9 рота

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
9 рота
9th company.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваРоссия
КиностудияПК «Слово»

«Art Pictures Group» Телеканал «1+1» Телеканал СТС Украинская медийная группа

Matila Rohr Productions
РежиссёрФёдор Бондарчук
Автор сценария
  • Юрий Коротков
Когда вышел2005 г.
Продолжительность139 мин
«

Окончен фильм. И я хочу, Подпрыгнув, как поэт когда-то, Воскликнуть: «Ай да Бондарчук!» Эх, жалко обрывать цитату.

»
— Эпиграмма Григория Борисова по поводу фильма «Борис Годунов» авторства Сергея Бондарчука

«9 рота» — художественный фильм в жанре военной драмы, снятый Фёдором Бондарчуком. В свое время считался очередным прорывом в отечественном кинематографе, стал самым кассовым фильмом 2005 г. и заработал множество престижных наград. Он даже номинировался на Оскар, но в шорт-лист в результате так и не попал. Вместе с тем фильм заработал и множество критических отзывов из-за искажения исторических фактов, хотя в титрах было заявлено, что сценарий основан на реальных событиях. В результате данная картина являет собой ярчайший пример проблемы противоположных оценок в отечественном кинематографе и в фильмографии Ф. Бондарчука в частности (учитывая, что последующие его работы принято уже ругать без всяких оговорок).

Сюжет[править]

Фильм начинается с дождливой сцены в призывном пункте где-то в Красноярске. Молодых ребят забирают в армию, уже мелькают лица главных героев, и нас постепенно с ними знакомят, как и с их характерными особенностями. Воробей со слезами прощается со своей девушкой Олей. Джоконду поднимают на смех за его желание взять с собой в армию кисти и краски. Пьяного Рябу друзья вносят в ворота на руках. Противный Чугун с ходу начинает козлить в отношении Воробья и делать оскорбительные намёки в адрес его девушки. А Лютый даёт по мордасам излишне болтливому парикмахеру. Потом главные герои встречаются, знакомятся и за кадром переносятся в учебную часть в Ферган, где к ним присоединяется призывник-чеченец, получивший прозвище Пиночет. Их принимает под своё крыло старший прапорщик Дыгало и устраивает для ребят трёхмесячный ад, из-за которого некоторые из них чуть было не исчезли из кадра, решив уже отказаться от отправки в Афганистан. Наконец они выпускаются, погружаются в самолёт и летят в Афган, непосредственно на войну. Тот встречает их сбитым самолётом (к счастью, другим), ребята с порога набираются впечатлений, а тут ещё их насильно разделяют. Пиночета и Рябу, а также ещё каких-то персонажей из массовки, отправляют в 4-й роту. А остальных, обозвав вместо приветствия хулиганами, алкоголиками и сексуальными маньяками, препроваживают в ту самую 9-ю роту, о которой и был снят данный фильм.

Парни знакомятся с «дедами» Хохлом, Афанасием и Курбаши, которые в свою очередь принимают их под свою опеку и, заставив забыть всё, чему их учили в учебке, начинают воспитывать их непосредственно в полевых условиях. В дальнейшем ребятам придётся пройти через многое — через первый бой, первое убийство духа (отличился Воробей), воровство тушёнки и празднование первого Нового года в Афганистане. Для большинства персонажей он оказывается и последним. На жёсткой боевой сцене фильм заканчивается, и далее под печальную мелодию идёт эпилог. До него удалось дожить только Лютому.

Актёры и персонажи[править]

  • Рядовой, а потом младший сержант Олег Лютаев, он же Лютый (Артур Смольянинов) — призывник по происхождению из социальных низов, детдомовец, тёртый калач, наиболее подготовленный к предстоящим испытаниям. Прирождённый лидер. Кажется агрессивным, но на самом деле имеет золотое сердце — того же самого рохлю Воробья берёт под свою опеку.
  • Рядовой Владимир Воробьёв по прозвищу Воробей (Алексей Чадов) — слабак и неженка, менее всего пригодный для службы в Афганистане. Если на эту войну попадали добровольно, остаётся только догадываться, кто вдохновил Воробья по своему желанию отправиться туда. В оригинале сценария Юрия Короткова, попав в Афганистан, получил на вооружение гранатомёт.
  • Рядовой Руслан Петровский с кличкой Джоконда (Константин Крюков) — художник и интеллектуал явно непростого происхождения, сноб и гордец. В дальнейшем его талант был по достоинству оценён как в учебке, так и в Афгане. А к нему впридачу был открыт ещё один — поразительная меткость. Потому стал снайпером.
  • Рядовой Чугайнов или Чугун (Иван Кокорин) — неприятный поначалу парень, постоянно докапывавшийся до Воробья, которого ненавидел за то, что тот оставил свою девушку на гражданке нетронутой. Сам Чугун сделал то же самое, женившись на девственнице и на следующий же день, так и не переспав с молодой женой, отправившись служить. Поступил он так, поскольку был патологическим ревнивцем и хотел оставить для себя возможность подловить жену при возвращении в техническом нарушении девственности, а стало быть, в измене. Будучи в армии, продолжал мучиться от ревности и подозрений и срывал злость на Воробье, оскорбляя девушку последнего и обвиняя её в том, в чём втайне подозревал свою собственную супругу.
  • Рядовой Рябоконь, он же Ряба (Михаил Евланов) — первый из героев, кто увидел войну во всём её безобразии после попадания в Афганистан. Был после этого воссоединён с друзьями, демонстрируя взгляд на тысячу ярдов и бездонный колодец жизненного опыта в глазах. Одновременно с этим оказался первым из дыгаловских птенцов, кто был в дальнейшем убит на этой войне.
  • Рядовой Сергей Стасенко, он же Стас (Артём Михалков) — весёлый и добродушный парень, явно из деревенских, видимо, самый старший из них, поскольку единственный отправился на войну, имея на гражданке сложившуюся семью с маленьким ребёнком. Что характерно, от рук ребёнка же и погиб, будучи в Афганистане.
  • Рядовой Бекбулатов, также Пиночет (Сослан Фидаров) — призывник из Грозного, присоединился к главным героям уже в учебке. Вместе с Рябой позже был разлучён с остальными, но, в отличие от того, ему повезло дожить до конца фильма.
  • Рядовой Серый (Иван Николаев) — призывник, у которого тяжело болеет мать, что заставило его решиться на отказ лететь в Афганистан, о котором он на построении, впрочем, так и не заявил. Потому что хотел это сделать только в паре с Воробьём, а тот в последний момент вдруг обрёл мужество и отрицательно покачал головой. Остаётся только догадываться, как вообще в военкомате додумались отправлять единственного сына тяжело больной женщины на войну, если обычно таковых даже просто в армию призывают весьма неохотно. В оригинальном сценарии Короткова командование само отправляет Серого дослуживать возле дома. «Не имею права [посылать в Афганистан]. Ни как офицер, ни как отец».
  • Старший прапорщик Александр Дыгало (Михаил Пореченков) — воспитатель будущих советских десантников в учебке, который обещал (и выполнил обещание) «драть их три месяца подряд, не вынимая, двадцать четыре часа в сутки». В прошлом сам участвовал в войне, был контужен и уволен из рядов вооружённых сил, но не оставлял надежды вновь туда попасть.
  • Прапорщик Сергей Погребняк по прозвищу Хохол (Фёдор Бондарчук) — заменяет Дыгало в Афганистане в роли воспитателя, старательно отыгрывает сержанта Кремня, не забывая, впрочем, гонять своих подопечных на вражеской территории за спичками.
  • Сержант Афанасий (Дмитрий Мухамадеев) — крутой усач в тельняшке, с татуировкой в виде нарисованного по памяти лица вожделенной всеми призывниками Белоснежки, санитаркиной дочки.
  • Старший сержант Курбангалиев по прозванию Курбаши (Амаду Мамадаков) — военный медик, меланхоличный казах, которого война достала настолько, что даже хочет по возвращении завязать с профессией.

И другие персонажи, коих, в целом, дофига.

Тропы и штампы[править]

  • А 220 не хочешь? — Чугун по привычке продолжал поддразнивать безответного Воробья, не ожидая, что тот однажды неожиданно впечатает ему в морду. А не нужно выхватывать из рук долгожданное письмо от любимой девушки и глумиться над ним!
  • Автомат Калашникова — разумеется, в фильме про советскую армию он — главный герой.
  • Адские тренировки — то, чему призывники подвергались в учебке, почти приближается к этому идеалу.
  • Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры — оттуда родом Курбаши «Медицина».
  • Безумный художник и Житель Страны Эльфов — Джоконда. Нет, психических заболеваний вроде бы не имеет и от реальной жизни не настолько оторван. Но, чёрт возьми, он всё это на полном серьёзе? Хочет отправиться в Афганистан на войну только ради поиска источника для вдохновения, притом непосредственно с темой войны не связанного, просто на основании каких-то фрейдистских теорий? Разве это не круче отрезанного уха Ван Гога?
  • Брутальный лысый — лысиной Фёдора Бондарчука посверкивает брутальный прапор Сергей «Хохол» Погребняк.
  • Буквально понятые слова — Лютый перед последним учебным штурмом высоты, удерживаемой другим отделением, отдал команду со словами «Мне похер, как, хоть зубами грызите». Воробей последовал рекомендации буквально и на самом деле уцепился зубами в чью-то ногу…
  • В общем, все умерли — почти все.
  • Война — это…
    • …круто — по крайней мере, по мнению Джоконды, ещё не повидавшего настоящий Афганистан. «А на войне только жизнь и смерть, и ничего лишнего. Война — это красиво!»
    • …кошмар — собственно, фильм в первую очередь об этом. Данную картину можно обвинить во многом. Но тот факт, что война — это страшно, в ней не оспаривается и не искажается. В том числе и прямым текстом подсвечивается, например, в речи Лютого при его ответе на процитированную выше реплику художника: «Тебе что красиво? Красиво, когда кишки на гусеницы наматываются?»
    • …смешно — забавных и нелепых моментов в фильме более чем хватает. Как при показе учебки, так и самой войны.
  • Война в Афганистане в целом и Афганская война 1979 - 1989 в частности — основная тема фильма.
  • Восток против Запада — огромная разница двух менталитетов разъясняется будущим десантникам на лекции капитаном в исполнении Алексея Серебрякова. Ученики его, правда, слушают вполуха, потому что им «всё равно, кого мочить».
  • Все женщины — распутницы — в этом на сто процентов убеждён Чугун, что заставляет его терзаться от ревности при воспоминаниях об оставшейся на гражданке жене. Странно, что при этом Белоснежка — живое воплощение его предрассудочных представлений о женщинах — отвращения в нём не вызывает, а напротив, возбуждает.
    • Логично, что не вызывает. Его ведь терзает от ревности не потому, что он испытывает отвращение к распущенным женщинам, а от того, что она изменит ему, такому замечательному. Надо сказать, что Чугун высказывает еще не самое худшее представления о женской распущенности. Он, по крайней мере, считает, что раз не переспал с женой после свадьбы, та будет ждать его из армии, не вступая в половые связи, чтобы не спалиться. Другой бы не считал это гарантией, ведь на женском теле есть и иные разъемы… И что она являлась девственницей до свадьбы тоже не факт.
  • Высокоточный матснаряд — а как ещё назвать того, кто, зная, что он теперь на настоящей войне, а не в учебке, заснул на посту? Разумеется, долбоёбом.
  • Горы и горцы — один из главных героев Пиночет, а также десантник с дальнего гарнизона Ашот (который не хотел «хлебать говно» вместе с Михеем).
  • Глухое ожидание перемен — события фильма происходят в последние годы Перестройки. Михей вслух говорит об этих событиях, о которых им рассказывают по радиоприёмнику. А в эпилоге Лютый верхом на БТР, покидая Афганистан, одновременно покидает и СССР и въезжает прямиком в эпоху бесславных девяностых.
  • Грозная репутация — у «монументального мужика» капитана Быстрова, командующего 9-й ротой. Потому местные называют его «злым великаном» (Кохраманом по персидски, قهرمان).
  • Девственность — это отстой — сослуживцы постоянно стебут Воробья за его целомудрие, не достойное, по их мнению, настоящего солдата.
    • Прототип «Джоконды» от эпизода с «Белоснежкой» тоже был не в восторге, утверждая, что мы, конечно, были молодые-горячие, но чтобы так…
  • Детдомовец — Лютый.
  • Дети-солдаты — один из них, афганский мальчик с «калашом», убил Стаса, выстрелив тому в спину.
  • Драматическая болезнь — контузия прапорщика Дыгало. И обезображивающие лицо шрамы. А до этого был «хороший парень, весёлый, смеялся».
  • Драматическая смена причёски — происходит в парикмахерской, где персонажи меняют гражданские шевелюры, каре и полубоксы на казённые армейские «ёжики». Лютый подсвечивает связь смены прически с крутым поворотом в своей жизни, в слоу-мо проведя ладонью по обритой голове, сопровождая это крутым проходом.
  • Дружественный огонь — из-за него погиб в самом конце фильма Афанасий. Слишком далеко высунулся из-за укрытия и слишком громко заорал: «Ура! Наши!» И заработал случайную очередь в грудь из станкового пулемёта с советского вертолёта.
  • Закадычные враги — десантник с дальнего гарнизона Патефон и душман Ахмед. Прежде чем начинать перестрелку, обязательно здороваются друг с другом и обмениваются для порядка ругательствами.
  • Злые партизаны — душманы по отношению к советским десантникам.
  • Игры азартные и не очень — в картишки режутся «деды», пока молодняк закрепляется на высоте. Правда, вместо денег расплачиваются друг с другом расписками с обещаниями заплатить проигранную сумму при возвращении на гражданку.
  • Кнопка берсерка — вы рискуете своими зубами, когда хоть в чём-то сравниваете Пиночета со свиньёй. Ибо у мусульман свинья — это грязное животное. У них за такие слова убивают.
    • Ест как свинья — в этом обвинил Пиночета некий «чмырь», который тем самым и надавил ему на эту кнопку.
  • Может, магия, а может, реальность — амулет, подаренный Лютому дембелем-сверхсрочником, столкнувшимся с ним в аэропорту. Не он ли помог нашему герою стать единственным выжившим после финального боя? А сам дембель погиб в сбитом ракетой самолёте только потому, что лишился магической защиты амулета, подарив артефакт Лютому? Бр-р-р! Кто его знает…
  • Мужчины не плачут — здесь они плачут, и очень часто. Не считая Воробья, который в принципе весь фильм вёл себя как девочка, слёзы проливал Дыгало, когда ему отказывали в отправке обратно в Афганистан.
  • Наделать в штаны — Воробей напрудил в штаны от испуга во время учений, когда над его головой проехал танк. Закономерно подвергся насмешкам от сослуживцев, которых быстро осадил Дыгало: «Можешь сопли на кулак мотать, можешь маму звать, в штаны ссать, а поставленную задачу должен выполнить! Умри, но сделай! Он сделал!»
  • Неконсумированный брак — Чугун, женившийся накануне дня призыва. «Ну, говорит, теперь я твоя. Давай, говорит, теперь жена, теперь положено. Думает, что я совсем дурной! А я ворота отворю — гуляй два года! Всю ночь ревела: как же, говорит, жена — и нетронутая. А я говорю: приду, проверю, не дай Бог, увижу — убью, суку! Так и оставил…» Приходить и проверять оказалось некому.
  • Непристойно — значит, смешно: что поделать, герои — всего лишь мальчишки. Тем более военные. Кто не похабничает, тот не солдат. Потому они так заразительно хихикают над Джокондой, который на лекции по взрывному делу слепил из куска пластида фаллос…
  • Неуставные взаимоотношения — проще говоря, дедовщина. «Старички» в лице Хохла, Афанасия и Курбаши не зверствуют, но всё равно позволяют себе погонять салаг.
  • Основано на реальных событиях — для нашей страны чуть ли не кодификатор, поскольку эти же слова были белым по чёрному напечатаны на экране. Притом что к тем самым реальным событиям фильм имеет весьма опосредственное отношение. Бондарчук ошибки учёл и следующий свой «исторический» фильм «Сталинград» снимал уже без «отсылок к реальным событиям».
  • Ошибка слепого — майор-подрывник на лекции по взрывному делу из-за слабого зрения не разглядел, что Джоконда слепил из учебного пособия половой член… и тыкал им в воздух, дополняя этим жестом свои объяснения, чем вызывал гомерический хохот призывников.
    • Смешнее всего то, что в этот момент он именно что говорит: «Не тыкайте им [пластидом] куда попало!». И весьма экспрессивно говорит…
  • Оральная фиксация — спичка, постоянно зажатая в уголке рта у Джоконды.
  • Пацаны с раёна — Лютый явно из их числа, учитывая его повадки, жесты и нередко срывающиеся с уст характерные выражения.
  • Печальный символ — рисунок, подаренный Стасу его сынишкой. После смерти Стаса друзья подобрали рисунок продырявленным и заляпанным кровью.
  • ПТСР — ярко выражен у Дыгало, получившего контузию и заработавшего комплекс вины выжившего после того, как он остался один после гибели его взвода в сражении. На этой почве, видимо, страстно желает умереть, желательно на поле боя, дабы придуманную самим собой вину изгладить. Потому и продолжает настойчиво атаковать все возможные министерства с просьбой отправить его обратно в Афган. Также ПТСР появился у Рябы, попавшего в ту же переделку, что и его бывший воспитатель. И можно предположить, что Лютый за кадром тоже будет им страдать.
  • Раш — в последней битве «чёрные аисты» атакуют высоту в полный рост, наступая сплошной волной, чего в реальности никогда не делали.
  • Сало и горилка — украинцы Сергей «Хохол» Погребняк и десантник с дальнего гарнизона по имени Михей, так смешно разговаривающий на родной мове.
  • Самоуверенный мерзавчик — парикмахер, остригавший Лютого. Попытался колотить понты, хвастая своим «халявным» тёпленьким местечком, за что и получил по морде от восстанавливающего справедливость Лютого.
  • Секс перед битвойпедаль в пол. Сексом занимаются с одной и той же женщиной целая толпа мужчин (спасибо, что не одновременно). И впереди у них не одна битва, а череда их… да что там, целая война! С которой почти никто из них не вернётся…
  • Сержант Зверь — старший прапорщик Дыгало, разумеется. Возможно, самый яркий представитель данного тропа в отечественном кино, тем более, что образ Дыгало переполнен доверху отсылками к сержанту Хартману из «Цельнометаллической оболочки», вплоть до прямого цитирования реплик последнего. «Вы здесь даже не люди. Вы здесь — говно. А людей из вас буду делать я!»
  • Синие, как лёд, глаза — у старика из кишлака, который так сильно напугал Джоконду.
  • Смищной аксэнт — у Ахмеда: «Я тваю маму абал, папу абал, брат-сестра абал!»
  • Снобы против жлобов — суть конфликтов между Джокондой и Лютым. Слишком велика разница между парнями в плане социального происхождения, воспитания и образования.
  • Случайное убийство — наверное, друзья Воробья так и не узнали, что он стал первым среди них убийцей «духа» только потому, что палец рефлекторно дёрнулся на спуске, когда тот самый «дух» оступился на камне при отступлении. А до этого он заговаривал Воробью зубы очень милой беседой, и тот даже не думал его убивать.
  • Теперь банановый — многие считают фильм «Девятая рота» «Цельнометаллической оболочкой» С. Кубрика и отчасти «Взводом» О. Стоуна, только с Афганистаном вместо Вьетнама. Отношение к этому тоже разнится. Одни считают, что им показывают талантливо собранный набор отсылок и оммажей, другие называют фильм Бондарчука обыкновенным плагиатом.
  • Увеселительная травка — ею обкурились главные герои втайне от Дыгало перед самой отправкой в Афганистан. Ну правильно, может, последний раз удовольствие испытываем, гулять так гулять! Воробей заодно узнал от Лютого, что такое цыганский косяк.
  • Красноярск и его окрестности — родина большинства главных героев. Здесь же они призываются в армию.
  • Целомудренный герой — Воробей. Отчаянно цеплялся за свою девственность, потому что не мог «как животное, с кем угодно, где угодно». Девственником и погиб.