, сделал то, что сделал, не сколько из чувства безнаказанности, сколько по случаю окончательного отъезда крыши в дальние края и белой горячки. А поскольку Стас по умолчанию опасный боец, склонный к прямому решению проблем, чисто рефлекторно он начал делать то, что умеет лучше всего — мочить. К тому же именно после того, что натворил, Стас, мучимый диким чувством стыда и желанием помереть — будучи выпущенным, к своему же удивлению, из психушки, стал вспоминать, что он когда-то был совсем неплохим человеком и очень даже героическим ментом. В общем, вышел из тропа. И даже — спустя два с половиной сезона сериала «Карпов» — погиб как герой-защитник… хотя по его стилю боя можно предположить, что ему и оставаться среди живых всё ещё не очень-то хотелось, несмотря на маячащую ему свадьбу.
  • «Однажды в сказке» — Лили Пейдж, узнав, что она — дочь Малефисенты, и что Белоснежка с Прекрасным Принцем обрекли ее на жизнь полную неудач, решила, что раз она дочь крутой злодейки и сама ничуть не лучше, то и вести себя может соответственно. К счастью, развернуться не успела.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • RWBY — разом под это дело подходят и Роман Торчвик и… дядя Кроу, который вроде как герой. Тонкость в том, что оба персонажа используют это правило исключительно как удобную отмазку. Роман, конечно, выдаёт подобную браваду, но по действиям этот тип, косящий под самоуверенного мерзавчика выглядит скорей как Великолепный мерзавец, у которого имеются какие-никакие, а стандарты. А вот с дядей Кроу всё выглядит веселей. Он же герой! Но… почему ты сломал боевого робота? Я плохой, мне всё можно. Зачем устроил драку прямо во дворе школы? Я плохой, мне всё можно. Почему ты грубишь генералу? Я плохой, мне всё можно. Почему ты пошлишь при детях? Ну, вы поняли, да?
  • South Park — Картман вполне осознаёт, что он козёл и местами хуже, но это не мешает ему из раза в раз творить пакости. Он ими даже упивается.
  • «Мультреалити» — в одной из серий принцесса решила, что наступил Апокалипсис, а она — оставшаяся на Земле грешница. Перепутав почтальона с Сатаной, она из религиозной католички моментально превращается в маньячку.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — Сакура в сценарии Heaven’s Feel. Осознав, что Тенью, убивавшей людей, была она сама, она ударилась во все тяжкие. Во многом, однако, это обусловлено комплексом вины за то, что она «нечиста». Потому и помощь протагониста она принимает, лишь когда он обещает ей «наказание».
    • А еще именно на эту мысль как-то натолкнул Гильгамеш молодого священника Кирея Котомине, боровшегося со своей социопатией. Результат — хаотично-злое полное чудовище.
  • Umineko no Naku Koro ni — Ева Беатриче. Получив силы и титул ведьмы, Ева начинает с особой жестокостью убивать своих родственников, воскрешать их и снова убивать. И так пока не надоест.

Настольные игры[править]

  • В Demon: the Fallen при полном заполнении шкалы Муки (достигается либо пересечением морального горизонта событий, либо неумеренным использованием изменённых Мукой версий доступных демонам способностей), персонаж превращается именно в это: «Греха нет. Я уже проклят. Так зачем сдерживаться?».
  • WarHammer 40,000 — наиболее жестокие и целеустремленные чемпионы Хаоса. По дороге к вожделенному демоничеству все средства хороши, и нет того, на что они не пойдут, чтобы возвыситься и стать Демон-Принцем. А те, кто не смог пройти весь путь до конца, превращаются в Отродий Хаоса, чем неиллюзорно мотивируют других «коллег» ни перед чем не останавливаться. С другой стороны, хаоситов легко осуждать, если не знать альтернативу этому темному и кровавому восхождению — а это попадание души после смерти в местный Ад на поживу к демонам вне зависимости от того, как ты вёл себя при жизни.
    • По некоторым фанатским теориям, это ждет не только хаоситов, но даже имперцев и вообще всех одушевлённых ксеносов, за несколькими исключениями.

Реальная жизнь[править]

  • Противник жестоких наказаний для преступников обоснует это тем, что они как раз-таки не предотвращают новые преступления, скорее наоборот: если некто совершил преступление, за которое ему грозит суровая казнь, то ему терять больше нечего — он убьёт и преследователя, и случайного свидетеля, и кучу других преступлений совершит, лишь бы выжить.