300

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Общая информация
ЖанрПеплум
Страна производстваСША
Киностудия
РежиссёрЗак Снайдер
Автор сценарияЗак Снайдер, Курт Йонстад, Майкл Гордон
Когда вышел2006
Продолжительность117 мин.
Темный властелин наших палестин

300 (в русском переводе: «300 спартанцев», вариант: «Зооспартанцы», виной чему шрифт прокатного постера) — экранизация Зака Снайдера по мотивам одноименного комикса Фрэнка Миллера, пеплум о героической обороне Спарты тремя сотнями разгневанных мужчин под предводительством царя-героя Леонида и сокрушительной победе духа, облачённого в мускулистое тело, над превосходящими силами противника.

Как звучит, так и выглядит: в силу особо эпичного пафоса, а также специфических вида и поведения протагонистов 300 стал предметом бесконечных шуток и пародий — даже вполне официальной широкоэкранной Meet the Spartans (Знакомство со спартанцами). А особо энергичный эпизод, где царь Леонид сбрасывает со скалы чужеземца посла, попутно разъясняя основы законодательства своей страны, подарил миру аргумент «ЭТО! СПАРТА!» (This! Is! Sparta!). Кстати, импровизация: в комиксе, по которому снят фильм, фраза была написана куда спокойнее.

Один из эталонных образцов применения тропа «Ряженые под фэнтези».

Старое, слишком старое[править]

Приди и возьми

Также существует фильм 1962 года про это же самое. Историческая подоплека — Битва при Фермопилах 480 года до н. э. По легенде, персы послали Леониду гонца со словами «сложи оружие». Леонид ответил ныне крылатой фразой: «приди и возьми».

Кстати, кроме 300 спартанцев там было еще около 1000 периэков («неграждан» Спарты, со статусом примерно таким, как у русских в Латвии и Эстонии) и около 700 добровольцев из союзного города Феспии. 400 фиванцев как всегда забыли. Они то в последний день боя перебежали, но до этого сражались не хуже спартанцев. В знаменитой эпитафии искусно обойден вопрос о гражданстве героев: «Против трехсот мириад две здесь отважно сражались тысячи ратных мужей Лакедемонской земли. Путник! Иди, возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что их заветам верны, все мы костьми здесь легли!» Чтобы скрыть этот факт, в финале фильма 1962 года цитируется только вторая половина эпитафии.

Что здесь есть?[править]

  • Адские тренировки — именно так воспитывают спартанцев с детства, если верить фильму. Отправить маленького мальчика на охоту за огромным волчарой с условием «либо придёшь обратно в стильной меховой накидке, либо мы отправим вслед за тобой другого пацана сражаться с уже сытым зверем»? О боги, куда катится Спарта! Спартанские старейшины негодуют: в их время таких слюнтяйских испытаний никто не проводил! Только на медведя! И у ребёнка должны быть завязаны глаза и одна рука обязательно привязана к ноге!
  • Атака голым фронтом — излюбленный способ боя спартанцев. Благо, красивое накачанное тело не стыдно показать. А запредельный скилл пафоса и брутальности, видимо, защищает от стрел и мечей солдат царя Леонида и его самого намного лучше, чем доспехи.
    • Педаль в пол с бодибилдерскими телами — такие могли быть у атлетов и просто хорошо тренирующихся для себя граждан. Воины больше походили на современных борцов или стронгменов — огромная, но отнюдь не рельефная мускулатура под умеренным слоем жира. Потому что рельефное тело требует сложного правильного питания, относительно ненапряжной жизни с правильным режимом сна и работы, определённых тренировок (совершенно не тех, что для воина), а жировая прослойка не только защищает от холода и ран, но и нужный метаболизм легко поддерживается даже в походах и на одной чёрной похлебке, да и вообще на порядок сильнее и выносливее. Причём если античный воин мог сражаться голым фронтом, чтобы доспехи его не стесняли (такое случалось), то иметь атлетическое тело мог скорее случайный гражданин Афин, попавший в ополчение, но никак не профессиональный воин.
  • Боевые рабы — армия Ксеркса. Подсвечено Леонидом: «У тебя много рабов, Ксеркс, но мало воинов». Исторической действительности соответствует чуть менее чем никак: у тех же спартанцев процентное соотношение рабов-илотов к свободным гражданам было намного выше в сторону первых, чем у «варваров»-персов.
  • Воин и ремесленник — аркадийцы.
  • Грозный носорог - боевой носорог персов. В сиквеле показанные мельком носороги увеличены до гигантских размеров.
  • Заткни ганнибало — выслушав угрозы персидского посла, Леонид и его люди обнажают мечи, а на возмущение: «Это безумие!» отвечает: «Это СПАРТА!!!» и пинком отправляет его на дно колодца. Хорошее идейное продолжение исторического примера, хе-хе. Ну, или не очень.
  • Кровь фонтаном — троп используется для стилизации под комикс-первоисточник.
  • Мистер Фансервис — все 300 спартанцев и их царь Леонид. Также свои фанатки есть и у напомаженного Ксеркса.
  • Не в ладах с историей — сделано нарочито с педалью в асфальт ради правила крутизны. К тому же не следует забывать, что все события переданы в исполнении ненадёжного рассказчика. И вообще это не исторический фильм, а экранизация комикса, намеренно клюквенного и основанного на фильме 1962 года, который тоже во многом (правда, не в таких убойных дозах) не в ладах с историей.
    • Царских детей по жестокой системе агогэ не воспитывали. Считалось, что представители обоих царских семейств и так круты, поскольку являлись потомками Геракла.
    • Куда-то подевали второго царя, Леотихида. Т. е. он вполне мог отсутствовать (он командовал объединенным греческим флотом), просто складывается впечатление, что Леонид вообще единственный.
      • Второй царь не мог отсутствовать. Два царя нужны именно для того, чтобы один всегда оставался в городе, если второй уходит в поход.
    • Эпизод с убийством персидских послов в Спарте — анахронизм: он имел место до Марафонской битвы, а не накануне вторжения Ксеркса в Элладу.
    • Бессмертных режиссёр сделал похожими на урук-хаев и вооружил катанами.
      • Впрочем, Ксеркс своим видом выжимает педаль в пол, потому как реальный Ксеркс был обычным мужиком с длинной бородой и кудрявой шевелюрой, а снайдеровский больше всего напоминает лысого слаанешита с килограммами пирсинга на теле. Ирония судьбы: реальный Ксеркс скорее был похож на… киношного Леонида, только одет получше.
    • Участие в бою только 300 спартанцев считалось байкой даже среди самих древних греков. В реальности под Фермопилами со стороны Греции сражались как минимум около 4000 человек. Те самые 304 (sic!) — это личная гвардия царя Леонида.
      • Кстати, называлась она гиппеями (всадниками) и вовсе не просто так. Нет, в смысле, сражались они пешими, просто были одними из немногих спартанцев, имевших лошадей. В фильме царь с товарищами мотаются к Фермопилам пешочком, как будто рядовые спартиаты.
    • Предатель Эфиальт на самом деле был не спартанцем, а малийцем из Фессалии. И на Голлума он похож не был.
    • Гоплиты только в шлемах и набедренных повязках, носят плащи, а сражаются короткими копьями и махайрами? Знатоки античности массово фейспалмят: они-то в курсе, что:
      • Доспех гоплита включал в себя: наручи, поножи, почти полностью закрытый коринфский шлем, гипоторакс (нехилая такая анатомическая кираса) и наплечники, защищавшие руки от рубящих ударов.
      • Копьё длинное, метра 3, и из-за веса метнуть его было крайне проблематично. Зато в плотном строю оно незаменимо.
      • Махайра (aka копис) была кавалерийским оружием. В пехоте вместо неё использовался ксифос — одноручный меч листовидной формы, причём спартанский ксифос был, по сути, кинжалом — столь коротким, что его длину прочие греки высмеивали, а спартанцы отбрехивались лаконично, но довольно успешно.
    • Леонид погиб от меча примерно в середине битвы, и его тело несколько раз переходило из рук в руки? Не, не слышали: пусть его расстреляют из луков, причём самым последним и выпустив гораздо больше стрел, чем требовалось.
    • Появление в кадре Плистарха, который родился после смерти царя Леонида, мягко говоря, обескураживает.
    • В одной из сцен сражений персидские воины забрасывали спартанцев горшками с «греческим огнём», не зная, что он был изобретён в раннесредневековой Византии.
    • ИРЛ всё население Спарты, кроме девяти тысяч человек собственно спартиатов, а также многочисленных периэков, условно свободных, было илотами, полурабами-полукрепостными, а персы как зороастрийцы относились к рабству скорее негативно. В фильме получилась инверсия: спартанцы — свободный народ, а персы — главные рабовладельцы Древнего мира. Правда, стоит отметить, что в Персии царила типичная азиатская деспотия, где каждый, даже самый высокий и уважаемый, сатрап всё же оставался личным холопом великого царя царей. Тогда как в Спарте всё-таки имелось понятие о личной свободе. Речь, понятное дело, не идёт об илотах; древние греки верили, что свободы У ВСЕХ быть не может никак, напротив, чтобы хоть кто-то был свободен, некоторые должны стать очень несвободны.
      • И кстати, испытанием юного спартанца было прикончить под покровом ночи не кровожадного волка, а какого-нибудь невезучего раба… Правда, такому испытанию подвергались только те, кто затем входил в будущие «триста», а не любой спартиат.
    • Фокейская стена закрывала второй проход в Среднюю Грецию и находилась сбоку от греков? Да нифига, это всего лишь баррикада перед лагерем греков, находившаяся в самом ущелье.
  • Нестандартная заставка — в обычном вступлении Warner Bros. используется тёмно-золотая палитра на фоне грозовых туч и молний.
  • Основано на реальных событиях — которые произошли в комиксе Фрэнка Миллера «300».
  • Последний парад — демонстрируется в концовке спартанцами. Умирать, так с музыкой!
  • Пейзажное порно — образец для подражания, как надо делать пейзажное порно. Фильм имеет специфический комиксовый визуальный стиль в чёрно-жёлто-коричневых тонах, который по мере развития событий превращается из пейзажного порно в пейзажное гуро. Пейзажное порно отлично подчеркивает всякие непотребства, которые творились по мнению авторов в персидской армии, а пейзажное гуро дополняет реальное гуро, творящееся на экране.
  • Сломать строй ради атаки — спартанцы держат фалангу при атаке врага, затем нападают индивидуально, полностью позабыв о тактике. Хотя некоторые зрители считают, что это всё так рассказал Дилий, намеренно привравший, чтобы спартанцы выглядели крутыми мачо, а персы — гнусными дикарями.
  • Вдохновенная речь — перед каждым боем. Финальная речь Дилия настолько вдохновенная, что её слышат последние ряды собравшихся тридцати тысяч воинов.
  • Поворот кругом — Эфиальт в обмен на на женщин, деньги и… униформу.
  • Гора кровавых тел — аж две горы. Первую персы сделали из мирных жителей греческой деревни и частично прибили к дереву, вторую навалили спартанцы из тех трупов персидских воинов, которые не пошли на укрепление местной Фокейской стены вместо раствора.
  • Плохой хороший конец — Леонид с тремя сотнями спартанцев, за исключением Дилия, погибают, но вся Греция обращается против персидских захватчиков.
  • Наглая ложь: «Я просто иду на прогулку, размять ноги, а эти триста мужей — моя вооружённая охрана».
  • Герой в распятой позе — сражённый Леонид посреди своих павших воинов.
  • Крутой бородач — Леонид — яркий тому пример. Иронично, что в фильме 1962 года была инверсия: греки подчёркивали свою цивилизованность, щеголяя босыми лицами, а персы, поскольку «варвары», ходили бородатыми. В реальности же обе стороны, судя по статуям и барельефам, были примерно одинаково бородаты и вообще отличались не так сильно.
  • Лысый, как череп — Ксеркс не особо заморачивается с причёской. Другое дело украшения.
  • Руки-ножницы — руки-лезвия у персидского палача.
  • Голову с плеч — персидский мутант-великан был свиреп и грозен, но и он угомонился, когда Леонид, изловчившись, срубил ему башку. А другой великан у Ксеркса предназначен для того, чтобы рубить головы провинившимся военачальникам. А из положительных персонажей головы лишился, скажем, Астин.
  • В каждой руке по оружию — у бессмертных в каждой руке по мечу на подобие катаны.
  • Жанровая слепота — по сути, как спартанец, Астинос должен был быть ожидать нападения со спины даже вне боя и среагировать на обеспокоенный окрик отца.
  • Героическое самопожертвование — спартанцы рады умереть в бою, пожертвовав собой ради Греции.
  • Встречая пули грудью — встречая стрелы грудью.
  • Непокорные, несгибаемые, несломленные — спартанцы.
  • На колени перед Зодом — именно так требует Ксеркс от признающих его своим императором и богом. В первый раз Леонид с саркастическим сожалением отказывается от такого предложения, ссылаясь на ногу, затёкшую от колки солдат Ксеркса. Второй раз Леонид использует преклонение как тактический ход ради занятия максимально удобной позиции для самоубийственного удара по врагу.
  • Подпустить поближе — именно так оставшиеся спартанцы с Леонидом в последний раз встречают врага. До этого они на протяжении всего противостояния персам не нападают сами, лишь отражая вражеские нападения, что вызвано защитой прохода через ущелье.
  • Ты не пройдёшь! — когда ты перс и у тебя на пути встало три сотни спартанцев.
  • Земля дрожит от шагов: «Землетрясение». — «Нет, дружище. Это идут персы!»
  • Героический красный — одежда спартанцев (в реальности тоже, но оценки исторической Спарты зачастую переводят её в разряд зла, и не без оснований).
  • Спина к спине — в одной из сцен Артемий и Астин отбиваются от персов, стоя спина к спине.
  • Рубашка не нужна — фильм удачно сочетает и брутальность, и фансервис. Не нужны спартанцам не то что рубашки, но и латы (кроме щитов и шлемов), и даже Ксеркс — уж куда бы им казалось бы туда же? — ходит в одних трусах вместо того, чтобы щеголять дорогой царской бронёй.
  • Моя судьба в моих руках! — оракул, подкупленный персами, предсказывает поражение спартанской армии, что не останавливает царя Леонида.
  • Ультиматум Скарпиа — подобный ультиматум выдвинул подкупленный персами архонт царице Горго. В этом случае на карту поставлена не судьба отдельно взятой личности, а судьба всей страны. При этом архонт обещание не сдерживает, обвиняя царицу в попытке соблазнить его.
  • Вечное полнолуние — здесь простым полнолунием дело не ограничилось. В эпизоде, где Леонид карабкается на гору, огромная полная Луна занимает чуть ли не весь кадр.

Картинки[править]