Я убил Гвен Стейси

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья I Let Gwen Stacy Die. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Субтроп женщины в холодильнике. Герой изо всех сил старался кого-то спасти, но… у него не получилось.

Или получилось, но при этом погибли посторонние.

Или погибли не посторонние, а вполне себе вражеские соратники, но герой настолько совестливый человек, что испытывает ангст даже на их счет!

Словом, перед нами случай, когда герой переживает из-за того, что по его косвенной вине кто-то погиб. Внимание! Если вина была прямой — например, герой выстрелил и случайно кого-то убил — это не наш троп!

Как правило, если у героя долгая жизнь в какой-нибудь франшизе, погибших может набраться столько, что они способны устроить натуральный парад кровавых мальчиков. Если таким образом погибает возлюбленная героя, то в дальнейшем начинает играться троп крутой с разбитым сердцем. Такой крутой может начать нарочно отпугивать ближних, ну или просто окозлиться от расстроенных нервов. Может также заливать горе, пуститься во все тяжкие, а то и взять на вооружение принцип «раз по моей вине погибли люди — значит, я плохой, а раз я плохой — мне всё можно». Более «общий» троп — кающийся грешник.

Отчасти переплетается с таким явлением, как комплекс вины выжившего. Если же герой совершенно не парится, то перед нами антитроп: Ангст? Какой ангст?.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Сага о Форкосиганах — Майлз много лет укорял себя, что не успел схватить за руку падающую из шаттла сержанта Беатрис и спасти её. Это продолжалось до тех пор, пока в похожей, но куда менее трагической ситуации, Майлз успел… и они свалились в бассейн уже вдвоём (Майлз лёгкий по сравнению с обычным человеком). После этого Майлз понял, что если бы он успел — при разнице в массе в пользу Беатрис он просто вывалился бы из шаттла вместе с ней, и ее не спас, и сам погиб.
  • «Гарри Поттер»:
    • Сириус двенадцать лет просидел в Азкабане по ложному обвинению в убийстве родителей Гарри. Когда узнал, где находится Питер Петтигрю, сбежал меньше чем через месяц. Что же он раньше не сбежал? Наказывал себя за то, что по его глупости погибли Джеймс и Лили. Даже при встрече с Гарри он сперва несколько раз говорит о своей вине в их смерти, и только потом — о вине Петтигрю.
    • По поводу смерти самого Сириуса мучается Гарри: он отправился в Министерство, чтобы спасти крёстного, а в результате крёстный погиб, когда пришёл спасать его.
    • Дамблдор всю свою долгую жизнь чувствовал вину за смерть сестры, которую должен был опекать. Это чувство ещё и приумножило само себя: из-за страха узнать всю правду о её смерти он долго избегал сражения с Гриндельвальдом, что приводило к новым жертвам.
  • «Дозоры» — для не прожжённых годами Светлых убийство человека, пускай случайно и защищаясь, обычно приводит к добровольному развоплощению.
  • Павел Шумил, «Слово о драконе» — Джафар, использовав психотрюк, уходит в своё подсознание, чтобы получить совет от более опытного товарища. А вот чего он не ожидал — так это того, что все, кого он так или иначе обидел в своей жизни, придут к нему за сатисфакцией. И хотя жертва убийства была всего одна, но намного легче от этого Джафару не стало: если бы сеанс не прервали, он бы просто сошел с ума.
  • «Хроники странного королевства» — Шеллар винит себя в смерти наместника Харгана. И это при том, что если бы он его на самом деле убил, никто (разве что кроме Ольги и Азиль) бы не расстроился.
    • Ну как сказать. Харган был договороспособным антизлодеем, и Шеллар вложил в его договороспособность много усилий.
  • Ольга Гурьян, «Один рё и два бу» — узнав о смерти матери, главный герой окончательно погружается в безумие. В один из моментов просветления он вспоминает о всех тех людях, чьим страданиям/гибели послужил прямой или косвенной причиной, и начинает кричать: «Я убил Дандзюро, я убил Рокубэя, и женщину на переправе Сано, и нищенку у дверей харчевни, и привратника в доме Исао. Я убил мою мать!»
  • Джанет Эдвардс, цикл «Исход мусорщиков»: во время лондонского пожара Лёд вынужден был выбирать, кого спасать — Блэйз или её мать. В итоге он спас Блэйз, но долгие годы винил себя в смерти сестры и даже поддался на шантаж Изверга, который угрожал всем об этом рассказать. А вот Симус, брат Блэйз, который при появлении огня дал дёру и даже не попытался помочь сестре, потом не особенно мучился.

Кино[править]

  • «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне — завязка фильма основана на сабже. ГГ винит себя в смерти подруги своего напарника (не успел её удержать, когда она перебиралась над пропастью по тросу с неисправной страховкой) и собирается покинуть место работы, но…
  • «Эйс Вентура 2» — шутки ради. У главгероя флэшбеки о том, как он не сумел удержать висящего над пропастью енота. Собственно, сцена от и до пародирует аналогичную сцену из вышеупомянутого фильма «Скалолаз»
  • «Неистребимый шпион» с Лесли Нильсеном — главгерой также упустил в пропасть девушку. Но в аналогичной ситуации спас её дочь.
  • «Новый Человек-Паук 2: Высокое Напряжение» — собственно, смерть Гвен Стейси. Отличия от комикса в том, что Паркер не смог её поймать, и умерла она не от перелома позвоночника, а от перелома шеи (либо все-таки ударилась головой). Самое грустное — погибший отец девушки просил Питера не встречаться с ней, опасаясь именно этого, так что получается что Питер убил ее дважды.
  • «Анализируй это» — что мучает крутого босса мафии так, что он то разрыдается, то задыхаться начинает? Оказывается, то, что в детстве он не спас отца от наёмных убийц.
  • «Тревожный вызов» — главная героиня винит себя за смерть девочки, погибшей из-за того, что она (героиня) перезвонила ей в тот момент, когда маньяк находился в её комнате.
  • «Я, робот» — с прикрученным фитильком: главгерой спасен роботом из тонущей машины, упавшей в воду в ходе автокатастрофы. В другой тонущей машине на его глазах погибла девочка-подросток… а всё потому, что робот поступил согласно заложенному алгоритму: просчитав, что успеет спасти только одного из двух гибнущих людей (а спасти обязательно, ибо три закона требуют), выбрал того пассажира, чьи шансы на выживание составляют больше процентов. Вот только робот не учёл, что выбранный им пассажир — крутой полицейский, и ему достаточно было просто разбить стекло, а дальше спасать девочку. А теперь бедный коп будет жить с тяжелейшей психической травмой и ненавидеть роботов… что в итоге стало катализатором всего сюжета.
    • Крутой полицейский не выбрался бы самостоятельно — та катастрофа стоила ему руки целиком, и еще половины набора плеча и пары рёбер, замененных кибернетическим протезом по схеме Зимнего солдата. Да похоже, «спаситель» тупо вырвал ему придавленную машиной руку с мясом!

Телесериалы[править]

  • В поле зрения — Риз, став хитменом ЦРУ, бросил свою девушку. Она вышла замуж, муж оказался абьюзером, который ее бил. Во время одной из ссор муж ее толкнул, та упала и ударилась головой.
    • Финч настоял на том, чтобы «нерелевантные» номера стирались каждую полночь. Из-за этого погиб его друг, чей номер выпал, но никто, кроме Финча, об этом не знал. Финч сделал спасение «нерелевантных» главной задачей жизни.
    • Одна из эпизодических героинь, будучи няней, на полминуты оставила подопечного ребенка в ванной. Он утонул. Суд оправдал ее, но она винила сама себя, и поэтому пошла работать в службу 911.
  • Твин Пикс — Бобби Бриггс произносит на похоронах Лоры Палмер речь, смысл которой сводился к «Кто убил Лору? Ее убили все мы!»
  • 24 часа — Джек Бауэр — президент этого тропа. В начале он потерял жену, а потом троих лучших друзей. Притом двоих он убил лично. А под конец сорвался и пошло поехало.
  • «Санта Барбара» — персонаж Кейн рассказывал Иден Кепвелл о том, как при эвакуации из Сайгона пытался в битком набитом вертолёте удержать за руку местную девушку. Тоже не удержал.

Мультфильмы[править]

  • Spider-Man: Into the Spider-Verse — Своего рода инверсия в ориджине Спайдер-Гвен: здесь Гвен не удалось спасти Питера Паркера.

Мультсериалы[править]

  • DuckTales (2017) — Скрудж Макдак долгое время считал погибшей свою племянницу — Деллу Дак, которою не смог уберечь от полёта в космос. Благо, персонаж остался жив.
  • Mortal Kombat: Defenders of the Realm — Саб-Зиро мучает совесть за то, что он не смог спасти от бывших товарищей по клану своего лучшего друга Смоука. С прикрученным фитильком: Смоука не убили, а превратили в киборга.
  • Young Justice 3 — случайно убив лавового монстра, оказавшегося мутировавшей земной девочкой, Черная Молния впадает в ГЭС и покидает Лигу Справедливости.
  • BTAS — робот-двойник Бэтмена, думая что убил человека, пришел в ужас и уничтожил и себя и своего злого создателя.

Комиксы[править]

  • Человек-паук — тропнеймер и кодификатор. Одну из своих подружек, Гвен Стейси, он попытался спасти от падения с высоты, захлестнув паутиной. От падения-то спас… вот только рывок паутины сломал девушке позвоночник.
    • Ultimate Marvel — Капитан Америка винит себя в смерти Человека-паука, так как тот, пытаясь спасти Капитана, подставился под пулю Карателя и истёк кровью во время битвы со Зловещей Шестёркой. Усугубило же и так плохое состояние Капитана то, что тётя Мэй прогнала его c похорон Питера. Это добило Капитана, и он бросает супергеройскую деятельность и становится отшельником.

Видеоигры[править]

  • Grand Theft Auto: San Andreas — с главным героем играется трижды. Прямо: он не смог спасти своего брата Брайана (как это произошло, не сказано, но Си Джей всю вину возлагает на себя). Косвенно: из-за того, что он уехал из города после смерти Брайана, его не оказалось вовремя рядом, чтобы спасти мать. И в третий раз — наоборот: Свита он спасает, сражаясь почти в одиночку против целой толпы Балласов, хотя сам Свит просил его уходить, оставив брата умирать.
  • Sonic Adventure 2 — Мария Роботник играет эту роль.

Реальная жизнь[править]

  • К сожалению, довольно часто такая реакция появляется у врачей, полицейских, пожарных, спасателей и так далее, что может приводить затем к эмоциональному выгоранию и профнепригодности. Обратной стороной и одновременно вариантом психологической самозащиты является пресловутый «профессиональный цинизм»: склонность к чёрному юмору и подчёркнутое эмоциональное отстранение от пострадавшего.