Alexander Senki

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Завоеватель.jpg

«Александр Завоеватель/Военная хроника Александра» — корейско-японское аниме, выпущенное в 1999 г. на основе книжной трилогии «Gensou Koutei: Alexander Senki» («Императорская фантазия: Военная хроника Александра»), созданной Хироси Араматой. Один из главных дизайнеров сериала — создатель «Æon Flux» Питер Чанг, благодаря чему аниме отличается красивым, но довольно шизофреническим дизайном всего и вся.

Сюжет — история Александра Македонского в сказочной и несколько сюрреалистической интерпретации. Например, сам Александр здесь — полубог, способный в одиночку разбить армию противника. Его соперники — пифагорейцы, зоротоастрийцы, брахманы — тоже обладают сверхъестественными способностями. Даже Буцефал, конь Александра — мутант-людоед, созданный Аристотелем. Окончательная же цель Александра — не просто основать своё государство, а разрушить существующий мир, к чему его с самого рождения готовит эксцентричная мать Олимпиада. Дополняет мозгодробилку теория Пифагора о числах.

По этой причине не надо орать про «не в ладах с историей». Историческим это аниме быть даже не пытается.

Действующие лица[править]

  • Александр. «Король демонов», «Демонический царь-разрушитель», «Сын ведьмы» — как его тут только не называют! Сама Олимпиада утверждает, что родила его от Зевса, но стоит ли это понимать буквально — вопрос сложный. Нарисован двухметровым, мускулистым, длинноволосым красавцем с чуточку женственным лицом. Весьма умён, великолепный боец, отличный командир (хотя надо сказать, этот свой талант он проявляет реже прочих), уважаем своими соратниками, которые готовы идти за ним в огонь и в воду. Бесстрашен и готов без лишних сомнений противостоять хоть армии нежити, хоть воле богов. Обладает мистическими силами не совсем понятной природы — можно сказать, что мир откликается на его волю: то внезапно происходит затмение Луны, то его удары буквально сотрясают землю. Возможно, в этом варианте истории он действительно полубог. А про энергетическую бурю, с помощью которой Александр уничтожил полмиллиона персидских солдат, а заряженным копьём убил Дария и перевернул гигантский бронетранспортёр персов, и вовсе нечего сказать. Александр мечтает дойти до края известного ему мира — до Индии. Сразившись там с некой божественной силой и встретив самого Пифагора, он таки поворачивает обратно, успешно возвращается домой и готовит новые завоевания.
  • Пифагор. Долгое время кажется, что он — главный антагонист, так как именно его последователи всё время пихали Александру палки в колёса. Однако в сюжете Пифагор появляется лишь в самом конце, на пару минут, где и рассказывает, что не приказывал своим ученикам мешать Александру. Пифагор лишь предвидел разрушение Александром мира — и его возрождение. Сам Пифагор сумел постичь фундаментальные принципы устройства вселенной и достичь некой «могилы всего сущего» — потустороннего места, внутри которого хранится весь мир (вышел за рамки трёхмерного бытия?). В процессе, судя по его коже и глазам, превратился в какого-то пост-человека. Также Пифагор построил «архит гномон» — гигантский вычислительный механизм, показавший, какое из иррациональных чисел раскрывает истины мироздания (бесконечность), и создал монстра Залмоксиса, который в итоге перетащил эту машину на остров Самофракия.
  • Олимпиада. Мать Александра, жрица Геры (и её далёкий потомок), ведьма и вообще интересная личность. Любит змей, и даже странно, что на протяжении сюжета не оборачивается горгоной. При рождении Александра увидела будущее, в котором весь мир будет у его ног, и готовила парня к этому с детства. Но, несмотря на всё это и собственную долбанутость, искренне любит Александра, и тот отвечает ей взаимностью (в некоторых сценах кажется, что Олимпиада слегка заигрывает с Александром — или это автор статьи совсем испорченная?). До того, как вышла за Филиппа II, обитала на Самофракии, где вовсю развлекалась жуткими тёмными ритуалами. Собственно, на одном из таких ритуалов (в котором некоторое участие принимал и Залмоксис) она с Филиппом и познакомилась.
  • Филипп II. Отец Александра (вероятно), на начало сюжета царь Македонии, брутальный накачанный мужик. С сыном не очень ладит, с Олимпиадой — тем более. Когда Олимпиада рожала Александра, Филипп зачем-то кинулся на охранявшую её змею, и змея, защищаясь, выкусила ему левый глаз. Проблем добавила и уязвлённая гордость — например, в первом же своём сражении Александр, забив на приказы Филиппа, долго высматривал, куда лучше атаковать, в итоге превратил патовую ситуацию в блестящую победу, но Филиппа своеволие Александра (и резкое увеличение его популярности) здорово задело. Филипп не придумал ничего лучше, чем прислушаться к Атталу — одному из своих советников, развестись с Олимпиадой и взять новую жену — Эвридику, дочку Аттала. Хитрый Александр, впрочем, ничего не стал с этим делать, тем самым свалив всю грязную работу на чокнутую мамочку, и та радостно извела и Филиппа, и бедняжку Эвридику (которую еще и свела с ума наведёнными кошмарами), подослав к ним одурманенных убийц. А козлом отпущения оказался Аттал.
  • Аристотель. Наставник Александра, ученый, изобретатель и колдун с толком не раскрытыми ментальными способностями. Как оказалось, вёл свою игру, надеясь с помощью Александра заполучить платоногедрон — но тронулся умом, узнав, что эта штука собой представляет.
  • Диоген. Изображен пузатым, плешивым коротышкой, живёт в бочке. В Афинах его называют «Собакой», посмеиваются над его придурковатыми выходками и одновременно уважают за мудрость. Владеет магией пространства — мир внутри его бочки представляет собой отдельную вселенную. Прослышав о Диогене, Александр пришел к мудрецу за наставлением. Александр рассказал ему о видениях Олимпиады, о своей неуёмной жажде завоевывать новые земли и двигаться дальше, несмотря ни на что. Диоген объяснил ему, что без разрушения старого невозможно создать новое, а «разрушение старого», в свою очередь, можно трактовать очень широко, и демонический царь-разрушитель может оказаться величайшим созидателем, чем отбил у Александра последние сомнения. Далее выясняется, что Платон попросил Диогена спрятать платоногедрон, что тот и сделал, выбросив эту штуку в «хаос вселенной».
  • Кассандра — племянница Аристотеля и подруга детства Александра. Талантливая воительница, по указанию своего дяди она последовала в поход вместе с царём македонцев, став единственной женщиной среди его боевых соратников. Однако добрейший Аристотель не забыл снабдить её несколькими внедрёнными в подсознание безусловными приказами, после активации одного из которых она попыталась убить Александра. Но её друг Клит не дал цареубийству свершиться, а Александр позволил Кассандре остаться в его окружении — она стала его телохранителем.
  • Филота — приближённый Александра и сын Пармениона. Был приставлен своим отцом следить за молодым наследником, но вскоре проникся величием Александра и стал его верным товарищем. Позже отец сообщил Филоте тайну о предсказании, сделанном Олимпиадой ещё до рождения сына Филиппа, но и это не смогло поколебать его верности молодому царю. Прошёл с ним до Персии, где был обвинён в измене царю и подвергнут забиванию камнями. Александр хотел остановить экзекуцию, но сам Филота не позволил этого, ради блага царства потребовав продолжить казнь.
  • Гефестион — друг и телохранитель Александра. Молчаливый крутой с кольцом в носу, необычной причёской и цветом волос. Скрывает нижнюю часть лица маской. Неплохо играет на лире, сражается метательными кинжалами. Дошёл с Александром до Индии, где и погиб, защищая царя от удара мертвеца, поднятого индийскими брахманами. Умер на руках у Кассандры, напоследок поручив ей защищать царя.
  • Клит — македонский полководец, сподвижник царя Александра. Единственный из центральных персонажей, кто носит штаны. Непревзойдённый мастер конного боя на копьях — тогда ещё царевич Александр попросил его быть его скоростью, наравне с царским конём Буцефалом. С тех пор Клит был всегда рядом со своим правителем, прикрывая его от вражеских воинов и убийц. Когда же на Александра подняла нож Кассандра, в которой активировалась заложенная Аристотелем программа, он безропотно прикрыл царя собой. Умирая от ранения в грудь, Клит завещал пришедшей в себя девушке стать скоростью Александра вместо него.
  • Птолемей — македонский воин, приближённый Александра. Носит на голове обод, а глаза скрывает странной маской, которая делает его похожей не то на Робина, не то на Чара Азнабля[1]. Мнителен и осторожен, не любит рисковать. Тем не менее, Птолемей — достаточно умелый воин, а оракул египетского храма бога Аммона предсказал, что он станет правителем мира после Александра. Когда царь македонян действительно стал правителем ойкумены, Птолемей убедился в правдивости пророчества, и, не желая бороться с судьбой, попытался убить Александра, что бы взойти на его трон. Покушение не удалось, но Александр не стал наказывать своего приближённого, заметив, что тоже не будет вставать на пути у судьбы. Как показало видение Александра, Птолемей действительно стал царём Египта, достроил город Александрию и похоронил самого царя македонян в расположенной там пышной гробнице.
  • Антигон — полководец Александра. Одноглазый крутой старый воин, прячущий своё увечье за полумаской, прикрывающей правую часть головы. Носит золотые серьги. Ветеран множества боёв, он прибыл в стан Александра, заслышав о том, что молодой царь собирается воевать с Персией. В лагере армии греков он сразился с Клитом, но тот оказался искуснее в бою на копьях; тем не менее, расстались они друзьями. Прошёл весь путь вместе с Александром, уцелев в сражениях от Исса до Индии. В финале отправляется вместе с Александром и Кассандрой завоёвывать Аравию.
  • Динократ — солдат македонской армии. Простой фалангит, этот рыжеволосый юноша знаком с учением зодчих Диониса и умеет создавать удивительные механизмы, вроде заводных игрушек-подобий птиц и животных. Однажды он встретил царя Александра и, не узнав того, раскритиковал царский проект постройки города Александрия. Александр, впрочем, не стал спорить и поручил Динократу руководить строительством нового города — царю было видение, показавшее, каким величественным мегаполисом будет Александрия спустя века.
  • Филипп — талантливый лекарь из Лидии, ученик Гиппократа. Встретился с Александром в Гордионе, где врач держал асклепион и лечил жителей города. Царь потребовал, чтобы лекарь присоединился к его войску, но Филипп объяснил, что согласно пророчеству может служить лишь тому, кто распутает Гордиев узел. После того, как Александр вышел на главную площадь города и разрубил узел Гордия своим мечом, лидиец присоединился к армии и стал личным лекарем царя. На самом деле был тайным пифагорейцем и после поражения Дария получил от собратьев по вере приказ отравить Александра, если тот переживёт первое покушение. Однако по какой-то причине он не стал этого делать, а рассказал болезному царю о настоящей тайне острова Самотраки, дал ему действенное лекарство, а сам отравился выданным ему пифагорейцами ядом.
  • Дарий Третий. Царь персов, захвативший власть при помощи военного переворота. Афины обратились к нему с просьбой заключить союз против Македонии, но Александр со своими друзьями пробрались в Вавилон и сорвали переговоры. Когда Александр начал свой завоевательный поход, Дарий собрал огромную армию и отправился навстречу. В битвах не принимал участия, оставаясь на борту бронетранспортёра. Однако, когда в решающей битве при Гавгамелах Александр включил свою суперсилу, Дарий приготовился к поединку и даже некоторое время блокировал брошенное Александром копьё — пока не сломался меч. В конце сериала вернулся во главе армии нежити, сражался с Александром при поддержке брахманов, едва не победил, но под его удар подставился Гефестион. Секундная заминка стала для Дария роковой.

Тропы и штампы[править]

  • Анахронизм — педаль в асфальт. Местная архитектура и внутреннее убранство помещений представляет собой эклектичную смесь античных, современных и фантастических дизайнов в сочетании с невозможными техническими устройствами.
    • Лекарь Филипп из Лидии использует вполне современно выглядящий набор медицинских инструментов и приспособлений.
  • Безликие головорезы — солдаты Персидской державы. Рядовые пехотинцы и всадники полностью закованы в броню, гвардейцы Дария скрывают лица под шлемами-масками.
  • Зловещие красные глаза — Александр. Когда он победил Дария и провозгласил себя богом, глаза на его золотом нагруднике начали светиться красным. А его собственные — потусторонним голубым.
  • Билингвальный бонус — большинство важных надписей и текстов, появляющихся в произведении, написано на греческом языке, да и герои периодически произносят слова на этом языке, особенно если это некие сюжетные понятия и отсылки к истории философии.
  • Вывих мозга — о, его тут хватает, и шизофренический дизайн — это только начало. Но, в принципе, ничего совсем уж непостижимого тут нет. Кроме одной вещи, о которой ниже.
  • Макгаффин — платоногедрон. Что это вообще за штука? Читайте: «Философия четырёх элементов Платона содержит в себе особый математический смысл, позволяющий обнаружить принцип строения всей вселенной в твёрдом теле — платоногедроне. Артефакт был создан Платоном в подземельях Самофракии при помощи архит гномона. Таким образом, всё основано на четырёх элементах (земле, огне, воде и воздухе), а первичным принципом вселенной является Сфера. В последствии, весь мир был помещён в платоногедрон, который стал его истиной и истоком всего порядка». Вот так! Понимайте как знаете.
    • Описание подозрительно напоминает «искорку» (это что?)из произведений Командора (Крапивин?)
  • Мисс и Мистер Фансервис — проще сказать, кто тут не попадает под эту характеристику.
  • Пейзажное порно: местная архитектура — это что-то с чем-то.
  • Зверолюди — индийские брахманы. Звериные морды, пятнистые шкуры и некромантия — в последнем бою с армией Александра они подняли и отправили в бой против него армию из всех его врагов, павших от рук воинов македонского царя.
  • Мраккультисты — культ кабиров, чьи мистерии посещали Олимпиада и царь Филипп на острове Самотраки. В наличии кровавые человеческие жертвоприношения и оргии.
    • Также последователи Пифагора и Зороастра, с прикрученным фитильком — не однозначно злые, но тайные общества, имеющие свои цели и широкий выбор средств их достижений.
  • Одевается в секс-шопепедаль в пол: все сюжетно значимые персонажи носят крайне вычурные и открытые костюмы (фирменный дизайн персонажей корейско-американского аниматора Питера Чанга, знакомый по Æon Flux). Штаны можно заметить только у персонажей массовки с обеих сторон, все прочие, хоть мужчины, хоть женщины, щеголяют открытыми спинами, животами, бёдрами и ногами.
  • Очевидный ниндзя — убийцы и лазутчики пифагорейцев носят ну совсем не выделяющуюся на общем фоне праздника открытого тела глухую тёмную одежду, скрывающую лицо и фигуру целиком. Впрочем, они умеют летать и проходить через стены, так что проблем с маскировкой не испытывают.
  • Правило крутизны — на нём всё и держится. Главный герой внезапно обретает божественные силы и в одиночку уничтожает целую армию? Ничего другого от эпической истории и не ожидаешь. Злодеи умеют останавливать время, летать и комбинироваться в огромного шестирукого бойца? Хорошо, ведь иначе бы они ничего не могли противопоставить такому герою.
  • Религия — это магия — однозначно. Жрица Олимпиада занимается тёмными ритуалами и ведьмовством, пифагорейцы, брахманы и жрецы Заратустры владеют различными сверхъестественными способностями — магия превращения, иллюзий и перемещения применяется ими очень часто.
  • Все оттенки серого — все конфликты Александра с силами, ему противостоящими. Он — герой, но и у его противников есть достойные мотивы с ним бороться.
  • Хитрый план — за всеми событиями похода Александра в Азию стоял Аристотель, пытавшийся таким образом добраться до платоногедрона.
  • Шизотех — многочисленные невозможные устройства, особенно боевые машины. Созданные Аристотелем боевые гиганты и трансформирующиеся доспехи македонских фалангитов против передвижной наземной крепости царя персов Дария, боевых огнемётных слонов и серпоносных колесниц, выглядящих как бронированные жатки.
  • Эффект горностаевой мантии — Александр, равно как и его спутники, постоянно ходят в одних и тех же костюмах, переодеваясь в броню только к сражению. Однако при этом он, не меняя одежды и не скрывая лица, легко остаётся неузнанным простыми солдатами своей же армии.
  • Шлем — это не круто — и главный герой, и его спутники шлемов не носят и в бою, и вне боя. Какое-то подобие защиты головы носят только Гефестион, Птолемей и Кассандра.

Примечания[править]

  1. Это сходство подчёркивается тем, что в оригинальной японской версии Птолемея озвучивал актёр Сюити Икеда, бессменный сэйю Чара.